Сизова Н. В. Мотивационная готовность студентов к занятиям физкультурой и спортом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 4 (апрель). - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/192016.htm.
ART 192016 DOI 10.24411/2304-120X-2019-12016 УДК 159.947.5
Сизова Наталья Владимировна,
старший преподаватель кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти [email protected]
Мотивационная готовность студентов к занятиям физкультурой и спортом
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом. Автором отмечается снижение показателей состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студенческой молодежи вследствие несформированности потребности к занятиям физической культурой и низкого уровня мотивации.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, потребность, мотивация, студенты, формирование, здоровье, высшее образование, анализ, исследования. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Важнейшей задачей современного общества является воспитание образованных, социально активных и физически здоровых граждан [1]. Здоровье и благополучие молодежи определяют здоровье и благополучие нации. Обществу необходимы специалисты с высоким уровнем умственного и физического развития. Происходящие в стране социально-экономические изменения оказывают влияние и на уровень жизни, и на состояние здоровья. В настоящее время наблюдается факт падения престижа физической культуры среди молодежи, качество преподавания физической культуры в учебных заведениях не способствует стремлению молодежи к освоению ценностей физической культуры, к занятиям физкультурой и спортом. Практика показывает: состояние здоровья молодежи не соответствует запросам сегодняшнего дня. Проблема здорового образа жизни, а также формирования и укрепления здоровья молодежи была и остается актуальной. Одной из причин, способствующих снижению состояния здоровья молодежи, является уровень двигательной активности. Образ жизни современного студенчества характеризуется как малоподвижный. Студенты сталкиваются с высокими учебными нагрузками, многие из них вынуждены работать - все эти факторы препятствуют целенаправленной двигательной активности. В формировании здорового образа жизни важное значение имеет осознанное отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом. Основой педагогических воздействий, способствующих развитию как личностных, так и физических качеств, служит процесс формирования мотивации студентов к физической активности [2] и установки на самосовершенствование, самовоспитание и саморазвитие. Формирование мотивации к занятиям способствует росту числа здорового населения, распространению здорового образа жизни и массовости занятий физкультурой и спортом.
Анализ ряда исследований отечественных авторов В. В. Чешихина, А. А. Касаткина, С. И. Филимонова показывают, что большинство студентов имеют позитивно-пассивное отношение к физической активности, а более 20% негативно относятся к занятиям физической культурой и спортом [3], что свидетельствует о несформированности потребности к занятиям физкультурой и спортом и о низком уровне мотивации, а также необходимости модернизации процесса физвоспитания в вузах. Одной из актуальных социально-педагогических проблем является проблема отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом. Важное значение в формировании
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Сизова Н. В. Мотивационная готовность студентов к занятиям физкультурой и спортом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 4 (апрель). - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/192016.htm.
здорового образа жизни имеет приобщение молодежи к физической культуре и спорту. Физическая активность молодежи в значительной степени зависит от отношения к занятиям физической культурой, от сформированности потребности в двигательной активности и, соответственно, от мотивации к занятиям физкультурой и спортом [4]. Изучение мотивационной сферы личности позволит подготовить студенчество к систематическим, целенаправленным занятиям физической культурой и спортом. Известно, что мотивационный процесс напрямую зависит от потребностей человека, которые и побуждают его к деятельности. В основе любой деятельности, в том числе физкультурно-спортивной, лежит потребность. Потребность в движении, потребность в укреплении и сохранении здоровья, потребность в физическом самосовершенствовании - вот психологическая основа мотивации к физкультурно-спортивной деятельности. Существенная потребность - это недостаток чего-либо, это дискомфорт, от которого человек пытается избавиться, следовательно, все действия человека направлены на удовлетворение этой потребности. Мотивом является осознанная причина активной деятельности человека, направленной на достижение цели. Мотив - сложное психическое образование, которое начинает формироваться под влиянием возникающей у человека потребности [5]. Мотив является побудителем к действию, поступку, деятельности. Он определяет не только поведение человека, но и обусловливает конечный результат. Мотивация есть детерминация поведения, поэтому выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию. Внешняя мотивация есть мотивация, обусловленная внешними условиями и обстоятельствами, лежащими за пределами субъекта деятельности. Внутренняя мотивация связана с личностными диспозициями: потребностями, установками, интересами, при которых действия и поступки совершаются по доброй воле субъекта. По мнению Е. П. Ильина, «мотивация и мотивы всегда внутренне обусловлены, но могут зависеть и от внешних факторов, побуждаться внешними стимулами. Под внешними мотивами подразумеваются обстоятельства, а также внешние факторы, влияющие на принятие решения и силу мотива. В данном случае можно говорить о внешнестимулируемой, внешнеорганизованной мотивации, принимая во внимание, что обстоятельства, условия и ситуации приобретают значение тогда, когда становятся значимыми для человека, для удовлетворения его потребности. Поэтому внешние факторы должны в процессе формирования мотивации трансформироваться во внутренние» [6].
