Научная статья на тему 'Квалификационные работы выпускников института педагогики и психологии КГУ им. Н. А. Некрасова (специальность «Психология и педагогика»), защищенные на «Отлично» в 2008 году'

Квалификационные работы выпускников института педагогики и психологии КГУ им. Н. А. Некрасова (специальность «Психология и педагогика»), защищенные на «Отлично» в 2008 году Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
269
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кашницкий Виктор Ильич, Крылова Наталья Геннадьевна, Крюкова Татьяна Леонидовна, Самохвалова Анна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Квалификационные работы выпускников института педагогики и психологии КГУ им. Н. А. Некрасова (специальность «Психология и педагогика»), защищенные на «Отлично» в 2008 году»

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ

В.И. Кашницкий, Н.Г, Крылова, Т.П. Крюкова, А.Г. Самохвалова

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ ВЫПУСКНИКОВ ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ КГУ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»), ЗАЩИЩЕННЫЕ НА «ОТЛИЧНО» В 2008 ГОДУ

В квалификационной работе М.А. Комаровой «Отношение к духовому искательству молодых людей, обучающихся в духовных и светских учебных заведениях» (научный руководитель кандидат педагогических наук, профессор В.И. Кашницкий) исследовалось отношение к духовному искательству молодых людей, обучающихся как в духовных, так и в светских высших учебных заведениях Костромы. Студентка в своем исследовании предприняла попытку выявить, какие различия существуют между этими молодыми людьми в представлении о природе «духовности» и «духовного искательства», а также в содержании их жизненных смыслов и ценностных ориентаций. Кроме того, проверялась гипотеза о том, что у студентов, обучающихся в духовных учебных заведениях, менее выражена такая характеристика личности, как маккиавелизм в сравнении со студентами светских учебных заведений,

В теоретической части работы представлено большое разнообразие подходов в трактовке феноменов духовности и духовного искательства в трудах отечественных и зарубежных авторов. Проделанный теоретический анализ позволил студентке предложить собственное определение духовности, как идеальной потребности человека в познании сущности окружающего мира, собственного предназначения в нем, и необходимости строить свои отношения с миром на основе принципов свободы, добра, творчества и истины.

В эмпирическом исследовании приняли участие: студенты духовной семинарии, обучающиеся на 1 и 5 курсах в количестве 20 человек (19 юношей и 1 девушка), в возрасте 18-28 лет; студенты 1 и 5 курсов Института педагогики и пси-хологии КГУ им. H.A. Некрасова, обучающиеся по специальности «Психология» - 54 человека (52 девушки и 2 юношей) в возрасте 17-22 года; а также студенты физико-математического факультета, обучающиеся на 2 курсе специальнос-

ти «Физика» и на 5 курсе специальности «Математика» в возрасте 17-22 лет - 50 человек (29 де-вушеки21 юноша).

Для сбора эмпирических данных были использованы: тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева, опросник ценностных ориентаций Ш. Шварца, методика исследования самоотношення (МИС) С.Р. Пантилеева, методика исследования маккиавелизма личности (МАК-111 кала, В.В. Знаков), а также авторская анкета и по-луструктурированное интервью для выявления причин и обстоятельств выбора испытуемыми учебного заведения, его роли в их жизни, а также позиций в отношении вопросов духовности и духовного искательства. При обработке данных использовались методы описательной статистики, а также корреляционный анализ по Спирмену и выявление различий по Манна-Уитни.

Основные выводы по материалам эмпирического исследования состоят в следующем.

Существуют качественные различия в понимании духовности и духовного искательства у студентов духовных и светских вузов. Студенты, обучающиеся в духовной семинарии, в своих суждениях раскрывали эти понятия гораздо более подробно и глубоко, нередко аппелируя при этом к трудам мыслителей, философов древности и современности. Понимание феноменов духовности и духовного искательства студентами университета оказались весьма поверхностными и стереотипными, при этом никаких видимых различий между «гуманитариями» (психологи) и «технарями» (физики и математики) не выявлено.

Такая составляющая смысложизненных ориентаций, как «цели в жизни», отражающая осмысленность, направленность и временную перспективу жизни в наибольшей степени оказалось выраженной у студентов-пеихологов. Возможно, это является следствием того, что полученные в процессе обучения знания о закономерностях психической жизни человека способствовали более

© В.И. Кашницкий, Н.Г. Крылова, Т.Л. Крюкова, А.Г. Самохвалова, 2008

углубленному анализу собственной личности, в том числе ее интересов, целей и возможных направлений деятельности. Самые низкие значения по этому показателю оказались у студентов духовной семинарии. Автор исследования объясняет это влиянием на личность семинаристов религиозных норм, предписывающих жить в смирении, полностью подчиняясь и не противясь воли Бога.

