Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА САМОИЗОЛЯЦИИ'

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА САМОИЗОЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
695
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / САМОИЗОЛЯЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PHYSICAL CULTURE / DISTANCE LEARNING / SELF-ISOLATION / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Замчевская Елена Станиславовна, Кутергин Николай Борисович, Коруковец Александра Петровна

Изучены факторы, влияющие на мотивацию к занятиям физической культурой студента в период дистанционного обучения в условиях самоизоляции, на основе анкетного опроса. Дана оценка психического здоровья студентов, находящихся на самоизоляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Замчевская Елена Станиславовна, Кутергин Николай Борисович, Коруковец Александра Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF STUDENTS TO DO PHYSICAL CULTURE ON SELF-INSULATION

The factors influencing the student's motivation for physical education during the period of distance learning in self-isolation on the basis of a questionnaire have been studied. The assessment of the mental health of students in self-isolation is given.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА САМОИЗОЛЯЦИИ»

УДК 796.011.1:316.628 DOI: 10.24411/2305-8404-2021-10104

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА САМОИЗОЛЯЦИИ

Е.С. Замчевская, Н.Б. Кутергин, А.П. Коруковец

Изучены факторы, влияющие на мотивацию к занятиям физической культурой студента в период дистанционного обучения в условиях самоизоляции, на основе анкетного опроса. Дана оценка психического здоровья студентов, находящихся на самоизоляции.

Ключевые слова: физическая культура, самоизоляция, мотивация, дистанционное обучение.

MOTIVATION OF STUDENTS TO DO PHYSICAL CULTURE ON SELF-INSULATION

Zamchevskaya E.S., candidate of pedagogical sciences, associate professor, Elena zamchevskaya@mail.ru, Russia, Belgorod, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Kutergin N.B., candidate of pedagogical sciences, professor, kutergin-nb@rambler.ru, Russia, Belgorod, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Korukovets A.P., candidate of pedagogical sciences, associate professor, korukovets. aleks@yandex.ru, Russia, Belgorod, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhova

The factors influencing the student's motivation for physical education during the period of distance learning in self-isolation on the basis of a questionnaire have been studied. The assessment of the mental health of students in self-isolation is given.

Замчевская Елена Станиславовна, канд. пед. наук, доц., Elena zamchevskaya@mail.ru, Россия, Белгород, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова,

Кутергин Николай Борисович, канд. пед. наук, проф., kutergin-nb@rambler.ru, Россия, Белгород, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова,

Коруковец Александра Петровна, канд. пед. наук, доц., korukovets.aleks@yandex.ru, Россия, Белгород, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

Key words: physical culture, motivation, distance learning.

self-isolation,

В связи с быстрым распространением заболевания СОУГО-19 вопрос о сохранении и укреплении здоровья в период массовой самоизоляции очень актуален. Студенты находятся на вынужденной самоизоляции, приспосабливаются к новой форме дистанционного обучения, которая повлияла на структуру учебного занятия, стиль преподавания и образ жизни в целом. Это сопровождается большим эмоциональным напряжением, нарушением режима работы (большое количество времени проводят у монитора компьютера) и отдыха, увеличением объема питания и максимально сниженной двигательной активностью. Фактор, движущий человека заниматься физической культурой, особенно в период самоизоляции, для реализации двигательной активности, называется мотивацией.

Мотивация к физической активности - особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготов -ленности и работоспособности [3].

В новых обстоятельствах сформировать здоровую, гармонично развитую личность - главная цель дисциплины «Физическая культура»,

включающая мотивирование студентов к ведению здорового образа жизни [4].

Студенты - это будущее нашего общества, поэтому так важно сохранить и укрепить их здоровье, это залог благополучия страны, определяющий ее трудовой, экономический и оборонный потенциал.

Чтобы мотивировать студента быть физически активным, необходимо правильно подобрать к нему общий и личностный подходы [2]. Мотивы к физической активности обязаны не просто призывать студента к физической деятельности, но также иметь осмысленный характер. Поэтому так важно правильное, рациональное сочетание практической деятельности с теоретической. Теория раскрывает понимание важности занятий физической культурой и спортом, помогает сформировать у человека желание получать знания для развития и оздоровления своего организма [1].

В период самоизоляции (март - май 2020 г.) были опрошены 138 студентов 3-го курса Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова для выявления преобладающих факторов мотивации к занятиям физической культурой в период дистанционного обучения на самоизоляции.

В анкетировании принимали участие 78,6 % юношей и 21,4 % девушек. Распределение студентов по учебным отделениям на практических занятиях физической культурой было следующее: основная учебная группа - 66,7 %, специальная - 33,3 %.

Целью данного исследования являлось изучение факторов, влияющих на мотивацию к занятиям физической культурой студента в период дистанционного обучения на самоизоляции.

