Научная статья на тему 'Культурно-образовательная среда: к определению понятия и педагогического значения среды'

Культурно-образовательная среда: к определению понятия и педагогического значения среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2019
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДА / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / CULTURE / EDUCATION / ENVIRONMENT / CULTURAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CULTURAL-EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Войко Роман Александрович

Анализируются основные дефиниции понятия «культурно-образовательная среда». Анализируются представления научного сообщества о понятиях «образовательная среда» и «культурная среда». Дается трактовка понятия «культурно-образовательная среда» с позиции средового подхода к образованию и отмечается педагогическое значение самой культурно-образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Войко Роман Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURAL-EDUCATIONAL ENVIRONMENT: TO THE DEFINITION OF CONCEPT AND PEDAGOGICAL VALUE OF ENVIRONMENT

The basic definitions of the notion «the cultural-educational environment» are analyzed. The ideas of scientific community about the concepts «the educational environment» and «the cultural environment» are analyzed. The treatment of the concept «the cultural-educational environment» from the position of environmental approach to education is given and pedagogical value of the cultural educational environment is noted.

Текст научной работы на тему «Культурно-образовательная среда: к определению понятия и педагогического значения среды»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ - ШКОЛЕ

ББК 74.00.0 УДК 37.011

Р.А. ВОЙКО

R.A. VOIKO

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА:

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СРЕДЫ

THE CULTURAL-EDUCATIONAL ENVIRONMENT: TO THE DEFINITION OF CONCEPT AND PEDAGOGICAL VALUE OF ENVIRONMENT

Анализируются основные дефиниции понятия «культурно-образовательная среда». Анализируются представления научного сообщества о понятиях «образовательная среда» и «культурная среда». Дается трактовка понятия «культурно-образовательная среда» с позиции средового подхода к образованию и отмечается педагогическое значение самой культурно-образовательной среды.

The basic definitions of the notion «the cultural-educational environment» are analyzed. The ideas of scientific community about the concepts «the educational environment» and «the cultural environment» are analyzed. The treatment of the concept «the cultural-educational environment» from the position of environmental approach to education is given and pedagogical value of the cultural educational environment is noted.

Ключевые слова: культура, образование, среда, культурная среда, образовательная среда, культурно-образовательная среда.

Key words: сШШге, education, environment, the cultural environment, the educational environment, the cultural-educational environment.

В последнее время все чаще осознается необходимость сохранить созданные человечеством культурные ценности, прежде всего, посредством системы образования. При этом образование как социальный институт обретает новые аксиологические смыслы. Здесь особую роль играет культурно-образовательная среда как среда возможностей, позволяющих сохранить и приумножить культурные ценности посредством системы образования.

Остановимся на определении понятия «культурно-образовательная среда». Данное определение всем своим содержанием обязывает нас обратиться к содержанию понятий «культура», «образование», «среда» и определить, каким образом они соотносятся между собой, и насколько правомерно употреблять в педагогической и управленческой практике понятие «культурно-образовательная среда». Или же правильно будет употреблять в научном обороте

понятия «культурная среда» и «образовательная среда» отдельно друг от друга? Для ответа на этот вопрос обратимся к понятиям «культура» и «образование».

Этимологически понятие «культура» означает возделывание, воспитание, развитие. Опыт осмысления данного понятия имеет достаточно богатую историю, так культура в толковом словаре русского языка [17, с. 196-197] определяется как совокупность достижений человеческого общества и уровень достижений народа в определенную эпоху, и просвещенность, образованность, воспитанность, наличие определенных навыков поведения в обществе. В Советском энциклопедическом словаре под редакцией А.М. Прохорова [16], культура понимается как определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека. Несомненно, культура - сложное явление, интегрирующее многие стороны социального бытия.

