Научная статья на тему 'Коммуникативные трудности российских и украинских подростков'

Коммуникативные трудности российских и украинских подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
346
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ / СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ / РЕСУРСЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ADOLESCENT / COMMUNICATION / COMMUNICATION DIFFICULTIES / METHODS OF OVERCOMING / RESOURCES / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самохвалова А.Г., Кудинов В.А.

Проблема и цель. В статье актуализируется проблема затрудненного общения подростков, проживающих в разных социокультурных условиях. Цель выявить кросс-культурные различия коммуникативных трудностей и способов их преодоления у подростков, проживающих в мирных условиях (г. Кострома, Россия) и в зоне военных действий (г. Луганск, Украина).Методология. Исследование проведено на основе социокультурного и кросс-культурного подходов, позволяющих выявлять детерминанты и специфику коммуникативных трудностей подростка, его субъективные переживания и способы совладания с ними в той социокультурной среде, в которой непосредственно происходит социализация субъекта. Выявлены и описаны кросс-культурные, возрастные и половые различия коммуникативных трудностей подростков в ситуациях общения с взрослыми и сверстниками, а также различия в способах преодоления возникающих коммуникативных трудностей.Делается вывод о том, что подростковом возрасте коммуникативные трудности играют амбивалентную роль: в случае их осознания и конструктивного преодоления происходят позитивные сдвиги в процессе развития субъекта общения; и, напротив, неспособность подростка признать, понять и своевременно преодолеть свои коммуникативные трудности тормозит онтогенез общения.В заключении авторы делают вывод о необходимости консолидации усилий специалистов в области психологии и педагогики с целью обеспечения индивидуально-ориентированной, адресной помощи подросткам, живущим в ситуации хронического стресса войны, в осознании и преодолении их актуальных коммуникативных трудностей, мобилизации ментальных и социальных ресурсов для развития коммуникативной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative Difficulties Russian and Ukrainian Adolescents

The problem and the goal. The article addresses the problem of difficult communication of adolescents living in different socio-cultural conditions. The goal is to identify cross-cultural differences in communication difficulties and ways to overcome them in adolescents living in peaceful conditions (Russia, Kostroma) and in a war zone (Ukraine, Lugansk).Methodology. The study was conducted on the basis of sociocultural and cross-cultural approaches, which allow identifying the determinants and specifics of the adolescent’s communicative difficulties, his subjective experiences and ways of coping with them in the sociocultural environment in which the socialization of the subject takes place.The cross-cultural, age and sex differences of the communicative difficulties of adolescents in situations of communication with adults and peers, as well as differences in the ways of overcoming the communicative difficulties that have arisen are described and described.It is concluded that the communicative difficulties of adolescence play an ambivalent role: in the case of their awareness and constructive overcoming, positive shifts occur in the development process of the subject of communication; and, on the contrary, the adolescent’s inability to recognize, understand, and timely overcome their communication difficulties hinders the ontogeny of communication.In conclusion, the authors conclude that it is necessary to consolidate the efforts of specialists in the field of psychology and pedagogy in order to provide individual-oriented, targeted assistance to adolescents living in a situation of chronic stress of war, in understanding and overcoming their actual communicative difficulties, mobilizing mental and social resources for development of communicative competence.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные трудности российских и украинских подростков»

DOI: 10.15293/1813-4718.1806.14 УДК 159.922.8+316.7

Самохвалова Анна Геннадьевна

Доктор психологических наук, директор Института педагогики и психологии, Костромской государственный университет, a_samohvalova@ksu.edu.ru, ORCID 0000-0002-4401-053X, Кострома

Кудинов Владимир Андреевич

Доктор исторических наук, профессор кафедры педагогики и акмеологии личности, Костромской государственный университет, vkudinov@mail.ru, Кострома

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ РОССИЙСКИХ И УКРАИНСКИХ ПОДРОСТКОВ*

Аннотация. Проблема и цель. В статье актуализируется проблема затрудненного общения подростков, проживающих в разных социокультурных условиях. Цель - выявить кросс-культурные различия коммуникативных трудностей и способов их преодоления у подростков, проживающих в мирных условиях (г. Кострома, Россия) и в зоне военных действий (г. Луганск, Украина).

