УДК 796.011
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н.В. Попова
Представлен авторский подход к рассмотрению вопроса организации воспитательной работы в учебно-тренировочном процессе, включающий инновации в образовательное пространство детско-юношеских школ, что позволяет повысить эффективность работы с детьми.
Ключевые слова: образовательная среда, процесс организации, воспитательная работа.
Проблемы, стоящие перед современным воспитанием, требует необходимости найти при этом общую основу, ключ для решения жизненно важных сегодня экологических, национальных и этических проблем в системе воспитания учащихся.
В рамках нашего исследования можно раскрыть, опираясь на практические исследования авторов, саму технологию и ее обеспечения совершенствования образовательной среды [2].
Одним из популярных видов спорта среди детей и подростков является фехтование, которое представляет собой единоборство людей на спортивном холодном оружии, обусловленное определенными правилами.
Ведение фехтовального боя характеризуется активными проявлениями инициативы, целеустремленности, ответственности перед коллективом, выдержки, смелости, решительности в достижении поставленной цели. Систематические занятия фехтованием способствуют развитию многих ценных моральных качеств.
В работах педагогов исследователей раскрывается проблема творческого развития индивидуальности подрастающего поколения в условиях детско-юношеской спортивной школы, что является главной задачей в воспитательном процессе в условия образовательной среды [1].
В нашей воспитательной работе одним из основных являлся метод нравственных упражнений посредством организации различных видов практической деятельности спортсменов в процессе учебно-тренировочных занятий. Специфика данного метода заключается в том, что в ходе его применения процесс воспитания юных спортсменов оказывается органически вплетенным в их повседневную жизнь, в логику выполнения ими разнообразных дел и задач, необходимых для спортивного коллектива и общества. Тренер в этом случае получает возможность целенаправленно приучать всех воспитанников к нужным нормам общественной направленности поведения, оставляя в тени свою позицию воспитателя и, тем самым, не подавляя присущего подросткам стремления к «взрослости».
Что касается режимных и тренировочных упражнений, то эти методы приучения мы рассматриваем как подсобные, призванные дополнить и усилить метод организации спортивно-тренировочной деятельности. Вспомогательным практическим методом можно считать и специальные упражнения подростков, применяемые тренером для привития им определенных навыков этикета, элементов культурного поведения.
Физкультурно-спортивная деятельность, в которую вовлекаются дети в процессе физического воспитания, является одним из эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей [5]. Мы уже отмечали, что умственная деятельность пронизывает все этапы нравственного действия.
В детско-юношеской спортивной школе тренеры вместе со спортсменами предварительно как бы проигрывают все возможные варианты хода спортивной борьбы. Ставя перед юным фехтовальщиком определенную цель, тренер побуждает воспитанника: наметить перед собой личную цель в соответствии с конкретными условиями и личными возможностями; осознать до начала соревнования общественное значение совершаемой им деятельности, значение ее для спортивного коллектива, команды; принять твердое решение осуществить личную цель, преодолев те трудности, которые могут встретиться в ходе тренировки и соревнования, иметь заранее обдуманные варианты действий; подготовиться к соревнованию технически и тактически так, чтобы не было непредвиденных срывов, которые потребовали бы дополнительных нервных нагрузок и могли отрицательно повлиять на достижение конечного результата; расширить свои знания за счет опыта, накопленного другими спортсменами в осуществлении комплекса действий в аналогичных условиях. Такая предварительная подготовка, на наш взгляд, помогает воспитанникам выполнить любое задание, проявив нравственно-волевые качества в борьбе за победу.
Таким образом, ребенку в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности в условиях детско-юношеской спортивной школы предъявляются высокие требования психологического, интеллектуального и физического порядка.
В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях юному фехтовальщику приходится преодолевать не только внешние, объективные трудности, но и внутренние, субъективные трудности, которые обусловлены индивидуально-психическими особенностями личности спортсмена. Они возникают в сознании воспитанника в виде соответствующих мыслей, чувств, переживаний и психических состояний.
