Научная статья на тему '«Воспойте, российстии народи»: о песнопениях на заключение Ништадтского мира в рукописях государевых певчих дьяков Петровской эпохи'

«Воспойте, российстии народи»: о песнопениях на заключение Ништадтского мира в рукописях государевых певчих дьяков Петровской эпохи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Петровская эпоха / Ништадтский мир / Служба благодарственная / государевы певчие дьяки / певческие рукописи. / The era of Peter the Great / Northern War / Service of Thanksgiving / sovereign singing clerks / singing manuscripts.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Плотникова Наталья Юрьевна

Статья вводит в научный обиход один из памятников музыкального искусства Петровской эпохи — Службу благодарственную, посвященную заключению Ништадтского мира со Швецией по окончании многолетней Северной войны. Рассмотрены рукописные источники — певческие партии Службы, хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов, выявлены основные этапы создания Службы в 1722–1723 гг., охарактеризован ее состав в сопоставлении с другими подобными циклами, раскрыты особенности вербальных текстов, принадлежавших архимандриту Гавриилу Бужинскому. В музыкальном сочинении уставщика государевых певчих дьяков Ивана Михайловича Протопопова проанализировано соотношение партесного многоголосия (обработок знаменного распева) и монодии (греческого распева), приведены отредактированные автором статьи фрагменты песнопений. Особое внимание уделено вопросу личного участия Петра Первого в исполнении церковных песнопений во время торжественных богослужений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Sing, People of Russia»: about Chants for the Conclusion of the Nystadt Peace in the Manuscripts of the Sovereign’s Singing Clerks (D’yaki) of the Peter the Great Era

The article introduces into scientific use one of the monuments of musical art of the Peter the Great era — thanksgiving service, dedicated to the conclusion of the Peace of Nystadt with Sweden after the end of the long-term Northern War. The article considers handwritten sources — singing parts of the Service, stored in the Russian State Archive of Ancient Acts, reveals the main stages of the Service's creation in 1722–1723, characterizes its composition in comparison with other similar cycles, reveals the features of verbal texts that belonged to Archimandrite Gabriel Buzhinsky. In the musical composition of Ivan Mikhailovich Protopopov, the instructor (ustavshchik) of the sovereign's singing clerks (d’yaki), the ratio of partes polyphony (arrangements of znamenny chant) and monody (Greek chant) is analyzed, fragments of chants edited by the author of the article are presented. Particular attention is paid to the issue of personal participation of Peter the Great in the performance of church chants during solemn services.

Текст научной работы на тему ««Воспойте, российстии народи»: о песнопениях на заключение Ништадтского мира в рукописях государевых певчих дьяков Петровской эпохи»

Плотникова Наталья Юрьевна, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского

Plotnikova Natalya Yurievna, Dr. Sci. (Arts), Professor at the Department of Theory of Music of the Moscow State Tchaikovsky Conservatory

E-mail: n_y_plotnikova@mail.ru

«ВОСПОЙТЕ, РОССИЙСТИИ НАРОДИ»: О ПЕСНОПЕНИЯХ НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ НИШТАДТСКОГО МИРА В РУКОПИСЯХ ГОСУДАРЕВЫХ ПЕВЧИХ ДЬЯКОВ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ

Статья вводит в научный обиход один из памятников музыкального искусства Петровской эпохи — Службу благодарственную, посвященную заключению Ништадтского мира со Швецией по окончании многолетней Северной войны. Рассмотрены рукописные источники — певческие партии Службы, хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов, выявлены основные этапы создания Службы в 1722-1723 гг., охарактеризован ее состав в сопоставлении с другими подобными циклами, раскрыты особенности вербальных текстов, принадлежавших архимандриту Гавриилу Бужинскому. В музыкальном сочинении уставщика государевых певчих дьяков Ивана Михайловича Протопопова проанализировано соотношение партесного многоголосия (обработок знаменного распева) и монодии (греческого распева), приведены отредактированные автором статьи фрагменты песнопений. Особое внимание уделено вопросу личного участия Петра Первого в исполнении церковных песнопений во время торжественных богослужений.

Ключевые слова: Петровская эпоха, Ништадтский мир, Служба благодарственная, государевы певчие дьяки, певческие рукописи.

