Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирующее оценивание / оценка / системно-деятельностный подход / образовательный процесс / виды оценивания / качество образования / formative assessment / assessment / systemic-activity approach / educational process / types of assessment / quality of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асхадуллина Наиля Нургаяновна, Талышева Ирина Анатольевна

В статье рассматривается проблема формирующего оценивания как одного из видов оценочной деятельности в образовательном процессе старшей школы. На сегодняшний день в отечественном образовании требуется обновление не только процесса обучения, но и важной его составляющей оценивания образовательных результатов обучающихся. В соответствии с требованиями обновленных ФГОС общего образования принципиально важным является организация системы оценки. Такой подход предполагает выход оценочной деятельности педагога за рамки контроля знаний. Использование средств формирующего оценивания ориентирует педагогическую деятельность на достижение планируемых результатов, обеспечение на этой основе эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. Оценка становится более персонализированной, что помогает бороться с индивидуальными трудностями в обучении. Это создает условия для вовлечения в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих обучающихся. Формирующее оценивание интегрировано в процесс обучения и продолжается на протяжении всего учебного курса, а также предоставляет учащимся детальную информацию о их успехах и сложностях, позволяя им улучшать свои учебные стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problem of formative assessment as one of the types of assessment activities in the educational process of high school. Today in the national education it is necessary to update not only the learning process, but also its important component the assessment of educational results of students. In accordance with the requirements of the updated FSES of general education it is fundamentally important to organise the assessment system. This approach implies that the assessment activity of a teacher goes beyond the control of knowledge. The use of means of formative assessment orientates pedagogical activity to the achievement of planned results, providing on this basis an effective feedback that allows to manage the educational process. Assessment becomes more personalised, which helps to combat individual learning difficulties. This creates conditions for involving not only teachers but also students themselves in assessment activities. Formative assessment is integrated into the learning process and continues throughout the course of study and provides learners with detailed information about their progress and difficulties, enabling them to improve their learning strategies.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ»

УДК 371.3

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Асхадуллина Наиля Нургаяновна кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Елабужский институт (филиал) ФГАОУВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга);

Талышева Ирина Анатольевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Елабужский институт (филиал) ФГАОУВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

Постановка проблемы. Формирующее оценивание как один из видов оценочной деятельности в образовательном процессе сегодня становится все более популярным среди педагогов, поскольку ориентирован на постоянную оценку и развитие учебных достижений учащихся. Данный вид оценивания отличается от традиционных подходов, таких как суммативное оценивание, которое оценивает конечные результаты обучения. Для более подробного раскрытия педагогической сущности формирующего оценивания необходимо раскрыть его понятие, специфику, этапы, функции и содержание.

Формирующее оценивание, также известное как оценивание для обучения, представляет собой непрерывный и систематический процесс сбора информации о знаниях, навыках, умениях и способностях учащихся в процессе обучения (Землянская E.H. [4]). Основная цель формирующего оценивания - это не только оценить, но и улучшить образовательные результаты, обеспечивая обратную связь учащимся и педагогам.

Изложение основного материала исследования. Специфика формирующего оценивания раскрыта в исследованиях Боголеповой C.B. [1], Воронцова А.Б. [2], Федосеев A.A. [6] и заключается в следующих аспектах: непрерывность, обратная связь, развитие. Формирующее оценивание интегрировано в процесс обучения и продолжается на протяжении всего учебного курса, а также предоставляет учащимся детальную информацию о их успехах и сложностях, позволяя им улучшать свои учебные стратегии. Основной задачей формирующего оценивания является не только оценка текущих знаний, но и стимулирование процесса обучения и развития учащихся.

Процесс формирующего оценивания, по мнению Пинской М.А., состоит из следующих этапов [5]:

1. Сбор информации: на этом этапе учитель собирает данные о знаниях и навыках учащихся, используя различные методы, такие как тестирование, наблюдение и анализ работ.

2. Анализ данных: полученные данные анализируются для выявления уровня понимания и прогресса учащихся.

3. Обратная связь: учитель предоставляет учащимся обратную связь о их успехах и сложностях, помогая им понять, как улучшить свои результаты.

4. Коррекция: на основе обратной связи, учащиеся корректируют свои стратегии обучения, а учителя могут адаптировать методику преподавания.

