4. Чернилевский, Д.В. Технология обучения в высшей школе. - М., 1996.
5. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М., 1996.
6. Суворова, Г.А. Психология деятельности: учебное пособие. - М., 2003.
7. Яковлев, И.П. Интеграционные процессы в высшей школе. - Л., 1980.
8. Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь: личность, образование, профессия / под ред. М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. -Минск, 2006.
9. Соловьева, А.В. Особенности взаимодействия медицинского персонала с пожилыми пациентами / А.В. Соловьева, О. В. Шиманская // Медсестра. - 2010. - № 2.
10. Бабанский, Ю.К. Педагогика: учеб. пособие. - М., 1989.
11. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2001.
12. Петровский, В.А. Основы педагогики и психологии высшей школы. - М., 1989.
Bibliography
1. Panfilova, A.P. Igrovoe modelirovanie v deyateljnosti pedagoga: uchebnoe posobie dlya studentov vihsshikh uchebnihkh zavedeniyj / pod obth. red. V.A. Slastenina, I.A. Kolesnikovoyj. - M., 2006.
2. Bespaljko, V.P. Pedagogika i progressivnihe tekhnologii obucheniya. - M., 1995.
3. Monakhov, V.M. Tekhnologicheskie osnovih proektirovaniya i konstruirovaniya uchebnogo processa. - Volgograd, 1995.
4. Chernilevskiyj, D.V. Tekhnologiya obucheniya v vihssheyj shkole. - M., 1996.
5. Choshanov, M.A. Gibkaya tekhnologiya problemno-moduljnogo obucheniya. - M., 1996.
6. Suvorova, G.A. Psikhologiya deyateljnosti: uchebnoe posobie. - M., 2003.
7. Yakovlev, I.P. Integracionnihe processih v vihssheyj shkole. - L., 1980.
8. Djyachenko, M.I. Kratkiyj psikhologicheskiyj slovarj: lichnostj, obrazovanie, professiya / pod red. M.I. Djyachenko, L.A. Kandihbovich. -Minsk, 2006.
9. Solovjeva, A.V. Osobennosti vzaimodeyjstviya medicinskogo personala s pozhilihmi pacientami / A.V. Solovjeva, O.V. Shimanskaya // Medsestra. - 2010. - № 2.
10. Babanskiyj, Yu.K. Pedagogika: ucheb. posobie. - M., 1989.
11. Zagvyazinskiyj, V.I. Teoriya obucheniya: sovremennaya interpretaciya. - M., 2001.
12. Petrovskiyj, V.A. Osnovih pedagogiki i psikhologii vihssheyj shkolih. - M., 1989.
Статья поступила в редакцию 03.12.12
УДК 37.01
Margaryan LI. MULTICULTURAL EDUCATIONAL AREA OF CHILDREN'S ART SCHOOL: PECULIARITIES OF CONTENT AND STRUCTURE. The article considers peculiarities of educational area of children's art school, reveals it's content and structural components, grounds multicultural, creative and activity, multi-art, multi-communicative, integrative feature of the area.
Key words: multicultural education, educational area, multicultural educational area, children's art school.
Л.И. Маргарян, директор МУ ДОД «ДШИ № 1», г. Копейск, E-mail: [email protected]
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ: ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ
В статье рассматриваются особенности образовательной среды детской школы искусств, выявляются ее содержание и структурные компоненты, обосновывается поликультурный, творческо-деятельностный, полихудожественный, поликоммуникативный, интегративный характер данной среды.
Ключевые слова: поликультурное образование, образовательная среда, поликультурная образовательная среда, детская школа искусств.
Проблеме создания поликультурной среды в различных типах образовательных учреждений сегодня придается очень большое значение в связи с расширением национального состава учащихся российских школ и усилением этнических тенденций в образовании, вызванных миграционными процессами, как внутри страны, так и за ее пределами. Поликультурное образование признается учеными одной из самых перспективных образовательных стратегий, однако разрабатывается она, как правило, применительно к системе общего и профессионального образования. Возможности дополнительного художественного образования детей и, в частности, детских школ искусств в реализации поликультурного образования остаются практически не раскрыты, что обусловливает актуальность настоящего исследования.
