УДК 616.89-008.434-053.2-08 ББК 56.14
ОКАЗАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ И РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
БЕЛОВА О.С., ПАРАМОНОВА М.В., БОЧАРОВА Е.А. ФГБОУВО СГМУ (г. Архангельск) Минздрава России, г. Архангельск, Россия
e-mail: [email protected]
Аннотация
Выявлены факторы риска нарушений психического и речевого развития при перинатальном поражении головного мозга и изучены психофизиологические особенности их формирования. Проанализированы особенности ранней помощи детям с перинатальным поражением головного мозга.
Ключевые слова: ребенок раннего возраста, отклонения в психическом и речевом развитии, перинатальное поражение, головной мозг, нейросонография.
Актуальность. Актуальной проблемой медицины является вопрос о причинах, способствующих сохранению на высоком уровне нарушений в развитии детей. У детей в раннем возрасте все чаще выявляются отклонения психического и речевого развития, под влиянием факторов, воздействующих в перинатальном периоде [1, 4]. Особенную важность имеет определение медико-биологических,
социальных факторов риска (ФР) отклонений развития в раннем возрасте, исследование закономерностей взаимосвязи дизонтогенеза с психофизиологическими показателями для обеспечения консультативной и
междисциплинарной комплексной
абилитационной помощи [3]. Чем раньше начата коррекционная работа, тем благоприятнее прогноз развития ребенка [10, 11].
Целью исследования явилось выявление клинических и психофизиологических аспектов формирования нарушений психического и речевого развития детей раннего возраста с перинатальным поражением головного мозга (111 И М) для повышения эффективности абилитационных мероприятий.
Материал и методы. Обследованы дети раннего возраста с нарушениями психического и речевого развития: 121 ребенок с 11111М - основная группа (ОГ), проходившие курсы восстановительного лечения в психоневрологическом отделении (ПНО) Архангельской детской клинической
больницы (АДКБ). В ОГ дети были распределены на подгруппы: с 11111М гипоксического генеза (46), с 11111М инфекционного генеза (36), с ШГМ неуточненного (смешанного) генеза (39 детей). Контрольную группу (КГ) составили дети раннего возраста без 11111М и нарушений развития в анамнезе (21). Исследование включало изучение медико-биологических и социальных ФР перинатального и постнатального периодов. Для объективизации оценки развития и поведения дополнительно использованы общепринятые методики [5, 6, 7].
Результаты исследования. Уже внутриутробно на детей с ИГМ и нарушениями психического развития, оказывало воздействие одновременно большее количество ФР (в среднем, 11,6) по сравнению с группой детей с нарушением речи (5,31-7,3) и здоровыми (5,3). Максимальное количество ФР наблюдалось в подгруппе с Ш1ГМ инфекционного генеза (12,83) при пределе физиологической переносимости центральной нервной системы плода в 7-8 ФР, действующих одновременно [2].
Наиболее неблагоприятные последствия выявлены у детей с Ш1ГМ инфекционного генеза (85,4%): отставание психического и речевого развития (у 75,0%), нарушения поведения (77,0%), коморбидная
соматическая и неврологическая патология, высокий уровень инвалидности (44,4%), что существенно ухудшает прогноз в данной
подгруппе; у детей с 111 И М гипоксического генеза прогноз благоприятнее.
В стандарт обследования ребенка с 11111М требуется включать методы
нейровизуализации [2]. Неблагоприятными для прогноза психического развития являются следующие изменения: стойкая гиперэхогенность в перивентрикулярных зонах (ПВЗ) и перивентрикулярная лейкомаляция, признаки внутриутробного инфицирования (вентрикулит,
лентикулостриарная вазопатия,
перивентрикулярные кисты) в сочетании с судорожной активностью на
электроэнцефалограмме и 11111М инфекционного генеза; неблагоприятны сочетания ишемических, инфекционных, ликвородинамических, геморрагических изменений. Транзиторные гипоксические изменения в ПВЗ у доношенных с 11111М гипоксического генеза в отсутствие судорог обуславливают наименьшую возможность возникновения отклонений в развитии. Вместе с тем, ни по степени зрелости, ни по клиническим синдромам, ни изолированно по психофизиологическим критериям нельзя достоверно заключить о влиянии этиологии ППГМ на степень тяжести поражения.
