Библиографический список
1. Акмеология / под ред. А.А.Деркача. - М.: РАГС, 2002. - 681 с.
2. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психологический журнал. - 1999. Т. 20. - N° 1. -С. 6-19.
3. АсмоловА.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.: Ин-т практической психологии, 1996. - С. 644-673.
4. Воловикова М.И. Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете: Автореф. дис ... доктора психол. наук. -М., 2005. - С. 91-209.
5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.
6. Карпов А.В. Психология рефлексивных
механизмов деятельности. - М.: ИП РАН, 2004.
7. Поддьяков А.Н. Психология конкуренции в обучении. - М.: МАКС Пресс, 2006. - 230 с.
8. Ляудис В.Я. Педагогическая психология // Педагогическая психология. Психолог-практик в сфере образования: Сб. программ учебных дисциплин / под ред. И.И. Ильясова, Н.А. Рождественской. - М.: РПО: Ф-т психологии МГУ, 1998. - С. 717.
9. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт // Вопросы психологии.
10. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - С. 245.
11. Этика. Энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. - М., 2001. -С. 275-282.
УДК 159.9:316.6 Е.В. КРУГЛОВА
СТИЛЬ ПРИВЯЗАННОСТИ И ОТНОШЕНИЯ С РОМАНТИЧЕСКИМ ПАРТНЕРОМ У СИБЛИНГОВ
Рассмотрено значение сиблинговой позиции индивида как фактора установления и развития романтической привязанности на этапах добрачных и супружеских отношений. Теоретическая основа исследования представлена теорией привязанности Дж. Боулби и его последователей, показавшихся влияние первичной привязанности на значимые отношения у взрослых. В собственном исследовании выявлена тенденция к надёжному стилю романтической привязанности. Обнаружена специфика в разных группах взрослых сиблингов. Выделена тенденция первенцев к избеганию зависимости от партнера, а так же тревожно-амбивалентное поведение единственных детей.
Ключевые слова: сиблинги, порядок рождения, привязанность, стиль романтической привязанности, взрослые романтические отношения.
Каждый человек растёт и получает воспитание, становится самобытной личностью в рамках семейной системы. При этом в родительской семье за ним закрепляется так называемая сиб-линговая позиция.
Сиблинговая позиция представляет собой психологический феномен порядка рождения индивида. Сиблингами называют всех братьев-сестер в семье [4, с. 238-239].
Изучением влияния сиблинговой позиции на формирование и развитие личности человека занимались выдающиеся психологи (А. Адлер, У Толман, Ф. Салловей и др.). Они предложили уникальные теории, объясняющие влияние порядка рождения на личность.
Первым положение о зависимости развития личности ребёнка от порядка рождения в семье сформулировал А. Адлер (1931). Он называл по-
© Е.В. Круглова, 2009
127
рядок рождения основной детерминантой стиля жизни, рассматривая его как важнейшую составляющую социального контекста жизнедеятельности индивида с детства.
Другую точку зрения на проблему связи сиб-линговой позиции с личностными особенностями человека представляет концепция У. Томана (1969), предложившего и развившего положение
о комплементарности отношений братьев и сестер. Он утверждал, что для стабильного супружества большое значение имеет то, в какой мере в нём повторяется положение, которое каждый из супругов занимал среди своих сиблингов.
Рассмотрение сиблинговой позиции в широком социальном контексте представлено в работе Ф. Салловея «Рожденный бунтовать» (1996), где автор проанализировал данные за пятисотлетнюю историю открытий в науке, революционных деяний и переворотов в обществе, связанных, как оказалось, в основном с именами людей, которые были средними детьми в своей семье [4, с. 237-243].
Изучение сиблинговой позиции остается эвристической и дискутируемой областью исследования и сегодня, не смотря на наличие не всегда однозначных результатов по данной проблеме.
Однако, несомненно, что психологический отпечаток сиблинговой позиции в той или иной мере несёт на себе любой человек. Мы предполагаем, что порядок рождения, может являться фактором такой характеристики индивида как привязанность к значимым объектам.
Основные принципы теории привязанности были сформулированы в работах Дж. Боулби и М. Эйнсворт еще в 70-80-х гг. ХХ века.
Привязанность, с точки зрения Дж. Боулби, представляет собой эмоциональную связь между двумя людьми, создающую устойчивый эмоциональный фундамент, на основе которого люди строят своё взаимодействие с окружающим миром [2].
Первичная привязанность человека формируется в условиях его раннего развития в родительской семье под воздействием множества факторов: сензитивность первого объекта привязанности, наличие или отсутствие травмирующих событий в опыте привязанности и т.д. [2]. При этом, на наш взгляд, несомненно, что поведение первого объекта привязанности во многом выстраивается в соответствие с сиблинговой позици-
ей ребенка.
