Научная статья на тему 'Поликультурная образовательная среда как феномен современной духовной жизни общества'

Поликультурная образовательная среда как феномен современной духовной жизни общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2678
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДА / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ENVIRONMENT / MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суровцова Елена Ивановна

Проведенный анализ теоретических источников показал неоднозначность трактовки понятия «поликультурная образовательная среда». Предложено новое определение понятия с точки зрения когнитивной теории личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A PHENOMENON OF CULTURAL LIFE OF MODERN COMMUNITY

The article offers an analysis of theoretical sources for the study of the ambiguous interpretation of the concept of "multicultural educational environment". The author suggests a new definition of the term in the framework of the cognitive theory of personality.

Текст научной работы на тему «Поликультурная образовательная среда как феномен современной духовной жизни общества»

УДК 37.013

ББК Ч404.1 ГСНТИ 14.15.01 Код ВАК 13.00.08

Суровцова Елена Ивановна,

соискатель, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]

ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: среда; поликультурная образовательная среда.

АННОТАЦИЯ. Проведенный анализ теоретических источников показал неоднозначность трактовки понятия «поликультурная образовательная среда». Предложено новое определение понятия с точки зрения когнитивной теории личности.

Surovtsova Elena Ivanovna,

Degree Applicant, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg. Russia.

MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A PHENOMENON OF CULTURAL LIFE OF MODERN COMMUNITY

KEY WORDS: environment; multicultural educational environment.

ABSTRACT. The article offers an analysis of theoretical sources for the study of the ambiguous interpretation of the concept of "multicultural educational environment". The author suggests a new definition of the term in the framework of the cognitive theory of personality.

Начало XXI века ознаменовалось расширением миграционных процессов в Российской Федерации. Появление людей разных национальностей, культур, религий, из разных социокультурных слоев уже определяет статус общества как полиэтничного, многоязычного. Возникают вопросы взаимодействия представителей разных культур и религий. Возможно ли взаимодействие при таком многообразии или должен происходить процесс поглощения доминирующей культурой культур представителей меньшинств?

В мировом образовательном процессе широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, в научный оборот входят такие понятия, как образовательное пространство, поликультурное пространство, поликультурное образование, поликультурная среда. При этом проведенный анализ теоретических источников по проблеме исследования показал неоднозначность трактовки понятия «поликультурная образовательная среда».

Термин «среда», как правило, употребляется для обозначения чего-то внешнего по отношению к человеку либо как нечто, окружающее человека. Первые научные толкования среды в философии мы встречаем у Г. Гегеля, который называл средой то, что в естествознании того времени определялось понятием «сила», некоторые конкретные предметы, окружающие человека [3, с. 429]. К. Маркс и Ф. Энгельс широко использовали понятие «среда» в анализе конкретных общественных явлений [8].

В Большой советской энциклопедии среда -это «окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, совокупность общественных отношений и институтов, общественного сознания, культура данного общества... непосредственное социальное окружение человека. Среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В то же время под влиянием творческой активности, деятельности человека она изменяется, преобразуется» [2].

В педагогической литературе принято понятие «образовательная среда». «Образовательная среда — естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования» [16]. Современные исследования вносят свои характеристики в понятие среды. В работах Ю. С. Мануйлова среда - это средство формирования и развития личности [8, с. 2], у В. В. Рубцова образовательная среда - это форма сотрудничества [13, с. 87], по В. И. Сло-бодчикову - это результат взаимодействия учащегося и образовательного пространства [11, с. 9]. Отличное от других определение, на наш взгляд, предлагает А. И. Савенков, согласно которому под образовательной средой понимается «часть культуры». Человек познает мир в «процессе проб и ошибок», принимая или отвергая определенные образцы поведения [14, с. 5]. Образовательная среда -то, что преобразует, влияет на изменения.