Нами были изучены особенности поведения детей ОГ: отклонения в поведении выявлялись достоверно чаще - в 31,2% случаев, в ОГ в 22,9% случаев матери не замечали нарушений в поведении. Матери детей ОГ чаще отмечали у детей неспокойное засыпание и сон - 62,4%, снижение активности - у 23,9%. Чаще выявлялись изменения поведения при инфекционном характере ППГМ, чем при ППГМ гипоксического генеза. После лечения родители детей ОГ обращали внимание на следующие изменения в поведении: 24,4% стали двигательно активнее, 13,8% -эмоциональнее.
В оказании ранней комплексной помощи детям с ППГМ и отклонениями в развитии значимо участие всех специалистов по раннему возрасту: врачей-педиатров, неврологов, логопедов. Терапевтическая и коррекционная работа с детьми с отклонениями в развитии, особенно с сочетанной патологией, начинается с формирования соответствующих возрасту двигательных навыков, а позднее -когнитивных способностей [9].
Приоритетным видом помощи является медикаментозное лечение. До начала психолого-педагогической коррекции
требуется повысить общий уровень активности детей при помощи витаминотерапии, общеукрепляющих и режимных мероприятий, оптимальной дозировки "коррекционной нагрузки", ноотропных и сосудистых препаратов, аминокислот, психомоторных стимуляторов. Затем подключают педагогическую и логопедическую коррекцию.
Психологическая и псхотерапевтическая помощь часто откладывают до дошкольного возраста, по причине ее меньшей эффективности на начальных этапах, ввиду специфических особенностей
функциональной организации деятельности головного мозга.
Обязательным компонентом комплексной помощи детям с ППГМ в АДКБ с первых месяцев жизни являлось включение коррекционно-педагогических технологий, что позволяло обеспечить адекватное взаимодействие ребенка и взрослого, создать сначала в отделении, а впоследствии и в семье предметно-развивающую среду, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка, то есть максимально реализовать его адаптационный потенциал [8].
На фоне проведенного восстановительного лечения в АДКБ при выписке общее состояние улучшилось у 61,2% детей, у 16,5% динамика была незначительной, у 22,3% ОГ проведение терапии не изменило тяжесть состояния, но эффект лечения максимально проявился через 3-4 недели после его завершения. У детей ОГ улучшилась моторика (33,1%), двигательная активность (23,9%), эмоциональный фон (13,2%); у 1,7% лечащий врач отметил улучшение внимания и более спокойное настроение. Улучшение функций ЦНС чаще встречалось у детей со смешанным характером ППГМ. При инфекционном ППГМ отсутствие положительной динамики в эмоциональной сфере может быть прогностически менее благоприятным для дальнейшего развития ребенка. У детей с ППГМ гипоксического генеза наблюдался наибольший эффект от терапевтических мероприятий.
Важным фактором психического здоровья детей раннего возраста является активное участие семьи в коррекционной работе. Только
при условии тесного сотрудничества специалистов с семьей ребенка реабилитационные воздействия смогут обеспечить эффективную профилактику нарушений развития. Существенная роль отводится родителям, поскольку они способны повлиять на его уровень развития через выполнение мероприятий по оптимизации образа жизни и ежедневном взаимодействии с ним. Нами выявлено, что родители детей ОГ не владели методиками психологической саморегуляции, для восстановления состояния эмоционального равновесия использовали курение, употребление алкоголя, переедание.
Следовательно, важное место в ранних лечебно-коррекционных мероприятиях
следует отводить обучению родителей, особенно матери, которая в процессе повседневного ухода может целенаправленно тренировать психомоторные навыки ребенка. Для получения необходимой информации о состоянии ребенка родители должны иметь возможность консультироваться со специалистами по поводу особенностей его развития и заболевания, получать ответы на возникающие вопросы, а также иметь доступ к систематизированной информации и возможность обучения взаимодействию с ребенком и методам сенсорной стимуляции его развития.
Выводы.
