образовательной программы, проектировании сценариев образовательной деятельности.
Представленные механизмы направлены на улучшение условий инклюзивного обучения. Такой подход отводит студентам с ОВЗ и инвалидностью роль объекта, для которого улучшаются обстоятельства бытия, но не роль субъекта собственной жизнедеятельности. Поэтому некоторые исследователи считают, что акцент в профессиональной подготовке должен быть смещён с внешнего воздействия на внутреннее становление личности, то есть формирование академической мобильности как характеристики личности у студентов с ОВЗ и инвалидностью в рамках адаптационных дисциплин, субъект-субъектного взаимодействия [12]. Академическая мобильность выступает детерминантой личностного, социального и профессионального становления студента с ОВЗ и инвалидностью. Способствует развитию умения управлять собственной образовательной деятельностью, прогнозировать профессиональную деятельность с учетом требований новой эпохи и нового общества, активизирует стремление к непрерывному образованию и самообразованию.
Библиографический список
Таким образом, значимость академической мобильности в профессиональной подготовке студентов с ОВЗ и инвалидностью неоспорима. Развитие академической мобильности у студента с особыми образовательными потребностями будет способствовать дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации на этапе высшего образования; позволит проектировать траекторию профессионального и личностного развития, достигая успеха в самореализации в открытом образовательном пространстве, в условиях непрерывного образования. Включение адаптационных курсов направленных на развитие академической мобильности позволит осуществлять подготовку кадров с учетом потребностей личности и рынка труда.
Финансирование
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00373 А «Академическая мобильность студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях трансформации высшего образования».
1. Сорокин П.А. Социальная стратификация и социальная мобильность. Человек. Цивилизация. Общество, Москва: Политиздат, 1992: 373 - 424.
2. Ситдикова Г.Р Формирование различных типов мобильности личности. Высшая школа. 2016; 3: 44 - 45.
3. Зеер Э.Ф. Социально-профессиональная мобильность учащейся молодёжи как фактор подготовки к динамическому профессиональному будущему. Образование и наука. 2014; 8 (117): 33 - 48.
4. Ставрук М.А. Содержание и организация академической мобильности студентов Финляндии. Ярославль: Ремдер, 2010.
5. Зновенко Л.В., Макареня А.А. Академическая мобильность студента как фактор успешного становления профессиональной компетентности будущего педагога. Образование в эпоху перемен. Санкт-Петербург: ГНУ ИОВ РАО, 2005: 105 - 109.
6. Дмитриева Н.К. Академическая мобильность как личностное качество субъектов образовательного процесса. Непрерывное образование: XXI век. 2013; 4 (4): 58 - 65.
7. Insights into the expectations of mobility students: the impact of Erasmus in their future professional careers. D. Simoes [and etc.] 3rd International Conference on Higher Education Advances. Valencia. 2017: 696 - 704.
8. Erasmus mobility impact on professional training and personal development of students beneficiaries. L. Dolga [and etc.] Proceedings of 6th World Conference on Educational. Valletta, 2015; 191: 1006 - 1013.
9. Кукуев Е.А., Патрушева И.В. Академическая мобильность как фактор повышения конкурентоспособности студентов с инвалидностью. Образование: молодёжь, конкурентоспособность. Тюмень, 2018: 232 - 236.
10. Абрамова И.В. Формирование академической мобильности студентов педагогического вуза. Интеграция науки и образования в XXI веке. Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева; 2016: 344 - 349.
11. Шинина Т.В. Проблемы личности инвалидов: социально-психологические аспекты. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011; 1: 145 - 150.
12. Булатова О.В., Братцева О.А., Мищенко В.А., Гильманов С.А., Данилова А.Д., Лубышев Е.А. Профессиональная мобильность как механизм адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к современным условиям. Теория и практика физической культуры. 2018; 7: 42 - 44.
13. Братцева О.А., Миронов А.В., Миняйло К.О., Булатова О.В. Развитие профессиональной мобильности у студентов с инвалидностью на этапе подготовки в вузе. Science for Education Today. 2019; 1: 109 - 122.