В зависимости от индивидуальных особенностей подростка субъективные трудности в одних и тех же условиях проявляются по-разному: от малозаметных сомнений в своих силах и незначительных волнений до почти аффективных состояний, сопровождающихся
ослаблением, а иногда и потерей сознательного контроля над своими действиями. Это оказывает самое неблагоприятное влияние на моторные функции и в целом затрудняет достижение намеченных целей. Субъективные трудности, выступавшие в виде отрицательных эмоциональных состояний, нежелательных переживаний (например, страха), могут возникнуть под влиянием не только личного опыта, но и под воздействием отдаленного и, казалось бы, отвлеченного раздражителя: случайно услышанного слова, реплики, прочитанной накануне статьи и т.д. Отрицательные эмоциональные состояния и переживания часто приводят к общему нарушению двигательных функций, ослаблению динамики нервно-мышечных процессов.
Наш опыт показывает, что научиться управлять эмоциональными состояниями можно в учебно-тренировочных боях и соревнованиях. Это зависит от опыта воспитанника, степени его подготовленности, знаний, развития общественной направленности, чувства ответственности, типа нервной системы, интересов, притязаний, характера. Эмоциональное состояние ярко отражается на внешнем облике человека. Мимика, жесты, осанка, цвет и состояние кожи - все это выражение внутренних состояний, по которым можно определить настроение, чувства ребенка. Занятия спортивной деятельностью способствуют формированию у детей положительных эмоций.
С позиции культурологического подхода можно рассмотреть совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы в работах научных деятелей, охватывающих области физкультурно-спортивной деятельности [3].
В детско-юношеской спортивной школе ребенок свободен в выборе и в смене предмета занятий. Во многих случаях он свободен также в выборе форм движений и фехтовальных действий для решения возникающих двигательных задач. Чем квалифицированнее воспитанник, тем в большей мере в процессе спортивной деятельности у него возникает чувство свободы движений. Сознание свободы выбора, свободы действий вызывает положительные эмоции. В той или иной мере фехтование позволяет выйти из круга обычных действий и интересов. Достигается это высокими напряжениями, драматическими ситуациями, не сбывшимися надеждами и всплесками радостей победы, которые присущи занятиям фехтованием и спортивным соревнованиям. Смена характера спортивной деятельности, его ритма, появление новых раздражителей, их не повседневностью вызывают положительные эмоции.
Спортивный клуб обеспечивает расширение прав и обязанностей воспитанников, наращивание степени ответственности их перед коллективом, использование доверия выступать в соревнованиях за клуб, город, край, что позволяет укреплять чувство чести и собственного достоинства, формирует качества коллективиста-общественника, защищающего честь определенного коллектива.
В любой спортивной игре успех зависит от действий каждого: ошибка одного - проигрыш всего коллектива, хорошая игра одного коллектива ближе к успеху. Обычные посещения спортивных соревнований, совместные экскурсии или просмотры кинофильмов могут быт использованы как средство для того, чтобы поставить детей в определенную цепь взаимозависимости.
Активная двигательная деятельность регулирует возбудительные и тормозные процессы центральной нервной системы. Учебно-тренировочные занятия фехтованием, участие в подвижных и спортивных играх, соревнованиях, предъявляющих достаточно высокие объективные требования к организму воспитанника, могут снизить, а порой и вовсе нейтрализовать ранее возникшие негативные эмоциональные пере-живания.
Спортивная деятельность немыслима без острой и напряженной борьбы. Все виды подготовки юных фехтовальщиков, в том числе и их нравственная готовность, всесторонне проверяются в ходе состязаний. Соревнования являются главным компонентом в структуре спортивной деятельности. Во время соревнований у подростков не только выявляются направленность поведения, уровень тех или иных достижений, но они их формируют и развивают. Соревнование - лучшее средство формирования общественной направленности детей, подлинная школа воспитания спортивного мастерства. Соревнование - это всегда противоборство, в котором встречаются соперники, преследующие свои определенные цели. Каждый из них проявляет максимум активности, настойчивости, творчества, смекалки для достижения победы, показа лучшего для себя результата. Каждый из подростков стремится навязать свою волю сопернику. Поэтому соревнование требует от детей наивысшего проявления всех физических, духовных, моральных и ролевых качеств.
Фехтование содержит в себе большие воспитательные возможности, так один из видов спортивного единоборства оно требует от каждого конкретно взятого человека выдержки, самообладания, трезвой оценки своих сил и возможностей, решительности, настойчивости, упорства, других волевых качеств, которых так не достает многим детям. Вместе с тем, как и в любом другом виде спорта, фехтовальщик (особенно во время соревнований) выступает как представитель определенного коллектива, он представляет перед другими командами свой клуб, город, спортивное общество. Если человек не разовьет себе необходимые коллективистские качества, он не сможет достойно представлять спортивный коллектив. Только преодолев в себе индивидуализм, подросток может стать достойным членом коллектива и ему можно будет доверить выступление от имени этого коллектива.
