Научная статья на тему 'Анализ содержания понятия «Поликультурная образовательная среда»'

Анализ содержания понятия «Поликультурная образовательная среда» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1699
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ENVIRONMENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепцова Марианна Васильевна

Введение. В статье представлено исследование по проблеме изучения понятия «поликультурная образовательная среда» в теории и методике преподавания для среднего профессионального образования. Рассмотрение поликультурной образовательной среды связано с проблемой формирования педагогической культуры у будущих учителей изобразительного искусства общеобразовательных школ, так как формирование личности студента осуществляется под влиянием не только целенаправленного образовательного процесса колледжа, но и его образовательной среды, а именно поликультурной. Это дает необходимость изучения понятия «поликультурная образовательная среда» и степени влияния на формирование педагогической культуры студентов колледжа. Методология. Проводится на основе теоретического изучения и анализа педагогического содержания понятия «поликультурная образовательная среда». Результаты заключаются в составлении анализа содержания понятия «поликультурная образовательная среда». Заключение. Проведен анализ понятия «поликультурная образовательная среда». Данное понятие раскрывается через понятийную систему: среда, образовательная среда, поликультурная образовательная среда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слепцова Марианна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT ANALYSIS OF THE DEFINITION "MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT"

Introduction The article presents a study on the problem of the definition “Multicultural educational environment” in a theory and teaching methodology for secondary professional education. Consideration of multicultural educational environment is related to the problem of forming of pedagogical culture of future teachers of fine art in general schools because forming of student personality is conducted under influence of not only purposeful educational process of college but also his educational environment namely multicultural. It causes the necessity of study of concept “Multicultural educational environment” and shows degree of their influence on forming of pedagogical culture of collegians. Methodology is based on theoretical study and analysis of pedagogical content of the concept of multicultural educational environment. Results are presented in the analysis of the content of the concept “Multicultural educational environment”. Conclusions This concept opens up through the concept system: environment, educational environment, multicultural educational environment.

Текст научной работы на тему «Анализ содержания понятия «Поликультурная образовательная среда»»

15. Popov S. A. Strategic management: a 17-module program for managers with organizational development. Modul 4 [Strategicheskoe upravlenie: 17-modul'naja programma dlja menedzherov razvitiya organizacii. Modul' 4]. Moscow : INFRA-M, 1999. 344 p. (In Russian).

16. Prygozhin A. I. Methods of development of organizations [Metody razvitija organizacij]. Moscow: MCFER. 2003. 863 p. (In Russian).

17. Prozumentova G. N. Management of innovative processes in education: problems and approaches to their solution [Upravlenie innovacionnymi processami v obrazovanii: problemy i podhody k ih resheniju]. Tomsk, 2000. 320 p. (In Russian).

18. Stetsyuk Т. V. Management of projects and programs in education: an innovative approach. : the teaching method [Upravlenie proektami i programmami v obrazovanii: innovacionnyj podhod]. Tomsk, 2002 30 p. (In Russian).

19. Strategy 2020: A new growth model is a new social policy. Final report on the results of expert work on topical problems of Russia's social and economic strategy for the period until 2020 [Strategija - 2020: Novaja model' rosta - novaja social'naja politika . Itogovyj doklad o rezul'tatah jekspertnoj raboty po aktual'nym problemam social'no-jekonomicheskoj strategii Rossii na period do 2020 goda]. Under the scientific ed. V. A. Mau, I. I. Kuzminov. Moscow: Delo, 2013. Book 1. 430 p. (In Russian).

20. Belova E. N., Gurtovenko G. A., Butenko S., Yakovleva N. Managing the development of innovation in a modern educational institution [Upravlenie razvitiem innovacionnoj dejatel'nosti v sovremennom obrazovatel'nom uchrezhdenii]. Krasnoyarsk: KSPU, 2013. 164 p. (In Russian).

21. Шульга Н. А. Дрейф на обочину [Электронный ресурс]. URL: www.i-soc.com.ua/institute/shulga_dreyf.pd (дата обращения: 09.09.2017). (In Russian).

