Научная статья на тему 'Повышение мотивации к занятиям физической культурой'

Повышение мотивации к занятиям физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1847
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТ / PHYSICAL EDUCATION / HEALTHY LIFESTYLE / MOTIVATION / UPBRINGING IN PHYSICAL EDUCATION / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Питкин Виктор Александрович, Иванова Диана Денисовна, Холодная Лариса Александровна

В XXI в. проблема укрепления и сохранения здоровья, формирования ценности здорового образа жизни, мотивации к занятиям физической культурой и спорту перешла на первый план во многих странах мира. К сожалению, статистика свидетельствует о том, что большинство студентов имеет позитивно-пассивное отношение к физической культуре, а около 20% негативно относится к занятиям физическими упражнениями. В данной статье рассмотрены особенности формирования мотивации к учебным и самостоятельным занятиям физической культурой посредством различных видов организационной деятельности по повышению побудительного фактора. Изучены виды мотивации, выявлены мотивы, побуждающие к занятию спортом. Проведено анкетирование среди студентов и даны рекомендации по данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Питкин Виктор Александрович, Иванова Диана Денисовна, Холодная Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING MOTIVATION FOR CLASSES OF PHYSICAL EDUCATION

In the 21st century, the issue of strengthening and preserving health, shaping the value of a healthy lifestyle, and motivating to physical education and sport has become acute in many countries around the world. Unfortunately, statistics show that the majority of students have a positively passive attitude to sports, and about 20% have a negative attitude towards physical exercise. This article discusses the features of forming motivation for learning and independent physical education through various types of organizational activities to increase the incentive factor. The types of motivation are studied, the motives that encourage to practice sports are revealed. A survey among students is held and recommendations on this issue are given.

Текст научной работы на тему «Повышение мотивации к занятиям физической культурой»

УДК 796.011 ББК 75.1

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

IMPROVING MOTIVATION FOR CLASSES OF PHYSICAL EDUCATION

Питкин Виктор Александрович

Старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», г. Краснодар

E-mail: [email protected]

Pitkin Victor A.

Senior Lecturer at the Department of Physical Education and Sport, Kuban State Technological University, Krasnodar E-mail: [email protected]

Иванова Диана Денисовна

Студентка 3-го курса кафедры экономической безопасности, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», г. Краснодар E-mail: [email protected]

Ivanova Diana D.,

3rd year student, Department of Economic Security, Kuban State Technological University, Krasnodar

E-mail: [email protected]

Холодная Лариса Александровна

Старший преподаватель, Кубанский институт социоэкономики и права (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений», г. Краснодар E-mail: [email protected]

Kholodnaya Larisa A.

Senior Lecturer, Kuban Institute of Socioeconomics and Law (branch) Educational Institution of Higher Education Trade Unions "Academy of Labor and Social Relations", Krasnodar

E-mail: [email protected]

Аннотация. В XXI в. проблема укрепления и сохранения здоровья, формирования ценности здорового образа жизни, мотивации к занятиям физической культурой и спорту перешла на первый план во многих странах мира. К сожалению, статистика свидетельствует о том, что большинство студентов имеет позитивно-пассивное

Abstract. In the 21st century, the issue of strengthening and preserving health, shaping the value of a healthy lifestyle, and motivating to physical education and sport has become acute in many countries around the world. Unfortunately, statistics show that the majority of students have a positively passive attitude

отношение к физической культуре, а около 20% негативно относится к занятиям физическими упражнениями. В данной статье рассмотрены особенности формирования мотивации к учебным и самостоятельным занятиям физической культурой посредством различных видов организационной деятельности по повышению побудительного фактора. Изучены виды мотивации, выявлены мотивы, побуждающие к занятию спортом. Проведено анкетирование среди студентов и даны рекомендации по данной проблеме.

to sports, and about 20% have a negative attitude towards physical exercise. This article discusses the features of forming motivation for learning and independent physical education through various types of organizational activities to increase the incentive factor. The types of motivation are studied, the motives that encourage to practice sports are revealed. A survey among students is held and recommendations on this issue are given.

Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, мотивация, физическое воспитание, студент.

Keywords: physical education, healthy lifestyle, motivation, upbringing in physical education, student.

Спорт и физические упражнения - это, прежде всего, здоровое тело и дух, красота во всех ее проявлениях, не зря самые успешные женщины и мужчины на планете регулярно занимаются спортом.