14. Фоминых Е.С. Психологический анализ рисков виктимизации студентов с ограниченными возможностями здоровья в профессионально-образовательной среде. Электронный научно-образовательный журнал «Грани познания». 2012; 2 (16): 69 - 73.
References
1. Sorokin PA. Social'naya stratifikaciya i social'naya mobil'nost'. Chelovek. Civilizaciya. Obschestvo, Moskva: Politizdat, 1992: 373 - 424.
2. Sitdikova G.R. Formirovanie razlichnyh tipov mobil'nosti lichnosti. Vysshaya shkola. 2016; 3: 44 - 45.
3. Zeer 'E.F. Social'no-professional'naya mobil'nost' uchaschejsya molodezhi kak faktor podgotovki k dinamicheskomu professional'nomu buduschemu. Obrazovanieinauka. 2014; 8 (117): 33 - 48.
4. Stavruk M.A. Soderzhanie iorganizaciya akademicheskoj mobil'nosti studentov Finlyandii. Yaroslavl': Remder, 2010.
5. Znovenko L.V., Makarenya A.A. Akademicheskaya mobil'nost' studenta kak faktor uspeshnogo stanovleniya professional'noj kompetentnosti buduschego pedagoga. Obrazovanie v 'epohuperemen. Sankt-Peterburg: GNU IOV RAO, 2005: 105 - 109.
6. Dmitrieva N.K. Akademicheskaya mobil'nost' kak lichnostnoe kachestvo sub'ektov obrazovatel'nogo processa. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2013; 4 (4): 58 - 65.
7. Insights into the expectations of mobility students: the impact of Erasmus in their future professional careers. D. Simoes [and etc.] 3rd International Conference on Higher Education Advances. Valencia. 2017: 696 - 704.
8. Erasmus mobility impact on professional training and personal development of students beneficiaries. L. Dolga [and etc.] Proceedings of 6th World Conference on Educational. Valletta, 2015; 191: 1006 - 1013.
9. Kukuev E.A., Patrusheva I.V. Akademicheskaya mobil'nost' kak faktor povysheniya konkurentosposobnosti studentov s invalidnost'yu. Obrazovanie: molodezh', konkurentosposobnost'. Tyumen', 2018: 232 - 236.
10. Abramova I.V. Formirovanie akademicheskoj mobil'nosti studentov pedagogicheskogo vuza. Integraciya nauki i obrazovaniya v XXI veke. Mordovskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut imeni M.E. Evsev'eva; 2016: 344 - 349.
11. Shinina T.V. Problemy lichnosti invalidov: social'no-psihologicheskie aspekty. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psihologicheskie nauki. 2011; 1: 145 - 150.
12. Bulatova O.V., Bratceva O.A., Mischenko V.A., Gil'manov S.A., Danilova A.D., Lubyshev E.A. Professional'naya mobil'nost' kak mehanizm adaptacii studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i invalidnost'yu k sovremennym usloviyam. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2018; 7: 42 - 44.
13. Bratceva O.A., Mironov A.V., Minyajlo K.O., Bulatova O.V. Razvitie professional'noj mobil'nosti u studentov s invalidnost'yu na 'etape podgotovki v vuze. Science for Education Today. 2019; 1: 109 - 122.
14. Fominyh E.S. Psihologicheskij analiz riskov viktimizacii studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v professional'no-obrazovatel'noj srede. 'Elektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj zhurnal «Grani poznaniya». 2012; 2 (16): 69 - 73.
Статья поступила в редакцию 28.04.19
УДК 378
Knyazev S.A., teacher, Barnaul Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected] Kornaushenko A.V., teacher, Barnaul Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected] Popova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Bases of Physical Culture, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
INFLUENCE OF THE INDEPENDENT CHOICE OF THE SPORT ON PHYSICAL FITNESS OF CADETS OF THE BARNAUL LEGAL INSTITUTE. The material presented in article is a theoretical and practical analysis of influence of an independent choice of a sport on physical fitness of cadets of the Barnaul Law Institute. Questions of physical fitness of cadets of 1-2 courses of the Barnaul Law Institute, which are engaged according to the program of sports club, are considered. The process of occupations of cadets of the Barnaul Law Institute is analyzed: the organizational, educational, control and productive aspects are studied. The authors
draw a conclusion that cadets need special attention in respect of the organization of educational process in general and on all disciplines including on physical preparation, and approaches in physical training with their use in a variable component.