22. Shulga N. A. Drift to the roadside [Drejf na obochinu]. Available at //www.i-soc.com.ua/institute/shulga_dreyf.pd. (accessed 09.09.2017). (In Russian).

УДК/uDC 377 М. В. Слепцова

M. Sleptsova

анализ содержания ПОНЯТИЯ «ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА»

CONTENT ANALYSIS OF THE DEFINITION "MuLTICuLTuRAL EDuCATIONAL ENVIRONMENT"

Введение. В статье представлено исследование по проблеме изучения понятия «поликультурная образовательная среда» в теории и методике преподавания для среднего профессионального образования. Рассмотрение поликультурной образовательной среды связано с проблемой формирования педагогической культуры у будущих учителей изобразительного искусства общеобразовательных школ, так как формирование личности студента осуществляется под влиянием не только целенаправленного образовательного процесса колледжа, но и его образовательной среды, а именно поликультурной. Это дает необходимость изучения понятия «поликультурная образовательная среда» и степени влияния на формирование педагогической культуры студентов колледжа.

Методология. Проводится на основе теоретического изучения и анализа педагогического содержания понятия «поликультурная образовательная среда».

Результаты заключаются в составлении анализа содержания понятия «поликультурная образовательная среда».

Заключение. Проведен анализ понятия «поликультурная образовательная среда». Данное понятие раскрывается через понятийную систему: среда, образовательная среда, поликультурная образовательная среда.

Introduction The article presents a study on the problem of the definition "Multicultural educational environment" in a theory and teaching methodology for secondary professional education. Consideration of multicultural educational environment is related to the problem of forming of pedagogical culture of future teachers of fine art in general schools because forming of student personality is conducted under influence of not only purposeful educational process of college but also his educational environment namely multicultural. It causes the necessity of study of concept "Multicultural educational environment" and shows degree of their influence on forming of pedagogical culture of collegians.

Methodology is based on theoretical study and analysis of pedagógica! content of the concept of multicultural educational environment.

Results are presented in the analysis of the content of the concept "Multicultural educational environment".

Conclusions This concept opens up through the concept system: environment, educational environment, multicultural educational environment.

Ключевые слова: среда, образовательная среда, поликультурная образовательная среда.

Keywords: Environment, educational environment, multicultural educational environment.

Введение

Данная статья решает следующую задачу: изучить понятие, сущность и охарактеризовать структуру поликультурной образовательной среды. В ней проанализированы понятия «среда», «образовательная среда», «поликультурная образовательная среда» в представлениях разных исследователей. На основе проведенного теоретического анализа уточнено понятие «поликультурная образовательная среда».

Методология

Анализ понятия «поликультурная образовательная среда» требует в первую очередь рассмотрения понятия «среда». В самом общем смысле понятие «среда» в словарях трактуется как окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества [9]. Г Гегель рассматривает среду как силу, а также конкретные предметы в окружающей среде человека. Понятие «среда» как общественное явление дали теоретики и мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс. В философии, психологии, социологии, педагогике и других науках «среда» имеет множество определений, в основе которых лежат различные подходы. Для раскрытия понятия «поликультурная образовательная среда», по нашему мнению, в наибольшей степени подходят следующие выводы.

Согласно философской мысли: «Среда выступает как часть бытия, предполагающая вещь, человека и прочее, по отношению к которым эта среда существует» [11; 13]. Среда, которая формирует какую-либо деятельность, для каждого человека по-своему уникальна. Как полагает Э. Фромм, среда никогда не бывает одной и той же для двух личностей, ибо их личностные особенности заставляют их более или менее по-иному воспринимать одну и ту же среду — по своей ценности и уникальности.