Немалые различия обнаружились в ценностных ориентациях между студентами. Так, учащиеся духовной семинарии в качестве наиболее важных ценностей ориентируются на ценности, связанные с особенностями избранной ими деятельности - религиозность, благочестие, духовность, равенство, осмысленность жизни. При этом необходимо отметить, что студенты КГУ им. H.A. Некрасова указывали на данные ценности как на противоположные лично стно значимым. У студентов светского вуза наиболее предпочтительными оказались такие ценности, как «саморегуляция»; «гедонизм»; «власть». У семинаристов, в отличие от студентов КГУ оказались более высокие показатели по блокам «конформность»; «традиции». Полученные данные, несомненно, отражают консервативную направленность мировоззрения семинаристов, формируемую под влиянием как религиозных взглядов, так и особенностей уклада жизни самого образовательного учреждения.

Что касается маккиавелистической направленности личности, то у студентов духовной семинарии это черта личности оказалась менее выраженной, чем у студентов КГУ. Эти данные еще раз подтвердили полученные ранее в науке результаты, согласно которым у маккиавелистов наблюдается тенденция доминирования экономических и социально-статусных ценностей над моральными и гуманистическими (В.В. Знаков, 2000).

Квалификационная работа Ю.А. Колпаковой «Особенности правовых представлений студентов» (научный руководитель кандидат педагогических наук, профессор В.И. Кашницкий) посвящена изучению специфики правовых представлений студентов вуза, которые обучаются по различным специальностям. Кроме того, проверялась гипотеза о возможных различиях, которые существуют в структуре смысложизненных и ценностных ориентаций у студентов юридического факультета, целенаправленно овладевающих системой правовых знаний, в сравнении со студентами, обучающимся по другим специальностям.

В теоретическом разделе правовые представления студентов рассмотрены в качестве разновидности социальных представлений - специфической формы познания социальной действительности. Предпринятый анализ позволил студентке уточнить место правовых представлений в структуре направленности личности и показать, что правовые представления, являясь формой познания и интерпретации человеком окружающей правовой реальности, оказывают влияние на социально-правовую активность личности, ее правовую позицию, а также на полноту и степень реализации прав и свобод человека.

В исследовании приняли участие студенты КГУ им. Н.А.Некрасова (юридический факультет, институт педагогики и психологии) в количестве 85 человек, возраст 18-22 года. Из них: 38 человек - студенты юридического факультета (17 юношей и 21 девушка), 47 человек - студенты 2 и 3 курсов ИГТП, специальность «Психология» (6 юношей и 41 девушка).

Для сбора эмпирических данных использовались следующие методы: тест смысложизненных ориентаций (СЖО, Д. А. Леонтьев); методика личностного дифференциала; анкета Д. Тапл для диагностики понимания различных аспектов права; методика диагностики ценностных ориентаций Ш, Шварца; авторский опросник для выявления общей информированности в правовой сфере, в структуру которого в том числе были включены проблемные ситуации, для адекватного решения которых требовался определенный уровень правовой культуры.

Были получены следующие результаты.

Выявлены различия в правовой осведомленности между студентами-юристами и студента-ми-психологами. Первые, как и ожидалось, оказались более грамотными в решении конкретных правовых вопросов. Правовые представления студентов-психологов отражают их слабую информированность в правовой сфере - незнание юридических законов и норм, неточное толкование правовых терминов.

Можно говорить о более развитом правосознании студентов-юристов, что выражается в оценке ими права как совокупности моральных и юридических норм, а также способности осознавать юридические нормы как выражение собственных внутренних моральных установок и принципов.

Вместе с тем, при решении конкретных правовых задач (на примере решения проблемных

ситуаций из реальной жизни), значимых различий между студентам и-юристами и психологами не выявлено. И те, и другие пытались разрешать предложенные коллизии, опираясь не столько на нормы права, сколько исходя их житейских представлений и стереотипов.

Не выявлено также значимых различий в структуре смысложизненных и ценностных ори* ентаций между двумя группами студентов. Таким образом, одна из гипотез исследования подтверждения не нашла.

По результатам проведенного теоретического анализа и собственного исследования автор квалификационной работы сделала вывод о том, что правосознание современных студентов по уровню своего развития явно отстает от требований современной жизни. Невысокий уровень сформированности правосознания является следствием недостаточного влияния важнейших институтов социализации (семья, учреждения образования).

В исследовании Н.С. Лебедевой «Психокоррекция коммуникативных трудностей младших школьников средствами сказкотерапии» (научный руководитель кандидат педагогических наук, доцент

А.Г. Самохвалова) теоретически обосновывался и экспериментально проверялся психокоррекционный потенциал сказки в преодолении коммуникативных трудностей младшего школьника.

Экспериментальной базой исследования выступила МОУ СОШ № 14 г. Костромы. Выборка составляла 28 человек в возрасте 8-9 лет и включала две группы - экспериментальную (п-15 чел.), в которую вошли дети, имеющие наибольшее количество коммуникативных трудностей, и контрольную (п=13 чел.).