Спорт учит человека быть дисциплинированным, ответственным, целеустремленным. Спорт формирует в человеке самые лучшие качества, помогая в дальнейшем самореализации, становлении как личности.

В этой связи важную роль применительно к студентам как определенной социальной группе играет исследование структуры мотивации, поиск и анализ методов ее повышения, потому что мотивация - это немаловажный элемент по укреплению и сохранению индивидуального и группового здоровья.

Мотивация представляет собой побуждение к действию, то есть это некий процесс, направленный на управление сознанием и поведением человека [1].

Как правило, мотивация возникает при взаимодействии различного рода факторов, ими могут быть:

• стремление (потребность);

• ценность вознаграждения;

• ожидание индивида;

• процесс реализации задуманного.

Мотивация является предвестником успеха, это говорит о том, что люди, обладающие высоким уровнем мотивации, лучше подготовлены и имеют максимальную производительность, что приводит к достижению наилучшего результата [2].

Рассмотрим виды мотивации.

1. Стимул (вид мотивации, который предполагает вознаграждения как денежные, так и нематериальные; стимул является самым простым видом мотивации, который действует на сознание людей и формирует в них побуждение к действию).

2. Страх (вид мотивации, который направлен на сознание человека путем его наказания за бездействие или наступление неблагоприятных последствий; данный вид мотивации используется тогда, когда не срабатывает мотивация стимулов).

3. Достижение (вид мотивации, направленный на достижение цели, решение сложных задач, улучшение своих навыков и доказательство своей компетенции другим и самому себе; данный вид мотивации заложен природой, ведь каждый из нас старается доказать всем окружающим, на что он способен).

4. Саморазвитие (вид мотивации, направленный, в первую очередь, на самореализацию, на свое развитие как умственного, так и физического характера; данный вид мотивации склоняет к тому, чтобы делать себя лучшим, развиваться, читать книги, посещать социально-культурные заведения, заниматься спортом и делать все то, что, по нашему мнению, является самореализацией).

5. Власть (вид мотивации, направленный на стремление к управлению собственной жизнью и зачастую жизнью окружающих; данный вид мотивации основан на оказании влияния на других людей, на контроле за их действиями, но иногда случается так, что данный контроль выходит за рамки дозволенного и превращается в аморальный, негативный, а также противозаконный).

6. Социум (вид мотивации, обеспеченный социальными факторами: возможность принадлежать определенной социальной группе, совершать действительно важные действия, необходимые как людям, так и обществу в целом) [3].

Познакомившись с понятием и видами мотивации, можно начать разговор о том, как мотивировать себя.

Итак, прежде всего, нужно начать что-то делать, и тогда мотивация сама достигнет вас в процессе деятельности, так сказать догонит.

Затем необходимо начать с постановки целей, но не углубляться в масштабы, а начать с малого, постепенно приближаясь к конечному результату, каким хотите обладать.

Следующее правило - избавление от мешающих факторов, которые так или иначе влияют на процесс деятельности, чаще всего люди попросту теряют время за пролисты-ванием ленты в социальных сетях, за просмотром телевизора и иных действий, отвлекающих их от процесса достижения цели [4].

Также не стоит забывать о том, что мотивировать нас должны как наши близкие, так и незнакомцы, во всех неблагоприятных событиях мы тоже должны искать мотив к побуждению действовать, совершенствоваться.

Многие студенты думают, что спорт - это всего лишь здоровое и красивое тело, но лишь немногие знают, что спорт - это урок в жизни, пройдя который можно добиться многого. Не стоит забывать о том, что физическая культура - это еще и совокупность ценностей, норм и знаний, используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, формирования социальной адаптации путем физического воспитания [5].

Выявить мотивы побуждения к занятию спортом можно следующим образом [6].

1. Оздоровительные мотивы (здоровье, красота - вот первая необходимость к занятиям спортом).

2. Двигательно-действенные мотивы (длительные умственные нагрузки приводят к снижению восприятия информации, поэтому они должны быть разбавлены физическими упражнениями для релаксации всего организма в пользу восстановления их после бурной мозговой деятельности).

3. Соревновательно-конкурентные мотивы (стремление человека достигнуть большего результата).

4. Эстетические мотивы (улучшение своего внешнего вида и впечатления, производимого на окружающих).

5. Познавательно-развивающие мотивы (направлены на познание своего организма, своих возможностей, в конечном счете, которые и приводят к реализации их на практике).

6. Творческие мотивы (воспитание спортом в себе творческую личность).

