УДК 159.923.2 А.Г. САМОХВАЛОВА
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной психологии, Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова Е-mail: [email protected]
UDC 159.923.2
A.G. SAMOKHVALOVA
Candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of social psychology, Kostroma State University
named after N.A. Nekrasov E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ СУБКУЛЬТУР НА ХАРАКТЕР ОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ INFLUENCE OF INFORMAL SUBCULTURES ON THE CHARACTER OF COMMUNICATION MODERN TEENAGERS
Статья посвящена проблеме затрудненного общения современных подростков. Предпринята попытка выявить влияние неформальных молодежных субкультур на характер общения эмо-подростков, подростков-готов, подростков-рэперов; описаны особенности их Интернет-общения, типичные коммуникативные трудности, специфика самовосприятия в качестве субъекта общения.
Ключевые слова: затрудненное общение, субъект общения, коммуникативные трудности, неформальные субкультуры
The article deals with the difficulty communicating of modern teenagers. Attempt to identify the influence of informal youth subcultures on the nature of communication of Emo-teens, Goths, teenage-rappers is made, described the features of their Internet-communications, typical communication difficulties, the specificity of self-perception as a subject of communication are descrided.
Keywords: difficulty communicating, subject of communication, communication difficulties, informal subculture.
Актуальность исследования
Проблема затрудненного общения детей и подростков чрезвычайно остро стоит в современном обществе. Дети и подростки, у которых только начинает кристал-лизовываться образ мира, «особенно чувствительны к кризисам социального устройства общества, основное угрожающее проявление которых - диффузия и размывание ценностей» [6, с. 162]. Ребенок с самого раннего возраста в процессе социализации неизбежно включается в «паутину проблем», связанных с экономическим кризисом; нагнетанием социально-политической напряженности; материальной поляризацией людей; трансформацией общественных связей; дегуманизацией, напряженностью и отчужденностью семейных отношений; ростом межличностных конфликтов, безразличием, непониманием человека человеком. «Паутина проблем» социально-экономического, культурно-психологического и общественно-межличностного характера; деструктив-ность, скудность, поверхностность и напряженность коммуникативных контактов ребенка с окружающими деморализует его, приводит к дегуманизации интерперсонального взаимодействия, к внутренней нестабильности, к потере стрессоустойчивости, снижению веры в себя, к актуализации защитных форм коммуникативного поведения, к фрустрации аффилиативных потребностей и возникновению разнообразных трудностей общения.
Возникновение разнообразных коммуникативных трудностей у ребенка детерминировано системой факторов - социокультурных, средовых и индивидуальных [8]. В нашем исследовании было установлено, что одним из значимых социальных факторов, обусловливающих
возникновение вариативных коммуникативных трудностей, является влияние неформальной субкультуры на коммуникативную сферу личности подростка [7].
Особо весомую роль этот фактор начинает играть в подростковом возрасте, т.к. подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции, субъектной исключительности, индивидуальности, стремлением чем-то выделиться. Очень часто именно субкультурная группа позволяет подростку реализовать эти актуальные потребности, самоутвердиться в общении и деятельности. Несмотря на видимый позитивный эффект, можно отметить и негативное влияние подростковой субкультуры на личность, обусловливающее возникновение различных коммуникативных трудностей подростка.
И.С. Кон утверждал, что, находясь в субкультурной группе сверстников, как в микросоциуме со своей культурой, подросток перенимает паттерны субкультурного поведения, соответствующие ценности, нормы и способы мышления [5]. Негативное влияние субкультуры на личность подростка может выражаться в формировании недоверия к людям, высокого уровня агрессивности, чувства превосходства и самоуверенности [3]. С другой стороны, может возникнуть непринятия себя, высокой уровень экстернальности, ведомости, эмоциональный дискомфорт, что приводит к искажению адекватности коммуникативного поведения [1]. У представителей субкультурных групп негативной направленности выражены деструкции, проявляющиеся в трудностях взаимодействия с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками), враждебности,
© А.Г. Самохвалова © A.G. Samokhvalova
инфантильности, конфликтности, агрессивности, ау -тоагрессии, нарушении норм и правил поведения, употреблении психоактивных веществ [4].
За последние годы среди подростков России распространение получили различные виды неформальных течений: эмо, готы, рэперы, гопники, скинхеды, хип-стеры и др. Каждое неформальное движение оказывает специфическое влияние на личность ребенка, идентифицирующего себя как члена данной группы, но можно выделить и общие тенденции риска: изменение системы коммуникативных ценностей; самодеструктивное поведение в общении; одобрение действий, разрывающих связи подростка с благополучным социальным окружением; отсутствие целей и стратегий коммуникативного саморазвития; обесценивание живого межличностного общения [2].