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в 4 этапа. На этапе пилотажного исследования выявлялись дети с различными коммуникативными затруднениями, и формировались на этой основе экспериментальная и контрольная группы. На констатирующем этапе проводилась диагностика коммуникативных проблем базового, содержательного, операционального и рефлексивного уровней коммуникативного потенциала в экспериментальной и контрольной группах с помощью комплекса методов: разработанной студенткой комплексной программы включенного наблюдения; структурированного интервью; метода экспертных оценок по методике «Личностный дифференциал», адаптированной М.Г. Го-

лубевой, и по шкале оценки уровня развития коммуникативных показателей ребенка А.Г. Само-хваловой; проективных методик - «Метаморфозы» Н.Я. Семаго и «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука в адаптации А.Л. Венгер; теста на выявление уровня школьной тревожности Филлипса и социометрии. На формирующем этапе разрабатывалась и апробировалась в экспериментальной группе программа психокоррекции коммуникативных трудностей детей средствами сказко-терапии. На контрольном этапе проводилась повторная диагностика коммуникативных трудностей детей (спустя 2,5 месяца после проведения психокоррекционной программы) с целью выявления динамики коммуникативных качеств детей и доказательства эффективности сказки как средства коррекции коммуникативных трудностей младших школьников.

В ходе исследования выявились специфические для младшего школьного возраста коммуникативные трудности: базовые - отсутствие коммуникативной инициативы, тревожность, агрессивность, отсутствие эмпатии к партнеру по общению, ригидность, конформность; содержательные - отсутствие навыков планирования коммуникативной деятельности; операциональные -ограниченный потенциал вербальных и невербальных средств коммуникативного воздействия; рефлексивные - отсутствие навыков рефлексии и анализа собственных коммуникативных действий. Кроме того, были выявлены многочисленные положительные связи между коммуникативными трудностями различных уровней коммуникативного потенциала личности.

Программа психокоррекции строилась с учетом выявленных коммуникативных проблем детей. В целом, сказкотерапевтическая групповая работа способствовала сплочению детского коллектива, повышению самооценки и уверенности ребят, имеющих коммуникативные трудности, снижению их тревожности (межличностной и школьной), агрессивности, повышению уровня эмпатии, положительной установки на других людей, рефлексии собственных коммуникативных действий. Весьма значимым результатом стало развитие у ребят коммуникативной креативности и адекватности в ситуациях межличностного общения.

Квалификационная работа Т.В. Поповой «Психокоррекция коммуникативных трудностей подростков средствами арт-терапии» (научный ру-

ко водитель кандидат педагогических наук, доцент

A.Г. Самохвалова) была направлена на изучение оптимизации коммуникативной деятельности подростков, межличностное общение со сверстниками для которых является не только актуальной возрастной потребностью, но и самой значительной возможностью самореализации. Целью исследования стало доказательство эффективности использования групповых форм арт-терапии (рисунок, музыкотераггия, куклотерагтия, танцевальная терапия) как средства коррекции коммуникативных трудностей подростков.

Эмпирическое исследование было проведено на базе МОУ Зарубинской средней школы. В выборку вошли 16 человек в возрасте 13-14 лет. В составе экспериментальной и контрольной группы - по 8 человек (4 девочки, 4 мальчика).

Для диагностики коммуникативных особенностей подростков и выявления их специфических коммуникативных трудностей использовались стороннее и включенное наблюдение за коммуникативной деятельностью подростков; опросник

B. А. Лабунской «Социально-психологические характеристики субъекта общения», «Шкала принятия других» Фейя, «Шкала враждебности» Кука-Медлей, «Шкала тревожности» Кондаша, 16-фак-торный опросник Р.Б. Кеттела, проективная методика— психогеометрический тест С. Деллингер.

В результате пилотажного исследования и первичной диагностики были сформированы две группы: экспериментальная (из подростков, у которых наиболее ярко проявляются коммуникативные трудности) и контрольная (из подростков, у ют-торы х коммуникативные трудности проявляются в меньшей степени). На этапе формирующего эксперимента разрабатывалась и реализовывалась программа арт-терапевтической групповой работы, включающая в себя следующие блоки: снижение уровня агрессии, враждебности, тревожности (школьной, самооценочной, тревожности в межличностном общении и «чрезмерного спокойствия»); гармонизация эмоциональной сферы подростка; коррекция коммуникативных трудностей, связанных с экспресивно-речевыми особенностями партнеров по общению (неумение грамотно использовать в коммуникации невербальные и вербальные средства общения и т.д.), социально-перцептивными особенностями партнеров по общению (неумение сопереживать другому человеку, неумение наблюдать за участником коммуникации и т.д.), неумением

учитывать индивидуальные, возрастные, половые особенности партнеров по общению, отсутствием положительной установки на собеседника, неумением занимать оптимальную позицию в общении, организовывать взаимодействие.

