7. Герасименко Ю.А. Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования. Педагогическое образование в России. 2015; № 6: 145 - 150.
8. Задорин И.В., Колесникова Е.Ю., Новикова Е.М. Инклюзивное образование в Москве: дифференциация информированности участников как фактор-ограничение. Психологическая наука и образование. 2011; № 1: 60 - 71.
9. Алехина С.В. Инклюзивное образование: иллюзия или реальность. Сибирский вестник специального образования. 2017; № 1: 4 - 7.
References
1. Kozyreva O.A. Sozdanie inklyuzivnoj obrazovatel'noj sredy kak social'no-pedagogicheskaya problema. Vestnik TGPU. 2014; № 1: 112 - 115.
2. Alehina C.V., Alekseeva M.A., Agafonova E.L. Gotovnost' pedagogov kak osnovnoj faktor uspeshnosti inklyuzivnogo processa v obrazovanii. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2011. № 1: 83 - 92.
3. Damadaeva A.S., Ajtberova N.A., Isaeva 'E.Sh. Nekotorye problemy vvedeniya inklyuzivnogo obucheniya v nachal'noj shkole (po materialam RD). Obschestvennye nauki: 274 - 283.
4. Livenceva N.A. Obzor sovremennyh zarubezhnyh issledovanij po probleme inklyuzivnogo obrazovaniya. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2011; № 3: 114 - 121.
5. Fedotenko I.L. Pedagogika ipsihologiya inklyuzivnogo obrazovaniya: monografiya. Tula: Tul'skij poligrafist, 2015.
6. Kizima A.B., Esikova E.V. Integraciya detej-invalidov v massovuyu shkolu: preodolenie psihologicheskih bar'erov i osobennosti obucheniya i vospitaniya. Direktor shkoly. 2008; № 3: 68 - 73.
7. Gerasimenko Yu.A. Professional'no-lichnostnaya gotovnost' pedagoga k rabote v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015; № 6: 145 - 150.
8. Zadorin I.V., Kolesnikova E.Yu., Novikova E.M. Inklyuzivnoe obrazovanie v Moskve: differenciaciya informirovannosti uchastnikov kak faktor-ogranichenie. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2011; № 1: 60 - 71.
9. Alehina S.V. Inklyuzivnoe obrazovanie: illyuziya ili real'nost'. Sibirskij vestnikspecial'nogoobrazovaniya. 2017; № 1: 4 - 7.
Статья поступила в редакцию 17.09.19
УДК 378
Knyazev S.A., teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Kornaushenko A.V., teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Bayankin O.V., Cand. Of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Bases of Physical Culture, Altai State Pedagogical University
(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
USE OF HEALTH SAVING TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS. The material presented in the article is a theoretical and practical analysis of the use of health saving technologies in an educational process of a higher educational institution. The work studies questions about prevention of excessive tiredness in the course of cerebration and also overtraining which are very current problem of athlete students. The basic concepts such as "health saving technologies", "training process", "physical education and sport", "sports activity" are revealed. The work formulates the basis of supplying the health saving technologies. Process of occupations of students in the course of sports activity is analyzed.
Key words: health saving technologies, training process, physical culture, sport, education, sports activity.
С.А. Князев, преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
А.В. Корнаушенко, преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
О.В. Баянкин, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Россия, E-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСОХРАНЯЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Представленный в статье материал - это теоретический и практический анализ применения здоровьесохраняющих технологий в образовательном процессе высшего учебного заведения. Рассмотрены вопросы профилактики переутомления в процессе умственной деятельности, а также перетренированности, которые являются весьма актуальной проблемой студентов-спортсменов. Авторы делают вывод о том, что эффективным инструментом для ее решения является изучение и реализация в образовательном процессе студентов-спортсменов здоровьесохраняющих технологий. Раскрываются следующие основные понятия: «здоровьесохраняющие технологии», «процесс обучения», «физическая культура и спорт», «физкультурно-спортивная деятельность»; анализируется процесс занятий студентов физкультурно-спортивной деятельностью. Сформулированы положения, которые легли в основу здоровьесохраняющих технологий.
Ключевые слова: здоровьесохраняющие технологии, процесс обучения, физическая культура, спорт, образование, физкультурно-спортивная деятельность.
Физическая культура и спорт - средство гармоничного развития личности. Именно физические и умственные способности молодого человека в сочетании дают наиболее высокий уровень его образованности.
