УДК 378.1 + 338.27
ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
© 2017
Демцура Светлана Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и право» Рябчук Павел Георгиевич, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой «Экономика, управление и право» Гордеева Дарья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и право» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы тенденции российского образования, формирования и развитие рынка образовательных услуг, что приводит к необходимости выбора конкретного направления их реализации. В статье рассматривается понятие цены как важнейшего фактора, который оказывает влияние на принятие потребительских решений на рынке образовательных услуг. При этом акцент делается на существенной составляющей конкурентной стратегии вуза - на ценообразовании. Приводится определение следующих терминов: «ценообразование», «образовательные услуги», «рынок образовательных услуг». Принцип опережения в сфере образования является ключевым звеном в цепочке принятия управленческих стратегических решений, касающихся дальнейшего развития образовательной среды. В статье подробно проанализированы противоречия данного принципа, основания и эффективность его реализации. Это заставляет ученых, исследователей подробно изучать его применение в практической деятельности. В статье представлен семантический анализ особенностей функционирования образовательных систем, которые затрудняют прогнозирование. В статье дано определение прогнозного периода, времени реализации прогноза является, безусловно, также проблемой многоаспектной и требующей научных изысканий. Несмотря на интенсивно возрастающий интерес к вопросам стратегического прогнозирования и перспективного планирования в сфере образования как в нашей стране, так и за рубежом, понятие «опережающее управление» все еще не получило достаточно четкого, общепризнанного определения. В статье проанализированы составляющие его элементы и постоянно возникающие проблемы.
Ключевые слова: образование, образовательные услуги, виды образовательных услуг, принцип опережения в сфере образования, перспективное планирование, прогнозирование, опережающее управление, цена, цены на образовательные услуги, ценовая политика.
PROBLEMS AND CHALLENGES OF ADVANCED MANAGMENT IN THE SPHERE OF REALIZATION OF EDUCATIONAL SERVICES
© 2017
Demtsura Svetlana Sergeyevna, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department
of «Economics, management and law» Ryabchuk Pavel Georgievich, Candidate of economic Sciences, head of the Department of «Economics, management and law» Gordeyeva Dariya Sergeyevna, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department
of «Economics, management and law» South Ural State Humanitarian-Pedagogic University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: [email protected])
Abstract. In the article the questions of trends of Russian education, formation and development of the market of educational services, which leads to the need to choose specific areas for their implementation. The article deals with the concept of price as the most important factor influencing the adoption of consumer decisions in the market of educational services. At the same time, the emphasis is on the essential component of the university's competitive strategy - pricing. In the article the following terms are defined: pricing, educational services, market of educational services. The principle of timing in education is a key link in the chain of adoption managerial strategic decisions regarding the further development of the educational environment. The article analyzes the contradictions of this principle, the basis and the effectiveness of its implementation. This forces scientists and researchers to study in detail its application in practice. In the article presents a semantic analysis of the functioning of educational systems, which complicate the forecasting. In article definition of the projection period, the time of the forecast is, of course, also the problem is multidimensional and requires scientific research. Despite intensively increasing interest in strategic foresight and forward planning in education in our country and abroad, the concept «advanced managment » still not sufficiently clear, accepted definition. In the article the analyzed its components and constantly occurs problems.
Keywords: education, educational services, types of educational services, the principle of timing in education, forward planning, forecasting, advanced managment, price, prices of educational services, pricing policy.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Создание эффективной системы управления образовательными системами напрямую зависит от выбора конкретной стратегии, которая определит вектор движения, актуализирует механизмы достижения поставленной цели, основывающейся на определенных постулатах. Постулаты вытекают из принципов, базирующихся на закономерностях управления, представляющих собой сложноорга-низованный конгломерат, многоаспектный набор основных правил, который включает высокоорганизованную систему взаимосвязанных элементов управления, основывающихся на обязательно предсказуемом учете внешних и внутренних тенденций развития образовательной системы и особенности ее функционирования.