После реализации коррекционной программы была проведена вторичная диагностика, результаты которой показали, что у большинства подростков экспериментальной группы уровень коммуникативной компетентности заметно возрос, в то время как у подростков контрольной группы остался на прежнем уровне. Подростки экспериментальной группы в меньшей степени стали проявлять цинизм, агрессивность, враждебность по отношению к окружающим; у них повысился уровень принятия других, уровень доверия, дружелюбного отношения к окружающим. Заметно снизился уровень тревожности, реже стали появляться экспрессивно-речевые, социально-перцептивные трудности в общении. В процессе взаимодействия ребята стали более уважительными по отношению к сверстникам и взрослым, научились сопереживать другому человеку, открыто выражать свои чувства, более свободно использовать приемы вербального и невербального общения.

Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что групповая работа с использованием техник арт-терапии является эффективным средством коррекции коммуникативных трудностей подростков.

Квалификационная работа И.О. Тадевосян «Особенности базовых коммуникативных качеств страховых агентов» (научный руководитель кандидат педагогических наук, доцент

А.Г Самохвалова) посвящена изучению личностных конструктов, лежащих в основе коммуникативной деятельности страховых агентов.

В связи с развитием конкуренции в страховании появилась необходимость в квалифицированных работниках, которые являются виртуозами в своем деле и приносят прибыль организации. Профессиональные качества страхового агента — постоянная готовность к широким контактам с незнакомыми людьми и устойчивость к негативным эмоциональным воздействиям с их стороны. Чтобы быть успешным, страховому агенту необходимо обладать высоким уровнем развития базовых коммуникативных качеств (глубинные установки и ценностные ориентации личности в коммуникативной сфере).

В работе студенткой предпринята попытка составления профессиограммы страхового агента и выявлены профессионально важные качества для успешных агентов: личностная активность и коммуникативная инициативность, высокий уровень развития базовых коммуникативных качеств (эмпатии, доброжелательности, принятия других, открытости, гибкости), эмоциональная стабильность.

В исследовании приняло участие 60 человек. Экспериментальную группу составили 30 страховых агентов разных возрастных групп: 10 человек в возрасте от 20 до 30 лет, 10-от 31 до 44,10-от 45 до 60 лет. В контрольную группу вошли 30 человек таких же возрастных категорий, представители других профессий типа «человек-человек»: менеджеры, учителя, юристы, медицинские работники. Все респонденты - женщины.

Для диагностики базовых коммуникативных качеств личности использовались включенное наблюдение, проективные методы (метод незаконченных предложений, рисунок «Несуществующее животное»), опросные методики («Диагностика эмпатических способностей» В.В. Бойко, «Шкала принятия других» Фейя, «Шкала доброжелательного отношения» Кэмпбелла, «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» В.В. Бойко, «Шкала доверия» Розенберга, «Шкала враждебности» Кука-Медлей).

Качественный и статистический анализ эмпирических данных позволил студентке утверждать, что существуют некоторые различия в проявлении базовых коммуникативных качеств страховых агентов и людей других профессий. Так, у страховых агентов более высокий уровень принятия других; лучше развиты интуитивный, проникающий каналы эмпатии, установки, способствующие эмпатии, идентификация в эмпатии. У страховых агентов более низкий уровень враждебности, они легче переключают агрессию на деятельность.

Кроме того, было выявлено существование возрастных различий в проявлении некоторых базовых коммуникативных качеств личности страховых агентов. У страховых агентов зрелого возраста базовые коммуникативные качества имеют более высокий уровень развития, следовательно, можно предположить, что в сфере профессионального общения базовые коммуникативные характеристики не только реализуются, но и развиваются, поскольку от них во многом зависит

результативность профессиональной деятельности страхового агента.

В квалификационной работе Е.Д. Еалдовой «Особенности межпоколенного взаимодействия в организациях» (научный руководитель кандидат педагогических наук, доцент А.Г. Самохвало-ва) изучалась специфика межпоколенного взаимодействия в коммерческих и некоммерческих организациях. Каждое предприятие - это не только цепочка производственных технологических процессов, но и поле реализации сложных человеческих отношений, происходящих в структуре персонала организации. Особенности межличностного взаимодействия сотрудников оказывают влияние на их профессиональную мотивацию, специфику организационной культуры, эффективность функционирования предприятия в целом.

В исследовании приняли участие 70 женщин, работающих в коммерческой организации (универсам «Высшая лига № 7» г Костромы), и некоммерческой организации (ГОУ НПО «Профессиональное училище № 18» г. Костромы). В каждой организации исследовались работницы разных поколений: 18-30 лет и 40-55 лет.

С помощью методики изучения установки личности по отношению к «значимым другим» Ф. Фидлера, модифицированной Т.Л. Крюковой и В.И. Кашницким, был выявлен набор качеств, которые являются важными, при этом привлекательными или непривлекательными, в выборе наиболее или наименее предпочитаемого сотрудника в организации. Так, молодые сотрудники коммерческой организации предпочитают видеть в старших коллегах такие качества как ответственность и работоспособность; некоммерческой организации - вежливость и организованность. Старшее поколение коммерческой организации более ценит в молодежи такие качества как трудолюбие и исполнительность; некоммерческой организации - энергичность, ответственность и дружелюбие.

