УДК 796 + 159.9
МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Егоров Артём Владимирович.
г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления», ст. преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, [email protected].
Аннотация. Задачи профессиональной и личностной реализации для современных студентов являются приоритетными. Для того чтобы стимулировать студентов к занятиям физической культурой необходимо стимулировать внутренние мотивы, внешние положительные мотивы, мотивы, связанные с перспективой.
Ключевые слова: занятия физической культурой, мотивация, студенты.
MOTIVATING STUDENTS FOR PHYSICAL CULTURE
Egorov Artyom Vladimirovich.
Novosibirsk, Novosibirsk State University of Economics and Management, teacher of the department of physical education and sports, [email protected].
Abstract. Professional and personal tasks implementation for modern students are a priority. In order to encourage students to physical culture should encourage domestic motives, external positive motives, motives associated with Vista.
Key words: physical education classes, motivation, students.
Задачи профессиональной и личностной реализации для современных студентов являются приоритетными, при этом вопрос сохранения здоровья и поддержания физической формы остаётся на втором плане, поэтому вопрос повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогики.
Занятия физической культурой среди студентов могут быть обусловлены следующими группами мотивов:
- внутренние мотивы (связаны с получением удовлетворения от деятельности, проявляются в эмоциональности, новизне, динамичности);
- внешние положительные мотивы (основываются на результатах деятельности, к ним относятся приобретение знаний, навыков);
- мотивы, связанные с перспективой (укрепление здоровья, коррекция фигуры, развитие физических качеств);
- внешние отрицательные (выражаются в страхе получения отрицательной оценки в связи с неумением выполнять определенные упражнения) [2].
М.Г. Рогов определяет мотивацию к физической активности, как особое состояние личности, которое направлено на достижение оптимального уровня
работоспособности и физической подготовленности. При этом следует отметить, что формирование интереса к занятиям спортом и физической культурой -многоступенчатый процесс, включающий формирование знаний по разным аспектам данной сферы деятельности, начиная с первичных гигиенических знаний и заканчивая психофизиологическими знаниями и навыками интенсивных занятий спортом [3].
Для того чтобы стимулировать студентов к занятиям физической культурой необходимо сочетать первые три группы мотивов, поскольку данные виды мотивации являются положительными, в то время как внешние отрицательные мотивы могут негативно сказываться на самооценке студента и вызывать обратный эффект, снижая его стремление к занятиям спором.
Помимо наличия положительной мотивации, на отношение студентов к занятиям физической культурой значительное влияние оказывает удовлетворенность отношениями между членами учебной группы. Напряженная обстановка в коллективе может выступать демотивирующим фактором.
Не менее важным фактором является возможность свободного выбора вида спорта, поскольку здесь учитываются персональные характеристики студента.
Отдельно следует отметить значимость удовлетворенности отношениями с преподавателем, поскольку именно он оказывает определяющее воздействие на посещаемость занятий студентами и именно от него зависит построение занятий и создание благоприятного психологического климата.
Следует отметить, что большая часть студентов, положительно относится к занятиям физической культурой в качестве способа укрепления здоровья (90,7%), однако, несмотря на это, 62% девушек и 49% юношей ей не занимаются [1].
Этот факт может быть связан со специфическими особенностями данной возрастной группы. Студенческий возраст характеризуется наивысшими результатами интеллектуальных, творческих и физических возможностей, поэтому, ориентируясь на достижение профессиональных успехов, многие студенты упускают заботу о здоровье и своей физической форме, что объясняет пассивную позицию при положительном отношении к спорту.
Многие студенты неадекватно оценивают свой уровень здоровья, завышая его фактическое состояние [2]. Поскольку повышение укрепление своего здоровья является наиболее сильным мотивационным фактором, следует проводить его оценку с помощью тестирования уровня здоровья, физической подготовленности и теоретической осведомленности.
Еще одним способом повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой может стать проведение работы по формированию знаний студентов о роли систематических занятий спортом для поддержания здоровья и работоспособности организма, поскольку выполнение специальных упражнений повышает эффективность релаксации сильнее пассивного отдыха, что очень важно при выполнении монотонной работы.
Таким образом, можно отметить основные моменты формирования и повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой в рамках учебного процесса. Выделяется четыре группы мотивов, которые необходимо сочетать, при этом негативные мотивы необходимо минимизировать. Большую
роль в повышении мотивации играет преподаватель, который должен сочетать разные группы мотивов и поддерживать благоприятную психологическую обстановку на занятиях. Помимо этого, важна информированность студентов о состоянии их здоровья для осознания необходимости занятий, а также информированность студентов о влиянии занятий на их работоспособность в процессе обучения. Комплексное сочетание данных методов позволит повысить посещаемость, так как у большей части студентов отношение к физической культуре положительное и именно недостаточная мотивация обусловливает низкий уровень физической активности и редкие занятия спортом.
Библиографический список:
1. Васельцова И.А., Бродецкий А.Б., Петров С.А. Изучение мотивации к занятиям физической культурой студенческой молодежи // Ученые записки университета Лесгафта. 2016. № 9 (139). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-motivatsii-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 13.04.2019).
2. Ильин А.А., Марченко К.А., Капилевич Л.В., Давлетьярова К.В. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой // Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 360. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-sposoby-motivatsii-studentov-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy (дата обращения: 13.04.2019).
3. Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: дис. ... д-ра псих. наук. - Казань: 1999. - 349 с.