Научная статья на тему 'Восприятие и оценивание цен на образовательные услуги'

Восприятие и оценивание цен на образовательные услуги Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНА / PRICE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / EDUCATIONAL SERVICES / ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / TYPES OF EDUCATIONAL SERVICES / ЦЕНЫ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЦЕН / CRITERIA OF PRICES' EVALUATION / ВОСПРИЯТИЕ ЦЕН / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITIVENESS / ПОКУПАТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / BUYERS OF EDUCATIONAL SERVICES / PRICES OF EDUCATIONAL SERVICES / RECEPTION OF PRICES / MARKETABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябчук Павел Георгиевич, Демцура Светлана Сергеевна, Гордеева Дарья Сергеевна

В статье представлен теоретический анализ восприятия и оценивания цен на образовательные услуги, основанный на исследовании поведения покупателей услуг образовательных учреждений. Описаны возможные виды приобретаемых образовательных услуг, представлены их особенности. В статье выявлены общие и индивидуализированные критерии оценивания цен на образовательные услуги и дана характеристика механизмам их применения. Приводится определение термина «выгода получаемой услуги», рассматриваются наиболее часто используемые семь направлений оценивания цен покупателями образовательных услуг, выделены три группы взаимосвязанных направлений оценивания (ориентация на свои представления о цене; ориентация на сравнение по цене с зарубежными альтернативами; ориентация на чужие оценки), приведены примеры. В статье особое внимание уделяется наиболее часто используемому механизму оценки выгод сопоставлению с воспринимаемым качеством. Помимо этого среди механизмов оценивания выгод описывается восприятие статуса заведения. Приведена взаимосвязь среднерыночной цены, которую покупатели образовательных услуг рассчитывают для себя самостоятельно, с принятием решения о покупке. В статье описывается значимость исследования бюджетов, которые потребители готовы выделить на образовательные услуги. Указывается, что существуют приоритеты в выборе общих критериев оценивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябчук Павел Георгиевич, Демцура Светлана Сергеевна, Гордеева Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RECEPTION AND EVALUATION OF PRICES FOR EDUCATIONAL SERVICES

The article presents a theoretical analysis of the reception and evaluation of educational services' prices. This analysis is based on the behavior research of people who buy services of educational institutions. The types of purchased educational services and their features are described. The article reveals general and specific criteria for the evaluation of prices for educational services and the characteristics of their application. A definition of the term «benefit of received services» and the most frequently used seven areas of assessment of prices by buyers of educational services are showed. Three groups of interrelated areas of evaluation (focus on their ideas about price; focus on the comparison of price with foreign alternatives; orientation on other people's estimates) and their examples are emphasized. The article is focused on the most frequently used mechanism of benefit's assessment (the comparison with the perceived quality). In addition, the perception of the institution's status among mechanisms of benefits' evaluation is described. The article also describes the relationship of the average market price, which buyers of educational services count on their own initiative, with the decision about the purchase. The article depicts the significance of the research of budgets that consumers are ready to allocate to educational services. Priorities in the selection of common criteria's evaluation are specified.

Текст научной работы на тему «Восприятие и оценивание цен на образовательные услуги»

Рябчук Павел Георгиевич, Демцура Светлана Сергеевна, Гордеева Дарья Сергеевна ВОСПРИЯТИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ ЦЕН НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ...

УДК 338.5

ВОСПРИЯТИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ ЦЕН НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

