УДК 38.937:42/49
DOI: 10.14529/ling190107
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УНИВЕРСИТЕТЕ
1 12 Е.Н. Ярославова', М.Г. Федотова1'2
1 Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия
2 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия
Цель статьи - описать результаты исследования авторов по реализации инновационной модели обучения английскому языку в рамках проекта 5-100, где образовательная среда приобретает особое значение как фактор развития поликультурной личности. В статье конкретизируется понятие «полиязычная среда вуза», обосновываются положения, которые легли в основу проектирования образовательной среды в инновационных условиях, определенной авторами как гуманитарно-технологическая. Выделены и подробно описаны элементы гуманитарно-технологической среды: личностный, гуманитарный, технологический, коммуникативный. Описаны результаты эксперимента по выявлению отношения обучающихся к предметной области «Иностранный язык» и типов связи личности с образовательной средой.
Ключевые слова: обучение иностранным языкам, образовательная среда, поликультурная личность.
Введение
Формирование исследовательского и предпринимательского университета мирового уровня для обеспечения устойчивого развития региона Большого Урала - интегральная стратегическая цель университета, в соответствии с которой определяются цели для ключевых направлений деятельности. Основная цель стратегии развития образовательного направления ЮУрГУ - создать открытую модель образования, фокусирующуюся на индивидуальном развитии каждого студента и предоставляющую наилучшие возможности выпускникам ЮУрГУ [7]. При этом основополагающими принципами образовательной деятельности ЮУрГУ являются приоритет обучающихся, что подразумевает создание возможностей для управления собственным образованием, внедрение индивидуальных траекторий обучения. В достижении стратегии развития ЮУрГУ как мирового лидера образования важное место отводится продуктивной иноязычной подготовке, поскольку иноязычная составляющая в структуре профессиональной компетенции специалиста отражает не только общий культурный уровень развития индивида, но и позволяет личности эффективно реализоваться в профессиональной и жизненной сферах.
В этих условиях ориентация на качественную и эффективную подготовку будущего профессионала ставит во главу угла личность с её ценностными ориентациями, потребностями в самореализации, коммуникациях с другими участниками поликультурного диалога с целью проявления себя в различных социальных отношениях, в формиро-
вании открытости, терпимости по отношению к представителям других культур, а также осознания себя личностью в качестве культурно-исторического субъекта. Исходя из этого, особое значение приобретает образовательная среда как фактор становления поликультурной личности с высокой степенью саморефлексии, самооценки и осознания себя и своей роли в решении глобальных человеческих проблем.
Методология
Проблема взаимосвязи человека и среды нашла должное отражение в работах Э.Ф. Зеера [8], Ю.Н. Кулюткина [3], В.Н. Новикова [5], В.В. Рубцова [9], В.И. Слободчикова [10], В.А. Ясвина [15], и др. В самом широком смысле под средой понимается совокупность общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека. Влиянию иноязычной образовательной среды на формирование личности студента, будущего педагога, посвящены исследования Г.В. Сороковых [11], О.Ю. Афанасьевой [1]. Вопросы создания полиязычной среды, связанные с интернационализацией образования, рассмотрены в рамках исследований, проводимых вузами-участниками Проекта 5-100 [4, 7, 9, 12].
Полиязычная среда вуза представляет инте-гративное образование, отражающее характер изменяющихся взаимоотношений участников всех вузовских процессов с социальной, научной, информационной, культурной средой и включает образовательный, научный, коммуникационный и социокультурный компоненты. В комплексе данные составляющие представляют инфокоммуни-
кационное окружение, позволяющее субъектам образовательного, исследовательского и коммуникационного процессов продуктивно взаимодействовать на физических и цифровых площадках университета.
Педагогическое осмысление концепта «образовательная среда» связано с местом и ролью среды в отборе адекватных способов включения человека в процесс образования, акцентируя внимание на образовательных, профессиональных ценностях и его месте в развитии потенциальных интеллектуальных, социальных качеств, которые имплицитно связывают обучающегося с культурой и его будущей профессиональной деятельностью. Следовательно, образовательная среда, направленная на подготовку будущего профессионала, должна включать весь спектр культур как гуманитарных, так и технологических, так как только в единстве они смогут сформировать у обучающихся полную картину современного поликультурного высокотехнологичного общества. Это находит подтверждение в исследованиях психологов, которые утверждают, что человек есть личность благодаря своему сознательному отношению к окружающему миру. В этом смысле образовательная среда должна, с одной стороны, отражать междисциплинарный характер предметного мира, а с другой - соответствовать потребностям и интересам обучающихся, создавать возможности для саморазвития и самореализации [2].