«SING, PEOPLE OF RUSSIA»: ABOUT CHANTS FOR THE CONCLUSION OF THE NYSTADT PEACE IN THE MANUSCRIPTS OF THE SOVEREIGN'S SINGING CLERKS (D'YAKI) OF THE PETER THE GREAT ERA

The article introduces into scientific use one of the monuments of musical art of the Peter the Great era — thanksgiving service, dedicated to the conclusion of the Peace of Nystadt with Sweden after the end of the long-term Northern War. The article considers handwritten sources — singing parts of the Service, stored in the Russian State Archive of Ancient Acts, reveals the main stages oftheService's creation in 1722-1723, characterizes its composition in comparison with other similar cycles, reveals the features ofverbal texts that belonged to Archimandrite Gabriel Buzhinsky. In the musical composition of Ivan Mikhailovich Protopopov, the instructor (ustavshchik) of the sovereign's singing clerks (d'yaki), the ratio of partes polyphony (arrangements of znamenny chant) and monody (Greek chant) is analyzed, fragments of chants edited by the author of the article are presented. Particular attention is paid to the issue of personal participation of Peter the Great in the performance of church chants during solemn services.

Key words: The era of Peter the Great, Northern War, Service of Thanksgiving, sovereign singing clerks, singing manuscripts.

Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ 20012-42014 «Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение».

Крупнейшим певческим центром России в Петровскую эпоху был хор государевых певчих дьяков, ведущий свое начало еще от великокняжеских хоров. Основной задачей коллектива являлось певческое сопровождение всех богослужений и некоторых светских мероприятий, в которых принимал участие Петр I. Рукописное наследие государевых певчих дьяков, ныне хранящееся в Российском государственном архиве древних актов (Ф. 396 (Архив Оружейной палаты). Оп. 2, Ч. 7. № 3731-3766)1, составляет как богослужебные книги (Октоих, Триодь, Праздники), так и Службы благодарственные в честь побед в Северной войне (1700-1721). Пять циклов песнопений — на взятие крепости Нотебург (11 октября 1702 г.2), на победу над генералом Левенгауптом под Лесной (28 сентября 1708 г.), на Полтавскую победу (27 июня 1709 г.), на морскую победу у мыса Гангут (27 июля 1714 г.) и на заключение Ништадтского мира (30 августа 1721 г.) — являются памятниками музыкального искусства Петровской эпохи, раскрывают

1 См. о нем: [9, с. 101-133, 258-263].

2 Здесь и далее все даты указаны по старому стилю.

30

страницы военно-музыкальной летописи.

Богослужебная часть викториальных празднеств как особый свод песнопений со специально написанными к данной победе текстами формировалась постепенно. Как известно, первым военным триумфом Петра Первого стало празднование взятия Азовской крепости 30 сентября 1696 г. в Москве с возведением триумфальных ворот с символическими изображениями, торжественным шествием в сопровождении инструментальной музыки и пения, яркими фейерверками. Сценарий Азовского триумфа стал отправной точкой для многих празднеств в честь побед русского оружия в ходе Северной войны. Вместе с тем, богослужебный (или, по определению В. Н. Деминой, «канонический») этап праздника составлял только традиционный благодарственный молебен. Так, он состоялся в Воронеже 20 июля, сразу после взятия крепости, и 31 июля при участии патриарха Адриана в Москве [4, с. 90]. Однако, как пишет А. А. Аронова, во время московских сентябрьских торжеств традиционная церковная часть была «существенно отодвинута на второй план. В день триумфа посещения церковной службы и благодарственного молебна не было. Петр

только через несколько дней после триумфа поехал на молебен в Троице-Сергиев монастырь» [1, с. 29]. Есть сведения о том, что в торжественном шествии участвовали государевы певчие, бывшие в Азовском походе [3, с. 346-347], но что именно они исполняли, неизвестно; нотные рукописи, связанные с богослужебным пением по этому случаю, не сохранились. Стихи в честь царя-победителя декламировались думным дьяком Андреем Виниусом «в трубу» (рупор) [3, с. 347, 348], тогда как для празднования всех последующих викторий сочинялись канты (впервые о них написал Н. Ф. Финдейзен [11]), многие из них ныне опубликованы.