© 2017

Рябчук Павел Георгиевич, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой «Экономика, управление и право» Демцура Светлана Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и право» Гордеева Дарья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и право» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454005, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ восприятия и оценивания цен на образовательные услуги, основанный на исследовании поведения покупателей услуг образовательных учреждений. Описаны возможные виды приобретаемых образовательных услуг, представлены их особенности. В статье выявлены общие и индивидуализированные критерии оценивания цен на образовательные услуги и дана характеристика механизмам их применения. Приводится определение термина «выгода получаемой услуги», рассматриваются наиболее часто используемые семь направлений оценивания цен покупателями образовательных услуг, выделены три группы взаимосвязанных направлений оценивания (ориентация на свои представления о цене; ориентация на сравнение по цене с зарубежными альтернативами; ориентация на чужие оценки), приведены примеры. В статье особое внимание уделяется наиболее часто используемому механизму оценки выгод - сопоставлению с воспринимаемым качеством. Помимо этого среди механизмов оценивания выгод описывается восприятие статуса заведения. Приведена взаимосвязь среднерыночной цены, которую покупатели образовательных услуг рассчитывают для себя самостоятельно, с принятием решения о покупке. В статье описывается значимость исследования бюджетов, которые потребители готовы выделить на образовательные услуги. Указывается, что существуют приоритеты в выборе общих критериев оценивания.

Ключевые слова: цена, образование, образовательные услуги, виды образовательных услуг, цены на образовательные услуги, критерии оценивания цен, восприятие цен, конкуренция, конкурентоспособность, покупатели образовательных услуг.

THE RECEPTION AND EVALUATION OF PRICES FOR EDUCATIONAL SERVICES

© 2017

Ryabchuk Pavel Georgievich, Candidate of economic Sciences, head of the Department of «Economics, management and law» Demtsura Svetlana Sergeyevna, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department

of «Economics, management and law» Gordeyeva Dariya Sergeyevna, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department

of «Economics, management and law» South Ural State Humanitarian-Pedagogic University (454005, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: [email protected])

Abstract. The article presents a theoretical analysis of the reception and evaluation of educational services' prices. This analysis is based on the behavior research of people who buy services of educational institutions. The types of purchased educational services and their features are described. The article reveals general and specific criteria for the evaluation of prices for educational services and the characteristics of their application. A definition of the term «benefit of received services» and the most frequently used seven areas of assessment of prices by buyers of educational services are showed. Three groups of interrelated areas of evaluation (focus on their ideas about price; focus on the comparison of price with foreign alternatives; orientation on other people's estimates) and their examples are emphasized. The article is focused on the most frequently used mechanism of benefit's assessment (the comparison with the perceived quality). In addition, the perception of the institution's status among mechanisms of benefits' evaluation is described. The article also describes the relationship of the average market price, which buyers of educational services count on their own initiative, with the decision about the purchase. The article depicts the significance of the research of budgets that consumers are ready to allocate to educational services. Priorities in the selection of common criteria's evaluation are specified.

Keywords: price, education, educational services, types of educational services, prices of educational services, criteria of prices' evaluation, reception of prices, competitiveness, marketability, buyers of educational services.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В условиях плановой экономики вопросы о цене образовательных услуг практически не поднимались. Ведь продавцом и покупателем образовательных услуг являлось государство. Отсутствовали возможности взаимодействия продавцов и покупателей в сфере образования. Именно поэтому проблема ценообразования не возникала. Появление таких понятий, как «образовательные услуги», «платные образовательные услуги», «рынок платных образовательных услуг», «образовательные услуги на коммерческой основе» и т.д. связано с переходом нашей страны к рыночным отношениям.

В связи с этим актуальной остается проблема восприятия покупателями цен на данный вид услуг. Возникают вопросы, связанные с особенностями процесса оценивания покупателями розничных цен на различных рынках. Данный факт обуславливает необходимость научной разработки и определения терминов, появившихся в переломный временной период жизни российского обще-

ства.

Многие ученые солидарны во мнении, что услуга -это результат совместных экономических отношений между потребителем и исполнителем определенного заказа. Если же говорить об образовательных услугах, то они имеют ряд специфических особенностей. Перечислим данную специфику. Во-первых, образовательные услуги «неосязаемы» вплоть до момента их получения. Во-вторых, качество образовательных услуг напрямую зависит от непосредственных субъектов (работников образовательных учреждений), которые их оказывают. В-третьих, нельзя образовательную услугу, что называется, «заготовить впрок» или перепродать третьим лицам. В-четвертых, начало потребления образовательных услуг связано с началом их оказания.