Key words: educational environment, sports club, physical culture, physical fitness, sports and sports activity, fitness, mass sport, improving types of physical culture.
С.А. Князев, преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
А.В. Корнаушенко, преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
Н.В. Попова, канд. пед. наук, доц. каф. теоретических основ физического воспитания, Алтайский государственный педагогический университет,
г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА ВИДА СПОРТА НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ КУРСАНТОВ БАРНАУЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Представленный в статье материал - это теоретический и практический анализ влияния самостоятельного выбора вида спорта на физическую подготовленность курсантов Барнаульского юридического института. Рассмотрены вопросы о физической подготовленности курсантов 1-2 курса Барнаульского юридического института, занимающихся по программе спортивного клуба. Анализируется процесс занятий курсантов Барнаульского юридического института, характеризующийся в организационном, учебно-тренировочном и контрольно-результативном аспектах. Авторы делают вывод о том, что курсантам требуется особое внимание в плане организации учебного процесса в целом и по всем дисциплинам, в том числе и по физической подготовке, и подходов в физическом воспитании с использованием их в вариативном компоненте.
Ключевые слова: образовательная среда, спортивный клуб, физическая культура, физическая подготовленность, физкультурно-спортивная деятельность, фитнес, массовый спорт, оздоровительные виды физической культуры.
В нашей стране молодёжь постепенно возвращается к занятиям физической культурой и спортом. В государстве создаются всевозможные спортивные секции, которые в своей основе повышают уровень физической подготовки молодёжи. Физическая культура и спорт начинает становиться обязательным предметом в школе, вузе. Массовый спорт даёт возможность совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, которые укрепляют здоровье и продлевают уровень жизнедеятельности, а значит, помогают противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.
В нашей исследовательской работе целью занятий является укрепление здоровья, улучшение физического развития и подготовленности к жизненным проблемам различными видами массового спорта. Для этого мы ставим и решаем следующие задачи: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, а также приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.
Анализируя современную ситуацию физического воспитания в высшем учебном заведении, отмечаем, что на сегодняшний день актуальна проблема обеспечения сохранения здоровья студентов в учебно-воспитательном процессе по дисциплине «физическая культура», при этом имеется в виду не только проблема здоровья с точки зрения медицины, но и психическое здоровье, социальное, физическое, духовно-нравственное.
Исследования учёных начала XXI века содержат убедительные доказательства ухудшения состояния здоровья детей и молодёжи с отрицательной динамикой за период обучения в образовательных учреждениях. Исследователь М.Я. Виленский в своей работе «Целеполагание в образовательном процессе по физическому воспитанию студентов и подходу к реализации его содержания» приводит ряд факторов, отрицательно влияющих на здоровье студентов, относящихся к перегрузкам от учебных занятий, авторитарного стиля взаимоотношений педагогов и студентов, недостаточного учета индивидуальных особенностей в обучении и воспитании, гиподинамии [1].
Как отмечает Т.А. Киспаев, большинство молодых людей сталкивается с проблемами образования, трудоустройства, отсутствия доступного жилья, проведения досуга. Не реализовавшая себя в жизни молодёжь легко подвергается негативному влиянию антисоциальных явлений, таких как алкоголизм, наркомания, преступность. В последнее время резко возросла угроза вовлечения молодёжи в различные формы религиозного радикализма и экстремизма. В этой связи, по его мнению, одним из лучших средств профилактики этих антисоциальных явлений может стать спорт [2].
