С. И. Макулов
(Омск), О. В. Мирзабекова
(Астрахань)
Дидактическое проектирование поликультурной
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ
В статье раскрывается применение метода дидактического проектирования для создания поликультурной информационно-образовательной среды, результатом чего стали принципы и механизмы создания среды
Одной из приоритетных задач системы образования является подготовка к успешному решению общественно значимых задач, к самореализации, к гармоничному сосуществованию с окружающими в условиях межкуль-турного диалога. В этой связи актуальна проблема создания и развития поликультурного образовательного пространства (среды], обеспечивающего диалогические, толерантные отношения между культурами и их представителями - носителями культур различных этнических и социальных групп, религиозных конфессий, как составляющих многонационального и поликультурного общества в целом.
Одним из подходов к созданию информационно-образовательной среды является дидактическое проектирование. Такое инженерное понятие, как «проектирование», используется в педагогике достаточно давно, и к настоящему времени существует множество его определений. Обобщение определений понятия «проектирование» приводит нас к выводу о том, что проектирование - это вид деятельности, результатом которой является некий продукт - проект, как «совокупность документов (расчетов, чертежей и др.] для создания какого-либо объекта, состояния, процесса» [1, с. 19].
В нашем исследовании конечным продуктом проектной деятельности является проект поликультурной информационно-образовательной среды (ПИОС), в основе которой заложены такие составляющие, как содержание, формы, методы и дидактические средства [2, с. 9]. Кроме того, анализ научно-педагогической литературы позволил установить, что любая информационно-образовательная среда имеет две основные составляющие:
программно-аппаратное обеспечение и телекоммуникационные системы; учебный контент в виде электронных образовательных ресурсов.
Следовательно, дидактическое проектирование ПИОС школы необходимо вести по следующим направлениям, оставаясь при этом в проблемном поле педагогики: содержательная составляющая ПИОС (содержание образования - электронные образовательные ресурсы); функциональная составляющая (методы и формы образовательного процесса); программно-аппаратное обеспечение. При этом под дидактическим проектированием информационно-образовательной среды понимается «научно-организационная деятельность различных групп разработчиков по созданию совокупности современных электронных образовательных и других информационных ресурсов, ориентированных на удовлетворение потребностей участников образовательного процесса, а также аппаратных и программных средств хранения, обработки, передачи учебных материалов, обеспечивающих оперативный доступ к ним и телекоммуникационное взаимодействие обучаемых и преподавателей в интересах достижения образовательных целей» [1, с. 37].
Анализ работ [3, 4, 5, 6 и др.], посвященных созданию информационно-образовательных сред, позволил выделить этапы дидактического проектирования: определение целей образовательного процесса; отбор содержания образования и его структуризация с учетом возможностей применяемых программно-аппаратных средств; выбор форм организации образовательного процесса и разработка специальных информационно-коммуникационных средств, обеспечивающих взаимо-
действие его участников и доступ к информационно-образовательным ресурсам.
Для проектирования целевого компонента ПИОС воспользуемся мнением психологов [7, 8, 9] о том, что в формулировке цели образовательного процесса должны быть указаны: деятельность, которую необходимо выполнить; конечный продукт этой деятельности; свойства конечного продукта. Конечным продуктом деятельности педагога, как человека регламентирующего и организующего работу всех участников образовательного процесса в информационно-образовательной среде, является учащийся с определенными свойствами - новыми знаниями, умениями и качествами личности [10, с. 12].
Уточним, какие именно знания, умения и качества личности должны приобрести учащиеся. Под поликультурным образованием будем понимать формирование когнитивных процессов (восприятие, память, речь, мышление и д.р.), знаний о ценностях, сложившихся традициях, нормах поведения, исторических, интеграционных и социально-экономических изменениях собственной и других культур, а также видов деятельности (разрешать меж-культурные конфликты, выделять и осмысливать ценности каждой культуры; усвоение семейных ценностей и норм поведения, оказание помощи и поддержки представителям контактирующих культур]. Нами была сформулирована образовательная цель: подготовка учащихся к усвоению знаний: о ценностях, сложившихся традициях, нормах поведения собственной культуры и культуры представителей различных социальных групп; о методах взаимодействия в информационной среде на основе использования как традиционных, так и новых информационных технологий по разрешению межкультурных конфликтов, общению и взаимодействию с представителями собственной культуры и других социальных групп в соответствии с установленными традициями и нормами поведения; взаимодействию в информационной среде, основанной как на традиционных, так и на новых информационных технологиях.
