ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2018. № 2. С. 17-24. УДК 159.923
DOI 10.25513/2410-6364.2018.2.17-24
А. Г. Самохвалова
КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ ВЗРОСЛЫХ В ОБЩЕНИИ С ПОДРОСТКАМИ-НЕФОРМАЛАМИ1
В статье рассматривается актуальная проблема отношения взрослых людей к подросткам, включенным в различные субкультурные объединения; отражена специфика социальной перцепции старшим поколением подростков-неформалов и характера межпоколенного общения. Предпринята попытка изучения данной проблематики в кросс-культурном аспекте; выявлены специфические характеристики восприятия подростков-неформалов представителями русской, армянской и белорусской культуры; определены типичные для каждой национальной группы коммуникативные трудности, возникающие у взрослых в ситуациях общения с подростками-неформалами. Представлены кросс-культурные различия базовых, содержательных, инструментальных и рефлексивных коммуникативных трудностей взрослых, препятствующих коммуникации с представителями субкультурных молодежных объединений, нарушающих внутреннее равновесие субъектов общения, усложняющих межличностные и межпоколенные отношения.
Ключевые слова: общение; подростки; неформальные объединения; межпоколенная коммуникация; социальная перцепция; коммуникативные трудности; кросс-культурные различия.
A. G. Samokhvalova
CROSS-CULTURAL DIFFERENCES OF COMMUNICATIVE DIFFICULTIES OF ADULTS IN COMMUNICATION WITH ADOLESCENTS-NON-FORMALS
The article deals with the actual problem of the attitude of adults towards adolescents included in various subcultural associations; reflects the specificity of social perceptions of the older generation of adolescent non-formals and the nature of intergenerational communication. An attempt has been made to study this problem in the cross-cultural aspect; specific characteristics of the perception of informal teenagers by representatives of Russian, Armenian and Belarusian culture are revealed; Identified typical for each national group of communicative difficulties that arise in adults in situations of communication with adolescent non-formal. Cross-cultural differences in the basic, informative, instrumental and reflective communicative difficulties of adults that impede communication with representatives of subcultural youth associations that violate the inner balance of subjects of communication that complicate interpersonal and intergenerational relationships are presented.
Key words: communication; adolescents; informal associations; intergenerational communication; social perception; communicative difficulties; cross-cultural differences.
Постановка проблемы
Достаточно большое количество современных подростков во всем мире включается в различные неформальные объединения (рэперы, готы, эмо, скинхеды, хипстеры, футбольные фанаты, рокеры, анимэшники, аль-
тернативщики и др.). Любое субкультурное неформальное объединение подростков отличается собственной системой ценностей, обычаями, нормами, традициями, стилем одежды и формами поведения (ритуалами). Все субкультуры можно классифицировать
1 Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 17-06-00607-ОГН/18 «Коммуникативные трудности ребенка в поликультурной социальной среде: факторы возникновения и способы преодоления».
© Самохвалова А. Г., 2018
по самым разным критериям, например по характеру их проявления в обществе, по стадиям внутреннего развития [1], по степени открытости [2].
С. К. Бондырева сформулировала определение субкультуры как «суверенного целостного образования внутри господствующей культуры, отличающегося собственным ценностным строем, отношениями, нормами поведения» [3].
Предпосылками вступления подростков в молодежную субкультуру чаще всего являются, во-первых, негармоничные детско-роди-тельские отношения в семье, чрезмерный контроль со стороны родителей или наоборот предоставление молодому человеку излишней свободы. Во-вторых, неудовлетворяющие подростка взаимоотношения в подростковой группе. Это могут быть несложившиеся отношения с одноклассниками, учителями (трудность в нахождении общего языка, антипатия). В-третьих, избыток свободного времени, от безделья, когда молодые люди ищут себе занятие, хобби, заполняют свободное время, стремясь к самовыражению, самоутверждению и самореализации [4].
