Демцура Светлана Сергеевна, Дмитриева Елена Юрьевна, Полуянова Лариса Альбертовна РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ...
УДК 37.014 : 330.12
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
© 2017
Демцура Светлана Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Экономика, управление и право» Дмитриева Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и психолого-педагогических дисциплин Полуянова Лариса Альбертовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и психолого-педагогических дисциплин Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: [email protected])
Аннотация. В настоящее время происходит модернизация системы образования в целом и высшего образования в частности. В условиях общественных социально-экономических трансформаций происходит изменение и совершенствование сферы образовательных услуг, которая является частью экономики страны. Реформы образования призваны улучшить сферу и повысить качество образовательных услуг. Авторы статьи, ссылаясь на нормативные акты, регламентирующие деятельность образования, проводят аналитический обзор изменений современного высшего российского образования и рынка образовательных услуг, уделяя наибольшее внимание описанию коммерциализации высшего образования. В статье рассмотрены такие особенности реформы высшего образования, как внедрение двухуровневой системы высшего образования в университетах, переход на новые образовательные стандарты, придание статусов вузам, появление мониторинга эффективности деятельности вузов, реализация программ сетевого взаимодействия. Описывается влияние этих особенностей на сферу рынка образовательных услуг. Даны определения понятиям «рынок образовательных услуг» и «образовательная услуга». Рассматривая основные проблемы современных вузов и их воздействие на субъектов, принимающих непосредственное участие в образовательном процессе, авторы выявляют специфику рынка образовательных услуг, состоящую в сложности оценки качества образовательной услуги. При этом качество образовательной услуги значимо как для потребителя образовательной услуги, так и для социума. Теоретический анализ современных тенденций высшего образования в России, показал, что в настоящее время существует необходимость расширения сферы рынка образовательных услуг. Данный факт вызывает потребность создания новых механизмов деятельности учреждений высшего образования, основывающихся на рыночных аспектах.
Ключевые слова: образование, развитие образования, образовательная политика, рынок образовательных услуг, цены на образовательные услуги, восприятие цен, конкуренция, конкурентоспособность, покупатели образовательных услуг.
THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES AND MODERN TRENDS OF DEVELOPMENT
OF EDUCATION IN RUSSIA
© 2017
Demtsura Svetlana Sergeyevna, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor
at the Department of «Economics, management and law» Dmitriyeva Yelena Yuriyevna, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor
at the Department of technology and psycho-pedagogical disciplines Poluyanova Larisa Albertovna, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of technology and psycho-pedagogical disciplines South Ural State Humanitarian-Pedagogic University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: [email protected])
Abstract. Today the аmodernization takes place of the education system in general and higher education in particular. In conditions of social and economic transformations, the sphere of educational services is changing and improving as a part of the country's economy. Reforms in education are aimed to improve this sphere and improve the quality of educational services. The authors of the article referring to the normative acts regulating of education and conducts an analytical review of the changes in present Russian higher education system and the market of educational services, paying the greatest attention to the description of the commercialization of higher education. The article considers such characteristics of the higher education reform as the introduction of a two-level system of higher education in universities, the transition to new educational standards, the giving of status to universities, the monitoring the effectiveness of universities, the implementation of networking programs, and the impact of these features on the education market. The definitions of the concepts «market of educational services» and «educational service» are given. Considering the main problems of modern universities and their impact on subjects directly involved in the educational process, the authors identify the specifics of the market of educational services, consisting in the complexity of assessing the quality of educational services. The quality of the educational service is significant both for the consumer of the educational service and for the society. Theoretical analysis of nowadays trends in higher education in Russia and educational services showed that at present time there is a need to expand the sphere of the market of educational services. This fact calls for the creation of new mechanisms for the activity of higher education institutions, which based on market aspects.
