Научная статья на тему 'Коммуникативные трудности подростка: субкультурный аспект'

Коммуникативные трудности подростка: субкультурный аспект Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
1267
111
Поделиться
Ключевые слова
ЗАТРУДНЕННОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / УСТАНОВКИ / ПОДРОСТКОВАЯ СУБКУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Самохвалова Анна Геннадьевна

В статье рассматривается проблема затрудненного общения современных подростков, представлена классификация коммуникативных трудностей личности, выявлены различия коммуникативной деятельности подростков, относящихся к разным субкультурным группам (эмо, готы, рэперы).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные трудности подростка: субкультурный аспект»

УДК 159.922.7

А.Г. Самохвалова

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ ПОДРОСТКА:

СУБКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

В статье рассматривается проблема затрудненного общения современных подростков, представлена классификация коммуникативных трудностей личности, выявлены различия коммуникативной деятельности подростков, относящихся к разным субкультурным группам (эмо, готы, рэперы).

Затрудненное общение, коммуникативные трудности, деструктивное поведение, установки, подростковая субкультура.

The article considers the problem of teenagers’ difficulties in communication. Classification of communicative difficulties of the person is presented in the paper; the differences of communicative activity of adolescents belonging to different subcultural groups (emo, goth, rappers) are identified.

Difficulty communicating, communication difficulties, destructive behavior, attitudes, teenage subculture.

Подростковый возраст - время активных межличностных контактов, группового общения, накопления коммуникативного опыта личности. Однако проведенное нами анкетирование показало, что более 70 % современных подростков предпочитают реальному межличностному общению Интернет-коммуникации, совместным играм и занятиям со сверстниками - компьютерные игры, телефонные разговоры и переписку. Живое общение, которое должно приносить подростку удовольствие, способствовать его самореализации, развивать социальнозначимые качества, зачастую сопровождается высоким нервно-психическим напряжением, защитнодеструктивным поведением, фрустрацией аффилиа-тивных потребностей.

Затрудненное общение мы рассматриваем как процесс нарушенного межличностного взаимодействия, препятствующий эффективному решению задач общения, сопряженный с возникновением субъективных переживаний, непониманием партнерами друг друга, негативными изменениями в межличностных отношениях, актуализацией деструктивных моделей взаимовлияния.

Изучая затрудненное общение подростков, мы основываемся на том, что данный феномен сложно детерминирован несколькими группами факторов: индивидуальными особенностями ребенка, характером коммуникативной ситуации, спецификой социального взаимодействия и взаимоотношений субъектов общения [6].

Важнейшим атрибутом затрудненного общения является возникновение у подростка коммуникативных трудностей - различной силы и степени выраженности объективных или субъективно переживаемых препятствий коммуникации, нарушающих внутреннее равновесие субъекта (ов) общения, усложняющих межличностные отношения, требующих от партнеров внутренних усилий, направленных на их преодоление.

В классификации коммуникативных трудностей мы выделяем четыре уровня: базовый, содержательный, инструментальный, рефлексивный:

— к базовым коммуникативным трудностям относятся трудности эмпатии, вступления в контакт,

трудности, связанные с эгоцентризмом, с отсутствием положительной установки на другого человека, с неадекватной самооценкой ребенка, с повышенной эмоционально-личностной зависимостью от партнеров по общению;

— к содержательным коммуникативным трудностям подростка относятся трудности, связанные с недостатком коммуникативных знаний, трудности прогнозирования, планирования, самоконтроля, перестройки коммуникативной программы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— инструментальные коммуникативные трудности проявляются в неумении подростка эффективно реализовывать на практике намеченные программы коммуникативных действий. Это вербальные, невербальные, просодические, экстралингвис-тические трудности, трудности построения диалога;

— к рефлексивным коммуникативным трудностям относятся трудности самоанализа, самонаблюдения, самовыражения, самоизменения [7].