В качестве главной причины присоединения к субкультурам исследователи выделяют одиночество подростков. Молодые люди стремятся найти единомышленников, «родственную душу», то есть человека, с которым можно поговорить обо всем и быть понятым. Не менее важны и такие причины, как поиск себя и путей самовыражения: для одних - это творчество, для других - внешняя атрибутика, такая как одежда, особая манера поведения [5].
Однако в межпоколенных коммуникациях отчетливо прослеживается негативный оттенок в восприятии неформальных подростков людьми разных поколений, приписывание несвойственных им качеств и особенностей поведения. В исследованиях, проведенных нами ранее на российской выборке, было установлено, что для поколения родителей и прародителей свойственны стереоти-пизация и искаженность восприятия подростков-неформалов; каждое поколение приписывает представителям неформального течения несуществующие качества (причем чаще негативные) на основе восприятия их «необычной», «вызывающей» внешности и «дерзкой», «расходящейся с социальными нормами» манеры поведения. Абсолютно все
взрослые, участвующие в исследовании, отмечали наличие серьезных трудностей в общении с подростками-неформалами и стремились, по возможности, избегать контактов с ними. Это, несомненно, является причиной возникновения многообразных проблем и барьеров в процессе межпоколенного взаимодействия подростков-неформалов со взрослыми и, как следствие, межпоколенного конфликта, в центре которого находятся проблемы облика, сознания и поведения представителей разных поколений; актуализирует деструктивные и защитные стратегии самовыражения подростков; еще больше отдаляет подростков от взрослых, нередко оппозицио-нирует от сверстников; негативно отражается на их Я-концепции, в некоторых случаях приводит к личностным деформациям [6; 7].
Организация исследования
В рамках проведения кросс-культурного исследования проблемы детерминации затрудненного общения современного ребенка мы поставили перед собой задачу выявления специфики социальной перцепции взрослыми подростков-неформалов и определения типичных для национальной культуры коммуникативных трудностей взрослых в общении с подростками-неформалами. Выборка исследования составила 210 человек: 3 группы взрослых людей разных национальностей -русские, армяне, белорусы, по 70 человек в каждой, возрастной диапазон - 35-55 лет. Каждая группа была уравнена по половому составу (35 мужчин и 35 женщин). Исследование проводилось дистанционно (с помощью онлайн-переписки), анонимно. Респондентов просили указать лишь 3 параметра: национальность, пол, возраст.
Диагностический инструментарий включал в себя анкету, направленную на определение специфики социальной перцепции взрослыми людьми подростков-неформалов, а также опросник А. Г. Самохваловой (2017), направленный на выявление коммуникативных трудностей личности. Коммуникативные трудности понимаются нами как различной силы и степени выраженности объективные или субъективно переживаемые препятствия коммуникации, нарушающие внутреннее равновесие субъекта общения, усложняющие межличностные отношения; требующие внутренних усилий, направленных на их преодоление. В классификации коммуникативных трудностей мы выделяем четыре груп-
пы: базовые, содержательные, инструментальные, рефлексивные трудности. К базовым коммуникативным трудностям относятся трудности, обусловленные личностными особенностями, - трудности эмпатии, вступления в контакт, трудности, связанные с эгоцентризмом, с отсутствием положительной установки на другого человека, с неадекватной самооценкой, с повышенной эмоционально-личностной зависимостью от партнеров по общению. К содержательным коммуникативным трудностям относятся когнитивные трудности, связанные с недостатком коммуникативных знаний, - трудности прогнозирования, планирования и перестройки коммуникативной программы. Инструментальные коммуникативные трудности проявляются в неумении субъекта эффективно реализовы-вать на практике намеченные программы коммуникативных действий - вербальные, невербальные, просодические, экстралингвистические трудности, трудности построения диалога. К рефлексивным коммуникативным трудностям относятся трудности самоанализа, самонаблюдения, саморазвития [8; 9].