В настоящее время государство ориентируется на инновационный путь развития. В этих условиях с особой остротой встает проблема субъектов социально-экономического пространства [1, с. 9]. Сфера образования является наиболее консервативным сегментом социума, поскольку оперирует с традицией как основой общественных отношений. Поэтому любые реформы в сфере образования всегда продвигаются медленно и вызывают внутреннее сопротивление субъектов образовательного процесса [2, с. 91]. Сфера образовательных услуг является приоритетной во многих региональных, национальных и международных проектах становления, формирования и дальнейшего развития информационного общества. Анализируя современное состояние системы образования, ее специфические характеристики, элемен-
ты и параметры, способные удовлетворять потребности личности и социума в целом, возможно определение направлений и перспектив общественного развития как минимум на десять-пятнадцать лет вперед.
При том, что основной формой функционирования образовательных учреждений является реализация образовательных услуг практически отсутствует конкретное понимание ее сущности.
Многие ученые солидарны во мнении, что услуга -это результат совместных экономических отношений между потребителем и исполнителем определенного заказа. Если же говорить об образовательных услугах, то они имеют ряд специфических особенностей [3, с. 174].
Образовательные услуги являются интеллектуальным продуктом учреждения сферы образования. Следовательно, под образовательной услугой мы можем понимать ресурсы, удовлетворяющие потребности обучающегося в навыках, знаниях и умениях. Обеспечение образовательной организации бюджетными и целевыми средствами не гарантирует ей устойчивости и саморазвития. Если организация не исследует среду своего функционирования, не считается с конкурентами, система ее управления не дает стратегически эффективных результатов, она, безусловно, обречена. Необходимо постоянно анализировать и учитывать критические моменты в процессе образования, решение которых позволит ей выйти из постоянно кризисной ситуации на новый уровень и ввести на рынок образовательных услуг что-то принципиально новое, усовершенствованное. Анализ и оценка деятельности особенно необходима в образовательных учреждениях, где изменения становятся постоянными факторами и влияют на развитие организации, систему управления ее структурными элементами.
Разработка грамотной ценовой политики вуза выступает важной составляющей эффективного функционирования образовательной организации. Ведь цена на образовательные услуги - это ключевой фактор при принятии абитуриентами решений о выборе места обучения. В связи с этим мы считаем, что ценообразование является существенным элементом в конкурентной борьбе между вузами [4].
Перечислим особенности вузовского ценообразования. Во-первых, при ценообразовании вузы должны придерживаться нормативов, которые устанавливает государство. К примеру, в этом году постановлением Минобрнауки государство для каждой группы специальностей установило ценовой минимум. Так, норматив с учетом корректирующих коэффициентов для Челябинской области на очную форму обучения по направлениям «экономика», «менеджмент», «юриспруденция», «государственное и муниципальное направление», «математика» установлен на уровне 105 тысяч рублей; «архитектура», «информационные системы и технологии», «энергетическое машиностроение» - 118 тысяч рублей. Такой же порядок цен и на гуманитарных направлениях. По сравнению с 2016 годом - это существенное увеличение стоимости обучения.
Во-вторых, образовательные услуги оказываются совместно для студентов бюджетной и внебюджетной форм обучения. В условиях дефицита бюджетного финансирования часть расходов на обучение бюджетных студентов государственные вузы вынуждены перекладывать на студентов, обучающихся на платной основе
[5].
В-третьих, существует сложность оценки качества образовательных услуг потребителями.
В-четвертых, у вузов, как правило, есть материально-техническая база, которая требует значительных расходов на содержание (поэтому затраты включены в структуру цен на образовательные услуги).
В-пятых, цена должна стимулировать улучшение качества оказываемых услуг.
Отметим, что формирование цены на образовательные услуги представляют собой начисление определен-48
ной наценки на себестоимость образовательных услуг. В зависимости от видов оказываемых услуг (бакалавриат, магистратура, аспирантура и др.) может варьироваться размер данной наценки. Главная трудность - сложность выбора ценовой политики вуза на рынке образовательных услуг и, в соответствии с этим, определение уровня добавочной суммы.
