Научная статья на тему 'Понятие региональной культурно-образовательной среды в методологии проекта «Мой Пермский край»'

Понятие региональной культурно-образовательной среды в методологии проекта «Мой Пермский край» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое образование / культурно-образовательная среда / региональная культурно-образовательная среда / профессиональные компетенции. / teacher education / mathematics education / regional cultural environment / regional educational environment / preparing math teachers / the professional competence of the teacher / monitoring

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. С. Ананьева, И. В. Магданова

В научно-методической статье раскрывается суть понятия региональной культурнообразовательной среды на основе генетического анализа составляющих его терминов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М. С. Ананьева, И. В. Магданова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF REGIONAL CULTURAL I.V. MAGDANOVA AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE METHODOLOGY OF THE PROJECT «MY PERMSKIY KRAI»

The scientific and methodological article reveals the essence of the concept of a regional cultural and educational environment on the basis of a genetic analysis of its constituent terms.

Текст научной работы на тему «Понятие региональной культурно-образовательной среды в методологии проекта «Мой Пермский край»»

YAK 37.012 ББК74в

М.С. АНАНЬЕВА, И.В. МАГДАНОВА

ПОНЯТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В МЕТОДОЛОГИИ ПРОЕКТА «МОЙ ПЕРМСКИЙ КРАЙ»

M.S. ANANYEVA, I.V. MAGDANOVA

THE CONCEPT OF REGIONAL CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

IN THE METHODOLOGY OF THE PROJECT «MY PERMSKIY KRAI»

В научно-методической статье раскрывается суть понятия региональной культурно-образовательной среды на основе генетического анализа составляющих его терминов.

The scientific and methodological article reveals the essence of the concept of a regional cultural and educational environment on the basis of a genetic analysis of its constituent terms.

Ключевые слова: педагогическое образование, культурно-образовательная среда, региональная культурно-образовательная среда, профессиональные компетенции.

Key words: teacher education, mathematics education, regional cultural environment, regional educational environment, preparing math teachers, the professional competence of the teacher, monitoring.

Интерес к рассмотрению образовательных процессов в контексте культуры вызван многими причинами, среди которых возвращение к идее преемственности историко-культурных традиций между поколениями, стремление к гармонии между традициями и новациями в сфере образования, обращение к антропологической парадигме образования. В настоящей работе авторы продолжают представлять результаты исследования, начатого несколько лет назад [2, 3].

Вопросы создания и эффективного функционирования образовательной среды для развития личности человека как члена общества, взаимодействия этой среды с социальными и культурными процессами в обществе являются актуальными и для школы, и для вуза, в особенности педагогического, так как для него важна не только собственная образовательная среда. Важно научить студентов - будущих учителей и организаторов молодежи - активно взаимодействовать с этой средой, более того, быть ее активными участниками на основе созидательной деятельности.

Понятие образовательной среды активно используется педагогами в связи с гуманитаризацией образования, в том числе математического. Ее основной целью является овладение обучающимися основами современных математических знаний, умений и навыков посредством использования гуманитарного потенциала математики, естествознания, истории и краеведения на таком уровне, который позволит их дальнейшее самостоятельное приобретение и приложение в качестве аппарата исследования в любой области человеческой деятельности [1, 4]. Таким образом, для любой образовательной среды важна гуманитарная составляющая каждого учебного предмета. Для математики она предполагает:

- овладение комплексом математических знаний, умений и навыков, необходимых и в повседневной жизни, и в профессиональной деятельности;

- формирование и развитие морально-этических качеств личности; абстрактного мышления с его дедуктивной составляющей, характерной для

математики; эвристического (творческого) мышления, необходимого для полноценного функционирования образованного человека в современном обществе;

- реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира;

- овладение математическим языком и математическим аппаратом как средством описания и исследования окружающего мира и его закономерностей;

- осознание роли математических знаний в развитии цивилизации и культуры.

Опыт показывает, что гуманитарная составляющая обучения математике, как и других предметов, эффективно реализуется с привлечением ресурсов региональной культурно-образовательной среды.

Однако, в ходе разработки методологического компонента исследования в рамках проекта «Мой Пермский край», осуществляемого на математическом факультете Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета [2; 3], возникла проблема определения этого понятия. В то же время анализ педагогической и методологической литературы позволяет утверждать, что в определении этого понятия имеются объективные трудности. Отчасти причины заключаются в неоднозначности толкования сопутствующих ему понятий (среда, культурная среда, образовательная среда) и неопределенности взаимосвязей между ними и многообразии сфер, в которых они используются. С целью придания единого понимания сущности понятия региональная культурно-образовательная среда проанализируем каждое из отмеченных понятий.

