УДК 159.937
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ ЦЕН НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
© 2018
Демцура Светлана Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и прав Дмитриева Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
технологии и психолого-педагогических дисциплин Алексеева Любовь Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик Базавлуцкая Лилия Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
экономики, управления и права Полуянова Лариса Альбертовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и психолого-педагогических дисциплин Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: [email protected])
Аннотация. Современные тенденции таковы, что происходят кардинальные изменения в системе образования, а также в системе высшего образования. В настоящее время происходит реформирование и модернизация сферы образовательных услуг. Данная сфера является составной частью экономики страны в целом. Модернизация системы высшего образования направлена на совершенствование и повышение качества образовательных услуг. Авторы статьи описывают законодательные акты, которые обуславливают деятельность в сфере высшего образования. Авторы статьи осуществляют анализ современного высшего российского образования и рынка образовательных услуг, при этом акцент делают на описании коммерциализации высшего образования и способах ценообразования через призму психологического восприятия цены. В статье представлен теоретический анализ психологических особенностей восприятия студентом цен на образовательные услуги в системе высшего образования. Авторами определены следующие понятия - восприятие, цена, восприятие цены, восприятие ценовой политики образовательных услуг. Анализируя особенности современного рынка образовательных услуг, авторы рассматривают факторы, влияющие на избирательность и формирование восприятия и отношения студента к образовательной услуге: уровень цен, скидки, ценовые акции, гарантии. В статье дается характеристика основным моделям «психологических цен», которые применяются специалистами в области маркетинг и психологами при продвижении различных товаров и услуг.
Ключевые слова: восприятие, каналы восприятия, психология восприятия, психологические особенности восприятия, услуги, образовательные услуги, цены на образовательные услуги, восприятие цен, покупатели образовательных услуг.
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE PROCESS OF PERCEPTION OF PRICES
FOR EDUCATIONAL SERVICES
© 2018
Demtsura Svetlana Sergeyevna, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor
at the Department of «Economics, management and law» Dmitriyeva Yelena Yuriyevna, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor
at the Department of technology and psycho-pedagogical disciplines Alekseyeva Lyubov Petrovna, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of training of teachers of vocational training and subject methods Bazavlutskaya Liliya Mikhaylovna, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of «Economics, management and law» Poluyanova Larisa Albertovna, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of technology and psycho-pedagogical disciplines South Ural State Humanitarian-Pedagogic University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Avenue, 69, e-mail: [email protected])
Abstract. Today the аmodernization takes place of the education system in general and higher education in particular. In conditions of social and economic transformations, the sphere of educational services is changing and improving as a part of the country's economy. Reforms in education are aimed to improve this sphere and improve the quality of educational services. The authors of the article referring to the normative acts regulating of education and conducts an analytical review of the changes in present Russian higher education system and the market of educational services, paying the greatest attention to the description of the commercialization of higher education. The article presents a theoretical analysis of psychological features of perception by the student of prices for educational services in higher education. The authors defined the following terms: perception, price perception, perception of pricing policy of educational services. Analyzing the features of modern market of educational services, the authors examine the factors affecting the selectivity and the formation of perception and attitude of student to the instructional services: prices, discounts, price promotions, guarantees. This article reveals the psychological mechanisms of price formation as one of the main factors influencing the choice of the buyer. Details the basic model of «psychological price» used modern marketing specialists and psychologists in promoting various products and services.
Keywords: perceptions, channels of perception, psychology of perception, psychological features of perception, services, educational services, the price of educational services, the perception of prices, buyers of educational services.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Изменения, которые наблюдаются в нашей общественной жизни, безусловно, находят отражение в сознании людей, влияю на поведение каждого. Одним из больших разделов изучения экономической психологии выступает описание поведения человека, закономерностей экономических отношений и их психологических особенностей. В данном аспекте движущей силой поведения личности 276
является восприятие. Одно из последствий экономических реформ и модернизации образования - появление платных услуг на образовательном рынке. Цена, как известно, является воспринимаемой величиной. Эффективность восприятия ценовой информации зависит от полноты ее содержания, сопутствующих элементов и т. д. В процессе своего воздействия содержание ценовой информации влияет на общее восприятие цены услуги и окончательное решение о покупке. Таким обра-
Демцура Светлана Сергеевна, Дмитриева Елена Юрьевна, Алексеева Любовь Петровна и другие ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ ...