В исследованиях учёных раскрываются вопросы о значении физической культуры и спорта в повышении работоспособности студентов в процессе учебной деятельности, учитывающие тот факт, что большая часть студентов ведёт малоподвижный образ жизни, проводит много времени за компьютером, возросли психоэмоциональные нагрузки, студенту необходимо иметь достаточно высокий уровень здоровья и работоспособности [3].
Для этого в вузе необходимо создать условия для поддержания здоровья и профилактики заболеваний студентов, пересмотрев традиционные формы и средства проведения занятий по физической культуре, включая современные оздоровительные системы. На основе реализации интересов студентов к современным оздоровительным системам возможно решение задач приобщения их к регулярным занятиям физическими упражнениями и повышения мотивации
к здоровому образу жизни. Положительное их отношение к физической культуре будет способствовать более широкому внедрению физической культуры в повседневную жизнь населения. Так, представленные в работе практические аспекты реализации и применения нетрадиционных физических упражнений на занятиях по физической культуре как новый виток в системе физического воспитания, способствуют в дальнейшем совершенствованию в образовательной среде высших учебных заведений [4].
На сегодняшний день актуализировано применение фитнес-технологий в спортивной практике, и в физическом воспитании образовательных учреждений, и в оздоровлении взрослого населения. Е.О. Рыбакова и Т.Н. Шутова в свое научной работе «Совершенствование профессионального образования студентов физкультурного вуза средствами фитнеса» и в практической деятельности применили фитнес-технологии, которые включают в себя атлетическую гимнастику, аэробику, аквафитнес, функциональный тренинг, детский фитнес, йогу, рекреационный фитнес [5].
Для практической реализации фитнес-технологий тренер-педагог Л.В. Ко-былякова в своей научной статье «Внедрение теории и методики оздоровительного фитнеса в систему физического воспитания студентов» говорит, о том, что «в физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий. Становится актуальным включение в образовательный процесс студентов физкультурного вуза средств фитнес-технологий» [6].
Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах, как показала практика, обычно в нефизкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10% до 25% студентов. Ныне действующая программа по учебной дисциплине «Физическая подготовка» для курсантов Барнаульского юридического института позволяет практически каждому здоровому обучающему приобщиться к массовому спорту.
В образовательной среде Барнаульского юридического института был создан спортивный клуб, курсанты которого из всего числа молодёжи, только 60-65% выбрали и занимаются различными видами спорта, а остальные имеют медицинскую справку по различным заболеваниям.
Спортивный клуб имеет определённый структурный план развития в физкультурно-оздоровительной деятельности. Основные направления физкультурно-оздоровительной деятельности спортивного клуба включают: формирование физкультурно-спортивных навыков, обучение водному туризму и организация активного отдыха, организация, проведение спортивных праздников и соревнований по различным видам спорта, проведение консультаций по видам спорта. В поле деятельности спортивного клуба вошли также оздоровительные виды гимнастики, восточные единоборства, традиционные спортивные игры, лыжная подготовка и активный туризм. Спортивный клуб осуществляет обучение игре в баскетбол, волейбол, мини-футбол, настольный теннис под руководством опытных преподавателей кафедры физической подготовки Барнаульского юридического института МВД России.
Спортивный клуб проводит физкультурно-оздоровительные мероприятия по направлениям: спортивные игры, групповые занятия, тренажерный зал, активный туризм.
В целом, процесс занятий курсантов Барнаульского юридического института представлялся в следующих аспектах: организационном, учебно-тренировочном и контрольно-результативном. С формированием спортивного клуба в образовательной среде Барнаульского юридического института МВД России структура учебно-педагогического и учебно-воспитательного процесса измени-
лась. В результате наблюдения было установлено, что уровень функционального состояния и физической подготовленности курсантов различны, поэтому формировались следующие группы по их уровням подготовленности: основная или подготовительная, специально-медицинская, ЛФК и инвалиды по состоянию их здоровья. Объём практических занятий составлял 120 часов на 1-2 курсы, т. е. 2-х разовое занятие в неделю. По сравнению с предыдущими годами занятия были организованы без деления на курсы, следовательно, одновременно могли заниматься курсанты разных курсов, факультетов; велся учёт результатов учебно-тренировочной деятельности студентов, который обеспечивал прохождение учебного материала по выбранному виду спорта и контроль над успеваемостью. Элективный курс занятий включил: приобретение теоретических знаний, выполнение практического раздела программы, выполнение объёма и интенсивности тренировочных нагрузок; учёт посещаемости занятий. Критерием успешности освоения учебного материала по выбранному виду спорта, как теоретического, так и практического разделов программы, являлось получение курсантом диф-
ференцированного зачёта, РК (рубежный контроль), и ТК (текущий контроль) в каждом семестре.