Обращаясь к культурологии, где один из ее основоположников, И.Г. Гардер [2] говорит о культуре как об «уровне человечности» и «втором рождении человека», и это логично, ведь от рождения человек не имеет того, что он получает в процессе своего вхождения в культуру. Исходя из данной логики, возможно продолжить мысль в логике средового подхода к образованию, человек получает свой жизненный опыт благодаря вхождению в культуру в конкретной среде, которая посредством своих трофических возможностей, ниш и игры стихий формирует тот или иной образ жизни. В логике средового подхода интересна точка зрения Н.Б. Крыловой на понятие «культура», она понимает его как «сумму духовных достижений и память человечества; совокупность общезначимых: смыслов, знаков и символов; систему норм и образцов поведения, бытующих в обществе; способ жизни [8, с. 20-24]. В общем, осмысление понятия «культура», как мы уже отмечали, имеет богатую историю, и отражено

во многих научных подходах (предметном, деятельностном, аксиологическом, технологическом, символическом, игровом, текстовом, коммуникативном, диалоговом, субъектном и других). Мы не будем останавливаться подробно на интерпретации понятия «культура» в этих подходах, это предмет отдельного исследования, да и специалистам в данной области они предельно известны. Мы не отрицаем и принимаем как данность весь тот опыт по освоению понятия «культура», который накоплен в науке, но, тем не менее, приведем в логике нашего понимания культуры мысль, высказанную G. Hofstede: «культура определяет нормы жизни, которыми руководствуются люди той же самой группы, хотя эти нормы редко ясно формулируются, потому что они - предположения относительно основных ценностей, которые не обсуждаются» [23]. И именно культура, по словам П.А. Флоренского [19] есть среда, растящая и питающая личность. Но при этом культура есть процесс самосозидания человека в его общественной жизни. Многое зависит от самой личности, решающей быть ей субъектом развития или объектом формирования.

Как понятие «культура» так, понятие «образование» имеет различные толкования. По мнению Н. Бардовской и А. Реан [5], культура выступает предпосылкой и результатом образования человека одновременно. Интересное мнение относительно образования в свое время высказал И.Я. Лернер. Он констатировал, что четкого определения «образования» в литературе нет, но при этом отмечал, что оно многообразно и представляет собой явление деятельности по определению и формированию образа человека и его места в мире [9, с. 21-27]. В философии Э.Н. Гусинский и Ю.И. Турчанинова [6] отмечают следующие особенности этого понятия: образование имеет три основ-

ных значения: это достояние личности, процесс обретения личностью своего достояния и социальный институт, существующий для того, чтобы помогать всем гражданам обрести такое достояние. А, в общем, констатируют ученые, понятие «образование» обозначает процесс и результат освоения личностью конкретных содержательных аспектов культуры. В социологии же образование определяется как фактор воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Несомненно, образование в горизонте культуры задает тип человека [7]. И если говорить о связи культуры и образования, то, несомненно, нужно сказать, что ученые не отрицают связи культуры и образования, но относительно специфики этой связи есть разные мнения. Связь образования и культуры является наиболее тесной, и это не просто обусловливание, а сущностная взаимозависимость, при этом образование рассматривается, прежде всего, как «социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе» [13, с. 20].

Интересным в смысле отражения связи культуры и образования, видится нам трактовка В.Ф. Сидоренко, который говорит, что: «образование -это образ культуры, для культуры оно - образование культуры, точнее, ее воспроизводство через образование» [15, с. 86]. В.Д. Симоненко и М.В. Ретивых [12, с. 100], выделяют четкие связи культуры и образования, они считают, что они связаны общим объектом - человек культуры и образования; общечеловеческими ценностями: культура, образование, человек и др.; творческим характером культурно-образовательной деятельности; общими функциями: развитие, обучение и воспитание человека. Конечно, в научной среде накоплен богатый опыт осмысления таких понятий, как «культура» и « образование», и мы можем говорить о том, что культура и образование находятся в тесном взаимопроникновении, но при этом и «культура» и «образование» - достаточно целостные понятия, чтобы существовать самостоятельно.