Впоследствии, уже начиная со взятия Нотебурга (бывшего российского Орешка, переименованного в Шлиссельбург, то есть Ключ-город), Службы благодарственные становятся неотъемлемым элементом драматургии триумфа. Вместе с тем, между ними существуют различия. Два ранних цикла, на победы 1702 и 1708 гг. — краткие, они состоят из четырех стихир на Всенощном бдении на «Господи, воззвах» (включая славник), тропаря и кондака. Трем остальным викториям посвящены развернутые службы, включающие стихиры и в других частях Всенощного бдения, песнопения других жанров (седальны, величания, светилен, блаженны), канон. Служба на Полтавскую победу имеет две редакции текста и музыки; последняя из них, созданная уже после окончания войны, частично опубликована В. В. Протопоповым в томе «Музыка на Полтавскую победу» в серии «Памятники русского музыкального искусства» [5]. Прочие существуют в одной редакции, при этом три Службы (на взятие Шлиссельбурга, на победу под Лесной и у мыса Гангут) не имеют печатных вариантов текста и до сих пор не известны историкам. Текст «Службы благодарственной Богу, в Тройце святей славимому, на воспоминание заключенного мира между Империею российскою и Короною свейскою» был впервые опубликован несколькими тиражами уже после смерти императора3. Таким образом, певческие книги являются единственными памятниками, зафиксировавшими богослужебное пение в честь военных триумфов, созданными и исполнявшимися при жизни Петра Первого4. Задача данной статьи — представить корпус рукописных источников Службы благодарственной, посвященной Ништадтскому миру, выявить основные этапы ее создания, рассмотреть состав и особенности музыкального воплощения.

Эта четырехголосная партесная служба дошла до нас в комплекте из 14 партий-поголосников, среди которых две альтовых, девять теноровых и три басовых, партии дискантов не сохранились (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ч. 7. № 3744-д, н — партии альта, 3744, 3744-а, б, в, е,

з, к, л, м — партии тенора, 3744-г, ж, и — партии баса). Все певческие рукописи в % листа (высота 18-19 см, ширина 15-16 см, толщина 1,2-1,8 см), объемом от 52 до 69 листов, в белой коже, в неплохой сохранности. Каждая рукопись представляет собой конволют, второй частью которого является Служба в день памяти святого благоверного князя Александра Невского. Такое сочетание отражает идею Петра Первого объединить празднование годовщины победы над Швецией и перенесение мощей великого князя из Владимира в Алек-сандро-Невский монастырь 30 августа 1724 г. (см.: [8]). В богослужении песнопении этих Служб чередуются, в нотных рукописях размещены отдельно друг от друга, в двух самостоятельных частях сборника.

Как и во многих других рукописях в собрании государевых певчих дьяков Петровской эпохи, в данном комплекте преобладают книги с партией тенора, так как именно в ней помещались мелодии знаменного, греческого и других церковных распевов, служившие основой партесной обработки (гармонизации). Названия партий зафиксированы как на верхних крышках переплетов, так и рядом с названиями Службы на первом листе (в партиях 3744-б и 3744-з заголовок пропущен). В заголовках можно отметить тенденцию к сохранению традиционного надписания, хотя встречаются и иные варианты. Так, преобладает начало со слов «Месяца», типичное для древнерусских Праздников или Трезвонов, но в пяти случаях это слово отсутствует. Чаще дата пишется кириллицей: «Л» (то есть 30), но в тех же пяти рукописях использованы арабские цифры. Слово «благодарственная» присутствует во всех партиях, кроме одной, а уточнение «о мире» дано всего 4 раза. Также в заголовке не везде указывается и жанр песнопений (стихиры), глас (записан в пяти случаях) и название партии (иногда оно выносится на поля, радом с заголовком). Приведем названия Службы в разных партиях5:

«Аvгуста 30 служба / бл(а)годарственная» (3744);

«Аvгуста 30 служба Бл(а)годарственная» (3744-м);

«Аугуста 30 служба / Бл(а)годарственная / о миръ» (3744-а, 3744-ж, 3744-л);

«М(е)с(я)ца Аугуста въ Л де(нь) служба о миръ» (3744-е);

«М(е)с(я)ца аугуста в Л де(нь) служба Бл(а)го/дар-ственная» (3744-к);

«М(е)с(я)ца Аугуста въ Л де(нь) : Слу/жба Благодарственная Ст(и)х(и)ры Глас а» (3744-д, 3744-и);

«М(е)с(я)ца Аугуста въ Л де(нь); / служба Благодарственная ст(и)х(и)ры Гласъ, а: Тенор:» (3744-в);

«М(е)с(я)ца Аугуста въ Л де(нь): Служба / благодарственная Ст(и)х(и)ры Гласъ .а. / Басъ» (3744-г)6.

