Научная статья на тему 'ВОСПРИЯТИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ИХ АКАДЕМИЧЕСКУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ'

ВОСПРИЯТИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ИХ АКАДЕМИЧЕСКУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преподавание / эффективность / обучение / качества / студенты / успеваемость / teaching / effectiveness / learning / qualities / students / academic performance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранов Андрей Юрьевич

Навыки, необходимые для эффективного преподавания, включают в себя нечто большее, чем просто педагогический опыт и профессионализм. Преподаватели должны уметь взаимодействовать со студентами, помогая им не только освоить ту или иную учебную дисциплину, но и по-новому взглянуть на окружающий их мир. Безусловно, существует множество различных методов эффективного обучения, но всех успешных педагогов объединяет наличие определенных общих качеств. Они знают материал, позитивно настроены, открыты к общению, терпеливы по отношению к студентам и справедливы в оценивании их учебных результатов. В статье дается анализ качеств педагогов, которые обеспечивают высокую эффективность педагогической деятельности и приводят к более высокой академической успеваемости студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранов Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The skills required for effective teaching include more than just pedagogical experience and professionalism. Teachers must be able to interact with students, helping them not only to master a particular subject, but also to see the world around them in a new way. Of course, there are many different methods of effective teaching, but all successful educators share certain common qualities. They know the material, are positive, open to communication, patient with students and fair in assessing their learning outcomes. The article analyzes the qualities of teachers that ensure high efficiency of pedagogical activity and lead to higher academic performance of the students.

Текст научной работы на тему «ВОСПРИЯТИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ИХ АКАДЕМИЧЕСКУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ»

завтрашнем дне и мотивации учить и учиться ради удовольствия и желания больше знать, значит, перемены оправданы и эффективны.

Аннотация. Мы живем в мире перемен и являемся свидетелями стремительного развития и многих изменений практически во всех отраслях производства, науки и техники, а также во всех сферах общественной жизни, в том числе и в системе образования. Появляются новые стандарты, которым необходимо соответствовать и в рамках которых реализовывать изменяющиеся цели и методы обучения. Также необходимо принимать во внимание меняющиеся приоритеты и новые фокусные точки. Данная статья посвящена проблеме перемен в образовании и формированию качественно нового специалиста - человека перемен.

Ключевые слова: современное общество, перемены, система образования, человек перемен, эффективность, качество образования.

Annotation. We live in the world of changes and witness rapid development and many changes in almost all branches of production, science and technology, as well as in all spheres of social life, including the education system. New standards are emerging that need to be met and in the context of which the changing goals and methods of learning are to be realized. It is also necessary to take into account changing priorities and new focal points. This article is devoted to the problem of changes in education and the formation of a qualitatively new specialist - the man of change.

Keywords: modern society, change, education system, man of change, effectiveness, quality of education.

Литература:

1. Галажинский, Э.В. Как обеспечить качество университетского образования в эпоху перемен / Э.В. Галажинский, Е.А. Суханова // Университетское управление: практика и анализ. -2023. - Т. 27, № 1. - С. 6-11

2. Синицына, Е.И. Современное российское образование: тенденции развития / Е.И. Синицына, Е.Г. Линькова // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. -2021. -№ 13. - С. 93-98

3. Шиповская, Л.П. Перемены в сфере образования / Л.П. Шиповская // Современные тенденции образования в культуре и искусстве (характеристика, структура, развивающий потенциал): Коллективная монография. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2021. - С. 170-176

4. Schifirnet, Constantin Sociologie / Constantin Schifirnet. - Ed. a 3-a - Bucureeti: comunicare.ro. - 2004. - 254 p.

УДК 378

ВОСПРИЯТИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ИХ АКАДЕМИЧЕСКУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ

БарановАндрей Юрьевич кандидат технических наук, доцент Санкт-Петербургский государстеенныйуниеерситет промышленных технологий и дизайна (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. Преподаватель - это важнейший ресурс, определяющий будущие академические успехи обучающихся и достижение ими планируемых результатов освоения учебной дисциплины. Компетентность в области взаимоотношений студентов и педагогов, владение стратегиями преподавания, наличие навыков управления учебным коллективом, учет индивидуальных особенностей обучающихся - все это положительно отражается на результатах обучения, повышает самооценку студентов и в конечном итоге приводит к более высокой успеваемости. Педагоги, обладающие сочетанием профессиональных и межличностных навыков, демонстрируют высокую эффективность педагогической деятельности, что приводит к улучшению дисциплины и формированию у студентов положительного и осознанного отношения к изучаемому предмету. Именно поэтому педагогам следует обратить более пристальное внимание на формирование у обучающихся позитивного восприятия эффективности своей работы в аудитории, поскольку таким образом они могут положительно влиять на их академическую успеваемость.

