Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПЕРЕМЕНАХ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА НОВОГО ВРЕМЕНИ'

К ВОПРОСУ О ПЕРЕМЕНАХ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА НОВОГО ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современное общество / перемены / система образования / человек перемен / эффективность / качество образования / modern society / change / education system / man of change / effectiveness / quality of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранов Андрей Юрьевич

Мы живем в мире перемен и являемся свидетелями стремительного развития и многих изменений практически во всех отраслях производства, науки и техники, а также во всех сферах общественной жизни, в том числе и в системе образования. Появляются новые стандарты, которым необходимо соответствовать и в рамках которых реализовывать изменяющиеся цели и методы обучения. Также необходимо принимать во внимание меняющиеся приоритеты и новые фокусные точки. Данная статья посвящена проблеме перемен в образовании и формированию качественно нового специалиста человека перемен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We live in the world of changes and witness rapid development and many changes in almost all branches of production, science and technology, as well as in all spheres of social life, including the education system. New standards are emerging that need to be met and in the context of which the changing goals and methods of learning are to be realized. It is also necessary to take into account changing priorities and new focal points. This article is devoted to the problem of changes in education and the formation of a qualitatively new specialist the man of change.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПЕРЕМЕНАХ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА НОВОГО ВРЕМЕНИ»

3. Ученики мотивируются более активно учиться, так как оценка ориентирована на процесс обучения, а не только на итоговые результаты, что способствует глубокому и осмысленному обучению.

4. Формирующее оценивание часто включает в себя задачи, требующие анализа, критической оценки и решения проблем, что способствует развитию критического мышления и аналитических навыков старшеклассников.

5. Один из ключевых аспектов формирующего оценивания - это предоставление ученикам обратной связи, что помогает им лучше понимать свои сильные и слабые стороны и работать над улучшением своих навыков.

6. Формирующее оценивание учит старшеклассников управлять своим временем, развивать организационные навыки и готовиться к самостоятельной жизни после школы, что особенно важно перед переходом в университеты и колледжи.

7. Поскольку формирующее оценивание сосредотачивается на учебном процессе и предоставляет множество шансов для исправления ошибок, это может снизить стресс, связанный с оценками и экзаменами.

В целом, формирующее оценивание в старшей школе не только помогает измерять знания, но и активно способствует их обучению, развитию и готовности к будущим вызовам.

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирующего оценивания как одного из видов оценочной деятельности в образовательном процессе старшей школы. На сегодняшний день в отечественном образовании требуется обновление не только процесса обучения, но и важной его составляющей - оценивания образовательных результатов обучающихся. В соответствии с требованиями обновленных ФГОС общего образования принципиально важным является организация системы оценки. Такой подход предполагает выход оценочной деятельности педагога за рамки контроля знаний. Использование средств формирующего оценивания ориентирует педагогическую деятельность на достижение планируемых результатов, обеспечение на этой основе эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. Оценка становится более персонализированной, что помогает бороться с индивидуальными трудностями в обучении. Это создает условия для вовлечения в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих обучающихся. Формирующее оценивание интегрировано в процесс обучения и продолжается на протяжении всего учебного курса, а также предоставляет учащимся детальную информацию о их успехах и сложностях, позволяя им улучшать свои учебные стратегии.

Ключевые слова: формирующее оценивание, оценка, системно-деятельностный подход, образовательный процесс, виды оценивания, качество образования.

Annotation. The article considers the problem of formative assessment as one of the types of assessment activities in the educational process of high school. Today in the national education it is necessary to update not only the learning process, but also its important component - the assessment of educational results of students. In accordance with the requirements of the updated FSES of general education it is fundamentally important to organise the assessment system. This approach implies that the assessment activity of a teacher goes beyond the control of knowledge. The use of means of formative assessment orientates pedagogical activity to the achievement of planned results, providing on this basis an effective feedback that allows to manage the educational process. Assessment becomes more personalised, which helps to combat individual learning difficulties. This creates conditions for involving not only teachers but also students themselves in assessment activities. Formative assessment is integrated into the learning process and continues throughout the course of study and provides learners with detailed information about their progress and difficulties, enabling them to improve their learning strategies.

Key words: formative assessment, assessment, systemic-activity approach, educational process, types of assessment, quality of education.

Литература:

1. Боголепова, C.B. Навстречу ФГОС: формирующая оценка / С.В. Боголепова // Сообщество учителей английского языка. - 2013. - № 4,- URL: http://www.tea4er.ru/home/volume4/3428-2013-09-18-09-42-30 (дата обращения: 02.04.2024)

2. Воронцов, А.Б. Формирующее оценивание: подходы, содержание, эволюция. Краткое пособие по деятельностной педагогике. 4.1/ А.Б. Воронцов. - М.: Авторский клуб, 2018. - 166 с.

