УДК [612.821:616.89-008.434]-053.4-058:376.3
ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
© 2009 г. Е. А. Бочарова, А. Г. Соловьев, П. И. Сидоров
Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск
Для выявления психических, психофизиологических и социальнопсихологических особенностей детей с отклонениями в психическом и речевом развитии в процессе медико-социальной и психологопедагогической реабилитации проведено исследование в специализированных дошкольных учреждениях г. Архангельска. Результаты исследования показали общие механизмы психосоциальной адаптации детей с речевым недоразвитием и задержкой психического развития. Выявлено, что дети с речевыми проблемами имеют более высокий адаптационный потенциал, основанный на достоверно более высоких психофизиологических показателях. Коррекционно-развивающая среда способствует улучшению психосоциальной адаптации детей с отклонениями от нормы.
При этом полипрофессиональный характер специализированной помощи, включающий медицинскую, педагогическую, психологическую, психотерапевтическую и социальную помощь, является более эффективным.
Ключевые слова: коррекционноразвивающее обучение, психосоциальная адаптация, качество жизни семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, полипрофессиональная помощь.
Отмечаемый в последние годы рост числа детей с трудностями обучения, основную часть которых составляют лица с задержкой психического развития (ЗПР) и речевым недоразвитием (РН), свидетельствует об увеличении группы риска по развитию пограничной нервно-психической патологии среди детей дошкольного и младшего школьного возраста. В целом дети с РН и ЗПР нуждаются в принципиально одинаковом подходе к организации коррекционной работы с учетом характерных особенностей. Форма психического и речевого недоразвития определяет как диагноз ребенка, так и соответствующую программу обучения.
В основе нарушения школьной адаптации лежит несоответствие как психосоциального, так и психофизиологического статусов ребенка требованиям обучения. Уровень сформированности учебно-необходимых функций у детей дошкольного возраста существенно отражается на успешности усвоения ими учебной программы. Основу трудностей обучения составляют особенности формирования высших психических функций (ВПФ), обусловленные незрелостью головного мозга [1, 8].
Целью исследования явилось изучение особенностей психосоциальной адаптации детей с отклонениями в психическом и речевом развитии в условиях коррекционно-развивающего обучения для разработки путей совершенствования лечебно-профилактической и социально-психологической помощи и улучшения качества жизни семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
Объекты и методы исследования
Исследование проводилось в Архангельском городском центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции (ЦППРиК) для детей с отклонениями в психическом и речевом развитии. Было обследовано 711 детей (441 мальчик, 270 девочек от 2 до 6 лет), родившихся и проживающих на Европейском Севере, и 544 родителя (388 матерей, 156 отцов). Основную группу составили 70 детей раннего (от 2 до 3 лет) и 103 ребенка дошкольного (с 4 до 6 лет) возраста с выраженными формами речевых нарушений, требующих дифференциальной диагностики с отклонением в психическом развитии в степени задержки и нуждающихся в комплексной специализированной помощи в условиях ЦППРиК. По уровню психического развития все обследованные были разделены на две нозологические подгруппы: дети с ЗПР (66 человек) и дети преимущественно с РН, при котором отклонение в психическом развитии имело вторичный характер (107 человек). Полученные результаты сравнивались с данными обследования 272 детей с менее выраженными формами патологии, получающих помощь в специализированных учреждениях города — группа сравнения. Кон-
трольную группу составили 150 детей без отклонений в психическом и речевом развитии, посещающие дошкольные образовательные учреждения общего типа (29 — раннего, 121 — дошкольного возраста). Группы сравнения и контрольная были сопоставимы с основной по полу и возрасту. Исследование носило комплексный и динамический характер с проведением психофизиологического, психологического и психосоциального обследования детей и их родителей в начале (сентябрь — октябрь) и в конце (апрель — май) коррекционного периода, совпадающего с началом и концом одного учебного года.