7. Профессионально-ориентированные мотивы (мотивы, направленные на выявление качеств, способствующих эффективной трудовой деятельности).

8. Психолого-значимые мотивы (влияние спорта на психическое состояние).

9. Воспитательные мотивы (мотивы, которые воспитывают характер, самоконтроль и самореализацию).

10. Статусные мотивы (благодаря спорту повышается жизнестойкость, которая потом проявляется при конфликтных ситуациях, что тоже является важным и нужным для каждого в жизни) [7].

Эти и другие мотивы формируют человека как стойкую и сильную личность, которая не только имеет хорошее физическое тело, спокойствие духа, но и имеет цель самореализоваться, развиваться и делать все, чтобы стать лучше прежнего [8].

Мы провели анкетирование среди студентов Кубанского государственного технологического университета, чтобы понять, насколько они замотивированы к занятиям спортом. В анкетирование приняли участие 5 групп Института экономики управления и бизнеса. Студентам были заданы следующие вопросы:

1. Как вы считаете, необходимо ли заниматься спортом?

2. Как часто вы занимаетесь спортом?

Поученные данные представлены на рис. 1.

На вопрос о необходимости занятием спортом положительно ответили 74% респондентов, 12% выступили против, а еще 14% не имеют определенного мнения (см. рис. 1). Поэтому мы задали еще один вопрос, чтобы понять, сколько времени студенты уделяют спорту (рис. 2).

Да ■ Нет Не знаю

Рис. 1. Ответы студентов на вопрос, необходимо ли заниматься спортом

■ Регулярно ■ Нерегулярно ■ Освобожден по состоянию здоровья

Рис. 2. Ответы студентов на вопрос, как часто они занимаются спортом

Полученные результаты (см. рис. 2) позволяют сделать вывод, что более 80% студентов регулярно занимаются спортом, также они отметили, что уделяют внимание физической подготовке не только в университете, но и в различных секциях. 10% занимаются спортом, но не регулярно, при ответе на вопрос студенты отметили, что хотят уделять больше внимания физической подготовке, но часто ленятся, поскольку не могут найти для себя мотивацию. Также данная категория опрошенных отметила, что сильным мотиватором для них является учеба в университете.

Проведенное анкетирование позволило выяснить, что большинство опрошенных студентов КубГТу считают, что необходимо заниматься спортом и посещать занятия. Доминирующие мотивы к занятиям физкультурой разные у юношей и девушек: парни хотят улучшить физическую подготовку, а девушек привлекает возможность улучшить внешний вид. Общим мотивом для всех является желание быть здоровым. Важными внешними стимулами, повышающими интерес к занятиям, студенты признали возможность выбора направления физподготовки.

Сегодня пропаганда физической культуры и спорта в учебном процессе оптимизирует деятельность элементов сложной многозвенной система «вуз - студент - среда» и является весьма эффективной. Учебные заведения должны не только развивать у молодежи физические способности, но и формировать навыки самостоятельных физических занятий, сознательного укрепления своего тела физическими упражнениями [9].

Для более успешной работы преподавателя со студентами по пропаганде здорового образа жизни очень важно правильно подобрать формы физической активности в зависимости от потребностей организма и состояние здоровья учащихся, задействовать всю систему физического воспитания [10].

Для решения данной задачи в нашем университете необходимо принять во внимание индивидуальную физическую подготовленность и индивидуальное физическое развитие студента, следует выслушать предпочтения студента в выборе физкультурной деятельности, которой он бы хотел заниматься в определенный период времени. Также целесообразно сформировать определенные группы по спортивным интересам. Именно такой подход, ориентированный на интересы студентов, представляется автору наиболее эффективным при организации в вузе занятий по физической культуре.

Кроме того, необходимо сформировать у студентов осознанную потребность в физической активности, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья. Для этого представляется целесообразным разнообразить занятия по физической культуре посредством включения в программу высших учебных заведений игрового и соревновательного методов, нетрадиционных видов физической культуры, которые позволят в процессе физической деятельности каждому студенту реализовать собственные потребности в движении.

В заключение необходимо отметить, что на сегодняшний день здоровье студентов находится на низком уровне и не соответствует запросам сегодняшнего дня. Это во многом обусловлено тем, что студенческая молодежь имеет недостаточный уровень мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья. Проделанная работа позволит повысить заинтересованность студентов в занятиях спортом и физическими упражнениями.

Список литературы

1. Физическая культура: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын, Р. Л. Палтиевич, Г. И. Погадаев. М.: Академия, 2013. 176 с.

