Литература.
1. Белова О.С., Аруева Г.Л., Соловьев А.Г. Особенности развития конкретно-действенного и наглядно-образного мышления у детей раннего возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы //Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2014. - №1. С. 44-47.
2. Свирский А.В., Белова О.С., Сидоров П.И., Соловьев А.Г. Нейросоногра-фия как метод эндоэкологического прогноза задержки нервно-психического развития у детей раннего возраста с перинатальным поражением головного мозга. // Экология человека. - 2007.- № 11. - С. 35-40.
3. Сидоров П.И., Бочарова Е.А., Соловьев А.Г. Проблемный ребенок: психосоциальная адаптация и качество жизни. - Архангельск: Северный государственный медицинский университет, 2005. - 217 с.
Ключевые слова: дети, ранний возраст, нервно-психическое развитие, перинатальное поражение головного мозга, отклонения.
Key words: children, early age, neurodevelopment, perinatal brain pathology, deviations.
Об авторе:
Белова Ольга Сергеевна - к.м.н., доцент кафедры психиатрии и клинической психологии ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» МЗ РФ, г. Архангельск, [email protected], Тел. +79052931006
УДК 159.9.072.43
Верещагина Т.В., Гавриш А.Д., Бочарова Е.А.
ВОСПРИЯТИЕ ПОЛА У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ5
Северный государственный медицинский университет, Архангельск, Bocharova-elena@mail. ru
Современный этап характеризуется ростом числа детей с нарушениями развития. Качество жизни таких детей имеет свои особенности [2]. Полороле-
5 Vereshchagina T.V., Gavrish A.D., Bocharova E.A. Perception of gender differences in children with mental retardation / Northern State Medical University,Arkhangelsk, [email protected]
вая идентификация, как составляющая качества жизни, - один из важных механизмов социализации личности. При задержке психического развития (ЗПР) становление психологического пола осложняется наличием интеллектуальных, эмоциональных, волевых особенностей, которые затрудняют процесс формирования и развития половой идентификации [1].
Целью исследования было выявление особенностей восприятия психологического пола и полоролевой идентификации у детей с ЗПР. Обследовано две возрастные группы: дошкольники (14 детей с ЗПР, 14 - с нормой развития (средний возраст 5,9 лет)); дети младшего школьного возраста (30 - с ЗПР, 30 -с нормой развития (средний возраст - 8,9 лет)). Обследование проводилось на базах городских образовательных учреждений. Применялись методики: у дошкольников - «Половозрастная идентификация», «Беседа с ребенком о половых ролях», «Нарисуй мальчика и девочку», «Нарисуй мужчину и женщину»; у школьников - «Изучение гендерных установок у детей», «Личностный дифференциал», «Половозрастная идентификация. Методика изучения детского самосознания», «Назови пять своих качеств», «Нарисуй человека своего и противоположного пола» [1, 3, 4]. При математической обработке применялись критерии Шапиро-Уилка, Манна-Уитни, Стьюдента, Фишера, программы «SPSS 21.0.» и Excel «XP Windows Professional 2007».
Результаты исследования. Половозрастная идентификация детей соответствовала нормальному уровню. Дошкольники с ЗПР в целом адекватно соотносили себя с полом, однако 28% детей недостаточно точно оценивали свой текущий возраст. Уровень сформированности представлений о социальных по-лоролевых функциях в настоящем и будущем был средним (у 86%). Дети хорошо осознавали необратимость своей принадлежности к определенному полу; лишь 20% детей нарисовали фигуру противоположного пола. Дети с ЗПР не имели четкого представления о телесных признаках пола, об особенностях внешности, атрибутов и аксессуаров.
У всех детей младшего школьного возраста, независимо от уровня психического развития, была сформирована идентификация со своим полом, с образами «школьника» и «школьницы», обладающими, недифференцированными по полу характеристиками; образы мужчины и женщины были наделены в большей степени положительными, но недифференцированными по полу качествами, ориентированными на внешность и нравственные оценки. Данная тен-
денция была наиболее выражена у детей с ЗПР, у которых, в отличие от детей с нормой, отмечались ограниченность знаний о противоположном поле и поло-ролевом поведении.
Таким образом, процесс формирования и восприятия пола у детей дошкольного возраста с ЗПР имеет качественно иной путь и свои специфические особенности. Коррекционная работа с ними должна включать вопросы формирования полового самосознания. Особенности полоролевой идентификации сохраняются и в младшем школьном возрасте. Специфика коррекционных мероприятий в этот период должна быть направлена на продолжение формирования и развития представлений о полоролевых качествах и о моделях адекватного полу поведения.
Литература
1. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. М.: «Когито - Центр», 2009. - 95с.
2. Сидоров П.И. Проблемный ребенок: психосоциальная адаптация и качество жизни / П.И. Сидоров, Е.А. Бочарова, А.Г. Соловьев; Под ред. П.И. Сидорова. - Архангельск: Северный государственный медицинский университет, 2005. - 219 с.
3. Флотская Н.Ю. Онтогенез половой идентичности: Монография / Н.Ю. Флотская. - Архангельск: Поморский университет, 2004. - 463 с.
4. Щетинина А.М. Иванова О.И. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста. Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2006. - 124с.
Ключевые слова: половая идентификация, нарушения развития. Key words: gender identity, mental retardation.