Научная статья на тему 'Квалификационные работы выпускников института педагогики и психологии КГУ им. Н. А. Некрасова (специальность «Психология и педагогика»), защищенные на «Отлично» в 2007 году'

Квалификационные работы выпускников института педагогики и психологии КГУ им. Н. А. Некрасова (специальность «Психология и педагогика»), защищенные на «Отлично» в 2007 году Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
330
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кашннцкий Виктор Ильич, Крюкова Татьяна Леонидовна, Самойлова Ирина Геннадьевна, Самохвалова Анна Геннадьевна, Соловьёва Валентина Авенировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Квалификационные работы выпускников института педагогики и психологии КГУ им. Н. А. Некрасова (специальность «Психология и педагогика»), защищенные на «Отлично» в 2007 году»

квалификационные работы

в.и. Кашницкий, Т.Л. Крюкова, и.г. Самойлова, А.Г. Самохвалова, В.А. Соловьева, С.А. Хазова

квалификационные работы выпускников института пе ^агогики и психологии кгу им. н.а.некрасова (специальность «психилогчя и педагогика»),

защищенные на «от лично» в 2007 году

В квалификационной работе Г В. Бешук «Взаимосвязь социально-психологических характеристик и коммуникативной удовлетворенности личности в студенческой среде» (научный руководител1- кандидат педагогических наук, профессор В.И. Кашницкий) проверялась гипотеза о том, что степень удовлетворенности общением в студенческой группе может быть связана с такими характеристиками личности как эмпатийность. макеавелизм (установка на мани-пулятивное поведение), самопринятиь и рядом других.

В теоретической части работы показано значение коммуникативной составляющей становления личности в период ранней юности, роль общения в успешной адаптации первокурсников и в освоении ими новой для них социальной роли, раскрыто понятие коммуникативного потенциала личности.

Эмпирическое исследование было проведено на базе институ га педагогики и психологии КГУ им. H.A. Некрасова. В нем приняли участие 65 первокурсников в возрасте 17-18 лет (44 девушек, 18 юношей). Для сбора эмпирических данных были использованы: «шкала эмпатийно-го отклика» А Меграбиана и Н. Эпштейна, «шкала манипулятивного отношения» Ьанта, Мак-шкала (В. Знаков), самоактуализационный тест (Ю Алешина, JT. Гозман и др.), авторский опоосник на выявление степени коммуникативной удовлетворенности в студенческой среде. При обработке данных применялся корреляционный (по Спирмену) и множественный регрессионный анализ, а также U-критерий Манна-Уитни.

Основные выводы по материалам эмпирического исследования состоят в следующем:

- обнаружена умеренная отрицательная достоверно значимая связь между уровнем эмпа-тийности 1ичности и степенью выраженности у нее макеавелизма: чем более человек способен сопереживать другим людям, тем менее он склонен относиться к ним лишо как к средству достижения собственных целей;

- между уровнем эмпатииности личности и коммуникативной удовлетворенностью выявлена прямая связь: у студентов с высокими показателями коммуникативной удовлетворенности эмпатия оказалась более выражена, чем у тех, кто менее удовлетворен характером общения в своей студенческой группе;

- что касается взаимосвязи коммуникативной удовлетворенности с показателями макеавелизма и выраженностью манипулятивного отношения, то полеченные данные оказались крайне противоречивыми: по данным Мак-шкалы у студентов с более высокими показателями макеавелизма коммуникативная удовлетворенность оказалась низкой, по Манным «шкалы манипулятивного отношения» студентам с высоким уровнем манипу ютивности свойственны средний и высокий уровень удовлетворенности общением в своей студенческой группе. Выявившееся противоречие возможно отражает несовершенство методического инструментария и в тюбом случае диктует неооходимость продолжить изучение этого вопроса

Квалификационная работа И.Ю Цобдиной (научный руководитель кандидат психологических наук, доценг В. А. Соловьева) была посвящена изучению влияния места проживания на особенности мотивациоинои сферы и ценностные ориентации подростков. Проблема изучения особенностей мотивапионно-потребнос-тной сферы и ценностных ориентации подрост-

8.И Кашницкий, Т.Л. Крюкова, И.Г. Самойлова, A.I. Самохваюва, В. А. Соловьев, CA. Хазова, 2007

ков, проживающих в сельской местности, весьма актуальна.