Логика раскрытия вопроса о понятии «культурно-образовательная среда» обязывает нас обратиться не только к значению и взаимосвязи понятий «культура» и «образование», но также к понятиям образовательной и культурной среды. Наш интерес к данным категориям не случаен, так как их мы встречаем в научной литературе, при этом наблюдается как разведение этих понятий, так и взаимоисключаемость и поглощаемость одного другим, что считаем не совсем верным.

Само слово «среда» существовало с незапамятных времен, и с течением времени стало популярным не только в области естественных наук, но и в сфере философии и социологии, и впоследствии диапазон его применения стал значительно шире. В середине XIX века научная мысль акцентировала внимание на принципе, учитывающем роль культурно-исторических традиций, лежащих в основе термина «культурная среда», поэтому понятие «культурная среда» приобрело широкую популярность, особенно в прикладных и теоретических областях знания. Существует множество трактовок данного понятия. Социологи культуры определяют культурную среду в качестве характеризующей содержательную, ценностную сторону социальных процессов, воздействующих на личность. Наиболее простым вариантом анализа культурной среды является дифференциация по территориально-адресному признаку на городскую и сельскую (А.С. Ахиезер, В.Л. Глазычев, Л.Б. Каган и др.). По мнению культурологов, для нормального существования общества необходима полноценная, многообразная, самоорганизующаяся культурная среда, в которой вещественные, социальные, духовные элементы существуют в диалекти-

ческом взаимодействии. В философской литературе культурная среда рассматривается как стойкая совокупность предметных и духовных элементов,

с которыми взаимодействует социальный субъект и которые влияют на его деятельность по созданию и освоению духовных и материальных ценностей, на формирование его духовных потребностей, интересов, ценностных ориента-ций в сфере культуры (Л.Н. Каган, Ю.Р. Вишневский). Но так как в терминологический ряд понятия «культурно-образовательная среда», помимо понятия «культурная среда», входит еще и понятие «образовательная среда», то обратимся и к его интерпретации в научной среде.

Существует разнообразное количество определений «образовательной среды», часть которых отождествляется с образовательным пространством, часть включает в себя культурную составляющую, но при этом именуется чисто образовательной средой, а часть связывается с конкретными учреждениями и именуется «образовательной средой учреждения». Анализ литературы по рассматриваемой проблеме показал, что в качестве основных тенденций определения термина «образовательная среда» следует выделить следующие: понимается как совокупность педагогических условий для образования личности, создаваемых всем человеческим сообществом и образовательными учреждениями (С.С. Моложавый, В.А. Ясвин и др.); являет собой конкретное место свободного развития личности, определяемое взаимодействием ее субъектов и связями между учреждениями, деятельность которых прямо или косвенно относится к вопросам образования (Н.Б. Крылова, В.А. Петровский и др.). Образовательную среду как часть социокультурного пространства, зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов» в своих трудах упоминает Н.Б. Крылова [11, с. 91]. Согласно В.А. Ясвину, «под образовательной средой понимается система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [22, с. 12]. Часто понятие «образовательная среда» используется как синонимической аналог «образовательного пространства». С позиции З.И. Тюмасевой [18] под образовательным пространством понимается одно из двух: максимальная образовательная среда, в которой формируются, развиваются и реализуются образовательные среды для конкретных личностей и под конкретные задачи и средства; или совокупность всех возможных состояний определенной образовательной системы, находящейся в состоянии динамического устойчивого развития. В.Я. Барышников [3, с. 42], опираясь на теорию З.И. Тюмасевой, приходит к мысли о том, понятие «образовательная среда» используется для отображения различных глубинных сущностей реального мира, в котором живет человек. Это объективно, поскольку понятие образовательной среды соотносится с определенной исходной системой, каковой является человек - субъект образования. Исходя из вышеизложенного и опираясь на известную трактовку образования Г.П. Щедровицкого как практика культуры [21, с. 46-51], образовательная среда, обладающая одновременно свойствами культурной среды, может рассматриваться и как культурно-образовательная.