С помощью «Опросника межличностных отношений» У. Щутца установлено, что тенденция находиться в обществе других людей ярко выражена как у молодых сотрудников, так и у сотрудников старшего возраста некоммерческой организации. У коллег старшего возраста некоммерческой организации, в отличие от молодежи, выявлена тенденция подчиняться другим в общении, они ждут от других проявления к ним интереса и принятия их в свое общество. В комм ер-

ческой организации у молодых работников выявлена тенденция устанавливать близкие отношения с другими.

«Индивидуально-типологический опросник» Л. Собчик выявил различия в стилях межличностного взаимодействия. Молодые сотрудники некоммерческой организации используют преимущественно властно-лидирующий и независимодоминирующий стили межличностного взаимодействия; коммерческой организации - независимо-доминирующий, прямолинейно-агрессив-ный, и недоверчиво-скептический стили взаимодействия.

Для сотрудников старшего поколения как коммерческой, так и некоммерческой организации характерны сотрудничающе-конвенциальный, зависимо-послушный и ответственно-великодуш-ный стили межличностного взаимодействия.

Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении

В.В. Бойко показала, что характерная защита сотрудников старшего поколения некоммерческой организации - миролюбие, а коммерческой - избегание. Молодые сотрудники как некоммерческой, так и коммерческой организации, в отличие от их коллег старшего поколения, используют во взаимодействии такую психологическую защиту как агрессия.

В конфликтных ситуациях молодежь коммерческой организации стремится к соперничеству; некоммерческой организации - к избеганию и компромиссу. Сотрудники старшего поколения обоих типов организаций в конфликте используют стратегию «избегания».

Интересным в исследовании оказалось и то, что обнаружилась связь между уровнем организационной культуры предприятия и социальным интересом ее работников.

Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что меж поколенные отношения в организациях носят сложный многоуровневый характер. Чаще всего проблемы во взаимоотношениях, приводящие к конфликтам и коммуникативным барьерам, происходят из-за разногласий во взглядах и столкновения интересов представителей «старого» и «молодого» поколения.

«Шопинг как совладеющее поведение» -

тема квалификационной работы Н.Н. Крюковой (научный руководитель доктор психологических наук, профессор Т.Л. Крюкова).

В литературе все чаще отмечается использование шопинга как социального поведения покупателя не только в целях приобретения необходимых товаров, но и как средство снятия эмоционального напряжения и отвлечения от насущных трудностей и проблем. Автор рассматривает в обзоре исследований деструктивное и даже патологическое применение шопинга для отвлечения от тех или иных стрессовых ситуаций и проблем, отмечает, что доля любителей «терапевтического шопинга» в России в среднем значительно выше, чем во всем мире. Так, покупку одежды в целях снятия напряжения и достижения эмоционального или психологического подъема используют 40% россиян, в то время как в среднем во всем мире доля любителей такого шопинга, сфокусированных на одежде, не превышает 18%. Доля любителей «терапевтического» приобретения продуктов питания составляет в России 24%, а в среднем во всем мире - лишь 10% (Волкова, 2006). Так обосновывается новая, выбранная автором линия исследования шопинга в психологии - как инструмента совладания с трудными ситуациями.

Под шопингом в контексте психологии совпадающего поведения автор понимает некоторые стратегии отвлечения, входящие в стиль избегания, суть которых заключается в уменьшении эмоционального напряжения, вызванного определенной стрессовой ситуацией, через посещение магазинов (разглядывание витрин, товаров, стеллажей, приобретение вещей, общение с продавцами и др.). В работе исследованы факторы, детерминирующие выбор шопинга в качестве совладания взрослыми людьми от 18 до 73 лет (п=160). Установлено, что выбор шопинга связан как с индивидуально-психологическими и личностными факторами (возраст, пол, уровень субъективно воспринимаемого одиночества и потребность в общении, тревожность, эмоциональная лабильность и др.), так и со спецификой стрессовой ситуации, Однако в целом личностные факторы нельзя назвать предикторами (предсказателями) шопинга как совладающего поведения. Выбор шопинга как совладания в большей степени определяется влиянием повседневных стрессоров, нередко несущих в себе угрозу личностному благополучию субъекта (его самооценке, прочности и устойчивости близких отношений, удовлетворению собой).

H.H. Крюкова выявила, что на эффективность шопинга как совладания оказывает влияние фак-

тор расходов. Отсутствие финансовых возможностей для покупки понравившейся вещи или превышение запланированных расходов приводит к тому, что шопинг из средства отвлечения от стрессовых ситуаций превращается в его причину.

Также было установлено, что эффективность шопинга как совладания следует определять в зависимости от контекста ситуации, в которой он применяется. Шопинг имеет определенный положительный эффект в ситуациях незначительных и кратковременных затруднений.