Оценивая свою физическую активность на карантине, студенты отметили, что ежедневно выполняют физические упражнения - 60,7 %, занимаются только по расписанию занятий для предоставления отчета преподавателю и получения зачета - 39,3 %. Однако 100 % опрошенных считают необходимостью каждый день заниматься физическими упражне -ниями в период самоизоляции.

На заданный вопрос «Каковы Ваши мотивы к занятиям физической культурой в период самоизоляции?» были получены ответы, что 75 % студентов занимаются физической культурой для укрепления здоровья, смены видов деятельности, активного отдыха, удовлетворения потребности в движении, 10,8 % - для контроля массы тела, 14,2 % - для снятия психологического стресса.

Выявлены виды физической активности, наиболее интересные для студентов в период самоизоляции: бег и катание на велосипеде (студенты живут в загородных домах) - 10,7 %, прыжки через скакалку - 3,5 %, йога - 10,7 %, занятие гимнастикой - 75,1 %.

Форму проведения занятий по физической культуре в период самоизоляции 42,8 % студентов предпочитали находить самостоятельно в Интернете (занятия «блогеров») и заниматься, 42,8 % - пользоваться записанным видео с комплексом общеразвивающих упражнений на сайте кафедры физического воспитания и спорта, 14,4 % - выбирать организованные онлайн-занятия с преподавателями через Интернет.

Предпочитали не заниматься дополнительными самостоятельными занятиями по физической культуре в период самоизоляции 32,1 % опрошенных студентов. Основная причина - не могли перебороть себя, хотя понимали, что дополнительные занятия нужны.

Отрицательными мотивами для студентов в занятиях физическими упражнениями в период самоизоляции являлись: загруженность учебными заданиями по другим дисциплинам - 10,7 %, низкий уровень физической подготовленности - 7,1 %, плохое самочувствие - 7,1 %, неинтересно организованы занятия - 28,5 %, отсутствие хороших условий для занятий -46,6 %.

Приспособились к дистанционному обучению 78,7 % опрошенных студентов, 14,2 % - не совсем приспособились, 7,1 % - затруднились ответить.

Имели желание в дальнейшем проходить обучение в вузе дистанционно 35,7 % респондентов, 64,3 % студентов отдали предпочтение аудиторному обучению, 42,8 % опрашиваемых высказались за проведение практических занятий по физической культуре дистанционно, 57,2 % выбрали занятия в спортивном зале под руководством преподавателя, 64,4 % студентов предпочитают прослушивание лекций по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» в традиционной форме аудиторного занятия, 17,8 % - записанных на видео, 17,8 % - с использованием онлайн-платформы.

Студенты, оценивая свое психическое здоровье на самоизоляции, отметили высокую тревожность в 10,6 % случаев, умеренную - в 17,8 %, низкую - в 71,6 % (рисунок). Повышенную раздражительность испытывали 10,6 % студентов, средняя раздражительность наблюдалась у 39,2 %, низкая - у 50,2 %. Нарушение сна было свойственно 46,3 % студентов. Эмоциональное истощение испытывали 28,4 % опрошенных, умеренный эмоциональный уровень наблюдался у 55,7 % студентов, эмоциональный уровень без изменений - у 15,9 %. Испытывали дефицит живого общения 64,2 % респондентов, чувство вялости, рассеянности, усталости - 53,4 %. Наблюдалось снижение аппетита у 39,1 % студентов, повышение - у 42,8 %, аппетит оставался в норме у 18,1 %.

Оценка психического здоровья студентов на самоизоляции пока -зала, что студенты испытывали отрицательные эмоции, вызванные в большей мере ощущением неопределенности, ожиданием возможности заболеть СОУГО-19.

80

40

20

70

60

50

30

10

0

Низкий уровень

Умеренный уровень

Повышеный уровень

тревожность

раздраженность

эмоциональное истощение

Оценка психического здоровья студентов на самоизоляции

Постоянная готовность человека к опасности приводит к пребыванию длительного времени в состоянии стресса, нахождению более двух месяцев в замкнутом пространстве и к нехватке живого общения с друзьями [5].

Студенты, находящиеся на вынужденной самоизоляции, понимали необходимость ежедневных занятий физической культурой для сохранения здоровья и удовлетворения потребности в движении. Однако большинство опрошенных студентов занимались физической культурой только по расписанию занятий, но этого было недостаточно для удовлетворения потребности в движении. Нехватка живого общения, резкое изменение привычного образа жизни, увеличение учебной нагрузки при дистанционном обучении являлись причинами пребывания студентов в состоянии тревоги, стресса, наличия вялости, рассеянности, усталости. Большинство студентов были мотивированы на ежедневные самостоятельные занятия физической культурой, но все равно оставалось много студентов, которые занимались физической культурой в период самоизоляции ради получения зачета всего два раза в неделю по расписанию занятий вуза.

Необходимо отметить тот факт, что для людей, ограниченных в двигательной активности, мотивация к ежедневным занятиям физическими упражнениями должна быть первостепенной [7].