В педагогику термин «культурно-образовательная среда» вошел относительно недавно, в 1999 году, и используется в настоящее время для осмысления многих образовательных проблем. Его появление связывается с именем Е.П. Белозерцева, который подчеркнул гносеологическое значение понятия, используемого с целью педагогического понимания реальных жизненных про-

цессов. Он же заметил следующую особенность: культурно-образовательная среда как особая комплексность связи прошлого, настоящего и будущего фактически дана любому из нас от рождения в понятии и чувстве родины [4]. Согласно его пониманию, это и средоточие «природных, исторических, религиозных, культурных, материальных, социальных условий, в которых протекает жизнь и деятельность ее сельского и городского населения.

Выделенная проблематика исследований связывается с такими авторами, как Е.П. Белозерцев, В.Н. Мезинов, Д.А. Пряхин, И.Б. Стояновская [4], которая вслед Е.П. Белозерцевым считает, что культурно-образовательную среду необходимо рассматривать в контексте ее духовного содержания, которое определяется общим культурным уровнем развития граждан, степенью развития их духовных потребностей и интересов, доминирующими ценностными ориентациями, наличием святынь, храмовых комплексов, культурных и образовательных учреждений, а также географических, материально-хозяйственных и социальных условий региона, города, села. При этом возможно оценивать качество среды через предоставляемые возможности, важнейшей из которых является возможность образования посредством вхождения субъектов в культуру в процессе их жизнедеятельности. Согласно сущностным лексическим характеристикам «культурно-образовательная среда» призвана образовывать человека, который является непосредственным субъектом, конструирующим свои взаимоотношения индивидуально-общественной жизнедеятельности в функционирующей и развивающейся среде» [20]. И.Г. Актамов в своем диссертационном исследовании [1] заключает, что понятие «культурно-образовательная среда» можно также использовать и для адекватного описания общей культурно-образовательной ситуации в локальной местности. Педагогический потенциал культурно-образовательной среды определяется традиционными ценностями, характерными для малого города, сельских поселений и образовательных учреждений. Реализация потенциала происходит через прояснение, переживание, присвоение, созидание ценностей, что в концентрированном виде выражается в образе жизни населения. Понятие «культурно-образовательная среда» в данном случае используется в качестве средства изучения локальных особенностей педагогического процесса, где учитываются исторические особенности развития конкретного региона. Противоположное мнение изложенным выше высказывает В.А. Сапрыкин [14, с. 26-30], который считает, что понятие «культурно-образовательная среда» некорректно, так как, «исходя из трактовки понятия «культура», можно утверждать, что оно включает в себя смысл понятия «образование». Исследователь предлагает ограничиться понятием «образовательная среда», которое он рассматривает достаточно широко, включая не только объекты внешнего мира, но и проявления мира внутреннего. В.Я. Барышников [3], данное заключение считает не совсем верным и отмечает, что культурно-образовательная среда представляет собой педагогически целесообразно организованную среду какого-либо региона или учреждения, среду, в которой педагогические цели соответствуют культурно-историческим традициям и определяются ими. Мы соглашаемся с представлениями о том, что присутствует необходимость использовать категорию «культурно-образовательной среды» для осмысления общей культурно-образовательной ситуации региона. И в логике средового подхода, как управленческой практики, культурно-образовательную среду определяем как сложное и при этом универсальное средство изучения образовательных тенденций и управления образовательным процессом в конкретной образовательной практике той или иной конкрет-

ной территории, наделенной специфическими местными условиями соединения «культуры» и «образования». При этом «культурно-образовательную среду» понимаем и как составляющую бытия человека, определяемую культурно-историческими и образовательными традициями конкретного региона, позволяющую удовлетворять потребности в образовании и развитии личности.

Педагогический смысл понятия среда, по мнению Ю.С. Мануйлова [10], заключается в том, что оно позволяет представить индивидуума субъектом жизнедеятельности, субъектом выбора возможностей. Среда делает возможным развитие человеческой индивидуальности, предоставляя трофические возможности в определенных нишах. Человек, бытуя в среде, ощущает на себе ее влияние и сам постепенно становится способным влиять на среду, и в данной логике педагогическое значение понятия «культурно-образовательная среда» заключается в том, что она, среда, насыщенна массой разрешающих возможностей и может выступать не только как условие развития личности кого-либо по заданному образцу (модели типа личности), но и как средство формирования определенного образа жизни. В данном случае особое внимание уделяется управлению влияниями среды на человека.