Шопинг относится к числу поведенческих копии г-стратегий и как совладаю шее поведение не способствует решению проблемы, как, например, проблемно-ориентированный копинг. Результатом использования подобных стратегий, как правило, становится снятие эмоционального напряжения и отвлечение от неприятных мыслей. Шопинг выполняет ряд следующих функций:

1) поддержание эмоционального равновесия и регуляцию эмоционального состояния; 2) отвлечение от актуальных стрессовых ситуаций благодаря смене обстановки и переключению внимания; 3) поддержание позитивного образа «Я» и 4) поддержание взаимосвязей с другими людьми, что связывает данный способ совладания с эмоционально-ориентированным копингом и социальным отвлечением. Эффективность шопинга как совладания определяется в зависимости от контекста ситуации, в которой он применяется. В целом являясь недостаточно продуктивной стратегией, шопинг имеет определенный положительный эффект в ситуациях незначительных и кратковременных затруднений. Однако подобный эффект носит временный характер.

Квалификационная работа С.А. Гончаровой на тему: «Страх беременности и родов у женщин и совладание с ним» (научный руководитель доктор психологических наук, профессор Т.Л. Крюкова) посвящена классическому и нормативному явлению в психологии женщины, ставшему чрезвычайно актуальным у современных женщин, - страху перед беременностью и родами. Это уже не первая работа, выполненная по данной тематике в институте. Целью данного исследования было выявление страха беременности и родов, сравнение и описание особенностей совладения девушек и женщин с этим страхом, девушек-подростков, взрослых девушек и молодых женщин-матерей. Автор предположила, что выраженность и проявления страха беременности

и родов и совладание с ним различно у рожавших и нерожавших женщин. Используя современные методы психодиагностики, такие как опросник способов совладания (ФС^) Ьазагиз и Ро1ктап, адаптированный Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк, 2004); проективная методика-рисунок «Я и беременность»; «Я и роды» (О.Б. По-добина, 2005); тест цветовых предпочтений М. Лк> шера (изд. 1997), а также метод сбора феноменологической информации о переживаниях женщин (метод полуструкгурированного интервью и контент-анализ его содержания) С. Гончарова, удалось получить интересные результаты. Одним из факторов успеха исследования стало формирование выборки исследования: 80 девушек и женщин, разделенных на четыре группы:

1. Девушки до 18 лет (20 человек), ученицы старших классов общеобразовательных школ, средний возраст 15-16 лет, не замужем, не беременны, детей нет.

2. Девушки 19-24 лет (20 человек), большинство - студентки высших учебных заведений, средний возраст 21-22 года, не замужем, не беременны, детей нет.

3. Беременные женщины (20 человек), большинство имеют высшее образование, средний возраст -24 года, замужем, 13 из них ждут первенца, желанная беременность, протекает нормально.

4. Женщины, имеющие хотя бы одного ребенка и собирающиеся еще рожать в будущем (20 человек), большинство имеет высшее образование, средний возраст -24 года, замужем, имеют одного ребенка, не беременны.

Среди полученных результатов, оказались такие.

Страхи, связанные с беременностью и родами, присутствуют почти у всех девушек и женщин на разных возрастных этапах. Общими для всех женщин являются: страх боли, страх патологий и страх врачебных ошибок. Большинство женщин, имеющих ребенка относятся к родовой боли, как к незначительному неудобству. Следовательно, наличие собственного опыта родов женщины связано с уровнем ее страха значительнее, чем какие-либо другие факторы.

В каждой группе были выявлены специфические страхи: 1 группа - страх забеременеть не вовремя, без мужа; 2 группа - страх испортить фигуру и страх плохого самочувствия; 3 группа -страх стать плохой матерью (неправильно воспитать ребенка); 4 группа - страхи, касающиеся финансовых вопросов, страх стать плохой мате-

рью (недостаток времени для общения с детьми). Оказалось, что страх чаще всего проявляется на когнитивном и эмоциональном уровне (страшные мысли и фантазии и др.), реже на физическом уровне (бессонница), еще реже - на уровне поведения (повышенная осторожность, откладывание беременности и др.)- У беременных женщин страх проявляется в специфическом «мучительном ожидании».

Страх беременности и родов ярко появляется у девушек в возрасте 13-15 лет, обычно усиливается во время беременности, но его предмет в это время несколько меняется. Наиболее распространенными причинами появления страхов являются беременность или рассказы о ней родственниц женщин и негативная информация из средств массовой информации.

Самыми популярными стратегиями совлада-ния со страхом беременности и родов являются: для девочек-подростков - «поиск социальной поддержки», для девушек-студенток - «поиск социальной поддержки», «самоконтроль», для беременных - «самоконтроль», для матерей - «самоконтроль», «планирование решения». Самыми популярными в целом по выборке являются такие стратегии как поиск социальной поддержки, планирование решения, самоконтроль. Социальная поддержка в совладании со страхом важна для женщин во всех группах, но желаемые источники этой поддержки с возрастом и изменением статуса меняются: родители и подруги - для 1 группы, любимый человек и семья - для 2 и 3 группы, муж и «я сама» - для 4 группы.