Методология. Исследование проведено на основе социокультурного и кросс-культурного подходов, позволяющих выявлять детерминанты и специфику коммуникативных трудностей подростка, его субъективные переживания и способы совладания с ними в той социокультурной среде, в которой непосредственно происходит социализация субъекта.

Выявлены и описаны кросс-культурные, возрастные и половые различия коммуникативных трудностей подростков в ситуациях общения с взрослыми и сверстниками, а также различия в способах преодоления возникающих коммуникативных трудностей.

Делается вывод о том, что подростковом возрасте коммуникативные трудности играют амбивалентную роль: в случае их осознания и конструктивного преодоления происходят позитивные сдвиги в процессе развития субъекта общения; и, напротив, неспособность подростка признать, понять и своевременно преодолеть свои коммуникативные трудности тормозит онтогенез общения.

В заключении авторы делают вывод о необходимости консолидации усилий специалистов в области психологии и педагогики с целью обеспечения индивидуально-ориентированной, адресной помощи подросткам, живущим в ситуации хронического стресса войны, в осознании и преодолении их актуальных коммуникативных трудностей, мобилизации ментальных и социальных ресурсов для развития коммуникативной компетентности.

Ключевые слова: подросток, общение, коммуникативные трудности, способы преодоления, ресурсы, социокультурная среда.

Постановка задачи. В последние годы проблема затрудненного общения детей и подростков является одним из приоритетных объектов исследования как в научном, так и в прикладном аспектах. Мы рассматриваем затрудненное общение как интегративный, психосоциальный процесс, в ходе которого актуальный уровень коммуникативного развития субъекта не

может обеспечить эффективное решение задачи общения без привлечения дополнительных ресурсов, что обусловливает возникновение коммуникативных трудностей (различной силы и степени выраженности объективных или субъективно переживаемых препятствий коммуникации, нарушающих внутреннее равновесие субъекта общения; усложняющих межлич-

* Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 17-06-00607-ОГН/18.

ностные отношения; требующих внутренних усилий, направленных на их преодоление) [9].

Однако в отечественной психологии феноменология затрудненного общения рассматривается преимущественно де-контекстуализированно, без учета влияния реальной социокультурной ситуации, в которой происходит развитие ребенка на определенном этапе онтогенеза, на характер его общения [11].

На современном этапе развития общества отмечается социальная и культурная неоднородность, определяющая разные «траектории развития», характер ценностей, «проектов ребенка» и пр. [3]. Оторванность изучения специфики психического развития от исторически заданных «смысложизненных контекстов» [2], от культурно определенного «хронотопа» [7] нередко приводит к натурализации и абстрактности получаемых знаний, обусловливает невозможность использования новых научных фактов для интерпретации и понимания реальных проблем в непосредственных ситуациях межличностного взаимодействия детей и подростков.

Нам представляется чрезвычайно важным реализация социокультурного и кросс-культурного подходов в исследовании затрудненного общения, позволяющих выявлять детерминанты и специфику коммуникативных трудностей ребенка, его субъективные переживания и способы совла-дания с ними в той социокультурной среде, в которой непосредственно происходит социализация субъекта. Особую значимость эти подходы имеют при изучении характера общения подростков, проживающих в зонах военных действий. Ведь именно стрессогенные условия жизни, постоянное ощущение тревоги и страха зачастую являются причинами отклоняющихся вариантов онтогенеза общения в контексте разнообразных трансформаций современной культурной ситуации [4; 14-16].

Важно брать за основу исследования представления о том, что развитие исто-

рично [5], происходит в культуре, в особую «историческую эпоху взросления», определяющую границы поколений [13], а также осуществляется в пространстве различных социальных групп, каждая из которых оказывает влияние на развитие ценностно-смыслового, когнитивного, эмотивного и инструментального компонентов общения, формирует определенные механизмы осознания и преодоления возникающих коммуникативных трудностей, обусловливает индивидуализацию и социализацию субъекта общения.