Таким образом, на сегодняшний день в науке остается открытым вопрос о характере влияния неформальных подростковых субкультур на развитие ребенка как субъекта общения. Это обусловило выбор проблемы исследования: «Затрудненное общение подростка-неформала является следствием давления на него субкультурных групповых норм, или же подростки, имеющие те или иные коммуникативные трудности, становятся членами определенного молодежного течения, чтобы преодолеть эти трудности и стать более компетентными в общении?»
Методика исследования
Участники и процедура исследования. Нами было организовано онлайн-исследование. На протяжении четырех лет студенты-психологи Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова (п = 26) включались в виртуальную переписку с подростками разных субкультурных групп - «эмо» (п = 60), «готами» (п = 60), (п = 60), рэперами (п = 60), в возрасте 13-15 лет, обсуждая с ними те или иные жизненные проблемы. Следует отметить, что 75 из 180 респондентов на этапе исследования, когда было необходимо рассказать о себе, своих трудностях в процессе общения с другими людьми, отказались от участия в исследовании (из них 34 эмо, 28 готов и 13 рэперов), что косвенно подтверждает их закрытость и страх установления близких отношений.
Методы исследования: контент-анализ Интернет-сайтов и форумов, виртуальной переписки с представителями субкультур «эмо», «готы», «рэперы»; ранжирование результатов анкетирования, в котором подростков-неформалов просили вспомнить, какими они были в общении с людьми до вхождения в неформальные объединения, и какими стали сейчас (необходимо было проассоциировать себя с цветом, животным, явлением природы, назвать свои сильные и слабые стороны в общении, основные трудности общения).
Особенности Интернет-общения
подростков-неформалов
Контент-анализ Интернет-сайтов и форумов, в рамках которых происходит виртуальное обще-
ние подростков-неформалов, показал, что в онлайн-общении с представителями своей субкультурной группы подростки удовлетворяют нереализованные в реальной коммуникативной деятельности актуальные для них потребности:
• аффилиативную потребность в принадлежности к группе (в данном случае виртуальной - в виде групп поклонников эмо-музыки, групповых готических ритуалов, «рэп-переклички»);
• потребность в общении, новых знакомствах, поиске романтичных привязанностей (кроме того, общение в Интернете «со своими» приобретает дополнительную значимость как средство быть «модным»);
• стремление давать собственную оценку разным явлениям, показывать свою значимость, эрудированность, привлекать внимание оригинальностью;
• гипертрофированную потребность в информации, желание быть в курсе всех событий, быть популярным.
Интернет-коммуникации подростков разных субкультур имеют специфический характер и содержание:
• Эмо-подростки чаще общаются не тет-а-тет, а в форме чата, что упрощает самопрезентацию; оформление блогов достаточно однотипно, стереотипно (капли крови, пирсинг, тема безответной любви, тема смерти, размышления о смысле жизни), это обеспечивает «принятие среди своих»; эмо ведут виртуальные дневники, которые могут читать все пользователи сайта и комментировать записи; это позволяет подросткам совладать со стрессовыми ситуациями и не чувствовать себя одинокими; наблюдается изменение письменной речи в сторону специфического эмо-слэнга (замена звонких звуков в словах на звуки «ф», уменьшительно-ласкательные обращения, вследствие чего складывается впечатление инфантилизма).
• Подростки-готы чаще всего имеют вымышленные имена («ники»), создавая эффект анонимности; в переписке обсуждают жизненные ценности, трудности общения, проблемы установления близких отношений, критикуют взрослых и одноклассников, не стесняясь в выражениях, тем самым, создавая видимость независимости и подчеркнутой взрослости; компенсируют тревожность и депрессивность разговорами о бесстрашии смерти, людей, хвастовством (демонстрируют свои готические аксессуары, гордятся тем, что «не такие, как все», дают рекомендации, как одеваться, как оформлять свой имидж).
• Подростки-рэперы зачастую размещают в Интернете не собственные фотографии, а снимки сверстников, которые им кажутся более привлекательными, выдают их за свои; отмечается мнимая враждебность, независимость, негативизм в оценках и взглядах; склонны к злым шуткам в адрес «чужих» стихов, любят выступать в роли эксперта, критика; болезненно воспринимают критику.