Keywords: education, development of education, educational policy, market of educational services, prices of educational services, reception of prices, competitiveness, marketability, buyers of educational services.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Актуальность темы исследования обусловлена возросшим значением рынка образовательных услуг в развитии современного общества. Инновационное развитие страны обуславливает совершенствование сферы услуг образования. Это наиболее динамично развивающийся сегмент рынка, в котором происходит формирование интеллектуального потенциала нации.
Отметим, что рынок образовательных услуг выступа-
ет теперь неотъемлемым элементом рыночной экономики. При этом задачи образовательной политики в современных социально-экономических условиях невозможно реализовывать вне рынка образовательных услуг [1]. Создание механизмов, которые обеспечивают развитие высших учебных заведений, также тесно связано с экономическими аспектами образовательного процесса. На сегодняшний день рынок образовательных услуг - это крупная народнохозяйственная сфера. В этой сфере создается часть национального богатства. При этом обра-
Демцура Светлана Сергеевна, Дмитриева Елена Юрьевна, Полуянова Лариса Альбертовна РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ...
зование отражает вложения в «человеческий капитал».
Система образования РФ включает более 2 млн. студентов профессионального образования и около 5 млн. студентов в высшем образовании, которые обучаются в почти 90 тыс. образовательных организациях.
Отметим, что на сегодняшний день существует необходимость создания такого единого образовательного пространства, которое позволило бы обеспечить возможность сравнимости квалификаций в сфере высшего профессионального образования. Требуется построение системы непрерывного профессионального образования, повышение качества образовательных услуг в соответствии с требованиями рынка труда, усиление процессов вертикальной интеграции и др. [2].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Понятие рынка образовательных услуг давно изучается в научных исследованиях (А.А. Волкова, Н.Ю. Егорова, И.В. Липсиц, И.А. Петиненко и др.). Среди зарубежных авторов, оставивших свой след в изучении аспектов рынка образовательных услуг, можно назвать таких, как Д. Адам, Л. Болтон, М. Кэмпбелл, Дж. Дин, А. Херман, Дж. Хоган и др.
Формирование целей статьи (постановка задания). Данная статья посвящена рассмотрению современных тенденций развития образования в России и описанию одной из них - коммерциализации высшего образования. В качестве целей статьи мы рассматриваем следующее: провести аналитический обзор современных тенденций развития рынка образовательных услуг и образования в России.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В настоящее время современное образование характеризуется новыми тенденциями. Проходящая реформа имеет следующие особенности. Появилась и развивается двухуровневая система в вузах страны (бакалавриат и магистратура), появились новые форматы образования, произошел переход на новые образовательные стандарты и технологии.
Происходит актуализация ФГОС высшего образования с целью приведения их в соответствие с требованиями действующего законодательства и профессиональных стандартов. Отметим, что на данный момент утверждены 154 обновленных ФГОС высшего образования. При этом 204 проекта ФГОС прошли экспертизу соответствующих советов по профессиональным квалификациям. Появился перечень вузов, имеющих статус «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет».
Министерство образования и науки РФ поддерживает доступность бесплатного высшего образования для выпускников школ в России на протяжении последних лет на уровне 57%. При распределении контрольных цифр бюджетного приема со стороны Минобрнауки учитывались потребности регионов и отраслей экономики, а также пожелания ключевых российских работодателей (на 2017 год учтены пожелания 13000 работодателей).
По словам О.Ю. Васильевой в течение 2014-2017 гг. зафиксирован рост потребности в выпускниках естественнонаучных, инженерно-технических, педагогических, а также медицинских направлений подготовки. Свыше 80 % выпускников вузов, которые обучались по медицинским и техническим направлениям подготовки, находят работу. С 2012 года проводится мониторинг деятельности вузов. Благодаря результатам данного мониторинга потребители образовательных услуг могут детально ознакомиться с деятельностью каждого вуза. Отметим, что в мониторинге эффективности 2016 г. приняло участие 830 государственных, негосударственных, муниципальных и региональных образовательных организаций высшего образования и 932 филиала, подве-
домственных 15 федеральным органам исполнительной власти, Правительству Российской Федерации и другим государственным органам и организациям.
