3. Попова Н.В. Контроль как основной инструмент эффективности обучения студентов в модульно-рейтинговой системе. Теория и практика современной науки. 2015; № 6 (6): 1652 - 1654.
4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1956.
5. Столяренко А.М. Психология и педагогика. Москва: Юнити - Дана, 2010.
6. Бакланова Н.К. Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 1997.
7. Алеева Ю.В., Казанцева В.В. Профессиональная направленность личности будущих специалистов социально-культурной сферы. Мир науки, культуры, образования. 2015; 4: 141 - 144.
8. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. Москва: МГУКИ, 2004.
References
1. Popova N.V., Kiseleva Yu.V. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 5: 206 - 208.
2. Kiseleva Yu.V., Popova N.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kul'tury uchebnoj deyatel'nosti studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2009; 5: 273 - 276.
3. Popova N.V. Kontrol' kak osnovnoj instrument 'effektivnosti obucheniya studentov v modul'no-rejtingovoj sisteme. Teoriya i praktika sovremennojnauki. 2015; № 6 (6): 1652 - 1654.
4. Vygotskij L.S. Izbrannye psihologicheskie issledovaniya. Moskva: Izdatel'stvo Akademii pedagogicheskih nauk RSFSR, 1956.
5. Stolyarenko A.M. Psihologiya ipedagogika. Moskva: Yuniti - Dana, 2010.
6. Baklanova N.K. Psihologo-pedagogicheskie osnovy professional'nogo masterstva specialistov kul'tury hudozhestvennogo profilya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1997.
7. Aleeva Yu.V., Kazanceva V.V. Professional'naya napravlennost' lichnosti buduschih specialistov social'no-kul'turnoj sfery. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 4: 141 - 144.
8. Kiseleva T.G., Krasil'nikov Yu.D. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost'. Moskva: MGUKI, 2004.
Статья поступила в редакцию 21.11.16
УДК 378
Popova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Yelnikov A.V., postgraduate, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail:[email protected]
CULTUROLOGICAL APPROACH AS A BASIS OF IMPROVEMENT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN A CHILDREN'S SPORTS SCHOOL. The study analyzes philosophical, sociological, psychological literature and practical experience of improvement of the educational environment of sports schools for youth. In this article the general concepts connected with the process of improvement of the educational environment of a sports school are revealed. Special attention is paid to identification of the basics and the contents of the categories of "environment" and "educational environment". The article investigates what has been studied in the sphere of improving the educational environment ay children's sports schools in pedagogy. The authors come to a conclusion that the culturological approach to education in sports schools emphasizes actually cultural party of the organization of activity, the doctrine, life, thinking of younger generation, when both curricular and extracurricular activities are realized.
Key words: environment, educational environment, improvement process, educational space of children's sports school, culturological approach.
Н.В. Попова, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
А.В. Ельников, аспирант Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ
Представленный в коллективной статье материал - это теоретический анализ философской, социологической, психологической литературы и практический опыт совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы. В данной статье раскрываются общие понятия, связанные с процессом совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы. Особое внимание уделено выявлению сущности и содержанию категорий «среда», «образовательная среда». В статье анализируется степень изученности проблемы совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы в педагогической теории и практике. Авторы приходят к выводу, что культурологический подход к образованию в детско-юношеской спортивной школе подчеркивает собственно культурную сторону организации жизнедеятельности, учения, быта, мышления подрастающего поколения и требует, чтобы и в учебной, и в каждом виде и форме внеучебной деятельности его идеи получали наиболее полное воплощение.
Ключевые слова: среда, образовательная среда, процесс совершенствования, образовательное пространство детско-юношеской спортивной школы, культурологический подход.
Основной целью образовательного процесса является воспитание, обучение, формирование, личностное и творческое развитие индивидуальности подрастающего поколения. Культура личности подрастающего поколения отражает уровень их развития, выражающийся в системе потребностей, социальных качеств, в характере деятельности и поведения, в развитии творческих сил и способностей. Она включает в себя результаты их предметной деятельности, реализуемой в знаниях, умениях, навыках, мировоззрении, уровне нравственного, физического развития, способах и формах общения.
Значительная роль, в воспитании, обучении, формировании, развитии подрастающего поколения принадлежит физическому образованию как одной из подсистем целостного педагогическо-
го процесса. Физическое образование направленно на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Его конкретное содержание и направленность определяются потребностями общества в физически подготовленных людях, в возможности раскрытия и реализации творчества и положительных сторон поведения подрастающего поколения, в обеспечении развития учреждений дополнительного образования и воплощаются в образовательной деятельности.
