процессе прохождения или оформления практики, и получать, ответы отсрочено или онлайн. С него же, студентам отсылаются учебно-методические материалы по практике, включая установочные презентации и сопроводительные документы. Модератором электронного адреса выступает помощник кафедрального руководителя по практике. Еще одним условием повышения мобильности и интерактивности организации практической подготовки психологов образования, является возможность размещения методических материалов по практике на официальной интернет странице кафедры психологии факультета педагогики и психологии ПГУ им. Т.Г. Шевченко (pedagog.spsu.ru). Это позволяет сделать самостоятельную подготовку студентов дневной и заочной форм обучения более эффективной, а открытой и доступной. Кроме этого, в графике работы кафедрального руководителя по практике предусмотрены часы консультаций по организации, прохождению и оформлению практики (два академических часа в неделю). В рамках этих часов любой студент, независимо от причин или мотивов может получить полную консультацию. Таким образом, мы постарались учесть все стороны учебно-методического обеспечения практики, и наш опыт показал эффективность возможностей комплексного применения информационных технологий в процессе практической подготовки психологов образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : монография / под ред. Бадарча Дендева. - М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. - 321 с.
2. Прияткина, Н.Ю. Условия формирования инновационных компетенций студентов в вузе / Н.Ю. Прияткина // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4.
3. Щербаков, Ю.И. Научное сотрудничество вуза и школьного образовательного комплекса / Ю.И. Щербаков // Вестник Московского Государственного Университета им. А.М. Шолохова. Сер. Педагогика и психология. - 2014. - № 2. - С. 39 - 41.
УДК 378.11
С.А. Поронок, г. Тирасполь
К вопросу о проблемах информатизации культурной среды современного учебного заведения
В статье рассмотрены особенности феномена культурной среды, определена сущность содержания культурной среды учебного учреждения, выявлены проблемы внедрения информационно-коммуникативных технологий в образовательную сферу.
Культурная среда, культурная среда учебного учреждения, образовательная среда, субъект образовательной деятельности, нравственно-ориентированная личность, информационные технологии.
S.A. Poronok, Tiraspol
To the question of problems of informatization of the cultural environment of modern educational institution
This article describes the peculiarities of phenomenon of the cultural environment, the essence of the maintenance of the cultural environment of educational institution is defined, the problems of introduction of information and communicative technologies in the educational sphere are revealed.
Keywords: the cultural environment, the cultural environment of educational institution, the educational environment, the subject of educational activity, the moral focused personality, information technologies.
Современные культурологические воззрения обусловлены общим стремлением к глубокому изучению культурных традиций человеческой деятельности, конструированию культурной среды, как важнейшего фактора культуроформирующих процессов общества и его сознания. Слабая теоретическая разработанность феномена культурной среды как таковой диктует пересмотреть социальную реальность и сформулировать новые концептуальные установки в условиях развития информационного общества с четким осознанием культуроформирующего начала в образовательном пространстве личности.
В качестве методологической основы данной работы послужили социально-философские, культурологические и педагогические труды, идеи и разработки в данной области. Анализ известных научных подходов к понятию «среда» и «культурная среда» позволяет сделать вывод о том, что культурная среда является определенным пространством, представляющим некий конгломерат национальной культуры, ценностных духовных ориентаций общества, его религиозных взглядов и культурно-исторических традиций. На наш взгляд, наиболее концентрированным является определение культурной среды, предлагаемое Л.Н. Коганом, который представляет культурную среду как «устойчивую совокупность вещественных и личностных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект (личность, группа, класс, общество) и оказывающие влияние на его деятельность по созданию и освоению духовных ценностей и благ, формированию духовных потребностей и ценностных ориентаций в области культуры» [2, с.70-71]. Данная позиция представляется нам методологически насыщенной и плодотворной.