Гипотеза исследования состояла в том. что мотивационная сфера личности подростков, проживающих в сельской местности, отличается от мотивационной сферы их городских сверстников. Влияние родителей на становление мотивационной сферы и характер личностно значимых ценностных ориентаций подростков города и села различно.

С целью выявления различий в мотивационной направленности и ценностных ориентация личности подростков города и села, а также определения факторов, влияющих на содержание м ггивационно-питребностной сферы и личнос-тно-значимых ценностей детей подросткового возраста доживающих в сельской местности и их городских сверстников, было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 213 человек: подростков и их водителей.

Анализ полученных данных осуществлялся с помощью методов математической статистики. При обработке данных были использованы следующие непараметрические критерии: критерий Манна-Уитни (U-критерий), критерий Колмогорова-Смирнова (ml ,т2-критерий), критерий Спирмена (г-критерий).

Был установлен факт влияния места проживания на некоторые личностные особенности детей подросткового возраста. Под влиянием факт? проживания в сельской местности возникают определенные различия в мотивационно-лотребностной сфере личности, а также в преобладании тех или иных терминальных ценностей. Фак проживания в городе накладывает отпечаток на индивидуально-личностные особенности подростков.

Проблемы экономической адаптации стуцен-тов-мигрантов в русскоговорящей социальной среде и поиск ресурсов, за счет которых она происходит, являются актуальными для изучения. В квалификационной работе H.A. Булатовой «Образ пичной экономической ситуации студентов-мигрантов» (научный руководитель кандидат психологических наук, доцент И.Г. Самойлова) представлены результаты исследования цель которого состояла в сравнительном изучении обоаза личной экономической ситуации (ЛСЭ) :тудентов-мигрантов различных национальностей из стран СНГ и студентов-мигран-

тов русских из Костромской области.

Существенным моментом адаптации человека в новой культурной среде является его экономическое благополучие. Можно констатировать,что при определении своего благополучия человек в большей мере опирается на субъективные критерии (стандарты благосостояния, социальные потребности, притязания и т.д.), чем на объективные основания, связанные с его реальным материальным положением. Посредством механизма оценочного сравнения категоризуе-мых групп богатых и бедных людей человек определяет свою принадлежность к определенной группе собственников, оценивает собственный социальный статус. В связи с чтим под образом личной экономической ситуации (ЛЭС) понимаются представления человека о своем материальном благосостоянии и своих экономических возможностях, отнесение себя к какой-либо имущественной группе (к Ьогатым, к людям среднего достатка, к бедным и т.д.). В соответствии с этим критерием человек переживает свою принадлежность к определенной социальной группе (переживание себя как бедного, богатого и т.д.), а в социальном поведении следует нормам и стандартам поведения своей группы.

Студенчество относится к малообеспеченным слоям российского общества. Была выдвинута гипотеза о существовании различий в образе ЛЭС русских студентов и студентов-мигрантов других национальностей. Проверялись также предположения о существовании взаимосвязей между факторами образа ЛЭС и типами межличностных отношений, о влиянии типа межличностных отношений на выбор стратегий аккультурации. Базу исследования составили 2 группы студентов, общее количество - 40 человек. Возраст — от 18 до 23 лет, 14 юношей и 26 девушек; все — студенты ьУЗов г. Костромы Методы исследования: личностный семантический дифференциал; методический прием Дж. Берри на выявление стратегий аккультурации; тест Т. -Лири; авторский опросник «Объективная экономическая ситуация»; методы математической статистики.

По результатам исследования выявлены существенные различия в образах ЛЭС в прошлом у студентов-мигрантов разных национальностей и студентов-мигрантов русских. Образ ЛЭС первых носит негативный характер, вторых - позитивный. В настоящий момент образ ЛЭС пер-

вой группы также положительный, что свидетельствует об успешной адаптации в ночой социокультурной среде и улучшении экономического положения. Для подавляющего большинства студентов-мигрантов характерна аккульту-рационная стратегия «интеграция»; студенты имеют желание не только сохранить свою культурную самобытность, но и непрерывно взаимо-дейсгвовать с другими этническими группами, что приводит к успешной адаптации в новой культуре. Личностные особенности студентов-мигрантов и характер их межличностных отношений также определяют выбор стратегии аккультурации.

Анализ объективной экономической ситуации показал, что студенты обеих групг экономически зависимы от родителей, но студенты-мигранты разных национальностей более удовлетворены учебой, материальным положением семьи и условиями своей жизни, чем студенты-мигранты русские. Видимо, это связано с тем. что студенты-мигранты разных национальностей приехали из других стран со своими семьями, живут с родственниками в отдельных квартирах или домах, а большинство русских студентов-мигрантов живу, в общежитиях, что. несомненно, влияет на оценку условий жизни и определяет экономическое самочувствие.