3. Довранова,А. Формирующее оценивание в аспекте интенсификации персонализации учебно-познавательной деятельности подростков / А. Довранова // Студенты в научном поиске: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. (Елабуга, 22 сентября 2023 г.). - Елабуга, 2023. - С. 70-75

4. Землянская, Е.Н. Формирующее оценивание (оценка для обучения) образовательных достижений обучающихся / Н.Н. Землянская // Современная зарубежная психология. - 2016. - Т. 5. - №3,- С. 50-58

5. Пинская, М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учебн. пособие / М.А.Пинская. - М.: Логос, 2010.-264 с.

6. Федосеев, А.А. Формирующее оценивание: пристальный взгляд / А.А. Федосеев // Новые информационные технологии в образовании и науке. -2018. -Вып. 1. -С. 83-85

7. Четвертных, Т.В. Формирующее оценивание и его влияние на личностные образовательные результаты обучающихся / Т.В. Четвертных // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 2018. - № 2 (26). - С. 304-312

УДК 378

К ВОПРОСУ О ПЕРЕМЕНАХ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА

НОВОГО ВРЕМЕНИ

БарановАндрей Юрьевич кандидат технических наук, доцент Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. В настоящее время современный мир переживает эпоху перемен. Невозможно оставаться в стороне от происходящих изменений, как и противостоять самому феномену перемен. Мы живем в обществе перемен во всех областях и на всех уровнях и испытываем постоянную необходимость адаптации к ним, как на уровне отдельно взятых людей, так и на уровне организаций, осуществляющих координацию, руководство и контроль над их деятельностью. В этих условиях большинство людей относятся к переменам как к чему-то данному, не задумываясь о строгом значении понятия «перемены», их механизмах, этапах, уровнях, не считая важным и полезным анализировать их содержание, особенности, функции, оказываемое ими влияние.

Изложение основного материала исследования. Общество эволюционирует, в большей или меньшей степени благодаря изменениям, происходящим в его структурах. В каждом обществе, независимо от уровня развития цивилизации,

существуют механизмы, определяющие социальные изменения, необходимые доя удовлетворения основных интересов и потребностей людей. Это специфическое состояние социальной жизни, культуры, социального поведения. Социальное изменение это процесс, в ходе которого общество или его часть трансформируется в другое состояние, отличающееся качественно и количественно [4, С. 227].

Однако мы не можем принимать перемены ради самих перемен, только потому, что демонстрация отношения в пользу перемен создает положительный имидж в обществе или просто позволяет не противостоять общей тенденции. За каждым изменением всегда стоит видение, ключевая концепция жизни, общества, его институтов, людей.

Образование является важнейшим аспектом развития каждого человека и, как следствие, общества в целом [2, С. 93]. Взаимосвязь между переменами в обществе и переменами в образовании это один из наиболее часто поднимаемых вопросов как представителями высшего руководящего звена системы образования, руководителями образовательных организаций, так и исследователями в этой области и самими педагогами. По мнению доктора философских наук, профессора Л.П. Шиповской, система образования охвачена реформами уже второе десятилетие подряд, причем в нашей стране преобразования идут настолько противоречиво, что складывается устойчивое впечатление об их неэффективности [3, С. 171].

Для более глубокого понимания проблемы перемен в образовании и создания более прочной основы для принятия решений в отношении тех или иных перемен следует ответить на несколько важных вопросов:

- какова связь между переменами в обществе и переменами в образовании?

- сколько изменений необходимо (в каком масштабе и на каком уровне), чтобы говорить о положительных переменах в системе образования?

- насколько частыми должны быть перемены, чтобы преподаватели и обучающиеся могли к ним адаптироваться?

- как должны быть реализованы изменения, чтобы они не привели к появлению простых формальных исполнителей?

- в чем заключается разница в отношении к переменам, в которые педагоги верят, и переменам, в которые они не верят?

- какова взаимосвязь между самими изменениями (их последовательность, преемственность или ее отсутствие), чтобы они не вызывали дальнейшей путаницы, конфронтации между поколениями и прочих проблем?

- какова связь между переменами и их избыточностью, каковы критерии ее определения? и т.д.

Власти, работающие над изменением законов в сфере образования, принимают сегодня судьбоносные стратегически важные решения, которые затрагивают миллионы людей, заинтересованных в получении качественного образования в настоящем и будущем [3, С. 170-171]. В процессе перемен преподаватели и обучающиеся должны рассматриваться как неотъемлемая часть стратегии организационных изменений, мнение которых необходимо учитывать в процессе внедрения изменений и оценки их эффективности. Стратегия изменений, по сути, связана с развитием образовательной организации и охватывает как административные и бюрократические вопросы, так и обучение и самообучение преподавателей, улучшение их профессионального поведения и общего климата в образовательной организации, что повышает эффективность работы педагогов и степень их профессиональной удовлетворенности. Эти изменения связаны с внутренней динамикой жизни образовательной организации и стремлением каждого преподавателя добросовестно выполнять свою работу, обеспечить максимально качественное обучение, воспитание и развитие обучающихся, осуществлять обмен опытом и профессиональным мастерством с коллегами.