Кроме вышесказанного есть еще специфическое свойство образовательных услуг. На получателя они оказывают долгосрочное влияние. При этом получателем образовательных услуг может выступать одновременно индивид, который обратился в учебное заведение,

Рябчук Павел Георгиевич, Демцура Светлана Сергеевна, Гордеева Дарья Сергеевна ВОСПРИЯТИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ ЦЕН НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ...

отдельный сектор экономики, а также общество в целом. Этим свойством обладает образовательная услуга в независимости от того, является ли она коммерческой или нет. Образовательная система - это элемент культурного, научно-технического развития общества. Она обеспечивает формирование трудового потенциала социума. Таким образом, образовательные услуги относятся к общественным благам.

Следует отметить, что первоначально внедрение в жизнь российского общества коммерческих образовательных услуг привело к неоднозначной реакции населения. С одной стороны, появились люди, которые изъявили желание приобрести новые платные услуги. Возрастающий спрос обусловил появление увеличивающегося количества платных мест в государственных вузах. С другой стороны, многие россияне не были морально и материально готовы к получению коммерческих образовательных услуг. И лишь постепенно население стало положительно оценивать наличие и непосредственную возможность получения образования на платной основе. Результаты социологических опросов того времени говорят о готовности части населения тратить денежные средства в этом направлении. Однако наряду с этой тенденцией существовали и до сих пор существуют противники коммерциализации образования.

В начале XXI века общество привыкло к такому явлению, как «коммерческие образовательные услуги» и «рынок платных образовательных услуг». Под данным видом услуг понимается обучение на платной основе в государственных или коммерческих образовательных организациях. Отметим, что за последние пятнадцать лет сформировалась широкая сеть негосударственных учебных заведений.

К возможным видам приобретаемых образовательных услуг относят: среднее образование, высшее образование (бакалавриат, магистратура), программы MBA, программы дополнительного профессионального образования, краткосрочные программы повышения квалификации и др.

Образовательные организации кроме оказания платных образовательных услуг имеют право предоставлять дополнительные услуги на коммерческой основе. К ним можно отнести:

- отработку пропущенных занятий (практических, лабораторных работ и др.);

- повторную подготовку, пересдачу зачетов, экзаменов за рамками сессии; дополнительные курсы, которые позволяют не отстать от освоения учебной программы;

- репетиторство, которое оказывается на базе учебного заведения (при этом оплата осуществляется через кассу);

- изучение дополнительных дисциплин, которых нет в образовательной программе.

На все перечисленные услуги разрабатывается официальный прайс-лист, где установлены цены продажи. В связи с этим в экономике образования проблема установления цен и восприятия покупателями этих цен является актуальной. Возникает необходимость выявления общих критериев оценивания цен на образовательные услуги и механизмы их применения. При этом решение данной проблемы предполагает описание приоритетных критериев оценивания цен потребителями образовательных услуг, разработку определенных механизмов применения общих критериев оценивания цен (установление между ними взаимосвязей), характеристику алгоритмов оценивания цен образовательных услуг при одновременном использовании общих и индивидуализированных критериев и др.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В отечественных научных работах, в практической деятельности предприятий внимание уделяется формированию структуры

потребительской ценности [1]. Описываются направления по ее повышению, методы ее измерения. Несмотря на то, что понятие цены давно включено в маркетинговые процессы, а ее восприятие существенным образом сказывается на потребительской ценности услуги, данному направлению уделяется недостаточное внимание.