Среда, которая содержит систему ценностей, представленную значениями, закрепленными в окружающих предметах, в психологии рассматривается как «природная среда», «социальная среда», «культурная среда». Для формирования педагогической культуры учителей изобразительного искусства наиболее подходит точка зрения B. C. Мухиной. Она видит составляющей культурной среды предметный мир, который осваивается в ходе развития предметной деятельности образной системы, социальное пространство и природную реальность. Как утверждает И. А. Баева, среда есть реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, сущностью которой является совокупность личностных особенностей и особенностей взаимодействия участников [1, с. 137]. Как отмечал Л. С. Выготский, «среда выступает в развитии личности и ее специфически человеческих свойств в роли источника развития». По мнению Д. А. Леонтьева, социальная среда играет важную роль, человек не может отрываться от социального опыта и социальных механизмов регуляции поведения, а вбирает их в себя (интериоризует), строя свой собственный мир. В социологии «среда» — система взаимодействия общества и личности; целостная система воздействия на человека [5].

В отечественной педагогической теории понятие «среда» определяется как окружение человека общественными и духовными педагогическими условиями, в которых он существует. Педагогическая позиция заключается в понятии «среда» как влияние на развитие личности с целью формирования полноценной личности и духовных основ.

На наш взгляд, при системном анализе «среда» трактуется как поле для развития личности в условиях, которые его окружают.

И. П. Подласый дает понятие среды как реальной действительности, в условиях которой происходит развитие человека. Человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое

и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия [12, с. 51]. По мнению В. А. Козырева [5], понятие «среда» предполагает то, что в ней существует и на что она воздействует. М. И. Рожков считает, что среда — это целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитанника и окружающей социальной среды [13, с. 42]. Понятие «среда» определяется в педагогике как совокупность условий, влияющих на развитие и формирование способностей, потребностей, интересов, сознания личности и его ценностей.

Таким образом, в среде формируется личность будущего учителя изобразительного искусства, взаимодействуя с ней, поддаваясь ее влиянию и одновременно влияя на нее саму. Также личность, взаимодействуя со средой, создает саму себя, поскольку каждый развивается сообразно своим индивидуальным особенностям и создает свою собственную среду, свое видение педагогических ценностей и приоритетов познания в области искусства.

Перед тем как раскрыть понятие «образовательная среда», обратимся к пониманию термина «образование». Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 27.12,2012, № 273-Ф3). Близко к понятию поликультурной образовательной среды, на наш взгляд, мнение Э. Н. Гусинского: образование как процесс приобщения личности к культуре, становление и развитие образования как достояние личности, с одной стороны, и всего культурного окружения — с другой.

Анализ научной литературы по термину «образовательная среда» показывает, что данное понятие раскрывается с разных позиций, представленных авторами:

— Г Ю. Беляев, Е. В. Деркачева, Ю. Н. Кулюткин, С. В. Тарасов, В. А. Ясвин и другие, исследуя образовательную среду, рассматривают ее как совокупность влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, самореализации; условия реализации образовательной деятельности в образовательном учреждении;

— В. И. Панов, С. В. Тарасов, В. В. Рубцов, В. И. Слободчикова, О. Ю. Мондонен предлагают рассматривать ее как взаимодействие образующего и образующегося в формировании новых потребностей личности и трансформации этих потребностей в жизненные ценности, как создание новых возможностей для раскрытия интересов и способностей, творческого потенциала, норм и образцов в специально организованных психолого-педагогических условиях;

— Е. В. Васильева, О. В. Евтихов, В. А. Адольф, Ю. В. Ананьина, В. И. Блинов, И. С. Сергеев, И. М. Лебеденко в своих научных исследованиях дают понятие образовательной среды как многоуровневой системы условий, обеспечивающих оптимальные параметры образовательной деятельности в целевом, содержательном, процессуальном, результативном, ресурсном аспектах, выступающей эффективным средством обеспечения формирования профессиональной компетентности в процессе обучения в профессиональном образовательном учреждении.

Перечисление определений понятия «образовательная среда» можно продолжать. Образовательная среда рассматривается большинством исследователей как обеспечивающее создание условий для актуализации внутреннего мира обучающегося, его личностного роста, самореализации, становления его самосознания. На наш взгляд, особенно интересен подход к определению понятия «образовательная среда» с позиции условий и влияния формирования творческой личности, где одним из центральных условий является высокая насыщенность образовательной среды разнообразными профессионально-образовательными, полихудожественными, полиэтническими ресурсами. Таким образом, создание образовательных ресурсов, или, другими словами, организация развивающих возможностей образовательной среды, становится ключевой для формирования педагогической культуры будущих учителей изобразительного искусства.