Литература

1. Актамов, И.Г. Культурно-образовательная среда как фактор формирования экологической ответственности современных школьников (на материале Республики Бурятия и шэнэхэнских бурят АРВМ КНР) [Текст]: атореферат дисс... канд.пед.наук / И.Г. Актамов. - Улан-Удэ, 2007. - 23 с.

2. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев - Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. -Кн. 1. - 565 с.

3. Барышников, В.Я. Средовой подход в управленческой деятельности специалиста по физической культуре [Текст]: дисс. канд.пед.наук / В.Я. Барышников. - Елец, 2005. - 149 с.

4. Белозерцев, Е.П. КОС как философско-педагогический феномен / Е.П. Белозерцев, И.Б. Стояновская // Средовой подход в образовании: Материалы Международной научно-практической конференции,9-11 января 2003 г., Н.Новгород: НФ УРАО. -2003. - Ч. 2. - С .8-16.

5. Бордовская, Н. Педагогика [Текст]: учебник для вузов / Н. Бордовская, А. Реан. -СПб: Изд-во «Питер», 2000. - 284 с.

6. Гусинский, Э.Н. Введение в философию образования [Текст] / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 224 с.

7. Кравченко, А.И. Социология: Общий курс [Текст]: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. - М.: ПЕРСЭ Логос, 2002. - 640 с.

8. Крылова, Н.Б. Как мы можем изменить культурные ценности образования [Текст] / Н.Б. Крылова // Народное образование. - 1997. - № 9. - С. 20-24.

9. Лернер, И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций [Текст] / И.Я. Лернер // Педагогика. -1996. - № 2. - С. 21-27.

10. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании [Текст] / Ю.С. Мануйлов. - 2-е изд., перераб. - М.: Изд-во Волго-Вятской Академии государственной службы, 2002. - 157 с.

11. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / ред.-составитель Н.Б. Крылова. - М.: ИПИ РАО, 1995. - 185 с.

12. Общая и профессиональная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн. 1. - 174 с.

13. Розов, Н.С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования [Текст] / Н.С. Розов // Социально-философские проблемы образования. - М., 1992. -С. 18-29.

14. Сапрыкин, В.А. Об образовательной среде [Текст] / В.А. Сапрыкин // Культурно-

образовательная среда: история, современность, перспективы развития: сб. материалов научно-практической конференции вузов России 7-S июня 2001 г. - Елец, 2002. -С. 24-31.

15. Сидоренко, В.Ф. Образование: образ культуры [Текст] / В.Ф. Сидоренко // Социально-философские проблемы образования. - M., 1992. - С. 7S-S9.

16. Советский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. A.M. Прохорова. - M.: Изд-во Советская энциклопедия, 19S6. - 1600 с.

17. Толковый словарь русского языка [Текст]: В 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. - M.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. Слов. - M, 195S. - Т. 2. -11S2 с.

18. Тюмасева, З.И. Системное образование и образовательные системы: монография [Текст] / З.И. Тюмасева. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. - 2S0 с.

19. Флоренский, П.Д. Разум и диалектика [Текст] / ПА Флоренский // Богословский вестник. - 1914. - № 9. - С. 95.

20. Человек и культурно-образовательная среда: Сборник научных работ. Серия «Concordia discors» [Текст]. - Елец: ЕГУ им. И.Л. Бунина, 2005. - С. 2S5.

21. Щедровицкий, Г.П. Пространство среды [Текст] / Г.П. Щедровицкий // Народное образование. - 1997. - № 1. - С. 46-51.

22. Ясвин, ВАОбразовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / ВА Ясвин. - ЦКФЛ РAО, 1997. - 24S с.

23. Hofstede G., 1991. - P. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.