В условиях религиозного многообразия сегодня актуальной является проблема межконфессионального диалога. Религиозная компетентность, открытость и доверие в общении верующих различных религиозных систем и атеистов — непременное условие становления и развития гражданской зрелости люоой личности. Доверие в психологической науке рассматривается как фоновое условие успешного взаимодействия между партнеоами Доверие в религиозной сфере — малоизученное направление.

В квалификационной работе И.С. Угловой «Роль религиозной символики в возникновении доверия у верующей молодежи» (научный руководитель кандидат психологических наук, доцент И.Г Самойлова) представлены результаты исследования, посвященного изучению степени эквивалентности элементов доверия православной молодежи к человеку, носящему православный крест, и к человеку «без креста». Гипотеза исследования: православный крест как символ веры влияет на возникновение доверия у верующей молодежи. Базу исследования соста-

вила веруюшая молодежь церковно-приходской школы Русской Православной Церкви села Пы-щуг Костромской области в количестве 38 человек, возраст - от 17 до 22 лет.

На лервом этапе исследования были изучены религиозные ориентации испытуемых (по методике Г. Оллпорта, 2001). Г. Оллпорт выделял два типа религиозной направленности личности: внешнюю и внутреннюю. Внешняя религиозность характерна для индивидов, «демонстрирующих), свои религиозные убеждения, им свойственна опора не столько на внутренний мир, сколько на социальное окружение и его отношение к человеку В ну" ренняя религиозная направленность характерна для людей, ориентированных на глубинное ее восприятие, для них вера — средство духовного самопознания. На втором этапе в исследовании принимали участие молодые люди только с внутренней религиозной направленностью (34 чел.) Диагностика по методике «Степень эквивалентности элементов доверия» И.В Антоненко (в модификации) показала, что во всех типах отношений к респонденту (положительное, нейтральное, отрицательное; человек с крестом у верующей молодежи заслуживает большего доверия Этот вывод подтверждаю1 данные, полученные по методике личностного дифференциала. Человек с крестом в сознании респондентов близок к духовному идеалу, который является непререкаемым авторитетом и объектом доверия. Православная молодежь наделяет человека с крестом положительными характеристиками, совершенно не задумываясь, совпадает ли образ, сформированный в их сознании, с реальным человеком, носящим крест (например, в качестве элемента современной модной одежды! Ведь совершенно не обязательно что носитель креста—человек с высоко развитой духовностью, нравственностью. Это ведет к ошибочным умозаключениям, последующим несоответствиям в восприятии человека с крестом, разочарованиям и дальнейшему обесцениванию креста как религиозного символа веры

Социально-экономические трансформации российской жизни в последние два десятилетия предопределили существенные изменения в ценностных предпочтениях и жизненных планах современных молодых людей. Что вызывает понятный интерес философов, социологов, психологов, педагогов.

Квалификационная работа К.С. Соколовой «Ценностные ориентации и жизненные планы юношей и девушек с альтернативным здоровьем» (научный руководитель кандидат педагогических наук, профессор В.И. Кашницкий) посвящена изучению содержания ценностных ориентации и жизненных планов, а также взаимосвязи между ними в старшем подростковом и юношеском возрасте.

Теоретический анализ позволил студентке уточнить основные понятия, выявить ценностно-смысловую природу жизненного самоопределения личности в период ранней юности, определить место ценностных ориентаций и жизненных планов в структуре личности старшеклассника.

Эмпирической базой исследования стали детский центр для детей с нарушениями с.,|уха и школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательной системы г. Костромы. В исследовании приняли участие 89 учащихся в возрасте 14-18 лет. Для сбора эмпирических ганных использовались: методика ценностных ориентаций М. Рокича; методика реальной структуры ценностных ориентаций личности С. Бубьовой; авторская анкет а на выявление жизненны?: планов старшеклассников, выборочно использовавшаяся также как программа полуструктурированного интервью. При обработке данных применялся корреляционный анализ ( по Спирмену) и определение различий (по критерию Манна-Уитни).

Основные выводы по результатам исследования:

1. Приоритетными ценностями как для юношей, так и для девушек являются ценности здоровья, любви, наличия хороших друзей. Наименее значимыми оказались ценности красоты природы и искусства, творчества, счастья других.

