КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ
Н.О. Белорукова, М.В. Сапоровская, О.Б. Подобина, С.А. Хазова
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ ВЫПУСКНИКОВ ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ КГУ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»), ЗАЩИЩЕННЫЕ НА «ОТЛИЧНО» В 2008 ГОДУ*
Кшлификационная работа Т.А. Зайцевой «Межпоколенное наследование паттернов родительского поведения»
(научный руководитель кандидат психологических наук, доцент М.В. Сапоровская).
Одним из социально-психологических феноменов, определяющих сущность семьи является родительство (А.Я. Варга, Ю.И, Алёшина, В.И. Дружинин, А.С, Спиваковская, С.В. Ковалёв и др.). Процесс воспитания в каждой семье индивидуален и во многом определяется сложившимися воспитательными традициями, которые имеют тенденцию к межпоколенной передаче. Особенности осуществление родительской роли в определенной степени воспроизводится в последующем поколении на осознаваемом и неосознаваемом уровнях. Наиболее значимыми и изученными компонентами родительства являются родительские установки и паттерны детско-роди-тельского взаимодействия. Родительские установки представляют собой многомерный феномен, отражающий, с одной стороны, индивидуальные представления субъекта, базирующиеся на его личном опыте в условиях определенной социальной реальности, с другой стороны, это опыт предшествующих поколений, усвоенный путем наследования тех или иных социокультурных традиций и ценностей. В современной психологии феномен межпо коленного наследования в семье главным образом представлен психоаналитическими (3. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг и др.) и клиническими исследованиями (наследование моделей зависимого поведения, психических заболеваний).
Целью исследования Т.А. Зайцевой стало выявление родительских паттернов и установок, не имеющих значимых различий в выраженности у представителей трех поколений. В итоге автором:
I. Выявлены родительские паттерны и установки, которые демонстрируют представители
* Продолжение. Начало в № 5.
трех поколений (прародителей, родителей и детей), что рассматривается как результат их наследования в семье.
2. Установлено, что;
- количество родительских паттернов и установок. воспроизводящихся в последующих поколениях, по женской линии значимо больше, чем по мужской;
- по женской линии передаются и воспроизводятся паттерны и установки, главным образом ориентированные на особенности родительского контроля (гиперпротекция, потворствование, недостаточность требований и обязанностей, недостаточность требований и запретов, авторитарность и т,д.);
- по мужской линии наследуются главным образом паттерны и установки, ориентированные на особенности общения отца с ребенком (ускорение развития ребенка, предоставление возможности высказаться, уклонение от общения с ребенком и т.д.).
3. Выявлены паттерны и установки, ке связанные с процессами наследования в семье, это: супружеские конфликты, отвержение/принятие ребенка, неразвитость родительских чувств, уклонение от общения с ребенком по женской линии.
Данное исследования не является исчерпывающим, оно скорее носит пилотажный характер, но достаточно ярко демонстрирует дальнейшие перспективы исследований в этой области.
Квалификационная работа Л.В. Сальниковой «Интеллектуальный ресурс и совладение с трудностями» (руководитель кандидат психологических наук, доцент С.А. Хазова) посвящена исследованию влияния когнитивных факторов на выбор стратегий совладания в ранней юности. Автор вводит понятие «интеллектуальный ресурс», операционализируя его через уровень интеллекта, особенности когнитивных стилей и особенно-
© Н.О. Белорукова, М.В. Сапоровская, О.Б. Подобина, С.А. Хазова, 2008
сти когнитивной оценки. Особый интерес в работе представляет изучение влияния когнитивной оценки, которая, по теории Р. Лазаруса детерминирует в существенной мере выбор механизмов преодоления трудностей. Под когнитивной оценкой обычно понимают некий конечный вывод о состоянии ситуации, явлений или объекта.
В работе были использованы следующие методики: «Культурно-свободный тест интеллекта» Р. Кеттелла, «Тест сопоставления знакомых картинок» (серия для подростков и взрослых) J. Kagan, репертуарный тест ролевых конструктов Дж. Келли, вербальная часть «Вырази свои идеи с помощью слов!» теста креативности Е.П, Торренса, юношеская копинг-шкала (Adolescent Coping Scale) Е. Frydenberg и R. Lewis, адаптированная T. Jl. Крюковой (2002).
Наиболее важным результатом данной работы явилось доказательство положительного влияния особенностей когнитивной оценки (дифференци-рованность, гибкость, рефлексивность) на выбор наиболее продуктивных стратегий совладания. Так, было доказано, что испытуемые, обладающие когнитивной сложностью, а следовательно, способные конструировать поведение на основе многочисленных параметров, реже проявляют беспокойство, используют социально неодобряемые способы снятия напряжения, но чаще обращаются к социально-ориентированным стратегиям, например, к участию в группах по решению проблем, к поддержке со стороны близких и друзей.