Физические качества, которые с помощью физической культуры и спорта помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют рационально распределить свое рабочее время, вырабатывают необходимость в здоровом образе жизни. Поэтому занятия физическими упражнениями должны стать всеобщим делом, повседневной потребностью каждого человека.
Процесс обучения в вузе будет совершенствоваться и развиваться только в том случае, если обучающиеся будут в полной мере обладать высокой дисциплиной учебного труда, добросовестностью, активностью, способностью к инициативе и творчеству, психологической устойчивостью и другими качествами, проявление которых находится в прямой зависимости от здоровья человека, его физического состояния.
Не случайно в настоящее время ставится вопрос о повышении роли физической культуры в укреплении здоровья молодежи. Специалисты, выходящие из стен вуза, должны быть подготовлены к трудовой деятельности, глубоко понимать положительное влияние физической культуры на различные виды деятельности человека.
Массовая физическая культура - сложное и разноплановое явление, она отличается многообразием форм и содержания, поэтому трудно дать единые ре-
комендации для всех и по всем вопросам. Каждый может регулировать процесс самостоятельных занятий физкультурой и спортом, используя научно-методическую литературу и консультации специалистов.
Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков. Они объясняются также резко отличающейся от школьной организацией обучения и методами, требующими значительного повышения самостоятельности в овладении учебным материалом; отсутствием хорошо налаженных межличностных отношений; ломкой старого, сложившегося за годы учебы в школе или на производстве жизненного стереотипа и формированием нового, «вузовского»; сопутствующими поступлению в вуз новыми заботами, которые часто возникают у проживающих в общежитии (самообслуживание, самостоятельное ведение бюджета, планирование и организация своего учебного и свободного времени и др.).
Включение студентов в новую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряжением, излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.д. Происходящие явления связаны с трудностями процесса адаптации.
В настоящее время нехватка свободного времени отрицательно сказывается на отношении студентов к занятиям физической культурой и спортом, включении их в желаемую модель времяпрепровождения. На первых курсах ведущее место отводят причине, связанной с усталостью от напряженного учебного труда,
что обусловлено перестройкой их жизненного стереотипа. Поэтому многие студенты не могут сразу войти в ритм учебной деятельности.
Физическая культура выступает как необходимая часть образа жизни студентов, ибо она представляет собой неотъемлемую составляющую общечеловеческой культуры, является областью удовлетворения жизненно необходимых потребностей в двигательной деятельности, обеспечивает методы и средства реализации стратегической задачи становления гармоничной личности, ее физического совершенства, играет одну из первостепенных ролей в решении проблемы развития и рационального использования свободного времени.
Физкультурно-спортивная деятельность, в которую вовлекаются студенты в процессе физического воспитания, является одним из эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей.
Проблема двигательной активности студентов, на наш взгляд, напрямую связана с их физической подготовкой и активностью в повседневной жизни. Проблема физической подготовки студентов с годами не только не утрачивает своей актуальности, но и выдвигает новые вопросы.
В своих научных работах E.B. Антипова «Организационно-управленческие факторы развития оздоровительной и адаптивной физической культуры по месту жительства населения» и В.А. Бароненко «Здоровье и физическая культура студента» одним из ключевых критериев сохранения нормального функционирования внутренних систем организма выделяют поддержание должного уровня двигательной активности [1], [2].
Учитывая тот факт, что получение образования в высшем учебном заведении во многом характеризуется большим объемом умственной деятельности и дефицитом двигательных действий, Е.Л. Бондарь в своей работе «Роль здоро-вьесберегающих технологий в работе со студентами ВУЗов» считает наиболее эффективным инструментом для решения данной проблемы применение в образовательном процессе студентов-спортсменов здоровьесохраняющих технологий [3].
Умение ориентироваться в новой информации, структурировать ее, понимать и использовать в профессиональной деятельности становится неотъемлемым компонентом непрерывного профессионального образования. Проблема постоянного поиска обучающимися оптимального варианта понимания и запоминания учебного материала является спецификой обучения в вузе. Даже студент, хорошо овладевший универсальными учебными действиями в школе, сталкивается с большим объёмом учебного материала, что обусловливает потребность в освоении новых методических приёмов работы с учебно-научными текстами, которые способствуют формированию профессиональных компетенций и свидетельствуют об уровне понимания учебно-научного материала.
