УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ СЮЖЕТОВ ИЗ КИНОЖУРНАЛА «ЕРАЛАШ»
А. А. Неверова
FEATURES OF THE BEHAVIORAL COMPONENT OF PERCEPTION OF THE NEWSREEL "ERALASH" PLOTS BY PRESCHOOL AGE CHILDREN
А. А. Neverova
Данная статья посвящена изучению восприятия детьми дошкольного возраста юмористического киножурнала «Ералаш». На основе полученных данных выделены общие и специфические особенности поведенческого компонента восприятия комических сюжетов из киножурнала «Ералаш».
The paper is devoted to the study of preschool age children’s perception of the comic newsreel «Eralash». The obtained research data helped define the general and specific features of the behavioural component of perception of newsreel «Eralash» comic plots.
Ключевые слова: комическое, художественное восприятие, киножурнал «Ералаш», поведенческий компонент восприятия комического.
Keywords: comic, artistic perception, newsreel «Eralash», behavioural component of comic perception.
В психолого-педагогической литературе описаны особенности, закономерности восприятия и конструирования комического детьми дошкольного возраста [3; 4], механизмы оптимизации эмоционально-нравственного развития детей дошкольного возраста средствами комического [6; 7; 9]; рассмотрены нравственное становление личности дошкольника [2]); закономерности усвоения детьми дошкольного возраста норм морали (С. Н. Карпова, Л. Г. Лысюк, Л. Ю. Соломина); возможности формирования нравственных отношений детьми дошкольного возраста (Ю. М. Еди-ханова, 2012); нравственное поведение как результат интериоризации внешних норм во «внутренние этические инстанции», особенности усвоения детьми дошкольного возраста норм морали [5; 11]; механизмы нравственной регуляции поведения дошкольников (О. В. Коновалова, 2012), мотивация поведения у детей дошкольного возраста (Т. В. Семеновских, 2012), [11]; особенности их поведения в конфликтных ситуациях, а также мотивы нравственного поведения (Т. В. Семеновских, 2012).
Помимо сказанного в литературе есть данные об особенностях восприятия детьми дошкольного возраста мультфильмов, кино- и телефильмов [1, с. 8 -11]); сказок (М. М. Конина, 1940); басен (О. М. Концевая, 1941); серий юмористических рисунков [7; 8]; телевизионных передач [9].
Слабее других освещены особенности восприятия детьми дошкольного возраста отрицательных нравственных качеств поведения персонажей при просмотре юмористического киножурнала «Ералаш».
Между тем в сюжетах киножурнала «Ералаш» высмеиваются жадность - «Мандарин» (автор
О. Григорьев, режиссер Л. Мирский); лживость -«Часы» (автор В. Ховенко, режиссер Н. Репина); хитрость - «Хитрый маршрут» (автор Д. Афанасенко, Е. Ковалец, режиссер Е. Ковалец); хвастовство -«Котовасия» (автор А. Щеглов; режиссер С. Морозов), «Клевое местечко» (автор Д. Афанасенко,
Е. Ковалец; режиссер Е. Ковалец); зависть - «Наша Таня громко плачет» (автор Н. Иванова, режиссер
Н. Иванова); неряшливость - «Помощница» (автор
Н. Дубина, режиссер А. Михалев) и др.).
Исходя из сказанного, мы предприняли попытку исследовать особенности поведенческого компонента восприятия детьми дошкольного возраста киножурнала «Ералаш». Приступая к исследованию, мы имели в виду, что восприятие киножурнала «Ералаш» является составляющей художественного восприятия, которое структурируется как система, включающая три компонента: когнитивный компонент, предполагающий выделение компонентов комических ситуаций (цель, мотив, способ достижения цели и результат), сопоставление их с нормой, друг с другом и еще раз с общепринятой нормой; эмоциональный компонент, включающий адекватную (неадекватную) оценку поведения отрицательных персонажей киножурнала «Ералаш», а также особенности эмоционального отношения к последним; поведенческий компонент, предполагающий выражение в предпочтении выбора испытуемыми роли героев комических историй, а также варианта придуманных концовок просмотренного сюжета киножурнала «Ералаш».
В данной статье пойдет речь о результатах проведенного нами исследования особенностей поведенческого компонента восприятия детьми дошкольного возраста киножурнала «Ералаш».
В исследовании приняли участие 117 дошкольников четырех-семи лет из детских учреждений «Рябинка» и «Сказка» г. Шадринска Курганской области.
