Научная статья на тему 'Особенности развития эмоционального компонента восприятия сюжетов киножурнала «Ералаш» детьми дошкольного возраста'

Особенности развития эмоционального компонента восприятия сюжетов киножурнала «Ералаш» детьми дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
369
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМИЧЕСКОЕ / COMIC / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ARTISTIC PERCEPTION / КИНОЖУРНАЛ "ЕРАЛАШ" / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВОСПРИЯТИЯ КОМИЧЕСКОГО / EMOTIONAL COMPONENT OF PERCEPTION OF COMIC / NEWSREEL "ERALASH"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Неверова А. А.

В статье представлены результаты исследования восприятия дошкольниками юмористического киножурнала «Ералаш». На основе полученных данных выделены общие и специфические особенности восприятия комических сюжетов из киножурнала «Ералаш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of research of perception of a comic newsreel Eralash by preschool age children. On the basis of the obtained data, general and specific features of perception of comic plots from newsreel Eralash are defined.

Текст научной работы на тему «Особенности развития эмоционального компонента восприятия сюжетов киножурнала «Ералаш» детьми дошкольного возраста»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ВОСПРИЯТИЯ СЮЖЕТОВ КИНОЖУРНАЛА «ЕРАЛАШ» ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

А.А. Неверова

Аннотация. В статье представлены результаты исследования восприятия дошкольниками юмористического киножурнала «Ералаш». На основе полученных данных выделены общие и специфические особенности восприятия комических сюжетов из киножурнала «Ералаш».

Ключевые слова: комическое, художественное восприятие, киножурнал «Ералаш», эмоциональный компонент восприятия комического.

Summary. The article presents the results of research of perception of a comic newsreel "Eralash" by preschool age children. On the basis of the obtained data, general and specific features of perception ofcomic plots from newsreel "Eralash" are defined..

Keywords: comic, artistic perception, newsreel "Eralash", emotional component of perception of comic.

146

В

психологическои литературе рассмотрены результаты исследования особенностей эмоционального отношения детеИ дошкольного возраста к персонажам литературных и графических произведений (Е.А. Бондаренко [1], Р.А. Садыкова [2]), театральных постановок (Л.В. Благонадежина [3]), кинофильмов и телепередач (Л.А Баженова [4], Е.А. Бондаренко [1], Е.А. Захарова [5], А.В. Спирина [6], П.М. Якобсон [7]).

Слабее других проанализированы особенности эмоционального отношения и оценки детьми дошкольного возраста поведения персонажей при просмотре сюжетов из юмористического киножурнала «Ералаш». Между тем, в сюжетах киножурнала «Ералаш» высме-

иваются: жадность - «Мандарин» (автор О. Григорьев, режиссер Л. Мир-ский); лживость - «Часы» (автор В. Хо-венко, режиссер Н. Репина); хитрость -«Хитрый маршрут» (автор Д. Афанасен-ко, Е. Ковалец, режиссер Е. Ковалец); хвастовство - «Котовасия» (автор А. Щеглов; режиссер С. Морозов), «Клевое местечко» (автор Д. Афанасенко, Е. Ковалец; режиссер Е. Ковалец); зависть - «Наша Таня громко плачет» (автор Н. Иванова, режиссер Н. Иванова); неряшливость - «Помощница» (автор Н. Дубина, режиссер А. Михалев) и другие отрицательные нравственные качества личности.

В соответствии со сказанным нам показалось целесообразным выявить особенности восприятия детьми ко-

мических ситуации из киножурнала «Ералаш».

В исследовании приняли участие 117 дошкольников четырех-семи лет из детских учреждении «Рябинка» и « Сказка» г. Шадринска Курганской области.

Приступая к экспериментальной работе, мы учитывали, что восприятие киножурнала «Ералаш» является составляющим художественного восприятия, которое структурируется как система, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

В данной статье пойдет речь о результатах исследования развития эмоционального компонента восприятия детьми дошкольного возраста киножурнала «Ералаш».