Специальными исследованиями установлено, что распорядок жизни студентов, в частности такие его элементы, как организованность, систематичность, дисциплинированность являются важным условием успешной учебной деятельности [4].
Необходимо формировать у студентов сознательное отношение к сохранению здоровья с молодых лет. Однако в реальной жизни молодые люди нередко нарушают элементарные правила гигиены, быта, режим питания, сна и др. Так, 27% студентов уходят на занятия без завтрака, и в результате их работоспособность снижается на 9 - 12%, 38% студентов принимают горячую пищу два раза в день, 59% студентов продолжают самоподготовку в период от 20 до 24 часов, и продолжительность ее составляет 2,5 - 3,5 часа. Таким образом, значительная часть студентов выполняет ее за полночь, что влияет на качество сна; 62% студентов бывают на свежем воздухе менее 30 минут в день, 29% - до 1 часа при гигиенической норме 2 часа в день. К разнообразным закаливающим процедурам прибегают менее 2% студентов, следствием этого являются вспышки простудных заболеваний в осенне-зимний и весенне-зимний периоды (до 80% студентов) [5].
Занятия физической культурой и спортом в различных формах еще недостаточно внедряются в повседневный быт студентов. В.Н. Пристинский в своей работе «Ответственность за здоровье в воспитании физической культуры учащейся молодежи» выделяет средние затраты времени на физическую культуру и спорт, которые в рамках свободного времени у большинства студентов не пре-
вышают 5 - 7%. Более высокие показатели наблюдаются, как правило, на I - II курсах, а на старших снижаются: I курс - 6,2%, II - 6,4%, III - 2,6%, IV - 1,8%. У женщин затраты времени на 18 - 33% ниже, чем у мужчин [6].
Следует обратить внимание на то, что студенты, состояние здоровья которых требует больших затрат времени на его коррекцию, прилагают для этого меньше усилий, так как у них не сформирована потребность участия в этой сфере деятельности. У студентов-спортсменов она развита лучше, о чем свидетельствуют затраты времени на ее реализацию.
Существенным компонентом здорового образа жизни студентов является организация двигательной активности. Н.А. Красноперова в течение года у студентов наблюдала следующее соотношение динамического и статического компонентов деятельности: в учебное время - 1:3, во внеучебное - 1:8, что указывает на ограничение двигательной активности [7].
Неумение эффективно перерабатывать в самостоятельной работе постоянно поступающую информацию приводит обучающихся к умственному истощению, а в последующем - к эмоциональному, психическому срыву. Для профилактики такого исхода в образовательный процесс высшей школы активно внедряются здоровьесохраняющие технологии.
Данные технологии представляют собой совокупность совместной деятельности преподавателя и студентов по мониторингу, диагностированию, проектированию, организации, контролю и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата.
Под здоровьесохраняющими образовательными технологиями принято понимать систему, создающую условия для сохранения и укрепления физического, психического, эмоционального, интеллектуального здоровья обучающейся молодёжи.
Здоровьесохраняющие технологии представлены в схеме 1. Система их реализации включает следующие основные компоненты: концептуальный, содержательный, процессуальный, управляющий, координирующий.
Здоровьесохраняющие технологии классифицируются в педагогике высшей школы по разным основаниям. Так, в зависимости от системообразующей цели и применяемых приёмов и методик, выделяют:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья (стретчинг, динамические паузы, релаксация, тонопластика, гимнастика для глаз, пальчиковая, дыхательная);
- технологии обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия и из серии «Здоровье», игра-тренинги и коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж, бенчмаркинг);
- коррекционные технологии (артметоды, сказкотерапия, музыкотерапия, анималотерапия, технологии воздействия цветом) [8].
Значение здоровьесохраняющих технологий заключается в формировании у студентов компетенций, соответствующих направлению их подготовки, укреплению общего уровня соматического здоровья и профилактики различных заболеваний, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом как в рамках аудиторных занятий, так и самостоятельно.