Испытуемым показывались шесть сюжетов из киножурнала «Ералаш»: «Компот» (автор Л. Треер, режиссер В. Мартынов), «Кинг-конг жив» (автор
Н. Львов, режиссер Р. Либлик), «Весельчак» (автор
В. Златоустовский, режиссер В. Златоустовский), «Это ваша собака?» (автор С. Георгиев, режиссер
Н. Иванова), «Крутые парни» (режиссер Н. Репина), «Котовасия» (автор А. Щеглов, режиссер С. Морозов).
Для определения уровней поведенческого компонента восприятия детьми дошкольного возраста киножурнала «Ералаш», задавались вопросы:
1. Какого героя ты бы хотел сыграть в этой истории: положительного или отрицательного?
2. Если положительного (отрицательного), то почему?
3. Как бы ты поступил на месте этих героев, также или по-другому?
4. Как можно продолжить просмотренную историю?
В ходе исследования были выделены общие и специфические особенности восприятия киножурнала «Ералаш».
Общие особенности поведенческого компонента восприятия предопределяют механизмы, факторы детерминирующие эффективность восприятия дошкольниками различных жанров комического: басни, серии юмористических картинок, литературных и графических произведений, сценических постановок и телепередач. Специфические особенности характерны для восприятия детьми дошкольного возраста сюжетов киножурнала «Ералаш».
Обработка полученных данных позволила выделить многоуровневость поведенческого компонента восприятия киножурнала «Ералаш», критериями выделения уровней являются предпочтение воплощения дошкольниками комических персонажей, вариативность творческих решений при продуцировании комических историй киножурнала «Ералаш».
Первый уровень (23,9 %) - указываются персонажи, не фигурирующие в сюжетах «Ералаш»; респонденты затрудняются продолжить смешные истории и представить себя в роли того или иного героя.
Второй уровень (32,6 %) - при выборе ролей отдается предпочтение тем или иным персонажам без указания причины этого предпочтения; искажаются имена действующих лиц, неадекватно оценивается их поведение, дошкольники затрудняются продолжить просмотренный сюжет.
Третий уровень (25 %) - испытуемые соглашаются проиграть роли как положительных, так и отрицательных персонажей, которые имеют приятную внешность и яркую одежду, отказываются придумать продолжение сюжета (Костя В. согласился сыграть роль мальчика из истории «Крутые парни», который сидит на мотоцикле, потому что он очень крутой, и мотоцикл у него красивый»).
Четвертый уровень (11,7 %) - респонденты соглашаются воплотить роли положительных персонажей, аргументируя свои предпочтения позитивными поступками последних; адекватно оценивают их поведение, но затрудняются продолжить просмотренный сюжет из киножурнала «Ералаш» и поставить себя на место того или иного персонажа.
Пятый уровень (8,5 %) - дошкольники соглашаются воплощать роли героев за их положительные качества, адекватно оценивают их поступки, могут продолжить сюжет и поставить себя на место того или иного персонажа (Соня Щ. о персонаже из истории «Котовасия»: «Я хочу сыграть девочку. А на ее месте я побежала бы и достала лестницу, чтобы спасти мальчика, он ведь ее друг, хоть и хвастается много»).
Кроме многоуровневости поведенческого компонента восприятия дошкольниками киножурнала «Ералаш» нами была выделена еще неравномерность ука-
занного процесса, которая проявляется в неодинаковых показателях улавливания испытуемыми комических несоответствий в поведении персонажей, предпочтения ими тех или иных ролей персонажей из сюжетов и особенностях концовок просмотренных историй из «Ералаша».
Анализ полученных данных позволил установить, что показатели поведенческого компонента восприятия юмористического киножурнала «Ералаш» зависит от возраста испытуемых. Низкие уровни восприятия были зафиксированы у 41,5 % детей четырехпяти лет и 23,3 % испытуемых шести - семи лет (ф* = 3,0); показатели высоких уровней - у 21,6 % дошкольников шести-семи лет и у 13,6 % испытуемых четырех-пяти лет (ф* = 1,6). Кроме того были выявлены значимые различия межу низкими (41,5 %) и высокими показателями поведенческого компонента восприятия киножурнала «Ералаш» у дошкольников (13,6 %) в возрасте четырех-пяти лет (ф* = 4,92).