2. Обнаружены значимые различия между юношами и девушками по таким ценностям как свобода, самоконтроль, высокие запросы к жизни, непримиримость к недостаткам в себе и других (выше у юношей), познание (выше у девушек).

3. Системы ценностных ориентаций и жизненных планов старшеклассников с альтернативным здоровьем взаимосвязаны. Содержание ценностных ориентаций находит свое отражение в качественных характеристиках жизненных планов. Ориентация на те или иные ценности свя-

зана с выстраиванием определенных жизненных перспектив.

Тема квалификационной работы А.М Алексеевой - «Социальные стереотипы восприятия людей с ограниченными возможностями здоровья в ра?личных социальных группах» (научный руководитель кан \идат педагогических наук, профессор В.И. Кашницкий). Предметом изучения стали содепжание и специфические отличия устойчивых оообщенных образов людей с ограниченными возможностями здоровья, которые имеются у представителей разных социальных трупп и обусловлены их принадлежностью к этим группам.

Теоретический анализ более пятидесяти источников позволил A.M. Алексеевой раскрыть сущность стереотипизации как одного из механизмов социальной перцепции, уточнить понятие социального стереотипа, дать описание его свойств и основных функций

В эмпирическим исследовании приняли участие 117 человек. Выборку составили: 30 костромских школьников в возрасте 13-15 лет (21 девочка. 9 мальчиков); 30 студентов костромских вузов в возрасте 19-20 лет (20 девушек, 10 юношей); 27 курсантов В АХБГЗ в возрасте 2021 год; 30 преподавателей КГУ им. H.A. Некрасова в возрасте 25-45 лет (20 женщин. 10 мужчин). Для сбора эмпирического материала были использованы: психосемантическая методика «личностный дифференциал», модифицированные варианты методики Ф. Фидлера и «методики на выявление атрибуции ответственности» В.С Агеева, проективная методика «незаконченные предложения» При обработке данных применялся контент-анализ, корреляционный (по Спирмену) и множественный регрессионный анализ, а также процедуры выявления значимых различий с помошью U-критерия Манна-Уитни и Т-критерия Вилкоксона

Основные выводы по материалам эмпирического исследования состоят в следующем:

- выявлены многочисленные различия в том, как представители групп школьников, студентов, курсантов и преподавателей вуза воспринимают личностные качества человека с ограниченными возможностями здоровья и в том, каким им видится самовосприятие этим человеком самого себя;

-когнитивная упрощенность социального стереигипа человека с ограниченными возмож-

ностями здоровья в наибольшей степени выражена у курсантов, в наименьшей - у преподавателей вуза;

- обнаружено, что особенности восприятия человека с ограниченными возможностями здоровья, типичные для определенной социальной группы, влияют на приписывание ему степени ответственности за возможный исход (положительный или отрицательный) той проблемной жизненной ситуации, участником которой он оказался.

Квалификационная работа Е.В. Самойловой «Интеллектуальные детерминанты со-владающего поведения» (научный руководитель кандидат психологических наук, доцент С. А. Хазова) посвящена изучению соотношения стратегий совладания со стилевыми и продуктивными характеристиками индивидуального интеллекта. Цель работы: изучение влияния интеллекта и когнитивного стиля полезависимость / тюленезависимость на выбор стилей совлада-ющего поведения студентов. В исследовании приняло участие 57 студентов 2-3 курсов высших учебных заведений города Костромы, 35 девушек и 22 юноши.

В эмпирическом исследовании были использованы следующие методики: для диагностики совладеющего поведения опросник Н.С. -Эндлера, Д.А. Паркерр «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (Сор in g Inventory for Stressful Situations), в адаптации T.JI. Крюковой (2001); для измерения уровня интеллектуального развития Краткий отборочный тест В.Н. Бузина прогрессивные матрицы Дж. Равенна; для изучения стилевых характеристик познавательной сферы личности (гибкость / ригидность познавательного контроля"1 - методика «Словесно-цветовая интерференция» Дж. Струпа, (полезависимость / поленезависимость) методика К. -Готтшальда, являющаяся основой индивидуального варианта методики Г. Уиткина «Включенные фигуры»

Наиболее важными являются результаты о влиянии стилевых характеристик познавательной сферы на выбор стратегий совпадающего поведения. Было обнаружено влияние полезависи-мости / поленезависимости на выбор стилей совладеющего поведения. Полезависимые студенты чаще используют копинг, ориентированный на избегание и отвлечение, а также эмоционально-ориентированный стиль совладания, и значи-

тельно реже выоирают пооблемно-ориентиро-ванные способы поведения.

