DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.101.11.092
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Научная статья
Григорович С.И.1' *, Птушкин А.С.2
1 2 Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Новосибирск, Россия
* Корреспондирующий автор (aliss.prostomolotova[at]yandex.ru)
Аннотация
Актуальность проблем мотивации к занятиям физической культурой определяется полимотивированностью данного вида деятельности.
Сочетание и степень выраженности потребностей определяет непосредственно иерархию мотивов. На сегодняшний день здоровый образ жизни пропагандируется практически везде, что связано с тем, что за последние годы здоровье нации значительно ухудшилось за счет вредных привычек, отказа от спорта и пр. В статье рассказывается о формировании положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом, как у взрослого, так и подрастающего поколения. В результате исследования авторами сделан вывод об основных мотивах, занимающихся физкультурой и представлены рекомендации повышения мотивации к занятиям физической культуры и спорта.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, здоровье, положительная мотивация.
RECOMMENDATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION LESSONS
Research article
Grigorovich S.I.1' *, Ptushkin A.S.2
1 2 Siberian State University of Telecommunications and Computer Science, Novosibirsk, Russia
* Corresponding author (aliss.prostomolotova[at]yandex.ru)
Abstract
The relevance of the problems of motivation for physical education is determined by the diversified nature of this type of activity.
The combination and degree of expression of needs determines the hierarchy of motives. Today, the promotion of a healthy lifestyle is incredibly widespread due to the fact that in recent years the health of the nation has significantly deteriorated because of bad habits, refusal to take part in sports activities, etc. The article describes the formation of a positive attitude towards physical culture and sports, both among adults and the younger generation. The article concludes describing the main motives of those engaged in physical education and presents recommendations for increasing motivation for physical education and sports.
Keywords: physical culture, sport, health, positive motivation.
Введение
Образ жизни человека, а также окружающая его среда оказывают непосредственное влияние на здоровье человека. Сегодня здоровый образ жизни - это уже не только просто физически здоровый человек, но и «здоровая личность», что в результате будет способствовать формированию нации, здоровой и сильной. Состояние организма индивида в целом будет зависеть от того, насколько здоровый образ жизни ведет человек.
Проблемы мотивации к занятиям физической культурой на сегодняшний день становятся достаточно актуальными, о чем говорит наличие большого количества работ, среди которых исследования Бадардинова И.К. [1], Займова Г.Э. [2], Капустина Е.С. [3], Калика В.В. [4], Мартына И.А. [5], Муртазалиева Х.Р. [6], Соломченко М.А. [5], Турянской В.А [8], Тутова С.В. [9], Шаймардановой Л.Ш. [10].
Методы и принципы исследования
В статье используются общенаучные методы и методы статистического анализа, прежде подходы и методы системного анализа и общей теории систем, анализ и синтез, а также сравнения и обобщения. Использование представленных методов позволило провести критический анализ точек зрения на понятие мотивации к занятиям спортом, представить основные виды мотивов, занимающихся физической культурой.
Основные результаты
Физические результаты - это та деятельность, без которой человек может погаснуть значительно раньше, то есть -это некий естественный стимулятор функций организма. Двигательная активность, оказывающая благотворное влияние на организм человека, имеет определенные характеристики, среди которых систематичность, объем и интенсивность. Затраты энергии человека должны составлять не менее 1200 ккал, что позволит обеспечить работоспособность человека на протяжении всех суток и сохранить его здоровье [4, С. 64].
Процесс, который позволяет индивиду обрести личностный смысл, создать устойчивость его интереса, превратить цели, которые были заданы внешне, во внутренние потребности личности, и является мотивацией в физической культуре и спорте.
Обратим внимание на тот факт, что в положениях мотивации психологи выделяют:
- использование убеждения, разъяснения, стимуляции самосознания, как инструментов сознательного педагогического воздействия на формирование мотивации, приведет к перестройке отношения к деятельности с последующей перестройкой самой практической деятельности;
- воздействие на личность опосредованно, с последующей перестройкой мотивации.
Мотив и цель деятельности человека определяются как что-то наиболее значимое в жизни для человека. При этом сам человек должен обязательно понимать эти мотивы, так как только тогда они смогут стать действенными.
На рис. 1 представим основные мотивы, среди тех, кто занимается физкультурой.
Рис. 1 - Мотивы, занимающихся физкультурой
В том случае, если речь идет о мотивах школьников, то мотивом может быть также желание родителей.
В структуре мотивации к занятиям физической культуры выделяют обычно общественные, моральные мотивы, мотивы самоутверждения, мотивы самовыражения.
Успешному формированию положительной мотивации будет способствовать правильное соотношение общественных и индивидуальных мотивов. В том случае, когда один из мотивов будет пренебрежен - это приведет к негативным результатам.
Мотивы самоутверждения и самовыражения - это те виды мотивов, которые должны преобладать в структуре мотивации.
М.А. Соломченко в своем исследовании указывает на то, что мотивы также могут быть общими или конкретными [7, С. 202].
