Научная статья на тему 'Некоторые аспекты соотношения понятий «Образовательная среда» и «Образовательное пространство» в условиях современной реформы отечественного образования'

Некоторые аспекты соотношения понятий «Образовательная среда» и «Образовательное пространство» в условиях современной реформы отечественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1573
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА / LEARNING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евсикова Наталья Ивановна, Курбанов Рустам Анверович

Современное отечественное образование рассматривается как стратегически важная сфера жизни общества. Анализируются понятия «образовательная среда», «социокультурная среда», «образовательное пространство» в категориальном аппарате исследований образовательных процессов и систем. Образовательное пространство рассматривается как совокупность образовательных сред различных уровней, возникающих в результате функционирования образовательных учреждений в рамках единого нормативно-правового поля, создаваемого государством в общем социокультурном контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE CONCEPTS «EDUCATIONAL ENVIRONMENT» AND «EDUCATION SPACE» IN A MODERN NATIONAL EDUCATION REFORM

In the article, the modern domestic education is considered as a strategically important area of social life. Authors analyze the concept of «educational environment», «socio-cultural environment», «educational space» in the categorical apparatus of research of educational processes and systems. Educational space is considered as a set of educational environments of different levels, resulting from the operation of educational institutions under a single regulatory field created by the state in the general social and cultural context.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты соотношения понятий «Образовательная среда» и «Образовательное пространство» в условиях современной реформы отечественного образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.011

I НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА» И «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО» В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РЕФОРМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.И. Евсикова*, Р.А. Курбанов**

Аннотация. Современное отечественное образование рассматривается как стратегически важная сфера жизни общества. Анализируются понятия «образовательная среда», «социокультурная среда», «образовательное пространство» в категориальном аппарате исследований образовательных процессов и систем. Образовательное пространство рассматривается как совокупность образовательных сред различных уровней, возникающих в результате функционирования образовательных учреждений в рамках единого нормативно-правового поля, создаваемого государством в общем социокультурном контексте.

Ключевые слова: образовательная среда, социокультурная среда, образовательное пространство, информационно-образовательная среда, обучающая среда.

SOME ASPECTS OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE CONCEPTS «EDUCATIONAL ENVIRONMENT» AND «EDUCATION SPACE» IN A MODERN NATIONAL EDUCATION REFORM

N.I. Evsikova, R.A. Kurbanov

Abstract. In the article, the modern domestic education is considered as a strategically important area of social life. Authors analyze the concept of «educational environment», «socio-cultural environment», «educational space» in the categorical apparatus of research of educational processes and systems. Educational space is considered as a set of educational environments of different levels, resulting from the operation of educational institutions under a single regulatory field created by the state in the general social and cultural context.

Keywords: educational environment, socio-cultural environment, educational space, information and educational environment, learning environment.

Научная специальность 13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания

В настоящее время в контексте современной реформы образования значительно вырос интерес специалистов к проблемам образования как социального института, как общественного и личного блага особого типа, к осмыслению деятельности

различных субъектов образовательной сферы, к междисциплинарному обсуждению перспектив модернизации национальной образовательной системы.

В категориальном аппарате исследований образовательных процессов и систем, к примеру, весьма часто

© Евсикова Н.И., Курбанов Р.А., 2015 Статья опубликована в открытом доступе на сайте sovnauka.com

* ЕВСИКОВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА,

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Московский институт экономики, политики и права Контакты: Климентовский переулок, д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184 E-mail: [email protected]

* КУРБАНОВ РУСТАМ АНВЕРОВИЧ,

директор Государственного бюджетного образовательного учреждения «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Северо-Запад» Контакты: ул. Кулакова, д. 2, корп. 2, Москва, Россия, 123181 E-mail: [email protected]

употребляются понятия «образовательная среда», «информационно-образовательная среда», «обучающая среда» и т.д. Нередко понятие «образовательная среда» выступает в качестве синонима другого широко распространенного понятия — «образовательное пространство». Более общим по содержанию и также весьма распространенным является понятие «социокультурная среда», активно используемое в психологических, социологических и культурологических исследованиях.

Понятие «среда» обрело категориальную завершенность в теории систем Л. фон Берталанфии, а также в рамках синергетического подхода И. Пригожина. В обоих случаях «среда», наряду с «системой», рассматривается как базовая категория, а использование понятийной связки «система—среда» делает возможным теоретическое моделирование и изучение всех явлений и процессов окружающего мира.

