Научная статья на тему 'СТИХИРЫ "ИН РОСПЕВ С ОТМЕНАМИ" В ПАРТЕСНЫХ РУКОПИСЯХ ГОСУДАРЕВЫХ ПЕВЧИХ ДЬЯКОВ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ'

СТИХИРЫ "ИН РОСПЕВ С ОТМЕНАМИ" В ПАРТЕСНЫХ РУКОПИСЯХ ГОСУДАРЕВЫХ ПЕВЧИХ ДЬЯКОВ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
18
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПАРТЕСНАЯ МУЗЫКА / ПЕТРОВСКАЯ ЭПОХА / ГОСУДАРЕВЫ ПЕВЧИЕ ДЬЯКИ / СТАРИННОЕ ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ / ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ / МУТАЦИИ ОБИХОДНОГО ЗВУКОРЯДА / МОДАЛЬНЫЕ ДИЕЗЫ И БЕМОЛИ / ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ РУССКОЙ МУЗЫКИ XVIII ВЕКА / МУЗЫКА РУССКОГО БАРОККО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кондрашкова Лада Вадимовна

Статья посвящена вновь найденному музыкально-теоретическому термину русской партесной музыки 1-й четв. XVIII в., примененному к «иному», «произвольному» варианту распева праздничных стихир и указывающему на наличие в нем «отмен». Термин найден в двух рукописных источниках, связанных с хором Государевых певчих дьяков петровского времени, в двух формулировках: «ин роспев с отменами» и «произвол с отменою». Обе рукописи являются четырехголосными партесными обработками Праздников знаменного распева, сохранившихся в виде партитуры и в виде комплекта партий. Материал для статьи был собран в результате описания певческих рукописей Архива Оружейной палаты Российского государственного архива древних актов, выполняемого в настоящее время автором совместно с Н. Ю. Плотниковой. Источниковедческое исследование позволяет утверждать, что термин «с отменами» принадлежит государеву певчему дьяку Алексею Михайловичу Протопопову, работавшему в придворном хоре одновременно со своим предполагаемым родственником, уставщиком Иваном Михайловичем Протопоповым. В статье анализируются необычные моменты партесных стихир, где появляется множество случайных знаков альтерации, не свойственных знаменному распеву. Автор убеждает, что диезы и бемоли в то время могли использоваться двояко - в современном значении и как модальные знаки, указывающие на необычное положение согласий обиходного звукоряда в результате его мутации. Кроме часто встречающихся мутаций на тон вниз, в стихире Благовещению «Еже от века таинство» «ин роспев с отменами» возникают мутации на тон вверх и даже на два тона вверх. Столь редкие в знаменном пении ладовые сдвиги записываются с помощью необычно использованных диезов и бемолей, что и обозначено указанным термином. На современный язык его можно перевести как «иной вариант распева, с переменами», или «со сменами».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STICHERA “ИН РОСПЕВ С ОТМЕНАМИ” IN PART-SONG MANUSCRIPTS OF TSAR’S SINGING DEACONS FROM THE PERIOD OF PETER I

The article is devoted to a newly found musical and theoretical term of the Russian part-song music of the rst quarter of the 18th century, applied to a modi ed, “di erent”, “arbitrary” version of the chant of festive stichera and indicating the presence of “cancellations” in it. The term has been found in two manuscripts associated with the choir of Tsar’s singing clerks of the time of Peter I, in two formulations: “another chant with cancellations” and “arbitrariness with cancellation”. Both MSs are four-part adaptations of the Znamenny Chant Holidays, preserved in the form of a score and as a set of parts. The description of the singing MSs of the Archive of the Armoury Chamber of the Russian State Archive of Ancient Acts, which is currently being carried out by the author of this article together with N. Yu. Plotnikova, has provided material for the article. Source research suggests that the term “with cancellations” belongs to Tsar’s singer Clerk Alexei Mikhailovich Protopopov, who worked in the court choir at the same time as his alleged relative, the Usher Ivan Mikhailovich Protopopov. The article analyses the unusual moments of part-song chants that are not speci c to Znamenny chant, where many random sharps and ats appear. The article claims that sharps and ats at that time could be used in two ways: in the modern sense and as modal signs indicating an unusual position of the “obikhodnyi” scale as a result of its mutation. In addition to the frequently encountered mutations one tone down, in the stichera of the Annunciation “The Sacrament from the Ages” there are mutations one tone up and even two tones up. Fret shifts, so rare in Znamenny singing, are written in unusual sharps and ats, designated by the indicated term. The author of the article proposes to translate it into modern language as “a variety of chant with changes”, or “with shifts”.