Рынок образовательных услуг и его ценовая политика зависят от социально-экономического положения в стране. В настоящее время происходят преобразования рынка образовательных услуг в системе высшего образования, изменяется и ценовая политика [6]. Под рынком образовательных услуг мы понимаем сложную систему, которая включает в свою структуру большое число взаимосвязанных, взаимовлияющих, взаимодействующих экономических агентов (государства; общества; предприятий, которые оплачивают обучение своих сотрудников; абитуриентов и их родителей и др.) [7].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Несмотря на интенсивно возрастающий интерес к вопросам стратегического прогнозирования и перспективного планирования в сфере реализации образовательных услуг как в нашей стране, так и за рубежом, проблема опережающего управления вузом является актуальной. Об актуальности данной проблематики свидетельствует также защищенное Е.В. Жгулевым в 2015 году диссертационное исследование, посвященное управлению опережающим развитием дополнительного профессионального образования в региональной социально-экономической системе [8]. Многие аспекты обозначенной проблемы описаны в научных трудах [9-13] (Е.С. Власова, А.С. Власова, Н.П. Ганюкова, Е.В. Козлова, М.В. Кудина, Е.А. Мякишева, В.Ф. Шуршев и др.).
Формирование целей статьи (постановка задания). В качестве целей статьи мы рассматриваем анализ существующих подходов к проблеме опережающего управления в сфере реализации образовательных услуг. Мы предполагаем дать интерпретацию таких социально-экономических категорий как «опережающее управление вузом», «цена», «ценообразование», «образовательные услуги», «рынок образовательных услуг».
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Федеральный закон «Об образовании», государственные программы, в частности, Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг., профессиональные стандарты и другие нормативные документы задают направление коренных преобразований современной образовательной системы. Министерством образования и науки предпринимаются меры по анализу деятельности и модернизации сети образовательных организаций высшего образования.
Несмотря на интенсивно возрастающий интерес к вопросам стратегического прогнозирования и перспективного планирования в сфере реализации образовательных услуг понятие «опережающее управление» все еще не получило достаточно четкого, общепризнанного определения. Между тем такое определение имеет существенное методологическое значение, поскольку от его содержательной трактовки во многом зависит ориентация всей прогностической деятельности в сфере образования.
Считаем целесообразным привести определение термину «опережающее управление». Данный вид управления предоставляет администрации вуза возможность заранее предвидеть, прогнозировать наступление некоторого события, возможность осуществить превентивные мероприятия и избежать негативного воздействия от предполагаемых факторов [13, с. 24]. Данный тип управления наиболее эффективен для вузов. Ведь опережающее управление является таким видом управления, АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)
при котором руководитель вуза в процессе изучения конкретных индикаторов может определить, к чему может привести та или иная тенденция, и, исходя из этого, принять решение, которое опередит наступление неблагоприятной ситуации или наоборот - предопределит развитие образовательной организации.
Отметим, что без грамотного прогнозирования невозможно осуществить эффективное управление образовательной организацией, разработку и реализацию ценовой политики, принять оптимальные стратегические решения.
Существуют разные уровни прогнозирования. Выбор уровня отталкивается от предполагаемой управленческой стратегии, выявление которой так или иначе будет зависеть от результатов прогноза [14]. Это подчеркивает взаимозависимость и дуальность прогноза и процесса выбора оптимального стратегического решения в области образования [15].
Прогностика - это наука, изучающая закономерности, принципы и средства разработки прогнозов, предметом которой являются методы и законы прогнозирования [16]. Сфера приложения прогностики, которая включает в себя профильные системы научного знания, в соответствии с классификацией наук может быть разделена на отдельные области.
Прогнозирование в сфере реализации образовательных услуг - это обязательный и необходимый этап, предшествующий разработке стратегии управления образовательной системой.