Статистическая обработка эмпирических данных проводилась с помощью контент-анализа свободных высказываний респондентов, ранжирования, критерия Крускала-Уоллиса, позволяющего определить кросс-
культурные различия коммуникативных трудностей взрослых в общении с подростками-неформалами.
В начале процедуры исследования всем респондентам рассылались ссылки с фотографиями подростков-неформалов (готы, рокеры, рэперы, анимэ, эмо, явно отличающихся от сверстников внешностью, прической, стилем одежды) с просьбой внимательно рассмотреть их. Далее предлагалось ответить на вопросы анкеты:
- Есть ли такие подростки в современном мире?
- Какие чувства они вызывают у Вас?
- Чем они отличаются от своих сверстников?
- Напишите 5 личностных качеств, которые, по Вашему мнению, свойственны этим подросткам.
- Что бы Вы хотели им сказать?
На втором этапе исследования изучались кросс-культурные различия коммуникативных трудностей взрослых людей в ситуациях общения с подростками-неформалами.
Результаты исследования
Анализ результатов анкетирования и их ранжирование показали существование кросс-культурных различий в восприятии людьми разных национальностей подростков-неформалов (таблица 1).
Таблица 1
Кросс-культурные различия социальной перцепции подростков-неформалов
Вопрос анкеты Ответы респондентов
Русские Армяне Белорусы
Есть ли такие подростки в современном мире? Да - 95,7 % Нет - 4,3 % Да - 74,3 % Нет - 25,7 % Да - 44,3 % Нет - 55,7 %
Какие чувства они вызывают у Вас? Отвращение (1 R) Страх за своих детей (2 R) Брезгливость (3 R) Раздражение (4 R) Злость (5 R) Жалость (1 R) Грусть (2 R) Непонимание (3 R) Сочувствие (4 R) Желание помочь (5 R) Равнодушие (1 R) Чувство угрозы, страха (2 R) Раздражение (3 R) Волнение, напряжение (4 R) Гнев (5 R)
Чем они отличаются от своих сверстников? Хулиганы (1 R) Наркоманы, алкоголики (2 R) Бездельники (3 R) Плохо учатся (4 R) Ничем не интересуются, «дурью маются» Плохо воспитаны (1 R) Плохая семья, мало уделяли им внимания родители (1 R) Не знают, как привлечь к себе внимание (1 R) Воспитывались без отца (1 R) Внешностью (1 R) Стилем поведения, общения (1 R) Не хотят учиться, работать (2 R) Нарушают общественный порядок (3 ^ Опасны для общества (4 R) Ничем не отличаются (5 R)
5 личностных качеств, которые, по Вашему мнению, свойственны этим подросткам Демонстративность (1 R) Вспыльчивость (2 R) Агрессивность (3 R) Враждебность (4 R) Все делает назло (5 R) Беспомощность (1 R) Неуверенность (2 R) Эгоизм (3 R) Безответственность(4 R) Замкнутость (5 R) Неуважение к окружающим (1 R) Враждебность (2 R) Обидчивость (3 R) Упрямство (4 R) Безответственность (5 R)
О кон чани е табл. 1
Вопрос анкеты Ответы респондентов
Русские Армяне Белорусы
Что бы Вы хотели им сказать? «Хватит быть ребенком, пора взрослеть!» (1 R) «Постыдились бы!» (2 R) «О будущем пора думать!» (3 R) «От вас все проблемы! Хороших детей совращаете!» (4 R) «Подумайте о родителях, они переживают за вас!» (1 R) «Найдите дело по душе, хобби, займитесь спортом...» (2 R) «Вы позорите своих близких!» (1 R) «Приведите себя в порядок (умойтесь, смените прическу, одежду.)» (2 R) «Пора выглядеть как взрослые люди!» (3 R)
«Ничего хорошего из вас не вырастет!» (5 R) «Надо больше трудиться, тогда на глупости времени не останется» (3 R) «Найдите себе настоящих, хороших друзей» (4 R) «Попросите помощи, совета в своей семье, у своих близких» (5 R) «Это все до добра не доведет!» (4 ^ «Надо занимать учебой, а не глупостями!» (5 R)
Вероятнее всего, подростков-неформалов, относящихся к различным молодежным субкультурам, встречали в своей жизни, слышали о них, видели по телевидению все респонденты без исключения, однако русские люди заявляют об этом открыто, чуть менее открыто говорят об этом армяне, а белорусы стараются абстрагироваться от данной информации, большинство из них не признают существование неформалов в современном обществе.