Организация исследования. С учетом чрезвычайной актуальности обозначенной проблематики в современном транзитивном обществе нами было организовано кросс-культурное исследование, целью которого стало изучение специфики коммуникативных трудностей в ситуациях общения со взрослыми и сверстниками у подростков, проживающих в мирной социокультурной среде (г. Кострома, Россия) и в условиях длительных военных действий (г. Луганск, Украина). С 2014 г. по настоящее время в Луганске только среди гражданского населения было убито более 2 450 человек (из них 42 ребенка в возрасте от нескольких месяцев до 16 лет) и около 9 000 ранено [6].

Проверялась гипотеза о существовании кросс-культурных различий коммуникативных трудностей подростков, воспитывающихся в разных социокультурных условиях.

В исследования приняли участие 310 подростков, из них 155 российских и 155 украинских. Каждая национальная группа включала в себя представителей мужского (п = 73) и женского пола (п = 82) разных возрастных категорий: 13-15 лет (8-9 классы общеобразовательных школ, 43 мальчика и 52 девочки) и 16-18 лет (10-11 классы общеобразовательных школ, 30 мальчиков и 30 девочек).

Методический дизайн исследования включал опросник А. Г. Самохваловой «Трудности в общении со сверстниками и взрослыми», позволяющий выявлять ком-

муникативные трудности четырех групп: базовые (личностные), содержательные, инструментальные, рефлексивные [8].

Для подростков Луганска эта методика была переведена на украинский язык и адаптирована В. Н. Кусургашевым, старшим преподавателем кафедры философии и социологии Луганского национального университета им. Т. Шевченко.

Для выявления способов преодоления подростками коммуникативных трудностей использовался метод экспертных оценок (для каждой группы респондентов привлекались по три эксперта - педагоги, психологи, непосредственно общающиеся с подростками). Экспертам предлагалось с помощью систематического наблюдения определить характерные для каждого подростка паттерны поведения в ситуациях затрудненного общения: деструктивные (агрессия, ложь, шантаж, манипуляция,

поиск заступника, хитрость, лесть, конформизм, саморазрушающее поведение и др.) и конструктивные (поиск причин возникшего непонимания, попытки договориться, готовность уступать, способность рассказать о своих чувствах и желаниях, использование юмора, самоиронии, признание своих трудностей, просьбы о помощи и др.).

Статистическая обработка данных проводилась с помощью программного пакета SPSS Statistics V.19.0 (U-критерий Манна-Уитни, ранжирование).

Результаты исследования. Сравнение эмпирических данных по опроснику «Трудности в общении со сверстниками и взрослыми», доказало наличие кросс-культурных различий коммуникативных трудностей российских и украинских подростков (табл. 1).

Таблица 1

Значимые различия коммуникативных трудностей российских и украинских мальчиков-подростков (по критерию U Манна-Уитни)

Мальчики-подростки в возрасте 13-15 лет (n = 86)

Коммуникативные трудности Российские подростки Украинские подростки

трудности со взрослыми трудности со сверстниками трудности со взрослыми трудности со сверстниками

1 2 4 5

Трудности эмпатии U = 687,0; р = 0,04

Раздражительность U = 664,5; р = 0,02

Трудности в установлении контакта U = 682,0; р = 0,03 U = 658,5; р = 0,02

Ожидание предвзятого отношения U = 681,1; р = 0,03

Конформизм U = 616,5; р = 0,007

Проявление зависти U = 651,5; р = 0,01

Эмоционально-личностная зависимость от партнера U = 678,5; р = 0,03

Трудность целеполагания U = 689,0; р = 0,04

Недостаток коммуникативных знаний U = 683,5; р = 0,04

Неспособность предвидеть конфликт U = 664,5; р = 0,01

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5

Трудность выбора способов влияния и = 692,0; р = 0,04 и = 654,5; р = 0,01

Трудность в принятии ведущей позиции в общении и = 652,0; р = 0,01

Неспособность дать адекватную оценку своим действиям и = 708,0; р = 0,05 и = 708,5; р = 0,05

Трудность понимания намерений и ожиданий партнера и = 694,0; р = 0,04

Страх использовать новые способы общения и = 668,5; р = 0,02

Мальчики-подростки в возрасте 16-18 лет (п = 60)