Индивидуализация учебно-тренировочных занятий, оптимизация физической нагрузки в соответствии с функциональными возможностями занимающихся, а также занятие по выбранному виду спорта благоприятно повлияли на некоторые виды нормативов и успеваемости в целом.
Проведение занятий по интересам дает возможность совершенствовать умения и навыки курсантов, более углубленно изучить выбранный вид спорта. На кафедре физической подготовки Барнаульского юридического института в конце 2012 учебного года, т. е. с декабря нами были проведены анкетирование, где курсанты выбрали 12 видов спорта.
Анкетирование курсантов в этот период показало следующие результаты (таблицы 1, 2):
Анализы результатов первичного и повторного анкетного опроса показали, что курсанты 1-2 курсов выбрали различные виды спорта по собственному жела-
Таблица 1
Результаты выбора курсантами видов спорта БЮИ МВД России в период за 2012-2018 учебный год
№ Виды спорта 2012-2013 учебный год 2013-2014 учебный год 2014-2016 учебный год 2016-2016 учебный год 2016-2017 учебный год 2017-2018 учебный год
курсы 1к 2к 1к 2к 1к 2к 1к 2к 1к 2к 1к 2к
1 Волейбол 232 214 359 262 197 379 341 350 345 373 797 343
2 Баскетбол 64 59 101 74 62 101 96 90 109 91 188 107
3 Футбол 98 159 104 113 136 124 103 97 106 120 144 103
4 Виды борьбы 88 136 86 82 128 88 78 81 92 84 78 94
5 Ритмическая гимнастика 272 296 279 215 293 279 263 259 309 273 305 312
6 Шейпинг 187 247 246 210 228 246 211 201 229 243 238 231
7 Оздоровительная гимнастика 98 162 104 112 182 154 148 154 363 153 350 363
8 Бокс - - - - - - - - 34 14 55 34
9 Атлетическая гимнастика 0 29 56 0 49 58 61 69 48 57 52 48
10 Лыжная подготовка 2 7 3 8 7 4 5 3 4 4 3 4
11 Легкая атлетика 6 8 16 10 8 17 16 7 32 16 50 32
12 Настольный теннис 85 98 101 80 85 105 111 106 167 104 185 167
Всего студентов 1132 1415 1455 1175 1375 1568 1433 1417 1838 1532 2445 1838
итого 2647 2630 2943 2860 3370 4283
Таблица 2
В период с 2012 по 2018 учебный год процентное соотношение выбранных видов спорта
№ Виды спорта Общее количество %
1 Волейбол 4192 22.5
2 Баскетбол 1142 6.4
3 Футбол 1407 7,7
4 Виды борьбы 1115 6
5 Ритмическая гимнастика 3355 18,2
6 Шейпинг 2719 14,6
7 Оздоровительная гимнастика 2343 12,5
8 Бокс 137 0 , 7
9 Атлетическая гимнастика 527 2,1
10 Лыжная подготовка 54 0 , 7
11 Легкая атлетика 218 1,1
12 Настольный теннис 1394 7, 5
18623 100%
№ Виды нормативов 2012-2013 учебный год 2013-2014 учебный год 2014-2016 учебный год 2016-2016 учебный год 2016-2017 учебный год 2017-2018 учебный год
курсы 1к 2к 1к 2к 1к 2к 1к 2к 1к 2к 1к 2к
1 Бег 100м 19,4 19,2 20,2 19,3 20,1 19, 7 19,0 19,1 18,9 18, 7 18,9 18, 7
2 Бегна 1000 5,56 5,41 6,01 5,21 5,49 5,42 5,54 5,33 5,40 5,44 5,58 5,38
3 Прыжки в длину с места 149 151 152 154 148 151 152 149 159 160 151 154
4 Поднимание туловище с положение лежа 18 29 21 31 19 32 17 29 24 32 19 24
Таблица 3
Физическая подготовленность курсантов девушек БЮИ МВД России в период с 2012 по 2018 учебные годы
Таблица 4
Физическая подготовленность курсантов юношей БЮИ МВД России в период с 2012 по 2018 учебный годы
№ Виды нормативов 2012-2013 учебный год 2013-2014 учебный год 2014-2016 учебный год 2016-2016 учебный год 2016-2017 учебный год 2017-2018 учебный год
курсы 1к 2к 1к 2к 1к 2к 1к 2к 1к 2к 1к 2к