Эмоциональное отношение к подросткам-неформалам имеет социокультурную специфику. Так, русские люди испытывают крайне негативные чувства: отвращение, страх, брезгливость, раздражение, злость, неприязнь, стыд, негодование. Лишь трое респондентов отметили сочувствие, жалость, желание понять. Белорусские респонденты наряду с негативными чувствами по отношению к подросткам, такими как раздражение, гнев, волнение, напряжение, видят в них потенциальную угрозу, подростки вызывают у них чувство страха за себя, своих детей, беспокойства за общественный порядок. Однако чаще всего белорусы испытывают равнодушие к неформалам, что косвенно показывает игнорирование, стремление не замечать «неугодных» и не взаимодействовать с ними. Представители армянской культуры проявили наиболее гуманные чувства по отношению к подросткам-неформалам: жалость, грусть, сочувствие, переживание за них; отмечали также непонимание, растерянность в общении с ними и, что особенно ценно, - желание и готовность помочь.
Сравнивая подростков-неформалов с их сверстниками, русские респонденты приписывали им всевозможные формы девиантно-
го, ненормативного, социально неодобряемо-го поведения: нарушение дисциплины, хулиганство, зависимое поведение (наркомания, курение, алкоголизм, игромания), негативное отношение к учебе, лень, безделье, отсутствие социальных ценностей и интересов. Армяне в большей степени связывали стремление подростков вступать в неформальные объединения с деструктивными детско-роди-тельскими и семейными отношениями, считая, что дети плохо воспитаны, росли без отца или в неблагополучной семье, где родители мало уделяли им внимания и дарили любви. Отмечали, что изменение внешности и манеры поведения подростков связано лишь с их потребностью обратить на себя внимание, выделиться, быть заметным и популярным в обществе. В Белоруссии наряду с подчеркиванием эпатажа подростков и отсутствия интереса к учебной деятельности, в качестве отличий называли социально-деструктивные характеристики, приписывая неформалам нарушение общественного порядка, неподчинение закону, считая их опасными для общества.
Давая характеристику личности подростка-неформала русские и белорусские респонденты примущественно отмечали негативные черты, такие как агрессивность, враждебность, вспыльчивость, демонстративность, неуважение к окружающим, упрямство, негативизм, обидчивость, безответственность. Армяне, наряду с негативными характеристиками, отмечали в подростках-неформалах черты слабой, одинокой личности: замкнутость, застенчивость, неуверенность, беспомощность, депрессивность, тревожность.
Пожелания, которые бы хотели высказать взрослые подросткам-неформалам, так-
же имеют социокультурную специфику. Так, русские люди выступают преимущественно в позиции «упрекающего, поучающего, ругающего, не верящего в своего ребенка родителя»; белорусы - в позиции «родителя позорящего, стыдящего, жестко регламентирующего и контролирующего жизнь ребенка»; армяне -в роли «помогающего, наставляющего, предлагающего помощь, варианты решения проблемы родителя».
На втором этапе исследования предлагался опросник, направленный на выявление коммуникативных трудностей респондентов, возникающих у них в ситуациях общении с подростками-неформалами (реальных или
Интересно, что представителям каждой национальности свойственны все группы коммуникативных трудностей - базовые, содержательные, инструментальные и рефлексивные, которые у них возникают (или могут возникнуть) в ситуациях общения с подростками-неформалами. Однако модальность этих трудностей весьма различна. Так,
потенциально возможных, воображаемых). Требовалось внимательно прочитать каждое из приведенных утверждений, в котором была зафиксирована определенная коммуникативная трудность (базовая, содержательная, инструментальная или рефлексивная); указать, насколько верно каждое из них описывает поведение и внутреннее состояние взрослого в процессе общения с подростком-неформалом.