Важно учитывать, что проблемы в сфере образования должны быть в зоне постоянного мониторинга исследователей и руководителей образовательных организаций [17]. Мы подчеркиваем непрерывность этапа прогнозирования. Ведь постоянно обновляемая информация об инновационных принципах, тенденциях и перспективах образовательной сферы должна всегда быть в зоне принятия тех или иных стратегических управленческих решений.
Содержание и перспективные цели образовательной организации, политика ценообразования являются основными объектами прогнозирования. Данные компоненты в своей совокупности образуют систему. Они, на наш взгляд, должны находиться в зоне постоянного прогностического мониторинга, оставаться адаптивными для соответствующих изменений и корректив [18]. Результаты прогнозирования могут быть использованы для экономического расчета инвестиций, а также для выявления необходимого объема ресурсов, обеспечивающих реализацию образовательных услуг [19].
В сложившейся ситуации становятся актуальными такие принципы управления образовательными системами, которые позволят наиболее эффективно выявить, сформировать и обусловить процессы достижения стратегической цели. Принцип опережающего управления в сложившихся противоречивых условиях развития высшей школы является, по нашему мнению, социоин-новационным, способным предвидеть и решать проблемы выработки обоснованных подходов в приоритетном развитии сферы образования. Рассматриваемый принцип, подробно описанный М.В. Кудиной, выражается в опережающей адаптации, в развитие стратегической социальной диагностики. Принцип опережения в современной научной литературе [20-23] рассматривается в различных направлениях, но все его сторонники едины во мнении, что именно опережающий характер управления образовательными системами является основой экономического, социально-политического устойчивого развития, а адаптивное опережение при этом призвано выполнить функцию системообразования.
Управление системами образовательной сферы имеет прогностическую направленность, которая обусловлена интенсивными темпами экономического, социального и политического развития российского общества, часто сопровождающегося кризисом во всех вышепере-
численных направлениях [24].
В результате аналитической, научно-исследовательской деятельности в области образовательного прогнозирования, нами выделены принципиальные особенности функционирования образовательных систем, усложняющих прогноз.
Во-первых, это сложность и строгая соподчинен-ность объектов прогнозно-стратегических исследований в образовании. Данная особенность выражается в многоаспектном характере развития целостных образовательных структур с их взаимосвязями как по уровню (по вертикали), так и по профилю (по горизонтали) [25].
Образование как универсальная сложноорганизован-ная макросистема требует достаточно жесткой координации локальных прогностических операций, их ориентацию как на промежуточные, важные сами по себе, конкретные результаты стратегического управления, так и на результаты итоговые, от которых зависит развитие образования в целом.
Обилие вопросов, требующих незамедлительного решения, пробелов в теории и практике образовательной сферы образования, в том числе и прогностических, исследовательских, научно- практических зачастую не объединенных конечной целью и общим замыслом усложняют получение спрогнозированного результата [26]. Такие исследования, скорее всего, приведут к отдельным ограниченным успехам, будут способствовать решению частных вопросов, смогут применяться лишь к строго очерченному кругу управленческих проблем. Они в значительной мере могут обесцениться в интенсивно изменяющихся условиях. Поэтому при прогнозировании в сфере реализации образовательных услуг особое внимание должно быть уделено системе взаимодействия комплексного и программно-целевого подхода.
Во-вторых, прогнозы в сфере реализации образовательных услуг невозможно разработать без учета временной системы. Терминологически временные параметры разработки прогноза в сфере реализации образовательных услуг обозначаются как «прогнозный период».
Прогнозный период - это промежуток времени от настоящего в будущее реализуемого прогноза. Сложность заключается в сосредоточении внимания на предполагаемых конечных сроках реализации тех или иных прогностических итогов.
В-третьих, повышенная инерционность образовательной сферы, ее фактическая неспособность адекватно реагировать на существенные, в некоторой степени даже коренные преобразования во всех социально-политических экономических направлениях, чревата потерей образованием своей главной функции - активного преобразования социума, обрекая его на регресс и застой. Прогнозирование в сфере реализации образовательных услуг как социально инновационный процесс поможет преодолеть повышенную инерционность образования, активизирует ее чувствительность к труднопредсказуемым скачкообразным тенденциям, происходящим в обществе.