По мнению В. И. Слободчикова, содержание образовательной среды заключается в предметности культуры и внутреннего мира человека — в их взаимополагании в процессе обучения, что дает возможность раскрытия поликультурности в образовании.

Значение поликультурного образования в Международной энциклопедии образования аргументируется как важная часть современного образования, способствующая усвоению обучаю-

щимся знаний о других культурах; уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию в духе уважения к другим культурным ценностям. В российской справочно-педагогической литературе поликультурное образование трактуется как образование, направленное на приобщение подрастающих поколений к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе толерантного сознания, формирование готовности жить в многонациональном мире. В частности, термин «поликультурное образование» получил отражение в работах следующих авторов:

Дж. Бэнкс — как развитие межкультурной компетентности подрастающего поколения [8];

Ги Лефрансуа — как разработка образовательной методики и учебных планов, учитывающих различные культуры и языки обучающихся;

Л. Л. Супрунова — как педагогическая система, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов (цель, задачи, содержание, педагогические технологии, социально-педагогические условия подготовки обучающихся к жизни в поликультурной среде), расположенных в определенной последовательности и обладающих внутренней логикой [15];

Э. П. Комарова — как государственная, общественная, личностная ценность, формирование системы ценностных ориентаций [6];

А. Н. Джуринский — как уважение и сохранение культурного многообразия; поддержка равных прав на образование и воспитание духовных ценностей.

О. В. Гукаленко — как процесс освоения подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культур в целях духовного обогащения, формирования толерантности, готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде [17, с. 17];

М. Ф. Пафова — как формирование индивида, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности [10];

Г Д. Дмитриев — как способствование с помощью образовательных учреждений, семьи и общественных организаций созданию в России демократического государства, которое характеризуется толерантностью взглядов, суждений; свободным выбором человека своих культурных идентичностей [2].

В большинстве представленных определений «поликультурное образование» рассматривается как процесс поликультурной социализации личности, начиная с вхождения в культуру своего народа, с процесса формирования этнической идентичности.

Результаты

На наш взгляд, применительно к образовательному процессу наиболее удачным является понимание «поликультурная образовательная среда» с позиции педагогических условий формирования творческой личности, готовой к эффективному межкультурному взаимодействию, стремящейся к пониманию других культур, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей. Также поликультурная образовательная среда будет способствовать личностному и культурному росту индивида, когда межкультурное содержание превращается и в содержание образования, как педагогическая система, расположенная в определенной смысловой последовательности и нацеленная на результат педагогической деятельности. Для эффективной организации образовательного процесса поликультурной образовательной среды необходимы разработка и внедрение в практику профессионального учреждения технологий и методик, адаптированных к условиям конкретного региона и учитывающих этнокультурные, поликультурные особенности народов.

Заключение

Таким образом, для формирования педагогической культуры будущего учителя изобразительного искусства нужно создать особую поликультурную образовательную среду, в которой были бы уравновешены потребности и возможности, обеспечивающие полноценную интеллектуальную, нравственную, эмоциональную и духовную жизнь будущего специалиста. Такая среда в нашем многонациональном мире позволяет расширить внутренний потенциал обучающегося, его творческий стержень, свободу выбора, независимость, возможность выбора своего индивидуального пути к познанию, самостоятельность в принятии решений.

Литература

1. Баева И. А. Сопровождение психологической безопасности учащихся в образовательной среде // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 6. С. 135-141.

2. Бессарабова И. С. Цели, задачи и принципы поликультурного образования в России и США //Современные наукоемкие технологии. 2008. № 8. С. 97-99.

3. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М., 1999.

4. Егорова Т. Г. Образовательная среда как педагогический феномен [Электронный ресурс] //Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2013. № 2 (18). URL: http://shgpi.edu.nu/files/nauka/vestnik/2013/ 2013-2-10.pdf (дата обращения: 15.02.2014).

