1УДК 373.24 ББК 74.100.5
ПРЕДПОСЫЛКИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ПОНИМАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В. А. Цибульская
Аннотация. В статье обозначается вектор общественного запроса в сфере воспитания дошкольников согласно государственной стратегии как формирование художественного вкуса и оценочных критериев при восприятии произведений искусства. Описываются уровни художественного восприятия и особенности восприятия искусства старшими дошкольниками. Освещается структура ценностно-смыслового понимания искусства, значение отбора тематики произведений искусства для формирования его предпосылок, содержание процесса формирования предпосылок ценностно-смыслового понимания искусства. Делается вывод о том, что наиболее сензитивным периодом к освоению духовного опыта человечества является дошкольный возраст, в котором ребенок осваивает духовные ценности на доступном ему уровне посредством ведущего вида деятельности, а формирование предпосылок ценностно-смыслового понимания старшего дошкольника обеспечивается интеграцией ценностей искусства в содержание образовательных программ, развитием интереса к произведениям искусства.
Ключевые слова: ценностно-смысловое понимание, восприятие произведений искусства, дети старшего дошкольного возраста.
PREREQUISITES OF AXIOLOGICAL AND SEMANTIC UNDERSTANDING OF WORKS OF ART BY SENIOR PRESCHOOLERS
V. A. Tsibulskaya
Abstract. The article denotes the vector of public inquiry in the area of preschool children education according to the state strategy as a formation of artistic taste and evaluation criteria in the perception of works of art. The levels of artistic perception and the characteristic features of the perception of art by senior preschoolers are described. The structure of the axiological and semantic understanding of art, the importance of selecting the works of art themes for the formation of prerequisites thereof, as well as the content of the process of creating the prerequisites for the axiological and semantic understanding of art are demonstrated. A conclusion is made that the most sensitive period in mastering the spiritual experience of mankind appears to be the preschool age, when a child masters spiritual values at the accessible for him/her level through the leading activity; and the formation of prerequisites for the axiological and semantic understanding of a senior preschool child is ensured by integrating the values of art into the content of educational programs, as well as by developing the interest in works of art.
Keywords: axiological and semantic understanding, perception of works of art, children of senior preschool age.
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [1] обозначен общественный запрос в сфере воспитания дошкольников и определен его вектор: формирование и развитие у детей художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.
Чтобы реализовать эти требования ФГОС в педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста, необходимо иметь представление о механизмах восприятия старшими дошкольниками произведений искусства и о возможностях формирования у них ценностно-смыслового понимания.
Восприятие - непосредственное чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков, имеющее такие закономерности, как осмысленность и обобщенность, предметность, целостность, структурность, избирательная направленность, апперцепция и константность [2].
Проблема восприятия детьми произведений искусства по сравнению с другими вопросами дошкольной педагогики и психологии начала изучаться сравнительно поздно, несмотря на глубокую проработку проблемы эстетического и художественного развития и воспитания дошкольников. Вопросы теории и практики ознакомления детей дошкольного возраста с искусством изучали Г. А. Вишнева, М. В. Грибанова, Л. Я. Дорфман, Т. Г. Казакова, А. А. Мелик-Пашаев, П. А. Мирошкина, Р. М. Чумичева и др. На проблему восприятия детьми произведений искусства и методик по знакомству их с искусством обращали внимание Н. М. Зубарева, П. А. Вершинина, И. С. Левшина и др.
И. С. Левшина (1983) определяет 5 уровней художественного восприятия, которые характеризуются следующим.
0 уровень восприятия - абсолютное отсутствие художественного начала при восприятии произведений искусства. Произведение искусства как таковое не существует для ребенка вообще.
1 уровень - выделение только внешних признаков произведений искусства.
II уровень - владение основами искусствоведческих знаний, способность сопереживать
герою произведения, ее автору или главному художественному образу.
Указанные уровни доступны для большинства старших дошкольников без помощи взрослого.
III уровень - способность понять главный образ (идею) картины, позицию автора, выразить свое мнение по этому поводу, соглашаясь или не соглашаясь с автором. Дошкольнику сложно, а в ряде случаев невозможно достичь данного уровня восприятия произведения искусства. В любом случае для этого ребенку необходима помощь взрослого.
Дети одного и того же возраста могут находиться на различных уровнях восприятия содержания картины.
IV уровень - созерцание, когда реципиент при беглом просмотре произведения искусства определяет его истинную ценность. Этот уровень восприятия недоступен для детей дошкольного возраста.
Уровни восприятия, по мнению И. С. Левши-ной, определяются объемом искусствоведческих знаний [3].
Таким образом, существуют возрастные особенности восприятия дошкольниками произведений искусства, которые следует учитывать в педагогической работе в дошкольных учреждениях.
На базе восприятия возникает ценностно-смысловое понимание произведений изобразительного искусства.
Произведение искусства, будучи адекватно воспринятым, оказывает влияние на сознание и развитие личности, приобщая индивида к зафиксированным в искусстве общечеловеческим смыслам и ценностям.