В. Г. Асеев считает, что важной особенностью мотивации является двумодаль-ное положительно-отрицательное строение. Эти две модальности проявляются во влечениях и непосредственно реализуемой потребности, с одной стороны, и в необходимости - с другой.
«Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам» (С. Л. Рубинштейн). В случае удовлетворения потребности возникает положительное эмоциональное переживание, или положительная мотивация, в случае неудовлетворения потребностей возникают отрицательные эмоциональные переживания, или отрицательная мотивация. Моти-вационный процесс может сопровождаться как положительными, так и отрицательными эмоциональными переживаниями, которые сохраняются во время деятельности [7]. Задача преподавателей физвоспитания заключается в формировании положительной внутренней позиции личности к физкультурно-спортивной деятельности.
В основу любой мотивации заложены как потребности, так и объективные условия жизни, однако основополагающим является внутренняя позиция самой личности
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Сизова Н. В. Мотивационная готовность студентов к занятиям физкультурой и спортом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 4 (апрель). - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/192016.htm.
[8]. Мотивация - главный компонент успешного выполнения деятельности. Мотивы физкультурно-спортивной деятельности побуждают человека заниматься, но также, что немаловажно, придают занятиям осмысленный характер. И для того, чтобы это стало осознанной позицией личности, необходимо сформировать знания и убеждения, так как именно знания являются основой формирования потребностей к занятиям физкультурой и спортом. Именно теоретические знания в области физкультуры и спорта являются мощным средством педагогического воздействия на потребностно-мотивационную сферу студента. Знания о значимости того или иного вида деятельности на организм формируют потребность в двигательной активности и оказывают свое воздействие на формирование интереса и мотивации к занятиям. Знания, полученные в процессе занятий физвоспитания, как теоретические, так и практические, формируют кругозор в области физической культуры и спорта. Именно знания способствуют формированию потребностей, потребностей в движении, потребностей в самосовершенствовании, потребности в сохранении и укреплении здоровья. На практике часто наблюдается отсутствие у студентов элементарных знаний в области физической культуры и спорта, они часто не знают ни о способах движений, ни о воздействии физических упражнений и физических нагрузок на организм. Исследование Д. И. Барановской выявило отсутствие у студентов реальной, адекватной оценки уровня собственного физического состояния, подготовки и уровня здоровья [9].
Именно знания и познавательная деятельность являются основой формирующейся мотивации. Исследования, проведенные Л. И. Божович, В. И. Ковалевым, О. В. Дашкевич, А. М. Матюшкиным, выявили основополагающую роль познавательных мотивов в решении проблем активности и развития личности, формирования склонностей и способностей, а также влиянии на процесс эффективности обучения [10]. Овладение системой знаний способствует формированию потребностей в занятиях физической культурой и спортом и позволяет студентам самостоятельно использовать средства физической культуры для физического самосовершенствования, обеспечивая адекватную самооценку и самоконтроль [11]. Теоретическая подготовка способствует формированию осознанной потребности к занятиям физической культурой и спортом. Сознательное отношение к занятиям и эффект наблюдаются там, где студенты четко осознают, с какой целью им нужно заниматься, какого уровня нужно достичь и чем это может быть полезно в будущем. Принцип сознательности выступает базовым элементом формирования потребностно-мотивационного процесса. Ничто не может быть введено в сознание человека при его негативном или пассивном отношении, таким образом, двигательная активность взрослого человека является сознательным побуждением. Полученные знания позволяют оптимально оценивать собственные возможности, оказывают влияние на формирование потребностей, интересов, убеждений и мотивов. Необходимый уровень знаний, позволяющий адекватно оценивать собственные возможности, оказывает непосредственное влияние на формирование убеждений, потребностей, мотивов, интересов.