Это позволяет сформировать ряд положений, которые легли в основу здо-ровьесохраняющей технологии:
- обязательное прохождение студентами первого курса медицинского осмотра с целью распределения обучающихся на медицинские группы (основную, подготовительную и специальную);
- проведение в начале семестра теоретических занятий, направленных на формирование базовых знаний у студентов по технике безопасности на занятиях по дисциплине «Физическая культура», о здоровом образе жизни, необходимости систематически заниматься физической культурой и спортом не только в рамках аудиторных занятий, но и самостоятельно, о сохранении здоровья и профилактики различных заболеваний;
- проведение практических занятий на свежем воздухе;
- в начале и конце каждого семестра осуществление приема контрольных нормативов для оценки эффективности используемых средств и методов развития физических качеств и укрепления их здоровья;
Концептуальный компонент: 1. Цель; 2. Задачи; 3. Принципы Г 1
Координирующий компонент: 1. Диагностика физического развития и здоровья студентов. 2. Сравнение результатов с целевой установкой технологии. 3. Внесение коррективов в содержание технологии. Г Управляющий компонент: 1. Планирование. 2. Подготовка преподавателя; 3. Учет. 4. Контроль. Содержательный компонент: 1. Средства. 2. Методы. 1 Процессуальный компонент: 1. Формы организации занятий. 2. Методы обучения. 3. Механизмы взаимодействия преподавателя и студента. ——
Схема 1. Реализация здоровьесохраняющих технологий в образовательном процессе
- проведение практических занятий со студентами в спортивных залах, бассейне, тире и специализированном тренажерном зале;
- в конце каждого семестра использование в качестве дополнительного мотиватора в виде зачета, побуждающего студентов регулярно посещать практические занятия по дисциплине «Физическая культура».
Таковы общие предпосылки содержательной части здоровьесохраняющей технологии.
Формирование теоретических знаний в области физической культуры и спорта осуществляется посредством взаимодействия преподавателя со студентами с использованием словесных и наглядных методов, которые позволяют сформировать базовое представление у студентов о теории и методике физического воспитания, необходимости ведения здорового образа жизни и поддержания должного уровня развития физических качеств. Часть теоретического материала осваивается студентами самостоятельно.
А.В. Родионов в своей работе «Психология физического воспитания и спорта» говорит о том, что положительные эмоции, вызванные хорошими взаимоотношениями с товарищами и преподавателями, оказывают стимулирующее влияние на жизненный тонус студента, состояние его психики [9].
Такие психические переживания, как тоска, страх, зависть, тревога и др. вызывают эмоциональное напряжение, служат причиной возникновения и развития сердечно-сосудистых, нервных и других заболеваний. Лучшим способом разрядки эмоционального напряжения является мышечная деятельность.
Ликвидация психологического напряжения важна и по той причине, что человек, выведенный из психоэмоционального равновесия, может стать источником психического травмирования своего ближайшего окружения.
Формы организации спортивно-оздоровительной работы предполагают и различную направленность учебно-тренировочных занятий. Обычно выделяют следующие формы организации и проведения занятий: оздоровительные, спортивно-тренировочные и соревновательные.
Оздоровительные формы занятий, групповые и индивидуальные, рекомендуются студентам независимо от уровня физической подготовленности. Они решают следующие задачи: оптимизация состояния здоровья, лечение и профилактика заболеваний, восстановление функциональных приспособительных возможностей организма, устранение различных заболеваний, восполнение недостатка двигательной активности, разностороннее физическое развитие и физическая подготовка.
Библиографический список
Спортивно-тренировочные формы занятий распространены преимущественно среди лиц молодого возраста. Эти формы предусматривают регулярную учебно-тренировочную работу, достижение спортивных результатов с учетом спортивных интересов занимающихся; предъявляют определенные требования к уровню физической и спортивной подготовленности. Для студентов спортивно-тренировочные формы занятий во внеучебное время на первых этапах играют преимущественно вспомогательную роль; они дополняют обязательные учебные занятия по физическому воспитанию, придают им непрерывный характер и обеспечивают более высокую эффективность.
Соревнования - это главное в спорте. Но все же это только экзамен, контроль, так сказать, измеритель подготовленности спортсмена. Соревнования, будучи яркими, броскими, зрелищными, рекламными, затмевают собой неизмеримо более длительный путь подготовки к ним, путь не просто продолжительный, но часто тяжелый, монотонный, а нередко даже изнуряющий и угнетающий.
Таким образом, установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к содружеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики. У них наблюдаются более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойственен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе студентов присуще чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, у них развит самоконтроль.
В этой связи основной идеей здоровьесохраняющих технологий является формирование у студентов мотивационных установок, направленных на выработку потребности и систематических занятиях физической культурой и спортом, поддержание должного уровня физической подготовленности и здоровья. Предложенные технологии представляют комплекс взаимосвязанных, взаимодействующих компонентов.