Понятие среда вошло в категориальный аппарат многих наук как окружающие социально-бытовые условия, обстановка, культурное наследие, образование, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Средовой подход [5-10] в целом, опираясь на гуманистические философско-методологические воззрения, в педагогике составляет методологию педагогической деятельности, теорию осуществляемого через специально формируемую среду управления процессом формирования и развития личности учащегося. Влияние и проблемы взаимоотношений человека и среды изучают философия, история, социология, психология, педагогика, экология и другие научные дисциплины.

В качестве рабочего определения среды примем следующее. Среда -пространство, совокупность информационных ресурсов, технологий и условий, благоприятных для порождения, существования и развития социальной системы, в том числе качество проходящих в ней процессов, эмоциональный климат в сообществе, личностное благополучие его субъектов (педагогов, обучающихся, родителей, деятелей культуры и др.). Этот термин употребляется в педагогике как совокупность социальных, бытовых, организационно-педагогических и личностных условий образовательной деятельности учащихся, педагогов, образовательных учреждений в целом - педагогическая среда [4, 12]. Одна из функций среды - раскрывать те или иные возможности для развития личности ребенка, его умений и его соучастия (содружества с другими людьми, сотрудничества, соперничества и т.д.).

Деление на уровни по территориальному признаку, предложенное для образовательной и культурной сред [8, 14], можно обобщить и распространить на любую:

- глобальный уровень (общемировые сообщества, экономика, политика, образование, культура, глобальные информационные сети);

- региональный уровень (сообщества, население определенной исто-рико-географической среды - страны или региона, ее экономика, политика, образование, культура, средства массовой информации);

- локальный уровень (образовательное учреждение, его сообщества, ближайшее окружение, семья).

В педагогике чаще всего употребляются понятия социальная среда, культурная среда, социокультурная среда, кроме того, рассматриваются окружающая, педагогическая, культурная, культуросообразная, культурно-информационная, национально-культурная, культуротворческая и т.п. Очевидно, что все они представляют совокупность организованных педагогических условий. Отметим, что наиболее изученными являются культурная и образовательная среда.

Понятия, образованные от понятий среда и культура, имеют ряд общих признаков с содержанием понятия культурная среда; в том числе условия развития личности и вступления в общекультурное пространство, творческой активности учащихся, направленной на культурное, эстетическое освоение мира [8].

Социальная среда - совокупность общественных отношений и институтов, культура общества (макросреда), окружение человека (семья, коллектив - микросреда) как единицы социальной среды, влияющее на формирование и развитие его личности.

Социокультурная среда - сфера общения, сложная система общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека. В ее состав входят среды [8, 11, 13]:

- личностного общения в образовательных организациях;

- внеличностного общения (с книгами, искусством, средствами массовой информации, природой и т.д.);

- профессиональная;

- непрофессиональная, по интересам и увлечениям;

- досуга и общения (семья, родственники, друзья);

- внешкольная, внеучебная и внесемейная.

Социокультурная среда в зависимости от культурного материала, с которым человек имеет дело, рассматривается в разных контекстах, например, художественный, социально-психологический, духовно-нравственный, политический, экологический или в рамках культурно-исторического наследия.

Культурная среда - подсистема социокультурной среды, опирающаяся на совокупность условий (в т.ч. культурных ценностей), в которых формируется отношение людей к обществу, природе, мирозданию. Она включает:

- социально-культурные объекты, связанные с созданием и распространением культурных ценностей (научные и учебные заведения, организации искусства, культурно-досуговые, социально-культурные учреждения, художественные промыслы и т.д.);

- материальные и культурно-бытовые условия повседневной жизни

людей;

- отношения людей и духовно-нравственную атмосферу.

В системе культуры культурная среда выступает в качестве компонента, являясь необходимым условием для формирования и совершенствования профессионально-педагогической компетентности учителей. Для историков, краеведов и педагогов важно понятие региональной культуры как совокупности форм деятельности людей, проживавших или проживающих в одном регионе [13].

Образовательная среда - это подсистема социокультурной среды; совокупность педагогических условий, организованных для воспитательного и образовательного процессов; компонент воспитательной и обучающей системы, обеспечивающий успешное развитие и саморазвитие личности обучающегося; условия развития педагогической культуры учителей. Она понимается как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [14].