В теории систем формируется представление о следующих важнейших характеристиках понятия среды как инструмента научного анализа:

1) интегративность (его использование подразумевает описание совокупности внешних по отношению к системе условий ее существования);

2) соотнесенность (понятие среды не является самодостаточным, его употребление предполагает наличие системы, т.е. некоторого обособленного объекта, в отношении которого определяются внешние условия его существования).

Прежде, чем непосредственно перейти к рассмотрению понятий «социокультурная среда» и «образовательная среда» в контексте нашего исследования, можно сформулировать рабочее определение их базовой составляющий, используя опыт междисциплинарных подходов — системного и синергетического.

Среда — это совокупность находящихся в постоянной динамике реальных условий существования системы (объекта) и вероятностной картины ее развития, которая является источником разнонаправленного влияния на процесс изменения системы с недетерминированным результатом.

Человек, имеющий биосоциальную природу, живет и изменяется под воздействием двух совокупностей факторов — биологических, связанных с действием фундаментальных законов, властных над живой материей, из которого состоит тело человека, и социальных, возникающих в ходе взаимодействия людей между собой и создающих социальную ткань, нематериальную, но составляющую то пространство, в котором формируется и существует личность человека.

Окружающая человека среда состоит из четырех взаимосвязанных компонентов-подсистем, все фак-

торы каждой из которых взаимосвязаны между собой и определяют качество среды жизни, субъективные и объективные ее стороны:

а) собственно природной среды (объектов и явлений природы, существующих вне и помимо деятельности человека);

б) порожденной агротехнической среды — «второй природы» (объектов и явлений, существующих в природе, но модифицированных за счет человеческого воздействия);

в) искусственной среды — «третьей природы» (объектов и явлений, созданных целиком за счет целенаправленной деятельности человека, не имеющих аналогов в природе);

г) социальной среды [1; 14].

Социальная среда охватывает совокупность условий осуществления интеракций между людьми и в этом смысле она включает в себя все окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Социальная среда в широком смысле (макросреда) включает в себя экономику, социальные и политические институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека — семью, трудовую, учебную и др. малые группы и систему внутригрупповых интеракций [19].

В целом, понятие «социальная среда» характеризует, прежде всего, различные уровни взаимодействия людей в обществе, в диапазоне от межличностного до институционального. Вместе с тем, совокупность интеракций, из которых состоит жизнь человека как социального субъекта, имеет аксиологическое измерение и подчиняется нормам и стандартам социального взаимодействия, которые формируются самим обществом. Поэтому, в современных гуманитарных науках при изучении общества в целом и отдельных его подсистем, наряду с понятием социальной среды, зачастую имеющим слишком широкую трактовку, используется понятие социокультурной среды.

Впервые его использовал в своих работах один из основателей современной социологии Питирим Сорокин, а в настоящее время оно является одной из базовых компонент категориального аппарата социокультурного подхода. Суть этого подхода отчетливо выражена в емкой формуле: «Личность, общество и культура как неразрывная триада» [17, с. 218]. Ни один из членов этой неразделимой триады (личность, общество и культура) не может существовать без двух других.

Таким образом, в основе социокультурного подхода лежит идея «симбиоза» культурной и социальной сфер. Данная идея обусловлена, с одной стороны, пони-

манием культуры как системы исторически развивающихся надбиологических матриц человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях, а с другой, характером связи культуры и общества, рассматривающимся как отношение целого и его качества. Иными словами, социум — это форма реализации культуры, а культура—качество социума. Можно согласиться с предложенным Н.Е. Че-калиной следующим определением понятия «социокультурная среда»: «социокультурная среда — это созданные человеком условия существования, включающие социальные и культурные (экономические, правовые и образовательные, профессиональные и национально-этнические) институты и установления, нормы и ценности, идеалы и образцы, смыслы и значения, вплетенные в реальную жизнь личности, определяющие мотивы и способы ее поведения, принципы духовной, социальной, культурной регуляции, а также саморегуляции». Необходимо подчеркнуть, что на данные условия накладываются особенности конкретно-исторической эпохи и государственного устройства.

Социокультурная среда рассматривается нами как совокупность внешних условий функционирования образовательных учреждений, охватывающая особенности конкретно-исторической ситуации, характер протекания процессов в основных сферах общества — социальной, экономической, политической, культурной, систему нормативных требований к организации образовательного процесса и ее изменения.