Возраст женщины и избегающий копинг связаны между собой отрицательно: чем старше женщина, тем менее склонна она не замечать проблемы, вызывающие ее напряжение и страх. Возраст связан с выбором определенных стратегий совладания, но не связан с уровнем страха, то есть, страх беременности и родов может появляться в любом возрасте и усиливается / ослабевает под влиянием других факторов. Самый выраженный страх, связанный с беременностью и родами, наблюдается у беременных женщин, что естественно; на втором месте по выраженности страха находятся девушки 14-18 лет, имеющие активный сексуальный опыт, в том числе; на третьем - девушки 19-24 лет, на четвертом месте - женщины, уже имеющие ребенка.

Наличие собственного опыта родов во многом помогает женщине справляться со страхами

беременности и родов в дальнейшем. Обнаружен внутренний конфликт у многих девушек 19-24 лет: между желанием родить ребенка и невозможностью сделать это в данный момент, или, наоборот, между нежеланием родить ребенка и ожиданиями окружающих, связанных с рождением ребенка. У девушек 14-18 лет, имеющих постоянные отношения с интимным партнером (молодым человеком), совладание со страхом беременности и родов выше, чем у девушек, не имеющих таких отношений.

Исследование установило: собственный материнский опыт снижает страхи; второй ребенок может быть загаат и выношен при меньшей тревожности матери, в более благоприятном эмоциональном климате.

Квалификационная работа Я.Н. Невежиной «Особенности групповых динамических процессов в семьях военнослужащих» (научный руководитель доктор психол. наук, профессор В.В. Знаков).

Необычность данного исследования в том, что существуют категории семей, изучение которых в малой степени затронуто исследователями. В частности, в российской психологии имеется немного исследований, посвященных военнослужащим и их семьям (А.Ф. Евченко, П.В. Разов, 2000; П.П. Щербинин, 2002; И.В. Сыромятников, 2004; И.А. Липский, 1998). Тем не менее, исследования и применение их результатов на практике могли бы уменьшить психологические проблемы в этих семьях, такие как конфликтность, неудовлетворенность браком, проблема лидерства, проблема ролевой дисфункциональности и др. Этому должна, казалось бы, способствовать государственная политика - внимание уделяемое социальным проблемам семей военнослужащих (обеспечение жильем, правовые гарантии, денежные выплаты и компенсации и т.д.). Внимание и к психологическим проблемам семейной жизни российских военнослужащих не менее важно, так как данные семьи уязвимы и нередко подвержены сильным хроническим стрессам. Постоянная смена жительства, неустроенность жилищнобытовых условий, профессиональная напряженность, подчиненность семейной жизни воинскому режиму, командировки и боевые дежурства -это лишь часть тех стрессогенных факторов, которые оказывают постоянное негативное влияние на жизнь семьи.

Профессиональная деятельность офицера оказывает влияние на жизнедеятельность семьи,

на внутрисемейные процессы, в том числе, связанные с переходом семьи от одного этапа жизненного цикла к другому. В исследовании предполагалось» что динамика таких изменений в семьях военнослужащих имеет специфику, обусловленную профессиональной деятельностью офицера.

Эмпирическое исследование Я, А. Невежиной затронуло групповые динамические процессы в семьях военнослужащих, а именно, ролевые ожидания и притязания, сплоченность семьи как группы, семейные установки как потенциально наиболее конфликтные сферы.

В исследовании принимали участие 25 семей военнослужащих, где военнослужащим является мужчина. Средний возраст испытуемых 40 лет, стаж семейной жизни в среднем 17 лет. Использованы методики для измерения семейной адаптации, сплоченности, ожиданий и установок: шкала семейной адаптации и сплоченности (РАСЕ5-3) Д. Олсона (Д.Х. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави,

1985); РОП А.Н, Волковой (1979); «Измерение установок в супружеской паре» Ю.Е, Алешиной (1979); опросник удовлетворенности браком

В.В. Сталина, Т. А. Романовой, Г.П. Бутенко (1984), также наблюдение, эксперимент и интервью.

Оказалось, что супруги имеют общие значимые для них семейные установки, которые способствуют сплоченности семьи: установка на большую значимость детей в семейной жизни; ориентация на совместную деятельность супругов в семейной жизни; ориентация на традиционно представляемую романтическую любовь; ориентация на традиционное устройство семьи. Результаты исследования показали, что в семьях военнослужащих имеются особенности ролевого поведения в значимых для них сферах семейной жизни, а именно: 1) супруги в семьях военнослужащих ждут друг от друга моральной поддержки, при этом они не готовы брать на себя ответственность за реализацию этой функции;

2) хозяйственно-бытовые функции в семьях военнослужащих реализуются женами; жены ожидают от мужей большей социальной активности и не удовлетворены тем, что имеют; 3) супруги желают видеть друг в друге внешне привлекательного сексуального партнера, однако мужья-военнослужащие не стремятся выглядеть привлекательно в плазах своих жен, не соответствуют современной мужской моде, так как привыкли носить военную форму.