Текст научной работы на тему «СТИХИРЫ "ИН РОСПЕВ С ОТМЕНАМИ" В ПАРТЕСНЫХ РУКОПИСЯХ ГОСУДАРЕВЫХ ПЕВЧИХ ДЬЯКОВ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 48. С. 59-73 БОТ: 10.15382Мш^202248.59-73

Кондрашкова Лада Вадимовна, канд. искусствоведения, науч. сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Россия, г. Москва ladakondrashkova@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-7488-7295

Стихиры «ин роспев с отменами»

В ПАРТЕСНЫХ РУКОПИСЯХ ГОСУДАРЕВЫХ ПЕВЧИХ ДЬЯКОВ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ*

Л. В. Кондрашкова

Аннотация: Статья посвящена вновь найденному музыкально-теоретическому термину русской партесной музыки 1-й четв. XVIII в., примененному к «иному», «произвольному» варианту распева праздничных стихир и указывающему на наличие в нем «отмен». Термин найден в двух рукописных источниках, связанных с хором Государевых певчих дьяков петровского времени, в двух формулировках: «ин роспев с отменами» и «произвол с отменою». Обе рукописи являются четырехголосными партесными обработками Праздников знаменного распева, сохранившихся в виде партитуры и в виде комплекта партий. Материал для статьи был собран в результате описания певческих рукописей Архива Оружейной палаты Российского государственного архива древних актов, выполняемого в настоящее время автором совместно с Н. Ю. Плотниковой. Источниковедческое исследование позволяет утверждать, что термин «с отменами» принадлежит государеву певчему дьяку Алексею Михайловичу Протопопову, работавшему в придворном хоре одновременно со своим предполагаемым родственником, уставщиком Иваном Михайловичем Протопоповым. В статье анализируются необычные моменты партесных стихир, где появляется множество случайных знаков альтерации, не свойственных знаменному распеву. Автор убеждает, что диезы и бемоли в то время могли использоваться двояко — в современном значении и как модальные знаки, указывающие на необычное положение согласий обиходного звукоряда в результате его мутации. Кроме часто встречающихся мутаций на тон вниз, в стихире Благовещению «Еже от века таинство» «ин роспев с отменами» возникают мутации на тон вверх и даже на два тона вверх. Столь редкие в знаменном пении ладовые сдвиги записываются с помощью необычно использованных диезов и бемолей, что и обозначено указанным термином. На современный язык его можно перевести как «иной вариант распева, с переменами», или «со сменами».

© Кондрашкова Л. В., 2022.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-012-42014 «Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение».

Ключевые слова: русская партесная музыка, петровская эпоха, государевы певчие дьяки, старинное церковное пение, знаменный распев, мутации обиходного звукоряда, модальные диезы и бемоли, история и теория русской музыки XVIII века, музыка русского барокко.

Неизвестный ранее термин «инъ роспевъ с отменами» был обнаружен в заголовке благовещенской стихиры «Еже от века таинство» («Слава» на хвалитех, глас 2), в партии баса первой четверти XVIII в., хранящейся в Архиве Оружейной палаты (РГАДА. Оп. 2. Ч. 7. Ф. 396. № 3735. Л. 15). Этот заголовок относится ко второму варианту распева стихиры, оба они являются четырехголосными партесными обработками знаменного распева. На ил. 1 мы видим партию баса, записанную в теноровом ключе, с типичными для партесного стиля мелодическими оборотами — скачками на октаву, кварту, квинту, с заполнением скачков фигурами эксцеллентования. В слове «таинство» в конце первой строчки появляется нетипичный для этого стиля случайный знак ре-бемоль, дальше возникает соль-бемоль, противоречащие диатонике «белого» звукоряда. Для правильного понимания значения знаков альтерации и термина «ин роспев с отменами» необходимо выявить все партии настоящей стихиры, сложить и проанализировать партитуры обоих вариантов ее распева, что будет сделано после краткого описания рукописных источников.

Ил. 1. Термин «инъ росппвъ с отменами» в заголовке благовещенской стихиры.

РГАДА. Оп. 2. Ч. 7. Ф. 396. № 3735. Л. 15. Партия баса

Служба Благовещению была описана нами для готовящегося инципитного каталога рукописей Архива Оружейной палаты. Всего найдено 18 партий разных голосов, составляющих три единицы хранения. Из них две партии № 3734 и 3735 особенные, каждая значится как отдельная единица хранения, а остальные 16 партий сходны по оформлению и числятся под номером 3736 без литеры и с литерами а-п.

Партия дисканта РГАДА. Оп. 2. Ч. 7. Ф. 396. № 3734 на последнем листе без нот имеет автограф певца и одновременно писца рукописи: «дышкант» (на верхнем поле л. 75); «труды полагал, а сии переводы писал подьяк Стефан Гордиов-

ский» (на нижнем поле л. 75). Отмечу, что дискант во многих других службах Архива Оружейной палаты бывает утрачен, так что его наличие может считаться удачей. Партия формата в 4° (20 х 16,3 х 1,8 см) переплетена в картон, обклеенный бумагой с цветным рисунком «перья», с кожаным корешком. На л. 38 стоит дата: «Писан 1724 в Москве». Содержит три праздничные службы зимне-весеннего периода: Сретению, Благовещению и на Вход в Иерусалим.

