КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ
УДК 378
А.Г. Самохвалова, С.А. Хазова
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ ВЫПУСКНИКОВ ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ КГУ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ПСИХОЛОГИЯ»), ЗАЩИЩЕННЫЕ НА «ОТЛИЧНО» В 2009 ГОДУ
Научные руководители квалификационных работ представляют исследования, посвященные социально-перцептивным проблемам в общении и методам изучения совладающего поведения.
Ключевые слова: социальная перцепция, эмо-подростки, эмо-субкультура, компетентность, метод репертуарных решеток, совладающее поведение.
Эффективное взаимодействие и компетентное общение во многом обусловлено особенностями восприятия и понимания людьми друг друга. Искажения социальной перцепции, ее стереотипы и эффекты значительно затрудняют взаимопонимание, снижают уровень толерантности и рефлексивности личности. Социально-перцептивным проблемам посвящены две квалификационные работы, выполненные под руководством доцента А.Г. Самохваловой.
В исследовании И.В. Атокиной была предпринята попытка изучить особенности восприятия эмо-субкультуры как наиболее транслируемой в средствах массовой информации и распространённой среди современной молодёжи. Причем выявлялись особенности социальной перцепции эмо-подрост-ков людьми разных поколений (сверстниками, поколениями родителей и прародителей).
В исследовании проверялось предположение о том, что эмо-подростки воспринимаются другими людьми искаженно и стереотипно: характерно негативное, враждебное отношение к ним, восприятие строится на основе их внешнего вида; выявлялись возрастные и половые различия в восприятии эмо-подростков.
Выборка исследования составила 160 человек: 4 группы людей по 40 человек. Первая группа -представители эмо-субкультуры (подростки 1417 лет); и 3 группы людей, разделенных по возрастному признаку - сверстники (14-18 лет); «поколение родителей» (35-40 лет); «поколение прародителей» (55-60 лет). Каждая группа уравнена по половому составу (20 мужчин и 20 женщин).
На первом этапе было проведено пилотажное исследование, на котором были опрошены 60 человек и на основе их оценок выявлены характер-
ные признаки, на которых строится восприятие эмо: агрессивность, вспыльчивость, замкнутость. Это позволило сформировать блок диагностических методик: методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда, адаптированная Т.В. Снегирёвой, методика личностного дифференциала, адаптированная в НИИ им. В.М. Бехтерева. Методики предлагались людям разных поколений (их задача заключалась в оценке подростков с позиции экспертов) и подросткам эмо-культуры для самооценки. Кроме того, трем возрастным группам предлагалась авторская проективная методика незаконченных предложений, выявляющая специфику восприятия эмо-подрос-тков, а представителям эмо-культуры анкета.
Результаты исследования позволили выявить специфику восприятия эмо-подростков людьми разных поколений. Сверстники склонны преувеличенно оценивать эмо как ведомых, пассивных, замкнутых в своей субкультуре, вспыльчивых, неуравновешенных молодых людей, ориентированных на отрицание своей вины в трудностях с окружающими, безответственных за свои поступки, агрессивных. При этом они не подозревают, что эмо-подростки чрезмерно осторожны и недоверчивы к людям. Поколению родителей свойственно восприятие эмо-подростков как агрессивной молодёжи, демонстрирующей свою обособленность, оппозиционное отношение к окружающим. Важно, что при этом, взрослые недооценивают способность подростков к адекватному взаимодействию, преувеличивают степень их ведомости. Поколение прародителей считает, что эмо - это неуравновешенные подростки, спо-
© А.Г. Самохвалова, С.А. Хазова, 2009
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №5
239
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ
собные оскорбить окружающих, но при этом испытывающие угрызения совести за свое безнравственное поведение.
Выявлены и половые различия в восприятии эмо-подростков. Девушки 14-17 лет считают, что эмо постоянно находятся в состоянии внутреннего конфликта, отсутствия эмоционального равновесия, что они не способны к адекватному общению. Наиболее негативные чувства при восприятии эмо испытывают сверстники юноши -презрение, раздражение, отвращение, ненависть, им же свойственно побуждение к физической расправе с эмо-подростками.
Женщины склонны воспринимать эмо более эмоционально-неустойчивыми, импульсивными, безынициативными, нерешительными в отстаивании собственной точки зрения; однако они менее категоричны в оценках эмо, чем мужчины. Девушки-сверстницы и женщины поколения прародителей испытывают чувство жалости к эмо-подрост-кам. Мужчины поколения прародителей склонны подозревать эмо-подростков в хулиганстве.
С помощью кластерного анализа восприятие эмо-подростков разными поколениями разделилось на два вида: восприятие эмо как адаптированных в обществе подростков, обособленных от других в рамках собственной субкультуры и способных к проявлениям агрессии; восприятие эмо как пассивных, дезадаптированных, не способных адекватно взаимодействовать с окружающими людьми, вспыльчивых подростков.
Для более глубокого понимания эмо-субкуль-туры были проанализировали особенности оформления интернет-сайта, его содержание, специфика рубрик, сравнивались содержательность личных страниц эмо и обычных подростков, обобщались результаты наблюдения переписки на форумах. Все это позволило заключить, что стереотипизация и искаженность восприятия действительно имеет место, восприятие эмо-подростков строится на основе их внешнего вида (самым отталкивающим и интересным одновременно люди считают макияж, прическу, пирсинг и стиль и цвет одежды).
В квалификационной работе Л.В. Хватовой «Влияние психологической культуры преподавателя на восприятие его студентами» решалась проблема обусловленности перцепции преподавателей вуза их профессиональной и коммуникативной компетентностью.
