ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
УДК 372.8
А. А. Ашмарина
Соревнование как способ формирования у школьников интереса к физической культуре
Статья затрагивает проблемы развития массового спорта в Ярославской области, а также низкой физической активности и слабого физического развития современных школьников. Предлагается формирование у школьников интереса к спортивной и физической культуре в реальных условиях работы общеобразовательных школ. С целью воспитания результативных мотивов для формирования активного интереса к физической культуре и к спорту в целом процесс обучения на уроке физкультуры был включен в соревновательную деятельность. По итогам соревнований школьникам присваивались выполненные массовые спортивные разряды по таблицам, утвержденным Всероссийской федерацией полиатлона. Также во время исследования осуществлялся спортивный отбор в секцию полиатлона и по видам спорта, входящих в его состав. В статье отражены результаты анкетирования, демонстрирующие динамику выполнения школьниками спортивных разрядов и изменение показателей посещения спортивных секций в ходе двухгодичного эксперимента. Приведены примеры результатов срезовых соревнований в течение всего эксперимента в виде выполнения школьниками массовых спортивных разрядов, наглядно показывающих количественную и качественную положительную динамику эксперимента. Работа адресована преподавателям физической культуры, тренерам, методистам, студентам для решения проблемы низкой заинтересованности школьников предметом «физическая культура» и развития массового детского спорта.
Ключевые слова: массовый спорт, физическая культура, массовые спортивные разряды, полиатлон (летнее и зимнее двоеборье), результативная мотивация.
A. A. Ashmarina
Competition as a Way to Form Schoolchildren's Interest to Physical Training
The article touches upon questions of mass sports development in the Yaroslavl region, and questions of a low physical activity and poor physical development of modern schoolchildren. Formation of schoolchildren's interest to sports and physical culture in real conditions of work of comprehensive schools is offered. With the purpose of education of productive motives to form active interest to physical culture and to sports in whole, the training process at Physical Training lesson was included into the competitive activity. Due to the results of competitions the schoolchildren were awarded mass sports categories according to the tables approved by the All-Russian Federation of Polyathlon. Also during the research there was made sports selection for the section of polyathlon and according to kinds of sport which are included into it. In the article are presented the results of questioning showing dynamics of realization by schoolchildren of sports categories and change of indicators on visiting sports sections during this 2-year experiment. Examples of results of control competitions during the whole experiment, in the form of realization by schoolchildren of the mass sports categories demonstrating quantitative and qualitative positive dynamics of the experiment are given. This article is addressed to teachers of Physical Training, trainers, methodologists, and students to solve the problem of low interest of schoolchildren in the subject "Physical Training" and for development of mass children's sports.
Keywords: mass sports, physical training, mass sporting rates, polyathlon (winter and summer combination), effective motivation.
В последние годы спорт активно развивается на территории Ярославской области. Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики области. Но в настоящее время существует ряд проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта, требующих решения, в том числе:
- недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- недостаточный уровень пропаганды физической культуры и спорта как составляющей здорового образа жизни.
В программе развития спорта Ярославской области на 2013-2014 годы сделан акцент на развитие массового спорта [4]. Приоритетными задачами программы являются:
© Ашмарина А. А., 2014
- приобщение различных слоев населения Ярославской области к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- обеспечение широкого использования средств различных видов спорта в целях повышения физической культуры и улучшения здоровья населения;
- развитие массового спорта среди детей, подростков и молодежи.
Сейчас спорт активно внедряется и в современную систему школьного физического воспитания. Этому способствует множество факторов, в числе которых можно перечислить такие, как строительство новых современных спортивных объектов, оборудованных для занятий различными видами спорта (ФОКи, стадионы, спортивные многофункциональные площадки) и предоставление их для проведения школьных соревнований, уроков физической культуры, приобретение школами современного спортивного инвентаря, организация спортивных секций на базе общеобразовательных школ, увеличение количества уроков по физической культуре (введение третьего часа создало условия для вариативной работы преподавателей).