Бюджетный прием в российские вузы, участвующие в мониторинге, в 2016 году сократился примерно на 5% и составил 275 тыс. мест. Вузами-лидерами по качеству бюджетного приема (с набором свыше 300 человек) в 2016 г. стали МГИМО, МФТИ, НИУ ВШЭ, СПбГУ, МГУ, МИФИ и др. Минобрнауки подготовило два законопроекта, благодаря которым будет обеспечиваться практическое взаимодействие с предприятиями в 2017 г. Целью первого законопроекта является совершенствование целевого договора между заказчиком, вузом и абитуриентом, который предусматривает обязательную трехлетнюю отработку выпускником, а также выплату неустойки в случае неисполнения договора. Цель второго законопроекта - это снятие излишних административных барьеров при создании базовых кафедр. В 2016 г. из 21 ведущего университета 20 уже представлены в трех ведущих мировых рейтингах. В том числе за счет вхождения в предметные рейтинги [3].
В настоящее время существует группа вузов, которые получают дополнительное финансирование по программе 5-100, направленной на повышение конкурентоспособности российских вызов среди ведущих мировых центров [3].
При этом сокращается число неэффективных вузов. Произошло укрупнение высших учебных заведений, усиление горизонтальной интеграции. На 26 апреля 2017 года количество опорных вузов в стране увеличилось на 22 учебных заведения. Теперь их насчитывается 33. Статус «опорного вуза» означает дополнительное финансирование для улучшения технического и кадрового обеспечения. При этом финансирование восьми вузов осуществляется из федерального бюджета, а остальные вузы получают финансирование из региональных бюджетов. Главная задача опорных вузов - это решение проблем экономики региона. В частности, подготовка высококвалифицированных специалистов для местного рынка труда.
На сегодняшний день активно осуществляется реализация программ сетевого взаимодействия и сотрудничества между субъектами рынка образовательных услуг с целью усиления привлекательности сферы функционирования. В вузах создаются попечительские советы, которые призваны содействовать привлечению финансовых и материальных средств для обеспечения деятельности и развития вуза, а также для осуществления контроля за использованием таких средств. Таким образом, решается задача инвестиционной привлекательности образования.
Все это требует нового осмысления механизмов функционирования системы образования и роли учреждений образования.
Рассмотрим понятие «рынок образовательных услуг». Данный термин мы трактуем как целостную систему экономических отношений, которые подразумевают куплю-продажу образовательных услуг. Эти услуги непосредственно востребованы как коллективно, так и отдельно взятым потребителем.
С другой стороны, под рынком образовательных услуг понимается совокупность материальных взаимодействий участников образовательного процесса. К субъектам, принимающим непосредственное участие в образовательном процессе, относят: организации, которые предоставляют образовательные услуги; лица и организации, которые оплачивающих эти услуги; а также самих обучающихся [4]. Рынок образовательных услуг характеризуется социально-экономическими отношениями и связями, возникающими между субъектами рынка в процессе предоставления, а также получения образовательных услуг.
К документам, которые регламентируют сферу образовательных услуг, относят следующие нормативные
Демцура Светлана Сергеевна, Дмитриева Елена Юрьевна, Полуянова Лариса Альбертовна педагогические
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ... науки
акты. Во-первых, это Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 г. Во-вторых, Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. В-третьих, это Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. В-четвертых, программы развития сферы высшего профессионального образования России, в которых описываются финансовые аспекты деятельности университетов.
В Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г. Перечислены основные задачи государства в сфере образования. Отмечается, что образование выступает сферой ответственности и интересов государства и его институтов. При этом государство призвано обеспечить: «конкурентоспособный уровень образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг; свободный выбор направлений и форм образования с учетом потребностей, возможностей граждан, а также ситуации на рынках труда и образовательных услуг» [5].