Отметим, что границы понятия образовательная среда определяются неоднозначно: от тождественного представления образовательного процесса в широком смысле до рассмотрения среды личности в узком. Как сказано

выше, в литературе различают три уровня образовательной среды: глобальный (общемировые тенденции развития культуры, образования, глобально-информационные сети и др.), региональный (система образования и образовательная политика региона, локальный (образовательное учреждение, ближайшее окружение, семья). В таком контексте региональная образовательная среда представляет соответствующий уровень образовательной среды. В то же время локальную среду педагогического университета можно рассматривать как систему условий, созданных в образовательном учреждении, где происходит профессиональная деятельность преподавателей и обучающихся, и способствующих профессионально-личностному становлению будущих педагогов.

Культурно-образовательная среда - составной элемент образовательной среды (в широком смысле) и часть культурного наследия, используемая как информационный ресурс и организованная как педагогические условия для обеспечения образовательного процесса (в узком) [7, 11]. Е.П. Белозерцев считал, что это особым образом организованная часть культурно-образовательного наследия, которая при определенных обстоятельствах воспринимается человеком и усваивается им в процессе становления его личности [5].

Исходя из сказанного выше, региональная культурно-образовательная среда может определяться как культурная образовательная среда регионального уровня и организованная педагогами часть историко-культурного наследия региона (в нашем случае Прикамья, Пермского края, Перми и т.п.), используемая как информационный ресурс для обеспечения воспитательного и учебного процессов. Это наследие включает существующие на территории региона общечеловеческие нравственные и духовные ценности, а также имеющиеся на его территории объекты: постоянные (театры, музеи, достопримечательности, достижения собственного народа и народов других регионов) и переменные (привозные выставки, концерты, гастроли и т.д.), характерные в конкретное время и в конкретном месте.

Средствами региональной культурно-образовательной среды формируется историко-культурное мышление обучающихся, понимание преемственности в истории России, содержащей героические и трагические страницы, отношение к нашей истории как истории великого героизма нашего народа; понимание роли и вклада России, региона в развитие мировой истории и культуры, воспитывается патриотическое отношение и к стране, и к родному краю через урочную и внеурочную деятельность в рамках учебной дисциплины, в том числе математики.

Таким образом, была решена одна из первых задач коллективного проекта математического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (далее ПГГПУ) «По Пермскому краю с царицей наук», название которого совершенствовалось вместе с ним (руководители - доценты кафедры высшей математики ПГГПУ канд. физ.-мат. наук, М.С. Ананьева и канд. пед. наук, доцент И.В. Магданова) - определение понятия региональной культурно-образовательной среды и изучение опыта образовательных учреждений по ее использованию. Кроме того, анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько общеметодологических и общенаучных подходов к изучению понятия и распространить на проект: системный, культурологический, средовый, социальный, личностно-ориентированный и деятельностный (табл.).

Основные понятия теории и технологии средового подхода были разработаны Е.П. Белозерцевым и Ю.С. Мануйловым. Культурно-образовательная среда рассматривалась ими как условие воспитания [5] и как средство воспитания, управления процессами развития и формирования личности обучающегося [10]. Введенные ими понятия характеризуют среду любого из перечисленных выше уровней, в том числе исследуемую нами региональную культурно-образовательную среду.

Таблица

Различные подходы к изучению региональной культурно-образовательной среды

Подход Объект изучения

Системный Совокупность компонентов среды и субъектов проекта в их взаимосвязях и отношениях, например, организатор проекта и участники (преподаватель университета и студенты, учитель школы и учащийся школы) или преподаватель - организатор педпрактики - студенты-практиканты - школьники-участники.

Культурологический Элементы региональной культурной среды и творческий потенциал субъектов проекта.

Средовый Культурно-образовательная среда, характеристики и взаимосвязи среды глобального, регионального и локального уровней

Система действий субъектов в рамках среды, обеспечивающая управление и мониторинг проекта от диагностики до проектирования воспитательного и образовательного результата участников.

Личностно-ориентированный Субъекты проекта - личности обучающихся (учащихся школ и студентов), их преподавателей и родителей.

Деятельностный Деятельность субъектов среды, в которой реализуется проект, формируется и развивается личность обучающихся.

Можно также распространить качественные, количественные и динамические характеристики [14] образовательной среды (модальность, интенсивность, обобщенность, доминантность и др.), принципы [2], структурные компоненты [9] и т.д. Выделим только педагогические компоненты, на наш взгляд, наиболее целесообразно представляющие структуру и функции среды:

- базовый (ценностный: педагогические инновации, возможности и традиции факультетов ПГГПУ, сотрудничество «Школа-вуз»);

- функционально-образующий (мировоззренческий, коммуникативный, информационный и деятельностный);

- предметно-практический (организационно-управленческий, материально-предметный, знаково-символический).