Теоретические постулаты Дж. Боулби получили практическое подтверждение в исследовании М. Эйнсворт (1978). На основании её наблюдений за младенцами были выделены три основных типа привязанности: неуверенный, избегающий; неуверенный, амбивалентный; надёжно привязанный [5].
Позднее представлен дополнительный тип привязанности, выявленный М. Мейн и Дж. Соломоном, - дезорганизованный, который описывается как комбинация амбивалентной и избегающей привязанности [5].
В дальнейшем, С. Hazan и P Shaver предположили, что взрослые романтические отношения могут рассматриваться как отношения, основанные на первичной привязанности (1988). Данное направление развития теории привязанности получило весомое подкрепление в целой серии эмпирических исследований, в том числе, и лон-гитюдных (Collins, Van Dulmen, Roisman, 2005; Simpson, Collins, Tran, Haydon, 2007) [12].
Мы также опираемся на идеи С. Hazan и P. Shaver, предполагая параллель между привязанностью индивида к первому объекту и взрослой романтической привязанностью.
Проблематика романтической привязанности и отношений с романтическим партнёром в настоящее время достаточно разработана лишь в зарубежной психологии. При этом сфера исследования романтической привязанности у людей с разной сиблинговой позицией остается практически неизученной даже за рубежом.
В связи с этим целью нашей работы явилось выявление особенностей стиля привязанности и отношений с романтическим партнёром у сиб-лингов, состоящих и не состоящих в официальном браке.
В нашем исследовании принимали участие 168 человек. Выборка была разделена нами на две основные группы.
Первая группа представлена сиблингами юношеского возраста, не состоящими в браке: 118 человек (28 юношей и 90 девушек). Возраст испытуемых от 18 до 25 лет. Данная группа была поделена на четыре подгруппы в зависимости от сиблинговой позиции испытуемых (старшие (n=31), средние (n=17), младшие (n=39), единственные (n=31) дети).
Вторая группа включала в себя сиблингов, состоящих в официальном браке (n=50; 25 му-
жей и 25 жён). Стаж брака варьировался от 6 месяцев до 3 лет. В выборке представлено 7 семей с детьми, и 18 семей, которые на момент исследования не имели детей. Данная группа также была поделена нами на четыре подгруппы в соответствии с сиблинговой позицией испытуемых (старшие (n=15), средние (n=4), младшие (n=13), единственные (n=18) дети).
Разница в возрасте у испытуемых хотя бы с одним из своих братьев или сестёр, составляла от 2 до 6 лет.
Для достижения поставленной цели мы использовали следующие эмпирические методы.
Для изучения особенностей романтической привязанности у сиблингов, не состоящих в браке, нами была использована методика «Мульти опросник измерения романтической привязанности у взрослых» (авторы К.А. Бреннан, П.Р. -Шейвер, адаптация Т. Л. Крюковой, О.А. Екимчик [3]).
Особенности поведения сиблингов при столкновении с трудностями в романтических отношениях мы изучали с помощью методики «Юношеская копинг-шкала» (специальная форма) авторов E. Frydenberg & R. Lewis [11], адаптация Т. Л. Крюковой [7, с. 144-146] и авторской анкеты, направленной на определение особенностей поведения индивида в ситуации поиска и выбора романтического партнёра.
Для изучения романтической привязанности сиблингов к супругу, мы модифицировали полу-структурированное «Интервью о привязанностях для взрослых» («Adult Attachment Interview»), автора М. Мэйн [13], адаптация О.Н. Павловой [8].
Характер доверия к партнеру по браку у сиб-лингов определялся нами с помощью методики «Шкала доверия» («Trust scale») авторов Дж. К.-Ремпел, Дж. Дж. Холмс, М.П. Занна, адаптация
Н.О. Белоруковой [1, 95-112; 10].
Особенности реакций в ситуации ревности у сиблингов, состоящих в браке, мы исследовали с помощью опросника «Реакции на ревность» [9, с. 43-44].
Итак, у сиблингов, не состоящих в браке, были выявлены следующие особенности стиля романтической привязанности.
Оказалось, что у всех сиблингов наиболее выражены такие компоненты романтической привязанности как стремление к сближению с партнёром и доверие, что может свидетельствовать о проявлении у них надёжного стиля при-
вязанности независимо от сиблинговой позиции.