Следовательно, фехтование помогает преодолевать у детей безволие и эгоизм и прививать им такие общественно значимые качества как волю и коллективизм [4].
В процессе учебно-тренировочных занятий и участия в соревнованиях все ребята, постепенно начинают понимать, что спортивный успех приходит лишь к тому, кто трудолюбив, настойчив, умеет постоять за честь своего коллектива. Для победы над противником нужно высокое спортивное мастерство, а оно является результатом горячего желания стать физически закаленным, выносливым, технически и тактически подготовленным, помноженного на огромное трудолюбие, систематическую работу над собой, своими слабостями на всех этапах спортивно-тренировочной деятельности.
Таким образом, на любом из этапов морального становления ребенка объективные трудности физического, эмоционального, интеллектуального порядка в детско-юношеской спортивной школе должны носить динамический, нравственно устремленный характер. Важно, чтобы, удовлетворяя уже имеющиеся запросы детей, они вместе с тем, последовательно развивали и укрепляли у них новые запросы, социально более ценные. Именно при этом условии, как подтверждает наш опыт, у всех детей, удается успешно формировать устойчивую общественно полезную направленность, проявляющуюся в стремлении и способности воспитанника активно, без специальных побуждений извне следовать общественно направленному поведению.
Список литературы
1. Мальгин В.Е., Гречухин С.Ю. Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения дополнительного образования детей на примере детско-юношеской спортивной школы // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2014. С. 76-78.
2. Попова Н.В. Технологическое обеспечение совершенствования образовательной среды // Форум молодых ученых. 2016. № 4(4). С.776-779.
3. Попова Н.В., Ельников A.B. Культурологический подход как основа совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы // Мир науки, культуры, образования. 2016. Т. 61. № 6. С. 123-125.
4. Шустиков Г.Б., Федоров В.Г. Систематизация базовых терминологических понятий в современном фехтовании // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 3(109). С. 200-205.
5. Яковлев А.Н. Эффективность физкультурно-спортивной деятельности // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры: материалы XXIII регионал. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Челябинск: УралГУФК, 2013. С.244-245.
Попова Наталья Владимировна, канд. пед. наук, доц..natalie-barnaul77®,bk.ги, Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет
PRA С TICALASPEC TSOFIMPRO VEMENTOFSPOR TSANDSPOR TSA С TIVITY
N. V. Popova
The author's approach to the consideration of the organization of educational work in the training process, including innovations in the educational space of children's youth schools, is presented, which makes it possible to increase the efficiency of work with children.
Key words: educational environment, process of the organization, educational work.
Popova Natalia Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, natalie-harnaiil77ahk.ru, Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University
УДК 796.355
ПОВЫШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ХОККЕИСТОВ-ЛЮБИТЕЛЕЙ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Н.В. Рода, Р.В. Дагнер, О.В. Желтиков, Е.Л. Григорьева
Определена эффективность успешности игровых действий хоккеистов путем использования психологических средств подготовки к соревновательной деятельности. Произведен подбор средств, направленных на повышение эмоциональной устойчивости хоккеистов-любителей, и обоснована их эффективность.
Ключевые слова: тренировочный процесс хоккеиста, соревновательная деятельность, эмоциональная устойчивость спортсменов, психологические средства подготовки.
В последнее время в Нижегородской области уровень игры хоккейных команд постепенно выравнивается, особенно это касается показателей технической, тактической и физической подготовленности. В условиях бескомпромиссной борьбы, протекающей в довольно сложных, постоянно меняющихся условиях, возрастает роль других видов подготовки, в частности психологической.
Тренировочная и соревновательная нагрузка в хоккее предполагает не только хороший уровень физической подготовленности, слаженную работу всех систем организма спортсмена, умение безошибочно выполнять технические приемы игры, но и предъявляет определенные требования к его психике. Деятельность хоккеистов весьма специфична, она требует высокого уровня развития внимания, памяти, эмоциональной устойчивости как наиболее важных факторов, обеспечивающих соревновательную надежность [1].