Изложение основного материала исследования. Эффективность работы преподавателя оказывает решающее воздействие на процесс и результат восприятия обучающимися учебного материала и на их академическую успеваемость. Статус эффективного преподавателя предполагает наличие у человека определенных качеств, которые условно можно разделить на три основные категории:

- отношения между преподавателем и обучающимися,

- педагогический опыт и уровень профессионального мастерства,

- личные характеристики педагога.

Изучением вопроса эффективности преподавания занимались многие ученые. Так, в работе [2] исследователи определили личностные характеристики преподавателей, а затем выявили конкретные модели поведения, присущие этим людям. Студентов нескольких колледжей и университетов попросили перечислить основные характеристики «педагогов-мастеров», в результате чего получился список из 47 характеристик. Затем вторая группа студентов присвоила каждой из них поведенческие дескрипторы, в итоге, после объединения качеств и моделей поведения, содержащих одинаковые дескрипторы, получился окончательный список из 28 позиций. Следующую группу студентов, а также преподавателей докторантуры и исследовательского университета попросили выбрать из 28 качеств и моделей поведения по 10 наиболее важных для успешного преподавания. Среди 10 важнейших качеств выбор студентов и преподавателей совпал по 6 позициям: реалистичность ожиданий и справедливость в выставлении оценок; знание предмета; умение находить подход к студентам и завоевать их расположение; уважительное отношение к обучающимся; творческий подход; энтузиазм. Из 4 оставшихся, не совпавших качеств и моделей поведения, студенты отдали предпочтение тем, которые отражали аспекты взаимоотношений между студентами и преподавателями (понимание, позитивный настрой, поощрение, гибкость), а преподаватели - конкретным методам преподавания (эффективное общение, готовность к занятиям, актуальность предоставляемого материала, развитие критического мышления). С помощью аналогичной методики в ходе другого исследования [4] были получены похожие результаты, касающиеся студентов и преподавателей одного из общеобразовательных колледжей, имеющих степень бакалавра. Опять же, если говорить о важных различиях в оценках, то преподаватели делали акцент на методике преподавания, а студенты - на взаимоотношениях с преподавателем.

На основе анализа многолетнего педагогического опыта, а также результатов целого ряда опросов обучающихся и преподавателей, посвященных вопросам эффективного преподавания, нами была сделана попытка выделить основные черты и качества эффективного преподавателя, чтобы определить потенциальные отправные точки доя улучшения отношений между преподавателем и обучающимся и, соответственно, повышения успеваемости последних. Полученные результаты во многом совпадают с результатами вышеупомянутых исследований [1-4].

Прежде всего, следует отметить тот факт, что действительно, при оценке эффективности деятельности преподавателя педагоги и обучающиеся делают акцент на разных ее аспектах. Преподаватели большее значение придают методическим вопросам профессиональной деятельности, которую они считают ключом к эффективности преподавания (предоставление актуальной информации, развитие критического мышления, стремление стать лучшим педагогом и пр.), в то время как у обучающихся в приоритете оказываются их отношения с преподавателями.

Вместе с тем, и преподаватели, и обучающиеся включают в десятку лучших качеств или моделей поведения эффективных преподавателей следующие: открытый и коммуникабельный, творческий и интересный, внимательный и заботливый, заинтересованный в работе и хорошо знающий свой предмет, с реалистичными ожиданиями и справедливый, проявляющий уважение и такт по отношению к обучающимся.

Студенты, придавая большее значение межличностным аспектам отношений с преподавателями, положительно оценивают педагогов, которые обеспечивают регулярную конструктивную обратную связь, проявляют эмпатию, реагируют на мнение обучающихся, учитывают его в ходе организации учебного процесса. Они отмечают важность проявления заботы и дружелюбного отношения к обучающимся, выражения поощрения, применения ориентированного на студентов подхода к преподаванию, проведения мотивационных бесед и социального взаимодействия с преподавателями. Помимо этого к характеристикам эффективного преподавателя они относят профессиональную эрудицию, готовность к занятиям, умение хорошо объяснить учебный материал и управлять временем, творческое мышление, способность мотивировать обучающихся, энтузиазм и позитивный настрой, с которым педагоги подходят к преподаванию. Эти качества, а также умение найти индивидуальный подход к студентам, открытость и общительность вдохновляют их и вызывают у обучающихся ответный энтузиазм.

