УДК 159.9.072
Ryzhova P. V. MORAL AND EMOTIONAL ATTITUDE OF PRESCHOOL CHILDREN TO CHARACTORS OF PLAYS.
The article is devoted to a problem of perception of performances by preschool-aged children. The article deals with the main approaches to the notion of perception of theatrical performances; it also reviews phases of perception of performances in which elements of artistic and aesthetic development appear and become active. The paper provides readers with the results of the research of emotional relationship of preschool children with characters of plays. The author describes regularities of this psychological phenomenon.
Key words: perception of theatrical plays, artistic perception, preschool age, catharsis, moral, emotional assessment, understanding, evaluation of morality.
П.В. Рыжова, ст. преп. каф. Психолого-педагогического образования Шадринского филиала Московского
гос. гуманитарного университета им М.А. Шолохова, г. Шадринск, E-mail: [email protected]
НРАВСТВЕННАЯ ОЦЕНКА И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПЕРСОНАЖАМ СПЕКТАКЛЕЙ
Статья посвящена вопросу восприятия спектаклей детьми дошкольного возраста. В статье рассматриваются основные подходы к понятию восприятия театральных постановок, рассмотрены фазы восприятия спектаклей, в которых проявляются, активизируются и формируются элементы художественно-эстетического развития, приведены результаты исследования эмоционального отношения дошкольников к героям спектаклей, рассмотрены закономерности данного психологического феномена.
Ключевые слова: восприятие спектаклей, художественное восприятие, дошкольный возраст, катарсис, нравственность, эмоциональная оценка, понимание, оценка нравственности.
Вопрос влияния искусства на личность и личностный рост ребенка интересовал представителей научного знания давно. В их числе представители отечественной психологии, такие как Г.Г. Шпет, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов. Педагоги К.Д. Ушинский и С.Г. Шацкий. Проблема восприятия искусства так же не нова. Пути решения этой проблемы обнаруживаются в работах философах (М.М. Бахтин, Г. Гадомер, М.К. Мамардашвили, Х. Орега-и-Гасет), эстетиков (А.И. Буров, А.Ф. Еремеев, Б.С. Мейлах, Е. Шимунек) и психологов (Э. Баллоу, Д. Берлайн, Л.С. Выготский, П.М. Якобсон).
Спектакль выступает как целостное произведение театрального искусства, после представления спектакль существует только в памяти зрителя. Это сохранение возможно лишь в том случае, когда зритель способен реконструировать заложенную в спектакле смысловую структуру. Этому способствует конечная рефлексия, которая «есть рефлексия очень большого опыта, возникшего в процессе восприятия, понимания, смыслооб-разования, наращивания смысла, причем этот опыт складывается именно в процессе действий со множеством последовательных и логически взаимообусловленных микроконтекстов» [1, с. 76]. Под восприятием театральных спектаклей понимается отношение зрителя к спектаклю и его активность; способность использования им полученной от сцены информации для ее понимания и анализа; интерпретация произведения зрителем или анализ психических, интеллектуальных и эмоциональных процессов понимания спектакля [2].
Восприятие театральных представлений предполагает способность личности чувствовать и различать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, видеть все идейно-эмоциональное богатство художественного образа, воспринимать его и отзываться на него эмоционально [3]. Восприятие театрализованных постановок, как осмысленное восприятие, представляется в виде цепочки: переживание (чувство)
- осознанность - оценка. В литературе также выделяется три фазы восприятия, в которых проявляются, активизируются и формируются элементы художественно-эстетического развития: предкоммуникативная (потребность, мотив, установка); коммуникативная (вкус, идеал, навык общения с искусством); посткоммуникативная (оценка, закрепление или появление новых ценностей, катарсис).
И.В. Цунский [4] предлагает анализировать театральный текст, разбивая его на определенные минимальные единицы
- театральные знаки. С.С. Гусев, Г.Л. Тульчинский [5] рассматривают стадии процесса понимания художественного произведения: первая стадия - узнавание, идентификация (отождествление) воспринимаемого объекта. Данная стадия выс-
тупает самой элементарной стадией понимания; вторая стадия - подведение под определенный тип, род, то есть генерализация, объяснение, нахождение схожих черт; третья стадия - нахождение специфических черт и качеств, индивидуализация; четвертая стадия - осознание целей, причин, мотивов, источников процесса осмысления сообщения или явления.
Эмоциональный компонент восприятия спектаклей в нашем исследовании выступает как эмоциональные реакции и состояния, может определяться с помощью положительных и отрицательных эмоций, эмоциональной чувствительности, а также эмоциональное отношение к сценическому действию или персонажу.
В русле изучения эмоционального компонента Л.Е. Оболенским [6] раскрыта динамика эмоциональных адекватных и неадекватных реакций при восприятии произведений искусства; в исследованиях Е.А. Бондаренко [7] Т.А. Репиной [8] описаны особенности морально-этической оценки поведения персонажа, а также особенности эмоционального отношения к персонажам. При этом выявлено, возрастные особенности дошкольников обуславливают адекватность их отношения и оценки к персонажам, так дети двух-трех лет оценивают персонажей сказок только по их конкретным поступкам (хорошим или плохим), их эмоциональное отношение к герою носит ситуативный характер.