Реализация мероприятия 8.1.3. «Внедрить углублённую языковую подготовку в бакалавриате» Проекта 5-100 в ЮУрГУ [6] внесла существенные коррективы в организацию процесса иноязычной подготовки. Проект, ставящий в качестве главной цели повышение уровня владения английским языком студентов бакалавриата не ниже В1+ для успешного участия в международной научной и образовательной деятельности, потребовал решения сопутствующих задач: разработки и внедрения многоуровневой модели непрерывной иноязычной подготовки на основе технологии смешанного обучения; системы мониторинга успешности прохождения индивидуальных маршрутов обучения; системы непрерывного профессионального развития преподавателей английского языка.
Решение этих задач в кратчайшие сроки актуализировало проблему проектирования образовательной среды нового типа, поскольку существующая на тот момент среда стала традиционной, что сделало необходимым дальнейшее развитие идеи инновационного подхода к организации иноязычного образования в вузе [14].
Идея развития, которая составляет основу понимания образовательной среды, предполагает рассматривать такую среду как источник преобразования как обучающихся, так и педагогов, изменения качественных характеристик процессов, объектов, субъектов, которые разворачивают и активизируют социокультурные механизмы со-
циализации, познавательно-профессиональной и профессионально-образовательной деятельности.
При проектировании образовательной среды мы исходили из того, что учет профессиональной культуры будущего профессионала позволяет расширить социокультурное пространство личности, в центре которого стоит профессионально-ориентированная коммуникация. Помимо этого, принимая во внимание стремительные темпы информатизации всех сторон общества, образовательная среда должна быть высокотехнологичной и информационно-насыщенной, использующей различные типы модальности и виды коммуникаций. Именно данный тип коммуникации обеспечивает разноуровневый характер обучения иностранным языкам, тем самым создавая единую иноязычную гуманитарно-технологическую среду. Проектирование такой развивающей образовательной среды базируется на следующих положениях:
а) ориентация среды на создание условий, способствующих самоактивизации и саморазвитию личности, что обусловлено тем, что изменение потребностей, интересов обучаемых ведет к расширению социального пространства, которое требует учета всех спектров культуры, познавательного опыта обучающегося, который происходит в процессе создания собственного образовательного продукта;
б) информатизация и цифровизация образовательного процесса способствует диверсификации образования (формальное, информальное и неформальное), открывая путь для выбора разнообразных способов освоения знаний, на самостоятельное их получение с целью создания или совершенствования индивидуальных стратегий обучения; актуализация профессионально-познавательной деятельности на основе межпредметных связей создает условия для самостоятельного развития и накопления опыта в конкретной профессиональной деятельности;
в) целостный подход к работе с информационными ресурсами и многообразие культурных практик.
Следует подчеркнуть, что учебный процесс преломляется через личность и её качества. Исходя из этого, обращение к креативным технологиям, таким как проектная деятельность, проблемное обучение, игры (эдьютейнтмент), позволяет раскрыть всю полноту возможностей и интеллектуального потенциала личности, что является основой свободной творческой деятельности обучающегося. Это содействует развитию умений самостоятельно мыслить, принимать решения профессиональных задач, при этом осуществлять самостоятельную оценку полученного результата и нести ответственность за него.
Такое понимание образовательной среды позволяет:
а) создать условия для выбора различных видов деятельности на каждом этапе образователь-
ной программы (участие в конкурсах, творческих и научных мероприятиях, междисциплинарных проектах);
б) реализовать принцип непрерывности образовательного процесса за счет преемственности этапов иноязычной подготовки как составной части профессиональной подготовки (факультативные курсы, курсы по выбору);
в) расширить номенклатуру образовательных услуг, которые могут привести к активизации новых социальных качеств обучаемых (например, навыки широкого профиля "transferable/soft skills") определяющих приоритеты личностной успешности (программы дополнительного образования, программы академической мобильности, массовые онлайн-курсы);
г) организовывать образовательную среду в соответствии со способностями и личным опытом обучающихся, что способствует стимулированию их личностного развития и автономии (уровневый подход, смешанное обучение).
Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что образовательная среда рассматривается как процесс и результат создания образовательных средств для достижения образовательных целей в рамках развивающегося социокультурного образовательного пространства. В этом смысле среда способствует многоаспектной поддержке обучающегося в его взаимосвязи со всеми компонентами профессиональной подготовки с целью построения эффективных стратегий обучения и саморазвития. Существенным в таком рассмотрении образовательной среды являются:
а) возможность интегрировать гуманитарные и технологические аспекты обучения в той степени, в которой они влияют на процессы освоения нового знания;
б) совмещение интересов общества с личностными интересами для выявления роли активности человека в разных формах образования.
Проектирование образовательной среды требует учета следующих факторов:
1) гуманитарно-технологическая среда носит поликультурный характер, конструируется с учетом потребности субъекта образования и тех изменений, которые происходят в культурных механизмах познавательно- профессиональной деятельности;
2) гуманитарно-технологическая среда и субъекты образовательного процесса - равноправные составляющие, которые находятся в постоянном взаимодействии, направленном на построение среды организации и практик взаимодействия с ней, при этом среда открыта и динамична;
3) гуманитарно-технологическая среда определяется способностью выстраивать коммуникативные связи и отношения, которые способствуют развитию как среды, так и её субъектов.
Мы предлагаем модель гуманитарно-технологической среды как многоуровнего и мно-
гокомпонентного образования, элементы которого находятся в некой временной связи. Такой подход осмысления гуманитарно-технологической среды базируется на идеях Э.Ф. Зеера [8]. Выделенные три координаты задают направление и содержание деятельности обучающегося, а межкоординатные пространства отражают взаимосвязи конструктов смысловых координат. Выборы направлений среды обусловлены выделением технических сфер проявления активности обучающегося, где трансформационные процессы носят интенсивный характер, приобретают личностный смысл и нуждаются в поддержке в связи с изменениями в механизмах передачи социального опыта.
В гуманитарно-технологической среде мы выделили четыре элемента: личность как субъект деятельности и три вектора-координаты, отражающие направление этой деятельности: гуманитарный, технологический и коммуникативный. Ведущим выступает коммуникативный вектор, который оказывает существенное влияние на развитие субъектных свойств личности через образовательную среду. С одной стороны, гуманитарный и технологический векторы обращены к объективной реальности, а с другой - непосредственно к субъективности. Все вместе они образуют тандем, в котором реализуется живой образ. Особую внутреннюю составляющую представляет коммуникационный вектор, который активизирует все составляющие. Все выделенные узлы, как бы растворяясь друг в друге, закрепляются друг в друге и приводятся в действие с помощью механизмов коллективной деятельности. Это позволяет интегрировать все аспекты (гуманитарный, личностный, коммуникативный, технологический) в единое целое в рамках поставленных задач, выяснить и обозначить роль активности обучающегося в образовательной среде, связать среду с разными видами образования.
Открытость, динамичность, целостность образовательной среды создает условия для взаимодействия, которое оказывает существенное влияние на развитие интерсубъективности. Актуальность данной взаимосвязи состоит в том, что, стимулируя развитие определенных личностных качеств, среда преобразуется, развивается. Именно через дифференцированное отношение к среде формируются индивидуальные стратегии обучения, а также определяются основные направления проектирования среды и развития поликультурной личности.
Признаками прогрессивного развития поликультурной личности выступают: принятие гуманитарно-технологических ценностей самоактуализации; готовность проявлять активность в гуманитарно-технических сферах; проявление в структуре мотивации эмпатического компонента, который выражает отношение говорящего к языку, к людям, к профессии, что проявляется в ответственности, заинтересованности, познании и иден-
тификации себя с определенной социокультурной общностью людей. Актуализация данного компонента свидетельствует о формировании устойчивой потребности в изучении языка и культур для формирования процесса языкового сознания [15].
