2. Коган, Л.Н. Очерки теории социалистической культуры / Л.Н. Коган, Ю.Р. Вишневский. -Свердловск, 1972. - С. 70-71.
3. Колин, К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика : учеб. пособие для вузов / К.К. Колин. - М. : Академ.проект : Деловая книга Екатеринбург, 2000.
4. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М., 2001.
УДК 159.9.072
П.В. Рыжова, Д.М. Рыжов, г. Шадринск
Восприятие и понимание детьми театральных спектаклей
Cтатья посвящена вопросу развития восприятия спектаклей детьми дошкольного возраста. Приводятся данные экспериментального исследования уровней сформированности художественного восприятия на этапе констатирующего и контрольного экспериментов.
Восприятие спектаклей, художественное восприятие, дошкольный возраст.
P.V. Rigova, D.M. Rigov, Shadrinsk
Artistic perception plays of preschool children
The article is devoted to the development of perception performances by children of preschool age. There are the data of experimental study of levels of formation of artistic perception at the stage of identifying and control experiments.
Keywords: perception plays, artistic perception, preschool age.
Рассматривая возрастные возможности восприятия и понимания детьми театральных спектаклей, следует отметить, что в большинстве современных психолого-педагогических исследованиях уровень понимания и восприятия искусства определяется по особенностям суждений детей о содержании картин в отношении «часть-целое». Характеристики низкого уровня у большинства исследователей совпадают. Это поэлементное, не целостное, то есть не художественное восприятие (И.Г.Белявский, Л.В. Благонадежина, В.А.Гуружанов, О.Н.Рыбникова, М.Н.Семенова, Ф.Н.Дмитриенко, Т.В.Шуртакова).
Характеристики среднего уровня относятся к пониманию настроения или общего эмоционального тона произведения (В.А.Езикеева, Л.И.Олефиренко), а также к пониманию ведущей ситуации или главных смысловых связей (Э.А.Евлахова, Б.М.Козлов). Высокий уровень восприятия основан на умении зрителя увидеть изображенную ситуацию во временном или пространственном развитии (И.Г.Беляева, Т.В.Шуртакова). При этом зритель воспринимает значение элементов художественной формы в их единстве, в аспекте возможного развития, что может характеризовать развитую форму понимания искусства [2].
Дискуссия о возрастных возможностях понимания и восприятия детьми содержания произведений искусства сосредоточена главным образом на характеристике особенности сознания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Одной из причин непонимания искусства считается специфика развития личности ребенка дошкольного возраста. А именно, отсутствие у детей склонности к созерцанию и размышлениям, то есть действенный характер их отношения к миру.
Дети дошкольного возраста склонны навязывать произведению свои впечатления, оценки и отождествлять искусство и жизнь (Б.П.Юсов). Ребенка привлекают только сами события, отдельные персонажи, их сходство с реальными объектами. То есть дети воспринимают искусство односторонне: не могут обобщать отдельные элементы произведения в содержательное единство (Б.М.Козлов, Л.А.Ивлева, М.Н.Семенов, Н.В.Краснов). Известно, что в старшем дошкольном возрасте у детей элементарные сенсорные функции превращаются в сложные действия восприятия, появляется способность целенаправленно удерживать объект в поле зрения, решать сложные перцептивные поисковые задачи (А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, В.П.Зинченко). В игровой деятельности у дошкольников возникают и развиваются первичные формы воображения (Д.Б.Эльконин). В игре у детей могут развиваться приемы художественного мышления (О.М.Концева, А.В.Запорожец, Т.И.Титоренко, К.Е.Хоменко). Исследования Г.В.Лабунской и Н.П.Сакулиной позволяют утверждать, что в собственной изобразительной, творческой деятельности многие дошкольники достигают высокой степени художественности, что в свою очередь влияет по понимание и восприятие ребенком произведений искусства. Поэтому не случайно при целенаправленном воспитании и обучении удается развить у детей предпосылки, способствующие пониманию образного содержания искусства. Так, исследования В.А.Гуружанова [1] показало, что в процессе подобного целенаправленного обучения у детей развивается способность включать непосредственно представленное на картине событие в контекст более широких жизненных явлений: дети верно схватывают общее эмоциональное содержание произведения, а затем, анализируя значения различных элементов, сопоставляя и противопоставляя их друг другу, раскрывают для себя многоплановость замысла художника В этом случае эмоциональное впечатление от произведений искусства всегда устойчиво, а их оценка достаточно высока. Трактовка детьми образа произведения искусства характеризуется целостностью, многоплановостью, эмоциональностью, независимостью от стереотипных оценок и предвзятых мнений (В.А.Гуружанов, 2010).
Остановимся на возрастных особенностях восприятия и понимания детьми искусства.
Для детей младшего дошкольного возраста характерны такие особенности восприятия и понимания искусства как:
-зависимость понимания происходящего на сцене, изображенного на картине, описанного в литературном произведении от личного опыта ребенка;
-установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; -в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков;
-эмоциональное отношение к героям ярко окрашено;
- наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи и действиям героев.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать скрытый смысл произведения. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать происходящее в единстве содержания и формы. Усложняется понимание героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).
При этом, все исследователи отмечают, что развитая форма понимания и восприятия искусства у детей, в отличии от взрослых, ограничена тем, что ребенок понимает искусство в соответствии с интересами, потребностями, знаниями и жизненным опытом своего возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гуружапов, В.А. Очерки проблем психологической поддержки инновационно-образовательной деятельности школ / В.А. Гуружапов. - М., 2010. - 60 с.
2. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. Библиографический указатель. (1900-2000 г.г.) / под ред. Н.А. Вершининой. - Архангельск, 2002. - 302 с.
УДК 378.1
И.С. Спирин, г. Новый Уренгой
Опыт сотрудничества Ямальского нефтегазового института (филиал) ТюмГНГУ совместно с нефтегазовыми предприятиями
В статье раскрывается опыт работы совместно с предприятиями нефтегазового комплекса и вузу в области подготовки новых инженерных кадров.
Профориентационная работа, сотрудничество.
I.S. Spirin, Novyi Erengoy
Experience of cooperation of the Yamal oil and gas Institute (branch) of TSOGU in conjunction with oil and gas companies
The article reveals the experience of working together with the oil and gas companies and the University in the training of new engineering personnel.
Keywords: vocational work, cooperation.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) в современном мире играет основополагающую роль в обеспечении экономической стабильности страны, поскольку предприятия нефтегазовой промышленности являются локомотивом развития экономики и