Научная статья на тему 'Восприятие эмо-подростков людьми разных поколений'

Восприятие эмо-подростков людьми разных поколений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1415
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЭМО-СУБКУЛЬТУРА / ПОКОЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ПРАРОДИТЕЛЕЙ / SOCIAL PERCEPTION / ELDER TEENAGE / EMO SUBCULTURE / GENERATION OF PARENTS AND PRIMOGENITORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самохвалова Анна Геннадьевна, Атокина Ирина Владимировна

В статье описаны некоторые психологические особенности эмо-субкультуры и отражена специфика восприятия эмо-подростков людьми разных поколений: сверстниками, поколениями родителей и прародителей; выявлены деформации и стереотипы социальной перцепции современных эмо-подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Самохвалова Анна Геннадьевна, Атокина Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some psychological peculiarities of emo subculture are described in the article and specifics of perception of emo-kids by people of different generations (contemporaries, generations of parents and primogenitors) is reproduced; deformations and stereotypes of social perception of the modern emokids are revealed.

Текст научной работы на тему «Восприятие эмо-подростков людьми разных поколений»

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Рус. язык, 1984. - 816 с.

9. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы. - Волгоград: Перемена, 2000. - 461 с.

10. ШабалдасА.Е. Теория и практика формирования личности школьника в поликультурной среде: Дис. ... д-ра пед. наук. - Ставрополь, 2006.

УДК 373

Самохвалова Анна Геннадьевна, Атокина Ирина Владимировна

Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

[email protected]

ВОСПРИЯТИЕ ЭМО-ПОДРОСТКОВ ЛЮДЬМИ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ

В статье описаны некоторые психологические особенности эмо-субкультуры и отражена специфика восприятия эмо-подростков людьми разных поколений: сверстниками, поколениями родителей и прародителей; выявлены деформации и стереотипы социальной перцепции современных эмо-подростков.

Ключевые слова: социальное восприятие, старший подростковый возраст, эмо-субкультура, поколение родителей и прародителей.

Старший подростковый возраст - важнейший этап формирования личности, поскольку происходит закладка ценностей, становление идентичности, ориентация на будущее. От того, как пройдёт этот этап развития во многом зависит способность человека адаптироваться в обществе, приспосабливаться к изменяющимся условиям, возможность реализовать себя. Достаточно большое количество современных подростков включаются в различные неформальные объединения, поскольку этот возраст является временем активной индивидуализации, стремления к самоутверждению, поведение определяется желанием выделиться, стремлением занять высокую позицию, добиться уважения, признания своей личностной ценности.

Однако в обществе отчётливо прослеживается негативный оттенок в восприятии неформальной молодёжи людьми разных поколений, приписывание несвойственных им качеств и особенностей поведения. Принадлежность подростков к разным субкультурам является одной из причин возникновения межпоколенного конфликта, в центре которого находятся проблемы облика, сознания и поведения людей, являющихся представителями разных поколений. Непонимание и недоверие со стороны окружающих приводит представителей неформальных субкультур к конфликтам в среде сверстников, детско-родительским проблемам, негативно отражается на их Я-концеп-ции, приводит к личностным деформациям.

Нами была предпринята попытка изучить некоторые психологические особенности эмо-

субкультуры и специфику восприятия эмо-под-ростков людьми разных поколений (сверстниками, поколениями родителей и прародителей).

В исследовании проверялось предположение о том, что эмо-подростки воспринимаются другими людьми искаженно и стереотипно: характерно негативное, враждебное отношение к ним, восприятие строится на основе их внешнего вида; выявлялись возрастные и половые различия в восприятии эмо-подростков.

Выборка исследования составила 160 человек: 4 группы людей по 40 человек. Первая группа -представители эмо-субкультуры (подростки 1417 лет); и 3 группы людей, разделенных по возрастному признаку - сверстники (14-18 лет); «поколение родителей» (35-40 лет); «поколение прародителей» (55-60 лет). Каждая группа уравнена по половому составу (20 мужчин и 20 женщин).