Не было получено статистически достоверных данных о влиянии гибкости/ригидности познавательного контроля на выбор стратегий совладеющего поведения. Данные о влиянии словесно-речевого и сенсорно-перцептивного способа переработки информации являются противоречивыми: результаты сравнительного анализа говорят о том, что студенты с преобладанием словесно-речевого способа переработки информации чаще используют эмоционально-ориентированный копит, чем лица с преобладанием сенсорно-перцептивного способа. В то время как согласно данным корреляционного анализа для студентов со словесно-речевым способом переработки информации менее характерно использование эмоционально-ориентированного совладания Эти результаты требуют дальнейшей проверки.

В квалификационной работе О.С. Староверовой «Индивидуально-личностные детерминанты совладеющего поведения» (научный руководитель кандидат психологических наук, доцент С. А. Хазова) изучалось влияние когнитивных стилей как стилевых характеристик познавательной сферы личности и акцентуаций характера как стилевых особенностей поведения на выбор стиля совладания с трудностями в подростковом возрасте. Было выдвинуто предположение о наличии интегрального стиля личности, объединяющего перечисленные характеристики. В исследовании использовались патэхарактеро-логический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко для изучения типа акцентуаций характера, «Тест сопоставления знакомых картиною) ^серия для подростков/взрослых) J. Kagan для диагностики когнитивного стиля импульсивность/рефлективность, Юношеская копинг-шка-ла (Adolescent Coping Scale) Е. Frydenberg и Я. Lewis, адаптированная Т.Л. Крюковой (2002).

Было обнаружено отрицательное влияние когнитивного стиля рефлективность/импульсивность на выбор стратегий совладания «отвлечение», «обращение к религиозному опыту», «игнорирование», «разрядка» «надежда на чудо»: рефлективный человек с меньшей долей вероятности в стрессовых ситуациях будет выбирать неконструктивные стратегии совладания.

Полеченные данные позволили также сделать вывод о достаточно сильном влиянии ак-

центуаций характера на выбор стратегий совла-дани*. При этом наибольшее влияние оказывают гипертимный, лабильный, циклоидный, ис-тероидный и сензитивный типы. Наименее «зависимыми» от типов акцентуаций оказались стратегии «отвлечение», «духовность», «игнорирование».

Не была реализована задача, выявления интегрального стиля личности, вероятно, потому, что подростничество - возраст становления стилевых особенностей, и сделать достоверный вывод о преобладании того или иного предпочитаемого стиля не представляется возможным.

Квалификационная работа A.C. Бабичевой на тему «Отклоняющееся поведение и совладение с трудностями (ранний юношеский возраст)» (научный руководитель кандидат психологических наук, доцент С.А. Хазова) посвящена изучению совладающего поведения старшеклассников, проживающих и обучающихся в условиях школы-интерната с круглосуточным пребыванием и имеющих неблагополучную ситуацию в семье (отсутствие одного из родителей, лишение родительских прав, опека, сирогство). Испытуемые проявляют себя как «проблемные» ученики, устойчиво выделяющиеся трудностями в обучении, поведении, взаимоотношениях со сверстниками и педагогами. Имеют ярко выраженные акцентуации характера.

В эмпирическом исследовании были использованы следующие методики: Юношеская ко-пинг-шкапа (Adolescent Coping Scale), адаптированная Т.Л. Крюковой (2002); Патохарактероло-гический диагностический опросник (А.Е. Лич-ко); проективная методика «Незаконченные предложения» в авторской модификации, а также стандартизированное наблюдение.

Анализ результатов позволяет выделить наиболее часто используемые стратегии соаладания: «активный отдых», чотвлечение», «друзья», «работа. достижения», «решение проблемы»; а также редко используемые: «профессиональная помощь», «разрядка», «религиозная поддержка». Анализ ответов по методике «Незаконченные предложения» говорит о предпочтении проблемно-ориентированного поведения в трудных ситуациях. При этом фактически не было выявлено половых различий, хотя на обычной выборке они являются достаточно выраженными.

На выбор стратегий совладания оказывают влияние эпилептоидный, астено-чевротический.

шизоидный, лабильный, истероидный тип акцентуаций характера. Они увеличивают риск выбора неэффективных способов поведения.