зом, психологическое воздействие ценовой информации проявляется, когда человек эмоционально реагирует на конкретный уровень цен, размышляет, сравнивает ценовые характеристики, совершая определенные поведенческие акты.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы. В психологии процесс восприятия исследовали Д.А. Денишова
[I], Б.М. Величковский, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия [2], Р. Крачфилд, Д. Креч, Н. Ливсон [3], А.Г. Маклаков [4], Д.Э. Майерс [5], Р.С. Немов [6], Т.М. Рогожникова, А.И. Навалихина [7], С.П. Рубинштейн [8], Д.Н. Узнадзе [9] и др. Термин «восприятие» трактуется с точки зрения психологии как целостное отражение явлений, предметов или конкретных ситуаций, которое возникает в сознании человека при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности его органов чувств [4, с. 200].
Изучением восприятия цены занимались такие ученые как А.А. Волкова [10], Т.И. Воробьева
[II], И.В. Гладких [12], Н.Ю. Омарова, А.В. Брусин [13], П.Г. Рябчук, С.С. Демцура, Д.С. Гордеева [14], Л.И. Сланченко, Н.А. Рассоленко [15], Г.И. Терехова [16], Д.Х. Тлисова [17], Д В. Шаханович, О.А. Лымарева [18], Е.Б. Филинкова, В.Н. Селезнев [19], Е.А. Еремина [20], А.Н. Цацулин [21] и др. Авторы рассматривают восприятие цены как поведение покупателей относительно цен, соединяющее открыто наблюдаемые и психологические процессы.
С позиции теории спроса определять цену необходимо как компенсацию всех оказанных услуг. Иными словами, устанавливать ее нужно, опираясь на ценность или воспринимаемую покупателем полезность. На сегодняшний день образовательные услуги университета на рынке могут обладать следующими характеристиками. Они могут быть, во-первых, краткосрочными, во-вторых, среднесрочными, в-третьих, долгосрочными. Основное их назначение - подготовка кадров. Для организаций высшего образования характерно оказание всех вышеперечисленных видов - это и курсы повышения квалификации (краткосрочные), курсы переподготовки (кракто- и среднесрочные), обучение по программам бакалавриата и магистратуры (долгосрочные).
Формирование целей статьи. В качестве цели данной статьи мы рассматриваем выявление и исследование психологических особенностей процесса восприятия цен на образовательные услуги университета.
Изложение основного материала исследования. Под восприятием ценовой политики образовательных услуг, мы подразумеваем процесс, включающий принятие решений и обобщающий разнообразные ощущения, полученных человеком в результате воздействия на него цен в сфере образовательных услуг. То есть восприятие цены будет связано и с тем как воспринимается величина стоимости, и в степени нужности самого товара в данный момент и с тем, как воспринимает человек нужность товара в будущем. Согласно теории перспектив, оценивающую негативные и положительные последствия покупки, восприятие относительно.
Основным качеством восприятия является его избирательность. Под этим термином мы понимаем преимущественно вычленение объектов из общего ряда по каким-либо признакам, а также определенное отношение человека к воспринимаемому. Внешними факторами, которые вызывают реакции у человека, определенные эмоции, а также влияют на избирательность и ценовое поведение могут быть: уровень цен, выгодные ценовые акции, система скидок, определенные ценовые гарантии.
Восприятие зависит от психических особенностей воспринимающего его человека. Отметим, что на восприятие особенно влияет система ориентаций, взглядов, мировоззренческих позиций, интересов и увлечений человека.
