Научная статья на тему 'Педагогическое проектирование поликультурной информационно-образовательной среды общеобразовательного учреждения на основе WEВ-Сайта «Содружество»'

Педагогическое проектирование поликультурной информационно-образовательной среды общеобразовательного учреждения на основе WEВ-Сайта «Содружество» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / PEDAGOGICAL DESIGNING / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / MULTICULTURAL INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рягин Сергей Николаевич, Макулов Серик Имангалиевич

Представлена технология педагогического проектирования поликультурной информационно-образовательной среды как ряд последовательных этапов и шагов по созданию и использованию web-сайта «Содружество». Разработанная информационно-образовательная среда позволяет сформировать у обучаемых знания о культуре различных социальных групп, толерантное отношение к ним и умение взаимодействовать с представителями собственной культуры и других социальных групп в соответствии с установленными традициями и нормами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рягин Сергей Николаевич, Макулов Серик Имангалиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DESIGNING OF MULTICULTURAL INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION ON THE BASIS OF WEВ-SITE “COMMONWEALTH”

The technology of pedagogical designing of a multicultural educational environment is represented as a series of sequential stages and steps for creating and using web-site “Commonwealth”. The desinged information-educational environment allows to develop learners knowledge about the culture of different social groups, tolerant attitude towards them and the ability to interact with members of the own culture and other social groups in accordance with the established traditions and norms.

Текст научной работы на тему «Педагогическое проектирование поликультурной информационно-образовательной среды общеобразовательного учреждения на основе WEВ-Сайта «Содружество»»

Рецензенты:

Т.А. Вахрушева, кандидат педагогических наук, доцент, Филиал Тюменского государственного нефтегазового университета в г. Новый Уренгой;

А.П. Жигадло, доктор педагогических наук, доцент, Сибирская автомобильно-дорожная академия. УДК 37.013.42

С.Н. Рягин Омская гуманитарная академия Омский государственный технический университет

С.И. Макулов Омская гуманитарная академия

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ WEВ-САЙТА «СОДРУЖЕСТВО»

Представлена технология педагогического проектирования поликультурной информационно -образовательной среды как ряд последовательных этапов и шагов по созданию и использованию web-сайта «Содружество». Разработанная информационно-образовательная среда позволяет сформировать у обучаемых знания о культуре различных социальных групп, толерантное отношение к ним и умение взаимодействовать с представителями собственной культуры и других социальных групп в соответствии с установленными традициями и нормами.

Ключевые слова: поликультурное образование, педагогическое проектирование, поликультурная информационно -образовательная среда.

В начале третьего тысячелетия такие мировые тенденции, как рост интенсивности миграционных процессов, динамика процессов глобализации в условиях стремительно развивающихся мировых социально-экономических взаимодействий между странами, международная интеграция, научно-технический прогресс и исламизация, обозначили острую необходимость формирования у подрастающего поколения диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей.

В многочисленных исследованиях социологов (В.М. Смокотин, Ф.И. Атмурзаева, К.С. Мокин, В.И. Мукомель, И.В. Лукьянова и др.), политологов (В.В. Штоль, К.Ю. Смо-лентцев, Н.В. Лукьянович, К.А. Феофанов и др.), педагогов (М.В. Данилова, А.В. Шатцкая, М.В. Дюжакова, Х.-А. Джамаль, О.В. Семеняк, А.А. Шагенов и др.), философов (Д.Б. Керимов, Н.М. Вагабов, Л.Ю. Феофанова и др.) констатируется снижение уровня национально-культурной идентичности, нарастание случаев нетерпимости и враждебности к людям другой культуры, непонимании их традиций и ментальности. Решение обозначенной проблемы исключено без использования возможностей системы общего среднего образования. Рассмотрим один из способов решения этой проблемы - формирование поликультурной информационно-образовательной среды на основе обоснованной и разработанной системы педагогического проектирования.