Между региональной культурно-образовательной средой и названным выше проектом «Мой Пермский край» (который учителя математики в последнее время называют по сборнику задач - «По Пермскому краю с царицей наук») существует взаимосвязь. С одной стороны, в ходе его реализации используются ресурсы среды - сведения о культурно-историческом наследии, географии, экономике Прикамья; с другой - происходит обогащение образовательной среды региона для возможного применения на локальном уровне, в первую очередь, в школах края (накопленная база учебных математических задач и дидактических разработок, школьные проекты «По ... району с царицей наук»). Функционирование проекта - это самостоятельный педагогический процесс по созданию качественных условий в рамках региональной культурно-образовательной среды для повышения педагогической культуры обучающих субъектов образования и формирования личности обучающихся.

Итак, региональная культурно-образовательная среда Пермского края рассматривается нами в качестве:

- совокупности организованных на региональном уровне психолого-педагогических, социальных, культурных, исторических условий воспитания патриота и гуманиста, знающего историю, традиции народов Прикамья, в том числе для организации и реализации проекта «Мой Пермский край», объединяющего сообщества университета и школ региона;

- средства когнитивного управления процессом воспитания обучающихся на основе национальных ценностей народа всей России и историко-культурных традиций родного края.

Литература

1. Алешкова, Т.Н. Гуманитаризация общего математического образования [Текст] / Г.Н. Алешкова // Математические структуры и моделирование. -2000. - Вып. 5. - С. 155-161.

2. Ананьева, М.С. Формирование общекультурной и профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования с использованием региональной культурной среды [Текст] / М.С. Ананьева, И.В. Магданова // Педагогическое образование в России. - Екатеринбург : Изд-во УрГПУ, 2013. -№ 3. - С. 165-170

3. Ананьева, М.С. Мониторинг сформированности профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования по профилю «Математика» в области культурно-просветительской деятельности [Текст] / М.С. Ананьева, И.В. Магданова, И.В. Мусихина // Педагогическое образование в России. - Екатеринбург : Изд-во УрГПУ, 2014. - Вып. 2. - С. 5-10.

4. Андреев, В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. - 3-е изд. - Казань : Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.

5. Белозерцев, Е.П. Культурно-образовательная среда как философско-педа-гогический феномен [Текст] / Е.П. Белозерцев, И.Б. Стояновская // Средо-вой подход в образовании : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (9-11 января 2003 г., г. Н. Новгород, НФ УРАО). - Н. Новгород, 2003. - Ч. II. - С. 8-16.

6. Боровская, Е.В. Средовой подход в воспитании как инструмент педагогического познания и использования среды в педагогическом процессе / Е.В. Боровская [Электронный ресурс] // Общественная научная лаборатория среды и средовых исследований в образовании: Сайт Е.В. Боровской. - Режим доступа: http://sreda-lab.narod.ru/index/0-24 (дата обращения 10.12.2016).

7. Войко, Р.А. Культурно-образовательная среда: к определению понятия и педагогического значения среды [Текст] / Р.А. Войко // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2011. - № 2 (13). -С. 14-20.

8. Иванов, А.В. Культурная среда общеобразовательной школы [Текст] : учеб. пособие / А.В. Иванов. - М. : АПКиППРО, 2006. - 172 с.

9. Кулюткин, Ю.Н. Образовательная среда и развитие личности [Электронный ресурс] / Ю.Н. Кулюткин, С.В. Тарасов. - Режим доступа: www/znanie. org/jornal/n1_01/obraz_sreda.html (дата обращения 15.12.2017).

10. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании [Текст] / Ю.С. Мануйлов. -Н. Новгород : Изд-во Волго-Вятской Академии гос. службы, 2002. - 157 с.

11. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский. - М. : Высшая школа, 2004. - 512 с.

12. Савельев, Д.С. Педагогическая среда, педагогическое пространство как категории педагогической науки (анализ и определение терминов и понятий) [Электронный ресурс] / Д.С. Савельев // Инновации в образовании: Специальный образовательный портал. - Режим доступа: http://sinncom.ru/ content/publ/info/saveliev/index.htm (дата обращения 10.12.2017).

13. Яковлев, Е.Н. К определению понятия культура [Электронный ресурс] / Е.Н. Яковлев. - 2013. - Режим доступа: http://www.scientific-notes.ru/pdf/033-041.pdf (дата обращения 17.12.2016).

14. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Электронный ресурс] / В.А. Ясвин. - М. : Смысл, 2001. - 365 с. - Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/6/0471/6_0471-1.shtml (дата обращения 15.09.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.