Служба атрибутирована: она принадлежит Ивану

3 Имеются печатные экземпляры с датами 8 июля, август, сентябрь, ноябрь, декабрь 1725 г. В статье Ю. К. Бегунова указана дата 24 апреля [2, с. 82]. Текст издания 1725 г. воспроизводится в современных публикациях с незначительными изменениями [10].

4 Подготовка к публикации Служб благодарственных ведется в рамках нашего проекта, поддержанного грантом РФФИ.

5 При воспроизведении заголовка выносные буквы пишутся в строку, титла раскрываются в круглых скобках.

6 В партии альта (3744-н) заголовок в целом совпадает с партиями тенора и баса 3744-в, 3744-г, но написан с ошибкой в слове «служба»: «М(е)с(я)ца августа въ Л де(нь) / служа Бл(а)годарственная Ст(и)х(и)ры глас а / Алт» (3744-н).

Михайловичу Протопопову (1678 (?) — 1729), одному из видных музыкантов эпохи, уставщику государевых певчих дьяков (см.: [7]). Об этом свидетельствуют две его собственноручные записи в басовой партии (№ 3744-и): «Сии книги на собственное желание и охоту / Его императорского величества Петра / Великаго августейшаго самодержца / Всероссийскаго, сочинены и написаны вновь / собственным тщанием и трудоположением / Его величества уставщика Ивана Ми / хайловича Протопопова года» (об. передней крышки) и полистная маргиналия: «Сии / книги / сочинены / и написаны / вновь / собственным / тщанием / и прилежным / трудоположением / Его / Величества / уставщика / Ивана / Михайловича Протопопова 1723 года» (№ 3744-и, л. 1-16).

Точная дата создания Службы не указана, но наиболее вероятно, что она была закончена до 30 августа 1723 г. и предназначалась для исполнения на торжественном богослужении в честь второй годовщины Ништадтского мира. Тогда же она могла была исполнена. Но следует принять во внимание тот факт, что в 1723 г. доставить мощи святого благоверного князя Александра Невского к 30 августа не удалось: крестный ход по разным городам России сильно затянулся, и мощи прибыли в Шлиссельбург только 19 сентября, где и были оставлены в каменной церкви до следующей годовщины. В течение этого года могли быть записаны дополнительные певческие книги, поэтому в партии тенора после записи Службы имеется ремарка «1724 Года Августа 25 дня» (3744-е, л. 37), возможно, указывающая на дату окончания переписки партии. С абсолютной достоверностью можно утверждать, что служба прозвучала 30 августа 1724 г., а точнее, на вечернем богослужении 29 августа.

Автором текста является архимандрит Гавриил Бужинский (1680-1731), бывший в то время настоятелем Троице-Сергиевой Лавры, советником Святейшего Синода, заведовал школами и типографиями. Указ Петра о сочинении Службы появился 14 декабря 1722 г.: «Надворный Его Императорскаго Величества уставщик Василий Евдокимов объявил в Синоде указ Его Императорскаго Величества, чтобы сделать вновь и напечатать службы для викторий 27 июня, 30 августа, 28 сентября и на тезоименитство Ея Императорскаго Величества 24 ноября — мученице Екатерине, стихиры, литии и стиховны, тропари и кондаки, синаксари с литиями и величания. Святейший Синод поручил сочинить эти службы протектору школ и типографий архимандриту Гавриилу с обретающимися в Москве школьными учителями неотложно и сочиня, внесть для апробации в Святейший Синод неукоснительно» [6, с. 603-604]. Создание четырех полных служб, в том числе трех викториальных: на Полтавскую победу (27 июня), Ништадтский мир (30 августа), на победу над генералом Левенгауптом (28 сентября), безусловно, требовало колоссальных усилий.