Управление проектированием среды требует: а) в интерпретации феномена управления уделять особое внимание признанию его социального аспекта; б) использование гуманистических принципов, которые заключаются в развитии способностей обучающихся работать в команде, взаимодействии и взаимозависимости, что в свою очередь составляет основу эффективного управления такой средой; в) интенсификации развития коммуникативных умений будущих профессионалов для участия в международной научной и образовательной деятельности; г) усиления индивидуального вклада каждого обучающегося в коллективную познавательную деятельность.
Управленческий аспект проектирования образовательной среды состоит в том, что на этапе инициации формулируется методический замысел, определяется общая концепция среды, её структура, функционал, исполнители; на этапе планирования производится структурная декомпозиция необходимых действий, составляется календарный план. На этапе организации и контроля создается пакет программно-методического сопровождения в логике гуманитарно-технологической среды; руководитель регулирует, контролирует, корректирует процесс проектирования. На этапе корректировки и контроля задача состоит в разработке диагностических средств, инструментария для отслеживания эффективности поставленных целей (создание банка оценочных средств).
Эксперимент
В ходе экспериментального обучения английскому языку по новой модели, начавшегося в сентябре 2016 года, была спроектирована и внедрена многоуровневая модель непрерывной иноязычной подготовки для бакалавриата и элитной зоны подготовки (международные стандарты); разработана и внедрена система мониторинга качества обучения; внедрена технология смешанного обучения; спроектирована и апробируется система непрерывного профессионального развития педагога. В настоящее время экспериментальным обучением охвачены по базовой модели студенты 1-3-го курсов Высшей школы экономики и управления (ВШЭУ), Высшей школы электроники и компьютерных наук (ВШЭКН), Энергетического факультета Политехнического института; по модели элитной зоны подготовки - студенты ВШЭУ, Архитектурно-строительного института (АСИ) и Юридического института общей численностью 2400 человек. Есть и первые результаты: 5 % студентов выпускного курса успешно сдали IELTS.
Принципиальным отличием данной модели является её уровневость, вариативность, непре-
рывность, гибкость, динамичность, открытость. Уровневый подход предполагает обучающимся осваивать все компоненты иноязычной подготовки в соответствии со сформированностью иноязычной коммуникативной компетенции, достигнутой на предыдущих ступенях обучения. Обучающиеся по базовой модели изучают английский язык в течение 4 семестров в соответствии с обязательной частью учебного плана, с последующим обучением на факультативной основе. Группы элитной зоны подготовки изучают английский язык в течение семи семестров согласно учебному плану, при этом они имеют возможность выбора факультатива с носителем языка с целью формирования социально-коммуникативной компетенции, а также присвоения дополнительной квалификации «Переводчик-референт». Таким образом достигается непрерывность и вариативность подготовки. Итоговая и промежуточная аттестация обучающихся проводится в соответствии с правилами международной сертификации. Уровень владения английским языком оценивается в формате международных экзаменов KET, PET, IELTS. Система онлайн мониторинга достижений обучающихся позволяет отследить темп и результативность прохождения образовательного маршрута с целью анализа и внесения корректирующих воздействий.
Смешанное обучение, реализуемое посредством создания параллельных онлайн-курсов, как один из путей технологизации и цифровизации образования предусматривает интенсификацию обучения путём погружения обучающихся в виртуальную среду, что позволяет также за счёт открытости, динамичности и гибкости содействовать развитию автономии обучающихся. Основная идея системы непрерывного профессионального развития педагога - это формирование инновационной компетентности, готовности к изменениям и профессиональному росту, которая предусматривает прохождение определённых этапов/стадий профессионального совершенствования: от педагога-стажёра до педагога-тренера.
Гуманитарно-технологическая среда, компоненты которой были подробно изложены выше, рассматривается нами в качестве условия реализации модели, которая предоставляет возможности для саморазвития и самореализации субъектов образования. Гуманитарный блок представлен иноязычной подготовкой, направленной на формирование профессионально-ориентированной иноязычной компетенции, которая обеспечивает развитие основных умений и навыков поликультурного общения в условиях международной коммуникации.
Личностный компонент мы связываем с пониманием поликультурной иноязычной личности как сложного многоуровневого образования, сущность которого определяется сформированностью её профессионально-ориентированного языкового сознания, уровнем развития языковых способно-
стей, профессионально-ориентированных коммуникативных потребностей, рефлексивных умений и готовностей для осуществления иноязычной профессионально-ориентированной деятельности в мультикультурной среде [15].