Трудности эмпатии и = 283,0; р = 0,009 и = 264,5; р = 0,004

Раздражительность и = 287,0; р = 0,009

Трудность в установлении контакта и = 237,0; р = 0,001 и = 267,0; р = 0,005

Проявление зависти и = 234,0; р = 0,001 и = 286,5; р = 0,01

Эмоционально-личностная зависимость от партнера и = 262,5; р = 0,003

Трудности планирования и = 271,5; р = 0,005

Трудность перестройки коммуникативной программы и = 316,0; р = 0,04

Недостаток коммуникативных знаний и = 306,0; р = 0,03

Трудность выбора способов влияния и = 281,0; р = 0,005

Неспособность предвидеть конфликт и = 243,0; р = 0,002

Трудность прогнозирования и = 317,5; р = 0,05

Неумение использовать в речи выразительные, образные, яркие средства и = 315,0; р = 0,03 и = 318,0; р = 0,04

Фонетические и экстралингвистические трудности и = 311,5; р = 0,03

Кинесические трудности и = 247,5; р = 0,001 и = 260,0; р = 0,005

Трудность построения диалога и = 306,0; р = 0,03

Неспособность исправлять свои ошибки в общении и = 311,0; р = 0,03 и = 228,0; р = 0,001

Страх использовать новые способы общения и = 249,0; р = 0,002 и = 251,5; р = 0,004

Российские мальчики-подростки в возрасте 13-15 лет испытывают трудности в установлении контакта с взрослыми. В одних случаях это связано с застенчивостью, неуверенностью, в других -с недостатком коммуникативных знаний и трудностями выбора адекватного способа влияния в общении. Общевозрастной особенностью взаимодействия подростка с взрослыми является обесценивание взаимодействия, склонность к протестам [10], что обусловливает неспособность подростка давать адекватную оценку своим коммуникативным действиям в ситуациях межпоколенной коммуникации.

К 16-18 годам у российских юношей вышеназванные трудности трансформируются в иные проблемы: трудности в установлении контакта переходят в трудности эмпатии и раздражительность по отношению к взрослым; недостаток коммуникативных знаний в трудности планирования, а рефлексивные трудности -в неспособность исправлять свои ошибки в общении.

В ситуациях взаимодействия со сверстниками российским мальчикам 13-15 лет свойственны такие базовые трудности, как отсутствие эмпатии, раздражительность, склонность к зависти, поскольку слишком высок дух соперничества, стремление к самовыражению; на содержательном уровне проявляются трудности це-леполагания, неспособность предвидеть конфликт; на рефлексивном - неумение адекватно оценить собственные коммуникативные действия, что также является следствием возрастных ограничений в развитии рефлексии.

К 16-18-летнему возрасту у юношей в процессе общения со сверстниками сохраняются трудности эмпатии и склонность к зависти. Они преодолевают свою агрессивность, раздражительность, однако возникают трудности установления контакта (особенно с противоположным полом) и построения диалога, что непо-

средственно связано с содержательными трудностями подростков - недостатком знаний в сфере общения, неспособностью предвидеть конфликт и трудностями прогнозирования коммуникации. В межличностных отношениях со сверстниками юноши не готовы исправлять свои ошибки в общении, склонны к шаблонным способам самопрезентации.

Профиль коммуникативных трудностей украинских мальчиков-подростков имеет существенные отличия. Они более эмпа-тийны, менее агрессивны и раздражительны. В контактах с взрослыми 13-15-летние подростки ожидают предвзятого к себе отношения, тревожны; зависимы от их мнения, оценок, несамостоятельны в выборе действий, испытывают страх использования новых способов общения.

В 16-18 лет юноши начинают завидовать значимым взрослым, которые кажутся им эталоном социального поведения. Установка на четкое планирование и самоконтроль в общении становится причиной возникновения трудностей перестройки коммуникативных программ, выбора способов влияния, препятствует проявлению креативности и спонтанности в социальных ситуациях. Возникают инструментальные трудности - неумение использовать в речи выразительные, образные, яркие средства; фонетические, экстралингвистические, кинесические трудности, которые актуальны вплоть до 18-летнего возраста. Все это приводит к ригидности в общении, ориентации на социально-одобряемое, нормативное поведение; ожиданию позитивной оценки со стороны взрослых; утрате индивидуальности в общении.