Следует признать, что обучение детей способам реализации художественной деятельности имеет ярко выраженную специфику, глубоко отличающуюся от способов обучения в общеобразовательной школе. Детские школы искусств, целью которых является приобщение учащихся к ценностям культуры и освоение языка различных видов искусств, обладают широкими возможностями для реализации поликультурного образования, а образовательная среда данных учреждений имеет свои особенные свойства, обусловливающие своеобразие форм и методов воздействия на учащихся.
Содержательную основу понятия «поликультурная образовательная среда» составляют два более общих понятия, которые выступают «родовыми» по отношению к исходному - «по-
ликультурное образование» и «образовательная среда». Рассмотрим каждое их них.
На сегодняшний день в педагогической науке нет единого понимания термина «поликультурное образование». Ряд исследователей трактуют его как процесс формирования индивида, готового к активной созидательной деятельности в развивающейся многонациональной среде, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований (Б.М. Горохов, Н.Б. Крылова В.В. Макаев, З.А. Малькова, Г.В. Палаткина, Л.Л. Супрунова и др.). Другие ученые подчеркивают направленность поликультурного образования на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, существующих в данном сообществе, и на передачу этого наследия молодому поколению (Л.И. Алексеева, А.К. Бердиев, Г.И. Гайсина, Х.Х. Галимов, Н.С. Гончарова, Т.В. Поштарева и др.). Многие авторы связывают поликультурное образование с проявлениями толерантности, то есть с готовностью воспринимать другую культуру, другой образ жизни как средство противостоять национальной розни и способствовать взаимопониманию между народами (Н.Д. Гальскова, Л.Л. Парамонова, В.В. Сафонова, Э.А. Соколова и др.).
Анализ определений поликультурного образования показывает, что, несмотря на все многообразие рассматриваемых в нем аспектов, в укрупненном плане доминируют два ракурса его изучения, связанных с взаимодействием культур и взаимодействием субъектов как носителей культур в образовательном процессе. Мы полагаем, что в контексте поликультурного образова-
ния изучение культур является педагогическим средством, а целью - формирование толерантной личности, готовой к реальному взаимодействию с представителями разных культур и национальных сообществ в различных сферах социально-практической деятельности.
Образовательная среда в научно-педагогических исследованиях также трактуется по-разному. Ученые рассматривают ее как «совокупность социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности» [1, с. 4]; «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [2, с. 28]; «педагогически организованную систему условий, влияний и возможностей для удовлетворения иерархического комплекса потребностей личности и трансформации этих потребностей в жизненные ценности, что обеспечивает активную позицию учащихся в образовательном процессе, обусловливает их личностное развитие и саморазвитие» [3, с. 41].
Обобщение приведенных выше определений показывает, что образовательная среда предполагает наличие специально созданных условий, которые оказывают педагогически направленное воздействие на учащихся с целью корректировки траектории их личностного развития. Поскольку целью поликультурного образования является формирование индивида, способного эффективно взаимодействовать с представителями разных культур и разных национальностей, то поликультурную образовательную среду можно определить как совокупность педагогических условий, обеспечивающих становление такой личности.
Таким образом, следуя положениям Е.М. Карповой, А.А. Кожуровой, О.Л. Колоницкой, Л.С. Мовсесян, Л.Л.Супруно-вой и других ученых, мы трактуем поликультурную образовательную среду как совокупность условий, влияющих на формирование личности, её готовность к эффективному межэтническому и межкультурному взаимодействию, эмпатии, сохранению национальной идентичности и пониманию других культур и этно-культур, толерантному отношению к представителям других культур и этносов.