5. Козырев В. А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета: сущность, модель, проектирование. СПб: Изд-во РТПУ им. Герцена, 2004. 327 с.

6. Комарова Э. П. Поликультурное образование в эпоху глобализации //Перспективы науки. 2012. № 32. С. 131-132.

7. Новикова Л. И. Школа и среда. М. : Знание, 1985. С. 3-4.

8. Ноушабаева С. У. Проблемы поликультурного образования в американской педагогике (анализ концепции Д. Бэнкса) // Педагогика. 1993. № 1. С. 34.

9. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов / под общ. ред. Л. И. Скворцова. М. : Оникс : Мир и образование, 2007. 640 с.

10. Пафова М. Ф. Управление развитием поликультурного образования в полиэтническом регионе : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2006. С. 425.

11. Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М. : Творческая педагогика, МП «Новая школа», 1993. 102 с.

12. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.

13. Рожков М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика. М. : ВЛАДОС, 2008. С. 42.

14. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры //Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор-Bennet college. М., 1997. С. 177-184.

15. Супрунова Л. Л. Концепция исследований по сравнительной педагогике: региональный аспект. Пятигорск : ПГЛУ, 2006. С. 31-45.

16. Тарасов С. В. Образовательная среда и развитие школьника. СПб. : ЛОИРО, 2003. С. 4.

17. Гукаленко О. В.Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2000. - 47 с.

18. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 365 с.

References

1. Baeva I. A. Accompaniment of psychological safety students in an educational environment. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University [Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta]. 2015. № 6. P. 135-141. (In Russian).

2. Bessarabova I. S. Goals, objectives and principles of multicultural education in Russia and the US. Modern high technologies [Sovremennye naukoemkie tehnologii]. 2008. № 8. P. 97-99. (In Russian).

3. Dmitriev G. D. Multicultural education [Mnogokul'turnoe obrazovanie]. Moscow, 1999. (In Russian).

4. Egorova T. G. The educational environment as a pedagogical phenomenon. Bulletin of Shadrinsk State Pedagogical Institute [Vestnik Shhadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta]. 2013. № 2 (18). Available at: http://shgpi.edu.ru/ files/nauka/vestnik/2013/ 2013-2-10.pdf. (accessed February 15, 2014). (In Russian).

5. Kozyrev V. A. Humanitarian educational environment of the Pedagogical University: essence, model, design [Gumanitarnaja obrazovatel'naja sreda pedagogicheskogo universiteta: sushhnost', model', proektirovanie]. Saint Petersburg: Publishing House of the RTPU for them Herzen, 2004. 327 p. (In Russian).

6. Komarova E. P. Multicultural education in the era of globalization. Science prospects [Perspektivy nauki]. 2012. № 32. P. 131-132. (In Russian).

7. Novikova L. I. School and environment [Shkola i sreda]. Moscow: Knowledge, 1985. P. 3-4. (In Russian).

8. Noushabaeva S. U. Problems of multicultural education in American pedagogy (analysis of the concept of D. Banks). Pedagogy [Pedagogika]. № 1. P. 34. (In Russian).

9. Ozhegov S. I. Dictionary of the Russian language: about 53 000 words [Slovar' russkogo jazyka: okolo 53 000 slov]. Under the general editorship L. I. Skvortsova. Moscow: Onyx: Peace and Education, 2007. 640 p. (In Russian).

10. Pafova M. F. Management of the development of multicultural education in a multi-ethnic region [Upravlenie razvitiem polikul'turnogo obrazovanija v polijetnicheskom regione]: the dissertation ... of the doctor of pedagogical sciences. Moscow, 2006. P. 425. (In Russian).

11. Petrovsky V. A. Building a developing environment in a pre-school institution [Postroenie razvivajushhej sredy v doshkol'nom uchrezhdenii]. Moscow: Creative Pedagogy, MP «New School», 1993. 102 p. (In Russian).

12. Podlasiy I. P.Pedagogics: 100 questions - 100 answers [Pedagogika: 100 voprosov - 100 otvetov]. Moscow: VLADOS-Press, 2004. 365 p. (In Russian).