В отношениях со сверстниками у украинских мальчиков 13-15 лет возникают трудности в установлении контакта, настороженность, склонность к конформизму; а к 16-18 годам проявляется эмоционально-личностная зависимость от более сильного, успешного сверстника. Подрост-

ки становятся ведомыми, безынициативными, эмоционально холодными, испытывают страх использования новых моделей общения.

В целом по выборке мальчиков-подростков в возрасте 13-15 лет в процессе общения с взрослыми уровень базовых, содержательных, инструментальных и рефлексивных трудностей значимо выше у российских подростков (р < 0,01); а в общении со сверстниками уровень базовых и инструментальных коммуникативных трудностей значимо выше у украинских подростков (р < 0,02), при этом содержательные трудности также доминируют в общении российских мальчиков со сверстниками (и = 624,0; р = 0,009).

Российские мальчики-подростки в возрасте 16-18 лет в процессе общения как со взрослыми, так и со сверстниками значимо чаще испытывают базовые и содержательные коммуникативные трудности (р < 0,003); в то время как украинские подростки более ярко выражают трудности общения на инструментальном, поведенческом уровне (и = 188,0; р = 0,001).

Установлены также различия в доминирующих способах преодоления коммуникативных трудностей подростками двух стран. Так, российские мальчики-подростки в возрасте 13-15 лет в ситуациях затрудненного общения используют преимущественно деструктивные способы: агрессия (1 R), манипуляция (2 R), поиск заступника (3 R). В возрасте 16-18 лет актуализируются более конструктивные способы преодоления трудностей: самоирония (1 R), готовность уступать (2 R), попытки договориться (3 R).

Иная ситуация с украинскими подростками: мальчики в возрасте 13-15 лет просят о помощи (1 R), рассказывают взрослым о своих переживаниях (2 R), хитрят (3 R); а в более старшем возрасте склонны ко лжи (1 R), манипулятивности (2 R), саморазрушающему поведению (3 R). То есть наблюдается тенденция деструктиви-зации способов преодоления коммуникативных трудностей.

Кросс-культурные различия коммуникативных трудностей девочек представлены в табл. 2.

Таблица 2

Значимые различия коммуникативных трудностей российских и украинских девочек-подростков (по критерию U Манна-Уитни)

Девочки-подростки в возрасте 13-15 лет (n = 104)

Коммуникативные трудности Российские подростки Украинские подростки

трудности со взрослыми трудности со сверстниками трудности со взрослыми трудности со сверстниками

1 2 3 4 5

Трудности эмпатии и = 1022,5; р = 0,02 И = 778,5; р = 0,000

Раздражительность И = 892,5; р = 0,001

Неуверенность в себе И = 874,5; р = 0,001

Конформизм И = 997,5; р = 0,02

Ригидность И = 996,0; р = 0,01

Трудность выбора способов влияния И = 1021,0; р = 0,02

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА_

Окончание табл. 2

1 2 5 4 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Трудность перестройки коммуникативной программы и = 965,5; р = 0,02

Трудность прогнозирования и = 954,5; р = 0,009

Трудность понимания намерений и ожиданий партнера и = 987,5; р = 0,04

Девочки-подростки в возрасте 16-18 лет (п = 60)

Ожидание предвзятости и = 307,5; р = 0,01

Безынициативность и = 309,0; р = 0,02 и = 311,5; р = 0,03

Трудность планирования и = 310,0; р = 0,03

Трудность прогнозирования и = 308,5; р = 0,02

Трудность выбора способов влияния и = 315,0; р = 0,03

Трудность перестройки коммуникативной программы и = 314,5; р = 0,03

Фонетические и экстралингвистические трудности и = 302,5; р = 0,02

Просодические трудности и = 312,0; р = 0,03 и = 308,5; р = 0,03

Трудность самоанализа коммуникативных действий и = 286,5; р = 0,01 и = 309,0; р = 0,03

Страх использовать новые способы общения и = 319,0; р = 0,002 и = 263,5; р = 0,01

Российские девочки-подростки 13-15 лет в общении со взрослыми испытывают трудности эмпатии, раздражительность; в процессе общения ригидны, порой консервативны, безынициативны. Испытывают трудности выбора способов влияния вплоть до 18-летнего возраста, что связано с особенностями мировоззрения, ценностных ориентаций, паттернов общения разных поколений.