Основным инновационным подходом в развитии массового спорта в настоящий момент стало использование механизма государственно-общественного партнерства в проекте по возрождению комплекса ГТО. В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, подписан Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
Учащиеся вовлечены во множество спортивных соревнований: школьные, городские, региональные, всероссийские соревнования и турниры. Но как показали результаты нашего исследования, во всех соревнованиях, как правило, участвуют одни и те же учащиеся (10 % от общего числа школьников), из них 90 % посещают какую-либо спортивную секцию. Для остальных школьников остается проблема низкой физической активности и слабого физического развития. Об этом с горечью рассуждает в своей статье А.П. Бызов: «То, что занимающихся спортом менее 10% от общей численности населения страны, говорит само за себя. В России, где еще несколько десятилетий назад физкультурой и спор-
том были охвачены массы, теперь торжествует отход от занятий спортом. Только единицы и возрастные спортсмены стали нашей надеждой и опорой» [2].
В настоящее время разработаны и научно обоснованы личностно-ориентированные технологии физического воспитания школьников и студентов с применением наиболее популярных видов спорта: ритмики, шейпинга, атлетизма, плавания, легкой атлетики, волейбола с элементами подвижных игр, баскетбола, греко-римской борьбы, вольной борьбы с элементами техники национальной борьбы, настольного тенниса, гандбола и др. (Л. Б. Андрющенко, 2002; И. А. Лагуткина, 2004; В. Г. Шилько, 2004; А. В. Козлов, 2006; А. В. Островский, 2007; Т. С. Игна-тенко, 2009; Р. В. Стрельников, 2009; М. В. Бази-левич, 2010 и др.). Высокая эмоциональная привлекательность и педагогическая эффективность спортивной деятельности являются важным основанием для ее применения в физическом воспитании [1,5].
В настоящее время идет активный поиск подхода к решению проблемы формирования у школьников интереса к спортивной и физической культуре и в научном обосновании путей, средств, методов и методик формирования этого интереса в реальных условиях работы общеобразовательных школ. Основными методиками формирования у школьников устойчивого интереса к занятиям спортом следует считать методики индивидуального подхода с учетом физической подготовленности юных спортсменов и с учетом их мотивационной сферы, причем психологической основой интереса является внутренняя мотивация учащихся [3].
С целью воспитания результативных мотивов для формирования активного интереса к физической культуре и к спорту в целом мы в ходе эксперимента процесс обучения на уроке физкультуры включили в соревновательную деятельность.
Целью данного исследования было приобщить и заинтересовать учащихся спортом, уроком «физическая культура» через участие в соревнованиях и присвоение массовых спортивных разрядов, выполненных школьниками.
Методы и организация исследования
В исследовании приняли участие начальные классы (четвертые и пятые) двух общеобразовательных школ г.Углича, Ярославской области. В течении двух лет в экспериментальной группе прием нормативов по физической культуре на протяжении всего учебного года проходил в виде
соревнований по летнему и зимнему полиатлону по разработанному типовому положению как лично-командное первенство. По итогам соревнований школьникам присваивались выполненные массовые спортивные разряды по таблицам, утвержденным Всероссийской федерацией поли-атлона. Также во время исследования осуществлялся спортивный отбор в секцию полиатлона и по видам спорта, входящих в его состав.
В обеих группах проводилось анкетирование в начале и в конце эксперимента для выявления школьников, имеющих спортивные разряды по различным видам спорта. Рассмотрим изменение результатов анкетирования у испытуемых в экспериментальной и контрольной группах в динамике двухлетнего эксперимента (табл 1).
Таблица 1
Динамика выполнения спортивных разрядов
........................................................................................ атло- ну атло- ну
Контрольная груп-па(п=90) 8(9%) 4(4%)- 11 (12%) 6 (6%)-
Экспериментальная группа(п=92) 7 (8%) 5(5%) 34 (37%) 26 (28%)
^Этапы До экспери- В конце экс-
мента перимента
чел. (%) чел. (%)
Всего По Всего По
Группы поли- поли-
Условные обозначения: п- число испытуемых
Результаты проведенного анкетирования до эксперимента свидетельствуют о низком проценте школьников обеих групп, занимающихся спортом, только 8-9% имели спортивный разряд. Для сравнения мы привели процентное соотношение спортсменов-разрядников по полиатлону. Анализ анкетирования также показал, что большинство испытуемых имело слабое представление о спортивных секциях, функционирующих в городе. В различных спортивных секциях занимались лишь 10% школьников контрольной группы и 12% экспериментальной. Из них 4 и 5% соответственно занимались в секции полиатлона (диаграмма 1). Никогда не принимало участие в соревнованиях 80% школьников обеих групп.