В том случае, когда у человека есть желание просто заниматься спортом, при этом не важно каким - это общие мотивы. Желание заниматься определенным видом спорта, выполнять определенные упражнения - это конкретные мотивы.
Зачастую интересы человека достаточно дифференцированы. Так, к примеру, кто-то любит заниматься бегом, кто-то ходить в тренажерный зал, кто-то заниматься боксом. При этом есть и такие индивиды, которые предпочитают не заниматься спортом вообще по причине того, что, по их мнению, это ненужная трата времени.
Далее необходимо указать факторы, которые следует учитывать при формировании положительной информации:
- осязаемость - это то, что должно характеризовать результат, являющийся итогом деятельности;
- качественная и количественная оценка должны проводиться при оценивании результата;
- адекватность оценки, которая означает, что нельзя завышать или занижать требования к оценке;
- создание определенной шкалы, имеющей определенный нормативный уровень, будет залогом эффективной оценки результатов деятельности;
- для того, чтобы достичь определенного результата необходимо, чтобы субъект сам хотел заниматься этой деятельностью.
Обратим внимание на то, что вопрос повышения мотивации к занятиям физической культуры и спорта особое значение имеет для такой категории, как школьники, то есть молодое поколение. Причина этого в том, что сегодня в условиях высокого уровня компьютеризации, дети стали проводить больше времени с гаджетами, а не с друзьями на свежем воздухе. Как результат, снижается здоровье, ухудшается общее состояние организма.
Именно поэтому вопрос повышения мотивации к занятиям физической культуры и спорта столь актуален для школьников.
Далее представим основные рекомендации, которые могут помочь в этом:
- цели, которые ставятся тренером должны иметь значимость. Выполнению занятиям осознанно будет способствовать аргументация и отсутствие насилия;
- выполнение упражнения должно объясняться, как с практической стороны, так и с теоретической, что будет способствовать закреплению знания и правильному выполнению задания;
- успех полученных результатов будет выступать мотивацией для того, чтобы работать на занятиях физической культурой, будет исходным пунктом для самооценки и символом мотивационной структуры. Благоприятный психологический климат будет оказывать положительное влияние на достижение успеха за счет того, что школьник будет внимательно слушать и выполнять все задания, а тренер взамен будет давать похвалу, которая дополнительно будет стимулировать к дальнейшим занятиям;
- занятия физической культурой обязательно должны удовлетворять, то есть наличие дискомфорта будет провоцировать то, что движения вперед не будет. Советы и рекомендации, а не строгость и неуклонный контроль должны сопровождать эти занятия. Именно тогда они станут активными и познавательными.
- удовлетворение от выполняемой работы и ее результатов должны обязательно сопровождать занятия физической культурой. Продвижению вперед не будут способствовать дискомфортные условия. Строгость и неуклонный контроль необходимо заменить на советы и рекомендации в заданиях, так как это приведет к тому, что деятельность на занятиях станет активной и познавательной.
- интерес к занятиям также оказывает большое влияние на формирование положительной мотивации. Отсутствие его приведет к тому, что вся работа будет осуществляться только на волевых усилиях. На основании этого необходимо вызывать интерес к занятиям, к примеру, с помощью разнообразности занятий, хорошего инвентаря.
- многоуровневость характера, что должно подтверждаться тем, что требования должны учитывать индивидуальные возможности занимающихся. Стимулировать это можно с помощью балльно-рейтинговой системы оценки школьников. Это будет способствовать тому, что будет повышаться внутренняя мотивация [9, С. 274].
Кроме указанных рекомендаций для школьников, повысить мотивацию к занятиям физической культуре и взрослой части населения можно с помощью проведения информационно-коммуникационных кампаний, а также вовлечения граждан и некоммерческих организаций в мероприятия по укреплению общественного здоровья.
Пропаганда здорового образа жизни среди населения - одно из приоритетных направлений государственной политики современной России.
Выводы
Таким образом, повышение мотивации к занятиям физической культурой сегодня является достаточно важным, как среди младшего и взрослого населения, что обусловлено снижением активности большой части населения из-за отсутствия желания и времени, несмотря на пропаганду здорового образа жизни.
Было определено, что мотивы бывают достаточно разными и главное, что необходимо верно соблюдать их соотношение.
Благодарности Acknowledgment
Благодарим за помощь в написании статьи Thank for helping in writing the article own собственную кафедру «Физического воспитания». Department of «Physical education».
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Бадардинов И.К. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом / И.К. Бадардинов // Наука через призму времени. - 2017. - № 3 (3). - С. 166-168.
2. Займов Г.Э. Основы формирования мотивации к занятиям физической культурой / Г.Э. Займов // Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 частях. - 2017. - С. 49-51.
3. Капустин Е.С. Вопросы формирования устойчивой мотивации к занятиям по физической культуре / Е.С. Капустин // Сборник материалов XIX международной научно-практической конференции. В 2-х томах. - 2017. - С. 199-203.
4. Калик В.В. О повышении мотивации к занятиям физической культурой / В.В. Калик // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2017. - Т. 11. № 8. - С. 64-66.