В музыкальном решении Службы Иван Михайлович придерживается устойчивых традиций государевых

певчих: стихиры представляют собой четырехголосные обработки знаменного распева, при этом мелодии тенора, распевающие тексты Службы, опираются на традиционные попевки, хотя иногда и своеобразно трансформируют формульную структуру распева. Все прочие песнопения распеты одноголосно, греческим распевом.

В составе рассматриваемой Службы благодарственной 8 стихир: на «Господи, воззвах», глас 1 «Отче пре-благий», «Велия и преславная, Господи, милость Твоя», «Назираху прежде окрестнии народи», «И ныне», глас 8 «Велие чудо бысть во Израили», на литии, глас 2 «Господа сил, давшаго нам крепость», «И ныне», глас 8 «Видехом, Боже, славу Твою», на стиховне, «И ныне», глас 2 «Приидите, возрадуемся Господеви», на хвалитех, «И ныне», глас 7 «Тебе Бога хвалим». Помимо стихир, многоголосно изложено также Величание и Задостой-ник, помещенный в конце Службы «Величай, душе моя... От земнородных кто слыша таковое». Как говорилось выше, партия дисканта утрачена, поэтому в качестве примеров мы приводим и начало стихиры «Тебе Бога хвалим» с реконструированным нами верхним голосом (прим. 1) и краткое Величание без партии дисканта (прим. 2). В реконструкции мы исходили из того, что партия дисканта в этот период развития партесного многоголосия в целом и в творчестве самого И. М. Протопопова не обладает широким амбитусом, иногда достигая фа второй октавы, в голосоведении допускаются параллелизмы, а в вертикали — необычные удвоения и отсутствие терции.

Пример 1

Отметим, что текст публикуемой стихиры лишь в самом начале совпадает с известным гимном св. Амвросия Медиоланского, в дальнейшем он, как и другие тексты Службы, насыщен историческими и географическими реалиями Петровского времени: «Тебе Бога хвалим, твоя благодати исповедуем, Боже наш, твоя щедроты благодарственным сердцем превозносим: прогнавшаго мрачный облак брани, и введшаго ны во сладкий свет вечнаго мира, воинство российское во бранех прему-дростию исполнившаго, и российскими кораблями

Пример 2

и ын ром вож де лея - ныи

Балтийское море украсившаго, град сей воздвигшаго и прославившаго, и потоком сладости Твоея нас насыща-ющаго, и благодаряще вопием: о Владыко Всещедрый! укрепи и утверди сия, яже даровал еси нам, в род и род, и спаси души наша».

Широко представлена в Службе монодия: это ирмосы и тропари канона, три седальна (два по первой и второй кафизмах, третий — по третьей песни канона) и светилен, а также припевы на 9 песни канона, в целом сорок четыре песнопения. Известно, что Иван Михайлович Протопопов, чья карьера началась в сентябре 1693 г. в хоре патриарших певчих дьяков при патриархе Адриане, был среди учеников Тихона Устюжанина, которые в декабре 1696 г. «выпели Октай осмогласного греческаго пения», и получил на станицу 1,5 рубля [9, с. 114]. Его почти тридцатилетний опыт и мастерство распевщика демонстрирует седален «Воспойте, россий-стии народи» (прим. 3).

Пример 3

Подчеркнем, что текст этого седальна, как и некоторых тропарей канона, ошибочно воспроизводится в статье Ю. К. Бегунова, как относящийся к службе в честь Александра Невского. При этом автор считает, что «содержание этой службы выходит за рамки церков-

ного прославления святого, так как содержит большой материал, относящийся к событиям первой четверти XVIII в.» [2, с. 82-83]. На самом деле, все процитированные Бегуновым тексты, кроме стихиры «Веселися, Ижер-ская земле» и заключительной молитвы Александру Невскому, входят в состав Службы благодарственной. Нельзя не оценить по достоинству выразительность и эмоциональность риторических приемов Гавриила Бужинского: «Где ныне умышления и советы ваши, окрестнии народи, от древних веков во едино согласу-ющиися; аки предвидяще и завидяще будущему Росссии благополучию, познание учений и художеств отвра-щающии? Получи ныне еже не хотесте, и славословит Бога, сие ей даровавшаго» (Песнь 4, второй тропарь); «Даде мир пределом Твом, Россие, Господь, да не будет стужаяй тебе, меч чуждый да не устрашает тя, вышний бо огради крепкою рукою концы земли Твоея» (Песнь 6, третий тропарь).