Результаты исследования позволили выделить значимые различия коммуникативных трудностей респондентов разных национальностей, возникающих у них в ситуациях общении с подростками-неформалами (таблица 2).
на базовом уровне русские респонденты значимо чаще испытывают трудности эмпатии, склонны к раздражительности, ожидают негативного к себе отношения и предвзятости со стороны неформалов. Армяне испытывают неуверенность, поскольку не все знают и понимают про неформальные субкультуры, готовы уступить, проявить конформизм в об-
Таблица 2
Значимые различия коммуникативных трудностей представителей разных национальных групп
(по критерию Н - Крускала-Уоллиса)
Группа коммуникативных трудностей Русские Армяне Белорусы
Базовые коммуникативные трудности Трудность эмпатии (Н = 22,210; р = 0,001), раздражительность (Н = 20,347; р = 0,002), ожидание предвзятости и негативного отношения к себе (Н = 13,208; р = 0,003) Неуверенность (Н = 30,144; р = 0,001), конформизм (Н = 11,37, р = 0,003) Трудность в установлении контакта (Н = 25,163; р = 0,002), безынициативность (Н = 17,29; р = 0,002)
Содержательные коммуникативные трудности Трудность целеполагания (Н = 12,16; р = 0,001), трудность перестройки коммуникативной программы (Н = 11,56; р = 0,003), импульсивность (Н = 8,82; р = 0,03) Неспособность предвидеть конфликт (Н =14, 29; р = 0,002), трудность выбора способов влияния (Н = 21,143; р = 0,003), трудность прогнозирования (Н = 8,82; р = 0,02) Трудность ориентации в коммуникативной ситуации (Н = 20,041; р = 0,002), трудность планирования (Н = 16,66; р = 0,002), ригидность (Н = 15,28; р = 0,003)
Инструментальные коммуникативные трудности Трудность самоконтроля (Н = 34,816; р = 0,001) Трудность построения диалога (Н = 17,94; р = 0,002), трудности слушания и обратной связи (Н = 14,72; р = 0,003) Неумение использовать в речи выразительные, образные, яркие средства (Н = 11,12; р = 0,003), трудность в принятии ведущей позиции в общении (Н = 9,75; р = 0,03)
Рефлексивные коммуникативные трудности Трудность самоанализа коммуникативных действий (Н = 21,579; р = 0,002), трудность оценки последствий собственных коммуникативных действий (Н = 12,74, р = 0,003) Трудность самопонимания чувств, возникших в процессе общения (Н = 23,360; р = 0,002), трудность понимания намерений и ожиданий партнера (Н = 14,31; р = 0,003) Шаблонность, стереотипность общения, центрация на привычных коммуникативных действиях (Н = 12,156; р = 0,003), неспособность признавать свои ошибки в общении (Н = 8,37; р = 0,03)
щении, чтобы не обидеть подростка. Белорусы испытывают трудности установления контакта с неформалами, поэтому предпочитают дистанцироваться, проявляют безынициативность в общении и холодность.
На содержательном уровне русским свойственны трудности целеполагания, перестройки заранее спланированной коммуникативной программы, что связано с проявлением импульсивности и несдержанности. Армяне нередко испытывают замешательство в ситуациях общения с неформалами, с трудом выбирают способы влияния, не всегда предвидят возможное столкновение позиций, конфликт. Белорусы весьма ригидны в общении, поэтому им сложно бывает сориентироваться в коммуникативной ситуации с подростками-неформалами, в следствие чего они испытывают трудности планирования.