Только в некоторых научных диссертационных исследованиях [2-5] (А.А. Волкова, Н.Ю. Егорова, И.В. Липсиц, И.А. Петиненко и др.) рассматриваются методы, инструменты и предлагаются технологии оценивания цен на образовательные услуги. Анализ последних публикаций [6-16] (Я.Д. Гиеева, Д.С. Гордеева, С.С. Демцура, М.А. Дудырева, М.В. Душутина, Д.В. Журина, В.А. Калмакова, В.А. Литвиненко, О.В. Мурычева, Т.А. Носова, М.Ю. Петрякова, Е.С. Ракчеева, П.Г. Рябчук, Ю.А. Сундикова, С.А. Ушаков, К.А. Федорова и др.), в которых рассматривались аспекты данной проблемы, показал, что выбранная нами проблематика актуальна.

Формирование целей статьи (постановка задания). В качестве целей статьи мы рассматриваем следующее: провести аналитический обзор существующих подходов к интерпретации таких социально-экономических категорий как «цена», «цена образовательной услуги», «выгода получаемой услуги», «платная образовательная услуга»; описать возможные виды приобретаемых образовательных услуг; выявить общие и индивидуализированные критерии оценивания цен на образовательные услуги и дать характеристику механизмам их применения.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В соответствие с поставленной целью мы трактуем цену на образовательные услуги не только как плату за обучение, которая непосредственно выплачивается образовательному учреждению учащимся (его семьей) или предприятием, которое заказало подготовку квалифицированного специалиста. Мы также под ценой на услуги образования понимаем ценность самого образования. То есть получаемые от образования выгоды для всех участников процесса подготовки квалифицированных кадров. При этом должен учитываться объем финансовых перечислений, которые поступают по всем каналам в систему образования.

Спрос на образовательные услуги, повторное обращение, лояльность потребителей образовательных услуг к организации и, наконец, экономические показатели образовательного учреждения напрямую зависят от восприятия покупателей ценности и выгоды услуг [17]. Общая удовлетворенность потребителей зависит от следующих факторов. Во-первых, это качество функциональных свойств, качество обслуживания покупателей. Во-вторых, это качество отношений между продавцом и покупателем. В-третьих, это с одной стороны маркетинговые инструменты, с другой стороны - цена, обладающая рядом качественных признаков. Потребитель образовательных услуг совершает интегральную оценку предложения, основываясь на сопоставление выгод и потерь. При этом он опирается на свои восприятия как услуги, так и цены.

Цена, являясь элементом потребительской ценности, имеет некие качественные характеристики. Эти характеристики в своей совокупности определяют ценовую удовлетворенность [18]. То есть ценовая удовлетворенность в экономической теории является центральной величиной, которая влияет на повторное совершение покупок и лояльность покупателей. Ценовая удовлетворенность входит в понятие потребительской удовлетворенности. Она трактуется как реализация продавцом ценовых ожиданий потребителей. Степень удовлетворенности ценой выше, если ценовой критерий покупатель ставит по значимости выше других покупательских критериев.

Ценовая удовлетворенность обладает следующими характеристиками. Во-первых, это ценовая прозрач-

Рябчук Павел Георгиевич, Демцура Светлана Сергеевна, Гордеева Дарья Сергеевна экономтесше

ВОСПРИЯТИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ ЦЕН НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ... науки

ность. Во-вторых, ценовое достоинство. В третьих, ценовая благоприятность. В-четвертых, безопасность цены и ее надежность. В-пятых, ценовая справедливость [19]. Общую ценовую удовлетворенность можно повысить, если оказывать влияние на перечисленные отдельные ценовые атрибуты.

Данный подход к ценовой удовлетворенности позволяет сделать вывод о том, что цена выступает воспринимаемой величиной. Ценовое поведение потребителей или, иначе, ценовое восприятие или осознание цены -это поведение покупателей относительно цен. Данный вид поведения включает в себя наблюдаемые действия покупателя, а также психологические процессы, которые происходят в его сознании и направлены на анализ цен. Ценовое поведение характеризуются следующими объективными ценовыми показателями. Во-первых, это уровень цен. Во-вторых, наличие скидок и ценовых акций. В-третьих, это ценовые гарантии. Перечисленные характеристики могут являться стимулами, которые заставляют покупателей реагировать, совершая покупку. Помимо этого ценовое поведение характеризуется экономическими результатами. К ним относят: прибыль, объем продаж, выручку и др.