Определив средние показатели поведенческого компонента восприятия киножурнала «Ералаш», мы уяснили, что испытуемым доступнее истории киножурнала, построенные на противоречии цели-результату («Кинг-Конг жив » - 23,1 %, «Весельчак»
- 12 %), нежели истории, комизм которых определяют несоответствия формы - содержанию («Котовасия» - 5,2 %), действия - результату («Компот» -5,2 %). Представляется, что это можно объяснить тем, что дошкольникам трудно квалифицировать выражение персонажами злорадства в сюжете «Компот», хвастовства в мимике персонажей - в истории «Котовасия», а также уловить несоответствия в действиях некоторых персонажей общепринятой норме (например, в сюжетах «Кинг-конг жив», «Весельчак» - издевательство над другими персонажами, шалость и др.) и расценить неловкие положения, в которые они попадают, как наказание за неправильное поведение. Возможно, это связано с процессами памяти, которые не развиты еще на достаточном уровне и не позволяют дошкольникам сохранять небольшой объем поступающей информации, а также распознавать и запоминать ее.
Помимо сказанного исследование показало, что дети в большей степени обращают внимание на развлекательную сторону комических сюжетов, чем на нравственную. Так, например, при обсуждении истории «Кинг-Конг жив» дошкольники отметили, что она очень смешная. При этом большинство из них не заметило, что герой в костюме Кинг-Конга пугал людей, которые заходили в лифт.
Скорее всего, незнание нравственных норм и средств выражения их дошкольников приводит к тому что, они не заостряют внимание на их соблюдении, и поэтому различные нелепые ситуации, в которой попадают действующие лица сюжета, вызывают лишь смех у испытуемых, а не осуждение и соотношение их поступков с общепринятой нормой.
К общим особенностям поведенческого компонента восприятия киножурнала «Ералаш» относится еще несколько:
- дошкольники успешнее улавливают комический смысл ситуаций из разных сюжетов киножурнала «Ералаш» и придумывают к ним оригинальные кон-
цовки в том случае, если они смотрят и обсуждают эти ситуации в группе сверстников;
- большинство испытуемых (57,3 %) отказывается от воплощения ролей отрицательных персонажей в связи с тем, что эти персонажи производят на них неприятное впечатление (внешность, одежда и т. д.);
- респонденты (36,7 %) предпочитают проигрывать роли положительных героев, мотивируя свой выбор героя приятной внешностью, красивой одеждой, положительными моральными качествами и поступками последних. Посмотрев сюжет «Весельчак», Дима К. сказал: «Я хотел бы проиграть младшего брата: он очень интересный и хорошенький, а самое главное, он проучил своего брата»;
- дети испытывают затруднения в понимании мотива поведения героев. Очень часто после просмотра дошкольники переспрашивали: «Зачем мальчик пугал людей, заходивших в лифт?», «Зачем дедушка отбирал деньги у мальчиков?»;
- часть дошкольников (15,4 %), продемонстрировавших высокие уровни восприятия комического, отказывается выполнять роли отрицательных персонажей, осуждая их поведение (Юля Б. О сюжете «Компот» сказала: «Если я была бы старшим братом, я бы вылила на него компот, да еще хлебом посыпала бы на него. Ты погляди-ка, показывает мне тут свои капризы»);
- заканчивая комические истории «Ералаша», многие дети (68 %) отождествляют себя с действующими лицами сюжета (Света Т. выразила желание проиграть роль героини из сюжета «Котовасия», мотивируя тем, что та такая же добрая, как и она сама);
- небольшой объем памяти, непроизвольность внимания и репродуктивное воображение испытуемых приводит к тому, что дети затрудняются адекватно квалифицировать эмоции артистов, выраженные в мимике, позе и интонации. Было выяснено, что дети успешнее квалифицируют эмоции радости, чем эмоции удивления и интереса;
- дети (9 %) не хотят воплощать роли героев, которых они считают несправедливыми. Так никто из испытуемых не пожелал проиграть роль дедушки истории «Крутые парни», ссылаясь на то, что он неправильно делал, отбирая деньги у мальчиков, потому что это плохо;
- некоторые дошкольники (13,2 %) отказываются придумать продолжение сюжета, потому что просмотренные истории для них неинтересны и непонятны.