Исследование ВПФ проводилось путем изучения процессов произвольного внимания с помощью корректурной пробы «Кольца Ландольта»; слухового запоминания с использованием методики «10 слов»; адаптированного варианта методики исследования интеллекта у детей Д. Векслера; качественноколичественных методик психолого-педагогического обследования для детей третьего — седьмого годов жизни для оценки познавательной сферы [7]; тестовых компьютерных систем «Мнемотест» и «Бинатест». «Мнемотест» использовался для объективной оценки процессов восприятия, запоминания и воспроизведения зрительной информации и определения состояния мелкой моторики. «Бинатест» использовался для объективной оценки произвольного внимания, механизмов прогнозирования, принятия решений, стратегии поведения в ситуации свободного и управляемого выбора (режимы свободного и управляемого выбора) [5]. Исследование психоэмоционального состояния проводилось с помощью цветового теста М. Люшера с определением вегетативного коэффициента; детского теста тревожности. Определение уровня качества жизни (КЖ) — с помощью способа оценки КЖ детей дошкольного возраста с отклонениями в психическом и речевом развитии и их семей [2]. В изучении семейных отношений применялись методики: «Анализ семейного воспитания» (АСВ); «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС); «Анализ семейной тревоги» (АСТ).
Статистическая обработка данных проводилась методами вариационной статистики с использованием пакетов прикладных программ Microsoft Excel версия 7, SPSS версия 10.0 и Statistica for Windows версия 5. Достоверность различий определялась по методам параметрической и непараметрической статистики с использованием критериев Стьюдента, Манна — Уитни, Вилкоксона при критическом уровне значимости 95 % и точному вычислению значимости процентов по методу углового преобразования Фишера. При корреляционном анализе связь между показателями оценивали как сильную при абсолютном значении коэффициента корреляции Спирмена г > 0,70, имеющую среднюю силу при r от 0,69 до 0,30, и как слабую при r < 0,29.
Результаты и обсуждение
Исследование показало, что дети с нарушениями развития имели сниженные интеллектуальные по-
казатели. У детей с РН уровень интеллекта был ниже (р < 0,001), чем у детей с нормой развития, хотя и превышал пограничную зону. Общий уровень интеллектуального развития большинства детей с ЗПР находился в пограничной зоне. В сравнении со сверстниками с РН они показали худшие результаты по большинству субтестов. Рассматривая интеллект как основу психосоциальной адаптации, можно сказать, что дети с ЗПР имеют более низкие возможности адаптации по сравнению с детьми с РН. Это подтверждалось в нашем исследовании и различной динамикой в развитии в условиях коррекционно-развивающей среды. У детей с ЗПР она была менее выраженной по сравнению с детьми с РН, что объясняется сложностью патологии у первых и замедленным темпом развития всех психических функций в целом. Вместе с тем у детей раннего возраста (до 3 лет) в обеих нозологических подгруппах отмечалась более отчетливая положительная динамика в психическом развитии, чем у дошкольников. Это свидетельствует о высокой эффективности коррекционной помощи в раннем возрасте.
Возможность развития познавательной деятельности и эффективность обучения тесно связаны с уровнем сформированности внимания [3]. На протяжении коррекционного периода отмечалась устойчивая положительная динамика общей концентрации внимания и темпа работы в обеих нозологических подгруппах, при этом у детей с ЗПР эти показатели отставали все время коррекции. К концу коррекционного периода независимо от формы патологии показатели внимания сравнялись (при ЗПР) или значительно превысили (при РН) таковые в контрольной группе.
Одним из основных индикаторов состояния ВПФ, определяющих способность к обучению, является память. В нашем исследовании дети с отклонениями в развитии по показателям слуховой и зрительной памяти значимо отличались от детей контрольной группы плохим запоминанием и воспроизведением информации. В динамике коррекционной работы дети с отклонениями в развитии по показателям памяти приблизились к контрольной группе, и достоверной разницы в показателях уже не отмечалось. Особо значимыми оказались результаты долговременной памяти, превысившие у некоторых детей значения в контрольной группе. Это свидетельствует о высокой эффективности систематического коррекционноразвивающего обучения для детей с нарушениями ВПФ на основании тесной связи памяти и внимания с успешностью обучения, при этом специализированная помощь существенно влияет на динамику обучения и развития ребенка. Это подтверждает позитивное воздействие коррекционно-развивающей среды на ребенка, особенно когда такое воздействие является комплексным.