Однако существуют и общие, сходные характеристики общения с подростками-неформалами в ситуации Интернет-взаимодействия. Представителям субкультурных подростковых групп свойственны:
• чрезмерная подозрительность (постоянно уточняли цель обращения, отказывались давать адрес своей электронной почты, опасаясь, что «взломают» их страничку, скрывали собственные имена, беспокоились по поводу конфиденциальности);
• импульсивное проявление решительности (сразу и с большим желанием соглашались участвовать в исследовании), но боязнь идти до конца в начатом деле (впоследствии находили причины, по которым они не могли выполнить наши просьбы - отсутствие времени, непонимание; игнорировали письма);
• несерьезное отношение к взаимодействию, которое проявлялось в отсрочке выполнения просьбы, нежелании вникнуть в суть задания;
• недоверие к собеседнику, страх, что над ними «смеются», «проверяют», а не искренне интересуются;
• раздражительность, которая проявлялась в ситуациях, когда на письма подростков сразу не отвечали, это рассматривалось ими как «предательство», как проявление «наплевательского отношения» к ним; чаще всего в таких случаях следовал отказ от дальнейшего взаимодействия;
• яркое описание своих чувств, переживаний, утрирование, использование метафор, отражающих внутреннее состояние («Я просто бледное размытое
пятно ночного фонаря при дневном свете», «Меня разъедает страх: медленный, серый, холодный... Все больше и сильнее. Понимаешь?»);
• просьбы о помощи, склонность к шантажу как проявление манипулятивности («Если вы мне не поможете, я не смогу понять, зачем я нужна», «Моя жизнь зависит от вас! Помните об этим!», «Если не скажите, как стать популярной - обо мне больше никто не услышит!»).
Таким образом, можно сделать вывод, что Интернет-общение подростков, принадлежащих к разным субкультурным группам, удовлетворяет актуальные потребности, поддерживает имидж и позитивный образ Я, снимает психоэмоциональное напряжение, связанное с их некомпетентностью в ситуациях реального межличностного общения.
Динамика коммуникативных характеристик подростка
Результаты анкетирования позволили выявить специфические коммуникативные характеристики, которые были свойственны подросткам до вхождения в неформальное объединение, и их актуальные особенности общения. Ранжирование полученных эмпирических данных позволило определить доминирующие коммуникативные характеристики подростков различных субкультурных групп (таблица 1).
Таблица 1.
Динамика коммуникативных характеристик подростков, представителей разных субкультурных групп
Параметры анализа Эмо-подростки (п=26) Подростки-готы (п=32) Подростки-рэперы (п=47)
Цвет До вхождения В настоящее время 1 - серый; 2 - желтый; 3 - черный 1 - зеленый;2 - серый; 3 - черный 1 - черный; 2 - синий; 3 - зеленый
1 - красный; 2 - розовый; 3 - зеленый 1 - черный; 2 - фиолетовый; 3 - красный 1 - зеленый; 2 - красный; 3 - желтый
Животное До вхождения В настоящее время 1 - черепаха; 2 - страус; 3 - ленивец 1 - еж; 2 - волк; 3 - скунс 1 - обезьяна; 2 - таракан; 3 - верблюд
1 - пантера; 2 - павлин; 3 - лань 1 - змея; 2 - слон; 3 - носорог 1 - тигр; 2 - волк; 3 - комар
Явление природы До вхождения В настоящее время 1 - туман; 2 - дождь; 3 - ветер 1 - дождь; 2 - облачность; 3 - снегопад 1 - ветер; 2 - дождь; 3 - засуха, жара
1 - солнце; 2 - радуга; 3 - туман 1 - вьюга; 2 - буря; 3 - гроза 1 - шторм; 2 - ураган; 3 - гроза
Сильные стороны в общении До вхождения В настоящее время 1 - умение слушать; 2 - молчаливость; 3 - сочувствие 1 - доброта; 2 - осторожность; 3 - ответственность 1 - мягкость; 2 - умение понять других; 3 - доброта
1 - яркость, эмоциональность; 2 - недоверие к людям; 3 - скрытность 1 - твердость; 2 - умение постоять за себя; 3 - умение привлечь к себе внимание 1 - независимость; 2 - непохожесть на других; 3 - жесткость
Слабые стороны в общении До вхождения В настоящее время 1 - застенчивость; 2 - страх вызвать у других смех; 3 - тревожность 1 - неуверенность; 2 - неумение постоять за себя; 3 - подозрительность 1 - неумение привлекать внимание; 2 - рассеянность; 3 - замкнутость
1 - чрезмерная чувствительность; 2 - обидчивость; 3 - злость 1 - агрессивность; 2 - безразличие («пофигизм»); 3 - тревожность 1 - язвительность, недоброжелательность; 2 - недоверие к людям; 3 - злопамятность