Технологический компонент среды подразумевает рассмотрение непрерывного профессионально-ориентированного иноязычного образования как потребности и инструмента непрерывного саморазвития, кооперативной деятельности; пространство, где есть свобода выбора образовательной траектории. Главным атрибутом среды является использование новейших образовательных технологий, целью которых является не накопление знаний, умений, а развитие потенциала обучающихся, формирование механизма самоорганизации и самореализации личности каждого обучающегося. В этой связи мы отдаём предпочтение смешанному и проектному обучению.
Коммуникативный блок направлен на организацию учебного взаимодействия на основе поликультурного профессионально-ориентированного общения (поликультурного диалога); взаимодействие участников образования с различными средами (информационной, поликультурной, профессиональной, научной); взаимосогласованное участие всех субъектов образования в конструировании и интенсификации образовательного процесса.
В ходе экспериментального обучения важным моментом является выявление типов связи личности с образовательной средой. Для этого помимо стартового теста ежегодно при запуске курса мы изучаем отношение обучающихся к самой предметной области «Иностранный язык» и отслеживаем модальности образов среды (предложенные В.А. Ясвиным) [13].
Кратко опишем полученные результаты. Стартовый тест демонстрирует относительно невысокий уровень сформированности иноязычной компетентности по Общеевропейской шкале (CEFR), где уровни А1-А2 составляют 71 %, В1 -19 %, В2 - 2 %. Цифра 8 % относится к тем, кто ранее изучал другие языки и вынужден изучать английский с нуля. Это объяснимо, поскольку 75 % обучающихся являются выпускниками общеобразовательных школ без углублённой языковой подготовки либо колледжа.
Анкетирование по изучению мотивов изучения английского языка показывает, что 68 % обучающихся имеют опыт с 5-го класса, при этом более половины (54,3 %) дополнительно языком не занимались. Как правило, самооценка уровня владения английским языком не совпадает со стартовыми показателями, обучающиеся оценивают себя выше. Анализ целей изучения языка позволяет выделить основные мотивы, которые ранжируются следующим образом: 1) для профессиональной деятельности; 2) для продолжения образования за рубежом; 3) для саморазвития. Примечательно наличие интереса к предмету (большого - 44,2 % и некоторого интереса - 46,6 %), 67,7 % посещали бы занятия, даже если бы они не были обязательными. Хотя у 95,5 % нет опыта сдачи международных экзаменов, 31,8 % планируют получение международной сертификации.
Для изучения типа связи личности с образовательной средой было проведено выборочное исследование, где использовались четыре типа модальности образов среды, предложенные В.А. Яс-виным: карьерная, догматическая, творческая, безмятежная.
В качестве критериального показателя рассматривалось наличие или отсутствие в образовательной среде условий для развития качеств личности, ее личностных характеристик (активность -пассивность, свобода - зависимость).
В исследовании приняло участие 150 студентов первого, второго и третьего курсов. Студенты первого и второго курсов изучали английский язык в рамках формального образования, студенты третьего курса в основном представлены студентами, изучающими иностранный язык в условиях интеграции формального и неформального образования (дополнительная квалификация, факультатив). Общая выборка (150 студентов) разделена на четыре группы по критерию оценки типа модальности образовательной среды университета на основе результатов анкетирования с использованием опросника «Методика векторного моделирования образов среды». В оценке среды определялись наличие типа связи, обусловленного чувствительностью личности к свойствам среды определенной модальности. Результаты представлены в таблице.
Распределение выборочной совокупности обучающихся по типам образовательной среды
Среда Количество студентов, чел. (%)
I курс II курс III курс Всего
Карьерная 14 (28 %) 18(36 %) 24 (48 %) 56 (37,3 %)
Творческая 20 (40 %) 21 (42 %) 16 (32 %) 57 (38 %)
Догматическая 10 (20 %) 5 (10 %) 7 (14 %) 22 (14,6 %)
Безмятежная 6 (20 %) 6 (12 %) 3 (6 %) 15 (10 %)
Количество студентов по курсам 50 50 50 150
Обсуждение результатов
Анализ результатов опроса респондентов позволяет констатировать, что низкий стартовый уровень обученности объясняется предыдущим опытом изучения английского языка. Однако отмечается заинтересованность в изучении английского языка, обучающиеся видят его в одном из конкурентных преимуществ будущей профессиональной деятельности либо для дальнейшего обучения за рубежом, что делает актуальным развитие образовательной среды.