Полноценность восприятия, в свою очередь, обусловлена творческим и смысловым прочтением произведения искусства. «Фактически, - пишет Л. А. Мосунова, - мы имеем дело с единой сущностью, позволяющей поставить знак равенства между характеристиками "полноценное", "смысловое" и "творческое" в отношении восприятия художественного произведения» [4, с. 116]. Полноценное восприятие художественного произведения вытекает из понимания смыслового мира автора и определения своего отношения к этому миру, то есть из открытия в произведении личностных смыс-
лов. Таким образом, ценностно-смысловое восприятие художественного произведения - это процесс наделения его личностным смыслом на основе чувственных данных, непосредственно отражающих эстетический объект в совокупности всех его свойств, его объективной целостности и связанных с ментальными репрезентациями, предыдущим опытом, памятью, мышлением субъекта.
Российский психолог, специалист по психологии понимания В. В. Знаков выявляет те характеристики произведений искусства, которые непосредственно влияют на осознание и понимание личностью живописи, скульптуры, музыки, литературных произведений: высокая степень условности, проникновение за поверхностное содержание, множественность пониманий, столкновение противоречий как основа смыслообразования, совместимость эстетических ценностей и структур личности художника и субъекта, воспринимающего и понимающего продукты художественного творчества [5, с. 166-167].
Важным моментом в осознании структуры ценностно-смыслового восприятия произведений искусства является идея В. В. Знакова о том, что для достижения понимания недостаточно соответствия творческих потенциалов художника и созерцателя. Более глубокое понимание и сильное художественное воздействие достигается при некотором сходстве, подобии личностных структур автора и воспринимающего. Особое значение имеет совместимость жизненных ценностей. «Различия в личностной организации творца и потребителя как бы нивелируются, отходят на второй план и не играют ведущей роли в понимании произведений искусства» [5, с. 166]. Важнейшим аспектом понимания произведения искусства В. В. Знаков называет проблему сути художественной правды и механизма ее осмысления реципиентами: «Художественная правда отличается как от правды в бытовом понимании, так и от научного понимания правды как критерия достоверности гуманитарного знания» [5, с. 168]. Особенностью искусства является то, что художественная правда в нем более весома, чем истина. Это происходит потому, что «в искусстве первостепенную роль играют не истинностные критерии знания, а ценностные. Ценности и
нормы задают регулятивные правила, согласно которым живут, действуют не только герои художественных произведений, но и их создатели и реципиенты» [5, с. 173].
Необходимым условием для гармоничного развития личности автор называет знакомство со сказками и фантастическими произведениями. Они создают у людей установки на альтернативное видение мира. Это расширяет смысловую сферу личности ценителя искусства, дает ему чувство свободы. «С помощью искусства можно абстрагироваться от реальности, потому что в процессе восприятия, переживания и понимания художественных произведений происходит возвышение духа и отчуждение от прозы жизни» [5, с. 179]. Большое значение придается не только поддающимся проверке фактам, но и так называемым «вымыслам», представляющим собой «истории, гипотезы, теории, представления о мыслях и чувствах другого человека» [5, с. 177]. Сказки и фантастические истории дают понимание того, что альтернативность является характерной особенностью не только произведений искусства, но и личности их творцов.
Таким образом, знакомство с произведениями искусства по мотивам легенд, сказок и сказаний наиболее эффективно формирует предпосылки ценностно-смыслового понимания у детей. По нашему мнению, темами для изучения с детьми дошкольного возраста могут служить античные легенды и мифы или библейские сюжеты.
А. Н. Леонтьев рассматривает понимание предметов искусства в тесном взаимодействии создателя художественного произведения и его слушателя, читателя, зрителя. Осмысление произведения автор преподносит через призму налаживания коммуникаций между художником и реципиентом. Поэтому продукт эстетической деятельности (художественное произведение) включает в себя элементы познания, непосредственно чувственно воспринимаемые, образные. Понимание, сознание формируется в результате решения двух задач: задачи познания реальности и задачи на открытие собственного смысла [6].
Ценностно-смысловое понимание у детей старшего дошкольного возраста формируется в виде предпосылок.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки определяет предпосылки как различные основания и стимулы, побуждающие людей к осуществлению некоторых действий, а также уже имеющаяся система знаний о мире [7, с. 546].
Дошкольный возраст, по мнению Д. А. Леонтьева, является первым периодом рождения личности и вхождением ее в социум, в культуру [8]. Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное изменение компонентов ценностных ориентаций и, главное, появляются новые тенденции их развития.
Н. А. Платохина определяет ценностно-смысловое понимание дошкольниками произведений искусства как сложно организованную категориальную систему связей, ценностей, смыслов, включающих в себя способы познания произведений искусства; открытие скрытых признаков явлений искусства, личности, ее отношений, осознание личностных смыслов в активной творческой деятельности; субъективный опыт как сочетание компетенций; индивидуальные избирательные связи ребенка в среде сверстников и взрослых, предметов и явлений объективной действительности и культуры [9].