В структуру поликультурной образовательной среды ученые обычно включают несколько компонентов [4]:
- когнитивный, предполагающий освоение учащимися знаний, норм, принципов, традиций разнообразных культур;
- мотивационный, направленный на формирование у учащихся интереса к общению с представителями других культур, желания познакомиться с многообразием культур и субкультур;
- эмоционально-коммуникативный, ориентированный на развитие способности учащихся к идентификации, эмпатии, сопереживанию, соучастию, толерантности, рефлексии;
- поведенческо-деятельностный, предполагающий формирование у учащихся умений объективно оценивать ситуации, вырабатывать адекватные модели поведения.
Рассмотрим, как данные компоненты реализуются в поликультурной среде детской школы искусств.
Ученые отмечают, что одним из ключевых аспектов поликультурной образовательной среды является направленность на освоение культурных ценностей различных этносов и народов. Именно в процессе приобщения к культуре своего и чужого народа у учащихся формируются личностные качества, необходимые для успешной социализации и продуктивного взаимодействия в многонациональном обществе.
Следует подчеркнуть, что изучение продуктов художественной культуры и освоение многообразия культурных ценностей является основным содержанием обучения в системе дополнительного художественного образования, в частности, в детских школах искусств. Если в общеобразовательной школе культура является предметом изучения только лишь части гуманитарных дисциплин, таких как литература, история, русский и родной язык, музыка, рисование, и др., то в школах искусств этому посвящены все предметы образовательного цикла. Более того, содержание этих предметов не ограничивается изучением западноевропейской или отечественной культуры, а, как правило, охватывает и национальные культуры, включая также и произведения этнокультур. Так, например, учащиеся музыкального отделения школы искусств изучают музыку народов мира и произведения, представляющие региональное композиторское творчество; учащиеся хореографического отделения осваивают латиноамериканские, африканские, скандинавские, испанские, французские и многие другие танцы; в программу обучения всех отделений включено изучение регионального фольклора и т.д. Следовательно, образовательная среда школы искусств изна-
чально является поликультурной и обладает широкими возможностями для реализации поликультурного образования.
Освоение образцов художественной культуры в детской школе искусств осуществляется не только теоретически, но, главным образом, практически - через исполнение произведений в классе музыкального инструмента, постановку танцевальных номеров в классе хореографии, рисование картин и этюдов в классе изобразительного искусства и т.п. Главным предметом изучения в школе искусств, ради которого дети приходят именно в данное образовательное учреждение, является конкретный вид искусства - музыка, живопись, танец и т.д. В отличие от уроков искусства в общеобразовательной школе, которые ставят целью первичное освоение элементарных навыков рисования, пения, музицирования и т.д., целевая направленность образовательного процесса в школе искусств связана с совершенствованием собственной творческой исполнительской деятельности учащихся и достижением значительного уровня мастерства в избранном виде искусства. Таким образом, спектр изучения продуктов художественной культуры различных этносов и народов в школе искусств существенно расширяется, охватывая и теоретический и практический ракурсы.
Нужно отметить, что формы практической деятельности учащихся в школе искусств весьма разнообразны и включают: коллективное творчество (репетиции оркестра, хора, танцевальных и театральных коллективов), групповые занятия (репетиции музыкальных и танцевальных ансамблей, занятия в классе изобразительного искусства, отработка групповых мизансцен в театральных постановках), парные (камерно-вокальное и камерно-инструментальное исполнительство, парные танцы, диалоговые мизансцены в театральных постановках), индивидуальные (занятия в классе музыкального инструмента, вокала, отработка индивидуальных партий в танцевальных и театральных постановках). Следовательно, поликультурная образовательная среда детской школы искусств является творческо-деятельност-ной и интегрирует коллективные, групповые, парные и индивидуальные формы учебной деятельности учащихся.