Квалификационная работа М.В. Соколовой «Страх Ьеременности и родов у женщин и со-владание с ним» (научный руководитель док-tod психологических наук, профессор Т.Л. Крюкова;.

¿временность является естественной ситуацией так называемого «нормативного» стресса. Актуальность данной работы обусловлена тем, что в последнее время увеличилось количество осложнений беременностей и родов, молодые женщины нередко отказываются от материнства из-за страха не родить ребенка. Автор доказывает гипотезу о том, что между наличием у женщины страхов, ее способностью совладать с ними и ее психофизиологическим состоянием существует связь. Таким образом, самочувствие женщины и здооовье ее будущего ребенка во многом зависят от нее самой, ее активности и самостоятельности в стрессовой ситуации.

Автор диагностировала изучаемые феномены современными методиками: полуструкгури-рованное интервью, опросниками (Опросник способов совладания - WCQ Р. Лазаруса и С. -Фолкман в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В Куф-тяк, 2005; опросник социальных установок деторождения - CAQ - Childbearing Attitudes Questionnaire авторов D N. Ruble, J. Brooks-Gunn, A. S. Fleming, G. Hizmaunce, C. Stangor, ¥. Deutsch, 1990 апробированный Е.В. Куфтяк, 2006), проективными методиками (TAT - тематический апперцептивный тест X. Моргана, Г. -Мюррея (1935); метод цветовых выборов - модифицированный тест M Пюшера в адапгяции Тимофеева В., Филимоненко Ю.; проективный рисунок «Л и роды». «Я и мой ребенок» (Подо-бина О.Б., 2005- Филиппова Г.Г., 1998). Исследование проводилось в течение 4-х месяцев, в нем приняли участие 41 беременная женшина, сроком беременности от 5 до 33 недель, в возрасте от 17 до 39 лет (средний возрасч 24,5 лет).

Среди важных результатов исследования отметим, что беременность являете? для женщины значительной стрессовой ситуацией- и более половины женшин (более 60%) испытывают выраженные страхи в период беременности. Причиной страхов чаще всего является известие от медиков о неблагополучном течении беременности. Страхи у испытуемых возникали в различ-

ные сроки беременности, но чаще в первом триместре. Большинство женщин отмечают появление страхов эпизодически, а для нормализации своего состояния женщины чаще всего используют стратегии отвлечения. Страх включается в способ переживания женщиной стресса беременности. Женщины, испытывающие страхи, часто используют стратегии совладения бегства-избегания Автор обосновывает, почему копинг бегство-избегание для беременных женшин является более эффективным, чем какой-либо другой вид копинга Выбор этой стратегии рассматривается как желание уйти от проблем, обусловленных беременностью, уменьшить влияние стрессовой ситуации, инстинктом самосохранения, с одной стороны, а с другой, выбор является характеристикой уровня активности и самостоятельности беременной женщины

Автор исследования предлагает конкретные технологии преодоления страхов, что может быть использовано для оказания психологической помощи беременным женщинам в выборе коне рукгивных стратегий совладания с проблемами беременности материнства.

Квалификационная работа Е.С. Соколовой «Изменение взаимоотношений матери и сына в онтогенезе» (научный руководитель доктор психологических наук, профессор Т.Л. Крюкова).

Актуальность данного исследования обусловлена происходящими изменениями в современной российской семье, в частности, изменением позиции женщины-матери. Научная проблема, решаемая автором, заключается в сложности и противоречивости отношений в диаде мать-сын, прс дполагающих одновременное взаимодействие противоречивых тенденций: стремления матери способствовать становлению своего сына как самостоятельного и ьзрослого мужчины, но и препятствование, сопротивление этому, нежелание эмоционального и иного отделения сына.

Данный процесс рассматривался в работе как взаимный. Он соотносится со стилем привязанности, с типом гендерной идентичности обоих у частников, а также с переживанием взаимных отношений матерью и сыном, рассматривался во взаимосвязи с сиблинговой позицией сына (наличием братьев или сестер и порядком рождения) и социально-экономическими факторами жизчи семьи.

В исследовании приняли участие члены полных условно благополучных семей, проживающие в Костроме и в Костромской области. Все испытуемые (п=62 чел.) были сформированы попарно (мать и сын) в три группы в зависимости от чозраста сына (от 15 до 22-х лет) и от фактора совместного / раздельного проживания сына и матери.