13. Rozhkov M. I. Pedagogical support of work with youth. Yunogyka [Pedagogicheskoe obespechenie raboty s molodezh'ju. Junogogika]. Moscow: VLADOS, 2008. P. 42. (In Russian).

14. Slobodchikov V. I. Educational environment: the realization of educational goals in the cultural space. New values of education: cultural models of schools. Issue. 7. Innovator-Bennett College [Novye cennosti obrazovanija: kul'turnye modeli shkol. Vyp. 7. Innovator-Bennet college]. Moscow, 1997. P. 177-184. (In Russian).

15. Suprunova L. L. The concept of research on comparative pedagogy: a regional aspect [Koncepcija issledovanij po sravnitel'noj pedagogike: regional'nyj aspekt]. Pyatigorsk: PGLU, 2006. P. 31-45. (In Russian).

16. Tarasov S. V. The educational environment and the development of the schoolboy [Obrazovatel'naja sreda i razvitie shkol'nika]. Saint Petersburg: LOIRO, 2003. P. 4. (In Russian).

17. Gukalenko O. V. Teoretiko-methodological bases of pedagogical support and protection of students-migrants in polycultural educational space [Teoretiko-metodologicheskie osnovy pedagogicheskoj podderzhki i zashhity uchashhihsja-migrantov v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve]: the thesis ... the doctor of pedagogical sciences. Rostov-on-Don, 2000. 47 p. (In Russian).

18. Yasvin V. A. Educational environment: from modeling to design [Obrazovatel'naja sreda: ot modelirovanija k proektirovaniju]. Moscow: Sense, 2001. 365 p. (In Russian).

УДК/uDC 37:004 А. Романова, И. Б. Готская, Д. А. Шуклин

A. Romanova, I. Gotskaya, D. Shuklin

АНАЛИЗ ПОНЯТИЙНОГО РЯДА ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ANALYSIS OF THE CONCEPT LIST OF VIRTuAL REALITY

Введение. В статье освещены подходы к определению виртуальной реальности с точки зрения гуманитарных наук и техники.

Методология. Проведен анализ каждого подхода, выделены проблемы восприятия понятия и трактовки представителями философии, психологии, социологии.

Результаты заключаются в объединении трактовок всех подходов к определению понятия «виртуальная реальность».

Заключение. Авторами отмечается, что определение понятия технологии виртуальной реальности зависит от области применения.

Introduction. The article covers approaches to the definition of virtual reality from the point of view of the humanitarian sciences and technology.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Methodology. Each approach is analyzed. Problems of perception of the concept and methods of interpretation by representatives of philosophy, psychology, and sociology are singled out.

Results consist in combining the interpretation of all approaches to determine the concept of virtual reality.

Conclusions. The authors noted that virtual reality technologies have a flexible concept depending on the field of application.

Ключевые слова: виртуальная реальность, технологии виртуальной реальности, философия, психология, социология.

Keywords: virtual reality, virtual reality technologies, philosophy, psychology, sociology.

Введение

Виртуальная реальность (ВР) — это стремительно развивающаяся технология, которая обещает радикально изменить жизнь современников, искусственно стимулируя их чувства, воздействуя на разум, который становится восприимчив и принимает другую версию реальности. ВР «наяву» может отправить на высоту полета воздушного судна, телепортировать на другой континент, сделать участником видео-конференц-связи благодаря эффекту присутствия. Уже сейчас предоставляется возможность общения внутри новых миров, каждый из которых может быть реальным или искусственно созданным. В настоящее время наблюдается новый этап развития ВР, технологическая эволюция происходит от простейших изображений к трехмерным объектам на экране, от примитивных движений к видеоиграм.

Использование технологий ВР актуализирует проблему теоретико-методологического рассмотрения ключевых понятий «виртуальный» и «виртуальная реальность».

Методология

Философия дает наиболее обобщенную трактовку любого понятия, философская трактовка понятия «виртуальный» восходит к трудам французского философа Ж. Делеза [3, с. 311], кото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.