Научная статья на тему 'О готовности будущего учителя к педагогическому общению в поликультурной образовательной среде'

О готовности будущего учителя к педагогическому общению в поликультурной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герюгова А.К.

в статье анализируются особенности формирования готовности будущего учителя к педагогическому общению в поликультурной образовательной среде, дается характеристика поликультурной образовательной среды на примере Карачаево-Черкессии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О готовности будущего учителя к педагогическому общению в поликультурной образовательной среде»

11. Равен Дж. Компетентность в современном мире: выявление, развитие и реализация. - М., 2002. - 396 с.

12. Савенков А.И. психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие - М., 2006.

А. К. Герюгова

О ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ

ОБЩЕНИЮ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

THE READINESS OF THE FUTURE TEACHERS OF THE PEDAGOGICAL COMMUNICATION IN THE MULTICULTURAL LEARNING ENVIRONMENT

Аннотация: в статье анализируются особенности формирования готовности будущего учителя к педагогическому общению в поликультурной образовательной среде, дается характеристика поликультурной образовательной среды на примере Карачаево- Черкессии.

Ключевые слова: готовность, педагогическое общение, готовность к педагогическому общению, поликультурная образовательная среда, поликультурное образование.

Abstract: the article analyzes the features of the formation of the future readiness of teachers to teacher communication in a multicultural educational environment, a characteristic of a multicultural educational environment on the example of the Karachaevo-Cherkessia.

Keywords: readiness, the pedagogical contact, readiness to pedagogical contact, polycultural educational ambience, polycultural formation.

В настоящее время востребованы учителя, готовые к работе в новых условиях, когда целью образования перестали быть только прочные предметные знания. Современная школа призвана обеспечивать социальную успешность своих учеников в дальнейшем; выпускники школы должны быть способны к принятию самостоятельных решений, к правильным действиям в нестандартных ситуациях, к самореализации, самосовершенствованию. Следует также подчеркнуть, что в эпоху глобализации мир все же не стал монокультурным. Существует поликультурная реальность, когда контактируют люди разных культур, разных национальностей, верований. Поэтому учителю особенно важно обладать знаниями о различных культурах, видеть общее и особенное в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, к которым принадлежат обучающиеся. Терпимость к носителям разных культур и понимание их -важное составляющее профессионализма современного учителя. И реализуется оно через педагогическое общение.

В этой связи нового осмысления требуют подходы к различным видам профессиональной деятельности педагога. На наш взгляд, особого внимания заслуживает готовность будущего учителя к педагогическому общению. Это объясняется значительностью влияния педагогического общения на ход учебно-воспитательного процесса.

Педагогическому анализу категории «готовность» посвящены исследования, в которых данное понятие рассматривается как интегративное образование личности, как системообразующая установка к деятельности с позитивным результатом и стремлением к решению педагогических задач. И.А. Зимняя считает, что готовность к

© А.К. Герюгова, 2012

деятельности в рамках образовательного пространства предполагает строгое и системное овладение определенными знаниями и умениями, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности [3].

Анализ работ по проблеме готовности к профессиональным видам деятельности показывает, что исследователи данный феномен рассматривают как необходимое условие, как возможность и способность субъекта эффективно включаться в соответствующую деятельность. Кроме этого, в содержание готовности личности к деятельности выделены как деятельностная, так и психологическая составляющая. Поэтому рассмотрение готовности в исследованиях осуществляется в рамках функционального и личностного аспектов. Функциональная готовность понимается как совокупность определенных знаний, необходимых для осуществления определенной деятельности, и сформированных на ее основе умений и навыков, способствующих успешному включению в данную деятельность. Личностная готовность рассматривается как сложное, устойчивое интегративное качество личности, в структуру которой входит ряд компонентов, таких, как мотивационный, содержательный, операционный и др.

В статье мы будем придерживаться такого определения: готовность - это сложное, целостное психическое образование, включающее мотивационно-потребностный компонент (желание осуществить определенную деятельность), когнитивный компонент (знания, навыки и умения, необходимые для совершения действия) и деятельностно-практический компонент (практическое применения навыков и умений)» [8]. В этом контексте готовность будущего учителя к педагогическому общению представляет собой сложное структурное образование, характеризующееся гуманистической направленностью и включающая в себя: мотивацию к профессионально-педагогическому общению; систему психолого-педагогических знаний теории общения; систему умений строить общение в профессионально-педагогической сфере деятельности и систему эмоционально-оценочного отношения к профессионально-педагогическому общению.

На наш взгляд, компонентный состав готовности к педагогическому общению в условиях многокультурного общества должен содержать поликультурную составляющую. Карачаево-Черкессия является многонациональной республикой, где проживают представители свыше 80 национальностей. Основную часть населения составляют карачаевцы (38,5%), русские (33,6%), черкесы (11,3%), абазины (7,4%), ногайцы (3,4%). Такой многонациональный состав учащихся требует от учителя терпимости к их культурным различиям, сформированности культурообразовательных ценностей, адаптации к иным культурным ценностям. Педагог, готовый к осуществлению педагогического общения в поликультурной образовательной среде школы, должен обладать чувством внутреннего равновесия, отличаться отзывчивостью, тактичностью, терпимостью, доброжелательностью, толерантностью. Осознавая себя представителем нескольких социальных групп (этнической, социальной, территориальной, религиозной, гендерной и др.), такой учитель должен легко вступать в диалог с представителями других культур, с пониманием относиться к культурным особенностям своих учеников и воспринимать культурное разнообразие как норму сосуществования.