Возникновение коммуникативных трудностей подростков детерминировано системой факторов -социокультурных, средовых и индивидуальных. Одним из значимых средовых факторов риска, обусловливающих возникновение вариативных коммуникативных трудностей, является влияние подростковой субкультуры на коммуникативную сферу личности. Особо весомую роль этот фактор начинает играть в подростковом возрасте, так как подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции, субъектной исключительности, индивидуальности, стремлением чем-то выделиться. Очень часто именно субкультурная группа позволяет подростку реализовать эти актуальные потребности, самоутвердиться в общении и деятельности. Несмотря на видимый позитивный эффект, можно отметить и негативное влияние подростковой субкультуры на личность, обусловливающее возникновение различных коммуникативных трудностей подростка.

И.С. Кон утверждал, что, находясь в субкультурной группе сверстников, как в микро-социуме со своей культурой, подросток перенимает паттерны субкультурного поведения, соответствующие ценности, нормы и способы мышления [5]. Негативное влияние субкультуры на личность подростка может

выражаться в формировании недоверия к людям, высокого уровня агрессивности, чувства превосходства и самоуверенности [3], [4]. С другой стороны, может возникнуть непринятие себя, высокой уровень экстернальности, ведомости, эмоциональный дискомфорт, что приводит к искажению адекватности коммуникативного поведения [1]. У представителей субкультурных групп негативной направленности выражены деструкции, проявляющиеся в трудностях взаимодействия с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками), враждебности, инфантильности, конфликтности, агрессивности, аутоагрессии, нарушении норм и правил поведения, употреблении психоактивных веществ [2].

За последние годы среди подростков России распространение получили различные виды неформальных течений: эмо, готы, рэперы, гопники, скинхеды, хипстеры и др. Каждое неформальное движение оказывает специфическое влияние на личность ребенка, идентифицирующего себя как члена данной группы, но можно выделить и общие тенденции риска: изменение системы коммуникативных ценностей, само-деструктивное поведение в общении, одобрение действий, разрывающих связи подростка с благополучным социальным окружением, отсутствие целей и стратегий коммуникативного саморазвития, обесценивание живого межличностного общения.

В нашем исследовании проверялась гипотеза о существовании различий затрудненного общения подростков, относящихся к различным субкультурным группам. Выборка (180 человек в возрасте 12 -14 лет) состояла из трех групп (по 60 подростков в каждой). В первую группу вошли подростки-готы, во вторую - эмо-подростки, в третью - подростки-рэперы (самостоятельно сочиняющие и исполняющие рэп-музыку). Методический дизайн исследования включал в себя опросники В.В. Бойко для определения деструктивных установок в межличностных отношениях, интегральных форм коммуникативной агрессии, уровня эмпатических способностей, опросник В.А. Лабунской «Социально-психологические характеристики субъекта общения». Кроме того, анализировалась он-лайн-переписка подростков, относящихся к различным субкультурам. Для статистической обработки данных был использован критерий Кгшка1-Ша1^, а также проводился контент-анализ Интернет-переписки.

Изучение деструктивных коммуникативных установок показало, что подросткам-готам присуща завуалированная жестокость в отношении к людям, в суждениях о них (Н = 83,49 при р = 0,002), т.е. открыто подростки не могут выразить свое негативное отношение к людям, поэтому прибегают к завуалированной, скрытой жестокости (пишут, но не отправляют «гневные» письма своим обидчикам; рисуют их мертвыми; цинично высказываются о них в «своем кругу»). Эмо-подростки склонны к брюзжанию (Н = 74,45 при р = 0,001); постоянно жалуются, что их не понимают и не любят сверстники, проявляют тревожность в ситуациях знакомства с новыми людьми, беспокоясь по всяким мелочам (какое впечатление произведет их новая сумочка, понравится

ли помада и т. д.) и долго сетуют, если им кажется, что их не оценили «по достоинству». У рэп-исполнителей значимо выше влияние негативного личного опыта общения с окружающими (Н = 79,18 при р = 0,002) на межличностное взаимодействие; проявляется фиксация на прежних неудачных коммуникациях, на деструктивном личном опыте, который многократно и глубоко переживается подростком и откладывает отпечаток на характер его актуального общения.