На первом этапе было проведено пилотажное исследование, на котором опрашивались 60 человек и на основе их оценок были выявлены характерные признаки, на которых строится восприятие эмо: агрессивность, вспыльчивость, замкнутость. Это позволило сформировать блок диагностических методик: методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дар-ки, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р Даймонда, адаптированная Т.В. Снегирёвой, методика личностного дифференциала, адаптированная в НИИ им. В.М. Бехтерева. Методики предлагались людям разных поколений (их задача заключалась в оценке подростков с позиции экспертов) и под-

© Самохвалова А.Г, Атокина И.В., 2010

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

121

росткам эмо-культуры для самооценки. Кроме того, трем возрастным группам предлагалась авторская проективная методика незаконченных предложений, выявляющая специфику восприятия эмо-подростков, а представителям эмо-куль-туры анкета.

С целью более глубокого и правильного понимания эмо-субкультуры мы провели анализ их Интернет-сайтов и форумов, особенно обратили внимание на оформление их виртуального личного пространства и переписку.

Оказывается в Интернет-пространстве огромное количество эмо-сайтов и форумов. Цветовые гаммы и оформление выдержаны в одном стиле (розовый цвет фона, черный цвет текста, фотографии наиболее типичных эмо), что создает впечатление однотипности и единства.

Подростки 14-17 лет - наиболее активные пользователи интернет-ресурсов в силу возрастных особенностей:

- аффилиативной потребности в принадлежности к какой-нибудь группе (в данном случае виртуальной - в виде групп поклонников эмо-музыки, участников форумов для обсуждения общественных событий, собственных переживаний, своей культуры и борьбы за справедливость);

- потребности в общении, новых знакомствах, поиске романтичных привязанностей (кроме того, общение в Интернете приобретает дополнительную значимость как средство быть «модным», а мода есть своеобразное средство коммуникации и идентификации);

- стремления давать собственную оценку разным явлениям, показывать свою значимость, привлекать внимание оригинальностью мышления посредством участия на форумах;

- гипертрофированной потребности в информации (потребность быть в курсе всех событий, быть популярным).

Мы также выявили некоторые специфические особенности эмо-течения.

Эмо - течение брутальное. Об этом можно судить по именам (никам) участников форумов, по выложенным на сайте картинкам и оформлению блогов (капли крови, пирсинг, тема безответной любви, тема смерти, размышления о смысле жизни).

Наличие детских деталей и аксессуаров (розовые заколки для волос, плюшевые игрушки, брелки), что связано с кризисным, переходным периодом подросткового возраста, когда моло-

дой человек хочет казаться взрослее и чувствовать свою значимость, но при этом ещё не вырос из прежних увлечений и интересов.

Изменение письменной речи в сторону специфического эмо-слэнга (замена звонких звуков в словах на звуки «ф», уменьшительно-ласкательные обращения, вследствие чего складывается впечатление инфантилизма).

Подчеркивание яркой индивидуальности на фоне обычных подростков, но строгое однообразие внутри субкультуры (единый стиль, интересы, одежда, прическа, макияж).

Коммуникации эмо-подростков также имеют специфический характер и содержание:

- подростки общаются на форуме либо тет-а-тет, либо в форме чата;

- ведут виртуальные дневники, которые могут читать все пользователи сайта и комментировать записи;

- пользуются ресурсом для скачивания или прослушивания специфической для эмо-культу-ры музыки;

- размещают фотографии (свои личные и с друзьями);

- обсуждают моду, дают рекомендации, где купить одежду, как сочетать ее и оформлять свой имидж;

- хвастаются своими аксессуарами (значки, шарфы, сумки); предлагают адреса магазинов, либо онлайн-заказов через службы сайта.

Таким образом, содержание Интернет-сайтов эмо-подростков отражает их потребности, облегчает ориентацию внутри культуры, поддерживает имидж, а в итоге транслируется целевой аудитории.