В данном контексте следует обратить внимание на социально-педагогический потенциал физкультурно-спортивной деятельности. Физическая культура и спорт - особая субкультура, в которой формируется социальный опыт подрастающего поко-
ления. Спорт закаляет характер, учит преодолевать трудности, держать «удары судьбы», учит бороться с собственными слабостями, преодолевая и познавая себя.
В настоящее время сфера физической культуры и спорта является одной из приоритетных в развитии государственной политики России. В утвержденной правительством РФ Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» особо подчеркивается необходимость использования возможностей физической культуры и спорта в совершенствовании воспитательного процесса, развитии личности подрастающего поколения.
Предметом нашего исследования является процесс совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы и, поэтому следует, выявить сущность и содержание понятия «образовательная среда» в контексте проблемы исследования.
Общеизвестно, что сущность изучаемых явлений и процессов окружающей действительности не лежит на поверхности. «Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия» [1, с. 867].
Для выявления сущности любого процесса или явления необходимо: 1) проанализировать связи данного процесса или явления с другими и тем самым выявить его специфику; 2) определить функции данного процесса или явления; 3) раскрыть структуру изучаемого процесса или явления; 4) рассмотреть анализируемый процесс или явление в динамике.
Содержание понятия «образовательная среда» широко обсуждается в научной литературе. Ее философские, психолого-педагогические аспекты определяются как новая область теоретических и экспериментальных исследований, открывающая широкие перспективы понимания развития личности.
Работы сотрудников Центра комплексного формирования личности (ЦКФЛ РАО) по практическому моделированию развивающих сред (В.П. Лебедева, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.А. Орлов, В.А. Ясвин, С.Л. Братченко, С.Д. Дерябо и др.) положили начало «кристаллизации» эколого-психологического подхода к понятийному анализу среды как феномена педагогического взаимодействия субъект-порождающей практики и со-развития.
Сотрудники Института педагогических инноваций (ИПИ РАО) (В.И. Слободчиков, Н.Б. Крылова и др.) исходным моментом методологии образовательной среды предложили со-бытие, как подлинную ситуацию развития, где впервые зарождаются специфически человеческие (со-бытийные общности) способности.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года», в основание образовательной парадигмы кладет теорию развивающего образования (В.В. Давыдов, Н.Е. Алексеев) в её общенормативно-аксиоматическом, мыс-ледеятельностном (Ю.В. Громыко, В.И. Слободчиков), личност-но-деятельностном ключе (И.А. Зимняя, В.В. Рубцов, А.А. Леонтьев), выявляющем понятие образовательной среды как понятие системообразующее.
Приведем уже существующие в психолого-педагогической литературе определения образовательной среды. Особенно важными являются из них те, что служат реальными методологическими узлами порождения социально-педагогических практик - диагностики, мониторинга, проектирования и моделирования учебно-воспитательного процесса в ключе перехода к непрерывному образованию.
Образовательная среда - «совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем, возможностей как позитивных, так и негативных» [2, с. 13].
Сотрудник Института педагогических инноваций Н.Б. Крылова предложила свое понимания образовательной среды как «...- часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов» [3, с. 91].
Понятие «образовательная среда школы» появилось в отечественной педагогике в 90-е годы XX века. В последние десятилетия проблема широко изучается в самых разных аспектах. Так, в ряде исследований (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.) дана общая оценка окружающей среды и проанализировано её воспитательно-образовательное воздействие на школьника. «На основе анализа имеющихся исследований назовем развивающей средой совокупность условий и систему отношений вокруг ребёнка, способствующих проявлению и дальнейшему развитию
одаренности личности, стимулирующих разнообразную творческую деятельность... Среда - это не просто социальная статичная данность, это сложная система, которая находится в постоянном развитии и охватывает различные, близкие и далекие жизненные сферы» [4, с. 5 - 9].
«Современное образовательное пространство включает разнообразные типы школ, каждая из которых представляет определенную модель обучения и воспитания... По результатам широкой апробации диагностического комплекса можно сказать, что образовательная среда школ представляет собой более или менее сложившуюся полиструктурную систему прямых и косвенных воспитательно-обучающих воздействий, реализующих явно и неявно представленные психолого-педагогические установки учителей, характеризующие цели, задачи, методы, средства и формы образовательного процесса в данной школе» [5, с. 209 -210].
Несмотря на возросший интерес к образовательной среде школы, слабо сформировано само понятие «образовательная среда», нет единого понимания ее структурных элементов и механизма функционирования.