Непосредственно проектированием образовательной среды занимался основоположник средовой политики, разработчик ряда образовательных концепций федерального уровня, доктор психологических наук В.А. Ясвин. В своем труде «Образовательная среда: от моделирования к проектированию» он трактовал образовательную среду как определенную систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. В своих научных исследованиях В.А. Ясвин рассматривает типологию сред, использует метод векторного моделирования среды, диагностирует педагогическое качество образовательной среды, транслирует концепцию вариативного образования как процесса полноценного развития личности с приобщением к культурным ценностям мировой цивилизации [4]. В этой связи необходимо выделить вариативность и интегративность образовательной среды как ее базовые характеристики. В свою очередь, Г.Ю. Беляев своем диссертационном исследовании представляет образовательную среду в педагогическом аспекте, выделяя ее как «учебно-воспитательную среду конкретного образовательного учреждения,
моделируемую педагогической деятельностью педагогов-предметников и управленческого персонала учреждения» [1, с.72].
Согласно точке зрения ведущих представителей культурологии и современной социальной философии, культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, где субъектом культуры является личность, человек. Таким образом, процесс инкультурации как процесса освоения индивидом норм общественной жизни и культуры -может служить концепцией отражения целостного процесса становления личности, неким «культурным вхождением» в социум посредством использования совокупного опыта человечества, его менталитета. Аксиологический подход к понятию культуры как таковой, акцентирование в ней личности человека как феноменального и созидающего представляет исключительную значимость для определения сущности понятия «культурная среда учебного учреждения», концентрирующего неограниченные возможности самореализации личности как субъекта образования.
Культурная среда учебного учреждения на современном этапе развития российского общества являет собой многоаспектный синтез воспитательных духовно-нравственных составляющих социальной среды, влияющих на становление современных мировоззренческих (гуманистических) позиций личности студента в социуме; исторический, философский и психолого-педагогический феномен, вбирающий в себя социальный компонент - взаимовлияния личности и общества в национальном, религиозном и региональном аспекте; совокупность стилистических формаций как культурных доминант современности и образовательной системы в целом.
Культурная среда современного образовательного учреждения как уникальная полифункциональная система поликультурного образовательного пространства в условиях гуманитарных тенденций призвана стимулировать мировоззренческие позиции личности студента на самоопределение в профессиональной ориентации и становлении его нравственно-эстетических позиций в поликультурном социуме. В этой связи необходимо заявить о значимости компетентностного подхода в формировании личности студента как субъекта учебного процесса в условиях культурного потенциала образовательного учреждения. Компетенции являют собой набор личностных квалификационных характеристик студента, формирующих модель будущего специалиста в конкретной профессиональной области.
В данном контексте следует выделить основополагающие качественные характеристики культурной среды современного образовательного учреждения как культурно-нравственного пространства - информативность, интерактивность, интегративность, коммуникативность, субъектность, полифункциональность, поликультурность, толерантность. Таким образом, можно утверждать, что определенная специфика концепции культурной среды учебного заведения, ориентированной на отечественные культурные ценности, выступает в качестве культуротворческой, стимулирующей самоопределение индивида в поликультурную личность с современным сознанием, формирующей его (индивида) интеллектуальные и гуманистически-нравственные идеалы в процессе решения сложных образовательных задач.