Детальный анализ работ исследователей, посвященных разработке образовательных сред (В.В. Рубцов, В.К. Коломеец, Н.И. Демидова, В.И. Слободчикова, В.А. Ясвин, В.И. Панов и др.), поликультурных образовательных сред (Е.А. Пугачева, Б.И. Бим-Бад, В.Г. Бочарова, О.В. Солодянкина, А.Е. Шабалдас, И.А. Неясова и др.), информационно-образовательных сред (А.П. Ершов, О.Ю. Шмакова, О.А. Ильченко, И.В. Роберт, С.В. Паню-кова, А.А. Кузнецова, А.Ю. Кравцова и др.), позволил определить поликультурную информационно-образовательную среду (ПИОС) как часть виртуального пространства образовательной среды, включающей в себя условия и механизмы для формирования у обучаемых: знаний о ценностях и нормах, сложившихся традициях, нормах поведения собственной и других культур; умений выделять и осмысливать ценности каждой культуры, оказывать по-

мощь и поддержку представителям контактирующих культур; способов общения и решения межкультурных конфликтов [4].

В ходе исследования установлено, что проектирование процессуальной составляющей поликультурной информационно-образовательной среды (ПИОС) состоит из ряда этапов, где теоретической основой педагогического проектирования являются работы Н.Г. Алексеева, Г.М. Королёва, С.Н. Рягина и др.) [1; 3; 6], создания и разработки информационно-образовательных сред, в том числе основанных на информационно-коммуникационных, сетевых технологиях (А.А. Андрееев, В.И. Слободчиков, И.В. Роберт, В.А. Ясвин и др.) [2; 5; 7; 8; 10].

В результате исследования установлены следующие этапы проектирования поликультурной информационно-образовательной среды общеобразовательного учреждения:

Этап 1. Разработка целевого компонента ПИОС в виде перечня образовательных, воспитательных целей и целей по развитию. Этот этап как ведущий компонент постановки цели изначально интегрирует в себе аналитические, диагностические, ориентировочные, проектировочные и оценочно-результативные характеристики и выполняет системообразующую функцию в поликультурном образовательном процессе:

Шаг 1. Определение ценностной ориентации цели - ценностное определение цели и субъективное принятие мысленного образа поликультурного образования.

Шаг 2. Декомпозиция цели - превращение стратегической цели в систему подцелей и задач поликультурного образования учащихся.

Шаг 3. Определение организационного сопровождения - выбор адекватных цели и задачам способов решения и педагогического воздействия на субъектов целеполагания.

Шаг 4. Рефлексия - анализ причинно-следственных связей между целью, задачами, методами, условиями, результатами поликультурного образования.

Этап 2. Разработка содержательного компонента ПИОС в виде групп статических и динамических знаний, составленных с учетом социокультурных особенностей региона места нахождения общеобразовательного учреждения:

Шаг 5. Анализ социально-культурных групп региона, муниципального района, общеобразовательного учреждения.

Шаг 6. Определение потенциальных пользователей ПИОС.

Шаг 7. Выявление потребности в информационных ресурсах потенциальных пользователей ПИОС.

Шаг 8. Конкретизация и структурирование знаний, умений и способов деятельности, связанных с культурными ценностями, сложившимися традициями, нормами поведения представителей различных культурно-социальных групп, методами (способами) разрешения межкультурных конфликтов и методами общения с представителями собственной культуры и других социальных групп в соответствии с установленными традициями и нормами поведения.

Этап 3. Проектирование процессуального компонента поликультурной информационно-образовательной среды. Этот этап состоит из системы действий, направленных на практическую реализацию поликультурного образования школьников в виде web-сайта:

Шаг 9. Разработка технической концепции сайта «Содружество» с указанием групп пользователей, целей продвижения в сети Интернет, информационным наполнением, основными принципами дизайна экранного интерфейса и систем навигации, структуры разделов сайта, основными принципами технической реализации и характеристиками потенциальных посетителей; выбор хостинга для размещения сайта; создание web-центра, деятельность которого должна быть направлена на подготовку к размещению на сайте информационно-образовательных ресурсов.