Выявлены также различия интегральных форм коммуникативной агрессии. У готов выше склонность к отраженной агрессии (Н = 81,76 при р = 0,002), т.е. подросток очень болезненно реагирует на чужую агрессию, неприятие со стороны сверстников, становится уязвимым, у него появляется желание проявить ответную агрессию, чаще всего в форме злословия, язвительности, придумывания злобных кличек, сплетней и т. д. Эмо-подростки чаще проявляют ритуализацию агрессии (Н = 81,54 при р = 0,002); в ситуации затрудненного общения они склонны к регрессу, к игровым моделям поведения, используя в них детские манипулятивные приемы: увлекаются эмо-символикой (рисуют, вышивают капли крови, разбитые сердца, раны, синяки на теле), придумывают «клятвы кровной мести» своим обидчикам и др. У рэп-музыкантов значимо выше уровень спонтанности агрессии (Н = 72,48 при р = 0,002)

- в процессе общения подростки-рэперы хорошо чувствуют напряженность ситуации, неожиданно и остро реагируют на различные коммуникативные противоречия, открыто и резко протестуют, активно отстаивают свою точку зрения. Кроме того, у рэпе-ров ярче проявляется и неспособность тормозить агрессию (Н = 76,55 при р = 0,003); в трудных коммуникативных ситуациях подростков захлестывают эмоции, уровень самоконтроля на время снижается, вербальные и невербальные проявления не контролируются, поэтому затормозить возникшие негативные эмоции, агрессию им крайне сложно. В индивидуальных беседах они отмечали, что потом сожалеют о том, что не смогли «остановиться вовремя», «сдержаться», но «поделать с собой ничего не могли».

Интересным было то, что практически все подростки, относящиеся к разным неформальным субкультурам, имеют высокий уровень развития эмпатии (в целом это несвойственно для подросткового возраста). Возможно, высокий уровень развития эмпатии и делает подростков «чужими» среди одноклассников, «не такими, как все». Эти дети более чувствительны, внимательны, лучше улавливают отношение к ним со стороны партнеров, болезненно реагируют на безразличие. Причем у подростков-готов более развит интуитивный канал эмпатии (Н = 80,98 при р = 0,002), они интуитивно чувствуют характер собеседника, «нащупывают» возможные пути установления взаимопонимания. Развитая проникающая способность эмпатии (Н = 78,31 при р = 0,002) позволяет эмо-подросткам осуществлять эффективное коммуникативное планирование и прогнозировать исход коммуникации, создает атмосферу открыто-

сти, доверительности, задушевности, личностной включенности в ситуацию общения. У рэп-исполнителей значимо выше развит рациональный канал эмпатии (Н = 74,25 при р = 0,003), т.е. в общении сильнее проявляется направленность внимания, восприятия и мышления на состояния, проблемы, поведение другого человека («когда я смотрю на человека, я пытаюсь понять, о чем он думает», «воспринимая другого, я фантазирую, какие стихи я напишу о нем»).

Очень высокий уровень развития эмпатии (у 65 % общей выборки) делает подростков достаточно беззащитными и уязвимыми в ситуации затрудненного общения, поскольку они фокусируют свое внимание на личности партнера по общению, а не на самовыражении и реализации собственных коммуникативных планов, болезненно переживают непонимание и неприятие со стороны сверстников.