1. Неблагоприятны для прогноза психического и речевого развития детей: стойкая гиперэхогенность 1ВЗ и 1ВЛ,
признаки внутриутробного инфицирования (вентрикулит, лентикулостриарная
вазопатия, перивентрикулярные кисты), недоношенность, судорожная активность на ЭЭГ и инфекционный характер 1111ГМ. Транзиторные гипоксические изменения ШВЗ у доношенных с преобладанием гипоксического генеза 1111ГМ в отсутствие судорог обусловливают низкую вероятность возникновения нарушений в развитии.
2. Наиболее значимые последствия характерны для детей с инфекционным генезом Ш1ГМ: отставание психического и речевого развития, изменения поведения; коморбидная соматическая и неврологическая патология, высокий показатель инвалидности, что делает прогноз их развития менее благоприятным. У детей с Ш1ГМ гипоксического генеза предполагаемый прогноз благоприятнее, что следует принимать во внимание при разработке программ реабилитационных мероприятий.
3. Необходимо усовершенствование ранней диагностики и психопрофилактики нарушений психического развития в детском возрасте, в рамках которой существенны раннее выявление и коррекция нарушений внутрисемейных отношений, повышение компетенции родителей и обучение их взаимодействию с ребенком, для предотвращения материнской депривации, а также активная стимуляция развития основных психических функций.
Список литературы
1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности / А.А. Баранов [и др.]. // Российский педиатрический журнал. - 2005. - №2. - С. 4.
2. Белова О. С. Нейросонография как метод эндоэкологического прогноза задержки нервно-психического развития у детей раннего возраста с перинатальным поражением головного мозга / О. С. Белова, А.В. Свирский, А.Г. Соловьев // Экология человека - 2007. - №11. - С. 35-40.
3. Бочарова Е.А. Проблемы ранней диагностики и профилактики отдаленных последствий перинатального поражения центральной нервной системы /Е.А. Бочарова [и др.]. //Российский педиатрический журнал. - 2003. - №3. - С. 52-54.
4. Володин Н.Н. Формализованные подходы к оценке нервно-психического развития детей раннего возраста с перинатальной патологией /Н.Н. Володин [и др.]. //Российский вестник перинатологии и педиатрии. -2003. -№6. - С. 38-41.
5. Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей. / под ред. В.А. Доскина и М.Н. Рахмановой. - Москва, 1993. -123 с.
6. Казьмин А.М. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. /А.М. Казьмин, Л.В. Казьмина - М.: "Когито-Центр", 2000. - 74 с.
7. Пантюхина Г.В. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста /Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт - М.: ВУНМЦ, 1996. - 76 с.
8. Поляшова Н.В. Адаптационный потенциал младших школьников и его взаимосвязь с параметрами физического развития /Н.В. Поляшова, А.Г. Соловьев, И.А. Новикова //Экология человека. - 2008. - №2. - С. 34-38.
9. Шалаурова Е.В. Познавательная деятельность в процессе абилитации детей с множественной психомоторной патологией развития /Е.В. Шалаурова, А.Г. Соловьев, Е.А. Бочарова //Журнал медико-биологических исследований. -2015. -№3. - С. 87-94.
10. Georgdsottir I. Extremely low Birthweight Infants in Iceland. Neurodevelopmental profile at five years of age /1. Georgsdottir //Laeknabladid. - 2004. - Vol. 90, №11. - P. 747-754.
11. Pietz J. Physical growth and neurodevelopmental outcome of non-handicapped low-risk children born preterm/J. Pietz [et all.] // Early Hum. Dev. - 2004. - Vol.79, №2. - P. 131-143.
INTEGRATED TREATMENT OF EARLY AGED CHILDREN WITH SPEECH AND
MENTAL DEVIATIONS
BELOVA O.S., PARAMONOVAM.V., BOCHAROVA E.A. FSBEI HE NSMU (Arkhangelsk) MOH Russia, Arkhangelsk, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
Risk factors of speech and mental deviations in early age children with perinatal brain pathology are revealed. Psychophysiology of mental deviations forming is investigated. Features of comprehensive health care to mentally delayed children with perinatal brain pathology analyzed.
Keywords: children, early age, deviations, neurodevelopment, perinatal pathology of central nervous system, neurosonography.