Как известно, эмоциональный компонент восприятия детьми сюжетов из киножурнала «Ералаш» включает морально-этическую оценку персонажей (хороший - плохой) и эмоциональное отношение к ним (нравится -не нравится), что определяется соответствием (несооветствием) поступка героев общепринятой норме.

Испытуемым показывались шесть сюжетов из киножурнала «Ералаш»: «Компот» (автор Л. Треер, режиссер В. Мартынов), «Кинг-конг жив» (автор Н. Львов, режиссер Р. Либлик), «Весельчак» (автор В. Златоустовский, режиссер В. Златоустовский), «Это ваша собака?» (автор С. Георгиев, режиссер Н. Иванова), «Крутые парни» (режиссер Н. Репина), «Котовасия» (автор А. Щеглов, режиссер С. Морозов).

Для определения уровней эмоционального компонента задавались следующие вопросы 1. Нравится тебе история или нет? 2. Если нравится, то почему? А если не нравится, то почему? 3. Кто тебе из героев понравился? А что тебе в этом герое понравилось? 4. Кто из героев

тебе не понравился? А что тебе в нем не понравилось? 5. Кого из героев в этой истории ты считаешь плохим? Почему ты его таким считаешь? 6. Кого из героев в этой истории ты считаешь хорошим? Почему ты его таким считаешь?

Анализ данных, полученных в процессе изучения эмоционального компонента восприятия киножурнала «Ералаш», позволил выделить общие и специфические особенности указанного процесса.

Прежде всего, к общим особенностям мы отнесли многоуровневость восприятия испытуемыми дошкольного возраста киножурнала «Ералаш».

Обработка полученных данных позволила выявить, что в развитии эмоционального компонента восприятия киножурнала «Ералаш» испытуемыми прослеживается пять уровней восприятия:

Первый уровень - дети (27,5%) говорят, что им нравятся (не нравятся) герои из киножурнала «Ералаш», называют их плохими (хорошими), но не могут объяснить, почему они их считают такими.

Второй уровень (31,5%) - дается неадекватная оценка поведения действующих лиц комических историй: отрицательные называются хорошими, а положительные - плохими (Тимофей К. о персонаже из истории «Весельчак»: «Мне понравился мальчик: он придумал прикольную штуку («трещалку) и всех пугал ею. Он хороший, потому что всех рассмешил»).

Третий уровень (23,9%) - оценка комических персонажей определяется эмоциональным отношением к ним: хороший, потому что нравится; плохой -потому что не нравится (Егор С. о персонаже из истории «Это ваша собака?»: «Девочка хорошая. Она мне понравилась. Она такая интересная, и так смеш-

147

3 / 2013

Преподаватель

148

но издевалась над дяденькой: постоянно стучала в дверь и не давала ему покушать. И правильно: он богатый, пусть заберет себе бездомную собачку»).

Четвертый уровень (10,5%) - эмоциональное отношение к персонажам определяется особенностями их оценки: нравится, потому что хороший, не нравится, потому что плохой (Никита Г. о персонаже из истории «Компот»: «Мне нравится старший брат, он серьезный и хороший. Я считаю, что он поступил справедливо, когда вылил суп своему брату на голову за его капризы».

Пятый уровень - дошкольники (6,6%) правильно дифференцируют эмоции героев комических сюжетов, критикуют отрицательных персонажей, осуждают неправильный стиль их поведения (Карина Б. о персонаже из истории «Кинг-Конг»: «Мне не понравился мальчик, который хотел всех напугать своим костюмом. Когда он посмотрел на себя в зеркало, то напугался. Так ему и надо»).

Вторая особенность эмоционального компонента восприятия детьми дошкольного возраста киножурнала «Ералаш» - это неравномерность указанного процесса.