Восприятие одной цены различными людьми будет
разное, так как зависит оно еще и от степени умения человека сравнивать прошлые представления, информацию с настоящим. Но не только опыт является индивидуальной особенностью, влияющей на восприятие, также стоит отметить и уровень развития интеллекта субъекта.
В результате восприятия складывается образ, включающий комплекс разных общих ощущений, которые приписываются сознанием предмету и процессу. К примеру, абитуриент, который интересуется и увлекается медициной, который мечтает быть медиком, не станет жалеть о денежных расходах на получение медицинского образования даже если цена на образовательные вуза значительно выше, чем в образовательных организациях, занимающихся подготовкой специалистов другой направленности (технических, юридических, экономических вузах). Однако есть категория абитуриентов, которые придают большое значение цене, чем своему интересу, и в данном случае влияет фактор переживания радости от низкого уровня цены. В то же самое время многие полагают, что невысокая цена продукта означает свойство некачественности услуги.
По мнению А. Тверски и Д. Канеман, исследовавших вопросы когнитивной психологии, люди могут основываться на собственных субъективных мнимых мыслях, убеждениях и установках, оттого и принимать неверные нерациональные решения, из вышесказанного следует, что всегда есть возможность к недооценке или переоценке услуги.
По мнению немецких психологов М. Вертгеймера [22] и В. Келлера потребители зачастую организуют собственное восприятие через «простые» схемы. Данное положение можно пояснить тем, что желательно рекламу образовательных услуг иллюстрировать простыми, понятными обращениями. Замысловатые графические изображения и комбинации непонятных слов, объясняющих ценовую политику университета, отталкивают абитуриентов и их родителей, сложнее воспринимаются и запоминаются. Более предпочтительным является простое восприятие стимула. Следует отметить, что экстравагантные лозунги привлекают внимание, но редко вызывают положительные реакции у потенциальных потребителей.
Опираясь на результаты исследований М. Верт-геймера и В. Келлера, можно утверждать, что процесс восприятия опирается на две основные схемы. Во-первых, это образ, в состав которого входят компоненты поля восприятия. Именно они приковывают к себе наибольшее внимание потребителя. Другие компоненты поля восприятия являются менее значимыми и образуют окружение, которое получило в психологии название «фона». Опыт, полученный покупателем в прошлом, может сильно влиять на формируемый образ, а также на состав фона. К примеру, цена, на которую в повторяющейся рекламе делается акцент, будет выделяться и запоминаться потребителем.
Отметим, что процесс восприятия целостен. То есть потребитель даже в ситуации отсутствия некоторых компонентов информации стремиться к созданию полной картины восприятия. Эта закономерность выявлена многими психологами. Она получила название «принцип целостности». Данный принцип иногда используется в рекламе образовательных услуг.
Эффективность восприятия цены можно повысить путем приведения в рекламе дополнительной информации - сравнительного экспресс-анализа цен на аналогичные образовательные услуги других университетов. Например, рекламируя образовательные услуги по направлению «Менеджмент» и профилю подготовки «Управление человеческими ресурсами», можно предложить потенциальным потребителям результаты сравнения цен конкурентов, имеющихся в данный момент на рынке, и вместе с этим выгодные ценовые условия на образовательные услуги вашего вуза.
Одной из особенностей рынка образовательных услуг - это прозрачность цены, полная невозможность ее обоснования [23]. Для потребителя намного проще покупая товар видеть, за что он платит. Рынок образовательных услуг не может дать четкий расклад стоимости оплаты, обосновывая это тем, что «цена на образование подорожала по стране». Поэтому в данном случае потребитель «додумывает» сам, из своего субъективного опыта, на какие статьи расходов будет «потрачена его оплата».
У потребителя в настоящее время имеются ценовые альтернативы, необходимые ему для осознанного выбора, т.е. ценовые показатели обучения, которые доступны благодаря размещению сайтов учреждений в сети Internet, в средствах массовой информации [24].