Для подтверждения сложности изменения взаимоотношений в диаде мать-сын были использованы следующие методы: интервью; опросники - ПОР (ADOR) - «Подростки о родителях», модификация и адаптация Л.И. Вассерма-на и др. (1 °95, 2005); PCRQ (Parent-Child Relationship Questionnaire) - «Опросник роди-тельско-детского взаимодействия» (W. Furman, 1995), адаптироьанная Н.О. Белоруковой (2005, 2007); ASQ (Attachment Style Questionnaire) -Опрос ник стиля привязанности» (J.A. Feeney, P. Noller, 1У94). переведенная О.А. Цветковой и Т.Л. Крюковой (2005); тест определения типа гендерной идентичности (С. Бэм, в адаптации В.А. Лабунской и М.В. Бураковой, 1999); проективный рисунок «Я и мой сын» (моя мать/мама); «Неоконченные предложения» Д. Сакса.

В ходе исследования было подтверждено предположение о том, что отношения в диаде мать-сын с изменением возраста сына действительно изменяются. Со стороны матери наблюдается противоречивое желание предоставить сыну возможность самому принимать решения и отвечать за свои поступки, с одной стороны, и стремление установить в отношениях авторитарное подчинение сына ее мнению, с другой. Независимо от возраста сына стремление матери к тому, чтобы он находился рядом, остается значительным, что интерпретируется как возможная компенсация неудовлетворяющих женщину или отсутствующих отношений с мужем - отцом сына. Зафиксированы конфликтующие установки и ожидания друг от друга в диаде: так матери отмечают увеличение близости и доверительности в отношениях со своим сыном. В свою очередь, сыновья отмечают снижение теплоты в отношениях с матерью, снижение проявления родительской власти со стороны матери. .Этому способствует проявление мужских черт в поведении сына, изменение его отношений с матерью: они приобретают для сына вторичный характер. Со стороны матери р большей степени проявляются собственнические тенденции.

но, взрослея, сын легче начинает противостоять им. Увеличение степени эмоциональной и поведенческой автономии сына, которая выражает ся в большей независимости от матери, в самостоятельном приня1ии важны: решений, в делах и поступках, независимости от эмоциональных проявлений и мнения матери связано с фактором совместного / раздельного проживания' у сына, проживающего отдельно от матери, в отношениях с матерью появляется большая самостоятельность. Сиблинговая позиция сына, тип гендерной идентичности матери и сына также во многом предопределяют восприятие матери сыном и родительские установки матери.

Проведенное исследование способствует лучшему пониманию взаимоотношений и чзаи-модействия матерей и сыновей в семье, позволяет использовать его результаты в практической деятельности, для оптимизации данных отношений, решения проблем социализации.

Квалификационная работа A.A. Соля ник (научный руководитель кандидат психо огичес-ких наук, доцент В. А. Соловьева) посвящена изучению взаимосвязи общих установок личности с особенностями установок к сексу. В работе е разных сторон раскрыты проблемы установок, в том числе установок к сексу влияния лолоролевых стереотипов на развитие творческих способностей, Э го-состояния личности как вариант установок.

Цель исследования - изучение специфики сексуальных установок личности и их влияние на развитие творческих способностей.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами были использованы следующие психодиагностические методики: тест-опросник <'1го-систояние» Э. Берна, опросник установок к сексу Г. Айзенка, тест личностных творческих характеристик Вильямса. выборка исследования составила 100 человек: 50 мужчин и 50 женщин. Возраст испытуемых -от 18 до 50 лет. Уровень образования испытуемых - высшее, незаконченное высшее.

В результате проведенного исследования было обнаружено взаимовлияние творческих способностей и установок к сексу. Наличие проанализированных взаимовлияний доказывает, что установки к сексу имеют большее влияние на (Ьормирование и развитие творческих способностей, нежели обратная взаимосвязь.

На основании факторного анализа были вы-

делены и определены 6 типов личности по силе выраженности в человеке того или иного фактора: «Агрессивный». < \вантюрный». «Одинокий художник». «Сексуальный маньяк». «Пассивный». «Нормальный».

Выделенные Э. Берном эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок оказывают влияние на формирование и развитие усгановок, и в частности, установок к сексу.

В работе О.С. Бакулиной «Гендерные различия в стилях межличностного взаимодействия в молодости» (научный руководитель кандидат педагогических наук, доцент А.Г. Са-мохвалова) объектом исследования стали юноши (40 человек) и девушки (40 человек), студенты, в возра<. те от 21 до 24 лет. Предмет исследования - особенности межличностного взаимодействия в зависимости от типа гендерной идентичности личности.