Наиболее отчетливо и явно коммуникативные трудности проявляются на инструментальном уровне, связанном с непосредственными коммуникативными действиями субъектов общения. Так, излишняя эмоциональность русских и свойственное им негативное восприятие подростков-неформалов вызывает трудности самоконтроля в коммуникативной ситуации, что зачастую приводит к ссорам, взаимным обидам, деструктивным последствиям общения. Сдержанность и отстраненность белорусов, напротив, связана с неготовностью принимать в общении ведущую, лидирующую позицию, а также с неумением использовать в речи выразительные, образные, яркие средства убеждения, внушения. Армяне, сомневаясь в своих действиях и суждениях, значимо чаще испытывают трудности построения диалога с представителями неформальных субкультур, трудности слушания, понимания и формулировки адекватной обратной связи.
И, наконец, на рефлексивном уровне русские испытывают трудности самоанализа коммуникативных действий и адекватной оценки последствий собственных коммуникативных действий, что связано с абсолютной уверенностью в собственной правоте и стремлении к доминированию в ситуациях общения с подростками-неформалами. Белорусы, склонные к невмешательству, напротив, предпочитают шаблонность, стереотипность коммуникативных действий, ориентированы на использование в общении привычных, проверенных коммуникативных дей-
ствий; при этом если общение непродуктивно, они ищут причины возникшего непонимания или межпоколенного конфликта в подростках, а не в себе, неспособны признавать свои ошибки в общении. При анализе ситуаций общения с подростками-неформалами представители армянской культуры более склонны к рефлексии, пытаются разобраться в сложившихся обстоятельствах, однако нередко испытывают трудности понимания намерений и ожиданий партнера, а также трудности самопонимания чувств, возникших в процессе общения.
Основные выводы
1. Существует социокультурная специфика социальной перцепции подростков-неформалов взрослыми людьми:
- наиболее негативно, нетерпимо, предвзято относятся к представителям различных неформальных молодежных объединений представители русской культуры, что, несомненно, провоцирует межпоколенные конфликты, деструктивизирует детско-родитель-ские отношения, вызывает многообразные коммуникативные трудности у подростков, которые тщетно пытаются справиться с одиночеством, громко заявить о себе и найти понимающих союзников в мире взрослых;
- белорусы видят в подростках-неформалах потенциальную угрозу обществу, считают их нарушителями порядка, дезадаптированными и плохо социализированными личностями, пытаются оградить собственных детей от общения с ними, дистанцируются от непосредственного взаимодействия;
- наиболее гуманное восприятие подростков-неформалов свойственно представителям армянской культуры, которые проявляют толерантность, стремятся к диалогу, хотят понять «странных» подростков, ценят в них индивидуальность, готовы помочь им разобраться в трудных жизненных ситуациях.
2. В ситуациях общения с подростками-неформалами у представителей всех социокультурных групп возникают вариативные базовые, содержательные, инструментальные и рефлексивные коммуникативные трудности. Однако трудности, возникающие у взрослых в общении с представителями неформальных объединений, имеют значимые кросс-культурные различия, связанные с процессом социальной перцепции, ценностями и установками старшего поколения, с готовностью (а чаще - неготовностью) взрослых к
сотрудничеству, взаимодействию и конструктивному общению с «непонятными», «чужими», «эпатажными», «пугающими», «трудными» подростками.
3. Проведенные нами ранее исследовательские серии на выборке свыше 300 человек доказывают, что подростки-неформалы чрезмерно эмоциональны, чувствительны, эмпатийны, тревожны, впечатлительны, испытывают недостаток общения со сверстниками и взрослыми, часто имеют заниженную самооценку, не верят в свои силы, испытывают трудности самовыражения и самореализации, склонны к депрессиям и саморазрушающему поведению [6; 7]. Следовательно, анализируя полученные в ходе настоящего исследования данные, можно говорить о сте-реотипизации и искаженности восприятия подростков-неформалов взрослыми людьми.