Исследование актуальных коммуникативных трудностей показало, что у подростков-готов значимо чаще проявляются трудности, связанные с экспрессивно-речевыми характеристиками партнеров по общению (Н = 87,26 при р = 0,001). Им сложно общаться с эмоциональными, позитивно-настроенными партнерами, они боятся бурного проявления чувств с их стороны, закрываются в подобных ситуациях, проявляют тревожность, скрытность. У эмо-подростков трудности вызывают социально-перцептивные особенности партнера (Н = 80,98 при р = 0,001). Воспринимая собеседника, эмо-подростки всегда обращают внимание на одежду, внешний вид, аксессуары и т.д., если им внешне не нравится партнер или кажется подозрительным, враждебно настроенным, то общения с ним они будут избегать. Для рэп-исполнителей актуальны трудности, связанные с неумением организовывать процесс взаимодействия (Н = 77,03 при р = 0,002). Подростки теряются в ситуации, когда их партнеры ждут от них инициативы, активности, готовы следовать их указаниям. В реальном общении они избегают ситуаций, где необходимо лидерство, где приходиться брать ответственность за происходящее на себя (видимо, именно в музыке они компенсируют свои нереализованные потребности в достижении, в принятии, в ведущей позиции).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С целью более глубокого понимания специфики затрудненного общения подростков, принадлежащих к различным субкультурам, мы проанализировали их Интернет-сайты и форумы. Обнаружилось, что в Интернет-общении с представителями своей субкультурной группы подростки удовлетворяют нереализованные в реальной коммуникативной деятельности актуальные для них потребности:

— аффилиативную потребность в принадлежности к группе (в данном случае виртуальной - в виде групп поклонников эмо-музыки, групповых готических ритуалов, «рэп-переклички»);

— потребность в общении, новых знакомствах, поиске романтичных привязанностей (кроме того, общение в Интернете «со своими» приобретает дополнительную значимость как средство быть «модным»);

— стремление давать собственную оценку разным явлениям, показывать свою значимость, эрудированность, привлекать внимание оригинальностью;

— гипертрофированную потребность в информации, желание быть в курсе всех событий, быть популярным.

Интернет-коммуникации подростков разных субкультур имеют специфический характер и содержание.

Эмо-подростки чаще общаются не тет-а-тет, а в форме чата, что упрощает самопрезентацию; оформление блогов достаточно однотипно, стереотипно (капли крови, пирсинг, тема безответной любви, тема смерти, размышления о смысле жизни), это обеспечивает «принятие среди своих». Эмо ведут виртуальные дневники, которые могут читать все пользователи сайта и комментировать записи, что позволяет подросткам совладать со стрессовыми ситуациями и не чувствовать себя одинокими; наблюдается изменение письменной речи в сторону специфического эмо-слэнга (замена звонких звуков в словах на звуки «ф», уменьшительно-ласкательные обращения,

вследствие чего складывается впечатление инфантилизма).

Подростки-готы чаще всего имеют вымышленные имена («ники»), создавая эффект анонимности. В переписке обсуждают жизненные ценности, трудности общения, проблемы установления близких отношений, критикуют взрослых и одноклассников, не стесняясь в выражениях, тем самым, создавая видимость независимости и подчеркнутой взрослости; компенсируют тревожность и депрессивность разговорами о бесстрашии смерти, людей, хвастовством (демонстрируют свои готические аксессуары, гордятся тем, что «не такие, как все», дают рекомендации, как одеваться, как оформлять свой имидж).

Подростки-рэперы зачастую размещают в Интернете не собственные фотографии, а снимки сверстников, которые им кажутся более привлекательными, выдают их за свои; отмечается мнимая враждебность, независимость, негативизм в оценках и взглядах; склонны к злым шуткам в адрес «чужих» стихов, любят выступать в роли эксперта, критика, но при этом сами болезненно воспринимают критику.