Результатом реализации здоровьесохраняюших технологий может являться ежегодный выпуск конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда, успешные выступления студентов-спортсменов в соревнованиях различного уровня и регулярное проведение спортивно-массовых мероприятий.
1. Aнтиповa E.B., Aнтипов ВА Организационно-управленческие факторы развития оздоровительной и адаптивной физической культуры по месту жительства населения. Дискурс. 2017; № Э (5): 6 - 16.
2. Бароненко ВА, Рапопорт ЛА Здоровье и физическая культура студента. Москва: Aльфa-M, 2003.
3. Бондарь Е.Л. Роль здоровьесберегаюших технологий в работе со студентами ВУЗов. Дискурс. 2017; № 1 (Э): 149 - 154.
4. Горелов A.A., Кондаков В.Л., Румба О.Г. Физкультурно-оздоровительные технологии как средство кинезиотерапии в образовательном пространстве вуза. Физическое воспитание студентов. 2012; № 6: 47 - 51.
5. Попова Н.В. Значение физической культуры и спорта в повышении работоспособности студентов в процессе учебной деятельности. Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. Сборник научных трудов. 2017: 22 - 27.
6. Пристинский В.Н. Ответственность за здоровье в воспитании физической культуры учащейся молодежи. Дискурс. 2016; № 1 (1): 22Э - 229.
7. Красноперова НА Здоровье сохраняющее образование студентов в вузе. Научный журнал «Дискурс». 2017; № 1 (Э): 56 - 67.
8. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. Москва: Физкультура и спорт, 1988.
9. Родионов АВ. Психология физического воспитания и спорта. Москва: Aкaдeмичecкий Проект, Фонд «Мир», 2004.
References
1. Antipova E.B., Antipov V.A. Organizacionno-upravlencheskie faktory razvitiya ozdorovitel'noj i adaptivnoj fizicheskoj kul'tury po mestu zhitel'stva naseleniya. Diskurs. 2017; № Э (5): 6 - 16.
2. Baronenko V.A., Rapoport L.A. Zdorov'e i fizicheskaya kultura studenta. Moskva: Al'fa-M, 200Э.
3. Bondar' E.L. Rol' zdorov'esberegayushih tehnologij v rabote so studentami VUZov. Diskurs. 2017; № 1 (Э): 149 - 154.
4. Gorelov A.A., Kondakov B.L., Rumba O.G. Fizkul'turno-ozdorovitel'nye tehnologii kak sredstvo kinezioterapii v obrazovatel'nom prostranstve vuza. Fizicheskoe vospitanie studentov. 2012; № 6: 47 - 51.
5. Popova N.V. Znachenie fizicheskoj kul'tury i sporta v povyshenii rabotosposobnosti studentov v processe uchebnoj deyatel'nosti. Cennostnye orientacii molodezhi v usloviyah modernizacii sovremennogo obschestva. Sbornik nauchnyh trudov. 2017: 22 - 27.
6. Pristinskij V.N. Otvetstvennost' za zdorov'e v vospitanii fizicheskoj kul'tury uchaschejsya molodezhi. Diskurs. 2016; № 1 (1): 22Э - 229.
7. Krasnoperova N.A. Zdorov'e sohranyayuschee obrazovanie studentov v vuze. Nauchnyjzhurnal «Diskurs». 2017; № 1 (Э): 56 - 67.
8. Czen N.V., Pahomov Yu.V. Psihotrening: igry i uprazhneniya. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1988.
9. Rodionov A.V. Psihologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta. Moskva: Akademicheskij Proekt, Fond «Mir», 2004.
Статья поступила в редакцию 15.09.19
УДК 372.851
Tokmazov G.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia), E-mail: [email protected]
Pankina S.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia), E-mail: [email protected]
Lyutikova M.N., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia), E-mail: [email protected]
INTERDISCIPLINARY RELATIONS IN THE PROCESS OF ORGANIZING RESEARCH ACTIVITIES. The article is based on the solution of a problem of developing methodological foundations for organizing research activities in the study of an object based on intersubjective relations. The problem is considered in the aspect of studying the topic "Curves of the second order" in the Department of Mathematical and Information Disciplines and allows to reach the research level of preparation