Кроме общих особенностей восприятия поведенческого компонента восприятия киножурнала «Ералаш» выявлены специфические:
- поскольку просмотр смешных историй киножурнала «Ералаш» в связи с краткостью сюжета можно повторить, испытуемым было легче понять их содержание;
- в некоторых сюжетах киножурнала «Ералаш» ярко прослеживается мотив действий персонажей, что позволяет легче определить тип комического противоречия (несоответствие цели-способу достижения, несоответствие цели-результату);
- кроме того юмористические истории киножурнала «Ералаш» изобилуют множеством комических
деталей (мимика, поза, голосовой комизм, несоответствие в одежде), что затрудняет понимание комических сюжетов киножурнала «Ералаш»;
- дошкольники раньше замечают несоответствия во внешнем виде персонажей (мимика, яркая одежда), чем голосовой комизм;
- дети быстрее замечают несоответствия в движениях героев, чем в их мимике;
- сосредоточение внимания детей на ярких деталях отвлекает их от осознания сущности комических противоречий;
- в случае идентификации себя с отрицательными действующими лицами ребенок не замечает недостатков их поведения. Влад С. О сюжете «Весельчак»: «Старший брат - хороший. Он такой же изобретатель, как и я»;
- если в комической истории присутствуют два комических противоречия, комментируется только одно из этих противоречий или его вторая часть. Например, обсуждая начало сюжета «Компот» первое комическое противоречие действия-результату -младший брат капризничал и старший брат вылил ему на голову суп), дети подробно его комментируют, второе противоречие предполагаемого - действительному (старший брат думал, что младший расстроится, а тот не обратил на это внимание и сказал: «Компот не выливай, я его буду есть») никто из испытуемых не проанализировал;
- адекватную оценку поведения телегероев затрудняют быстрая смена темпа речи артистов, в некоторых случаях невнятно произнесенные ими слова;
- при просмотре смешных историй из «Ералаша» дети неправильно квалифицируют гнев, удивление, злорадство персонажей и поэтому затрудняются оценить их поведение. В частности, просматривая сюжет «Компот», дошкольники неверно квалифицировали выражение злорадства. Они не поняли, что младший брат ведет себя неправильно, и назвали его положительным героем, потому что он веселый и смеется;
- часть дошкольников (13 %) предпочитает воплощение ролей отрицательных персонажей, аргументируя возможностью посмешить людей (Лена С. «Я хочу сыграть мальчика в костюме «Кинг-Конга»: он такой смешной, всех смешил);
- девочки (65 %) обычно выражают желание воплощать роли положительных персонажей, но некоторые из них соглашаются проиграть отрицательные роли персонажей (35 %), изменив существенным образом их поведение. После просмотра сюжета «Весельчак» Маша О. заявила, что она хочет побыть в роли главного героя, чтобы «изменить его поведение», так как «пугать людей плохо»;
- мальчикам (77 %) интересно воплощение ролей отрицательных героев в связи тем, что те используют интересные атрибуты: «игрушку-трещалку», костюм «Кинг-конга», мотоцикл и другие.
Как отмечалось выше, для определения уровней поведенческого компонента восприятия киножурнала «Ералаш» детям предлагалось придумать концовки просмотренных ими сюжетов из этого киножурнала.
Анализ импровизации концовок смешных историй киножурнала «Ералаш» позволил выделить сле-
дующие группы испытуемых в зависимости от характера придуманных ими творческих работ:
Первая группа (26 %) - испытуемые затрудняются придумать продолжение просмотренной комической истории киножурнала «Ералаш», ссылаясь на то, что они им неинтересны и не смешны.
Вторая группа (13,4 %) - дошкольники сочиняют положительные концовки историй (Настя М., продолжая сюжет «Кинг-конг жив», сказала: «Мальчик увидел себя в зеркале и понял, что всем людям, кого он напугал, было страшно. Он попросил у мамы конфет, раздал всем кого напугал своей обезьяной».
Третья группа (21 %) - испытуемые придумывают концовки, характеризующиеся комическим эффектов ситуации (Вика П. придумала продолжение сюжета «Котовасия»: «Девочка вызвала пожарную машину с большой лестницей, мальчик, сидевший на дереве, стал спускаться, а водитель резко лестницу убрал, и мальчик упал в лужу. Вот было бы смешно даже коту Барсику!»).
Четвертая группа (15,4 %) - дети продуцируют концовки, в которых могут фигурировать как реальные, так и сказочные персонажи (Егор Б. продолжает сюжет «Котовасия»: «И тут появился «Человек-паук» и спас мальчика, который сидел на дереве и сказал мальчику: «Зачем хвастаешься, что высоты не боишься!»).