В качестве интегрального показателя эффективной психической деятельности у детей с отклонениями в развитии нами был использован психовегетативный коэффициент в тесте Люшера. В начале учебного
года по показателям вегетативного коэффициента среди обследованных детей в половине случаев отмечалась установка на оптимальные энергозатраты и эффективную деятельность. Дети со сниженным психовегетативным тонусом и перенапряжением распределились равномерно. На фоне проводимых коррекционных занятий у части детей с отклонениями в психическом и речевом развитии нами отмечалось изменение уровня психовегетативного реагирования и, следовательно, компенсаторно-приспособительных реакций как в сторону перевозбуждения с повышением тревожности, так и в сторону понижения энергопотенциала. Число детей с ЗПР с оптимальным уровнем активности уменьшилось за коррекционный период на 20—30 %. По сравнению с детьми с РН количество их было выше в 2—3 раза. Это может быть связано с рядом факторов, влияющих на психоэмоциональное состояние детей (выраженные отклонения в развитии, сочетанность патологии, социальный статус семей и др.). Процесс адаптации к обучению требует от ребенка повышенного напряжения и может приводить к ухудшению показателей ВПФ (внимания, памяти, сенсомоторных реакций) [4]. Дети с отклонениями в развитии особенно нуждаются в полноценном отдыхе и восстановлении сил. Коррекционные занятия, организованные без учета психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста, могут приводить к уменьшению адаптационного потенциала ребенка.
Известно, что хорошо развитое мышление, как ядро интеллекта, способствует не только успешному обучению, но и полноценной адаптации в целом. Качество адаптации зависит от разных форм мышления, в т. ч. его креативности. В широком смысле креативность выступает как универсальное свойство человека, позволяющее ему адекватно адаптироваться в окружающем мире, что особенно важно для детей с отклонениями в развитии, у которых ограничены возможности самостоятельной ориентации. На наш взгляд, именно креативность мышления, творческая деятельность, как наиболее сложные процессы высшей нервной деятельности, обусловливают высший уровень психосоциальной адаптации. Творческая деятельность включает в себя различные свойства мышления и процессы, связанные с воображением и фантазией (рисунок).
Механизмы психосоциальной адаптации у детей с проблемами в развитии
В нашем исследовании более высокий уровень воображения показали нормально развивающиеся дошкольники, а большинство детей с ЗПР обнаружили низкие результаты; к концу коррекционного периода, в отличие от детей с РН, они мало изменились. Это подтверждает, что особенности воображения детей с ЗПР зависят от свойственного им отставания в психическом развитии в целом. Для них характерна стереотипность мышления, использование привычных ассоциаций, низкая смена стратегии поведения. Обследование с помощью компьютерной системы «Бинатест» в режиме свободного выбора позволило нам объективно определить уровень вариативности в выборе стратегии поведения и стереотипии мышления у детей дошкольного возраста. По уровню вариативности дети с проблемами в развитии оказались очень полиморфной группой, но в целом они отдавали предпочтение какой-либо одной стратегии, что говорит о большей стереотипии поведения. Поэтому дети с РН и ЗПР нуждаются в специальной коррекционнопедагогической работе по формированию творческого воображения, способствующего в целом развитию всех психических процессов.
Проведенный нами корреляционный анализ выявил прямую достоверную связь психоэмоционального состояния детей с уровнем сенсомоторного развития, проявлявшимся в увеличении временных параметров психомоторных функций с нарастанием эмоционального неблагополучия, особенно это касалось повышенной тревожности у ребенка. Чаще всего тревожность у детей связывают с неадекватным воспитательным подходом. Обследование с помощью «Бинатест» позволило нам дать объективную оценку влияния фактора воспитания на скорость принятия решений ребенком. Были изучены тревожность и факторы воспитания у матерей по опросникам «АСТ» и «АСВ», скоростные характеристики и уровень ошибок у детей в режимах свободного и управляемого выбора. В контрольной группе у нормально развивающихся детей была выявлена прямая зависимость скорости реакций не от интеллектуального уровня, а от психоэмоционального состояния матерей и негативных семейных факторов. У детей с отклонениями в развитии на первый план выходила обратная зависимость скоростных реакций от уровня психического развития и отсутствие связей с семейными факторами. Это свидетельствует о том, что ухудшение скоростных характеристик у детей с отклонениями в развитии, в отличие от нормально развивающихся дошкольников, определяется в первую очередь нарушенной биологической основой, обусловленной патологией ЦНС. Детям с отклонениями в психическом и речевом развитии были свойственны низкая вариативность, стереотипии в принятии решения, связанные с дефицитарностью ВПФ, сниженным уровнем психического развития, а также психоэмоциональным напряжением.