2. Гришина Г. А., Проходовский Р. Я., Московченко О. Н. Физическая культура. Основы здоровья: учеб. пособие. Иркутск: ИрГМА, 2013. 181 с.

3. Коротько С. В., Еременко В. Н., Чувилова Н. А. Основные методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. М., 2016.

4. Малкин В. Р., Рогалева Л. Н. О перспективах развитии спортивной психологии в России // Спортивный психолог. 2018. № 1 (48). С. 20-21.

5. Еременко В. Н., Сидлер М. О., Третьяк И. А. Значимость занятий спортом в социализации личности // Сб. ст. XIII Международного научно-практического конкурса: в 2 ч. Ч. 2. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2016-2018. 308 с.

6. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой / А. А. Ильин, К. А. Марченко, Л. В. Капилевич, К. В. Давлетьярова // Вестн. Томского гос. ун-та. 2012. № 360. С. 143-147.

7. Мониторинг эффективности развития физической культуры и спорта в субъектах Российской федерации / В. Ю. Карпов, В. А. Кудинова, А. И. Сесёлкин, Е. Д. Бакулина // Теория и практика физической культуры. 2016. № 3. С. 56-58.

8. Мальгин В. Е. Изучение мотивов занятий спортом воспитанников спортивных школ // Молодой ученый. 2013. № 10. С. 557-561. URL: https://moluch.ru/ar chive/57/7893/ (дата обращения: 23.05.2019).

9. Сизова Н. В., Семиглазова Е. П. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом // Перспективы развития науки в области педагогики и психологии: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Челябинск, 2015.

10. Повышение мотивации к занятиям физической культурой среди студентов / В. Н. Еременко, Г. Е. Тюпенькова, В. А. Питкин [и др.] // Современное педагогическое образование. 2018. № 3. С. 59-62.

References

1. Reshetnikov N. V., Kislitsyn Yu. L., Paltievich R. L., Pogadaev G. I. Fizicheskaya kultura: uchebnik dlya stud. uchrezhdeniy sred. prof. obrazovaniya. Moscow: Akademiya, 2013. 176 p.

2. Grishina G. A., Prokhodovskiy R. Ya., Moskovchenko O. N. Fizicheskaya kultura. Os-novy zdorovya: ucheb. posobie. Irkutsk: IrGMA, 2013. 181 p.

3. Korotko S. V., Eremenko V. N., Chuvilova N. A. Osnovnye metodiki samostoyatelnykh zanyatiy fizicheskimi uprazhneniyami. Moscow, 2016.

4. Malkin V. R., Rogaleva L. N. O perspektivakh razvitii sportivnoy psikhologii v Rossii. Sportivnyy psikholog. 2018, No 1 (48), pp. 20-21.

5. Eremenko V. N., Sidler M. O., Tretyak I. A. Znachimost zanyatiy sportom v sotsial-izatsii lichnosti. Proceedings of the XIII International scientific-practical competition: in 2 part. Part. 2. Penza: MTsNS "Nauka i Prosveshchenie", 2016-2018. 308 p.

6. Ilyin A. A., Marchenko K. A., Kapilevich L. V., Davletyarova K. V. Formy i sposoby motivatsii studentov k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy. Vestn. Tomskogo gos. un-ta. 2012, No. 360, pp. 143-147.

7. Karpov V. Yu., Kudinova V. A., Seselkin A. I., Bakulina E. D. Monitoring effektivnosti razvitiya fizicheskoy kultury i sporta v subyektakh Rossiyskoy federatsii. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2016, No. 3, pp. 56-58.

8. Malgin V. E. Izuchenie motivov zanyatiy sportom vospitannikov sportivnykh shkol. Molodoy uchenyy. 2013, No. 10, pp. 557-561. Available at: https://moluch.ru/ar chive/57/7893/ (accessed: 23.05.2019).

9. Sizova N. V., Semiglazova E. P. Formirovanie motivatsii studentov k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy i sportom. In: Perspektivy razvitiya nauki v oblasti pedagogiki i psikhologii. Proceedings of the II International scientific-practical conference. Chelyabinsk, 2015.

10. Eremenko V. N., Tyupenkova G. E., Pitkin V. A. et al. Povyshenie motivatsii k zanyati-yam fizicheskoy kulturoy sredi studentov. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2018, No. 3, pp. 59-62.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 5

Статья поступила в редакцию 21.06.2019 The article was received on 21.06.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.