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. отмечается, что «предпринимаются меры по анализу деятельности и модернизации сети образовательных организаций высшего образования, в связи с чем будет существенным образом обновлена сеть вузов, не вошедших в число федеральных и национальных исследовательских университетов. Предполагается скорректировать типологию и структуру вузовской сети в целом с оптимизацией количества филиалов вузов в сторону их сокращения (сокращение филиалов до 80 %). Будет сокращено общее число вузов (до 40 %) при условии увеличения численности студентов, получающих качественное высшее образование с использованием современного лабораторного оборудования в федеральных и национальных исследовательских университетах» [6]. При этом общий объем финансирования мероприятий программы равен 112629 млн. рублей. Из них 88048 млн. рублей - это финансирование из средств федерального бюджета, 12703 млн. рублей -из средств бюджетов субъектов РФ, 11878 млн. рублей - из внебюджетных источников. К тому же по программе предполагается выделить 10120 млн. рублей в виде субсидий субъектам РФ, а также 1780 млн. рублей в виде грантов юридическим лицам [7]. Во исполнение названных планов в 2015 году по результатам проверок Рособрнадзора было закрыто около 600 вузов. В период с 2015 по 2017 гг. аккредитации лишились порядка 1100 высших учебных заведений.
Согласно данным Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. В России сохраняется проблема по достижению надлежащего качества образования на всех уровнях, в том числе и высшего профессионального образования. Согласно международным рейтингам, российские вузы практически не попадают в первую сотню мировых лидеров [8, с. 9].
Современные проблемы вузов характеризуются следующими особенностями. Во-первых, финансовая политика государства зачастую не учитывает инвестиционный потенциал образования [9]. Во-вторых, существует кризис ресурсов. Его проявление наблюдается в сокращении финансирования из средств государственного бюджета, в коммерциализации образовательной деятельности, в нехватке квалифицированных вузовских организаторов, учитывающих новую направленность менеджмента высшей школы [10]. В-третьих, отмечена тенденция к массовости образования. При этом ухудшается квалификационная и возрастная структура занятости [11]. В-четвертых, присутствуют барьеры между научными достижениями и их практической реализацией. Все названные особенности обуславливают необходимость разработки новых механизмов деятельности вузов, которые основывались бы на рыночных аспектах. При этом должен учитываться тот факт, что 116
вузы выходят с одним и тем же продуктом на два взаимосвязанных рынка: рынок образовательных услуг, а также рынок труда.
В данном контексте рынок образовательных услуг -это взаимодействие предложения различными образовательными организациями и спроса на образовательные услуги со стороны отдельных хозяйствующих субъектов.
Применительно к образовательным услугам существуют три основных типа потребителей, образующих соответствующие рынки: потребители-личности, потребители-предприятия и организации различных форм собственности, органы государственного и регионального, местного управления. Каждый из соответствующих типов рынков обладает своими особенностями, диктует особые требования в отношении маркетинга [12].
Для рынка образовательных услуг свойственна определенная специфика. Ведь качество образовательной услуги как товара сложно оценить в полной мере [13]. При этом качество образовательных услуг связано не только с условиями их производства (квалифицированные педагоги, применение современных образовательных технологий и др.), но и с индивидуальными способностями обучающихся [14].
Далее рассмотрим определение понятия «образовательные услуги». Это не только сумма знаний, объем информации, который передается конкретному человеку. Это вид и результат деятельности, которая направлена на получение образования [15]. Образовательные услуги представляют собой социально значимый и высоколиквидный товар [16]. Это объясняется тем, что он важен не только для потребителя образовательных услуг, но и для всего общества в целом. К тому же его производство позволяет быстро вернуть затраченные ресурсы [17]. Продвижение образовательных услуг - это процесс, который помогает образовательному учреждению делать программы и услуги доступными для целевых рынков [18].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. На сегодняшний день происходит значительное расширение рынка образовательных услуг. При этом вузы находятся в условиях конкуренции [19]. Лидеры - это те учебные заведения, которые смогли предоставить востребованные образовательные услуги, подкрепленные квалифицированными кадрами и разумной ценовой политикой [20].