Культурная образовательная среда как общественный институт обладает одной из важнейших функций - трансляционной, с помощью которой происходит передача от поколения к поколению концепций, ценностных установок, координирующих идей, стимулируя процессы трансформации образовательной парадигмы, а именно перехода к
информационному измерению общества. Глобализация образовательного процесса активизирует потребность в непрерывном, динамичном образовании, обеспечивающем готовность будущего специалиста к инновационной деятельности и нестандартному мышлению на уровне требований информационно, технологически и гуманитарно развитого социума. Поликультурный тренд современного общества диктует необходимость усиления внимания к информационно-технологическим процессам в социуме и их комплексному изучению специалистами в области социологии, культурологии, педагогики, методологии, философии и др., влияющими на формирование образовательных ориентиров, ценностей и соответствующей образовательной парадигмы общества. Исследователи перспектив развития информационного общества пишут о кардинальных изменениях практически во всех сферах профессиональной деятельности -науке, образовании, культуре, что может способствовать возникновению абсолютно новой «автоматизированной инфосферы» [3]. Следовательно, процесс внедрения в культурно-образовательную сферу информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) реализуется не только в рамках обучения в вузах и ссузах, но и на государственном уровне. Однако, существует мнение, что применение всего арсенала информационных технологий не столько дополняет и обогащает традиционную систему образования, сколько нивелирует значимость учебного заведения и педагогического воздействия как такового. Информационная революция радикально изменила систему отечественного образования, активное использование киберпространства с целью разработок онлайн-проектов, графических и текстовых материалов, аудио- и видеофайлов, общение через онлайн-конференции и интерактивные сайты привело к вытеснению роли педагога, потере навыков живого общения на вербальном уровне, породив элементы культурной деградации юного поколения. Безусловно, применение информационных технологий в современной коммуникативной среде способствует быстрому освоению новых учебно-методических курсов посредством дистанционного обучения, служит расширению коммуникативной насыщенности образовательных услуг - онлайн-диспуты и дискуссии, являясь удобным инструментарием в достижении информационно-познавательных целей посредством электронных ресурсов. Вместе с тем, исключение полного личностного контакта может отрицательно сказаться на дальнейшем становлении личности в профессиональной среде. В этой связи необходимо осуществлять регулярный контроль над формированием коммуникативной культуры учебных учреждений с целью сохранения баланса в развитии информационного общества и концепции современного образовательного процесса.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что культурная среда учебного заведения, несмотря на соответствующие современности преобразования, должна быть устремлена на максимальную адекватность отечественным гуманитарным традициям в совместной деятельности педагога и учащихся; служить главной цели учебного учреждения -подготовке высококультурной, образованной, профессионально развитой и нравственно-ориентированной личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляев, Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений : дис. ... канд. пед. наук / Г.Ю. Беляев. - М., 2000.
2. Коган, Л.Н. Очерки теории социалистической культуры / Л.Н. Коган, Ю.Р. Вишневский. -Свердловск, 1972. - С. 70-71.
3. Колин, К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика : учеб. пособие для вузов / К.К. Колин. - М. : Академ.проект : Деловая книга Екатеринбург, 2000.
4. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М., 2001.
УДК 159.9.072
П.В. Рыжова, Д.М. Рыжов, г. Шадринск
Восприятие и понимание детьми театральных спектаклей
Cтатья посвящена вопросу развития восприятия спектаклей детьми дошкольного возраста. Приводятся данные экспериментального исследования уровней сформированности художественного восприятия на этапе констатирующего и контрольного экспериментов.
Восприятие спектаклей, художественное восприятие, дошкольный возраст.
P.V. Rigova, D.M. Rigov, Shadrinsk
Artistic perception plays of preschool children
The article is devoted to the development of perception performances by children of preschool age. There are the data of experimental study of levels of formation of artistic perception at the stage of identifying and control experiments.
Keywords: perception plays, artistic perception, preschool age.
Рассматривая возрастные возможности восприятия и понимания детьми театральных спектаклей, следует отметить, что в большинстве современных психолого-педагогических исследованиях уровень понимания и восприятия искусства определяется по особенностям суждений детей о содержании картин в отношении «часть-целое». Характеристики низкого уровня у большинства исследователей совпадают. Это поэлементное, не целостное, то есть не художественное восприятие (И.Г.Белявский, Л.В. Благонадежина, В.А.Гуружанов, О.Н.Рыбникова, М.Н.Семенова, Ф.Н.Дмитриенко, Т.В.Шуртакова).
Характеристики среднего уровня относятся к пониманию настроения или общего эмоционального тона произведения (В.А.Езикеева, Л.И.Олефиренко), а также к пониманию ведущей ситуации или главных смысловых связей (Э.А.Евлахова, Б.М.Козлов). Высокий уровень восприятия основан на умении зрителя увидеть изображенную ситуацию во временном или пространственном развитии (И.Г.Беляева, Т.В.Шуртакова). При этом зритель воспринимает значение элементов художественной формы в их единстве, в аспекте возможного развития, что может характеризовать развитую форму понимания искусства [2].