В тропаре, кондаке и икосе на первый план выходят панегирические мотивы, восхваление Петра как Божьего избранника: «Благословен еси, Христе Боже наш, иже не ведущия ны во брани премудрыя явлей, даровав нам крепость и силу благодати Твоея, избравый мужа по сердцу Твоему, благовернаго императора нашего Петра, укрепивый мужеством подвизающееся воинство, им же и сими России мир Твой даровавый, Человеколюбче, слава Тебе» (тропарь); «Укрепивый Давида на Голиафа, укрепи и императора нашего Петра, в простоте сердца служащаго Ти и о имени Твоем подвизающагося» (кондак). Ю. К. Бегунов делает справедливый вывод: «Служба Гавриила Бужинского — это апология или панегирик возрождению России. В этом заключается глубокий патриотический смысл рассматриваемого произведения, в котором новое содержание облечено в старую форму церковной службы» [2, с. 82-83].

Как известно, Петр Первый нередко принимал участие в богослужении вместе с певчими, иногда даже принимая на себя управление хором [9, с. 106-107]. Одна из рукописей в собрании хора государевых певчих дьяков (№ 3750), отличающаяся от прочих немного более крупными размерами (23,2 х 17,7 х 2,6) и красотой оформления, скорее всего, предназначалась для самого императора. В состав этой басовой партии входят Служба св. благоверному князю Александру Невскому, совпадающая по содержанию с комплектом № 3744, а также песнопения служб на взятие Шлиссельбурга, победу над Левенгауптом, Введению Пресвятой Богородицы во храм, великомученице Екатерине, апостолу Андрею Первозванному. Музыка Службы благодарственной на заключение Ништадтского мира в этом сборнике отсутствует, но в центре рукописи имеются записи чтений из Ветхого и Нового Заветов, положенные в Службе. На л. 50 сверху стоит дата «аугуста 30», далее киноварью выписан заголовок «Служба бл(а)годарственная», а затем помещены «паримии» — тексты ветхозаветных чтений (рис. 1). Далее под заголовком «На литургии / В благодарение о мире» (л. 50 об.) выписаны Прокимен, чтения из Послания св. апостола Павла к Коринфянам

ВЕСТНИК САРАТОВСКОЙ консерватории.

ВОПРОСЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ 2021 № 4 (14) Музыкальное искусство

и из Евангелия от Иоанна. Вставка вербальных текстов в данной рукописи7 — явление уникальное, не встречающееся более в певческих книгах государевых певчих дьяков. На наш взгляд, эти тексты могли быть включены в нотную рукопись именно для Петра Первого.

Итак, Служба благодарственная, созданная архимандритом Гавриилом Бужинским и государевым певчим Иваном Протопоповым, представляет собой замечательный памятник Петровской эпохи. Она является важнейшей частью широкого праздничного церемониала, все детали которого продумывались лично Петром Первым. При этом песнопения раскрывали не только чувство благодарности Вседержителю за защиту и помощь в одолении врагов, но и исторические реалии, знакомые слушателям. В музыке Службы сочетались монодия и партесное многоголосие, традиционные распевы — знаменный и греческий — служили интонационным стержнем обработок. Публикация полного корпуса песнопений Службы станет важным шагом в освоении наследия государевых певчих дьяков и шире — отечественной музыкальной культуры конца XVII — первой четверти XVIII в.