Адекватная биопсихосоциальная адаптация определяет психическое благополучие человека,
являющееся показателем КЖ. Данные нашего исследования показали, что КЖ семей, имеющих детей с нарушениями в развитии, отличается низким уровнем (р < 0,001) и удовлетворенностью (р <
0,01) КЖ . Более низкие результаты в сравнении с контрольной группой свидетельствуют о влиянии наличия ребенка с нарушениями в развитии на КЖ семьи, причем более негативный характер процесса воспитания такого ребенка на субъективную оценку КЖ отмечался у матерей. В динамике коррекционной работы показатели КЖ значимо не изменились, но удовлетворенность КЖ семей повысилась по сравнению с началом учебного года. Полученные результаты можно объяснить относительно небольшим реабилитационным периодом. Однако, учитывая, что удовлетворенность КЖ является наиболее интегративным показателем, можно говорить о позитивном эффекте коррекционно-реабилитационных мероприятий, проводимых в специализированных группах дошкольных учреждений. Уровень КЖ детей с отклонениями в развитии в динамике повышался, при этом субъективная удовлетворенность КЖ значительно возрастала. К концу года ими позитивно оценивалась как активность родителей, так и отношение самих детей к учебным занятиям.
Результаты комплексного катамнестического исследования (через 2,5 года), наряду с диагностикой интеллекта и ВПФ, дополнялись оценкой эмоционального развития детей, а также факторов, влияющих на формирование патологии. В целом, комплексная помощь детям с РН оказалась эффективнее, чем помощь детям с ЗПР, возможно, благодаря более высокому интеллектуальному уровню первых, что согласуется с полученными нами результатами психофизиологического обследования. В катамнезе через 2,5 года показатели детей с РН по всем методикам улучшились и приблизились к таковым в контрольной группе.
На основании результатов исследования нами разработана Программа медико-социальной и психолого-педагогической помощи проблемным детям, направленная на профилактику вторичных нарушений при отклонениях в психическом и речевом развитии и предупреждение нарушения психосоциальной адаптации [6]. Программа включает: раннюю диагностику и коррекцию отклонений в интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии ребенка с определением реабилитационных маршрутов и дальнейшего обучения и оказанием психопрофилактической и психотерапевтической помощи; социальнопсихологическую помощь семье; психологическое сопровождение учебного процесса.
Новым подходом в оказании психосоциальной помощи детям с отклонениями в развитии в рамках программы является бригадный полипрофессиональ-ный метод работы. Для оказания специализированной помощи детям с отклонениями в психическом и речевом развитии нами была разработана модель бригады, куда вошли специалисты с разным профес-
сиональным образованием. Основная рабочая группа состояла из врачей — психиатра и психотерапевта, клинического психолога, специалиста по социальной работе. В общую рабочую группу может входить другой медицинский (по показаниям) и педагогический (дефектолог, логопед и др.) персонал. Совместная работа в составе многопрофильной бригады, осуществляющей специализированную помощь детям с отклоняющимся развитием, позволила определить каждому специалисту свое поле деятельности.
На основании разработанной нами программы в практику работы полипрофессиональной бригады введены три основные направления оказания психосоциальной помощи семьям, воспитывающим проблемных детей, — психолого-педагогическое, психотерапевтическое и социально-психологическое, предполагающие разнообразные формы работы.
Психолого-педагогическое направление включает формирование понимания проблем ребенка; обучение формам воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обучение специальным навыкам и приемам взаимодействия с детьми и контроль за их выполнением; организацию специальных курсов для лиц, заинтересованных в помощи проблемным детям; разъяснение в средствах массовой информации проблем, связанных с обучением детей с отклонениями в развитии.
Психотерапевтическое направление предусматривает индивидуальное консультирование родителей; проведение лекций, семинаров, тренингов по проблемам развития ребенка; совместный с родителями анализ результатов психокоррекционной работы; обсуждение в средствах массовой информации психопрофилактических мер по укреплению психического здоровья детей.
Социально-психологическое направление включает в себя выделение категорий семей и определение характера социально-психологической помощи; проведение социальных патронажей для оценки потребностей семьи; изучение качества жизни детей с нарушениями в развитии и их семей; пропаганду общественных движений, организаций, объединений по интересам для детей с отклонениями в психическом здоровье; консультирование по правовым вопросам социальной помощи семьям с проблемными детьми.
Последовательное осуществление программы помощи привело к позитивным изменениям в психоэмоциональном состоянии детей: за коррекционный период снижение нарушений в эмоциональной сфере и поведении отмечено у 81,8 % дошкольников (р <
0,05), что способствовало повышению психосоциальной адаптации и отчетливой тенденции приближения качества жизни к уровню здоровых сверстников.
Выводы
1. Позитивные изменения в психофизиологическом статусе детей с отклонениями в психическом и речевом развитии в условиях коррекционно-развивающей среды характеризуются достоверным улучшением ВПФ (внимания, памяти, наглядно-образного мыш-
ления) на фоне отдельных негативных изменений психовегетативного реагирования (как в сторону перенапряжения, так и в сторону понижения психовегетативного тонуса).