В-четвертых, любые прогностические реалии в виду многофакторности и исключительной сложности образовательной сферы будут исключительно вариативны.
Прогнозно-стратегические проекты в образовательной сфере по своей природе ориентированы на широко понимаемую практику. Поэтому в решении разнообразных актуальных проблем прогнозирования в сфере реализации образовательных услуг особое значение имеет тщательное теоретическое осмысление и диагностирование приобретаемого опыта (как передового, новаторского, так и негативного, ошибочного) реализации проектов, стратегий и программ.
Анализ состояния современного образования, тенденций совершенствования высшей школы выявляет следующую закономерность, которая может быть сформулирована следующим образом. Без опережающего управления невозможно выстраивать грамотные управ-
ленческие стратегии в сфере реализации образовательных услуг, предвидеть наступление неблагоприятных ситуаций, предпринимать превентивные мероприятия и избегать негативных воздействий от предполагаемых факторов. Без опережающего управления невозможно разработка грамотной ценовой политики вуза.
Многие ученые-экономисты утверждают, что в процессе выстраивания грамотной ценовой политики нельзя опираться только на один метод ценообразования. Необходимо использовать комплексное сочетание методов. Только в этой ситуации можно учесть уровень цен конкурентов, принять во внимание соответствие цены образовательной услуги расчету затрат на ее оказание, а также определить оптимальный, приемлемый уровень цен на образовательные услуги с точки зрения потенциальных потребителей.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что благодаря опережающему управлению администрации вуза может заранее предвидеть, прогнозировать наступление некоторого события, возможность осуществить превентивные мероприятия и избежать негативного воздействия от предполагаемых факторов. Опережающее управление наиболее эффективно для вузов, так как является таким видом управления, при котором руководитель вуза в процессе изучения конкретных индикаторов определяет, к чему может привести та или иная тенденция. На основе прогнозов и анализа тенденций принимаются управленческие решения, которые способствуют развитию образовательной организации. Без грамотного прогнозирования невозможно осуществить эффективное управление образовательной организацией, разработку и реализацию ценовой политики, принять оптимальные стратегические решения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Загребин С.С. Культурологические аспекты развития профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2016. Т. 12. № 4. С. 9-11.
2. Загребин С.С. Современные проблемы «модернизации» отечественного образования: полемические заметки // Инновационное развитие профессионального образования. 2016. № 3 (11). С. 91-96.
3. Рябчук П.Г., Демцура С.С., Гордеева Д.С. Восприятие и оценивание цен на образовательные услуги // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т.6. №1 (18) С. 174-177.
4. Демцура С.С., Федорова К.А. Цена и ценность труда // Роль инноваций в трансформации науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 81-83.
5. Современный финансовый инструментарий: теория и практика: монография / Бутрина Ю.В., Головихин С.А., Демцура С.С., Жданова Н.В., Иванов С.А., Колющенко Т.П., Кострюкова Л.А., Лысенко Ю.В., Лысенко М.В., Макарова Л.И., Мызникова Т.Н., Таипова Э.Х., Тишина В.Н., Тишин П.Я., Ткач Е.С. / под редакцией Ю.В. Бутриной, В.Н. Тишиной. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. 220 с.
6. Методика оценки потенциала педагогических вузов региона на основе бенчмаркинга: коллективная монография / Е.В. Гнатышина, П.Г. Рябчук, Е.В. Евплова, Е.В. Рябинина, К.А. Федорова. Челябинск: Цицеро, 2016. 99 с.
7. Дмитриева Е.Ю., Демцура С.С. Сущность и роль человеческого капитала в экономике знаний // Генезис, формирование, развитие и прогнозирование экономических систем в России и за рубежом: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: НОО «Профессиональная наука», 2017. С. 135-152.
8. Жгулев Е.В. Управление опережающим развити-
ем дополнительного профессионального образования в региональной социально-экономической системе: диссертация доктора экономических наук: 08.00.05. Санкт-Петербург, 2015. 283 с.