В общей выборке по поводу карьерной и творческой типов модальности студенты разделились на две группы - 37,3 и 38 % соответственно. Самую малую группу составили студенты, которые оценивали гуманитарно-техническую среду как безмятежную, - 1 %. Интересным представляется динамика изменения отношения студентов к образовательной среде. Переход от преобладающей творческой характеристики образа среды к карьерной (от 28 до 48 %) на третьем курсе свидетельствует, по нашему мнению, о росте интереса к будущей профессии. Уменьшение числа студентов, которые оценивали среду как догматическую, за счет изменения мнения в пользу творческой и карьерной, говорит о неких преобразованиях в учебном процессе, которые оказали положительное влияние на обучающихся.
Увеличение числа студентов третьего курса, которые оценили образовательную среду как карьерную, можно рассматривать как признаки приоритета профессиональных ценностей.
Заключение
Развитие поликультурной личности будущего профессионала тесно связано с формированием образовательной среды, которая, по характеру являясь гуманитарно-технологической, создает условия как для развития субъектности, так и интер-субъектности, способствуя становлению поликультурной личности. При проектировании образовательной среды необходимо учитывать, что такой вид среды представляет собой специфически функционирующую социокультурную динамику, которая обеспечивает развертывание механизмов процесса познавательно-профессиональной деятельности. Это многомерное, интегративное явление, охватывающее новые аспекты образования; открытая динамичная система, которая характеризуется постоянным взаимодействием с внешней средой; динамический конструкт, который оказывает существенное влияние на организацию образовательных практик; представляет различные типы благодаря разнообразным возможностям коммуникаций.
Статья выполнена при поддержке Правительства РФ (Постановление № 211 от 16.03.2013 г.), соглашение № 02.A03.21.0011.
Литература
1. Афанасьева, О.Ю. Коммуникативная иноязычная образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности учителя иностранного языка / О.Ю. Афанасьева М.Г. Федотова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Педагогические науки - 2016. - № 4. - С. 14-19.
2. Коряковцева, Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии / Н.Ф. Коряковцева. - М.: Академия, 2010. - 192 с.
3. Кулюткин, Ю.Н. Образовательная среда и развитие личности / Ю.Н. Кулюткин, С.В. Тарасов // Новые знания. - 2001. - № 1. - http:// www.znanie. org/jornal/n 1_01/obraz_sreda. html
4. Марковина, И.Ю. Полиязычная среда медицинского вуза: задачи и решения /И.Ю. Марковина // Медицинское образование и вузовская наука. -2017. - № 1(9). - С 60-64.
5. Новиков, В.Н. Образовательная среда вуза как профессионально и личностно стимулирующий фактор / В.Н. Новиков // Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» — http://psyedu.ru/joumal/2012/U2776.phtml
6. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») федерального государственного автономного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» на 2016-2020 годы (2-й этап - 2018-2020 годы) https://www.susu.ru/sites/default/files/book/yuurgu_do rozhnaya_karta_soglasovannaya_v_ministerstve.pdf (дата обращения 09.01.2019).
7. Полиязычная образовательная среда: модели, пути создания, практики: монография / под ред. М.О. Гузиковой, А.Л. Неволиной. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 124 с.
8. Психология профессионального развития: методология, теория и практика: коллективная монография / Э. Ф. Зеер [и др.]; под ред. Э. Ф. Зее-ра. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. унта, 2011. -159 с.
9. Рубцов, В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы: монография / В.В. Рубцов, Т.Г. Ивошина; Ин-т образовательной политики «Эврика» и др. - М.: МГППУ, 2002. -272 с.
10. Слободчиков, В.И. О понятии образовательной среды в контексте развивающегося образования / В.И. Слободчиков, 2-я Российская конференция по экологической психологии: материалы (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). - М.: Экопсицентр РОСС. - 329 с.