Таким образом, тенденции развития сферы услуг высшего образования на сегодняшний день являются противоречивыми [21], однако, основной целью изменений, нововведений в данную сферу является повышение эффективности качества образовательных услуг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Власова Е.С., Власова А.С., Демцура С.С. Сектор образовательных услуг как основа экономики знания // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 67-69.
2. Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А. Особенности деятельности куратора академической группы педагогического вуза в условиях модернизации образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 70-72.
3. Тезисы Министра образования и науки РФ О.Ю. Васильевой // Публичная декларация Минобрнауки России на 2017 год. URL: Ь1р://минобрнауки.рф (Дата обращения: 01.05.2017).
4. Современный финансовый инструментарий: теория и практика: монография / под редакцией Ю.В. Бутриной, В.Н. Тишиной. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. 220 с.
5. Маркетинговая деятельность учреждения профессионального образования: коллективная монография / под ред. А.А. Саламатова. Челябинск: ЧГПУ. 2012. 103 с.
Демцура Светлана Сергеевна, Дмитриева Елена Юрьевна, Полуянова Лариса Альбертовна РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ...
6. Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 г. URL: http://www.suvagcentr. ru/userfiles/files/links/doktrina.pdf (Дата обращения: 01.05.2017).
7. Объем и источники финансирования ФЦПРО 2016-2020 гг. // Российское образование в цифрах. Финансы ФЦПРО. 2017. URL: http://www.rosobrinfo. ru/?p=1& (Дата обращения: 01.05.2017).
8. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. // Программы Правительства Российской Федерации. URL: http:// www.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (Дата обращения: 01.05.2017).
9. Романова И.Б., Байгулова А.А. Современные тенденции развития высшего профессионального образования // Креативная экономика. 2010. №6 (42). С. 91-96. URL: http://www.creativeconomy. ru/articles/3612 (Дата обращения: 01.05.2017).
10. Захарова И.В. Маркетинг образовательных услуг. Ульяновск: УлГТУ, 2008. 170 с.
11. Демцура С.С. Формирование представлений об этике бизнеса // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2012. № 3. С. 27-35.
12. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. URL: http://www. minsvyaz.ru/common/upload/2227-pril.pdf (Дата обращения: 01.05.2017).
13. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг: методология, теория и практика^ИЕ: http://www. marketing.spb.ru/lib-special/branch/mou/index.htm (Дата обращения: 01.05.2017).
14. Фролов А.В. Глобализация высшего образования: противоречия и новации // Вестник высшей школы. 2011. № 8. С. 61-66.
15. Тряпицына А.А. Рынок образовательных услуг // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2009. № 3. С. 208-210.
16. Демцура С.С., Гордеева Д.С. Цена труда и инвестиции в профессионально-квалификационное развитие сотрудников предприятия // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т.6. №1 (18) С. 65-68.
17. Лукашенко М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. М., 2003. URL: http://www.dissercat.com/ content/rynok-obrazovatelnykh-uslug#ixzz4fwG0ETqT (Дата обращения: 01.05.2017).
18. Бажуткин Д.Г. Специфика функционирования образовательных услуг в рыночной среде // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 110. С. 53-59.
19. Конина О.В. Формирование мобильности российских вузов на рынке дополнительных образовательных услуг: монография. М.: Дашков и Ко, 2012.
20. Косенко С.С. Экономическое образование в школе: аксиологический подход // Человек. Спорт. Медицина. 2006. № 16 (71). С. 209-213.
21. Рябчук П.Г., Демцура С.С., Гордеева Д.С. Восприятие и оценивание цен на образовательные услуги // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т.6. №1 (18) С. 174-177.
Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение НИР от 14.04.2017 г. № 16-454 по теме «Эмпирическое исследование восприятия и оценки цен потребителями образовательных услуг»
Статья поступила в редакцию 03.05.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.