Под умениями понимаются действия (деятельность] человека, при овладении которыми одновременно происходит и присвоение тех знаний, которые указаны в образовательной цели [10, с. 17]. Учитывая тот факт, что любые знания - это обобщение результатов человеческой деятельности, используемое
для решения различных задач, возникающих в повседневной и профессиональной деятельности, можно сделать вывод о том, что обучаемые должны овладеть деятельностью по применению знаний. Очевидно, что такие умения могут характеризовать интеллекгу-альные качества обучаемых и поэтому позволяют сформулировать цели по развитию учащихся средствами ПИОС.
Согласно мнению ученых (Г. П. Стефановой [11], С. В. Анофриковой [10], Л. А. Про-яненковой [12]], обучаемый может овладеть рядом качеств, которые могут сформироваться у него в рамках целенаправленного процесса. При этом, усваивая знания и умения, указанные в образовательных целях и целях по развитию, человек одновременно приходит к определенным убеждениям, характеризующим мировоззренческие качества личности. Поэтому воспитательная цель может быть записана в следующем виде: подготовка учащихся к взаимодействию в конкретном социальном пространстве равноправных и равноценных культур (субкультур).
Формирование убеждений - длительный процесс, и поэтому необходимо осуществлять деятельность неоднократно, получая каждый раз одинаковый результат, чтобы «первоначально возникшие ощущения перешли в убеждения, составляющие основу для ориентировки человека при выборе вариантов поведения в данных условиях» [10, с. 29].
Решая задачу дидактического проектирования ПИОС, позволяющей реализовать выявленные цели средствами информационнокоммуникационных технологий, необходимо выявить принципы проектирования содержательной составляющей среды (контента среды]. При проектировании содержательной составляющей любой информационно-образовательной среды необходимо, чтобы ее информационные ресурсы смогли обеспечить: направленность содержания образовательного процесса, включающего в себя и обучение, и воспитание, и понимание целостности картины мира; системность знаний обучаемых; направленность на гармоничную социализацию личности через «погружение в существующую культурную среду и освоение истории, права, культуры [1, с. 97]; знаниями и видами деятельности, позволяющими личности жить в условиях насыщенной информационной среды и стремительных информационных потоках. Важно, чтобы содержательная
составляющая ПИОС соответствовала целям поликультурного образования, отражала и удовлетворяла потребности ее потенциальных пользователей. Данные аспекты проектирования ПИОС раскрыты в работах исследователей не полностью (исследователями лишь констатируется важность соответствия целям поликультурного образования и учета потребностей пользователей среды, но при ее создании данный фактор остается не раскрытым).
Поэтому работа по проектированию поли-культурной информационно-образовательной среды проводится в двух направлениях: 1) выявление содержания контента в соответствии с целями и его формирование с предварительной структуризацией; 2) выявление потребностей его потенциальных пользователей (учащихся, учителей, родителей) в информационно-образовательных ресурсах.
Рассматривая первый из выделенных аспектов проектирования поликультурной информационно-образовательной среды, выделим знания, отраженные в образовательных целях и целях по развитию. Данные знания и будут являться содержанием контента среды. Это знания: о культурных ценностях собственной культуры; сложившихся традициях собственной культуры; нормах поведения собственной культуры; ценностях культуры представителей различных социальных групп; нормах поведения представителей различных социальных групп; о методах взаимодействия в информационной среде на основе использования как традиционных, так и новых информационных технологий; методах (способах) разрешения межкультурных конфликтов; методах (способах) общения и взаимодействия с представителями собственной культуры и других социальных групп в соответствии с установленными традициями и нормами поведения.
Перечисленные выше знания могут быть разделены на группы. Первую группу назовем «статическими знаниями», информация о которых может быть представлена в виде содержательных модулей о сложившихся традициях собственной культуры, нормах поведения собственной культуры, ценностях культуры, нормах поведения представителей различных социальных групп. Другая группа - «знания о действиях (деятельности)» - содержит информацию о том, какие действия
должен предпринять человек. Такое разделение видится нам логичным и может быть обосновано исходя из следующих соображений: данная группа знаний отражает виды деятельности (взаимодействие в ПИОС, разрешение межкультурных конфликтов, общение и взаимодействие с представителями собственной культуры и других социальных групп), овладеть которыми возможно лишь выполняя эти виды деятельности [7]. Данная группа знаний должна быть выделена в отдельный модуль контента ПИОС и найти свое отражение в большей степени в ее процессуальном компоненте.