Таким образом, мы можем отразить многомерный контекст, единый для сравниваемых нами объектов исследования, в широком смысле — задать интегральные параметры социальной онтологии, которые опосредованно определяют конкретную специфику формирования образовательного пространства в современной России и реализации образовательных функций в рамках его структур.

Понятие социокультурной среды позволяет отразить особенности воздействия внешних условий — институциональных, когнитивных, ценностно-нормативных, семиотических — в которых происходит формирование личности школьника как члена социума, вовлеченного в процесс социализации, осуществляемой через различные каналы и различными агентами (школа, семья, круг общения и т.д.).

Современное образовательное учреждение — это системный комплекс, включающий в себя все формы дошкольного и школьного образования. Оно рассматривается нами как часть социокультурной среды, институт, осуществляющий особого рода социальную дея-

тельность, направленную на формирование у членов социума основных компетенций, знаний, навыков и норм поведения, необходимых для полноценной жизнедеятельности. Процесс осуществления этой деятельности — образовательный процесс — предполагает формирование особой системы взаимодействий его участников, в которой наиболее важным компонентом являются субъектные отношения «учитель-ученик».

Как указывает Н.В. Соловьева, «образовательный процесс происходит в социально-культурной среде, применительно к нему приобретающей особенность образовательно-культурной системы условий, совокупность явлений и процессов, оказывающих влияние на субъект образовательного процесса» [16, с. 57].

Понятие социокультурной среды выступает как аналитическая категория, применимая на любом уровне рассмотрения деятельности субъектов образовательного процесса — от национального до локального, когда совокупность условий, в которых реализуется образовательный процесс, и факторов, оказывающих на него влияние, рассматривается применительно к конкретному учебному заведению, с возможностью последующих типологических обобщений.

По мнению В.Е. Усанова, образовательная среда является подсистемой социокультурной среды и выражается в целостности специально организованных психолого-педагогических условий развития личности обучающегося [18]. Под образовательной социокультурной средой он предлагает рассматривать систему ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека, в частности, людей, решения которых влияют на образовательные процессы; общественно-политический строй страны; природную и социокультурную среду в широком смысле (включая культуру психолого-педагогической среды); средства массовой информации; случайные события.

Схожую точку зрения высказывают Ю. Кулюткин и С. Тарасов, предлагающие рассматривать социокультурную образовательную среду как структуру, включающую несколько взаимосвязанных уровней. К глобальному уровню они относят общемировые тенденции развития культуры, экономики, политики, образования, глобально-информационные сети и др., к региональному уровню (страны, крупные регионы) — образовательную политику, культуру, систему образования, жизнедеятельность в соответствии с социальными и национальными нормами, обычаями и традициями, средства массовой коммуникации и др., а к локальному уровню — образовательное учреждение (с его микрокультурой, микроклиматом), ближайшее окружение человека, семью [8].

В целом, подчеркивают исследователи, образовательная среда может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности.

Г.Ю. Беляев выделяет несколько типологических признаков образовательной среды [2; 3]:

1. Образовательная среда любого уровня является сложносоставным объектом системной природы.

2. Целостность образовательной среды является синонимом достижения системного эффекта, под которым понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания на уровне непрерывного образования.

3. Образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурно-мировоззренческой адаптации человека к миру.

4. Образовательная среда обладает широким спектром модальности, формирующего разнообразие типов локальных сред различных, порой взаимоисключающих качеств.

5. В оценочно-целевом планировании образовательные среды дают суммарный воспитательный эффект как положительных, так и негативных характеристик, причем вектор ценностных ориентаций задается с целевыми установками общего содержания образовательного процесса.

6. Образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания.

7. Образовательная среда является процессом диалектического взаимодействия социальных, пространственно-предметных и психолого-дидактических компонентов, образующих систему координат ведущих условий, влияний и тенденций педагогических целеполаганий.

8. Образовательная среда образует субстрат индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизни.

Р.И. Реморенко, рассматривая соотношение близких по смыслу и часто используемых в качестве эквивалентных понятий «образовательная среда» и «образовательная система», отмечает следующие особенности их содержания и обращает внимание на необходимость дифференциации данных понятий [12].

Социальное измерение предполагает рассмотрение образовательной системы как общности людей, занятых в реализации норм, правил и установки. Обычно анализируются причины возникновения таких общностей, динамика их развития и т.д.