Совпадение полученных нами оценок от студентов и преподавателей с результатами упомянутых выше исследований позволяет предположить, что потенциально полезной стратегией для того, чтобы повысить эффективность преподавания, может стать реализация конкретных моделей поведения, характерных для преподавателей-мастеров. Результаты исследований выявляют сложную природу эффективности работы преподавателя, показывая, что некоторые характеристики, качества, модели поведения и методы преподавания могут оказывать воздействие, как на академическую успеваемость, так и на социально-эмоциональную сферу, в то время как другие могут оказывать более специфическое влияние.

Таким образом, эффективные преподаватели умеют корректировать свою педагогическую стратегию в соответствии с образовательными потребностями обучающихся, сложностью учебного материала и особенностями его восприятия. Они демонстрируют уверенность в себе, энтузиазм и преданность делу, стимулируют и вдохновляют студентов, ориентируя их на самостоятельное приобретение знаний. Педагоги-профессионалы обладают развитыми коммуникативными навыками, проявляют интерес к личности обучающихся, умеют быть гуманными, искренними, добрыми и отзывчивыми.

Улучшение взаимодействия и взаимопонимания между преподавателями и обучающимися может способствовать формированию позитивного отношения как к педагогу, так и к процессу обучению, что приведет к повышению успеваемости. Необходимо учитывать важность динамики взаимоотношений между педагогами и студентами и стремиться к созданию среды, способствующей позитивному восприятию и отношению обучающихся. Кроме того, личность педагога оказывает огромное воспитывающее воздействие на обучающихся, формирует их мировоззрение, помогает в определении жизненных приоритетов, раскрывает новые жизненные ценности.

Аннотация. Навыки, необходимые для эффективного преподавания, включают в себя нечто большее, чем просто педагогический опыт и профессионализм. Преподаватели должны уметь взаимодействовать со студентами, помогая им не только освоить ту или иную учебную дисциплину, но и по-новому взглянуть на окружающий их мир. Безусловно, существует множество различных методов эффективного обучения, но всех успешных педагогов объединяет наличие определенных общих качеств. Они знают материал, позитивно настроены, открыты к общению, терпеливы по отношению к студентам и справедливы в оценивании их учебных результатов. В статье дается анализ качеств педагогов, которые обеспечивают высокую эффективность педагогической деятельности и приводят к более высокой академической успеваемости студентов.

Ключевые слова: преподавание, эффективность, обучение, качества, студенты, успеваемость.

Annotation. The skills required for effective teaching include more than just pedagogical experience and professionalism. Teachers must be able to interact with students, helping them not only to master a particular subject, but also to see the world around them in a new way. Of course, there are many different methods of effective teaching, but all successful educators share certain common qualities. They know the material, are positive, open to communication, patient with students and fair in assessing their learning outcomes. The article analyzes the qualities of teachers that ensure high efficiency of pedagogical activity and lead to higher academic performance of the students.

Keywords: teaching, effectiveness, learning, qualities, students, academic performance.

Литература:

1. Berk, R.A. Survey of 12 strategies to measure teaching effectiveness / R.A. Berk 11 International Journal of Teaching and Learning in Higher Education. - 2005. - Vol. 17. - Pp. 48-62. - URL: http://www.isetl.org/ijtlhe/pdf/IJTLHE8.pdf (accessed 12.03.24)

2. Buskist, W. Elements of master teaching / W. Buskist 11 The teaching of psychology: Essays in honor of Wilbert J. McKeachie and Charles L. Brewer Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc. - 2002. - Pp. 27-39

3. Shore, C.M. Assessing the effectiveness of GTA preparatory activities and programs / C.M. Shore 11 Effective college and university teaching. Strategies and tactics for the new professoriate. - Thousand Oaks, CA: Sage. - 2012. - Pp. 181-187

4. Wann, P.D. Faculty and student perceptions of the behaviors of effective college teachers / P.D. Wann 11 Poster presented at the National Institute for the Teaching of Psychology. - St. Petersburg Beach, FL. - 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.