На протяжении трех лет студенты-психологи Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова включались в виртуальную переписку с подростками разных субкультурных групп, просили их принять участие в исследовании, обсудить те или иные жизненные проблемы. Эти контакты позволили вывить общие коммуникативные особенности под-ростков-готов, эмо и рэперов в ситуации Интернет-взаимодействия:

— чрезмерная подозрительность (постоянно уточняли цель обращения, отказывались давать адрес своей электронной почты, опасаясь, что «взломают» их страничку, скрывали собственные имена, беспокоились по поводу конфиденциальности);

— импульсивное проявление решительности (сразу и с большим желанием соглашались участвовать в исследовании), но боязнь идти до конца в на-

чатом деле (впоследствии находили причины, по которым они не могли выполнить наши просьбы -отсутствие времени, непонимание; игнорировали письма);

— несерьезное отношение к взаимодействию, которое проявлялось в отсрочке выполнения просьбы, нежелании вникнуть в суть задания;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— недоверие к собеседнику, страх, что над ними «смеются», «проверяют», а не искренне интересуются;

— раздражительность, которая проявлялась в ситуациях, когда на письма подростков сразу не отвечали, это рассматривалось ими как «предательство», как проявление «наплевательского отношения» к ним; чаще всего в таких случаях следовал отказ от дальнейшего взаимодействия;

— яркое описание своих чувств, переживаний, утрирование, использование метафор, отражающих внутреннее состояние («Я просто бледное размытое пятно ночного фонаря при дневном свете», «Меня разъедает страх: медленный, серый, холодный... Все больше и сильнее. Понимаешь?»);

— просьбы о помощи, склонность к шантажу как проявление манипулятивности («Если вы мне не поможете, я не смогу понять, зачем я нужна», «Моя жизнь зависит от вас! Помните об этом!», «Если не скажете, как стать популярной, обо мне больше никто не услышит!»).

Таким образом, можно сделать вывод, что Интернет-общение подростков, принадлежащих к разным субкультурным группам, удовлетворяет актуальные потребности, поддерживает имидж и позитивный образ Я, снимает психоэмоциональное напряжение, связанное с их некомпетентностью в ситуациях реального межличностного общения.

Обобщение результатов исследования позволяет утверждать, что принадлежность подростка к определенной субкультуре накладывает отпечаток на паттерны его коммуникативного поведения в ситуациях затрудненного общения. С одной стороны, субкультура помогает подростку создать индивидуальный имидж в общении, отреагировать на негативные эмоции, сублимировать деструктивные переживания, преодолеть страх публичного выступления и самовыражения. С другой стороны, подросток имитирует общегрупповые нормы коммуникативного поведения, теряя индивидуальность, сужает круг своего общения, становится менее гибким и толерантным.

Литература

1. Волков, Ю.Г. Социология молодежи / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария, И.П. Савченко, В.А. Шаповалов. - Ростов н/Д, 2001.

2. Гогуева, М.М. Психологическая профилактика негативного влияния субкультуры на личность подростка: ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук / М.М. Гогуева. - Саратов, 2010.

3. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. - М., 2003.

4. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. - М., 2001.

5. Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. - М., 2003.

6. Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. - М., 2001.

7. Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция / А.Г. Самохва-лова. - СПб., 2011.

УДК 159.99

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О.В. Шемякина

Научный руководитель: кандидат биологических наук, профессор А.Г. Московкина

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Статья посвящена описанию психологических особенностей детей раннего возраста с задержкой речевого развития, автором рассматриваются два уровня речевого развития детей данной категории.

Задержка речи, ранний возраст, психологические особенности.

The article describes the psychological characteristics of young children with delayed speech development and the two levels of speech development of children of this category.

Speech delay, early age, psychological characteristics.

Раннее речевое развитие ребенка, как предмет научного исследования, в детской логопедии стало рассматриваться сравнительно недавно. В настоящее время в специальной литературе встречаются различные определения речевых нарушений, среди них присутствует и задержка речевого развития (ЗРР).

Задержка речи - отставание речевого развития

ребенка от возрастной нормы преимущественно на ранних этапах формирования психической деятельности. Обычно задержка в развитии проявляется с такого раннего периода, как только это могло быть обнаружено, без предшествующего периода нормального развития [3, с. 26].

По данным МКБ-10 задержка речевого развития