В качестве гипотез выступали следующие предположения: психологическая культура пре-
подавателя обусловливает особенности восприятия его студентами; восприятие преподавателей студентами гуманитарных и математических специальностей базируется на различных компонентах психологической культуры педагогов; существует связь между отдельными компонентами психологической культуры преподавателя.
В работе использовался следующий блок диагностических методик: методика «Психологическая культура личности» О.И. Моткова; тестовая карта коммуникативной деятельности, разработанная на основе анкеты А.А. Леонтьева; анкета «Учитель-ученик» Е.И. Рогова; авторская проективная методика «незаконченные предложения», выявляющая специфику восприятия преподавателя студентами; психогеометрический тест Сьюзен Деллингер. Статистический анализ эмпирических данных (SPSS 13) проводился с помощью U-критерия Манна-Уитни для выявления различий в восприятии студентами преподавателей гуманитарных и математических специальностей; критерия Spearman (R) для выявления связи между отдельными компонентами психологической культуры; регрессионного анализа для выявления влияния психологической культуры преподавателя на восприятие его студентами.
Исследование проводилось в Костромском государственном университете имени Н.А. Некрасова, в нем участвовали студенты пятых курсов специальностей «Психология» (25 человек), «Математика с дополнительной специальностью информатика» (25 человек), преподаватели кафедры социальной психологии (10 человек), кафедр алгебры и геометрии, математического анализа, информатики и вычислительной техники (10 человек).
Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы. Психологическая культура преподавателя обусловливает особенности восприятия его студентами. Обнаружено отрицательное влияние высокого уровня самопознания преподавателя, его стремления к гармонизирующему саморазвитию и к творчеству на симпатию студентов и реальные взаимоотношения преподавателей со студентами. Саморегуляция и конструктивное общение преподавателя вызывает симпатию у студентов и оптимизирует взаимоотношения с ними.
Преподавателей с высоким уровнем психологической культуры воспринимают как уверенных в себе, дисциплинированных, общительных, легко разрешающих конфликты. Однако многих препо-
240
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, Том 15
Квалификационные работы выпускников института педагогики и психологии..,
давателей с высоким уровнем психологической культуры воспринимают как недоброжелательных, трудных в общении, неуверенных в себе, суетливых, вредных. Такое негативное отношение автор объясняет тем, что студенты боятся компетентных преподавателей, несоответствие по уровню культуры вызывает барьеры во взаимодействии.
Преподавателей с низким уровнем психологической культуры воспринимают как неуверенных в себе, некреативных, застенчивых, при этом добрых, позитивных, легко вступающих в контакт, интересных собеседников. Позитивное восприятие преподавателя в данном случае обусловлено соответствием его уровня культуры с потенциалами студентов, что снижает уровень конфликтности и гармонизирует взаимодействие.
Восприятие преподавателей студентами гуманитарных и математических специальностей базируется на различных компонентах психологической культуры педагогов: студенты гуманитарных специальностей большее внимание при восприятии преподавателей обращают на такие характеристики, как творчество, доброжелательность, умение найти индивидуальный подход к обучаемым, гибкость в общении; студенты математических специальностей больший акцент при восприятии делают на способность организовать учебную деятельность, уверенность, точность, структурированность, последовательность проведения занятия, логичность изложения материала. Эти различия обусловлены ведущими компонентами психологической культуры преподавателей физико-математического факультета и факультета психологии. А именно, у преподавателей математических специальностей более развито конструктивное ведение дел (самоорганизация), гармонизирующее саморазвитие; у преподавателей факультета психологии более развиты такие компоненты психологической культуры как конструктивное общение, творчество, самопознание.
Важным результатом исследования стал вывод о том, что восприятие преподавателей студентами и самовосприятие преподавателей значительно расходится. Студенты больше ориентируются на внешние признаки педагога (стиль одежды, внешний вид) и на его коммуникативные качества (доброжелательность, гибкость, умение объяснять, способность влияния и др.). При этом сам преподаватель воспринимает себя
через призму глубинных личностных качеств и ценностей.
Были выявлены многообразные связи между отдельными компонентами психологической культуры преподавателя, ее актуальным и идеальным уровнями, что подтверждает многогранность, системность и сложность данного личностного конструкта.
Обе квалификационные работы имеют, несомненно, практическую значимость, поскольку учет результатов исследований поможет оптимизировать межличностные отношения, посмотреть по-другому на людей, с которыми общаешься, открыть в них новые потенциалы, быть более терпимыми и гибкими в коммуникативной деятельности.
Квалификационная работа О.Е. Дегтяревой «Возможности использования метода репертуарных решеток в исследовании совладающего поведения» (научный руководитель доцент С.А. Хазова) посвящена актуальной проблеме -апробации надежного и чувствительного индивидуально-ориентированного инструментария для изучения совладающего поведения. Теоретической основой исследования послужила теория личностных конструктов Дж. Келли и созданный им метод репертуарных решеток. В результате автору удалось сконструировать два типа репертуарных решёток, позволяющих получить знания об особенностях применения копинг-страте-гий в различных ситуациях. Была установлена взаимосвязь стрессовой ситуации и стратегий поведения. Разработана стратегия обработки эмпирических данных, а именно подсчёт частот использования каждой стратегии в конкретной ситуации и процедура кластеризации данных. Были выявлены и описаны кластеры стратегий, обладающих разной частотой использования, получены группы стратегий, характеризующих поведение в различных сферах жизни респондентов и возникающих в них трудностях (семейной, учебной, материальной, здоровья и др.; конфликт, непонимание, несправедливость и т.д.), отмечены специфические особенности использования некоторых стратегий и их полифункциональность. Результаты диагностики совладающего поведения, полученные с помощью данного метода, предоставляют обширную область для построения различных гипотез относительно эффективности поведения, стилевых и личностных особенностей респондентов, когнитивного оценивания ситуации и т.д.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №5
241