Таким образом, большое значение для ценовой политики образовательной организации имеет учет факторов, которые в той или иной степени оказывают влияние на восприятие цен. Так как принятие цены со стороны покупателей происходит через восприятие, то особую актуальность приобретает проблема оценивания цен на образовательные услуги. Изучение процесса оценки цены, как мы уже отмечали выше, предполагает выполнение следующих задач. Во-первых, описание приоритетных критериев оценки цены потребителями образовательных услуг. Во-вторых, разработку определенных механизмов применения общих критериев оценивания цен (установление между ними взаимосвязей). В-третьих, характеристику алгоритмов оценивания цен образовательных услуг при одновременном использовании общих и индивидуализированных критериев.

К критериям оценивания цены мы относим следующее. Во-первых, выгоду от получаемой образовательной услуги. Приведем определение данного термина. «Выгода получаемой услуги» трактуется нами как совокупность благ, обладающих функциональной (базовой) ценностью и дополнительными ценностями.

К базовым ценностям относятся знания, навыки и умения [20], а к дополнительным - возможность социальной интеграции, более высокий статус и лучшее профессиональное признание на рынке труда [21].

Во-вторых, сопоставление с семейным бюджетом. В-третьих, соответствие уровню рыночных цен.

Покупатели образовательных услуг наполняют общие критерии индивидуальными смыслами. При этом они используют различные параметры, индикаторы. К примеру, в рамках критерия сопоставления с уровнем рыночных цен, один покупатель опирается на цены, по которым приобретал услугу раньше, а другой потребитель опирается на среднерыночную цену, которую рассчитал самостоятельно доступными методами. Приведенный пример касается не только критерия сопоставления с уровнем рыночных цен. Восприятие выгоды от образовательной услуги у разных покупателей различно. Существуют покупатели, которые опираются на механизмы сопоставления с воспринимаемым качеством. Другие же покупатели совершают покупку, так как образовательная услуга подчеркивает статус ее приобретателя.

Рассмотрим наиболее часто используемые семь направлений оценивания цен покупателями образовательных услуг. К первому направлению можно отнести сопоставление с возможностями бюджета. Второе направление - это сравнение с ценами на аналогичные программы за рубежом. Третье направление включает ориентацию на оценки людей, которые пользуются у покупателя 176

доверием и чье мнение значимо. К четвертому направлению можно отнести сравнение с ценами, которые запомнились покупателю по собственному опыту и опыту друзей. Пятое направление предполагает сравнение с ценами на аналогичные программы в других учебных заведениях. Шестое направление - это сопоставление с уровнем качества услуг. И, наконец, седьмое направление - сравнение с собственным представлением о стоимости подобной услуги в России (предполагает ответ на вопрос «сколько это должно стоить?»). Перечисленные направления взаимосвязаны. Основываясь на факторный анализ, мы выявили три группы направлений оценивания.

К первой группе мы отнесли ориентации покупателей на свои представления о цене. При этом потребители образовательных услуг учитывают ценность услуги и цену альтернативных предложений. В случае, если данный фактор не используется, то потребитель ориентируется на качество.

Вторая группа связана с ориентациями на сравнение по цене с зарубежными альтернативами. В случае, если данный фактор не используется, потребитель ориентируется на возможности собственного бюджета.

Третья группа предполагает ориентации на чужие оценки. То есть потребитель не пытается самостоятельно проводить сравнительный анализ, а полагается на оценки других людей и опыт знакомых.

Перечисленные группы факторов свидетельствуют о том, какие направления оценивания дополняют или исключают друг друга. К примеру, потребитель проводит сравнительный анализ цены. То есть он сравнивает цены со своими представлениями о том, сколько должна стоить выбранная им образовательная услуга.