Однако, у младших сиблингов мы выявили особую картину романтической привязанности. У них показатели ревности выходят в число наиболее выраженных компонентов привязанности. Это может быть связано с тем, что специфика их развития в семье характеризуется изначальным наличием конкурентов - старших сиблингов, что в дальнейшем проявляется в восприятии ими ситуации привязанности как ситуации, в которой постоянно присутствует конкурент.
Статистический анализ позволил получить более детальные различия (критерий и-Манна-Уитни). Так, в структуре привязанности старших сиблингов более, чем у средних и единственных детей, оказались выражены самоподдержка (и=172, р ? 0,04) и фрустрация-разочарование в партнерах (и=352; р?0,07), что свидетельствует о наличие тенденции к избеганию привязанности к партнёру.
Единственные дети более, чем у средние сиб-линги, продемонстрировали стремление к срастанию с партнёром (и=155,5; р?0,01), фрустрацию (и=179; р?0,06) и амбивалентность чувств (и=177,5; р?0,06), что является показателем тревожно-амбивалентных проявлений привязанности.
Для средних детей оказалась характерна наименьшая, по сравнению с другими, выраженность компонентов привязанности, что может отражать невысокую интенсивность их романтической привязанности.
Данные особенности романтической привязанности нашли своё специфическое проявление в отдельных аспектах романтических отношений.
Оказалось, что в ситуации поиска и выбора романтического партнёра, являющейся центральным моментом юности, старшие дети ориентируются на активное поведение в уже завязавшихся отношениях, хотя не предпринимают усилий для поиска возможностей знакомства с потенциальным партнёром, вероятно, проявляя избегающие тенденции. Средние дети оказались наименее склонны к тревожному поведению (критерий j*-угловое преобразование Фишера).
Важно отметить, что ситуация поиска и выбора романтического партнера для «неопытных» юношей и девушек является достаточно стрессогенной и может быть также описана в терминах стратегий совладания с трудностями в романтических отношениях.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 3, 2009
129
Так, нами было выявлено большое количество связей между компонентами романтической привязанности и стратегиями совладания при трудностях в отношениях в группах старших и единственных детей (Я-критерий Спирмена). Вероятно, именно для них отношения с романтическим партнёром предстают наиболее стрессогенной областью.
При этом у старших сиблингов, свойственные им более, чем другим, фрустрация и стремление к самоподдержке связаны со стремлением в трудных ситуациях отгородиться от помощи окружающих людей (Я=-0,43, р ? 0,01), попытками контролировать свои эмоции и чувства (Я=-
0,41, р ? 0,02), что нередко может выливаться в яркие эмоциональные реакции и болезненные симптомы (Я=0,36, р ? 0,04). Подобные результаты могут быть связаны с присущим старшим детям стремлением к демонстрации своей самостоятельности. При этом уход в себя, возможно, в пиковые моменты переживаний приводит к эмоциональным срывам.
У единственных детей проявилась достаточно противоречивая картина: с одной стороны, чем более они стремятся к близости с романтическим партнёром, тем реже избегают отвлечения от возникших проблем в отношениях (Я=-0,61, р ? 0,000), больше беспокоятся за их разрешение (Я=0,45, р ? 0,01), хотя, с другой стороны, в таких ситуациях они уходят с головой в работу, учёбу (Я=0,44, р ? 0,01), и пассивно ожидают разрешения трудностей (Я=0,41, р ? 0,02).
Не менее интересные результаты были получены нами при изучении романтической привязанности сиблингов, состоящих в браке.
Все участвующие в нашем исследовании сиб-линги-супруги продемонстрировали стремление к сближению с супругом, наличие эмоциональной близости с ним, что отражает тенденцию к надёжной романтической привязанности, а также специфику отношений первых лет брака, характеризующиеся положительным эмоциональным фоном.
Однако, чётко можно было проследить и наличие специфики романтической привязанности к супругу в каждой группе сиблингов.
Так, для первенцев оказалась характерна низкая степень доверия и эмоциональная сдержанность, для младших сиблингов - высокая уверенность в надёжности партнёра и ожидание от него заботы. Поведение единственных детей ока-
залось, характеризующимся стремлением к вовлечению супруга в отношения и желанием получить центральную позицию в супружеских отношениях.
С помощью статистического анализа результатов (критерий и-Манна-Уитни) мы выявили следующие различия в привязанности. Младшие дети более, чем старшие сиблинги, уверены в заботе и поддержке супруга (и=58, р?0,06) и реже избегают его в конфликтной ситуации (и=55, р?0,05), что отражает наличие избегающих тенденций у первенцев. Единственные дети, также по сравнению со старшими, легче делятся чем-то сокровенным с супругом (и=81,5, р?0,05).