Результаты позволили автору сделать вывод о том, что такие групповые динамические процессы как сплоченность, семейные установки и ролевые ожидания в семьях военнослужащих обусловлены влиянием специфики воинской службы. Постоянные переезды, профессиональная напряженность службы офицера влияет на все сферы его семейной жизни. Эти же стрессоры способствуют более успешной адаптации семей военнослужащих к воинскому режиму. Выявленная сплоченность семей военнослужащих способствует преодолению ими жизненных неблагоприятных факторов, обусловленных профессиональной деятельностью офицера.

Квалификационная работа Т.Ю. Лапу хин ой «Особенности этнических стереотипов учащихся классов с углубленным изучением иностранного языка базовых общеобразовательных классов» (научный руководитель кандидат педагогических наук, доцент Н.Г. Крылова).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В работе проведен сравнительный анализ и выявлены особенности этнических стереотипов у учащихся классов с углублённым изучением иностранного языка и базовых общеобразовательных классов.

В исследовании принимало участие 151 человек. В экспериментальную группу входило 40 учащихся (юноши и девушки) школы № 3 г. Костромы с углубленным изучением немецкого языка. Возраст респондентов от 16 до 17 лет. В учебном процессе эти учащиеся не только овладевают иностранным языком, но и знакомятся с культурой стран изучаемого языка, расширяют свой кругозор через опыт контактов с культурными достижениями и успехами других народов. В исследовании приняла участие контрольная группа.

В контрольную группу вошло 111 учащихся (юноши и девушки) общеобразовательных классов школы № 31,38 г. Костромы. Возраст респондентов от 16 до 17 лет. Эти учащиеся не изучают углубленно иностранные языки, но участвуют в дополнительных программах по эстетическому воспитанию.

Автор диагностировал изучаемые феномены с помощью следующих методов исследования: «Диагностический тест отношений» Г.У. Кцоева-Солдатова (ДТО); ((Метод семантического дифференциала» (в модификации Д. Пибоди, А.Г. Шмелёва); «Шкала социальной дистанции» (Э. Богар-дус); «Метод проективных рисунков»; «Экспресс - опросник этнической толерантности стар-

шеклассников»; метод свободного описания «Моё представление о русском и немце сегодня»; «Открытая анкета».

В ходе исследования было выявлено> что учащиеся классов с углубленным изучением иностранного языка и базовых общеобразовательных классов, анализируя образ русского и немца, выделяют как положительные, так и отрицательные качества. Так, уровень амбивалентности и выраженности этнического стереотипа в отношении русского и немца является одинаковым как у учащихся классов с углубленным изучением иностранного языка, так и у учащихся базовых общеобразовательных классов. Наиболее позитивные этнические гетеростереотипы характерны для учащихся классов с углубленным изучением иностранного языка. У учащихся базовых общеобразовательных классов автостереотипы, в отличие от гетеростереотипов, в большей степени позитивные.

Среди важных результатов исследования можно отметить, что у учащихся классов с углублённым изучением иностранного языка социальная дистанция в отношении немцев значительно меньше, чем у учащихся базовых общеобразовательных классов. Они испытывают к немцам позитивные чувства, проявляют интерес к данной этнической группе. У учащихся классов с углублённым изучением иностранного языка фиксируется более высокий уровень содержания авто- и гетеростереотипов, что обусловлено широкой информированностью в отношении национально-бытовых и культурных особенностей как своего, так и другого этноса. В восприятии учащихся базовых общеобразовательных классов в отношении немца широко присутствует негативная символика. Образ немца у них часто связывается с Гитлером, войной, фашистским режимом.

В квалификационной работе З.А. Крестенко «Взаимосвязь самопознания и самоактуализации личности» (научный руководитель кандидат педагогических наук, доцент Н.Г. Крылова) развивается идея о том, что задача самопознания субъективно значима и всякое продвижение в этом процессе - шаг в самосовершенствовании. Высказано предположение о существовании взаимосвязи между самопознанием и самоактуализацией личности, а также о том, что профессиональное обучение может способствовать развитию рефлексии как механизма самопознания.

В исследовании принимало участие две группы студентов в количестве 85 человек, давшие согласие стать испытуемыми.

Использовались: методика смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева; методика определения индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова и В.В. Пономаревой; методика исследования самоотношения В.В. Столика; опросник личностной ориентации (Р01) (в адаптации Рукавишникова).

В исследовании было установлено, что между уровнем самопознания и показателем устремленности к самоактуализации личности в юношеском возрасте существует взаимосвязь. В работе нашло свое подтверждение предположение, что высокий уровень рефлексии, являясь важным приобретением для саморазвития личности, при определенных обстоятельствах может переходить в самокопание, тем самым, становясь препятствием для самоактуализации. То есть можно говорить о существовании некого «порога» конструктивного влияния самопознания на развитие человека. В исследовании было установлено, что низкие значения уровня рефлексии соответствуют низким показателям устремленности к самоактуализации, что подтверждает особую роль рефлексии в развитии и самоактуализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.