Анализ полученных данных позволил выявить, что эмоциональное отношение к персонажам юмористического киножурнала «Ералаш» обусловливается возрастными особенностями испытуемых. Сравнительный анализ уровней эмоционального компонента показывает, что у дошкольников при восприятии сюжетов из киножурнала «Ералаш» обнаруживаются значимые различия между показателями низких уровней четырех-пяти лет и шести-семи лет - (ф*=2,6), а также между показателями высоких уровней шести-семи лет и четырех-пяти лет - (ф*=1,48). Кроме того, были выявлены значимые разли-

чия между показателями низких и высоких уровней сформированности эмоционального компонента восприятия киножурнала «Ералаш» у дошкольников в возрасте четырех-пяти лет (ф*=3,69), а также не выявлено различий между показателями высоких и низких уровней сформированности эмоционального компонента восприятия киножурнала «Ералаш» у дошкольников в возрасте шести-семи лет (ф*=0,6).

Исследование показало, что в возрасте четырех-пяти лет дошкольники оценивают персонажей из «Ералаша» не по их поступкам, а по внешним данным; эмоциональное отношение к ним носит неадекватный характер. Испытуемые называют отрицательных героев «хорошими», руководствуясь или ассоциациями, которые возникли при восприятии сюжета или положительными качествами, которые они приписывают отрицательным персонажам, а на самом деле им не свойственны.

При сопоставлении данных оценки и эмоционального отношения к действующим лицам киножурнала было установлено, что у большинства испытуемых оба эти феномена часто совпадают (нравится - хороший, не нравится - плохой): «Компот» - ф*=1,92, «Кинг-конг жив» -ф*=2,67, «Весельчак» - ф*=5,93, «Это ваша собака?» - ф*=2,1, «Крутые парни» - ф*=3,09, «Котовасия» - ф*=1,94; у меньшинства - существенно расходятся (нравится - плохой, не нравится - хороший) «Компот» - ф*=4,01, «Кинг-конг жив» -ф*=2,69, «Весельчак» - ф*=5,96, «Это ваша собака?» - ф*=2,97, «Крутые парни» - ф*=2,97, «Котовасия» - ф*=2,33.

Более высокие различия наблюдаются в показателях «нравится хороший -нравится плохой» - (ф*=4,85) , «не нравится плохой - не нравится хороший персонаж» - (ф*=5,46); более низкие - в

показателях «не нравится хорошии - нравится плохой» - (ф*=3,53), «нравится хороший - не нравится плохой» - (ф*=2,7).

Обработка полученных данных позволила установить зависимость показателей эмоционального отношения от уровней восприятия комического: на низких уровнях восприятия комического морально-этическая оценка героев определяется эмоциональным отношением к нему (хороший, потому что нравится, плохой потому, что не нравится). На высших уровнях восприятия киножурнала «Ералаш» - наоборот: оценка носит адекватный характер и оказывает влияние на эмоциональное отношение к комическому персонажу сюжета (нравится, потому что хороший, не нравится: потому что плохой).

Неравномерность восприятия детьми киножурнала «Ералаш» определяется еще типами комических противоречий. Как показали результаты исследования эмоционального компонента восприятия комических историй киножурнала «Ералаш», дошкольники адекватнее воспринимают и оценивают комические сюжеты, в основе которых лежит несоответствие цели - результату («Кинг-конг жив») - 35%, цели - способу достижения («Это ваша собачка») - 26,3%, чем комические истории, построенные на противоречии действия - результату («Компот») - 14,5%, формы - содержанию («Котовасия») - 10,2%.

К общим особенностям эмоционального компонента восприятия киножурнала «Ералаш» дошкольниками относится также обусловленность его впечатлением от внешнего вида телегероев (66%), комизма истории, отсутствием или наличием моторно-двигательных умений, отрицательных нравственных качеств (34%) (ложь, хитрость, зависть, склонность к издевательству и др.):

- дети (47%) дают неадекватную оценку персонажам, называют отрицательных героев хорошими, а положительных героев - плохими, руководствуясь несущественными деталями (внешность, голос), положительными качествами, которые приписывают героям, а на самом деле они им не свойственны; не улавливают сущности его поведения, несоответствующего общепринятой норме;

- испытуемые (36,3%) говорят, что им понравилась история, потому что она смешная, добрая, справедливая и герои в ней играют хорошие, а не понравилась потому что сюжет показался им несмешным или не справедливым.