Во время проводимого нами эксперимента диагностировались особенности восприятия театральных представлений детьми дошкольного возраста, изучалось эмоциональное отношение дошкольников к героям спектакля, оценка дошкольниками нравственности поступков героев постановок.
Для диагностики изучаемых психологических феноменов восприятия спектаклей детям предлагалось посмотреть спектакли Шадринского государственного драматического театра: «Сокровища Бразилии», «Морозко», «Волшебник Изумрудного города», «Иван да Марья», «Муха Цокотуха».
В данных спектаклях были выделены такие части как, нравственные коллизии, комические элементы (голосовой комизм, буффонада, комические ситуации, построенные на противоречии несоответствии цели результату), а также элементы насилия и агрессии. После просмотра спектаклей с детьми проводилась методика обсуждения спектаклей А.Б. Никитиной, И.С Есиной на основе психологической модели безоценочного интервью О.И. Троицкой. Анализируя полученные в ходе исследования данные об оценке и эмоциональном отношении к героям спектакля было обнаружено, что у большинства детей оба этих феномена совпадают (нравится хороший, не нравится - плохой), а у меньшинства - расходятся (нравится - плохой, не нравится - хороший).
Данные эксперимента доказывают, что адекватная нравственная оценка персонажа и эмоциональное отношение к нему возникают как следствие схватывания противоречивости персонажей друг другу. Если поведение героев воспринимается неправильно, то оценка носит не адекватный характер. Так при восприятии спектаклей детей 4-5 лет морально-нравственная и морально-этическая оценка непрезентативна и определяется характером эмоционального отношения к персонажу, в более старшем возрасте (6-7 лет) оценка, наоборот адекватна и оказывает существенное влияние на эмоциональное отношение к герою. Подмеченная закономерность является свидетельством первичности познавательного аспекта восприятия по сравнению с его аффективным аспектом.
Следует так же отметить, что для большинства детей спектакли выполняют не нравственную (добро побеждает зло), а развлекательную функцию. Об этом свидетельствует дальнейший анализ полученных данных, в ходе которого было выявлено, что в основном, дети более старшего возраста отказываются примерять на себя роли отрицательных персонажей, а соглашаются лишь в редком случае изменения его в лучшую сторону (Аня 7 лет «... Я хочу сыграть Элли, которая всем помогает!.. Марфушку не очень. О! Соглашусь, если она больше не будет вредничать!..» («Волшебник Изумрудного города», «Морозко»). Дети же младшего возраста (лет 4-5) соглашаются примерить на себя образы отрицательных персонажей, считая их более привлекательными и смешными (Иван 5 лет «... Мне нравится Кощей - он смешено танцует, прыгает и трясет костями!..» (Морозко).
Наряду с положительным отношением к роли появляется и отрицательное. Дети отказываются играть отрицательных персонажей не потому, что они им не нравятся, а просто потому, что они совершают плохие, безнравственные поступки, осуждаемые детьми (Саша 5 лет «... Не хочу быть Кощеем, и всех обижать...» (Ива да Марья); Алина 7 лет «Никогда не буду играть Гингему - она заставляла жевунов есть лягушек и пиявок...» (Волшебник Изумрудного города). Уклоняясь выполнять роли отрицательных персонажей, дети не только указывают на их «безнравственное» поведение, но и резко осуждают их самих (Иван 6 лет «.. Не хочу быть Хамелеоном, потому что он ворует, а это плохо...» (Сокровище Бразилии).
В ходе проведенного исследования было выявлено пять уровней эмоционального компонента восприятия спектаклей дошкольниками.
Так, первый уровень развития эмоционального компонента восприятия спектаклей обнаружили у себя дошкольники (9,27% испытуемых), отказывающиеся отвечать на поставленные вопросы, затрудняются оценить поведение персонажей.
Дети, продемонстрировавшие второй уровень эмоционального компонента восприятия спектаклей (24,2% испытуемых), верно называют эмоции героев, но не могут точно описать выражение их лиц. Выделяют «злых», «плохих» и «хороших» героев, т. е. - детерминируют персонажи на положительные и отрицательные, но никак не мотивируют свой выбор («Кощей плохой, а Иванушка хороший» (Иван да Марья), «Хорошая Муха и Комар, а паук плохой» (Муха Цокотуха), «Плохая Марфушка, все остальные хорошие» (Морозко).