Пятая группа (9,6 %) - дошкольники продолжают сюжет с применением конструктивных средств решения проблемы, опираясь на свой прошлый опыт (Обсуждая сюжет «Котовасия», некоторые испытуемые говорили, что, чтобы спустить мальчика с дерева, нужно было просто подогнать большую машину, как делали их родители).
Шестая группа (8,4 %) - испытуемые сочиняют концовки сюжетов киножурнала «Ералаш», в которых действующие лица киножурнала наказывают отрицательных персонажей (Ксюша К. продолжая сюжет «Весельчак» отметила: «Мальчик всех пугает своей
штуковиной каждый день. Учительнице это уже надоело, она поставила его в угол и привела потом к директору, а тот выгнал его из школы»).
Седьмая группа (6,2 %) - дошкольники продуцируют концовки сюжетов, в которых проявляется агрессия (Миша С. после просмотра сюжета «Компот» заявил: «Я бы еще после компота и крошками хлеба насыпал ему на голову, а потом испек на его голове каравай»).
Сравнительный анализ групп исследуемых в зависимости от особенностей их импровизаций концовок просмотренных комических сюжетов из киножурнала «Ералаш» свидетельствует о разных реакциях: индифферентном отношении к проявлению отрицательных нравственных качеств персонажей, о демонстрации конструктивных, а также агрессивных форм воздействия на отрицательных героев.
На основе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. В восприятии детьми комических ситуаций киножурнала «Ералаш» наличествуют общие и специфические особенности его поведенческого компонента:
а) общие особенности поведенческого компонента восприятия детьми дошкольного возраста киножурнала «Ералаш» - многоуровневость, неравномерность, синхронность восприятия смешных историй из киножурнала «Ералаш»;
б) специфические особенности поведенческого компонента восприятия киножурнала «Ералаш»: девочки чаще, чем мальчики проигрывают роли положительных героев; мальчики придумывают наиболее оригинальные и интересные концовки просмотренных сюжетов «Ералаша», при проигрывании ролей дети выбирают отрицательных персонажей, мотивируя приятной внешностью их или желанием посмешить людей; при придумывании продолжения сюжета дети предлагали конструктивные, агрессивнее, юмористические формы импровизаций с комическим эффектом.
Литература
1. Баженова, Л. М. Психологические особенности восприятия фильмов и телевизионных передач младшими школьниками / Л. М. Баженова // Начальная школа. - 1995. - № 11.
2. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Л. И. Божович / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Межд. педаг. академия, 1995. - 209 с.
3. Бондаренко, Е. А. Восприятие комического дошкольниками / Е. А. Бондаренко. - Минск: Народная Асве-та, 1968. - 104 с.
4. Бороденко, М. В. Два лица Януса - смеха / М. В. Бороденко. - Ростов н/Д.: Цветная печать, 1995. - 86 с.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 533 с.
6. Иванова, Ю. Е. Психолого-педагогическая технология применения комического материала в коррекции агрессии старших дошкольников в ДОУ: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Ю. Е. Иванова. - Казань, 2002. -199 с.
7. Кутепова, Н. Г. Снижение тревожности у дошкольников посредством формирования у них восприятия и конструирования комического: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Н. Г. Кутепова. - Казань, 2001. - 169 с.
8. Попова, О. М. Концептуальная модель формирования чувства комического в целях оптимизации эмоционально-нравственного развития дошкольников / О. М. Попова. - Шадринск: Исеть, 2006. - 476 с.
9. Спирина, А. В. Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста / А. В. Спирина. - Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2011. - 210 с.
10. Технология коррекции отклонений в эмоционально-нравственном развитии дошкольников: учебное пособие. - Ч. 1. / Ю. М. Едиханова [и др.]; под ред. Ю. М. Едихановой. - Шадринск: ОГУП Каргапольский филиал «111ДП». 2012. - С.87 - 136.
11. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. -М.: Академия, 2007. - 384 с.
Информация об авторе:
Неверова Анастасия Александровна - аспирант кафедры психологии развития и педагогической психологии Шадринского государственного педагогического института, г. Шадринск, +79125223882, nazamastik@mail.ru.
Anastasiya A. Neverova - post-graduate student at the Department of Developmental Psychology and Pedagogical Psychology, Shadrinsk State Pedagogical Institute.