5. Мартын И.А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом / И.А. Мартын // Бюллетень науки и практики. - 2017. - № 6 (19). - С. 316-319.
6. Муртазалиева Х.Р. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом / Х.Р. Муртазалиева // В сборнике: Состояние, проблемы, перспективы физической культуры, спорта и туризма полиэтнического общества.
- 2017. - С. 112-115.
7. Соломченко М.А. Влияние мотивации на формирование положительного отношения молодежи к занятиям физической культурой и спортом / М.А. Соломченко // Наука и инновации в сфере образования и производства. -2016. - С. 201-205.
8. Турянская В.А. Влияние средств массовой коммуникации на формирование мотивации подростков и молодежи к занятиям физической культуры / В.А. Турянская // Сборник статей студентов-исполнителей дипломных проектов, выполненных по заказу исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, 2017. - С. 157-159.
9. Тутов С.В. Практические пути формирования мотивации к занятиям физической культуры / С.В. Тутов // Материалы международной научной конференции. - 2017. - С. 274-276.
10. Шаймарданова Л.Ш. Формирования мотивации к занятиям физической культуры / Л.Ш. Шаймарданова // Научный взгляд в будущее. - 2017. - Т. 3. - № 1. - С. 362-366.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Badardinov I. K. Formirovanie motivacii k zanyatiyam fizicheskoy kultury I sportom [Formation of motivation for physical culture and sports] / I. K. Badardinov // Nauka cherez prizmy [Science through the prism of time]. - 2017. - № 3 (3).
- p. 166-168. [in Russian]
2. Zaimov G. E. Osnovu formorovaniya motivacii k zanyatiyam fizicheskoy kultury [Fundamentals of formation of motivation for physical education] / G. E. Zaimov // Sbornik statey Megdunarodnoy nauchno-practicheskoy konferencii: v 6 chastyah [Collection of articles of the International scientific and practical conference: in 6 parts]. -2017. - P. 49-51. [in Russian]
3. Kapustin E. S. Voprosy formirovaniya ystoychivoy motivacii k zanztiyam fizicheskoy kultury [Questions of formation of stable motivation to physical culture classes] / E. S. Kapustin // Sbornik materialov XIX megdunarodnoy nauchno-practicheskoy konferencii. V 2 tomah [Collection of materials of the XIX international scientific and practical conference. In 2 volumes].- 2017. - P. 199-203. [in Russian]
4. Kalik V. V. О povushenii motivacii k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy [On the increase of motivation to physical culture] / V. V. Kalik // Aktualnuye problem gumanitarnuh i socialno-economicheskih nayk [Actual problems of humanitarian and socio-economic Sciences]. - 2017. - Vol. 11. No. 8. - Pp. 64-66. [in Russian]
5. Martin I. A. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом [Formation of motivation to employment by physical culture and sport] / I. A. Martin // Бюллетень науки и практики [Bulletin of science and practice]. -2017. - № 6 (19). - P. 316-319. [in Russian]
6. Murtazalieva H. R. Formirovanie motivacii k zanyatiyam fizicheskoy kultury i sportom [Formation of motivation to employment by physical culture and sports] / H. R. Murtazalieva // Sostoyanie, problem, perspective fizicheskoy kultury, sporta, turizma, polietnicheskogo obshestva [State, problems, prospects of physical culture, sports and tourism of a multi -ethnic society]. - 2017. - P. 112-115. [in Russian]
7. Solomchenko M. A. Vliyanie motivacii na formirovaniye pologutelnogo otnosheniya molodegu k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy i sportom [Influence of motivation on the formation of a positive attitude of young people to physical culture and sports] / M. A. Solomchenko // V sbornike: Nauka i innivacci v sfere obrazovaniya i proizvodstva [In the collection: Science and innovation in the field of education and production]. - 2016. - P. 201-205. [in Russian]
8. Turyanskaya V. A. Vliyaniye sredstv massovoy kommunikacii na formirovaniye motivacii podrostkov k fizicheskoy kultury [Influence of mass communication media on the formation of motivation of adolescents and youth to physical Culture classes] / V. A. Turyanskaya // Sbornic statey studentov-ispolniteley diplomnuh proectov, vupolnennuh po zakazy ispolnitelnuh organov gosudarstvennoy vlasti Sankt-Peterburga [Collection of articles by students-performers of diploma projects commissioned by the Executive bodies of state power of St. Petersburg], 2017. - P. 157-159. [in Russian]
9. Tutov S. V. Practicheskiye puti formirovaniya motivacii k zanyatiyam fizicheskoy kultury [Practical ways of forming motivation for physical culture classes] / S. V. Tutov // Materialu megdunarodnoy nauchnoy konferencii [Materials of international scientific conference]. - 2017. - P. 274-276. [in Russian]
10. Shaymardanova L. S. Formirovanie motivacii k zanyatiyam fizicheskoy kultury i sportom [The Formation of motivation to employment by physical culture] / L. S. Shaymardanova // Nauchnuy vzglyad v budusheye [Scientific view into the future]. - 2017. - Vol. 3. - No. 1. - P. 362-366. [in Russian]