У девушек 16-18 лет в коммуникациях с взрослыми возникает ожидание предвзятости, недоверие, неготовность к близким отношениям.

В общении со сверстниками у российских девушек 16-18 лет возникают трудности планирования и прогнозирования,

что объясняется противоречием между чрезмерным стремлением девушек производить впечатление, нравиться, вызывать позитивные оценки и недостаточной их логичностью и последовательностью в планировании коммуникативных программ.

Украинские девочки-подростки 13-15 лет при общении с взрослыми полностью им доверяют, ищут в них защиты и поддержки, редко проявляют инициативу, жестко следуя намеченным целям и программам общения; а в случае возникновения противоречий склонны к конформизму. К 16-18 годам добавляется спектр невербальных трудностей (фонетические, экстралингвистические, просодические), связанных с повышенной тревожностью,

неуверенностью, фрустрированностью девушек; а также возникают трудности самоанализа коммуникативных действий и страх использовать новые способы общения, поскольку их последствия трудно предугадать. Все эти трудности возникают не только в ситуациях общения с взрослыми, но и со сверстниками, что создает двойную нагрузку на психо-эмоциональ-ное состояние девушек.

В общении со сверстниками украинские девочки 13-15 лет проявляют неуверенность в себе, трудности понимания намерений и ожиданий партнера и в связи с этим - трудности прогнозирования результатов коммуникации.

Выявлено, что группа рефлексивных трудностей более выражена у российских девочек в возрасте 13-15 лет (И = 1024,5; р = 0,03) в процессе общения со взрослыми. У российских девушек в возрасте 16-18 лет в процессе общения со сверстниками значимо чаще возникают содержательные трудности (И = 290,0; р = 0,01), а у украинских девушек - инструментальные трудности (И = 304,0; р = 0,03).

Способы преодоления коммуникативных трудностей российскими и украинскими девочками также различны. Так, российские девочки в возрасте 13-15 лет в ситуациях затрудненного общения используют преимущественно такие способы, как хитрость (1 R), поиск заступника (2 R), лесть (3 R). В возрасте 16-18 лет актуализируются такие стратегии, как поиск причин возникшего непонимания (1 R), признание своих трудностей (2 R), мани-пулятивность (3 R).

Украинские девочки в возрасте 13-15 лет ищут заступника (1 R), просят о помощи (2 R), хитрят (3 R); а в более старшем возрасте склонны к конформизму (1 R), агрессивности (2 R), лжи (3 R). То есть, как и у украинских мальчиков, наблюдается тенденция деструктивизации способов преодоления коммуникативных трудностей.

Выводы

1. Социокультурная среда онтогенеза подростков, характеризующаяся межнациональным конфликтом, непрекращающимися военными действиями, социальной депривацией, фрустрацией базовых потребностей личности, деформацией ценностно-смысловой сферы и коммуникативных качеств субъекта, является мощным фактором риска возникновения специфических, не соответствующих возрастным нормам коммуникативных трудностей, а также фактором деструктивизации индивидуальных способов преодоления этих трудностей.

2. Существуют кросс-культурные различия коммуникативных трудностей подростков, воспитывающихся в мирных условиях и в условиях военных действий. Для российских подростков в сфере общения характерны тенденции сепарации от взрослых, автономизации и индивидуализации, склонность к самопрезентации, готовность к приобретению нового коммуникативного опыта. Украинские подростки, напротив, демонстрируют тенденцию «сближения с взрослыми», ищут в них поддержки, имитируют паттерны их общения, ориентируются на их оценку, стремятся «замаскировать», скрыть яркие проявления своей индивидуальности, склонны к шаблонному, стереотипному поведению, испытывая страх приобретения нового коммуникативного опыта.