Квалификационная работа Е.В, Кругловой «Стиль привязанности и отношения с романтическим партнером у сиблннгов» (научный руководитель, кандидат психологических наук, старший преподаватель Н.О. Белорукова).
В отечественной и зарубежной психологии представлены многочисленные научные факты, отражающие влияние порядка рождения детей на их положение в семье (сиблинговая позиция) и на развитие личности каждого ребёнка (А. Адлер, У. Томан, Г.Т. Хоментаускас, Ф. Салловей, А.С. Спиваковская, В.Н. Дружинин, А.И. Захаров, J. Bossard, В. Bower, R. Zajonc и др.). Однако, до сих пор остаётся множество недостаточно проработанных аспектов и вопросов, отражающих влияние порядка рождения на личность. В том числе, недостаточно раскрытым остаётся вопрос о специфике стиля привязанности и отношений с романтическим партнёром у людей с разной сиблинговой позицией на протяжении жизни.
Целью квалификационной работы Е.В. Кругловой было выявление особенностей стиля привязанности и отношений с романтическим партнёром у сиблингов.
В эмпирическом исследовании участвовали 168 человек: 1) сиблинги юношеского возраста, не состоящие в браке - 118 человек: старшие дети - 31 человек, средние дети -17 человек, младшие дети - 39 человек, единственные дети - 31 человек; 2) сиблинги, состоящие в официальном браке: 50 человек: старшие дети -15 человек, средние дети-4 человека, младшие дети-13 человек, единственные дети—18 человек.
Для сбора эмпирических данных были использованы: методика «Мультиопросник измерения романтической привязанности у взрослых» К. Brennan и P. Shaver, адаптируемая Т.Л. Крюковой, О.А. Екимчик (2006), авторская анкета направленная на определение особенностей поведения индивида в ситуации поиска и выбора романтического партнёра, методика «Юношеская копинг-шкала» Е. Фрайденберг и Р. Льюис (1993) в адаптации TJ1. Крюковой (2002), методика «Шкала доверия», Дж.К. Ремпел, Дж.Дж. Холмс, М.П. Занна, адаптированная Н.О. Белоруковой (2008), опросник «Реакции на ревность»,
Э. Пайне, К. Маслач (2001), полуструктурирован-ное «Интервью о привязанностях для взрослых» («Adult Attachment Interview») М. Мэйн (1985) в адаптации О.Н, Павловой (2001), модифицированное для данного исследования.
Основные выводы по материалам и результатам эмпирического исследования состоят в следующем.
Было установлено, что существуют особенности стиля романтической привязанности у сиблингов юношеского возраста, не состоящих в браке. Для всех сиблингов оказалась характерна тенденции к надёжному стилю романтической привязанности. При этом сравнительный анализ результатов позволил выявить различия в выраженности компонентов привязанности у сиблингов -для старших сиблингов характерна самоподдер-жка в романтической привязанности, тенденция к избеганию зависимости от романтического партнёра, младшим детям более свойственна амбивалентность, противоречивость чувств к романтическому партнёру, «метания от любви до ненависти», для единственных детей более характерны фрустрация, стремление к срастанию с романтическим партнёром, тревожные
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 6
249
проявления чувств. У средних детей все компоненты романтической привязанности оказались наименее выраженными, что отражает меньшую интенсивность их романтической привязанности и чувств к партнёру.
Оказалось, что очень ярко специфика романтической привязанности у сиблингов юношеского возраста проявляется в связи со стратегиями совла-дания при трудностях в отношениях с романтическим партнёром. Так, у старших сибдингов в трудных ситуациях в отношениях с романтическим партнером прослеживается стремление отгородится от помощи окружающих людей, попытки контролировать свои эмоции и чувства. Средние сиблинги нередко испытывают в ситуациях трудностей в отношениях сильные переживания, сопровождающиеся выплеском эмоций, самообвинением, стремлением к получению социальной поддержки. У младших сиблингов, свойственное им стремление к сближению с партнёром связано с активным поиском поддержки, помощи и одобрения со стороны окружения и надеждой на чудо в романтических отношениях. Единственные дети в трудных ситуациях беспокоятся за разрешение проблемы с партнёром, при этом нередко надеются на чудо, на то, что всё разрешиться само собой.
Также автору удалось сделать вывод, что существуют особенности стиля романтической привязанности у сиблингов, состоящих в браке. Была описана специфика романтической привязанности к супругу в каждой группе сиблингов -для первенцев характерна низкая степень доверия и эмоциональной сдержанности, для младших детей - высокая уверенность в надёжности партнёра и ожидании заботы с его стороны, для единственных детей - эмоциональность, высокое стремление вовлечения супруга в отношения и стремление получить центральную позицию в супружеских отношениях.