Библиографический список
Третий уровень - дошкольники (39,37%) дают неадекватную оценку персонажам спектаклей - дети называют отрицательных героев хорошими, руководствуясь или ассоциациями, возникающими при просмотре спектаклей, или положительными качествами, которые приписывались героям, («... Хамелеон хороший, потому. Что он всем говорил, что он хороший..» (Сокровище Бразилии)) а на самом деле им не свойственны, или популярностью этих героев («.. А ...Кощей есть в каждой сказке, может быть он и хороший!.. » (Иван да Марья)) или отсутствием у них отрицательных качеств, часто считают, что смешные герои являются хорошими («Паук все время пел и танцевал, поэтому он хороший» (Муха Цокотуха), «Марфушка хорошая, потому что всегда говорила, что она хорошая» (Морозко), «Кощей вовсе не плохой, а смешной» (Иван да Марья).
У детей, продемонстрировавших четвертый уровень развития эмоционального компонента (16,53%), появляются новые мотивы оценки: «хороший, потому что нравится» «хороший, потому что смешной», это свидетельствует о том, что у некоторых детей оценка персонажей определяется эмоциональным отношением к ним. Дошкольники объясняют, почему лица героев были грустными, веселыми, выделяют «злых» и «плохих» героев спектакля, называют смешных героев, отмечают грустные моменты в постановке («грустно когда Дед Мороз не всем дал подарки» (Морозко), «...Когда Элли не стала королевой жевунов, и Гудвин оказался не настоящим волшебником» (Волшебник Изумрудного города), «...Когда паук похитил Муху Цокотуху» (Муха Цокотуха).
Пятый уровень (10,63% детей, принявших участие в эксперименте) - дети оценивают плохих и злых героев сугубо негативно. Основной мотив оценки - нарушение персонажами норм и правил поведения. Кроме этого, дети осуждают некоторых действующих лиц за их отрицатель ные к ачества (ленивый, капризный...), их неряшливый вид. Некоторые дети дают обобщенную характеристику поведению персонажа. Дошкольники верно отмечают эмоции героев спектаклей, подробно описывают выражение их лиц («У медведя было веселое лицо» (Морозко), «У Кощея страшное, черное лицо, злое» (Иван да Марья), «Элли добрая, она часто улыбалась» (Волшебник изумрудного города), «Муха все время смеялась, она веселая» (Муха Цокотуха), выбирают героев, с которыми хотели бы дружить, учитывая при этом их моральные качества, нравственный облик, положительные черты характера («Я хочу дружить с Мухой Цокотухой, она красивая и добрая» (Муха Цокотуха), «Хочу дружить с пауком, чтобы он стал хорошим» (Муха Цокотуха), «Хочу дружить с медведем, потому что он хорошо танцует» (Морозко), «Я хочу дружить с Гуд-вином, чтобы помочь ему стать настоящим волшебником и всем помогать» (Волшебник изумрудного города).
Таким образом, адекватная нравственная оценка персонажа и эмоциональное отношение к нему обнаруживается у большинства дошкольников, принявших участие в исследовании, и закономерно проявляет себя вследствие нахождения противоречивости персонажей друг другу ( Например, «хороший - плохой»).
1. Березкин, В.И. Искусство сценографии мирового театра. - М., 2002. - Т. 3: Мастера XVI-XX вв.
2. Пави, П. Словарь театра. - М.,1991.
3. Кривцун, О.А. Психология искусства. - М., 2009.
4. Цунский И.В. Театральная герменевтика и анализ театрального текста // Общественные науки и современность. - 2000. - №3.
5. Гусев, С.С. Проблема понимания в философии: философско-гносеологический анализ / С.С. Гусев, Г.Л. Тульчинский. - М., 1985.
6. Оболенский, Л.Е. Смех у детей, его происхождение, развитие, формы, причины и значение. - СПб., 1995.
7. Бондаренко, Е.А. Восприятие комического дошкольниками. - Минск, 1968.
8. Репина, Т. А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми-дошкольниками // Вопросы психологии - 1959. - № 1. Bibliography
1. Berezkin, V.I. Iskusstvo scenografii mirovogo teatra. - M., 2002. - T. 3: Mastera XVI-XX vv.
2. Pavi, P. Slovarj teatra. - M.,1991.
3. Krivcun, O.A. Psikhologiya iskusstva. - M., 2009.
4. Cunskiyj I.V. Teatraljnaya germenevtika i analiz teatraljnogo teksta // Obthestvennihe nauki i sovremennostj. - 2000. - №3.
5. Gusev, S.S. Problema ponimaniya v filosofii: filosofsko-gnoseologicheskiyj analiz / S.S. Gusev, G.L. Tuljchinskiyj. - M., 1985.
6. Obolenskiyj, L.E. Smekh u deteyj, ego proiskhozhdenie, razvitie, formih, prichinih i znachenie. - SPb., 1995.
7. Bondarenko, E.A. Vospriyatie komicheskogo doshkoljnikami. - Minsk, 1968.
8. Repina, T.A. Rolj illyustracii v ponimanii khudozhestvennogo teksta detjmi-doshkoljnikami // Voprosih psikhologii - 1959. - № 1.
Статья поступила в редакцию 09.06.14