3. Коммуникативные трудности в подростковом возрасте играют амбивалентную роль: в случае их осознания и конструктивного преодоления происходят позитивные сдвиги в процессе развития субъекта общения; и, напротив, неспособность подростка признать, понять и своевременно преодолеть свои коммуникативные трудности тормозит онтогенез общения [12]. На протяжении подросткового возраста у российских подростков отмечается позитивная динамика способов преодоления коммуникативных трудно-

стей (от деструктивных способов к конструктивным); у украинских подростков наблюдается тенденция деструктивизации способов преодоления коммуникативных трудностей, что является фактором риска онтогенеза общения.

4. Выносливость по отношению к стрессорам, фрустраторам зависит от наличия поддержки, моральной помощи, соучастия, сочувствия других людей [1]. Вот

почему чрезвычайно важна консолидация усилий специалистов в области психологии и педагогики с целью обеспечения индивидуально-ориентированной, адресной помощи подросткам, живущим в ситуации хронического стресса войны, в осознании и преодолении их актуальных коммуникативных трудностей, мобилизации ментальных и социальных ресурсов для развития коммуникативной компетентности.

Библиографический список

1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 384 с.

2. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. - 301 с.

3. Бурлакова Н. С., Давидович П. С. Опыт культурно-исторического анализа эмоционально-личностного развития детей в разной социальной и исторической ситуации [Электронный ресурс] // Психологические исследования. -2018. - № 11 (58). - С. 8. - URL: http://psystudy. га (дата обращения: 15.10.2018).

4. Карабанова О. А. Социальное конструирование детства // Образовательная политика. - 2010. - № 5-6. - С. 52-61.

5. Кон И. С. Ребенок и общество. - М.: Академия, 2003. - 336 с.

6. Кусургашев В. Н. Траснформация ценностных установок подростков под воздействием военных действий на Донбассе // Детское и молодежное движение: история и современность: материалы междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред., авт. предисл. В. А. Кудинов. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2016. - С. 150-156.

7. Марцинковская Т. Д. Культура и субкультура в пространстве психологического хронотопа. - М.: Смысл, 2017. - 271 с.

8. Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности подростков: исследование психометрических качеств опросника «Трудности в общении со сверстниками и взрослыми» [Электронный ресурс] // Психологические исследования. - 2018. - Т. 11, № 60. - С. 7. - URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n60.

html (дата обращения: 17.10.2018).

9. Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: феноменология, факторы возникновения, динамика. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014. - 342 с.

10. Самохвалова А. Г. Социальное сиротство как фактор затрудненного общения подростка // Вопросы психологии. - 2016. - № 3. - С. 29-40.

11. Самохвалова А. Г. Социокультурная детерминация коммуникативных трудностей современных детей и подростков [Электронный ресурс] // Психологические исследования. -2017. - Т. 10, № 55. - С. 5. - URL: http://psystudy. ru/index.php/num/2017v10n55.html (дата обращения: 18.10.2018).

12. Самохвалова А. Г. Структурно-динамическая концепция затрудненного общения в онтогенезе общения: дис. ...д-ра психол. наук. -Кострома, 2015. - 673 с.

13. Сиврикова Н. В. Проблемы изучения поколений в психологии // Культурно-историческая психология. - 2015. - № 11 (2). -С. 100-107.

14. Смирнова Е. О. Современная детская субкультура // Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - № 23 (4). - С. 25-35.

15. Толстых Н. Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - № 23 (4). - С. 7-24.

16. Фельдштейн Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. - 2010. -№ 2. - С. 6-11.

Поступила в редакцию 19.10.2018

Samokhvalova Anna Gennadievna

Dr. Sci. (Psycholog), Prof., Director of the Institute of Pedagogy and Psychology of Kostroma State University, a_samohvalova@ksu.edu.ru, ORCID 0000-0002-4401-053X, Kostroma

Kudinov Vladimir Andreevich

Dr. Sci. (Historic.), Prof. of Pedagogy and Acmeology of the Person of the Kostroma State University, vkudinov@mail.ru, Kostroma

COMMUNICATIVE DIFFICULTIES RUSSIAN AND UKRAINIAN ADOLESCENTS*

Abstract. The problem and the goal. The article addresses the problem of difficult communication of adolescents living in different socio-cultural conditions. The goal is to identify cross-cultural differences in communication difficulties and ways to overcome them in adolescents living in peaceful conditions (Russia, Kostroma) and in a war zone (Ukraine, Lugansk).