Следовательно, формирование личностно значимой потребности в совершении целенаправленной двигательной активности происходит через овладение занимающимися необходимой системой знаний, подкрепленной положительными эмоциями от занятий. На основе знаний и убеждений формируются потребности, мотивы [12], интересы [13].
Мотивацией к физической активности выступает совокупность личностных мотивов, направленных на достижение оптимального уровня физической подготовки и работоспособности. Для процесса формирования внутренней мотивации, возникающей при соответствии мотивов целям занимающегося, характерным признаком выступает активный интерес к двигательной деятельности. Активность действий или деятельности зависит
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Сизова Н. В. Мотивационная готовность студентов к занятиям физкультурой и спортом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 4 (апрель). - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/192016.htm.
от внутренней позиции самой личности и от эмоциональных переживаний. Физкультурная активность обусловлена эмоциональными переживаниями привлекательности физкультурных занятий [14] и удовлетворения от самого процесса занятий [15].
Интересы, потребности и убеждения, сформированные в результате такой деятельности, являются побуждающей и направляющей силой двигательной активности. При построении процесса формирования мотивации к занятиям физкультурой и спортом необходимо учитывать, что интересы и потребности находятся в тесной взаимосвязи с эмоциями. При формировании мотивации значительное внимание необходимо уделять психологическому комфорту и позитивному настроению, на основании которых и формируется позитивное отношение и восприятие занятий физкультуры и спорта. Целенаправленное и систематическое подкрепление цели и предмета положительными эмоциями приводит к формированию самостоятельного мотива. Изучив мотивы, побуждающие студентов к двигательной деятельности, и принимая во внимание степень их заинтересованности в нем, мы можем предположить и уровень активности студентов в данном виде деятельности [16]. Рассматривая данную проблему применительно к предмету физвоспитания, осуществляемого в вузе, и определив мотивы, побуждающие студентов заниматься, можно предположить, будут ли они заниматься в дальнейшем самостоятельно или их конечная цель - получение зачета [17]. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом у студентов - процесс непростой и многоступенчатый, зависящий от различных факторов. Традиционно к факторам, влияющим на формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом, относятся:
- личность преподаватель и его отношение к студентам;
- личность преподавателя и его отношение к работе;
- предмет физического воспитания и место, занимаемое в учебно-воспитательном процессе вуза;
- наличие и состояние материально-технической базы;
- наличие элективных дисциплин по различным видам спорта, соответствующих интересам и потребностям студентов;
- успешность выступления сборных команд по видам спорта на межвузовских, городских и международных соревнованиях [18];
- спортивные достижения студентов и выпускников вуза.
Мотивировать студентов - означает затронуть их наиболее значимые интересы и актуальные потребности в чем-либо. Внутренняя мотивация формируется в результате удовлетворения от процесса занятий и характеризуется активным интересом к деятельности. Внутренняя мотивация - это активный интерес к занятиям физическими упражнениями [19].
К внутренним побуждающим мотивам относятся:
1) мотивы, связанные с удовлетворением процессом деятельности (эмоциональность, новизна, динамичность, любимые упражнения) [20];
2) мотивы, связанные с перспективой (укрепление здоровья, развитие физических качеств, коррекция фигуры) [21].
Помимо внутренних побуждающих мотивов у каждого человека существует собственная иерархия внутренних отрицательных мотивов (страх перед насмешками из-за неумения выполнять какое-либо движение, получить низкую отметку и т. д.), препятствующих формированию положительной мотивации, с этими мотивами необходимо работать, заменяя их на положительные мотивы.
Самым актуальным и востребованным мотивом для решения основных задач физического воспитания является мотив укрепления здоровья.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Сизова Н. В. Мотивационная готовность студентов к занятиям физкультурой и спортом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 4 (апрель). - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/192016.htm.