В школе искусств, как мы уже отмечали ранее, дети осваивают разные виды искусств - музыкальное, изобразительное, театральное, хореографическое и т.д. Очень часто в учебном процессе эти искусства интегрируются. Так, при обучении детей музыке часто используются ритмика, пластическое интонирование как элементы визуально-двигательных искусств; демонстрируются видеоряды живописных полотен известных художников, сопровождающие музыку и вызывающие нужные визуально-образные ассоциации; нередко осуществляется театрализация музыкальных произведений, имеющих программно-сюжетную основу, и их сценическое воплощение силами самих учащихся. Обучение детей в классе хореографии всегда осуществляется при музыкальном сопровождении и предусматривает характеристику музыкальных особенностей балетных постановок и хореографических номеров. Учебный процесс на театральном отделении школы искусств задействует все виды искусств, так как учитывает синтетическую природу театральной деятельности. В ходе театральных репетиций внимание учащихся акцентируется на выборе костюмов, декораций, хореографических номеров, музыкального сопровождения к спектаклю. Зачастую детям предлагается самим изготовить костюмы и подобрать музыку к спектаклю либо сделать это совместно с преподавателем и своими партнерами. Подготовка костюмов и декораций к спектаклю, выбор музыкального сопровождения предполагают серьезную и длительную предварительную работу по прослушиванию и отбору музыкальных номеров, просмотру моделей одежды, поиску необходимых элементов антуража и т.п. Это в той или иной мере обусловливает изучение особенностей не только избранного ребенком основного вида искусства, но и других, сопутствующих ему искусств. То есть образовательная среда детской школы искусств становится полихудожественной.
Важной особенностью образовательного процесса в детской школе искусств является публичное представление результатов учебной деятельности учащихся. Поскольку основное содержание образования в детской школе искусств связано с освоением языка искусства и форм художественно-творческой деятельности, естественным и закономерным итогом обучения становится публичное представление и оценка результатов творчества детей. Формы такого представления многообразны и издавна реализуются в детских школах искусств - это академические концерты, исполнительские конкурсы, творческие смотры, выставки достижений, театрализованные представления, фестивали искусств и т.д.
В процессе подготовки данных мероприятий, как правило, участвуют не только дети, но и преподаватели, а также родите-
ли и другие члены семей учеников, которые выполняют организационную работу, выступают в качестве слушателей и зрителей. Коллективное общение и сопереживание участникам выступлений создает эффект межличностной аттракции, творческой эмпатии, формирует чувство коллективной ответственности, способствует установлению более тесных отношений в ученическом коллективе. За счет этого значительно повышается коммуникативный потенциал образовательной среды школы искусств.
Кроме того, подобные мероприятия, как правило, получают широкий общественный резонанс и вызывают живой интерес со стороны публики, способствуют установлению личностных и профессиональных связей школы с социально-культурным окружением, развивают социальное партнерство. Таким образом, в поликультурную среду школы искусств органично включаются не только субъекты образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители), но также «потребители» творческих услуг, представляющие социальное окружение (национальные культурные центры, образовательные учреждения, студии и центры детского творчества и пр.). Это, в свою очередь, делает поликультурную среду школы искусств поликоммуникативной и определяет ее направленность на межкультурное и межличностное взаимодействие.
Таким образом, обобщая все сказанное выше, можно утверждать, что образовательная среда детской школы искусств имеет ряд важных свойств, существенно отличающих ее от среды других образовательных учреждений. К этим свойствам относятся поликультурный, творческо-деятельностный, полихудожественный и поликоммуникативный характер данной среды. Названные факторы определяют ее содержательный контекст и реализуются в процессе теоретического и практического освоения учащимися образцов национальных культур, представленных в разных видах искусств, что сопровождается установлением разнообразных коммуникативных связей, как с непосредственными субъектами образовательного процесса, так и с социальным окружением.
В структуре поликультурной образовательной среды детской школы искусств присутствуют все компоненты, указанные нами ранее - когнитивный, мотивационный, эмоционально-коммуникативный, поведенческо-деятельностный (применительно к школе искусств его логичнее назвать творческо-деятельност-ным). При этом их особенность состоит в том, что они не разде-
Библиографический список
ляются друг от друга, а напротив, интегрируются на базе твор-ческо-деятельностного компонента поликультурной среды. В процессе творческой деятельности детей, направленной на освоение продуктов художественной культуры разных этносов и народов, у учащихся формируется система знаний об этих культурах (когнитивный компонент), развивается мотивация к дальнейшему изучению этих культур и взаимодействию с их носителями (мотивационный компонент), проявляются разнообразные эмоции и чувства (эмоциональный компонент), устанавливаются межличностные связи и отношения в многонациональном ученическом коллективе (коммуникативный компонент). Самая главная особенность искусства - творческо-деятельностная природа - накладывает отпечаток и на сам процесс учебной деятельности детей, и на среду, где происходит освоение произведений искусства.