Еще одной особенностью восприятия является его подвижность и управляемость. Основными экономическими факторами, влияющими на уровень восприятия цен могут быть мотивы человека, его стремления, задачи, поставленные им, потребности и ожидания [25]. Однако в экономическом мире человек не может удовлетворить все свои потребности, и данный факт ставит его в ситуацию выбора, где основным фактором является предпочтение и ограничение. Говоря о критерии устойчивости этих факторов, то для человека предпочтения устойчивей, чем современная экономическая действительность, включающую постоянные изменения цен, дохода человека. В результате анализа настоящей экономической ситуации возможна оценка вариантов и выбор предпочтения образовательной организации, где будет происходить профессиональное обучение субъекта. Хотя, в действительности, во многих случаях выбор учреждения получения высшего образования происходит в зависимости от оценки единого государственного экзамена, которая показывает уровень развития умственных способностей, либо от благосостояния других людей (членов семьи), также выбор может быть связан с общественными и семейными традициями [26].
Мы уже говорили о разном уровне восприятия одних и тех же цен. Таким образом, речь идет о различной силе и интенсивности психологических импульсов, на основе которых у индивида формируется оценка уровня цен. Стоит говорить о том, что восприятие образовательных услуг высшего образования будет более адекватным у объектов, по истечению времени, при реализации студента как специалиста. Восприятие цены образовательной услуги будет изменяться у личности в зависимости от приложения его знания в его практическую деятельность, от степени приобретенного им опыта. Говоря о целостности восприятия, важно помнить, что окончательный результат может мысленно достраиваться на основании некоторых элементов.
Интерес к предмету, мотивация, желание учиться, избирательность восприятия - вот те факторы, которые влияют на удовлетворенность ценовой политикой образовательных услуг [27]. Основная характеристика товара - его конкурентоспособность.
Университеты международного уровня, входящие в верхние строчки мирового рейтинга имеют более высокий уровень притязательности, как для студентов, так и для их возможных работодателей. Критерии, определяющие международные рейтинг высших учебных заведений служат показателями качества самого образования, полученного в этом вузе [28].
Хотя нельзя не брать во внимание и тот факт, что особенность апперцепции восприятия раскрывает тот факт, что цены на образовательные услуги воспринимаются личностно каждым в зависимости от его жизненного и профессионального опыта, его интересов, мировосприятия, установок, знаний, умений и навыков, профессиональной компетентности [29].
Каждый человек составляет свой коридор цен для приобретаемой услуги в зависимости от интереса чело-
века, направленности и убеждений личности, его социального положения. Многие студенты, будучи младшими школьниками ставят цель - закончить школу, пойти учиться в педагогический вуз и стать учителем, потому что в этом возрасте проявился интерес к будущей профессии и если интерес сохранится и будет поддерживаться на протяжении всей школьной учебы, то так и происходит.
Также условия потенциального предоставления рассрочки платежа, предоставление разных скидок, удобные для потребителя сроки оплаты являются фактором, оказывающим влияние на восприятие цены.
Оплата обучения (это могут быть как средне- и долгосрочных программы обучения, так и краткосрочные) в рассрочку - этот прием используется в настоящее время многими учебными учреждениями [30]. Многие образовательные центры выставляют свой диапазон цен в зависимости от срока и типа оплаты. При этом они используют специальные условия, которые в маркетинге называются «акции». Допустим, абитуриент вносит всю сумму за обучение одновременно, тогда ему делается существенная скидка (он оплачивает минимальную стоимость обучения). В том случае, если абитуриент производит полную оплату обучения во второй срок, цена увеличивается. Если клиент оплачивает обучение в третий срок, то цена устанавливается на максимальном уровне.
Например, в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете предоставляются скидки для поступающих на 1-й курс в размере 10 %, 15 % и 20 %.