Преобладающим «негативным» мотивом среди студентов остается лень, загруженность учебными заданиями по другим предметам и отсутствие хороших условий для занятий [8].

Анализируя проделанную работу, можно утверждать, что оптимизация и интенсификация дистанционных занятий по дисциплине «Физиче -ская культура и спорт» необходимы. Целесообразно дать понять студентам вуза всю важность ежедневных занятий физической культурой для них в период максимально сниженной двигательной активности на вынужденной самоизоляции [6]. В сложившейся ситуации необходимо организовывать совместные ежедневные онлайн-тренировки, где выполнение физических упражнений должно удовлетворять потребность движения, заряжать студентов позитивом и оптимизмом, компенсировать нехватку общения. Проводя занятия в формате дистанционного обучения, преподаватель физической культуры должен подавать пример студентам и быть образцом для подражания, учить их жить и быть счастливыми в сложившейся ситуации.

Преподаватель оказывает огромное влияние на студентов. Если между студентом и преподавателем есть уважение, студенты верят препо -давателю и выполняют его советы и указания, то вера станет одним из важных факторов, помогающих пережить сложившуюся ситуацию.

Список литературы

1. Абакумова Д.М., Лебедева М.П. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе // Студенческий научный форум: материалы X Междунар. студ. науч. конф. [Электронный ресурс]. URL: http://scienceforum.ru/2018/article/2018000924 (дата обращения: 25.03.2020).

2. Бабина В.С. Проблемы здоровья студенческой молодежи // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 572-575.

3. Воронов Н.А., Шипов Н.А. Использование массовых открытых онлайн-курсов в электронной образовательной среде платформы МооШеЯрГУ на примере предмета «Физическая культура» // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования: тезисы докл. XIV Всерос. науч.-метод. конф. Ярославль: Филигрань, 2020. С. 61-63.

4. Мартын И.А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студенческой молодежи [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-motivatsii-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy-i-sportom-u-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 10.02.2020).

5. Мазуров Е.Ю., Курдюков А.Б., Колесникова Н.В. Проблемы экзистенциального вакуума в неопределенном мире // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сб. материалов Всерос. симпозиума психологов с междунар. участием / под общ. ред. Д.В. Сочивко. Рязань: Академия ФСИН России, 2019. С. 578-582.

6. Мотивы и мотивация личности и человека [Электронный ресурс]. URL: http: // www.grandars.ru/ college/psihologiya/motivy-i-motivaciya.html (дата обращения: 7.02.2020).

7. Наговицын Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе // Фундаментальные исследования. 2011. № 8 (2). С. 293298.

8. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: учебник для вузов. М.: Академ. проект, 2004. 570 с.

References

1. Abakumova D.M., Lebedeva M.P. Motivaciya studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj v vuze [Motivation of students for physical education at the university] // Student scientific forum: materials of the X Intern. stud. scientific. conf. [Electronic resource]. URL: http://scienceforum.ru/2018/article/2018000924 (date accessed: 03/25/2020).

2. Babina V.S. Problemy zdorov'ya studencheskoj molodezhi [Problems of health of student youth] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2015. No. 11. P. 572-575.

3. Voronov N.A., Shipov N.A. Ispol'zovanie massovyh otkrytyh onlajn-kursov v elektronnoj obrazovatel'noj srede platformy MoodleYarGU na primere predmeta «Fizicheskaya kul'tura» [The use of massive open online courses in the electronic educational environment of the Moodle YarSU platform on the example of the subject "Physical culture"] // Actual problems of improving higher education: abstracts. XIV All-Russia. scientific method. conf. Yaroslavl: Filigran, 2020. P. 61-63.

4. Martyn I.A. Formirovanie motivacii k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom u studencheskoj molodezhi [Formation of motivation to engage in physical culture and sports among student youth] [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7 formirovanie-motivatsii-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy-i-sportom-u-studencheskoy-molodezhi (date of access 02/10/2020).

5. Mazurov E.Yu., Kurdyukov A.B., Kolesnikova N.V. Problemy ekzestencial'nogo vakuuma v neopredelennom mire [Problems of the existential vacuum in an uncertain world] // Psychology of the XXI century: challenges, searches, vectors of development: collection of articles. materials Vseros. symposium of psychologists with international participation / under total. ed. D.V. Sochivko. Ryazan: Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2019. P. 578-582.

6. Motivy i motivaciya lichnosti i cheloveka [Motives and motivation of the individual and the person] [Electronic resource]. URL: http://www.grandars.ru/college/ psihologiya/motivy-i-motivaciya.html (date accessed: 02/07/2020).

7. Nagovicyn R.S. Motivaciya studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj v vuze [Motivation of students for physical education at the university] // Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research]. 2011. No. 8 (2). P. 293-298.

8. Rodionov A.V. Psihologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta [Psychology of physical education and sport]: textbook for universities. M.: Academ. project, 2004. 570 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.