Несмотря на свою неопределённость, образовательные среды, конструирующиеся в культуропорождающем образовании, обладают рядом характеристик, отличающих их от иных смысловых пространств и специфицирующих их согласно цели обеспечения появления опыта культуропорождения у субъектов образовательного процесса.
Под образовательной средой (или средой образования) В.А. Ясвин понимает как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [6, с. 12].
Образовательная среда - это совокупность условий, организуемых администрацией школы, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих учащихся и их родителей с целью создания оптимальных условий для всестороннего развития личности учащихся и педагогов. Принципиально важно, чтобы учащиеся сами включались в решение своих образовательных и социокультурных проблем посредством выработки, с помощью педагогов, собственной индивидуальной образовательной траектории.
Одним из важных компонентов культуропорождающего образования выступает понятие «образовательная среда», которое напрямую связано с понятием «образовательный опыт», поскольку среда полагается нами как совокупность условий организации опыта в образовании. Среда как источник разнообразного культурного опыта представляет собой совокупность влияний. Элементы культуры в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания преобразуются в образовательный средовой ресурс. Чем большее число фрагментов культуры будет преобразовано в образовательный ресурс, тем более богатой в плане влияний будет образовательная среда.
«Среда, с функциональной точки зрения, определяется нами как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и осредняет личность» [7, с. 58 - 59].
В традиционной трактовке среда описывается как некое окружение индивида, оказывающее на него определенное воздействие. Мы же полагаем, что в контексте культуропорож-дающего образования детско-юношеской спортивной школы среду следует понимать как: а) составную часть образовательной субъективности (которая, в свою очередь, является частью среды); б) эффект осуществления определенной образовательной практики (условием которой она одновременно выступает); в) дифференциальную целостность, конструируемую в актуальных образовательных ситуациях.
Среда есть эффект реализации множества различных культур, создающий условия для появления новых культур. Введение понятия образовательной среды позволяет также отразить ситу-ативность и частичность актов культуропорождения в детско-юношеской спортивной школе.
Понятие образовательной среды указывает на возможность принципиально иной педагогической позиции в рамках культуропорождающего образования. Принято считать, что тренер-преподаватель - это субъект, который вызывает изменения в сознании учащихся и воспитанников посредством организации особых условий и осуществления некоторой образовательной технологии.
Основанием для формирования собственного представления о структурных элементах образовательной среды выступили работы В.В. Рубцова, В.А. Ясвина. В качестве элементов образовательной среды в нашем исследовании выступают: простран-ственно-деятельностный, социально-коммуникативный и психолого-педагогический.
Образовательная среда, в рамках данного исследования, понимается нами как целостность, где в единстве выступают психолого-педагогический, социально-коммуникативный и про-странственно-деятельностный компоненты, которая развивается как за счет ее внутренних потенциалов - путем реализации возможностей ее отдельных компонентов и изменения характера связей между ними, так и за счет расширения ее внешних связей путем обогащения возможностями других сред.
В условиях современной системы образования школы и другие образовательные учреждения приобретают все большую свободу в выборе направления, методов и средств их развития: появляются различные типы школ, внедряются инновационные технологии, разрабатываются и реализуются авторские программы и т. п. [8]. В связи с этим становится все более проблематичным определение эффективности образовательной среды конкретных школ и прогнозирование ее влияния на различные категории участников образовательного процесса [9].
Особую значимость для педагогической практики имеют проблемы совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы. В образовательном пространстве детско-юношеских школ важное место занимает физическое образование подрастающего поколения.
Детско-юношеские спортивные школы являются составной частью системы дополнительного образования подрастающего поколения. Однако они обладают явно выраженной спецификой, поскольку результаты физкультурно-спортивной деятельности зачастую нацелены лишь на достижение определенных спортивных результатов и сдачи нормативных показателей. В настоящее время физкультурно-спортивная деятельность в детско-юношеских спортивных школах чаще всего имеет локальную, узкую направленность (преимущественно физическая подготовка учащихся) и не является самоорганизующейся системной практикой, создающей новые образцы ценностного творческого развития воспитанников.
Большими возможностями обладают детско-юношеские спортивные школы, где создаются условия для занятий различными видами спорта исходя из индивидуальных интересов, склонностей и возможностей, обеспечивая накопление творческого опыта, проявления и развития качеств творчески активной личности.