Шаг 10. Подготовка и размещение на сайте информации в соответствии с поставленными целями и задачами ПИОС. Для этого целесообразно в общеобразовательном учреждении создать следующие организационные структуры: а) информационно-методический центр, деятельность которого направлена на формирование и постоянное обновление банка статической и динамической группы знаний, методического обеспечения процесса поли-

культурного образования; б) административный центр, деятельность которого направлена на автоматизацию процессов проведения тематических олимпиад и конкурсов, ведение вебина-ров, online конференций и др.; в) центр по подготовке кадров к работе в условиях ПИОС, работа которого должна быть направлена на повышение информационной культуры педагога и, как следствие, на повышение информационной культуры учащихся, на помощь преподавателям в вопросах внедрения информационно-образовательных ресурсов в процесс поликультурного образования школьников, на изучение и обобщение опыта внедрения ИКТ в образовательный процесс, а также проведение круглых столов, методических советов, мастер -классов и др.

Шаг 11. Использование веб-сайта «Содружество» на уроках, во внекласнных и внешкольных мероприятиях.

Этап 4. Оценка эффективности поликультурной информационно-образовательной среды общеобразовательного учреждения. Выделяем следующие критерии для оценки эффективности поликультурной информационно-образовательной среды:

1) знаниевый критерий. Данный критерий позволяет оценить сформированность у обучаемых знаний о ценностях, сложившихся традициях, нормах поведения собственной культуры и культуры различных социальных групп и о методах взаимодействия в информационной среде на основе использования как традиционных, так и новых информационных технологий;

2) когнитивный критерий направлен на оценку сформированности у обучаемых мировосприятия, основанного на убеждении в необходимости существования различных культур как основы сохранения исторического опыта человечества, наличия поликультурности мира в целом и региона пребывания в частности, необходимости проявления толерантного отношения к представителям культур различных социальных групп и возможности гармонично сосуществовать и взаимодействовать в конкретном социальном пространстве равноправных и равноценных культур (субкультур). Выделение данного критерия обусловлено необходимостью оценки когнитивных процессов (восприятие, память, речь, мышление и др.) обучаемых как характеристики, позволяющей установить, формируется ли мышление обучаемых на основе поликультурной картины мира, включается ли в систему их рассуждений культурологический аспект, используются ли для принятия решений в соответствующих ситуациях знания морально-этических норм представителей различных культурных групп. Включение данных уточнений в когнитивный критерий позволит оценить, способствует ли разработанная ПИОС достижению воспитательных целей поликультурного образования;

3) практический, или деятельностный, критерий предполагает наличие организационных и коммуникативных умений, позволяющих успешно осуществлять диалог, разрешать межкультурные конфликты, способности к общению и взаимодействию с представителями собственной культуры и других социальных групп в соответствии с установленными традициями и нормами поведения, «сопоставлять и анализировать различные точки зрения, подходы к проблеме ...воспринимать и интерпретировать информацию, выявлять основной смысл текста .формулировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а также взаимодействовать в информационной среде, основанной на применении новых информационных технологий»;

4) информационно-культурологический критерий. Необходимость оценки эффективности поликультурного образования в условиях информационно-образовательной среды общеобразовательной школы с учетом данного критерия обусловлена включением информационной культуры как одной из составляющих культуры в целом. Оценка сформированности у учащихся знаний, принадлежащих предметному полю поликультурного образования, осуществлялась в трех направлениях, целью которых было установить: 1) существуют ли у обучаемых так называемые языковые проблемы, связанные с наличием или отсутствием знаний и навыков применения литературной или разговорной речи на родном языке и языке страны пребывания (государственного); 2) выявить наличие или отсутствие знаний о культуре этнических групп, религиозных конфессиях, субкультурных объединениях, представленных в регионе.