Рисунок 1. Певческий сборник, партия баса // РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ч. 7. № 3750. Л. 50

av/кстЛ 3 '

ьиго^д/сгписннд*

Тлимм . П^спшпм Йш'нл irnfVif .

ieuHMf , и mpfmctmssimi i ним

КСИ HrtlAlfll'H ¿rw , ^»ИПША iUiknrt рдд*йггшл б<н ¿ди^и пллклт( по шмъ , ¿д кд'мш ндеитите<дч й соес^-ь «угп^цннк grü) , АА (t4*ш( нлишншнл. W ЦОДА (ДДЬЬ1

erw , MKW и ШГП1 : се азт. (омдцГ* БНА , шш ftii» MHfA , II iSnw пот will _ пошоП/)АШ(1Ь/ шьь tisunw^i , ^тн HJI нд им% иодкигнвтСА , й нд код^н* «ут^'шд-пка : множе кого млтн ¿rw «у тНгшдетг, mjr.ofKjjji йдзъ ¿пу^ш* ьй » ¿ш^шитпл . й nfifumt , и Ч-

I^Uji ид'ше , й кости мшд Глпю^тцд&д про-

3AfH*rrn. , Й ПОЗНДГГГИА |>!Я!Д Г^НА , 1Ш*. уим-ь и , И &0(п|)(тн1пгь HtnoiufAMLjiu^CA nu'uiu гдегп'1 I'Jt , Н36ДМ(Й ГПА Kri 1нд с и. .

Тдже сгподи чгшнта •

Литература

1. Аронова А. А. Петровские военные триумфы: сложение новой иконографии празднования победы в России // Династия Романовых в культуре и искусстве России и Западной Европы: История и современность: материалы международной научно-практической конференции, Пермь — Чердынь — Ныроб. Пермь: Литер-А, 2013. С. 24-39.

2. Бегунов Ю. К. Древнерусские традиции в произведениях первой четверти XVIII в. об Александре Невском // Труды Отдела древнерусской литературы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) / Отв. ред. Д. С. Лихачев. Т. XXVI: Древнерусская литература и русская культура XVШ-XX вв. М., Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1971. С. 72-84.

3. БогословскийМ. Пётр I: Материалы для биографии: в6 т. М.: Госполитиздат, 1940. Т. 1. 436 с.

4. Демина В. И. Празднование взятия Азова как «виктори-альное» торжество нового типа // Южно-Российский музыкальный альманах. 2016. № 1 (22). С. 90-95.

5. Музыка на Полтавскую победу / Памятники русского музыкального искусства. / Сост., публ., иссл. и коммент. Вл. Протопопова. Вып. 2. М.: Музыка, 1973. 420 с.

6. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. II. Ч. 2. СПб., 1873.

7. Плотникова Н. Ю. Государев певчий дьяк Иван Михайлович Протопопов и его партесные гармонизации // Музыка России: от средних веков до современности: Сб. ст. / Ред.-сост. М. Г. Арановский. Вып. 2. М., 2004. С. 30-50.

8. Плотникова Н. Ю. Партесная служба святому благоверному князю Александру Невскому (по материалам рукописей государевых певчих дьяков Петровской эпохи) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 44. С. 67-84.

9. Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — середины XVIII века: источниковедение, история, теория. М.: Государственный институт исскусствознания, 2015. 340 с.

10. Служба Благодарственная Богу, в Троице Святей славимому, на воспоминание заключеннаго мира между державою Российскою и короною Свейскою // Минея. Август. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/ mineja-avgust/30#30_80 (дата обращения: 16.11.2021).

11. Финдейзен Н. Ф. Петровские канты // Известия Академии Наук СССР. 1927. Т. 21. № 7/8. С. 667-690.

7 Помимо перечисленных фрагментов из Службы благодарственной, рукопись содержит вербальные тексты, озаглавленные «Стихи Благодарственные Богу за взятие Слюссен бурха» (Л. 1-2 об.).

References

1. Aronova A. A. Petrovskiye voyennyye triumfy: slozheniye novoy ikonografii prazdnovaniya pobedy v Rossii [Petrovsky military triumphs: formation of a new iconography of the victory celebration in Russia] // Dinastiya Romanovykh v kul'ture i iskusstve Rossii i Zapadnoy Yevropy: Istoriya i sovremennost' [The Romanov dynasty in the culture and art of Russia and Western Europe: history and modernity]: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Perm' — Cherdyn' — Nyrob. Perm': Liter-A, 2013. Pp. 24-39.