Активный интерес к занятиям физической культурой и спортом формируется при соответствии внешних мотивов и целей возможностям студентов. Для поддержания активного и деятельностного интереса к занятиям необходимо давать задания и нагрузки оптимальной сложности, так как чрезмерно легкие и чрезмерно тяжелые задания угнетают активность в достижении результатов деятельности [22]. Практика показывает: слабое физическое развитие и недостаточная двигательная подготовленность могут объясняться недостаточной мотивацией, которая не является побуждающим фактором к физическому совершенствованию [23]. Так, сложные задания, не соответствующие уровню развития двигательных навыков и физических качеств, вызывают тревогу и неуверенность, и наоборот, более легкие задания вызывают скуку. Однако с ростом уровня знаний, физических качеств, двигательных умений и навыков увеличивается потребность в занятиях, формируется положительная мотивация. А это, в свою очередь, осуществляется в ходе непрерывных, систематических занятий [24].
Мотив может быть ориентирован как на конечную цель, но также возможно переместить мотив на саму деятельность или какой-либо результат деятельности (например, в игре - на процесс игры) [25]. И тогда, учитывая исходные мотивы, возможно скорректировать методику преподавания и временные мотивы получения результата (зачета) заменить на более устойчивые мотивы процесса занятий физкультурой и спортом. Чтобы мотивы закрепились и были устойчивыми, каждый занимающийся должен получать удовольствие от занятий и определенные (планируемые) результаты. Следовательно, необходимо учитывать предпочтения студентов в выборе вида физкультурно-спортивной деятельности [26]. А для этого необходимо выявить потребности и мотивы к занятиям физ-культурно-спортивной деятельностью студентов. Все это осуществляется в ходе непрерывных, систематических занятий. Такой подход способствует формированию позитивной мотивации к занятиям физической культурой, решает вопросы посещаемости, успеваемости, гарантирует рост личных достижений студентов [27]. При таком подходе занятия физкультурой приобретают личностный смысл и появляется интерес к занятиям, а это, в свою очередь, выступает положительной мотивацией к деятельности, следовательно, можно говорить о превращении внешних заданных мотивов деятельности во внутренние потребности самой личности.
Безусловно, программы физического воспитания предусматривают использование и внешних мотивов. Однако построение учебного процесса только с ориентацией на внешние показатели, а не на интересы самих студентов порождает устойчивую отрицательную мотивацию, т. е. стойкое нежелание заниматься физкультурой. Большинство специалистов в области физвоспитания считают, что приоритет нормативного подхода наносит ущерб формированию устойчивой внутренней мотивации к занятиям, когда в приоритет ставят не интересы студентов, а внешние показатели, характеризуемые контрольными нормативами или учебной программой. И как следствие, теряется интерес к самой дисциплине, снижается посещаемость и эффективность занятий [28]. Таким образом, при разработке учебных программ по физвоспита-нию необходимо придерживаться не только интересов и потребностей самих студентов, но также необходимо совместно со студентами устанавливать цели на достижение определенного уровня развития индивидуальных физических качеств. Для формирования положительной мотивации необходимо создать такие условия занятий, при которых внешние мотивы и цели соответствовали бы физическим возможностям студента, но в то же время были нацелены на ближайшую зону физического развития. Следовательно, необходимо рассматривать результаты нормативных испытаний исходя из уровня подготовки конкретного студента, а не какой-то средний показатель, т. е.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Сизова Н. В. Мотивационная готовность студентов к занятиям физкультурой и спортом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 4 (апрель). - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/192016.htm.
ставить перед студентом цели физического самосовершенствования, так сказать, соревноваться с самим собой. Соответственно, содержание занятий и физические нагрузки должны соответствовать целям занимающихся, а это уже говорит о необходимости индивидуального подхода к организации занятий. В ходе проведенного исследования и анализа научно-методической литературы выявлено, что одной из причин низкой двигательной активности студентов является отсутствие оптимального мотиваци-онного комплекса [29]. Активный интерес к занятиям физкультурой и спортом возможно сформировать, опираясь на внутреннюю мотивацию студента, которая основана на принципах сознательности и личностной активности. Изучение мотивации к занятиям физкультурой и спортом - важнейшее условие воспитания личной физической культуры человека. Знание потребностно-мотивационной сферы студенчества позволит подготовить молодежь к целенаправленной физкультурно-спортивной деятельности, необходимо сформировать процесс, в результате которого занятия физической культурой приобретают личностный смысл, создают устойчивость интереса, превращая внешние заданные мотивы деятельности во внутренние потребности личности.