В системе образования могут происходить как макроструктурные, формальные, организационные изменения (более или менее рациональные, последовательные, необходимые), так и микроструктурные изменения в учебном коллективе или в повседневной жизни образовательной организации. Реальность и эффективность этих перемен может быть подтверждена тем, что они связаны не со стратегией, хотя она и обеспечивает основу для действий, а с реализацией стратегий, и под этим понимается то, каким образом их интерпретируют, понимают и применяют обучающиеся, преподаватели и в целом образовательное сообщество. Отсюда следует, что если мы вдумчиво относимся к проблеме перемен в образовании, анализируя, действительно ли они оказывают положительное влияние на преподавателей и академическую успеваемость обучающихся, то должны прийти к пониманию того, что изменения это в конечном итоге индивидуальные достижения.

В конце концов, конечная цель перемен в образовании - повысить степень удовлетворенности педагогов своей профессиональной деятельностью и повысить качество образования. Следует отметить, что преподаватели открыты для любых преобразований и принимают перемены, если чувствуют, что, применяя их, они двигаются в этом направлении. Именно это движение вперед усиливает мотивацию педагогов к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на формирование специалиста нового времени.

В мире перемен все меньше нужны интегрированные люди, сегодня востребованным становится не тот человек, который стремится наилучшим образом соответствовать отведенной ему роли и возлагаемым на него ожиданиям. Очевидно, что интегрированный человек вступает в противоречие со спецификой общества перемен. Человек перемен это инициативный, творческий, думающий, смелый специалист со зрелыми суждениями, который умеет здраво оценивать ситуацию, открыто высказывать свое мнение, противостоять бюрократическим тенденциям и принимать самостоятельные решения. То есть основной целью обучения становится не выпускник, интегрированный в общество, а выпускник, открытый к изменениям.

Для достижения этой цели педагогам при работе с обучающимися особое внимание следует уделять укреплению их уверенности в себе, в своих силах и возможностях самореализации; поощрению инициативности и открытости ко всему новому; формированию навыков критического мышления, самостоятельности в поиске способов решения возникающих проблем и преодолении неопределенных ситуаций; готовности к саморазвитию и самосовершенствованию. Необходимо развивать у обучающихся такие качества, как преданность и самоотдача, дух сотрудничества и взаимопомощи, непримиримое отношение ко всему тому, что унижает достоинство человека. Крайне важно приобщать их к активному, творческому поиску смысла жизни, стимулировать желание работать на благо общества и людей, формировать вдумчивое и ответственное отношение к своей деятельности и плодам своего труда. Не меньшего внимания заслуживает забота о здоровье их эмоциональной сферы, привитие навыков управления негативными эмоциями и умение ощущать радость жизни.

Выводы. С одной стороны, в связи с новой геополитической и социально-экономической ситуацией остро встает вопрос о проектировании нового дизайна национальной системы высшего образования и обеспечения качества образовательных результатов в новых условиях [1, С. 6]. С другой стороны, представители современного педагогического сообщества высказывают мнение о необходимости вывести высшую школу из состояния непрерывного экспериментирования. [3, С. 170]. На наш взгляд, эффективность перемен в образовании зависит от того, как их интерпретируют, понимают и применяют участники образовательного процесса, то есть обучающиеся, преподаватели и в целом образовательное сообщество. Если перемены приносят больше удовлетворения от работы, больше уверенности в

завтрашнем дне и мотивации учить и учиться ради удовольствия и желания больше знать, значит, перемены оправданы и эффективны.

Аннотация. Мы живем в мире перемен и являемся свидетелями стремительного развития и многих изменений практически во всех отраслях производства, науки и техники, а также во всех сферах общественной жизни, в том числе и в системе образования. Появляются новые стандарты, которым необходимо соответствовать и в рамках которых реализовывать изменяющиеся цели и методы обучения. Также необходимо принимать во внимание меняющиеся приоритеты и новые фокусные точки. Данная статья посвящена проблеме перемен в образовании и формированию качественно нового специалиста - человека перемен.

Ключевые слова: современное общество, перемены, система образования, человек перемен, эффективность, качество образования.

Annotation. We live in the world of changes and witness rapid development and many changes in almost all branches of production, science and technology, as well as in all spheres of social life, including the education system. New standards are emerging that need to be met and in the context of which the changing goals and methods of learning are to be realized. It is also necessary to take into account changing priorities and new focal points. This article is devoted to the problem of changes in education and the formation of a qualitatively new specialist - the man of change.