2. Begunov Yu. K. Drevnerusskiye traditsii v proizvedeniyakh pervoy chetverti XVIII v. ob Aleksandre Nevskom [Old Russian traditions in the works of the first quarter of the 18th century about Alexander Nevsky] // Trudy Otdela drevnerusskoy litera-tury [Proceedings of the Department of Old Russian Literature] / AN SSSR. In-t rus. lit. (Pushkin. Dom) / Otv. red. D. S. Likhachev. T. XXVI: Drevnerusskaya literatura i russkaya kul'tura XVIII-XXvv. M., L.: Nauka. Leningradskoye otdeleniye, 1971. Pp. 72-84.

3. Bogoslovskiy M. Pyotr I: Materialy dlya biografii [Peter I: Materials for a biography]: v 6 t. M.: Gospolitizdat, 1940. T. 1. 436 p.

4. Demina V. I. Prazdnovaniye vzyatiya Azova kak «viktori-al'noye» torzhestvo novogo tipa [The celebration of the capture of Azov as «victorial» festival of a new type] // Yuzhno-Rossiyskiy muzykal'nyy al'manakh [Music cuiture of the South Russia]. 2016. № 1 (22). Pp. 90-95.

5. Muzyka na Poltavskuyu pobedu / Pamyatniki russkogo muzykal'nogo iskusstva [Music for the Poltava Victory / Monuments of Russian musical art] / Sost., publ., issl. i komment. Vl. Protopopova. Vyp. 2. M.: Muzyka, 1973. 420 p.

6. Opisaniye dokumentov i del, khranyashchihsya v arhive Svyateyshego Pravitel'stvuyushchego Sinoda [Description of documents and files stored in the archives of the Most Holy Governing Synod]. Vol. II. Part 2. SPb., 1873.

7. Plotnikova N. Yu. Gosudarev pevchiy d'yak Ivan Mikhaylovich Protopopov i yego partesnyye garmonizatsii [Gosudarev Singing Clerk Ivan Mikhailovich Protopopov and his partes harmonization] // Muzyka Rossii: ot srednikh vekov do sovremennosti [Music ofRussia: from the Middle Ages to the Present]: Sb. st. / Red.-sost. M. G. Aranovskiy. Issue 2. M., 2004. Pp. 30-50.

8. Plotnikova N. Yu. Partesnaya sluzhba svyatomu blagovernomu knyazyu Aleksandru Nevskomu (po materialam rukopisey gosu-darevyh pevchikh d'yakov Petrovskoy epohi) [Four-part service to the holy noble Prince Alexander Nevsky (based on materials from the manuscripts of the tzar's singers (d'jaki) of the Peter the Great era] // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya V: Voprosy istorii i teorii khris-tianskogo iskusstva [Bulletin of the Orthodox St. Tikhon University of the Humanities. Series V: Questions of the history and theory ofChristian art]. 2021. Issue 44. Pp. 67-84.

9. Plotnikova N. Yu. Russkoye partesnoye mnogogolosiye kontsa XVII — serediny XVIII veka: istochnikovedeniye, istoriya, teoriya [Russian partes polyphony of the late 17th — mid-18th centuries: source study, history, theory]. M.: State Institute of Art Studies, 2015. 340 p.

10. Sluzhba Blagodarstvennaya Bogu, v Troitse Svyatey slavi-momu, na vospominaniye zaklyuchennago mira mezhdu derzha-voyu Rossiyskoyu i koronoyu Sveyskoyu [Service of thanksgiving to God, in the Glorified Trinity of Saints, for the remembrance ofthe peace concluded between the Russian state and the crown of Swedish] // Mineya. Avgust. [Minea. August]. URL: https:// azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/mineja-av-gust/30#30_80 (Access date: 16.11.2021).

11. Findeyzen N. F. Petrovskiye kanty [Petrovsky cants] // Iz-vestiya Akademii Nauk SSSR [Bulletin of the Academy of Sciences of the USSR]. 1927. Vol. 21. № 7/8. Pp. 667-690.

Информация об авторе

Наталья Юрьевна Плотникова E-mail: n_y_plotnikova@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского» 125009, Москва, улица Большая Никитская, дом 13/6

Information about the author

Natalya Yurievna Plotnikova E-mail: n_y_plotnikova@mail.ru

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow State Tchaikovsky Conservatory» 125009, Moscow, 13/6 Bolshaya Nikitskaya Str.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.