Полученные данные позволяют сделать вывод, что для формирования мотивации необходимо выявить потребности, цели и мотивы, побуждающие студентов к активной и осознанной физкультурно-спортивной деятельности. Грамотно организованная работа по формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом станет базисом, способствующим укреплению здоровья, она поможет молодежи социализироваться, адаптироваться к условиям жизни и профессиональной работе и на этой основе обеспечить себе высокую работоспособность и творческую активность [30].
Ссылки на источники
1. Сизова Н. В., Популо Г. М., Чернова Е. Д. Формирование потребностно-мотивационного компонента к занятиям физического воспитания в ВУЗе // Электронный научный журнал «Apriori». - 2016. - № 5. -С. 1-13. - URL: www.APRIORI-JOURNAL.RU.
2. Смирнова Н. О. Формирование интереса и положительной мотивации к академическим занятиям физкультуры будущих бакалавров // Вестник Костромского государственного университета. - 2012. - № 12. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-interesa-i-polozhitelnoy-motivatsii-k-akademicheskim-zanyatiyam-fizkultury-buduschih-bakalavrov.
3. Чешихина В. В., Кулаков В. Н., Филимонова С. Н. Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи: учеб. пособие. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. - С. 250.
4. Сизова Н. В., Популо Г. М., Чернова Е. Д. Указ. соч.
5. Иргашева И. А. Формирование мотивации у студентов к занятиям физической культурой с использованием средств мини-футбола // Молодой ученый. - 2014. - № 18. - С. 74-76. - URL: https://moluch.ru/archive/77/13137.
6. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.
7. Там же.
8. Сизова Н. В., Популо Г. М., Чернова Е. Д. Указ. соч.
9. Там же.
10. Сизова Н. В., Семиглазова Е. П. Формирование мотивации студентовк занятиям физической культурой и спортом // Перспективы развития науки в области педагогики и психологии: материалы II междунар. науч.-практ. конф. - Челябинск, 2015. - 36 с.
11. Сизова Н. В., Популо Г. М., Чернова Е. Д. Указ. соч.
12. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой / А. А. Ильин, К. А. Марченко, Л. В. Капилевич, К. В. Давлетьярова // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2012. - № 360. - С. 1-5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-sposoby-motivatsii-studentov-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy.
13. Там же.
14. Сизова Н. В., Популо Г. М., Чернова Е. Д. Указ. соч.
15. Смирнова Н. О. Указ. соч.
16. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой / А. А. Ильин, К. А. Марченко, Л. В. Капилевич, К. В. Давлетьярова.
17. Там же.
Сизова Н. В. Мотивационная готовность студентов к занятиям физкультурой и спортом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 4 (апрель). - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/192016.htm.
18. Морозова Л. В., Загрядская О. В. Проблема мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом: тендерный подход // Управленческое консультирование. - 2014. - № 8(68). - 157 с.
19. Смирнова Н. О. Указ. соч.
20. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой / А. А. Ильин, К. А. Марченко, Л. В. Капилевич, К. В. Давлетьярова.
21. Там же.
22. Там же.
23. Там же.
24. Там же.
25. Там же.
26. Там же.
27. Сизова Н. В., Популо Г. М., Чернова Е. Д. Указ. соч.
28. Там же.
29. Бондаренко Е. В. Физическое воспитание студенток на основе использования системы упражнений BodyBallet: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - Томск, 2006.
30. Гончарук Я. А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов // Молодежный научный форум: гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXXV студ. междунар. заоч. науч.-практ. конф. - М.: «МЦНО». - 2016. - № 6(34). - URL: https://nauchforum.ru /archive/MNF_humanities/6(34).pdf.
Natalia Sizova,
Senior Lecturer, Physical Training Chair, Togliatti State University, Togliatti [email protected]
Motivational readiness of students for physical training and sports
Abstract. The article is devoted to the problem of building up students' motivation to go in for sports. The author notes the change of health condition, level of physical development of students for the worse due to the lack of need for physical training and a low level of motivation.