Скидки распространяются на все очные программы бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, а также среднего профессионального образования. Размер скидки зависит от количества баллов, полученных абитуриентом на ЕГЭ или вступительных испытаниях, проводимых на некоторых факультета университета. Например, при поступлении на одно из популярных направлений подготовки - «Начальное образование. Английский язык» (факультет подготовки учителей начальных классов) абитуриенту с баллами от 150 до 159 будет предоставлена скидка в 10 %, то есть стоимость первого курса составит 98 842 рублей вместо 109 825. При максимальной скидке в 20 % (от 180 баллов) первый год обучения обойдётся в 87 860 рублей.
Нельзя упускать из внимания тот факт, что у каждого человека существует личностная норма восприятия денег. Так, студенты, обучающиеся на коммерческой основе, не так остро ощущают стоимость обучения, если не оплачивают его сами или оплачивают в рассрочку. В этом есть смысл эффекта разделения затрат.
Также важен для студента статус учреждения и нахождение, например, большая стоимость обучения в Санкт-Петербурге или Москве воспринимается студентами спокойнее, как та же сумма в Челябинске или Магнитогорске, то есть в городе, где население по численности меньше, который удален от столицы страны.
Невозможность получения желаемой и оптимальной формы услуги, например, невозможность получить очное обучение может быть причиной оплаты более крупной суммы за заочную форму.
Люди согласны платить за дистанционные курсы большую сумму, чем оплата за очные курсы повышения квалификации в силу многих причин, основная -невозможность посещать образовательное учреждение (удаленность образовательного учреждения от места жительства, невозможность покинуть работу на время учебы и т. д.), престиж учреждения, и просто удобство для человека самой формы обучения. Данный пример подтверждает факт наличия индивидуального порога комфорта и недовольства.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Рынок образовательных услуг обладает отличительной особенностью - не-
Демцура Светлана Сергеевна, Дмитриева Елена Юрьевна, Алексеева Любовь Петровна и другие ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ ...
прозрачностью, которая оказывает воздействие. Для уменьшения непрозрачности рынка образовательных услуг важная роль отводится рекламе.
Подводя итог, следует отметить, что абитуриенты зачастую организуют собственное восприятие через «простые» схемы. Поэтому в рекламе образовательных услуг не следует использовать замысловатые графические изображения и комбинации непонятных слов для объяснения ценовой политики вуза.
При этом опыт, полученный покупателем в прошлом, может сильно влиять на формируемый образ, а также на состав фона. К примеру, цена, на которую в повторяющейся рекламе делается акцент, будет выделяться и запоминаться потребителем.
Немаловажным выводом является то, что процесс восприятия целостен. Абитуриенты даже в ситуации отсутствия некоторых компонентов информации стремятся к созданию полной картины восприятия. Восприятие цены будет более эффективным, если в рекламу включать сравнительный экспресс-анализ цен на образовательные услуги конкурентов.
Отметим, что интерес к профессиональному направлению, мотивация, избирательность восприятия выступают главными особенностями, которые оказывают существенное влияние на удовлетворенность ценовой политикой вуза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Денишова Д.А. Репрезентативная система, каналы восприятия и синестезия в рамках вопроса о восприятии человека // Гуманитарный научный вестник. 2017. № 5. С. 8-16.
2. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. - М.: Издательство московского университета, 1973.
3. Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Восприятие движения и времени // Livson. Elements of psychology. -Нью-Йорк, 1969. С. 219-229.
4. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. - СПб.: ПИТЕР, 2013. 592 с.
5. Майерс Д.Э. Социальная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 512 с.
6. Немов Р.С. Ощущения и восприятие // Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Кн. 1: Общие основы психологии. С. 165-200.
7. Рогожникова Т.М., Навалихина А.И. Доминантные модальности восприятия и их динамика // Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. № 2. С. 469-473.
8. Рубинштейн С.Л. Восприятие // Основы общей психологии. СПб: Питер, 2002. С. 275-321.