Methodology. The study was conducted on the basis of sociocultural and cross-cultural approaches, which allow identifying the determinants and specifics of the adolescent's communicative difficulties, his subjective experiences and ways of coping with them in the sociocultural environment in which the socialization of the subject takes place.

The cross-cultural, age and sex differences of the communicative difficulties of adolescents in situations of communication with adults and peers, as well as differences in the ways of overcoming the communicative difficulties that have arisen are described and described.

It is concluded that the communicative difficulties of adolescence play an ambivalent role: in the case of their awareness and constructive overcoming, positive shifts occur in the development process of the subject of communication; and, on the contrary, the adolescent's inability to recognize, understand, and timely overcome their communication difficulties hinders the ontogeny of communication.

In conclusion, the authors conclude that it is necessary to consolidate the efforts of specialists in the field of psychology and pedagogy in order to provide individual-oriented, targeted assistance to adolescents living in a situation of chronic stress of war, in understanding and overcoming their actual communicative difficulties, mobilizing mental and social resources for development of communicative competence.

Keywords: adolescent, communication, communication difficulties, methods of overcoming, resources, socio-cultural environment.

References

1. Anan'ev, B. G., 1996. Psychology and Problems of Humanism. Moscow: Institute of Practical Psychology Publ., 384 p. (In Russ.)

2. Bratus, B. S., 1988. Anomalies of personality. Moscow: Thought Publ., 301 p. (In Russ.)

3. Burlakova, N. S., Davidovich, P. S., 2018. Experience of cultural and historical analysis of emotional and personal development of children in different social and historical situations. Psychological research, 11 (58), p. 8. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Karabanova, O. A., 2010. Social con-

struction of childhood. Educational policy, 5-6, pp. 52-61. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Kon, I. S., 2003. Child and Society. Moscow: Academy Publ., 336 p. (In Russ.)

6. Kusurgashev, V. N., 2016. The Transformation of the Value Assets of Adolescents under the Influence of Military Operations in the Donbas. Children and Youth Movement: History and Modernity: materials of the Intern. Scientific-practical. conf. Kostroma, pp. 150-156. (In Russ.)

7. Marcinkovskaya, T. D., 2017. Culture and subculture in the space of the psychological chrono-

* The reported study was funded by RFBR according to the research project № 17-06-00607-0rH/18.

tope. Moscow: Sense Publ., 271 p. (In Russ.)

8. Samokhvalova, A. G., 2018. Communicative difficulties of adolescents: a study of the psychometric qualities of the questionnaire "Difficulties in communicating with peers and adults". Psychological research, Vol. 11, No 60, p. 7. (In Russ., abstract in Eng.)

9. Samokhvalova, A. G., 2014. Communicative difficulties of the child: phenomenology, factors of origin, dynamics. Kostroma, 342 p. (In Russ.)

10. Samokhvalova, A. G., 2016. Social orphanhood as a factor of teenager's difficult communication. Questions of psychology, 3, pp. 29-40. (In Russ., abstract in Eng.)

11. Samokhvalova, A. G., 2017. Socio-cultural determinism of communicative difficulties of modern children and adolescents. Psychological research, Vol. 10, No 55, p. 5. (In Russ., abstract in Eng.)

12. Samokhvalova, A. G., 2015. Structural-dynamic concept of hindered communication in ontogeny of communication: Doct. Sci. (Psychol.). Kostroma, 673 p. (In Russ.)

13. Sivrikova, N. V., 2015. Problems of studying of generations in psychology. Cultural-historical psychology, 11 (2), pp. 100-107. (In Russ., abstract in Eng.)

14. Smirnova, E. O., 2015. Modern children's subculture. Consultative psychology and psychotherapy, 23 (4), pp. 25-35. (In Russ., abstract in Eng.)

15. Tolstaya, N. N., 2015. Modern maturation. Consultative psychology and psychotherapy, 23 (4), pp. 7-24. (In Russ., abstract in Eng.)

16. Feldshtein, D. I., 2010. A changing child in a changing world: the psychological and pedagogical problems of a new school. The National Psychological Journal, 2, pp. 6-11. (In Russ., abstract in Eng.)

Submitted 19.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.