Наряду с основными функциями оценивания, формирующее оценивание имеет ряд специфических функций: диагностическую (выявление текущего уровня знаний и навыков учащихся), регулятивную (помощь в адаптации учебного процесса для максимизации обучения), мотивационную (содействие мотивации учащихся через обратную связь и признание их успехов), развивающую (помощь в развитии учебных навыков, критического мышления и саморегуляции).

Содержание формирующего оценивания включает оценку знаний, умений и компетенций, соответствующих учебной программе. Оценочные действия раскрываются в методах и приемах, которые могут включать в себя задачи, проекты, тесты, анализ домашних заданий и другие методы оценки, которые помогают оценить и развить учебные достижения учащихся.

Формирующее оценивание является важным инструментом для современных образовательных систем, поскольку оно способствует более эффективному обучению и развитию учащихся. Его специфика, этапы, функции и содержание объединяются в целостный подход, направленный на улучшение образовательных результатов и усиление обучения в процессе обучения.

Формирующее оценивание представляет собой современный и эффективный инструмент, который активно применяется в образовании в качестве альтернативы традиционным методам оценивания образовательных достижений обучающихся. Данный подход переворачивает привычную иерархию, делая упор не только на измерение знаний, но и на стимулирование учебного процесса и развитие ключевых компетенций учащихся.

В исследованиях Довранова А. выделяет ряд преимуществ формирующего оценивания: способствует активному и глубокому обучению, поскольку студенты мотивированы для достижения высоких результатов и понимания материала; позволяет преподавателям адаптировать учебный процесс в зависимости от потребностей каждого студента, что способствует более эффективному обучению; акцентирует внимание на развитии навыков, которые важны для успешной карьеры и общественной жизни [3].

Наряду с перспективами, следует выделить вызовы, которые сегодня возникают в практике образования, по мнению Четвертных Т.В., при реализации формирующего оценивания [7]. Одним из вызовов формирующего оценивания является сложность стандартизации процесса, поскольку он подразумевает более гибкие и индивидуальные методы оценки. Педагоги и учащиеся должны быть подготовлены к использованию. Сбор и хранение данных об обучающихся требует соблюдения высоких стандартов информационной безопасности.

Формирующее оценивание представляет собой важный инструмент альтернативной оценки образовательных достижений, ориентированный на развитие, обратную связь и индивидуализацию учебного процесса. Несмотря на вызовы, связанные с его внедрением и реализацией, его преимущества в виде стимулирования обучения и развития компетенций делают его важным компонентом современного образования.

Выводы. Теоретический анализ источников по проблеме реализации формирующего оценивания в старшей школе позволил определить ряд возможностей:

1. Формирующее оценивание поддерживает старшеклассников в развитии навыков самостоятельной работы и саморегуляции. Они учатся устанавливать свои учебные цели, мониторить свой прогресс и корректировать свои учебные стратегии.

2. Формирующее оценивание позволяет педагогам лучше адаптировать учебный процесс под потребности каждого обучающегося. Оценка становится более персонализированной, что помогает бороться с индивидуальными трудностями в обучении.

3. Ученики мотивируются более активно учиться, так как оценка ориентирована на процесс обучения, а не только на итоговые результаты, что способствует глубокому и осмысленному обучению.

4. Формирующее оценивание часто включает в себя задачи, требующие анализа, критической оценки и решения проблем, что способствует развитию критического мышления и аналитических навыков старшеклассников.

5. Один из ключевых аспектов формирующего оценивания - это предоставление ученикам обратной связи, что помогает им лучше понимать свои сильные и слабые стороны и работать над улучшением своих навыков.

6. Формирующее оценивание учит старшеклассников управлять своим временем, развивать организационные навыки и готовиться к самостоятельной жизни после школы, что особенно важно перед переходом в университеты и колледжи.

7. Поскольку формирующее оценивание сосредотачивается на учебном процессе и предоставляет множество шансов для исправления ошибок, это может снизить стресс, связанный с оценками и экзаменами.

В целом, формирующее оценивание в старшей школе не только помогает измерять знания, но и активно способствует их обучению, развитию и готовности к будущим вызовам.