Подчеркнем, что образовательная среда школы искусств существенно отличается от среды общеобразовательной школы, в том числе тем, что в общеобразовательных школах существует четкое разделение между учебной и внеучебной сферами деятельности, которые связаны с решением совершенно разных задач. В учебной деятельности преимущественно решаются дидактические задачи, во внеучебной - воспитательные. В школе искусств это разделение значительно менее выражено. Благодаря огромному воспитательному потенциалу искусства, творческой природе учебной деятельности учащихся и публичному характеру представления ее результатов, и учебная и внеучебная сферы детской школы искусств реализуют как дидактические, так и воспитательные задачи.
Таким образом, можно выделить еще одну важную особенность поликультурной образовательной среды детской школы искусств - ее интегративный характер, объединяющий учебно-дидактические, художественно-творческие и воспитательные задачи, а также синтезирующий когнитивный, мотивационный, эмоционально-коммуникативный, творческо-деятельностный компоненты при доминировании последнего.
Из всего вышесказанного становится очевидным, что образовательная среда детской школы искусств обладает уникальными возможностями для реализации поликультурного образования и формирования поликультурной личности ребенка, чему способствует поликультурный, творческо-деятельностный, полихудожественный, поликоммуникативный, интегративный характер данной среды.
1. Тарасов, С.В. Образовательная среда и развитие школьника. - СПб., 2003.
2. Ясвин, В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / под ред. В.И. Панова. - М., 1997.
3. Панов, В.И. Одаренные дети: выявление - обучение - развитие // Педагогика. - 2001. - № 4.
4. Карпова, Е.М. Поликультурная среда клуба как средство социального воспитания старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2004.
Bibliography
1. Tarasov, S.V. Obrazovateljnaya sreda i razvitie shkoljnika. - SPb., 2003.
2. Yasvin, V.A. Trening pedagogicheskogo vzaimodeyjstviya v tvorcheskoyj obrazovateljnoyj srede / pod red. V.I. Panova. - M., 1997.
3. Panov, V.I. Odarennihe deti: vihyavlenie - obuchenie - razvitie // Pedagogika. - 2001. - № 4.
4. Karpova, E.M. Polikuljturnaya sreda kluba kak sredstvo socialjnogo vospitaniya starsheklassnikov: dis. ... kand. ped. nauk. - Kostroma, 2004.
Статья поступила в редакцию 03.12.12
УДК 378:004.77
Bakhtina S. V,, Chemekova N.R. DEVELOPMENT OF STRATEGIC THINKING: PEDAGOGICAL IDEAS OF HISTORY AND THE PRESENT (ON THE EXAMPLE OF CROSS-TECHNOLOGIES AND A.S. MAKARENKO AND V.A. SUKHOMLINSKY'S PEDAGOGICAL IDEAS). The article is focused at a deep analysis of psychological and educational concepts of developing thinking in a frame of educational environment, possibilities of modern technologies in the process of formation of a strategic thinking of the university students. Nowadays, the paradigms based on the complete competence of specialists, not packed with knowledge, but aimed at any specialization and socialization, prepared for new life conditions. They prove, that the creation of psychological and educational conditions promotes to perfection and self-development, professional skills, strategic thinking of future specialists. All this is based on cross-technologies.
Key words: strategic thinking, cross-technologies, reflection, educational environment, psychological and educational concepts.
С.В. Бахтина, канд. пед. наук, доц. Марийского гос. университета, г. Йошкар-Ола,
E-mail: [email protected]; Н.Р. Чемекова, канд. пед. наук, доц. Марийского гос. университета,
г. Йошкар-Ола, E-mail: [email protected]