9. Узнадзе Д.Н. Психология воображения // Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И.В. Имедадзе. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. С. 368-402 (Серия «Живая классика»).
10. Волкова А.А. Влияние цен на восприятие качества // Теория и практика общественного развития. 2014. № 5. С. 199-201.
11. Воробьева Т.И. Психологический фактор ценообразования // Актуальные проблемы права и управления глазами молодежи: материалы 3-й международной научной студенческой конференции: сборник трудов конференции. Тула: Частное учреждение высшего образования Институт законоведения и управления ВПА, 2016. С. 51-55.
12. Гладких И.В. Восприятие и оценка розничных цен покупателем // Sales Business. 2005. № 10. С. 31-37.
13. Омарова Н.Ю., Брусин А.В. Приятные цены. Восприятие цены и методы ценовых исследований // Российское предпринимательство. 2007. № 2. С. 82-85.
14. Рябчук П.Г., Демцура С.С., Гордеева Д.С. Восприятие и оценивание цен на образовательные услуги // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017 Т. 6. № 1 (18). С.174-177._
15. Сланченко Л.И., Рассоленко Н.А. Современные способы ценообразования через призму психологического восприятия цены // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 11 (26). С. 8.
16. Терехова Г.И. Маркетинговое восприятие «Цены» на основе теории предельной полезности // Перспективы науки. 2012. № 6 (33). С. 185-187.
17. Тлисова Д.Х. Современные способы ценообразования через призму психологического восприятия цены // Молодые экономисты - будущему России: сборник научных трудов по материалам VIII Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Ставрополь: ООО «СЕКВОЙЯ», 2016. С. 221-224.
18. Шаханович Д.В., Лымарева О.А. Понятие «качество», «цена» и «ценность» в субъективном восприятии потребителя // Экономика устойчивого развития. 2016. № 2 (26). С. 336-342.
19. Филинкова Е.Б., Селезнев В.Н. Восприятие цены московскими потребителями // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2017. № 4. С. 120-136.
20. Филинкова Е.Б., Еремина Е.А. Восприятие цены российскими покупателями // Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 2004. С. 230-231.
21. Цацулин А.Н. Подготовка кадров для рыночной экономики и потребительское восприятие соотношения «Цена - Качество - Сроки» образовательной услуги // Управленческое консультирование. 2015. № 3 (75). С. 90-104.
22. Вертгеймер М. Продуктивное мышление / под ред. С.Ф. Горбова и В.П. Зинченко. - М.: Прогресс, 1987. - 302 с.
23. Демцура С.С., Рябчук П.Г., Гордеева Д.С. Проблемы и задачи опережающего управления в сфере реализации образовательных услуг // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 47-51.
24. Демцура С.С., Рябчук П.Г., Гордеева Д.С. Ценовая политика государства и вузов на рынке образовательных услуг // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 84-88.
25. Дмитриева Е.Ю., Демцура С.С. Сущность и роль человеческого капитала в экономике знаний // Генезис, формирование, развитие и прогнозирование экономических систем в России и за рубежом: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: НОО «Профессиональная наука», 2017. С. 135-152.
26. Демцура С.С., Гордеева Д.С. Цена труда и инвестиции в профессионально-квалификационное развитие сотрудников предприятия // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 65-68.
27. Демцура С.С. Формирование основ экономической культуры // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2012. № 4. С. 152-160.
28. Рябчук П.Г., Демцура С.С., Гордеева Д.С. Определение стоимости коммерческого обучения в вузе // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 239-243.
29. Демцура С.С., Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А. Рынок образовательных услуг и современные тенденции развития образования в России // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 114-117.
30. Демцура С.С. Ценообразование и экономическая основа ценовой конкуренции // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 123-126.
Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» по договору на выполнение научно-исследовательских работ от 26.04.2018 г. № 148Н по теме «Ценовая политика в сфере маркетинга образовательных услуг».
Статья поступила в редакцию 08.07.2018 Статья принята к публикации 27.08.2018