Институциональное измерение охватывает учреждения, рассматриваемые как функционально-ролевые системы организации деятельности. При этом логика развития учреждений может отличаться от логики развития общностей.

Использование понятия образовательной среды задает иной фокус рассмотрения ситуации, в котором на первый план выступает вероятностный характер происходящих в ней процессов.

Сходную точку зрения высказывает С.Д. Дерябо, рассматривая образовательную среду как «совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем, возможностей как позитивных, так и негативных» [20, с. 13].

Представляется интересным определение образовательной среды, предложенное Н.Б. Крыловой: «образовательная среда—часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов», которое позволяет очень четко выделить основные компоненты образовательной среды.

С целью конкретизации представления о школе как об образовательной среде мы предлагаем обратиться к определению, предложенному В.В. Рубцовым. С его точки зрения, «образовательная среда школ представляет собой более или менее сложившуюся полиструктурную систему прямых и косвенных воспитательно-обучающих воздействий, реализующих явно и неявно представленные психолого-педагогические установки учителей, характеризующие цели, задачи, методы, средства и формы образовательного процесса в данной школе» [13, с. 209, 210].

В большинстве зарубежных исследований образовательная среда описывается и оценивается в терминах «эффективности школы» как социальной системы, включающей в себя эмоциональный климат, личностное благополучие, особенности микрокультуры, качество воспитательно-образовательного процесса [9, с. 99—105]. При этом отмечается, что заранее заданного сочетания показателей, которые бы определили «эффективную школу», не существует, в силу уникальности каждой школы, являющейся одновременно и своеобразным «сколком общества».

С точки зрения американских исследователей, по отношению к школьной эффективности наиболее значимым фактором является организационный, обеспечивающий соотнесенность представлений учителей о своем профессиональном долге, их умение увязать личные педагогические философии как друг с другом, так и с учащимися, поддержку автономной инициативы учителей администрацией [10, с. 104—111].

Образовательная среда локального уровня (образовательное учреждение) содержит несколько основных структурных компонентов.

В.А. Ясвин выделяет пространственно-предметный, социальный и психодидактический (технологический) компоненты образовательной среды [20].

Весьма подробно данный вопрос рассматривают Ю. Кулюткин и С. Тарасов [8]. С их точки зрения образовательная среда включает в себя:

1) пространственно-семантический компонент, подразумевающий архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др.) и символическое пространство (различные символы — герб, гимн, традиции и др.);

2) содержательно-методический компонент, подразумевающий содержательную сферу (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.), а также формы и методы организации образования (формы организации занятий — уроки, дискуссии, конференции, экскурсии и т.д., исследовательские общества, структуры самоуправления и др.);

3) коммуникационно-организационный компонент, подразумевающий особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т.п.), коммуникационную сферу (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др.) и организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.).

Наряду с понятием «образовательная среда», в специальной литературе и публицистике весьма часто используется понятие «образовательное пространство». В основном, последнее часто используется как синонимичное или даже тождественное первому.

Пространство в самом общем виде представляет собой множество объектов, между которыми установлены отношения, определяемые функциональной спецификой этих объектов, расстоянием между ними [15]. Пространство амбивалентно, для него характерны такие взаимоисключающие свойства, как протяженность и фрагментарность, непрерывность и прерывистость.

В настоящее время в психолого-педагогических исследованиях можно выделить следующие направле-

ния трактовки дефиниции пространственных представлений:

• пространство является освоенной человеком средой (природной, культурной, социальной, информационной), приспособленной для решения соответствующих задач;

• пространство (образовательное, воспитательное и др.) складывается в результате специально организованной человеческой деятельности.

По мнению ряда исследователей [11], понятия «пространство» и «среда» являются близкими, но не синонимичными. При этом трактовка «пространства» в широком значении предполагает определенный порядок расположения (взаимное расположение) одновременно сосуществующих объектов. Таким образом, под пространством понимается набор определенным образом связанных между собой условий самой различной природы, которые могут оказывать влияние на человека. Однако включенность человека в пространство достаточно условна, поскольку пространство может существовать и независимо от него.

Понятие «среда» также определяется как система условий, обеспечивающих развитие человека. Однако в данном случае человек включен в эту систему и активно взаимодействует с окружением.