На протяжении целого года мы включались в виртуальную переписку с эмо-подростками, просили их принять участие в нашем исследовании. Эти контакты позволили вывить специфические особенности общения с эмо:

- повышенная подозрительность (эмо постоянно уточняли цель обращения, отказывались давать адрес своей электронной почты, опасаясь, что «взломают» их страничку);

- проявление решительности (сразу соглашались участвовать в исследовании), но боязнь идти до конца в начатом деле (в последствии находили причины, по которым они не могли выполнить требования - отсутствие времени, непонимание, лень; игнорировали последующие письма);

- несерьёзное отношение к взаимодействию, которое проявлялось в отсрочке выполнения просьбы, нежелании вникнуть в суть задания. На наш взгляд, такая позиция связана с подозрительностью, мыслями, что над ними смеются, проверяют, а не искренне интересуются.

Эмо-подростки, которые все-таки включились в общение с нами, проявляли такие характерные особенности как

- яркое описание своих чувств, переживаний, утрирование, использование метафор, отражающих внутреннее состояние («Я просто бледное размытое пятно ночного фонаря при дневном свете»);

- просьбы о помощи, склонность к шантажу («Если вы мне не поможете, я не смогу понять, зачем я нужна», «Моя жизнь зависит от вас!»);

- использование после каждой фразы (или слова) многоточия «...», как замены паузы или тихого голоса, шёпота.

Результаты нашего исследования позволили также выявить специфические особенности восприятия эмо-подростков людьми различных поколений и разного пола. Наиболее негативные чувства при восприятии эмо испытывают сверстники юноши - отмечаются крайние проявления отрицательных эмоций (презрение, раздражение, отвращение, ненависть); они же указывали на стремление к физической агрессии против эмо, использовали угрозы. Сверстников и поколение прародителей раздражают эмо-подростки вызывающим ярким внешним видом, а поколение родителей испытывает к эмо неприязнь. Немаловажно и то, что положительные чувства к неформальным подросткам испытывают только женщины поколения родителей (интерес, удив-

ление, радость), в то время как мужчины выражают явно негативное отношение.

Представители разных поколений приписывают эмо-молодежи различные личностные качества (табл. 1). Интересно то, что сверстники отмечают те качества, которые обусловливаются возрастными изменениями; поколение родителей указывает на потребность в самореализации, самовыражении; а поколение прародителей видит эмо нуждающимися в поддержке, безответственными, а значит, не имеющими жизненных ориентиров, «зацикленными» на своей личности и не способными выполнить порученное дело.

Восприятие внешнего вида эмо-подростков также различно. Если сверстники оценивают одежду эмо как яркую, красивую, стильную, то старшие поколения солидарны во мнении, что символическая одежда эмо-субкультуры выглядит грязной, вульгарной и неопрятной. Макияж эмо положительно оценивают только девушки 1417 лет, видимо в силу общих возрастных потребностей самовыражения, стремления выделиться и понравится; среди старших поколений макияж эмо оценивается неграмотным, вызывающим и отталкивающим.

Очень редко социальная оценка эмо-подрос-тков соответствует их самооценке. Наиболее значимые различия выявлены при восприятии социально-психологических качеств эмо. Сверстники при восприятии эмо-подростков склонны приписывать им разнообразные несуществующие качества, оценивая их как ведомых, пассивных, замкнутых в своей субкультуре, вспыльчивых, неуравновешенных людей, ориентированных на отрицание своей вины в трудностях с окружающими, безответственных, проявляющих агрес-

Таблица1

Качества, приписываемые эмо-подросткам людьми разных поколений

Сверстники Поколение родителей Поколение прародителей

- чувствительность - уступчивость - чувствительность

- сдержанность - искренность - альтруизм

- замкнутость - доброта - доброта

- низкая самооценка - замкнутость - лидерство

- перепады настроения - агрессивность - вспыльчивость

- стремление к - неуравновешенность

самовыражению - безответственность

- демонстративность - замкнутость

- неуверенность - беспомощность

- вспыльчивость - суицидальное поведение - эгоизм - упрямство

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

123

сию по отношению к обычным подросткам, недоброжелательных, злопамятных.