1 Бег 100м 14,9 14,8 15,0 14,7 15,1 14,9 14,9 14,9 15,0 14,8 15,1 14,9
2 Бег на 3000 14,18 14,22 14,2 14,09 14,27 14,15 14,14 13,57 14,06 14,01 14,18 14,32
3 Прыжки в длину с места 219 221 217 223 217 222 219 223 209 220 216 218
4 Подтягивание 7 8 8 11 9 12 11 10 11 12 13 13
нию. В период 2012 - 2018 учебного года, на 1-2 курсах учились 18623 курсантов. Самыми популярными видами спорта для девушек являются ритмическая гимнастика и шейпинг что составляет 32,8%, а для юношей на 1 месте футбол, что составляет 7,7%; на 2 месте баскетбол - 6,4%; самый популярный вид спорта для юношей и девушек - это волейбол, который составляет 22,5%. Самый низкий процент выбранных видов спорта - это лёгкая атлетика и лыжная подготовка, где только 1% студентов хотят заниматься этими видами спорта.
Предметом исследования является такая сложная система, как процесс физической подготовки курсантов элективных курсов, наиболее полное его представление возможно только с учётом анализа взаимодействия и взаимосвязи его составляющих компонентов. В таблицах 3 и 4 представлен анализ физической подготовленности курсантов девушек и юношей Барнаульского юридического института МВД России в период с 2012 по 2018 учебные годы.
Результаты анализа данных физической подготовленности курсантов 1-2 курса Барнаульского юридического института МВД России за пятилетний период являются таковыми:
1) на оценку «5» из общего количества сдали 220 курсантов, что составляет 1,1%;
2) на оценку «4» из общего количества сдали 1451 курсант, что составляет
7,8%;
3) на оценку «3» из общего количества сдали 3412 курсантов, что составляет 8,3%;
4) на оценку «2» все оставшиеся курсанты, то есть 13540 курсантов, что составляет 55,6%.
Библиографический список
Проблема физической подготовленности курсантов Барнаульского юридического института МВД России и их отношение к физической культуре, несмотря на постоянное улучшение системы физического воспитания в вузах, остается пока нерешённой. Причин этому множество. Одной из главных является отсутствие психологической потребности в физкультуре, вследствие недостаточно развитой системы физического воспитания в дошкольном и школьном периодах. Физкультура не является нашей насущной потребностью, и она не находит должного места в их образе жизни.
Вышеизложенное позволяет заключить, что курсантам требуется особое внимание в плане организации учебного процесса по физической подготовке, с использованием вариативного компонента. Поэтому при организации занятий по физической подготовке в работе предлагается использовать курсантами самостоятельный выбор видов спорта в образовательной среде Барнаульского юридического института МВД России на базе спортивного клуба.
По итогам проведённого исследования, оказалось, что самостоятельный выбор вида спорта, действительно, оказывает существенное влияние на физическую подготовленность курсантов, но при этом он должен предполагать создание определённой базы для мотивации курсантов в самостоятельном выборе вида спорта, что приведёт к дальнейшему повышению качества физической подготовленности курсантов Барнаульского юридического института. В этом мы видим актуальность дальнейших исследований в теоретическом и практическом аспекте на пути совершенствования качества организации спортивных клубов в образовательной среде вузов.