Важным результатом работы стало выявление автором факта, свидетельствующего о том, что между спецификой романтической привязанности в супружеских отношениях и ранней привязанностью к первому объекту-матери прослеживается параллель. Это характеризует определённое проявление переноса привязанности, сформированной в детстве, на привязанность к романтическому партнёру-супругу как к новому высоко ценному, значимому партнёру.
Анализ особенностей супружеских отношений в комплементарных и некомплементарных
семьях позволил выявить, что большую выраженность доверия и в то же время ревности характеризует супругов из некомлементарных семей. Это является следствием высокого уровня идентификации супругов друг с другом в данном типе брака, что может усугублять переживания в ситуациях потенциальной угрозы потери значимого объекта привязанности, который воспринимается как часть себя.
В квалифизционной работе А.А. Смирновой «Проявление власти в семье на разных этапах жизненного цикла» (научный руководитель: кандидат психологических наук, старший преподаватель Н.О. Белорукова) изучалась специфика, особенности и различия в проявлениях власти на разных этапах семейного развития. Студентка в своем исследовании предприняла попытку целостного изучения проявления феномена власти в рамках семьи, в совокупности рассмотрев особенности ролевого распределения в семье, реализации социальной власти и лидерства, специфику процесса решения групповой задачи и принятия группового решения.
В эмпирическом исследовании участвовали 130 человек, представленные тремя группами респондентов: 1. Молодые супруги без детей -■ стаж брака до 3-х лет, 20 семей - 20 мужей и 20 жен.
2. Семьи с маленькими детьми до 3-х лет - 20 семей - 20 мужей и 20 жен. 3. Супруги с детьми-подростками- 20 семей-20 мужей, 20 жен, 10 де-тей-подростков от 11 до 14 лет.
Для сбора эмпирических данных были использованы: методика «Распределение ролей в семье» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Ду-бовской (1987), методика «Распределение социальной власти в семье», разработанная авторами исследования, социально-психологический эксперимент на выявление лидера в семье по методике Т.В. Бендас и В.В. Нагаева (1980), модифицированный для данного исследования, социально-психологический эксперимент на решение групповой задачи и принятие группового решения, модифицированный для данного исследования, опросник «Удовлетворенность браком» В.В. Сто-лина, Т.Л. Романовой, П.А. Бутенко (1984),
При обработке данных использовались методы описательной статистики, а также корреляционный анализ Спирмена и выявление различий по критерию Манна-Уитни.
Основные выводы по материалам эмпирического исследования состоят в следующем.
На первом этапе жизненного цикла семьи у молодых супругов происходит борьба за власть, которая проявляется в сильном дисбалансе в оценках супругами распределения ролей, наличии неопределенности в выполнении семейных функций между мужем и женой. В распределении и реализации социальной власти наблюдаются разногласия в сфере использования негативных санкций и возможностей применять наказания за нежелательные действия и поступки друг друга. В процессе решения групповой задачи и принятия группового решения супруги активно взаимодействуют между собой в процессе формирования единых и согласованных взглядов на устройство семьи. При этом, каждый из них отстаивает свое главенство и старается внести свой вклад в общие решения, при этом молодые супруги с готовностью идут на компромиссы и стараются найти эффективные способы взаимодействия и пути принятия именно совместных решений. Проявления власти на данном этапе жизненного цикла семьи отличается отсутствием принуждения, подавления партнера. Со стороны каждого из супругов осуществляется попытка самоутвердиться в новых семейных ролях и привнести определенный порядок и организованность в семейную жизнедеятельность.
На втором этапе жизненного цикла семьи, в период после рождения первого ребенка происходит традиционное распределение ролей между супругами - жены выполняют семейные роли, связанные с обеспечением семейного быта, с поддержанием домашнего очага, воспитанием ребенка, а мужья отвечают за материальное обеспечение семьи и выступают инициаторами сексуальных контактов. При этом меду супругами нет серьезных разногласий по поводу такого распределения семейных функций. Однако, как показали результаты проведенных экспериментов, между супругами на данном этапе жизненного цикла семьи, происходит открытая и интенсив-ная борьба за обладание властными полномочиями. Мужья стремятся быть единственными обладателями семейной власти, тогда как жены не хотят признавать за ними безоговорочное главенство в семье и нередко стремятся сами принимать важные семейные решения. В результате в семейном взаимодействии преимущественно жены одерживают верх и добиваются своих целей. При этом проявления власти в семье носит характер подавления, принуждения и основыва-
ется на стремлении супругов отстоять свое безоговорочное первенство в семейных отношениях.