Немцы Белорусы Религиозные конфессии

Мусульмане

Софужесте

Сотрудничества

Рис. 1. Примеры скрин-шотов страниц сайта «Содружество»

Исследование технологии проектирования поликультурной информационно-образовательной среды в условиях педагогического эксперимента осуществлялось не только в России (г. Омск, г. Астрахань, г. Благовещенск), но и в Республике Казахстан. Примеры скрин-шотов страниц сайта «Содружество» представлены на рис. 1.

Проведенный педагогический эксперимент подтвердил эффективность разработанной технологии проектирования ПИОС по всем обозначенным критериям. Приведем в качестве примера результаты использования опросника для измерения толерантности, разработанного В.С. Магун, М.С. Жамкочьян, М.М. Магура [9]. Повышение толерантности учащихся в условиях педагогического эксперимента (рис. 2) свидетельствует о влиянии ПИОС на решение обозначенной проблемы.

Рис. 2. Толерантность учащихся на констатирующем и формирующем этапах педагогического эксперимента

Проделанная опытно-экспериментальная работа по внедрению технологии проектирования поликультурной информационно-образовательной среды позволила достигнуть целей поликультурного образования, а информационно-образовательная среда обладает заданными свойствами, ее внедрение оказывает положительный эффект в формировании толерантности школьников.

Библиографический список

1. Алексеев, Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление / Н.Г. Алексеев // Развитие личности. -2002. - № 2. - С. 95-115.

2. Андреев, А.А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях : дис. ... канд. пед. наук / А.А. Андреев : 13.00.02. - М., 1999. - 289 с.

3. Королёва, Г.М. Организационно-педагогическое проектирование этнокультурной деятельности в социокультурной среде региона : монография / Г.М. Королёва. - М. : Коллаж, 2010. - 295 с.

4. Макулов, С.И. Дидактическое проектирование поликультурной информационно -образовательной среды школы / С.И. Макулов, О.В. Мирзабекова // Человек и образование. - 2013. - № 4(37). - С. 180-184.

5. Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : учеб.-методич. пособие / И.В. Роберт. - М. : Дрофа, 2008. - 312 с.

6. Рягин, С.Н. Преемственность общего и профессионального образования в условиях их системных изменений : монография / С.Н. Рягин. - М. : Наука, 2009. - 245 с.

7. Слободчиков, В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В.И. Слободчиков. - М., 2000. - С. 172-176.

8. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология : учеб. пособие / Н.Ф. Талызина. - М. : Академия, 1998. -

282 с.

9. Чекмарёва, Т.Н. Толерантность - поиск мира и согласия в межличностном взаимодействии : практикум / Т.Н. Чекмарёва, С.А. Фёдорова. - Братск : ГОУ ВПО «БрГУ», 2011. - 183 с.

10. Ясвин, В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды / В.А. Ясвин // Дополнительное образование. - 2000. - № 6. - С. 16-22.

S.N. Ryagin

Omsk Academy of the Humanities, Omsk State Technical University

S.I. Makulov Omsk Academy of the Humanities PEDAGOGICAL DESIGNING OF MULTICULTURAL

INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION ON THE BASIS OF WEB-SITE "COMMONWEALTH"

The technology of pedagogical designing of a multicultural educational environment is represented as a series of sequential stages and steps for creating and using web-site "Commonwealth". The desinged information-educational environment allows to develop learners knowledge about the culture of different social groups, tolerant attitude towards them and the ability to interact with members of the own culture and other social groups in accordance with the established traditions and norms.

Key words: multicultural education, pedagogical designing, multicultural information-educational environment.

References

1. Alekseev N.G. Designing and reflective thinking. Razvitie lichnosti, 2002, no. 2, pp. 95-115.

2. Andreev A.A. Didakticheskie osnovy distantsionnogo obucheniya v vishih uchebnih zavedeniyah [Didactic foundations of distance learning in higher education: thesis of the candidate of pedagogical sciences]. Moscow, 1999, 289 p.