Поколение родителей воспринимает эмо-подростков как агрессивных, демонстрирующих свою обособленность, оппозиционное отношение к окружающим. При этом взрослые недооценивают способность подростков к адекватному взаимодействию.

Поколение прародителей считает, что эмо неуравновешенные подростки, способные оскорбить окружающих, но при этом испытывающие угрызения совести за свое безнравственное поведение, то есть старшее поколение верит в способность и желание эмо измениться. Поколению прародителей в большей степени, чем другим поколениям, свойственно недооценивать обособленность эмо-подростков, их подозрительность и дезадаптивность в обществе.

Женщины склонны воспринимать эмо более эмоционально-неустойчивыми, импульсивными, чем мужчины; эмо в восприятии женщин более безынициативны, пассивны и нерешительны в отстаивании собственной точки зрения, чем в восприятии мужчин. Девушки-сверстницы считают, что эмо постоянно находятся в состоянии внутреннего конфликта, у них отсутствует эмоциональное равновесие, они не способных к адекватному взаимодействию с окружающими. Мужчины поколения прародителей склонны подозревать эмо-подростков в хулиганстве, косвенной агрессии, враждебности.

С помощью кластерного анализа в восприятии эмо-подростков разными поколениями выявилось два кластера, в которых существенные признаки находятся максимально удаленно друг от друга.

К первому кластеру относится 42,5% людей разных поколений. Их объединяет восприятие эмо как сильных личностей: уверенных, адаптированных в обществе подростков, принимающих себя, но обособленных от других в рамках собственной субкультуры. При этом данный кластер людей склонен видеть эмо агрессивно настроенными, подозрительными и обидчивыми. А значит, общество может воспринимать эмо-подростков как угрозу; как людей, демонстрирующих свою обособленность в знак протеста.

Ко второму кластеру людей относится 57,5% испытуемых разных поколений. Для них характерен принципиально отличный взгляд на подростков эмо-субкультуры. Они склонны воспринимать неформальных подростков как пассивных, дезадаптированных, не способных адекватно взаимодействовать с окружающими людьми, вспыльчивых, с внутренним рассогласованием целей и ценностей. При этом сами подростки, по мнению респондентов, склонны чувствовать свои недостатки и испытывать угрызения совести за свое поведение. Получается, что эмо в своих депрессивных настроениях, по мнению окружающих, постоянно должны чувствовать вину за собой и стремиться исправиться.

Другими словами, одна часть людей оценивает эмо как враждебных подростков, представляющих опасность для общества, а другая видит в них нуждающихся в помощи подростков, дезадаптированных в обществе. Можно предположить, что данные кластеры людей отличаются общим взглядом на природу субкультуры эмо. Вероятно, что одни люди воспринимают эмо как модное течение, имеющее свой стиль и образ, но демонстрирующее свою отчуждённость и непохожесть, а значит и вызывающее сопротивление в обществе; а другие видят эмо как индикатор внуренних депрессивных состояний подросткового возраста, не считают их способными на адекватное взаимодействие в обществе.

Обобщение результатов исследования позволяет заключить, что стереотипизация и искажен-ность восприятия эмо-подростков действительно имеет место. Каждое поколение приписывает представителям неформального течения несуществующие качества (причем, чаще негативные) на основе восприятия их внешности и манеры поведения. Нам бы очень хотелось, чтобы результаты исследования помогли снять барьеры взаимодействия с эмо-подростками, оптимизировать межличностные отношения с ними, дали возможность посмотреть по-другому на эмо, увидеть в -них ярких, самоутверждающихся ребят, открыть в них новые потенциалы, быть более терпимыми и гибкими в коммуникативной деятельности с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.