1. Виленский М.Я. Целеполагание в образовательном процессе по физическому воспитанию студентов и подходу к реализации его содержания. Физическая культура молодёжи в XXI веке: материалы I научно-практической конференции вузов ЦЧР России. Воронеж. 2001: 127 - 1Э4.
2. Киспаев Т. А., Соколов Д.А. Состояние здоровья и физической подготовленность обучающиеся молодёжи. Проблемы и перспективы развития студентческого спорта: Материалы научно-практической конференции (10 - 11 ноября 2017 г). Караганда, 2017: 48 - 5Э.
3. Попова Н.В. Значение физической культуры и спорта в повышении работоспособности студентов в процессе учебной деятельности. Ценностные ориентации молодёжи в условиях модернизации современного общества: сборник научных трудов. Редактор Лизунова ГЮ. 2017: 22 - 27.
4. Попова Н.В., Кузнецов И.В. Практические вопросы применения нетрадиционных физических упражнений на занятиях по физической культуре. Физическая культура и спорт: пути совершенствования: материалы 2-й Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 50-летию Института физической культуры и спорта. Алтайский государственный педагогический университет. 2016: 86 - 90.
5. Рыбакова E.O., Шутова Т.Н. Совершенствование профессионального образования студентов физкультурного вуза средствами фитнеса. Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2015: 58 - 62.
6. Кобылякова Л.В. Внедрение теории и методики оздоровительного фитнеса в систему физического воспитания студентов. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2014; 4 (Э6): 27 - Э0.
References
1. Vilenskij M.Ya. Celepolaganie v obrazovatel'nom processe po fizicheskomu vospitaniyu studentov i podhodu k realizacii ego soderzhaniya. Fizicheskaya kul'tura molodezhi v XXI veke: materialy I nauchno-prakticheskoj konferencii vuzov CChR Rossii. Voronezh. 2001: 127 - 1Э4.
2. Kispaev T.A., Sokolov D.A. Sostoyanie zdorov'ya i fizicheskoj podgotovlennost' obuchayuschiesya molodezhi. Problemy iperspektivy razvitiya studentcheskogo sporta: Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii (10 - 11 noyabrya 2017 g). Karaganda, 2017: 48 - 5Э.
3. Popova N.V. Znachenie fizicheskoj kul'tury i sporta v povyshenii rabotosposobnosti studentov v processe uchebnoj deyatel'nosti. Cennostnye orientacii molodezhi v usloviyah modernizacii sovremennogo obschestva: sbornik nauchnyh trudov. Redaktor Lizunova G.Yu. 2017: 22 - 27.
4. Popova N.V., Kuznecov I.V. Prakticheskie voprosy primeneniya netradicionnyh fizicheskih uprazhnenij na zanyatiyah po fizicheskoj kul'ture. Fizicheskaya kul'tura i sport: puti sovershenstvovaniya: materialy 2-j Vserossijskoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyaschennoj 50-letiyu Instituta fizicheskoj kul'tury i sporta. Altajskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. 2016: 86 - 90.
5. Rybakova E.O., Shutova T.N. Sovershenstvovanie professional'nogo obrazovaniya studentov fizkul'turnogo vuza sredstvami fitnesa. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2015: 58 - 62.
6. Kobylyakova L.V. Vnedrenie teorii i metodiki ozdorovitel'nogo fitnesa v sistemu fizicheskogo vospitaniya studentov. Vestnik Altajskoj akademii 'ekonomiki i prava. 2014; 4 (Э6): 27 - Э0.
Статья поступила в редакцию 30.05.19
УДК 371.7
УДК 378.172: 378.637 (476.5)
Trukhacheva N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected] Pupyrev N.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail:[email protected] Gribova G.V., senior lecturer, Cand. of Sciences (Pedagogy), Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected] Dyachenko P.A., student, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected] Musaeva A.A., student, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]