Выявленные направления оценивания цен позволяют понять, каким образом покупатели образовательных услуг пытаются применять определенные критерии оценивания. При этом направления оценивания могут предполагать, как уже отмечалось, индивидуализацию критериев, то есть расстановку покупателем главных акцентов. Зачастую данные акценты лежат в основе формирования референтной базы. Отметим, что очень часто встречается сочетание общих критериев и индивидуальных направлений их использования.

Считаем целесообразным отметить, что ориентация на цены конкурентов не всегда решает задачу покупательского выбора. Помимо этого учитывается оценка выгоды получаемой услуги, о которой мы говорили выше, а также критерий соответствия бюджету. Оценивание выгод использования образовательной услуги - это понимание потребителем выгод через предполагаемое «функциональное» качество услуги. При этом выгода может связываться с престижем, повышением социального статуса индивида.

Наиболее часто используемый механизм оценки выгод - сопоставление с воспринимаемым качеством. При оценивании качества образовательной услуги потребители зачастую опираются на воспринимаемый статус учебного заведения. От имиджа образовательной организации зависит решение покупательского выбора.

Помимо этого на потребительский выбор оказывает влияние наличие аккредитаций, мнение других людей о качестве услуг (в том числе мнение знакомых), отзывы выпускников и т.д.

Место учебного заведения в рейтингах (российских, международных) также оказывает существенное влияние на процессе оценивания качества услуг. Другим критерием оценивания качества образовательной услуги является анализ учебных планов, а также достижений и известности преподавателей [22].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Из выше сказанного можно сделать следующий вывод. Оценивание цен на образовательной услуги в большинстве случаев осуществляется покупателями на основе оценивания выгод.

Рябчук Павел Георгиевич, Демцура Светлана Сергеевна, Гордеева Дарья Сергеевна ВОСПРИЯТИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ ЦЕН НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ...

При этом наиболее часто используется механизм оценки выгод - сопоставление с воспринимаемым качеством.

На оценивание качества оказывает существенное влияние восприятие статуса учебного заведения [23]. Этот воспринимаемый статус формируется на основе информации об аккредитациях.

При анализе цен на образовательные услуги учитывается такой показатель, как среднерыночная цена. Она вычисляется каждым потребителем самостоятельно. Именно поэтому мы рекомендуем образовательным организациям целенаправленно предлагать заинтересованным потребителям предоставлять информацию о среднерыночной цене на конкретные виды образовательных услуг. Этот шаг облегчит покупателям анализ текущей цены на услуги организации и поможет в потребительском выборе.

Соответствие бюджету также является значимым критерием при анализе цен [24]. Именно поэтому мы рекомендуем образовательным организациям проводить комплексное изучение бюджетов (на основе опросов), которые потребители готовы выделить на образовательные услуги. Эта информация поможет образовательным организациям разработать грамотную ценовую политику (что, безусловно, будет способствовать эффективному управлению восприятием цен), а покупателям - выбрать правильные ориентиры.

Проведенный нами анализ может быть использован образовательными учреждениями в целях управления восприятием и оцениванием цен покупателями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Методика оценки потенциала педагогических вузов региона на основе бенчмаркинга: коллективная монография / Е.В. Гнатышина, П.Г. Рябчук, Е.В. Евплова, Е.В. Рябинина, К.А. Федорова. Челябинск: Цицеро, 2016. 99 с.

2. Волкова А.А. Восприятие и оценка цен потребителями образовательных услуг: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05. Санкт-Петербург: С.-Петерб. гос. экон. ун-т, 2015. 19 с.

3. Егорова Н.Ю. Цены на образовательные услуги: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.09. Санкт-Петербург: Ун-т экономики и финансов, 1994. 15 с.

4. Липсиц И.В. Управление ценообразованием в фирме: Мировой опыт и российская практика: диссертация ... доктора экономических наук: 08.00.09. М., 2000. 313 с.