На данном этапе в качестве трудной ситуации в отношениях с партнёром мы рассматривали ситуацию ревности супруга.
Оказалось, что у супругов, являющихся единственными детьми, наблюдается наиболее яркое проявление, большинства реакций ревности, по сравнению с другими (критерии и-Манна-Уит-ни; Н-Крускала-Уоллиса). Это может быть связано с тем, что для них привычной является высокая сосредоточенность объекта привязанности на них, и в дальнейшем подобное поведение ожидается и от супруга. Это, вероятно, приводит к тому, что в случае даже незначительного невнимания супруга, у единственных детей наблюдаются яркие вспышки ревности.
Интересными оказались результаты, отражающие специфику связи компонентов доверия и реакций ревности сиблингов-супругов.
Так, чем выше первенцы оценивали супруга как надёжного партнёра, тем менее ярко у них были выражены реакции ревности (Я=-0,51; р?0,05). У младших и единственных детей была выявлена совершенно противоположная картина, чем более надёжным они оценивали своего супруга и чем более доверяли ему, тем более у них появлялись реакции ревности. Данный результат мы связываем с тем, что «избегающие» старшие дети в ситуациях высокого эмоционального напряжения, связанных со значимым для них партнером, будут дистанцироваться от него, снижая этим интенсивность переживаний. В то время, как младшие и единственные дети, привыкшие к постоянно находившимся рядом более компетентным взрослым, в дальнейшем, вероятно, стараются удержать рядом с собой партнёров, обладающих подобными характеристиками.
Таким образом, специфика романтической
привязанности, связанная с сиблинговой позицией, имеет место на этапах добрачных отношений и супружества.
Выводы:
1 Результаты нашей работы показали, что сиб-линговая позиция индивидов, состоящих и не состоящих в браке, определяет выраженность отдельных компонентов привязанности в переживаниях и поведении человека в трудных для романтических отношений ситуациях. Ярко можно проследить наличие избегающих тенденций в поведении старших сиблингов, как состоящих, так и несостоящих в официальном браке. Тревожноамбивалентное, высоко эмоционально вовлеченное в отношения поведение единственных детей проявилось у испытуемых обеих групп. Специфика стиля романтической привязанности младших и средних сиблингов не получила в данном исследовании четкой и однозначной картины.
2. Нельзя говорить о том, что особенности стиля романтической привязанности полностью определяются положением индивида в сиблин-говой подсистеме семейных отношений. Однако, проявление сиблинговой позиции в специфике отдельных компонентах романтической привязанности, а так же в определённых аспектах отношений с романтическим партнёром, нельзя отрицать.
Библиографический список
1. Белорукова Н. О. Шкала доверия. Методические рекомендации. - Кострома: «Авантитул», 2008.
2. Боулби Дж. Привязанность. - М.: Гарда-рики, 2004. - С. 163-188.
3. Екимчик О.А. Изучение романтической любви и её исходов: Квалификационная работа.
- Кострома, 2006.
4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.: Г ардарики, 2004. - 320 с.
5. Крейн У. Боулби и Эйнсуорт о человеческой привязанности // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2002. - N° 1.
6. Круглова Е.В. Стиль романтической привязанности и отношения с романтическим партнёром у сиблингов: Квалификационная работа.
- Кострома, 2008. - 125 с.
7. Крюкова Т. Л. О методике диагностики стилей психологического совладания (копинга) у подростков ACS (Юношеская копинг-шкала) // Психическое здоровье и социально-психологическая поддержка детей и подростков: состояние и перспективы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции / сост. Крюкова Т. Л. и др. - Кострома, 2002. - С. 144-146.
8. Павлова О.Н. Применение интервью для взрослых о привязанностях в исследовании больных с депрессиями: Учебно-методическое пособие. - М., 2001.
9. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - СПб.: Питер, 2001. - C. 4344.
10. РемпелДж. К., Холмс Дж. Дж., ЗаннаМ.П. Доверие в близких отношениях / J. Of Personality and Social Psychology, 1985. - № 49. - С. 95-112.
11. Frydenberg, E., Lewis, R. Adolescent Coping Scale: Manual // ACER Press. - Melbourne, 1993.
12. Furman W., Flanagan A.S. The Influence of Earlier Relationships on Marriage: An Attachment Perspective/ Clinical handbook of marriage and couples intervention / W.K. Halford & H.J. Markman (Eds.) - University of Denver. - Denver, 1995.
13. Электронный ресурс: Main M.B. Adult Attachment Interview Protocol. -www.psychology.sunysb.edu. - Дата посещения 12.01.2008.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Cоциокинетика, № 3, 2009
131