В ходе исследования проверялась гипотеза о существовании гендерных различий в стилях межличностного взаимодеиствия юношей и девушек. Для этого был использован комплекс диагностических методик: методика измерения 1-ендерной идентичности личности С. А. Бем; ин-дивцлуально-типологический опросник П. Соб-чик, диагностирующий ведущие тенденции и стиль межличностного поведения метод диагностики межличностных отношений, модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири; методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. Бойко; методика диагностики уровня "мпатических способностей В.В. Бойко; модифицированный вариант «Опросника межличностных отношений» У. Шутца; опросник само-прг ъявления в межличностном взаимодействии М. Снидер, адаптированный Н.В. Амяг?

Результаты исследования показали, что ведущим направлением в межличностном взаимодействии феминных девушек является покорно-застенчивый стиль. Юношам андрогинного типа свойственны такие стили межличностного взаимодействия как независимо-доминирующий и прямолинейно-агрессивный. Ведущими тенденциями в межличностном взаимодействии девушек андрогинного типа выступает ответственно-великодушный стиль Маскулинные юноши предпочитают властно-лидирующий стиль взаимодействия. У феминных девушек развиты идентификация интуитивный и рациональный

каналы эмпатии. Маскулинным юношам свойственно желание, чтобы другие проявляли интерес к ним и принимали в свое общество.

В заключение работы студентка делает вывод, что каждый тиг» ген черной идентичности обладает специфическими особенностями, обусловливающими стратегии поведения в ситуации межличностного взаимодействия, проявления эмпатии, самопредъявления, психологической тщиты. Результаты исследования помогут выстроить индивидуально-ориентированные программы коммуникативного развития с учетом тендерных особенностей личности.

Квалификационная работа Ю.А. Суворовой посвящена теме «Исследование коммуникативных трудностей детей в период подросткового кризиса» (научный руководитель кандидат педагогических наук, доцент А.Г. Самохва-лова).

Потребность в общении - основная потребность в подростковом возрасте, однако коммуникативная компетентность личности подростка еще не сформирована. Подросток не в состоянии грамотно выражать свои мысли, а осооен-но. чувства, принимать точку зрения другого человека, ориентироваться в изменяющихся коммуникативных условиях управлять своими эмоциями в процессе общения. Все это ведет к возникновению коммуникативных трудное! ей, которые наиболее остро проявляются в период подросткового кризиса.

Объект исследования: коммуникативная сфера личности подростков. Предмет: коммуникативные трудности в период подросткового кризиса. Исследование проводилось на базе средней школы № 1 г. Костромы. Выборка включала 90 подростков в возрасте 12—14 лет (учащиеся 6 - 8 классов). Поскольку кризис подросткового возраста традиционно связывают с возрастом 13

лет, автор решила сравнить коммуникативные трудности 12-, 13- и 14-летних подростков и выявить типичные трудности общения для каждого возраста. Поэтому выборка была разбита на три группы: 12-летние подростки (30 чел.); 13-летние подростки (30 чел.); 14-летние подростки (30 чел.).

Длх сбора эмпирических данных использовались наблюдение за коммуникативной деятельностью подростков; «Шкала принятия других» Фейя; «Шкала враждебности» Кука-Медлея; ¡Шкала доверия» Розенберга; опросник «Социально-психологические характеристики субъекта общения» В.А. Лабунской для выявления коммуникативных трудностей; проективная методика - рисунок на тему «Я общаюсь».

В результате обработки эмпирических данных выявилось, что у подростков 12 лет принятие других людей и доверие к людям выражено сильнее, чем у подростков 13 и 14 лет, однако ярче проявляется цинизм и враждебность. Вербальная и физическая агрессивность более свойственна тринадцатилетним подросткам Четырнадцатилетние подростки менее враждебны, однако слабо доверяют людям.

Для двенадцатилетних подростков наиболее типичны трудности, связанные с отношением-обращением партнеров друг к другу. Для тринадцатилетних - экспрессивно-речевые и социально-перцептивные трудности. Трудности, связанные с недостаточным уровнем развития умений и навыков организации взаимодействия сильнее представлены у четырнадцатилетних подростков^ а также их общение могут затруднять такие особенности партнера как статус, пол, возраст.

В ходе исследования также подтвердилась гипотеза о том, что в период подросткового кризиса резко возрастает количество коммуникативных трудностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.