3. Koroleva G.M. Organizatsionno-pedagogicheskoe proektirovanie etnokulturnoy deyatelnosty v sotsiokulturnoy srede regiona [Organization-pedagogical designing of ethno-cultural activities in the socio-cultural environment of the region]. Moscow, 2010, 295 p.

4. Makulov S.I. Didactic designing of a multicultural educational environment of the school. Chelovek I obrazovanie, 2013, no. 4(37), pp. 180-184.

5. Robert I.V. Informatsionnie I kommunikatsionnie tehnologii v obrazovanii [Information and communication technologies in education], Moscow, 2008, 312 p.

6. Ryagin S.N. Preemstvennost obschego I professionalnogo obrazovaniya v usloviyah ih sistemnih izmeneni [The succession of general and professional education in terms of their systemic change], Moscow, 2009, 245 p.

7. Slobodchikov V.I. On the concept of educational environment in the concept of developmental education. Moscow, 2000, pp. 172-176.

8. Talyzina N.F. Pedagogicheskayapsihologiya [Pedagogical psychology]. Moscow, 1998, 282 p.

9. Chekmareva T.N. Tolerantnost -poisk mira I soglasiya v mezhlichnostnom vzaimodeistvii: praktikum [Tolerance - search for peace and harmony in the interpersonal interaction : workshop]. Bratsk, 2011, 183 p.

10. Yasvin, V.A. Psycho-pedagogical designing of educational environment. Dopolnitelnoe obrazovanie, 2000, no. 6, pp. 16-22.

© Рягин С.Н., Макулов С.И., 2014

Авторы статьи:

Сергей Николаевич Рягин, доктор педагогических наук, профессор, Омская гуманитарная академия, Омский государственный технический университет;

Серик Имангалиевич Макулов, аспирант, Омская гуманитарная академия, e-mail: [email protected].

Рецензенты:

С.А. Маврин, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет; Е.П. Щербаков, доктор психологических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.

УДК 37.01

И.В. Склярова

Пятигорский государственный лингвистический университет ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И ВУЗА

Взаимодействию в системе образования, в частности взаимодействию школы и вуза, отводят большую роль. Именно школа и вуз являются оптимальными партнерами по отношению друг к другу. Выстроенная совместная работа школы и вуза значительно повышает эффективность выполнения социального заказа на обеспечение необходимой и современной подготовки старшеклассников к жизни в информационном, постоянно развивающемся мире.

Ключевые слова: модернизация образования, взаимодействие, педагогическое взаимодействие, закономерности взаимодействия, принципы взаимодействия.

Образование ценилось во все времена. Именно образование является основой экономической и социальной стабильностью общества. Образование является источником духовности и нравственности населения, дает возможность развития интеллектуальным ресурсам. Реформы, проходящие в различных сферах человеческой деятельности, привели к необходимости модернизации российского образования. Изменения коснулись общеобразовательных и основных образовательных программ [15]. Решение задач, поставленных сегодня перед российским образованием, потребовало как изменения содержания обучения, технологий обучения в различных образовательных учреждениях, так и новых структурных и организационных решений [14].

Повышению эффективности выполнения социального заказа на обеспечение необходимой и современной подготовки старшеклассников к жизни в информационном мире может способствовать организация взаимодействия школы с учреждениями высшего профессионального образования. Анализируя сущность и содержание понятия «взаимодействие», важно отметить, что современная наука рассматривает следующие виды взаимодействия: физическое, химическое, биологическое, психологическое и социальное. Из них нас интересует лишь последний вид взаимодействия и специфика его проявления в педагогике.

В настоящее время в гуманитарном знании нет однозначного определения самой категории «взаимодействие». Разнообразные определения этой категории обусловлены сложностью структуры взаимодействия и трудностью охвата одним определением всего богатства ее содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.