9. Власова Е.С., Власова А.С., Демцура С.С. Сектор образовательных услуг как основа экономики знания // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 67-69.
10. Козлова Е.В. Исследование опережающего антикризисного управления: методология, теория, практика: автореферат дис. доктора экономических наук: 08.00.05. Саратов, 2002. 40 с.
11. Кудина М.В. Методы разработки и принятия управленческих решений, основанные на концепции опережающего управления: учебно-методическое пособие. Пермь: Изд-во Пермского нац. исследовательского политехнического ун-та, 2017. 78 с.
12. Мякишева Е.А. Методическое обеспечение стратегического управления территорией опережающего социально-экономического развития: автореферат дис. кандидата экономических наук: 08.00.05. Пермь, 2015. 24 с.
13. Шуршев В.Ф., Ганюкова Н.П. Опережающее управление социально-экономическими системами корпоративного типа // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2010. № 1. С. 23-27
14. Гордеева Д.С., Литвиненко В.А. Выжить в кризис: маркетинг в образовании // Проблемы экономики, управления и права современной России: сборник научных трудов по материалам I региональной научно-практической конференции. 2016. С. 92-96.
15. Дудырева М.А., Рябчук П.Г. Профессиональное образование в РФ и промышленное импортозамещение: связь, проблемы и перспективы // Инновационное развитие российской экономики: сборник научных трудов IX Международной научно-практической конференции. 2016. С. 30-33.
16. Рябчук П.Г. Оценки потенциала педагогического университета с использованием методики бенчмаркин-га // Фундаментальные и прикладные вопросы науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2016. С. 144-146.
17. Демцура С.С. Формирование представлений об этике бизнеса // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2012. № 3. С. 27-35.
18. Менеджмент: современные проблемы управления: коллективная монография // Е.А. Гнатышина, Д.Н. Корнеев, Л.М. Базавлуцкая, Н.Ю. Корнеева,
A.М. Рыжикова, П.Г. Рябчук, Н.В. Уварина. Челябинск: Цицеро, 2017. 268 с.
19. Маркетинговая деятельность учреждения профессионального образования: коллективная монография / А.А. Саламатов, Д.Н. Корнеев, С.С. Демцура, Е.Б. Плохотнюк, Л.А. Кострюкова, Р.Я. Симонян,
B.М. Рогожин, А.С. Апухтин. Челябинск: ЧГПУ, 2012. 103 с.
20. Дмитриева Е.Ю. Особенности тьюторской деятельности в условиях учреждений высшего образования // Образование: традиции и инновации: материалы XII международной научно-практической конференции. Прага, 2016. С. 95-97.
21. Косенко С.С. Современное экономическое образование школьников // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2006. № 3. С. 31-40.
22. Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А., Демцура С.С. Проблема духовно-нравственного воспитания в современных условиях // Современные концепции развития науки Сборник статей Международной научно-практи-
ческой конференции. Ответственный редактор Сукиасян А.А. Уфа, 2017. С. 87-89.
23. Гордеева Д.С. Формирование эколого-экономиче-ского сознания у будущих педагогов профессионального обучения // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. Челябинск: Изд-во: «Со-действие», 2012. С.14-17.
24. Гордеева Д.С., Савченков А.В. Эффективность экономики образования в условиях нарастающего экономического кризиса // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск. №3. 2017. С.37-42.
25. Косенко С.С. Экономическое образование в школе: аксиологический подход // Человек. Спорт. Медицина. 2006. № 16 (71). С. 209-213.
26. Дмитриева Е.Ю. Формирование профессионально значимых качеств будущего педагога в условиях студенческого педагогического отряда: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2007. 22 с.
Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение НИР от 14.04.2017 г. № 16-454 по теме «Эмпирическое исследование восприятия и оценки цен потребителями образовательных услуг»
Статья поступила в редакцию 30.04.2017.
Статья принята к публикации 23.06.2017.