4. Каждая культура приписывает представителям той или иной молодежной субкультуры несуществующие качества (причем чаще негативные) на основе восприятия и субъективной оценки их внешности и манеры поведения. Неготовность взрослых понять подростков-неформалов, получше их узнать, организовать социально значимую совместную деятельность, создать условия для конструктивного общения, несомненно, является фактором возникновения вариативных коммуникативных трудностей у подрастающего поколения в процессе общения со взрослыми, а порой и со сверстниками. Этот факт, на наш взгляд, имеет амбивалентное значение для развития подростка как субъекта общения. С одной стороны, является причиной затрудненного общения подростков; актуализирует деструктивные и защитные стратегии самовыражения, может стать причиной межпоколенного конфликта, отчуждения, одиночества, социальной депривации подростка-неформала. С другой стороны, мы склонны рассматривать сложившуюся ситуацию как ресурс, как фактор социального закаливания подростков, который развивает такие субъ-
Информация о статье
Дата поступления 2 апреля 2018 Дата принятия в печать 4 мая 2018
ектные качества, как индивидуализация, рефлексия, свобода выбора, самопонимание и самопринятие; способствует возникновению «иммунитета» против деструктивной критики, неприятия, нонтолерантности, остракизма со стороны окружающих, накоплению индивидуального опыта осмысления и преодоления коммуникативных трудностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Латышева Т. В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы // Социологические исследования. - 2010. - № 6. -С. 93-101.
2. Карпиленя С. С. Молодежная субкультура как способ социализации молодежи в условиях модернизации российского общества. -Ростов-н/Д., 2009. - 34 с.
3. Мосиенко Л. В. Исследования молодежной субкультуры: аксиологический аспект // Вестник ОГУ. - 2011. - № 2. - С. 36-39.
4. Патрикеева Э. Г., Соловьева О. А. Ценность профессионального образования в молодежной среде (гендерный подход) // Молодой ученый. - 2015. - № 23.2. - С. 63-67.
5. Патрикеева Э. Г., Кудакова О. В. Подростковые субкультуры: синдром одиночества // Молодой ученый. - 2016. - № 7. -С. 331-334.
6. Самохвалова А. Г. Восприятие эмо-подрост-ков людьми разных поколений // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Юве-нология. Социокинетика». - 2010. - Т. 16. -С. 121-125.
7. Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: феноменология, факторы возникновения, динамика. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014. - 342 с.
8. Самохвалова А. Г. Социокультурная детерминация коммуникативных трудностей современных детей и подростков // Психологические исследования. - 2017. - Т. 10. -№ 55. - С. 5. - URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 05.03.2018).
9. Самохвалова А. Г. Социальное сиротство как фактор затрудненного общения подростка // Вопросы психологии. - 2016. -№ 3. - С. 29- 40.
Article info
Received April 2, 2018 Accepted May 4, 2018
Сведения об авторе
Самохвалова Анна Геннадьевна - д-р пси-хол. наук, проф. кафедры педагогики и ак-меологии личности, директор Института педагогики и психологии Костромского государственного университета (Кострома, Россия). E-mail: [email protected].
Для цитирования
Самохвалова А. Г. Кросс-культурные различия коммуникативных трудностей взрослых в общении с подростками-неформалами // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2018. № 2. С. 17-24. DOI 10.25513/24106364. 2018.2.17-24.
About author
Samokhvalova Anna Gennadievna - Doctor of Psychology, Professor, Department of Pedagogy and Acmeology of Personality, Director of the Institute of Pedagogy and Psychology, Kostroma State University (Kostroma, Russia). E-mail: a_samohvalova@ksu .edu.ru.
For citations
Samokhvalova A. G. Cross-cultural Differences of Communicative Difficulties of Adults in Communication With Adolescents-non-formals. Herald of Omsk University. Series «Psychology», 2018, no. 2, pp. 17-24. DOI 10.25513/24106364.2018.2.17-24. (In Russian).