Для успешного решения основной цели образовательного процесса в детско-юношеской спортивной школе необходимо
Библиографический список
сформировать у учащихся интерес, способствующий положительному отношению к выбранному виду спорта, постепенному включению его в самостоятельную творческую спортивную деятельность, формированию и развитию его спортивно-ценностных ориентаций
Анализ состояния образовательной среды детских юношеских спортивных школ г. Барнаула позволяет констатировать усиливающуюся дифференциацию, которая проявляется на уровне учащихся, родителей и их социально-экономических возможностей (плата за дополнительные занятия, уровень образования родителей, понимание целей дополнительного образования для их ребёнка и др.), на уровне педагогов (профессионализм, умение общаться с учащимися и их родителями). Различия проявляются в уровне материально-технического и методического оснащения образовательного процесса, в системе работы педагогического коллектива (применение новейших достижений в области образования, условия труда, руководство образовательной системой).
Детские юношеские спортивные школы г. Барнаула достаточно устойчивые системы. Причины такой устойчивости косвенно называют сами педагоги, перечислив особенности образовательной среды своей школы. Эта сама роль ДЮСШ в городе, выполняющей функции физической культуры и физического образования. Такая ситуация закономерна, учитывая сравнительно низкий образовательный статус в области физической культуры родителей, отсутствие возможности часто выезжать в другие города, приобретать специализированную литературу и инвентарь. Все участники образовательного процесса ДЮСШ хорошо знают друг друга, встречаются и после школы, поэтому складываются более доверительные человеческие отношения, педагоги лучше знают запросы своих учащихся. Этим, видимо, можно объяснить совпадение взглядов по многим аспектам изучаемой проблемы, выявившихся в ходе исследования.
Ограниченность условий для оптимального развития личности как субъекта жизнетворчества в социокультурной ситуации, актуализирует процесс внедрения в практику ДЮСШ новых социокультурных и образовательных идей, способствующих совершенствованию образовательной среды детско-юношеской спортивной школы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что культурологический подход к образованию в детско-юношеских спортивных школах России как часто совокупного социального опыта требует, чтобы и в учебной и в каждом виде и форме внеучебной деятельности подрастающего поколения его идеи получали наиболее полное воплощение; он подчёркивает собственно культурную сторону организации их жизнедеятельности, учения, быта, мышления; он является наиболее продуктивным в раскрытии темы нашего исследования.
1. Большая Российская энциклопедия. Москва, 2004: 867.
2. Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды. Москва: ЦКФЛ РАО, 1997.
3. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. Ред. составитель Н.Б. Крылова. Москва: ИПИ РАО, 1995.
4. Новикова Л.И. Вопросы воспитания: системный подход. Москва: Прогресс, 1981.
5. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. Москва: Издательство «Институт практической психологии», 1996.
6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001.
7. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 1997.
8. Алеева Ю.В. Методическое обеспечение подготовки будущих учителей к формированию культуры учебной деятельности младших школьников. Мир науки, культуры, образования. 2012; 3 (34): 17 - 20.
9. Попова Н.В., Ельников А.В. Теоретические и практические предпосылки совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы. Мир науки, культуры, образования. 2015; 4 (53): 157 - 160.
References
1. Bol'shaya RossiJskaya 'enciklopediya. Moskva, 2004: 867.
2. Deryabo S.D. Uchitelyu o diagnostike 'effektivnosti obrazovatel'noJsredy. Moskva: CKFL RAO, 1997.
3. Novye cennosti obrazovaniya: tezaurus dlya uchiteleJi shkol'nyh psihologov. Red. sostavitel' N.B. Krylova. Moskva: IPI RAO, 1995.
4. Novikova L.I. Voprosy vospitaniya: sistemnyJpodhod. Moskva: Progress, 1981.
5. Rubcov V.V. Osnovy social'no-geneticheskoJpsihologii. Moskva: Izdatel'stvo «Institut prakticheskoj psihologii», 1996.
6. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: otmodelirovaniya kproektirovaniyu. Moskva: Smysl, 2001.
7. Manujlov Yu.S. SredovoJpodhod v vospitanii. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1997.
8. Aleeva Yu.V. Metodicheskoe obespechenie podgotovki buduschih uchitelej k formirovaniyu kul'tury uchebnoj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2012; 3 (34): 17 - 20.
9. Popova N.V., El'nikov A.V. Teoreticheskie i prakticheskie predposylki sovershenstvovaniya obrazovatel'noj sredy detsko-yunosheskoj sportivnoj shkoly. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 4 (53): 157 - 160.
Статья поступила в редакцию 18.09.16