Трудности общения До вхождения В настоящее время 1 - болезненное восприятие критики; 2 - общение с агрессивным партнером; 3 - непопулярность в среде сверстников 1 - усмешки, издевки сверстников; 2 - страх сказать, что думаешь; 3 - непонимание со стороны сверстников 1 - одиночество; 2 - вербальные трудности; 3 - общение с теми, кто глупее, но сильнее
1 - непонимание; 2 - ориентация на внешний вид, высмеивание его; 3 - собственная тревожность, недоверчивость 1 - нежелание людей общаться с готами; 2 - трудно общаться не с готами; 3 -ожидание конфликта, драки, ссоры 1 - непонимание; 2 - зависть со стороны сверстников; 3 - критика в адрес музыки
Обсуждение результатов исследования
Полученные результаты весьма неоднозначны, амбиваленты:
• с одной стороны, подростки, имеющие сходные коммуникативные трудности, пытаются найти способ самовыражения и преодоления этих трудностей через группирование с похожими на себя сверстниками; в этом случае подростковая субкультура может рассматриваться как фактор преодоления актуальных коммуникативных проблем ребенка;
• с другой стороны, неформальная подростковая субкультура негативно воздействует на подростка, детерминируя возникновение новых (ранее не испытываемых) коммуникативных трудностей, зачастую более деструктивных по сравнению с первоначальными; в этом случае подростковая субкультура является фактором затрудненного общения субъекта.
Так, эмо-подростки, испытывая трудности, связанные с неуверенностью, тревожностью, застенчивостью (черный, серый цвет; черепаха, страус); низким уровнем самопонимания, слабой коммуникативной активностью (туман, дождь; ленивец); отличаясь мягкостью, чувствительностью, толерантностью в общении; испытывая эмоциональный дискомфорт, гелотофобию, страх буллинга, чувство одиночества; пытаются преодолеть эти коммуникативные трудности через самореализацию в среде эмо-субкультуры. В результате этого у подростков формируется новый комплекс коммуникативных трудностей: демонстративность, чрезмерная потребность в признании, гиперэмоциональность, желание нравиться, идеализация себя, частое поучение других людей (красный, зеленый цвет; павлин, лань; солнце, радуга); настойчивость, недоверчивость, скрытность; агрессивные проявления (пантера; злость, обидчивость).
Подростки-готы, испытывая трудности, связанные с негативным самовосприятием (черный, серый цвет; скунс, жаба); склонность к защитным формам поведения (еж, волк); эмоциональную нестабильность, потребность отреагировать негативные эмоции (облачность, снегопад, дождь); проявляя подозрительность, недоверчивость, осторожность, неумение постоять за себя; испытывая страх самовыражения, непонимания, гелотофибию, становясь членами подростковой готической субкультуры, испытывают иные коммуникативные трудности: депрессивность, вялость, безразличие (черный, коричневый, фиолетовый цвет; «пофигизм»); агрессивность, стремление вызывать страх, доминантность (змея, слон, носорог; гроза); внутренняя противоречивость, тревожность, от которой страдают окружающие (буря, вьюга); твердость, настойчивость в отстаивании собственного мнения; демонстративность (красный цвет, желание привлекать к себе внимание); деструктивные установки на общение со сверстниками, не разделяющими их готический стиль и ритуалы (трудности общения не с готами, ожидание негативного к себе отношения).
Подростки-рэперы, испытывая тревожность, де-прессивность, нереализованную потребность в при-
знании, негативное самовосприятие (черный, синий, зеленый цвет; обезьяна, таракан); недостаток близких эмоциональных связей (жара, засуха; верблюд; неумение привлекать к себе внимание); чрезмерную мягкость, отзывчивость в сочетании с рассеянностью и замкнутостью; трудности взаимопонимания с менее умными, но более сильными партнерами, неумение убеждать и, как следствие, ощущение одиночества, максимально остро испытывают аффилиативную потребность в принятии, дружбе, уважении. Рэп-субкультура кажется им наиболее привлекательной, т.к. раскрывает творческие потенциалы, облегчает процесс самовыражения, позволяет быть свободным, раскованным, независимым, компенсировать нереализованные потребности в музыке. Действительно, включенность в рэп-течение помогает подростку справится с актуальными коммуникативными трудности, но обусловливает возникновение новых: демонстративность, самолюбование (красный, зеленый цвет; непохожесть на других); вербальная агрессивность, враждебность (тигр, волк; шторм, ураган, гроза; злопамятность; жесткость); навязчивость, недоброжелательность (комар; язвительность; занудливость); болезненное отношение к критике и зависти со стороны сверстников.