В семьях с детьми-подростками между супругами не наблюдается яркой и выраженной борьбы за власть. Супругов отличает согласованность в оценке распределения ролей и реализации социальной власти в семейной жизни. Супруги обоюдно признают эгалитарный тип семейных взаимоотношений. Однако, как показали результаты реального взаимодействия супругов в серии проведенных экспериментов, главенство и лидерство в семье принадлежит преимущественно женам, которые нередко даже вынуждены стимулировать и подталкивать своих мужей к активности и решительным действиям.
Также важно отметить, что полученные в эмпирическом исследовании результаты, позволили автору выявить различия в проявлении власти на трех этапах жизненного цикла семьи. Оказалось, что данные различия связаны с изменением роли и значимости жены в семейных отношениях. По мере развития семьи и увеличения стажа брака жены все больше утверждаются в качестве главы семьи, возрастает роль же нщины в организации и управлении семейной жизнедеятельностью. При этом у мужчин не было выявлено изменений в проявлении и реализации ими властных полномочий на изучаемых этапах жизненного цикла семьи.
В квалификационной работе Т.В. Пугиной «Особенности гендерных стереотипов и родительских установок в зависимости от пола ребенка» (научный руководитель кандидат психологических наук, доцент О.Б. Подобина) проверялась гипотеза о том, что родительские установки отцов и матерей отражают степень принятия и следование ими гендерным стереотипам, выражаемых в проявлении в воспитании мужчинами и женщинами традиционно приписываемых им норм мужественности и женственности.
В исследовании были использованы методы: опросник «Измерение родительских установок и реакций» (РАКУ) (Е. Шеффер, Р. Белл), адаптированный Т.В. Архиреевой(2000); методика личностного дифференциала, адаптированная в НИИ им. Н.М. Бехтерева; анкета для родителей, разработанная автором; полуструктурированное интервью, направленное на выявление особенностей принятия и следования гендерным стереотипам родителями; проективная рисуночная методика «Я и мой ребенок»; методы статистической обработки.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинсгика ♦ № 6
251
В исследовании принимали участие 50 мужчин и 50 женщин, т.е. 50 полных семей, имеющих детей в возрасте от 5 до 12 лет. Среди этих семей 25 семей воспитывает дочерей и 25 сыновей. Возраст отцов составляет от 29 до 42 лет. Возраст матерей составляет от 26 до 39 лет. Возраст детей варьируется от 5 до 12 лет.
Исследование подтвердило, что несмотря на широко обсуждаемую трансформацию гендерных стереотипов, современные родители остаются достаточно традиционными при исполнении своих родительских ролей. Принятие родителями гендерных стереотипов отражается в традиционном авторитарно-опекающем стиле воспитания ребенка. В родительском поведении отца и матери следование гендерным стереотипам выражается в преобладании типично мужских и женских родительских установок. Согласно устоявшимся представлениям и современные отцовские позиции характеризуются доминантностью и подавлением воли ребенка, самоустранением и отчужденностью, сверхавторитетом и общением с позиции «компетентного лица», а позиция матери - доминантностью, вмешательством во внутренний мир ребенка, самопожертвованием и гиперопекой.
Исследование также зафиксировало и нетипичную для традиционного семейного уклада тенденцию. Так, наравне с исполнением традиционных ролей и выполнением традиционных функций мужчинами и женщинами, наметилась тенденция передачи от отцов матери функции автономизации и социализации ребенка, что отражается в перегруженности материнской роли и вызывает у женщин негативные эмоциональные переживания.
Также и по отношению к детям разного пола родительские установки отцов и матерей значимо различаются. Наиболее дифференцированно к воспитанию относятся отцы и в свою очередь более дифференцировано воспитание мальчиков. Так, родители, воспитывающие сына, оказывают на него больше воспитательного давления, нежели родители девочек, но в тоже время проявляют к нему и более товарищеские отношения. Помимо этого именно мужской пол ребенка удерживает родителей в рамках гендерных стереотипов, что выражается в строгом следовании родителями их гендерным ролям и более тщательному воспитанию в сыне типичных для него качеств. Отцы девочек также более склонны к традиционному «женскому» воспитанию, в то время как у матерей влияние гендерных стереотипов на родительские установки практически не прослеживаются, вследствие чего складывается впечатление, что воспитание дочери ослабляет жесткие рамки стереотипов.
Помимо данных результатов, удалось зафиксировать особенности оценки и самооценки родителей, воспитывающих детей разного пола. Оказалось, что несмотря на отсутствие принципиального для родителей значения пола ребенка, родители мальчиков склонны давать более высокую ролевую оценку и самооценку, по сравнению с родителями девочек. Также полученные данные наглядно свидетельствуют о присутствии гендерных стереотипов в оценке и самооценке родителей. Так, матери в первую очередь ориентируются на приоритетность для себя роли матери и значимости социальных контактов, в то время как отцы обращают внимание на себя как на личность волевую, сильную и независимую.