2. Дети с отклонениями в развитии изначально характеризуются сниженным уровнем удовлетворенности качеством жизни, обусловленным низкой самооценкой, достоверно возрастающим (более чем в 50 % случаев) на фоне коррекционных мероприятий. Качество жизни матерей, имеющих детей с задержкой в развитии, в отличие от матерей нормально развивающихся сверстников, характеризуется низкими уровнем и удовлетворенностью, связанными с формой патологии у ребенка. В динамике коррекционного периода на протяжении одного учебного года показатели качества жизни матерей значимо не изменяются, что обусловливает необходимость оказания более длительной специализированной помощи семьям с учетом полипрофессионального подхода.
3. Командный подход, междисциплинарные формы организации работы и комплексный характер помощи заметно повышает эффективность коррекционнореабилитационного воздействия и способствует улучшению качества жизни детей с отклонениями в развитии и их семей. Последовательное осуществление Программы медико-социальной и психологопедагогической помощи проблемным детям ведет к положительным изменениям в интеллектуальной и эмоциональной сферах детей, при этом оказание помощи в наиболее ранние сроки является более эффективным.
Список литературы
1. Ахутина Т. В. Трудности усвоения начального курса математики детьми младшего школьного возраста и их причины / Т. В. Ахутина, Л. Ф. Обухова, О. Б. Обухова // Психологическая наука и образование. — 2001. — № 1. - С. 65-78.
2. Бочарова Е. А. Оценка качества жизни семей, имеющих детей с отклонениями в психическом и речевом развитии : метод. рекомендации / Е. А. Бочарова, Л. В. Постникова, А. Г. Соловьев ; под ред. П. И.Сидорова.
- Архангельск : Северный государственный медицинский университет, 2002. — 19 с.
3. Григорьева Л. П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями / Л. П. Григорьева // Дефектология. — 2002. — № 1. — С. 3—4.
4. Кураев Г. А. Психофизиологические характеристики детей дошкольного и младшего школьного возраста / Г А. Кураев, М. И. Леднева, Г. И. Морозова, Л. Н. Иваницкая // Мир психологии. — 2002. — № 1. — С. 106—121.
5. Маслова О. И. Новый подход к оценке нарушений высших корковых функций при психоневрологических заболеваниях детей и подростков с помощью инструментальных компьютерных методов / О. И. Маслова, Е. В. Матвеев, Д. С. Надеждин // Медицинская техника. — 1997. — № 5. - С. 25-28.
6. Сидоров П. И. Проблемный ребенок: психосоциальная адаптация и качество жизни / П. И. Сидоров, Е. А. Бочарова, А. Г. Соловьев ; под ред. П. И. Сидорова.
- Архангельск : Северный государственный медицинский университет, 2005. — 219 с.
7. Стребелева Е. А. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Е. А. Стребелева, А. А. Северный, В. И. Брутман и др. ; под ред. Е. А. Стребелевой. — М. : Полиграфсервис, 1998. — 336 с.
8. Фотекова Т. А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития / Т. А. Фотекова // Дефектология. — 2003. — № 1. — С. 23—33.
PSYCHOSOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL PROBLEMS IN CONDITIONS OF SPECIALIZED INSTITUTIONS
Е. А. Bocharova, А. G. Soloviev, P. I. Sidorov
Northern State Medical University, Arkhangelsk
In the process of medical-social and psychological-pedagogical rehabilitation in specialized preschool institutions of the city of Arkhangelsk, a study has been implemented in order to detect mental, psychophysiological and social-psychological features of children with deviations in mental and speech development. The study results have shown general mechanisms of psychosocial adaptation of children with speech and mental arrested development. It has been detected that children with speech problems had a higher adaptation potential based on reliably higher psychophysiological indices. Special developing environment contributes to improvement of psychosocial adaptation of children with deviations. Most effective is polyprofessional specialized aid including medical, pedagogical, psychological, psychotherapeutic and social aid.
Key words: special developing education, psychosocial adaptation, quality of life of families educating children with developmental deviations, polyprofessional aid.
Контактная информация:
Бочарова Елена Алексеевна — доктор медицинских наук, доцент кафедры психиатрии, наркологии и клинической психологии Северного государственного медицинского университета
163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51
Тел. (8182) 21-52-17
E-mail: [email protected]
Статья поступила 07.05.2009 г.