11. Сороковых, Г.В. Влияние иноязычной образовательной среды на формирование личности студента как лидера-профессионала / Г.В. Сороковых, И.Е. Баранова // Историческая и социаль-
но-образовательная мысль. - 2017. - Т. 9, № 2. -Ч. 1. - С. 176-181.
12. Якушева, И.В. Инновационная обучающая среда в университете: соответствие международным требованиям / И.В. Якушева, О.А. Дем-ченкова //Педагогика. - 2018. - № 11. - С. 55-61.
13. Ярославова, Е.Н. Инновационная образовательная среда как условие самореализации будущих профессионалов в непрерывном иноязычном образовании / Е.Н. Ярославова // Иностранные языки в профессиональной подготовке и самореализации специалистов высшей квалификации: кол-
лект. моногр.; под ред. Е.Н. Ярославовой. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2012. -С. 294-347.
14. Ярославова, Е.Н. Концепция непрерывного профессионально-ориентированного иноязычного образования как условие самореализации будущего специалиста высшей квалификации / Е.Н. Ярославова, М.Г.Федотова. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. - 316 с.
15. Ясвин, В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. -М.: Смысл, 2001. - 368 с.
Ярославова Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, директор Института лингвистики и международных коммуникаций, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), [email protected], [email protected]
Федотова Марина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск); доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Челябинск), [email protected]
Поступила в редакцию 14 января 2019 г.
DOI: 10.14529/ling190107
DESIGNING HUMANITARIAN AND TECHNOLOGICAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR FOR THE FUTURE PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGES TEACHING AT THE UNIVERSITY
E.N. Yaroslavova , [email protected], [email protected] M.G. Fedotova1'2, [email protected]
1 South Ural State University, Chelyabinsk, Russia
2 South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia
The aim of the article is to describe the results of the research that deal with implementing the innovative model of teaching English. This objective set by the tasks of 5-100 Project at South Ural State University emphasizes the role of educational environment which may be considered as a factor of multicultural personality development. The authors specify the notion of "university multilanguage environment", justify the theoretical foundations of designing humanitarian and technological educational environment in innovative conditions. The elements of humanitarian and technological educational environment have been revealed that are described as personal, humanitarian, technological and communicative.
The paper also summarizes the results of the experiment aimed at evaluating students' attitude to the subject area of "Foreign Languages" and determining the type of relationship between students' personality and the educational environment.
Keywords: foreign language teaching, educational environment, multicultural personality development.
References
1. Afanasyeva O.Yu., Fedotova M.G. [Communicative Foreign Language Educational Environment as a Factor of Forming a Foreign Language Teacher's Professional Competence. Vestnik Cheljabinskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Pedagogicheskie nauki [Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University]. 20l6, no. 4, pp. 14-19. (in Russ.)
2. Koryakovtseva N.F. Theory of teaching foreign languages: productive educational technologies. Moscow, Akademiya, 2010. 192 p. (in Russ.)
3. Kuljutkin Ju.N., Tarasov S.V. [Educational Environment and Personality Development]. Novye znanija [New Knowledge]. 2001, no. 1. http://www.znanie.org/jornal/ n1_01/obraz_sreda.html (accessed 09.01.2019)
4. Markovina I.Ju., McFarland J. [Breaking the Language Barrier: Developing the English-Friendly Environment at Russian Universities]. Medicinskoe obrazovanie i vuzovskaja nauka [Medical Education and University Science]. 2017. No. 1(9), pp. 60-64. (in Russ.)
5. Novikov V.N. Obrazovatel'naja sreda vuza kak professional'no i lichnostno stimulirujushhij factor [University Educational Environment as a Stimulating Factor (Professional and Personal Aspects]. Jelektronnyj zhurnal "Psihologo-pedagogicheskie issledovanija" [Electronic Journal "Psycho-Pedagogical Research]. http://psyedu.ru/journal/2012A/2776.phtml (accessed 09.01.2019)
6. Roadmap for the Competitiveness Enhancement Program of South Ural State University for 2016-2020 (2nd stage 2018-2020). https://www.susu.ru/sites/default/files/book/yuurgu_ dorozhnaya_karta_soglasovannaya_v_ ministerstve.pdf (accessed 09.01.2019).