Таким образом, для проектирования модулей ПИОС, содержащих статические знания, необходимо осуществить диагностику социальной среды на предмет установления категорий групп, принадлежащих к различным культурным традициям. Перечисленные в данной группе знания могут служить инструментом для структуризации и систематизации содержательной составляющей ПИОС. После того, как выявлены социальные группы, принадлежащие к различным культурам, может быть сформировано содержание поли-культурной информационно-образовательной среды. С этой целью перечисленные выше знания конкретизируются, детализируются и структурируются.
Наполнение модуля контента ПИОС, содержащего знания о действиях (деятельности), должно включать в себя практические рекомендации по подготовке обучаемых к выделенным видам деятельности или по их формированию (по возможности). Проектирование данного модуля является педагогической составляющей среды и должно включать в себя: формы и методы педагогического взаимодействия; авторские образовательные методики и технологии; рекомендации по организации творческой самостоятельной деятельности обучаемых; методы мониторинга и диагностики образовательного процесса [13]. Мы предполагаем, что потенциальными пользователями данного модуля ПИОС являются преподавательский состав учебных заведений, органы власти и т.п.
Вторым аспектом при проектировании содержания поликультурной информационнообразовательной среды является учет потребностей ее потенциальных пользователей (учащихся, учителей, родителей). Очевидно, что решение данной задачи может быть най-
дено в рамках социологических исследований, обобщение результатов которых позволит дополнить контентную составляющую ПИОС с учетом потребностей в информационных ресурсах учащихся, учителей, родителей.
Таким образом, конечный продукт - проект дидактического проектирования поли-культурной информационно-образовательной среды - представляет собой:
1. Целевой компонент поликультурной информационно-образовательной среды, включающий перечень образовательных, воспитательных целей и целей по развитию. Для его разработки необходимо выделить знания о ценностях, сложившихся традициях, нормах поведения собственной культуры и культуры представителей различных социальных групп.
2. Содержательный компонент поликультурной информационно-образовательной среды, соответствующий целям и потребностям его потенциальных пользователей. Для его разработки необходимо выявить: соци-
ально-культурные особенности региона нахождения учебного заведения или организации; потенциальных пользователей ПИОС; потребности в информационных ресурсах потенциальных пользователей ПИОС; конкретизировать и структурировать знания о культурных ценностях, сложившихся традициях, нормах поведения представителей различных культурно-социальных групп.
3. Процессуальный компонент ПИОС, который отражает возможные взаимодействия потенциальных пользователей среды учебного заведения или организации.
Сформулированные принципы и выделенные основные этапы их реализации позволят создать поликультурную информационно-образовательную среду любого учебного заведения и организации. В настоящее время результаты данного исследования конкретизированы в виде созданной нами ПИОС - web-сайт «Содружество» и осуществляется оценка эффективности среды.
Литература
1. Лобанова Е. В. Дидактическое проектирование информационно-образовательной среды высшего учебного заведения : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - М., 2005. - 347 с.
2. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Логос, 1999. - 167 с.
3. Торина Е. Г. Организационно-педагогические основы проектирования информационного пространства в педвузе : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01. - Тула, 1999. -145 с.
4. Тулохонова И. С. Формирование проектной деятельности студентов технического вуза в условиях предметной информационно-образовательной среды : дис. . канд. пед. наук : 13.00.08. -Улан-Удэ, 2009. - 187 с.
5. Бреднева Н. А. Проектная деятельность студентов в условиях междисциплинарной интеграции: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. -М., 2009.- 238 с.
6. Васильева И. В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство реализации компетентностного подхода при обучении физике в основной школе : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.08. - М., 2008. - 27 с.
7. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1998. -282 с.
8. Выготский Л. С. Мышление и речь: Психика, сознание, бессознательное : собр. тр. - М.: Лабиринт, 2001. - 368 с.
9. Эльконин Б. Д. Психология развития : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология». - М.: Academia, 2001. - 141 с.
10. Анофрикова С. В. Азбука учительской деятельности, иллюстрированная примерами деятельности учителя физики. - М., 2001. - 245 с.
11. Стефанова Г. П. Теоретические основы и методика реализации принципа практической направленности подготовки учащихся при обучении физике : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. -Астрахань, 2002. - 366 с.
12. Прояненкова Л. А., Стефанова Г. П., Крутова И. А. Уроки физики по теме «Тепловые явления» : материалы к спецкурсу для студентов физ.-мат. фак. пед. вузов по специальностям : 032200 - Физика, 032100 - Математика. - Астрахань : Изд-во Астрах. гос. ун-та, 2003. - 126 с.
13. Скиба М. А., Ошакбаева Г. О. Национальная академия образования имени Ы. Алтынсарина // Профессионал Казахстана. -2010. - № 5. - С. 13-18.