Культурный концепт ценностно-смыслового понимания ребенка предполагает становление образа «Я» ребенка, социально-эмоциональное развитие, развитие коммуникативной сферы, становление ментальности ребенка, развитие ценностного отношения к миру, развитие мировидения ребенка.
Таким образом, процесс формирования у ребенка предпосылок ценностно-смыслового понимания заключается в следующем:
1) привитие ребенку ценностей искусства;
2) познание его важной роли в жизни человека;
3) открытие на основе внутренней мотивации скрытых признаков и начальной смысловой основы предметов, явлений, отношений;
4) взаимодействие ребенка с внешним и внутренним миром;
5) значимость для себя ценностей, определяющих становление ребенка дошкольного возраста как личности.
Проведенный анализ исследований, посвященный проблеме развития ценностно-смыс-
лового понимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с искусством в теории и практике дошкольного образования, позволяет сделать следующий вывод:
1. Становление ценностей, значений и смыслов происходит в течение всей жизни человека, но наиболее сензитивным периодом к освоению духовного опыта, который был выработан человечеством, является дошкольный возраст.
2. Ребенок 5-7 лет постигает ценности искусства, способы осознания, понимания и объяснения собственных переживаний, эмоционального состояния другого человека. Дошкольник посредством ведущего вида деятельности осваивает ценности и смысл человеческого бытия на доступном ему уровне.
3. Формирование предпосылок ценностно-смыслового понимания старшего дошкольника обеспечивается интеграцией ценностей искусства в содержание образовательных программ, развитием интереса к произведениям искусства.
Проблема формирования предпосылок ценностно-смыслового восприятия у детей старшего дошкольного возраста представляется значимой и нуждается в дальнейшем изучении.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. -URL: httpV/минобрнауки.рф/ открытое_ми-нистерство/стратегия (дата обращения: 20.04.2017).
2. Еникеев М. И. Общая и социальная психология: учебник для вузов. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 1999. - 624 с.
3. Левшина И. С. Как воспринимается произведение искусства. - М.: Знание, 1983. - 95 с.
4. Мосунова Л. А. К определению смыслового восприятия художественного произведения // Вестн. Вятского гос. ун-та. - 2007. - № 16. - С. 112-118.
5. Знаков В. В. Психология понимания. Проблемы и перспективы. - М.: Ин-т психологии РАН, 2005. - 448 с.
6. Леонтьев Д., Беляева Е. Неоднозначность воздействия выразительных средств живописи // Творчество в искусстве - искусство
творчества / ред. Л. Я. Дорфман [и др.]. - М.: Наука, 2000. - С. 410-416.
7. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / сост. и общ. ред. И. Т. Касавина. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. -1248 с.
8. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций. Тексты / под ред. В. К Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. - С. 162-171.
9. Платохина Н. А. Теория и практика развития ценностно-смыслового отношения детей 5-7 лет к культуре родного края: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Ростов н/Д, 2011. - 46 с.
REFERENCES
1. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda. Available at: Ы1р://минобрнауки.рф/открытое_министерс тво/стратегия (accessed: 20.04.2017).
2. Enikeev M. I. Obshchaya i sotsialnaya psik-hologiya: uchebnik dlya vuzov. Moscow: NORMA: INFRA-M, 1999. 624 p.
3. Levshina I. S. Kak vosprinimaetsya proizvede-nie iskusstva. Moscow: Znanie, 1983. 95 p.
4. Mosunova L. A. K opredeleniyu smyslovogo vospriyatiya khudozhestvennogo proizvedeni-ya. Vestn. Vyatskogo gos. un-ta. 2007, No. 16, pp.112-118.
5. Znakov V. V. Psikhologiya ponimaniya. Prob-lemy i perspektivy. Moscow: In-t psikhologii RAN, 2005. 448 p.
6. Leontiev D., Belyaeva E. Neodnoznachnost vozdeystviya vyrazitelnykh sredstv zhivopisi. In: Dorfman L. Ya. et al. (Eds.). Tvorchestvo v iskusstve - iskusstvo tvorchestva. Moscow: Nauka, 2000. Pp. 410-416.
7. Kasavin I. T. (Comp., Ed.) Entsiklopediya epis-temologii i filosofii nauki. - M.: "Kanon+" ROOI "Reabilitatsiya", 2009. 1248 p.
8. Leontiev A. N. Potrebnosti, motivy i emotsii. In: Vilyunas V. K, Gippenreyter Yu. B. (Eds.) Psikhologiya emotsiy. Teksty. Moscow: Izd-vo Moskovskogo un-ta, 1984. Pp. 162-171.
9. Platokhina N. A. Teoriya i praktika razvitiya tsennostno-smyslovogo otnosheniya detey 5-7 let k kulture rodnogo kraya. Extended abstract of ScD dissertation (Education). Rostov-on-Don, 2011. 46 p.
Цибульская Виктория Алексеевна, аспирант Кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Tsibulskaya Victoria A., post-graduate student, Aesthetic Education of the Preschool Age Children Department, Preschool Pedagogy and Psychology Faculty, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]