Key words: physical culture, sports, need, motivation, students, building up, health, higher education, analysis, research. References
1. Sizova, N. V., Populo, G. M. & Chernova, E. D. (2016). "Formirovanie potrebnostno-motivacionnogo kom-ponenta k zanyatiyam fizicheskogo vospitaniya v VUZe", Ehlektronnyj nauchnyj zhurnal "Apriori", № 5, pp. 1-13. Available at: www.APRIORI-JOURNAL.RU (in Russian).
2. Smirnova, N. O. (2012). "Formirovanie interesa i polozhitel'noj motivacii k akademicheskim zanyatiyam fizkul'tury budushchih bakalavrov", Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta, № 1-2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-interesa-i-polozhitelnoy-motivatsii-k-akademiches-kim-zanyatiyam-fizkultury-buduschih-bakalavrov (in Russian).
3. Cheshihina, V. V., Kulakov, V. N. & Filimonova, S. N. (2000). Fizicheskaya kul'tura i zdorovyj obraz zhizni studencheskoj molodezhi: ucheb. posobie, Izd-vo MGSU "Soyuz", Moscow, p. 250 (in Russian).
4. Sizova, N. V., Populo, G. M. & Chernova, E. D. (2016). Op. cit.
5. Irgasheva, I. A. (2014). "Formirovanie motivacii u studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj s ispol'zovaniem sredstv mini-futbola", Molodoj uchenyj, № 18, pp. 74-76. Available at: https://moluch.ru/archive/77/13137 (in Russian).
6. Il'in, E. P. (2002). Motivaciya imotivy, Piter, St. Petersburg, 512 p. (in Russian).
7. Ibid.
8. Sizova, N. V., Populo, G. M. & Chernova, E. D. (2016). Op. cit.
9. Ibid.
10. Sizova, N. V. & Semiglazova, E. P. (2015). "Formirovanie motivacii studentovk zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom", Perspektivy razvitiya nauki v oblasti pedagogiki i psihologii: materialy II mezhdunar. nauch.-prakt. konf, Chelyabinsk, 36 p. (in Russian).
11. Sizova, N. V., Populo, G. M. & Chernova, E. D. (2016). Op. cit.
12. Il'in, A. A. et al. (2012). "Formy i sposoby motivacii studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj", Vestn. Tom. gos. un-ta, № 360, pp. 1-5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-sposoby-motivatsii-studentov-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy (in Russian).
13. Ibid.
14. Sizova, N. V., Populo, G. M. & Chernova, E. D. (2016). Op. cit.
15. Smirnova, N. O. (2012). Op. cit.
16. Il'in, A. A. et al. (2012). Op. cit.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Сизова Н. В. Мотивационная готовность студентов к занятиям физкультурой и спортом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 4 (апрель). - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/192016.htm.
17. Ibid.
18. Morozova, L. V. & Zagryadskaya, O. V. (2014). "Problema motivacii studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom: gendernyj podhod", Upravlencheskoe konsul'tirovanie, № 8(68), 157 p. (in Russian).
19. Smirnova, N. O. (2012). Op. cit.
20. Il'in, A. A. et al. (2012). Op. cit.
21. Ibid.
22. Ibid.
23. Ibid.
24. Ibid.
25. Ibid.
26. Ibid.
27. Sizova, N. V., Populo, G. M. & Chernova, E. D. (2016). Op. cit.
28. Ibid.
29. Bondarenko, E. V. (2006). Fizicheskoe vospitanie studentok na osnove ispol'zovaniya sistemy upra-zhnenij BodyBallet: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.04, Tomsk (in Russian).
30. Goncharuk, Ya. A. (2016). "Formirovanie motivacii k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom u studentov", Molodezhnyj nauchnyj forum: gumanitarnye nauki: ehlektr. sb. st. po materialam XXXV stud. mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf, "MCNO", Moscow, № 6(34). Available at: https://nauchforum.ru /archive/MNF_humanities/6(34).pdf (in Russian).
ISSN 2Э04-120Х
ко ниеггг
научно-методический электронный журнал
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 11.01.19 Получена положительная рецензия Received a positive review 28.02.19
Принята к публикации Accepted for publication 28.02.19 Опубликована Published 30.04.19
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Сизова Н. В., 2019