5. Петиненко И.А. Ценообразование в условиях глобализации: закономерности становления системы ры-ночно-регулируемых цен: автореферат дис. ... доктора экономических наук: 08.00.01. Томск: Нац. исслед. Том. гос. ун-т, 2013. 50 с.

6. Гордеева Д.С., Литвиненко В.А. Выжить в кризис: маркетинг в образовании // Проблемы экономики, управления и права современной России: сборник научных трудов по материалам I региональной научно-практической конференции. 2016. С. 92-96.

7. Петрякова М.Ю., Гиеева Я.Д., Демцура С.С. Управление ценообразованием в фирме // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. №2 1-1 (58). С. 136-138.

8. Дудырева М.А., Рябчук П.Г. Профессиональное образование в РФ и промышленное импортозамещение: связь, проблемы и перспективы // Инновационное развитие российской экономики: сборник научных трудов IX Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова; Российский гуманитарный научный фонд. 2016. С. 30-33.

9. Журина Д.В., Гордеева Д.С. Развитие системы мотивации менеджера образовательной сферы // Социально-экономические тенденции: оценка, анализ, прогноз сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Научно-издательский центр «Открытое знание». 2016.

С. 11-16._

10. Калмакова В.А., Душутина М.В., Демцура С.С. Ценообразование в сфере высшего образования // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 1-1 (58). С. 68-70.

11. Сундикова Ю.А., Мурычева О.В., Демцура С.С. Ценообразование в экономике малого бизнеса России // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 1-2 (58). С. 5-7.

12. Носова Т.А., Гордеева Д.С. Теоретическое обоснование проблемы и стимулирования работников в образовательной организации // Современные проблемы и направления развития системы подготовки кадров сборник научных трудов по материалам I международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука». 2016. С. 253-262.

13. Демцура С.С., Федорова К.А., Ракчеева Е.С. Малое предпринимательство: роль и проблемы развития // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 9. С. 223-225.

14. Рябчук П.Г. Оценки потенциала педагогического университета с использованием методики бенчмаркин-га // Фундаментальные и прикладные вопросы науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2016. С. 144-146.

15. Демцура С.С., Федорова К.А. Цена и ценность труда // Роль инноваций в трансформации науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 81-83.

16. Ушаков С.А., Демцура С.С. Политика в области качества // Новое слово в науке: перспективы развития. 2015. № 2 (4). С. 435-436.

17. Власова Е.С., Власова А.С., Демцура С.С. Сектор образовательных услуг как основа экономики знания // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 67-69.

18. Гордеева Д.С., Демцура С.С. Актуальные проблемы развития экономики знаний в современном мире // Современные концепции управления человеческими ресурсами: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции 30 ноября 2016 г. Москва: НОО «Профессиональная наука», 2016. С. 20-28.

19. Демцура С.С. Формирование представлений об этике бизнеса // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2012. № 3. С. 27-35.

20. Дмитриева Е.Ю. Особенности тьютерской деятельности в условиях учреждений высшего образования // Образование: традиции и инновации: материалы XII международной научно-практической конференции. -Прага, 2016. С. 95-97.

21. Савченков А.В., Гордеева Д.С. Актуальные проблемы взаимодействия вузов с реальным сектором экономики // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 7. С. 30.

22. Косенко С.С. Экономическое образование в школе: аксиологический подход // Человек. Спорт. Медицина. 2006. № 16 (71). С. 209-213.

23. Менеджмент: современные проблемы управления: коллективная монография // Е.А. Гнатышина, Д.Н. Корнеев, Л.М. Базавлуцкая, Н.Ю. Корнеева, А.М. Рыжикова, П.Г. Рябчук, Н.В. Уварина. Челябинск: Цицеро, 2017. 268 с.

24. Гордеева Д.С. Создание инновационного информационного центра сетевого взаимодействия в условиях структурного подразделения педагогического университета // Экономика образования и управление образованием: современные научные исследования и разработки: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука». 2016. С. 12-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.