Keywords: modern society, change, education system, man of change, effectiveness, quality of education.

Литература:

1. Галажинский, Э.В. Как обеспечить качество университетского образования в эпоху перемен / Э.В. Галажинский, Е.А. Суханова // Университетское управление: практика и анализ. -2023. - Т. 27, № 1. - С. 6-11

2. Синицына, Е.И. Современное российское образование: тенденции развития / Е.И. Синицына, Е.Г. Линькова // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. -2021. -№ 13. - С. 93-98

3. Шиповская, Л.П. Перемены в сфере образования / Л.П. Шиповская // Современные тенденции образования в культуре и искусстве (характеристика, структура, развивающий потенциал): Коллективная монография. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2021. - С. 170-176

4. Schifirnet, Constantin Sociologie / Constantin Schifirnet. - Ed. a 3-a - Bucureeti: comunicare.ro. - 2004. - 254 p.

УДК 378

ВОСПРИЯТИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ИХ АКАДЕМИЧЕСКУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ

БарановАндрей Юрьевич кандидат технических наук, доцент Санкт-Петербургский государстеенныйуниеерситет промышленных технологий и дизайна (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. Преподаватель - это важнейший ресурс, определяющий будущие академические успехи обучающихся и достижение ими планируемых результатов освоения учебной дисциплины. Компетентность в области взаимоотношений студентов и педагогов, владение стратегиями преподавания, наличие навыков управления учебным коллективом, учет индивидуальных особенностей обучающихся - все это положительно отражается на результатах обучения, повышает самооценку студентов и в конечном итоге приводит к более высокой успеваемости. Педагоги, обладающие сочетанием профессиональных и межличностных навыков, демонстрируют высокую эффективность педагогической деятельности, что приводит к улучшению дисциплины и формированию у студентов положительного и осознанного отношения к изучаемому предмету. Именно поэтому педагогам следует обратить более пристальное внимание на формирование у обучающихся позитивного восприятия эффективности своей работы в аудитории, поскольку таким образом они могут положительно влиять на их академическую успеваемость.

Изложение основного материала исследования. Эффективность работы преподавателя оказывает решающее воздействие на процесс и результат восприятия обучающимися учебного материала и на их академическую успеваемость. Статус эффективного преподавателя предполагает наличие у человека определенных качеств, которые условно можно разделить на три основные категории:

- отношения между преподавателем и обучающимися,

- педагогический опыт и уровень профессионального мастерства,

- личные характеристики педагога.

Изучением вопроса эффективности преподавания занимались многие ученые. Так, в работе [2] исследователи определили личностные характеристики преподавателей, а затем выявили конкретные модели поведения, присущие этим людям. Студентов нескольких колледжей и университетов попросили перечислить основные характеристики «педагогов-мастеров», в результате чего получился список из 47 характеристик. Затем вторая группа студентов присвоила каждой из них поведенческие дескрипторы, в итоге, после объединения качеств и моделей поведения, содержащих одинаковые дескрипторы, получился окончательный список из 28 позиций. Следующую группу студентов, а также преподавателей докторантуры и исследовательского университета попросили выбрать из 28 качеств и моделей поведения по 10 наиболее важных для успешного преподавания. Среди 10 важнейших качеств выбор студентов и преподавателей совпал по 6 позициям: реалистичность ожиданий и справедливость в выставлении оценок; знание предмета; умение находить подход к студентам и завоевать их расположение; уважительное отношение к обучающимся; творческий подход; энтузиазм. Из 4 оставшихся, не совпавших качеств и моделей поведения, студенты отдали предпочтение тем, которые отражали аспекты взаимоотношений между студентами и преподавателями (понимание, позитивный настрой, поощрение, гибкость), а преподаватели - конкретным методам преподавания (эффективное общение, готовность к занятиям, актуальность предоставляемого материала, развитие критического мышления). С помощью аналогичной методики в ходе другого исследования [4] были получены похожие результаты, касающиеся студентов и преподавателей одного из общеобразовательных колледжей, имеющих степень бакалавра. Опять же, если говорить о важных различиях в оценках, то преподаватели делали акцент на методике преподавания, а студенты - на взаимоотношениях с преподавателем.

На основе анализа многолетнего педагогического опыта, а также результатов целого ряда опросов обучающихся и преподавателей, посвященных вопросам эффективного преподавания, нами была сделана попытка выделить основные черты и качества эффективного преподавателя, чтобы определить потенциальные отправные точки доя улучшения отношений между преподавателем и обучающимся и, соответственно, повышения успеваемости последних. Полученные результаты во многом совпадают с результатами вышеупомянутых исследований [1-4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.