В современном мире среда любой образовательной организации представляет со-

© Суровцова Е. И., 2014

ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

163

бой спектр этносов, субкультур, соответственно, при определенном укладе можно говорить о ней как о поликультурной образовательной среде. К раскрытию сущности понятия «поликультурная образовательная среда» наука начала обращаться только в конце прошлого века. При этом часто не разводились понятия «поликультурная среда», «многонациональная среда», «поликультурное образование», «многокультурная среда», «поликультурный социум», «полиэтническая образовательная среда», «поликультурная образовательная среда».

Феномен поликультурности стал предметом особых исследований в США во второй половине XX века. В 1970-х гг. в Америке выходит в свет книга М. Гордона «Ассимиляция в американской жизни». Милтон Гордон не дает определения поликультурной среды, однако, исследуя тему взаимодействия жизни основной группы и группы эмигрантов, подчеркивает, что развитие американской промышленности и сельского хозяйства основывается на вкладе многих рас, религий. Культуры различных групп смешиваются и образуют новую культуру, которая несколько отличается от культур каждой из групп в отдельности, тем самым привнося новые культурные парадигмы в жизнь страны. Среда, в которой оказываются представители двух или более этносов (групп), располагает принимать определенные модели поведения, задает их [19]. Первые исслед-воания вопроса предлагали процесс «плавильного котла», но данная концепция не оправдала себя, человек, теряющий собственную культуру, как правило, не может принять другую и остается «без культуры». Нужны иные формы отношений.

Вслед за В. А. Ясвиным мы заключаем, что «образование - это создание особой образовательной среды с возможными различными траекториями развития людей в этой среде». Среда же (образовательная) -это «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также предоставление возможностей для ее развития» [18, с. 32].

В России поликультурная педагогика -достаточно молодая отрасль научного знания. С конца XX века открываются экспериментальные площадки, начинается обсуждение основных проблем. Поликультурная образовательная среда рассматривается в работах Е. В. Бондаревской, В. П. Бори-сенкова, О. В. Гукаленко и др. Но в связи с ростом миграционного процесса в стране интерес к данной теме только возрастает.

Термин «поликультурная образовательная среда» стал достаточно употребляемым, в диссертационных исследованиях последних лет можно найти его определе-

ние. И. Ф. Ярулин считает, что поликультурной образовательной средой является «часть социальной среды, которая окружает личность, позитивно или негативно влияя на ее развитие, и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах» [17, с. 697]. А. М. Буттаева под поликультурной образовательной средой понимает определенную «форму и продукт деятельности людей различных культур, совокупность условий жизнедеятельности индивида, главную детерминанту его потребностей» [3, с. 1]. А. Н. Джуринский поликультурной средой считает общество, которое «состоит из отличных социальных групп, обладающих особой культурой». Поликультурная среда принимает «различные культурные ценности» [4]. А. И. Богданова поликультурную образовательную среду характеризует как среду, которая «способствует пониманию ценностей общечеловеческой, национальной и индивидуальной культуры разнокультурными индивидами внутри самой среды и способствует адаптации личности к культуре посредством образования» [1, с. 115]. О. Л. Колоницкая подчеркивает, что поликультурная образовательная среда -это «часть образовательной среды, представляющая совокупность условий, влияющих на формирование личности, ее готовность к эффективному межэтническому и межкультурному взаимодействию, эмпатии, пониманию других культур и этнокультур, толерантному отношению к представителям других культур и этносов» [5, с. 2].

Во всех определениях основной акцент сделан на взаимодействии людей разных культур. Если же брать за основу, что поликультурная образовательная среда влияет на человека (личность), а с точки зрения когнитивно-поведенческой психологии, человек - это не что иное как совокупность мыслей, чувств и действий (т. е. поведения), человек «понимающий и анализирующий» [6], то определение поликультурной образовательной среды должно включать в себя все эти три компонента когнитивной теории личности. Кроме того, немаловажным, с нашей точки зрения, является вопрос сохранения собственной культуры, видоизмененной под воздействием других культур, но являющейся отличительной особенностью конкретной личности.