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирующего оценивания как одного из видов оценочной деятельности в образовательном процессе старшей школы. На сегодняшний день в отечественном образовании требуется обновление не только процесса обучения, но и важной его составляющей - оценивания образовательных результатов обучающихся. В соответствии с требованиями обновленных ФГОС общего образования принципиально важным является организация системы оценки. Такой подход предполагает выход оценочной деятельности педагога за рамки контроля знаний. Использование средств формирующего оценивания ориентирует педагогическую деятельность на достижение планируемых результатов, обеспечение на этой основе эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. Оценка становится более персонализированной, что помогает бороться с индивидуальными трудностями в обучении. Это создает условия для вовлечения в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих обучающихся. Формирующее оценивание интегрировано в процесс обучения и продолжается на протяжении всего учебного курса, а также предоставляет учащимся детальную информацию о их успехах и сложностях, позволяя им улучшать свои учебные стратегии.

Ключевые слова: формирующее оценивание, оценка, системно-деятельностный подход, образовательный процесс, виды оценивания, качество образования.

Annotation. The article considers the problem of formative assessment as one of the types of assessment activities in the educational process of high school. Today in the national education it is necessary to update not only the learning process, but also its important component - the assessment of educational results of students. In accordance with the requirements of the updated FSES of general education it is fundamentally important to organise the assessment system. This approach implies that the assessment activity of a teacher goes beyond the control of knowledge. The use of means of formative assessment orientates pedagogical activity to the achievement of planned results, providing on this basis an effective feedback that allows to manage the educational process. Assessment becomes more personalised, which helps to combat individual learning difficulties. This creates conditions for involving not only teachers but also students themselves in assessment activities. Formative assessment is integrated into the learning process and continues throughout the course of study and provides learners with detailed information about their progress and difficulties, enabling them to improve their learning strategies.

Key words: formative assessment, assessment, systemic-activity approach, educational process, types of assessment, quality of education.

Литература:

1. Боголепова, C.B. Навстречу ФГОС: формирующая оценка / С.В. Боголепова // Сообщество учителей английского языка. - 2013. - № 4,- URL: http://www.tea4er.ru/home/volume4/3428-2013-09-18-09-42-30 (дата обращения: 02.04.2024)

2. Воронцов, А.Б. Формирующее оценивание: подходы, содержание, эволюция. Краткое пособие по деятельностной педагогике. 4.1/ А.Б. Воронцов. - М.: Авторский клуб, 2018. - 166 с.

3. Довранова,А. Формирующее оценивание в аспекте интенсификации персонализации учебно-познавательной деятельности подростков / А. Довранова // Студенты в научном поиске: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. (Елабуга, 22 сентября 2023 г.). - Елабуга, 2023. - С. 70-75

4. Землянская, Е.Н. Формирующее оценивание (оценка для обучения) образовательных достижений обучающихся / Н.Н. Землянская // Современная зарубежная психология. - 2016. - Т. 5. - №3,- С. 50-58

5. Пинская, М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учебн. пособие / М.А.Пинская. - М.: Логос, 2010.-264 с.

6. Федосеев, А.А. Формирующее оценивание: пристальный взгляд / А.А. Федосеев // Новые информационные технологии в образовании и науке. -2018. -Вып. 1. -С. 83-85

7. Четвертных, Т.В. Формирующее оценивание и его влияние на личностные образовательные результаты обучающихся / Т.В. Четвертных // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 2018. - № 2 (26). - С. 304-312

УДК 378

К ВОПРОСУ О ПЕРЕМЕНАХ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА

НОВОГО ВРЕМЕНИ

БарановАндрей Юрьевич кандидат технических наук, доцент Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. В настоящее время современный мир переживает эпоху перемен. Невозможно оставаться в стороне от происходящих изменений, как и противостоять самому феномену перемен. Мы живем в обществе перемен во всех областях и на всех уровнях и испытываем постоянную необходимость адаптации к ним, как на уровне отдельно взятых людей, так и на уровне организаций, осуществляющих координацию, руководство и контроль над их деятельностью. В этих условиях большинство людей относятся к переменам как к чему-то данному, не задумываясь о строгом значении понятия «перемены», их механизмах, этапах, уровнях, не считая важным и полезным анализировать их содержание, особенности, функции, оказываемое ими влияние.

Изложение основного материала исследования. Общество эволюционирует, в большей или меньшей степени благодаря изменениям, происходящим в его структурах. В каждом обществе, независимо от уровня развития цивилизации,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.