Выводы
Таким образом, обобщая результаты наших исследований, можно сделать следующие выводы:
1. Неуверенные, тревожные, застенчивые, чрезмерно эмпатийные подростки, испытывающие фрустрацию аффилиативных потребностей, трудности самопонимания и негативное самоотношение, склонны к активному поиску пространства для самоутверждения, коим являются разнообразные неформальные подростковые субкультуры. Т.е. чаще всего причиной группирования подростка с представителями неформальных объединений являются субъективно переживаемые трудности общения, чувство одиночества и коммуникативной некомпетентности, стремление к самовыражению в межличностном общении.
2. Включенность подростка в неформальную субкультуру способствует преодолению субъективно переживаемых коммуникативных трудностей, однако детерминирует возникновение объективных проявлений затрудненного общения; т.е. сам подросток перестает воспринимать себя в качестве субъекта затрудненного общения, однако существенно затрудняет коммуникативный процесс для своих партнеров, проявляя агрессивность, враждебность, доминантность, демонстративность, самоуверенность, нетерпимость к инакомыслию, критике.
3. С одной стороны, неформальная субкультура помогает подростку создать индивидуальный имидж в общении; отреагировать негативные эмоции; сублимировать деструктивные переживания; преодолеть страх публичного выступления и самовыражения, гелото-фобию. С другой стороны, подросток, безоговорочно принимая общегрупповые нормы коммуникативного поведения, теряет индивидуальность; становится бо-
лее зависимым от мнения группы; сужает круг своего общения; становится менее гибким и толерантным -т.е. наблюдается стагнация (а в некоторых случаях и регресс) в развитии подростка как субъекта общения.
4. Особой формой защитного поведения подростков-неформалов можно считать Интернет-
общение, которое удовлетворяет актуальные коммуникативные потребности, поддерживает имидж и позитивный образ Я, снимает психоэмоциональное напряжение, связанное с их некомпетентностью в ситуациях реального межличностного общения.
Библиографический список
1. Волков Ю.Г. Социология молодежи. / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария, И.П. Савченко, В.А. Шаповалов. Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. 576 с.
2. ГогуеваМ.М. Психологическая профилактика негативного влияния субкультуры на личность подростка : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Саратов, 2010. 24 с.
3. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. М. : Академия, 2003. 288 с.
4. КлейбергЮ.А. Девиантология. СПб. : Речь, 2007. 416 с.
5. Кон И.С. Ребенок и общество. М. : Академия, 2003. 335 с.
6. Обухова Л. Ф. Варианты жизненной позиции российских подростков. Л.Ф. Обухова, М.В. Попова / На пороге взросления : сб. науч. ст. / Ред. Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова. М. : МГППУ, 2011. С. 162-171.
7. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности подростка: субкультурный аспект. // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. № 4 (44). Т. 3. С. 157-160.
8. Самохвалова А.Г. Факторы затрудненного общения ребенка. / А. Г. Самохвалова, В. И. Кашницкий // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2013. № 5. С. 202-206.
References
1. Volkov J.G. Sociology of youth. J.G. Volkov, V.I. Dobrenkov, F.D. Kadaria, I.P. Savchenko, V.A. Shapovalov. Rostov-on-Don: Phoenix, 2001. 576 p.
2. Gogueva M.M. Psychological prevention of negative impact on the individual adolescent subculture: Author. dis. ... сand. psychol. science. Saratov, 2010. 24 p.
3. ZmanovskayaE.V. Deviantology: Psychology deviant behavior. Moscow: Academy, 2003. 288 p.
4. Clayburgh Y. Deviantology. SPb.: Speech, 2007. 416 p.
5. Kon I.S. Child and society. Moscow: Academy, 2003. 335 р.
6. Obukhova L.F. Dining vital position of Russian teenagers. L.F. Obukhova, M.V. Popova / On the threshold of adulthood: sat. scientific. art. / Ed. L.F. Obukhova, I.A. Korepanova. M.: MGPPU, 2011. Pp. 162-171.
7. SamohvalovaA.G. Communication difficulties teenager: subcultural aspect. // Herald Cherepovets State University. 2012. № 4 (44). T. 3. Рp. 157-160.
8. Samohvalova A.G. Factors hindered the child's communication. A.G. Samohvalova, V.I. Kashnitsky / / Herald Kostroma State University named after N.A. Nekrasov. 2013. № 5. Рp. 202-206.