7. Polijazychnaja obrazovatel'naja sreda: modeli, puti sozdanija, praktiki: monografija /pod red. M.O. Gu-zikovoj, A.L. Nevolinoj. [Multiligual Environment of Universities: Concept, Creation. Best Practices]. Ekaterinburg, Publishing of Ural federal University, 2016, 124 p.
8. Zeyer E.F. Psihologija professional'nogo razvitija: metodologija, teorija i praktika: kollektivnaja monografija [Psychology of Professional Development: Methodology, Theory and Practice. Joint Monograph]. Ekaterinburg. Publishing Russian State Vocational Pedagogical University. 2011. 159 p.
9. Rubcov V.V., Ivoshina T.G. Proektirovanie razvivajushhej obrazovatel'noj sredy shkoly: monografija [Designing Developmental School Educational Environment]. Moscow, Publishing of Moscow State University of Psychology and Education, 2002. 272 p.
10. Slobodchikov V.I. [On the Notion of Eduactional Environment in the Context of Developing Education] . 2-ja Rossijskaja konferencija po jekologicheskoj psihologii: materialy (Moskva, 12-14 aprelja 2000 g.) [Proceedings of the 2nd Russia Conference on Ecological Psychology. Moscow, April 12-14, 2000]. Moscow, Publishing of Jekopsicentr ROSS, 2000, 329 p.
11. Sorokovykh G.V., Baranova I.E. [Influence of a Miscellaneous Educational Environment for the Formation of the Personality of a Student as a Leader-Professional]. Istoricheskaja i social'no-obrazovatel'naja mysl' [Historical and Social Educational Idea]. 2017. Vol. 9. No. 2. Part 1. Pp. 176-181.
12. Jakusheva I.V., Demchenkova O.A. [Innovative Learning Environment: Meeting the Needs of International Requirements]. Pedagogika [Pedagogics]. 2018, no. 11, pp. 55-61. (in Russ.)
13. Yaroslavova Ye.N. Innovacionnaja obrazovatel'naja sreda kak uslovie samorealizacii budushhih profes-sionalov v nepreryvnom inojazychnom obrazovanii [Innovative Educational Environment as Self-realizing Factor for a Future Professional in Lifelong Foreign Language Education]. Inostrannye jazyki vprofessional'nojpodgo-tovke i samorealizacii specialistov vysshej kvalifikacii: kollektivnaja monografija [Foreign Languages in Professional Training and Self-Reailization for a Specialist of Higher Qualification]. Chelyabinsk, South Ural St. Univ. Publ., 2012. Pp. 294-347. (in Russ.)
14. Yaroslavova Ye.N., Fedotova M.G. Kontseptsiya nepreryvnogo professionalno- oriyentirovannogo inoya-zychnogo obrazovaniya kak usloviye samorealizatsii budushchego spetsialista vysshey kvalifikatsii [Lifelong Foreign Language Education Concept as Self-realizing Factor for a Specialist of Higher Qualification]. Chelyabinsk, Publishing of South Ural State University, 2010. 316 p. (in Russ.)
15. Jasvin V.A. Obrazovatel'naja sreda. Ot modelirovanija kpr ektirovaniju [Educational Environment. From Modeling to Practice]. Moscow, Smysl, 2001. 368 p.
Elena N. Yaroslavova, Candidate of Pedagogical Science, Associate Professor, Director of the Institute of Linguistics and International Communications, South Ural State University (Chelyabinsk), [email protected]
Maria G. Fedotova, Candidate of Pedagogical Science, Associate Professor, Chair of Foreign Languages, South Ural State University (Chelyabinsk); Associate Professor of the Chair of the English Language and Methods of Teaching English, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk), [email protected]
Received 14 January 2019
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Ярославова, Е.Н. Проектирование гуманитарно-технологической образовательной среды как фактор развития будущего профессионала в процессе обучения иностранным языкам в университете / Е.Н. Ярославова, М.Г. Федотова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». -2019. - Т. 16, № 1. - С. 40-47. DOI: 10.14529/ling190107
FOR CITATION
Yaroslavova E.N., Fedotova M.G. Designing Humanitarian and Technological Educational Environment as a Factor for the Future Professional Development in the Process of Foreign Languages Teaching at the University. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Linguistics. 2019, vol. 16, no. 1, pp. 40-47. (in Russ.). DOI: 10.14529/ling 190107