Мы предлагаем понимать под поликультурной образовательной средой определенную систему условий и влияний (посредством образования) на личность с целью формирования толерантного отношения к другим культурам, готовности к эф-

фективному межэтническому и межкультурному взаимодействию, умения вступать в коммуникации с представителями других культур, обязательности сохранения национальной идентичности, осознания важности культурного многообразия, новых форматов развития культуры в целом.

Как нам кажется, это определение позволяет сфокусировать внимание на согласованных проявлениях чувств, мышления и поведения человека. При данном определении выстраивается понимание того, что поликультурная образовательная среда не только развивает отдельные личности, но и общество в целом, позволяя ему брать из каждой культуры лучшие ее составляющие. Личность не только вступает в коммуникации, но и оценивает окружающую действительность, что-то принимает, а что-то отвер-

гает, при этом ощущая приращения в собственных культурных проявлениях, размышляет над происходящими изменениями.

Поликультурная образовательная среда - это ответ на проблемы, выявившиеся в процессе возросшего потока миграции населения, она способствует успешной интеграции личности в мировую культуру, формируя при этом этническое и общенациональное самосознание индивида, умение жить вместе, понимание того, что все разные.

Образовательные организации, в которых будут созданы условия для построения поликультурной образовательной среды, не только смогут решить проблемы обучения и воспитания детей мигрантов, но и обогатят культуру учащихся доминирующего населения, изменят уклад школьной жизни на более современный.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова А. И. Поликультурная образовательная среда / / Современные наукоемкие технологии. 2011. № 1. С. 113-115.

2. Большая советская энциклопедия. М. : Сов. энциклопедия, 1969-1978.

3. Буттаева А. М. Специфика духовного бытия человека в условиях поликультурной среды : дис.... канд. филос. Наук : 09.00.11. Махачкала, 2003.

4. Гегель Г. В. Наука логики : В 3 т. М., 1070. Т. 1.

5. Джуринский А. Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом : Учебное пособие. М. : Сфера, 2007.

6. Колоницкая О. Л. Реализация концепции поликультурного образования и ее влияние на профессиональное становление личности обучаемого в техническом вузе // Эйдос. 2010. 10 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2010/1210-01.htm.

7. Маклаков А. Г. Общая психология. Спб. 2009.

8. Мануйлов Ю. С. Соотношение понятий пространство и среда в контексте управленческой практики. URL: http://vospitanie.fo.ru/wiki/782/606.

9. Маркс К. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 3.

10. Мацумото Д. Психология и культура. М., 2003.

11. Панов В. И. К проблеме психолого-педагогического проектирования и экспертизы образовательного учреждения / / Психологическая наука и образование. 2001. № 2. С. 14-19.

12. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер, с англ. М. С. Жам-кочьян; под ред. В. С. Магуна. М. : Аспект Пресс, 2001.

13. Рубцов В. В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М. : МГППУ, 2002.

14. Савенков А. И. Образовательная среда // Школьный психолог. 2008, № 19. С. 4-5.

15. Слободчиков В. И. Образовательная среда. М.,1997.

16. Хуторской А. В. Современная дидактика : учебник для вузов. СПб. : Питер, 2001.

17. Яруллин И. Ф. Патриотическое воспитание студентов в поликультурной образовательной среде // Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции: Поликультурное образовательное пространство Поволжья: пути и формы интеграции (Казань, КФУ, 1 ноября 2013 г.) / под науч. ред. Г. Ж. Фахрутдиновой. Казань : ИПП КФУ, 2013. С. 697-699.

18. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2-е изд., исправл. и до-полн. М. : Смысл, 2001.

19. Gordon, Milton M. Assimilation in American Life: The Role of Race, Religion, and National Origins. 1964.

20. Kazaeva E. Role of Multicultural Approach in the Development of Civic Position of a Future Teacher / / European Researcher, 2013, Vol. (50), № 5-3. P. 1399-1404.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. И. А. Ларионова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.