По нашему мнению, готовность будущего учителя к педагогическому общению в поликультурной среде предполагает сформированность поликультурной компетентности, содержание которой входит в структуру данной готовности. В этой связи под готовностью к педагогическому общению в поликультурной образовательной среде мы предлагаем понимать сложное структурное образование, интегративное качество личности, характеризующееся гуманистической направленностью и включающее в себя мотивацию к профессионально-педагогическому общению в условиях поликультурного состава учащихся, систему психолого-педагогических знаний теории общения и особенностей общения в поликультурной образовательной

среде, умение строить общение в профессиональной сфере в ситуации культурной плюралистической образовательной среды, систему эмоционально-оценочного отношения к профессионально-педагогическому общению.

Поликультурная образовательная среда имеет неоднозначное толкование. Некоторые ученые рассматривали её как:

- часть образовательной среды, представляющую совокупность условий, влияющих на формирование личности, её готовность к эффективному межэтническому и межкультурному взаимодействию, эмпатии, сохранению национальной идентичности и пониманию других культур и этнокультур, толерантному отношению к представителям других культур и этносов [4];

- сложный, многоуровневый способ существования и самовыражения индивидуальности, уникальная форма бытия человека в разнообразных пространствах культуры [9];

- социум, в котором сосуществуют носители более чем двух культур [6];

- духовно насыщенная атмосфера разноплановых контактов; пространство позитивного взаимодействия индивидов, групп, культур, представляющих разные этносы [5];

- многокультурную среду, которая способствует становлению индивида, готового к активной созидательной деятельности в современном поликультурном и многонациональном обществе, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований [1];

- духовно насыщенную атмосферу разноплановых контактов; пространство позитивного взаимодействия индивидов, групп, представляющих разные этносы, культуры и т.п.; взаимодействие с многокультурным контингентом, призванным удовлетворить образовательные, социокультурные и адаптивные потребности человека [2].

В контексте нашего исследования поликультурная образовательная среда рассматривается нами как образовательная среда, в которой в качестве субъектов образования активно взаимодействуют представители разных культур. Это сосуществование в пределах образовательного учреждения представителей различных этносов, религий и т.д. Характер, направленность такого взаимодействия, сосуществования во многом определяется способностью учителя к педагогическому общению, учитывающему такую разность культур.

Структура готовности к педагогическому общению в поликультурной среде может быть представлена единством трех компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного.

Мотивационно-ценностный компонент может быть охарактеризован рядом критериев: положительный эмоциональный настрой на общечеловеческие ценности, такие, как терпимость, обычаи и традиции разных народов, вероисповедание, права человека и др.; убежденность в значимости поликультурных знаний для осуществления эффективного педагогического общения; признание каждого ученика как субъекта общения с его культурными особенностями (этническими, социальными, территориальными, религиозными, гендерными); направленность на коммуникативную деятельность с учетом национально-религиозной, возрастной, гендерной и иной принадлежности учащихся.

Когнитивный компонент готовности к профессиональному общению проявляется в наличии знаний: сущности общения, его структуры, функций, видов; особенностей поликультурной среды, в которой осуществляется общение; закономерностей и механизмов социальной перцепции (восприятие и понимание людьми друг друга); особенностей этносоциальных процессов в поликультурной

образовательной среде; культурных ценностей, норм и образцов поведения субъектов педагогического общения; технологий и техник общения.

Деятельностный компонент готовности педагога к профессиональному общению в поликультурной образовательной среде проявляется в сформированности умений: выбирать стиль и средства общения в зависимости от национальных особенностей учащихся; эффективно взаимодействовать в процессе педагогического общения с представителями разных национальностей, разных культур в ситуациях «педагог -ученик», «педагог - педагог», «педагог - родитель» на основе толерантности и взаимопонимания; использовать эффективные техники разрешения конфликтных ситуаций.

Таким образом, обучение будущего педагога, в нашем случае - обучение педагогическому общению, должно включать поликультурную подготовку, что обеспечит в дальнейшем устойчивый целенаправленный характер протекания педагогической деятельности в условиях поликультурного состава учащихся.

Литература

1. Богданова А.И. Поликультурная образовательная среда -http://econf.rae.ru/pdf/2010/ll/Bogdanova.pdf

2. Гладких В.В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза: системно-деятельностный подход: дис. - д-ра пед. наук. -Воронеж, 2011.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов - М., 2002.

4. Колоницкая О. Л. Реализация концепции поликультурного образования и её влияние на профессиональное становление личности обучаемого в техническом вузе -http://www.eidos.ru/journal/2010/1210-01.htm

5. Михайлова Т.В. Поликультурная среда вуза: к вопросу о содержании понятия - http://www.uni-altai.ru/titov/sourcebook/

6. Моргунов Е.Б. Направления социализации обучаемых в поликультурной среде - http://www.msses.ru/science/conferences/trends/2010/napravlenia-socializacii.pdf

7. Пугачева Е.А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2008.

8. Титов Е.В. Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии // Педагогика. 2003. № 9, с. 39-45.

9. Ходырева Е.А. Становление индивидуальности школьника в поликультурной образовательной среде: Дис.- д-ра пед. наук. - Киров, 2006.

А.Д. Гусова

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF CHILDREN TO SCHOOL

Аннотация: в статье рассматривается проблема адаптации первоклассников. А также психологических особенностей младших школьников.

Ключевые слова: проблема психологической адаптации первоклассников, изменения психологических особенностей младших школьников

© А.Д. Гусова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.