Понятие «образовательное пространство» довольно часто используется в связи с обозначением той части социального пространства, в рамках которой обществом (государством) осуществляется нормированная образовательная деятельность и понимается как совокупность всех учебных заведений в системе образования, связанных определенными отношениями и подчиняющихся одним законам. Учащийся в данном случае вынесен за рамки образовательного пространства, которое может существовать и независимо от него [5].

В последнее время, в связи с присоединением России к Болонскому процессу, понятие «образовательное пространство» стало употребляться для описания совокупности национальных образовательных систем, организованных в соответствии с едиными принципами и на общей нормативно-правовой базе.

Понятие «образовательная среда» является более узким по своему содержанию. Такие исследователи, как И.К. Шалаев, А.А. Веряев [4, с. 3—12], В.А. Козырев [6], определяют его как функционирование конкретного учреждения образования, конкретную среду учебного заведения, представляющую собой совокупность:

• материальных факторов,

• пространственно-предметных факторов,

• социальных факторов,

• межличностных отношений.

Все перечисленные факторы являются взаимосвязанными. Они дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого субъекта образовательной среды.

Мы придерживаемся той точки зрения, что образовательное пространство представляет собой совокупность образовательных сред различных уровней, возникающих в результате функционирования образовательных учреждений в рамках единого нормативно-правового поля, создаваемого государством в общем социокультурном контексте.

Понятие социокультурной среды рассматривается нами как родовое по отношению к образовательной среде. Учитывая универсальность данного понятия как аналитической категории, оно используется нами для:

1) отражения всего многомерного контекста условий социализации обучающихся;

2) рассмотрения особенностей осуществления образовательного процесса в рамках образовательной среды локального уровня.

Понятие образовательной среды используется для анализа всей совокупности психолого-педагогических условий становления личности в образовательном учреждении, которое рассматривается нами как локальный уровень образовательной среды, чье воздействие отражается в эмоционально-личностных переживаниях учеников. Понятие образовательного пространства используется для описания всей совокупности образовательных сред, формирующихся в ходе функционирования образовательных учреждений в условиях единого нормативно-правового поля, устанавливаемого государством.

Являясь фундаментальным условием осуществления человеком своих гражданских, политических, экономических и культурных прав, образование рассматривается как важнейший фактор развития и усиления интеллектуального потенциала нации, гаранта ее самостоятельности и международной конкурентоспособности.

Литература

1. Акимова Т.А., Кузьмин А.П., Хаскин В.В. Экология: природа — человек — техника. М., 2007.

2. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. М., 2000.

3. Беляев Г.Ю. Формирование термина «образовательная среда». URL://http://www.dzd.rksmb.org/sri-епсе/Ье106.Ыт

4. Веряев А.А., Шалаев И.К. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагог: Наука, технология, практика. 1998. № 1 (4).

5. Ключенко Т.И. Соотношение понятий «образовательная среда» и «образовательное пространство» как один из исходных ориентиров при проектировании гуманитарной образовательной среды в вузе культуры и искусств: Монография / Под ред. И.В. Шалыгиной. М., 2007.

6. Козырев В.А. Построение модели гуманитарной образовательной среды // Педагог. 1999. № 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Крылова Н.Б. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995.

8. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. 2001. № 1.

9. МаклафлинК. Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса // Инноватор. 1996. Вып. 6.

10. Пилиповский В.Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики // Педагогика. 1997. № 1.

11. Ракитина Е.А., Бешенков С.А., Лыскова В.Ю. Информация и информационные процессы. Омск, 1999.

12. Реморенко Р.И. Кризис системы образования и понятие «образовательная среда»: Мат. XII конф. «Педагогика развития: социальная ситуация развития и образовательные среды» (2005 г.). URL://http://www.-old.ippd.rU/bibl/pedagog_razvitie/p 12_k002.doc

13. Рубцов В.В., Ивошина Т.Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы: 2-я Российская конф. по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12—14 апреля 2000 г.). М., 2000.

14. Салахов К.Р. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них: Учеб. пособие. Южно-Сахалинск, 2006.

15. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. М., 1984.

16. Соловьева Н.В. Место образовательного процесса в предметном поле педагогики // Вестник Воронежского государственного университета. 2001. № 1.

17. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

18. Усанов В.Е. Психолого-педагогические основы информационно-образовательной среды вуза // Проблемы развития гуманитарно-экономических и естественных наук: Тезисы Межвуз. науч. конф. (20 марта 2008 г.). Тверь, 2008.

19. Философский энциклопедический словарь / Ред. кол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др.; 2-е изд. М., 1989.

20. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.