Специфические особенности эмоционального компонента восприятия появляются в том, что:

• при просмотре комических сюжетов девочки в первую очередь критически оценивают одежду, прическу, выражение лица юмористических персонажей киножурнала «Ералаш»; мальчики акцентируют внимание на необычных их обуви и телосложении, а также на технике, которая фигурирует в этих сюжетах;

• при восприятии комических историй «Ералаша» у испытуемых возникают неодинаковые реакции на вербальные (темп речи, голосовой комизм) и невербальные формы поведения (поза, жесты, мимика). Во время просмотра сюжетов дети передразнивали героев, смеялись, изменяли их интонацию, корчили им смешные рожицы, улыбались, демонстрировали задумчивость, принимали интересные позы, размахивали руками т.д.;

• 66,6% испытуемых неверно квалифицировали проявление комическими персонажами отрицательных нравственных качеств: неряшливости, лживости, зазнайства, недоброжелательного отношения к героям, хвастовства и т.д..

149

3 / 2013

Преподаватель XXI

ВЕК

150

• исследование показало, что у 83,1% детей дошкольного возраста эстетическая оценка опережает нравственную. Например, детям понравился герой сюжета «Весельчак», потому что «он красивый, веселый и пугал людей "трещалкой"». Дети не заметили, что этот персонаж злорадствовал, когда действующие лица, увидев его игрушку, испытывали испуг;

• адекватную оценку поведения телегероев затрудняют быстрая смена темпа речи артистов, в некоторых случаях невнятно произнесенные ими слова; небольшой объем и плохое распределение памяти и внимания испытуемых, неумение адекватно квалифицировать эмоции артистов, выраженные в мимике, позе и интонации;

• на адекватную оценку поведения телегероев влияют стереотипы представлений о средствах выражения тех или иных эмоций. Например, обсуждая сюжет «Котовасия», часть занятых в исследовании детей сказала, что главный персонаж не является хвастуном. По их мнению, хвастун должен быть точно таким же, как персонаж произведения «Заяц-хвастун»: голова повернута и откинута назад, брови приподняты, плечи развернуты, ноги слегка расставлены, правая рука лежит на бедре, а левая рука демонстрирует размашистые угрожающие движения;

• сосредоточение внимания детей на ярких деталях отвлекает их от осознания сущности комических противоречий; в случае идентификации с отрицательным действующими лицами ребенок не замечает недостатков их поведения; если в комической истории присутствуют два комических противоречия, комментируется только одно из этих противоречий или его вторая часть. Например, обсуждая первое комическое противоречие «действия - результату» сюжета «Компот» (младший брат капризничал,

старший брат вылил ему на голову суп), дети подробно его комментируют, второе противоречие «предполагаемого -действительному» (старший брат думал, что младший расстроится, а тот не обратил на это внимание и сказал: «Компот не выливай, я его буду есть») никто из испытуемых не проанализировал.

Итак, на основе полученных данных мы убедились, что в восприятии детьми дошкольного возраста киножурнала «Ералаш» прослеживаются общие и специфические особенности, которые могут быть использованы при разработке программ коррекционно-развивающей работы с детьми с целях оптимизации их эмоционально-нравственного развития.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондаренко Е.А. Восприятие комического дошкольниками. - Минск: Народная Асвета, 1968. - 104 с.

2. Садыкова Р.А. Особенности восприятия смешного детьми дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1972.

3. Благонадежина Л.В. Вопросы восприятия театрального спектакля // Вопросы психологии. - 1973. - № 1. - С. 34-39.

4. Баженова Л.М. Психологические особенности восприятия фильмов и телевизионных передач младшими школьниками // Начальная школа. - 1995. - № 11. - С. 8-11.

5. Захарова Е.А. Развивающий экран. - М.: Просвещение, 1991. - С. 24-29.

6. Спирина А.В. Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста. - Шадринск: «Ша-дринский Дом Печати», 2011. - 210 с.

7. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М.: Искусство, 1964. - 238 с.

8. Попова О.М. Концептуальная модель формирования чувства комического в целях оптимизации эмоционально-нравственного развития дошкольников: монография. -Шадринск: ПО «Исеть», 2006. - 476 с. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.