Первичное анкетирование
Диаграмма 1
Школьники, занимающиеся в спортивной секции полиатлон
Школьники, занимающиеся в спортивной секции
Школьники, имеющие спортивный разряд по полиатлону
Школьники, имеющие спортивный разряд
0
Экспериментальная Контрольная руппа
0%
10%
20%
Одним из целевых индикаторов успешной реализации нашего исследования является число спортсменов-разрядников и число школьников, посещающих спортивные секции в конце эксперимента (диаграмма 2).
Повторное анкетирование
Диаграмма 2
В конце эксперимента в опытной группе данный показатель вырос до 37% в основном за счет присвоенных массовых разрядов по полиатлону (28%), а в контрольной группе наблюдалась незначительная положительная динамика - всего 12% школьников имели спортивные разряды по различным видам спорта (прирост составил лишь 4%). Спортивные секции стали посещать 23% экспериментальной группы (прирост составил 12%), из них 17% записались в секцию полиатлона. В контрольной группе в конце эксперимента прирост занимающихся в спортивных секций составил лишь 2%.
Диаграмма 3
Приведенные примеры результатов срезовых соревнований в начале, в середине и в конце эксперимента в виде выполнения школьниками массовых спортивных разрядов наглядно показывают количественную и качественную положительную динамику эксперимента (диаграмма 3).
Таким образом, в течение двухгодичного исследования школьникам экспериментальной группы было присвоено 32 массовых разряда по полиатлону. Спортсменами-разрядниками по данному виду спорта стали 26 школьников. Полиат-лон позволил раскрыться школьникам и проявить себя сразу в нескольких видах спорта. Это оказало большое влияние на мотивационную сферу детей к дальнейшему спортивному совершенствованию. Почувствовав себя спортсменами на уроке физической культуры, 17% школьников испытуемой группы записались в спортивные секции.
Полученные результаты тестирования наглядно демонстрируют, что высокая эмоциональная привлекательность и педагогическая эффективность спортивной деятельности являются важным основанием для ее применения в физическом воспитании. Применение данной методики в общеобразовательных школах дает развитие массовому детскому спорту, увеличивая число спортсменов-разрядников, и тем самым повышает интерес школьников к уроку физкультуры, занятию спортом и здоровому образу жизни.
Библиографический список
1. Безверхняя Г.В. Возрастная динамика мотива-ционных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом [Текст]. - М.: Логос,
2004.
2. Бызов А.П. Взаимосвязи настоящего времени с формированием здоровья и увлечениями спортом [Текст] // Теория и практика физической культуры. -
2005. - №6. - С. 55.
3. Дуркин П.К., Захаров В.Н. Индивидуальный подход и формирование устойчивого интереса к занятиям спортом [Текст] // Материалы всесоюзной научной конференции по физическому воспитанию и спортивной подготовке, Кировоград, 1991. - С.40-41.
4. Постановление от 01.09.2012 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Ярославской области на 2013-2014 годы» [Текст].
5. Тумаров К. Б. Содержание и организация лич-ностно ориентированного физического воспитания студентов на основе мини-футбола [Текст]: автореферат дис. ... канд. пед. наук [Текст] / К. Б. Тумаров.-Набережные Челны, 2012. - 24 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Bezverkhnyaya G.V. Vozrastnaya dinamika motivatsionnykh prioritetov Shkolnikov k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy i sportom. - M.: Logos, 2004.
2. Byzov A.P. Vzaimosvyazi nastoyashchego vremeni s formirovaniem zdorovya i uvlecheniyami sportom [Tekst] // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2005-№6. - S. 55.
3. Durkin P.K., Zakharov V.N. Individualnyy podkhod i formirovanie ustoychivogo interesa k zanyatiyam sportom [Tekst] //Materialy vsesoyuznoy nauchnoy konferentsii po fizicheskomu vospitaniyu i sportivnoy podgotovke, Kirovograd, 1991. - C.40-4I.
4. Postanovlenie ot 01.09.2012 "Ob utverzhdenii ve-domstvennoy tselevoy programmy «Razvitie fizicheskoy kultury i sporta v Yaroslavskoy oblasti na 2013-2014 gody».
5. Tumarov K. B. Soderzhanie i organizatsiya lich-nostno orientirovannogo fizicheskogo vospitaniya studen-tov na osnove mini-futbola: avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk [Tekst] / K.B. Tumarov.- Naberezhnye Chelny, 2012.- 24 s.