Партия баса РГАДА. Оп. 2. Ч. 7. Ф. 396. № 3735, где встретился термин «с отменами», содержит только службу Благовещению. Рукопись больше по размеру, в 4° (22,9 х 18 х 1,4 см), в переплете коричневой кожи с серебряным тиснением в виде рамок на корешке и обеих крышках обложки, с позолоченным обрезом. Почерк аккуратный, заголовки и инициалы киноварные. В каноне Благовещению перед каждым тропарем на поле стоит киноварная помета: «Аггел» или «Богородица», что в других партиях чаще всего опускается1. Особенности оформления позволяют предположить, что это царская партия, по которой пел Петр Алексеевич2.

Комплект партий № 3736, 3736 а-п включает один экземпляр партии дисканта (3736-о), 4 экземпляра партии альта (3736-ж, з, к, п), 8 теноров (3736-а, б, в, г, д, е, и, л), 3 баса (3736 без литеры, м, н). Рукописи форматом в 4° (в среднем 19,5 х 16 х 1,5 см), в кожаных коричневых переплетах с серебряным тиснением на корешке. Все партии содержат две службы: Благовещению и на Вход в Иерусалим.

В таблице 1 указаны номера листов во всех единицах хранения Архива Оружейной палаты (РГАДА. Оп. 2. Ч. 7. Ф. 396), где найдена благовещенская стихира «Еже от века таинство».

Таблица 1

3734 3735 6 3 « ■ 6 7 3 ю ■ 6 7 3 3736-в 3736-г 3736-д ш - 6 7 3 3736-ж со -6 т 7 3 3736-и 3736-к 3736-л 3736-м 3736-н 3736-о 3736-п

Название партии Д Б Б Т Т, А Т Т Т Т А А Т А Т Б Б Д А

1-й вариант стихиры Л. 34 13 об. 16 об. 13 13 об. 14 об. 13 об. 12 13 об. 11 об. 11 об. 13 11 14 17 об. 17 14 об. 12

2-й

вариант «Ин роспев Л. 36 15 19 - 15 15 об. 15 14 15 13 - 14 об. - 15 об. 20 19 - -

с отме-

нами»

1 Пометы «Аггел», «Богородица» есть в партиях 3736-б, ж, но чернилами, в остальных помет нет.

2 В других службах Архива Оружейной палаты также встречаются особо оформленные царские партии, в ряде случаев это подтверждается записями: «По сей книге / Петь изволил /Его императорское / Величество ПЕТР / ВЕЛИКИЙ» (РГАДА. Ф. 396. № 3732. Л. 1; № 3752-в).

Из таблицы видно, что первый распев стихиры выписан во всех 18 рукописях, второй вариант — только в 13, причем дискант представлен только в одном из двух списков — № 3734 (с автографом Стефана Гордиовского). Заголовок первого распева стихиры чаще всего обычный: «На хвалитех, Слава и н(ы)не, глас В»; заголовок второго варианта стихиры в двух рукописях сходный: «Бл(а)говеще-нию Прес(вя)тыя Б(о)городицы, на хвалитех, Слава, глас В» (3736-г, 3736-н), в одном случае — «ин роспев с отменами» (3735), в остальных партиях — без заголовка. В дисканте № 3734, в «ин роспеве» меняется ключ, с дискантового на сопрановый. В партии тенора № 3736-б во втором распеве стихиры неожиданно записана партия альта, без указания на смену голоса, она совпадает с партией альта № 3736-ж, оба раза ключ меняется на меццо-сопрановый. Басы нотиро-ваны в теноровом ключе, в партии № 3736-н второй распев начинается с нового листа, меняются чернила. Тенор записан в альтовом ключе, в партии № 3736-д «ин роспев» пишется новым почерком с нового листа, в партии № 3736-е он расположен на вклеенных листах с необычными красными нотными станами. Можно сделать вывод, что «ин роспев» стихиры «Еже от века таинство» не входил в первоначальный состав службы и был приписан позже, в процессе бытования настоящего певческого комплекта.

При сведении голосов в партитуру обнаружилось, что в дисканте Стефана Гордиовского во втором варианте стихиры содержатся «лишние» отрывки, приходящиеся на распевы двух продолжительных фит в начале и в конце стихиры: Двоечельной большей на слове «днесь» и Красной на словах «Боже наш»3. В других партиях настоящие фиты выпущены. В принципе сокращение песнопений за счет пропуска фит встречается в партесных гармонизациях регулярно, что в рукописях может указываться скобками. Бывает и так, что в части партий фита выписана, а в других пропущена.

Уже в начале стихиры видно, что случайных диезов и бемолей много и они противоречат друг другу. Первая синтагма «еже от века» гармонизована в обиходном звукоряде, с нормативным си-бемолем в альте. Далее в распеве, в теноре появляются звуки фа-диез первой октавы, дублированные в дисканте октавой выше, а в басу и альте — знаки соль-бемоль и ре-бемоль (ил. 2).

В продолжении стихиры, на словах «подаст ми лучшее», к указанным случайным знакам добавляются ля-бемоль и ми-бемоль во всех голосах (ил. 3). Следует учитывать, что отдельные знаки могут быть ошибочными, с чем часто сталкиваются исследователи партесного пения, например выделенный прямоугольником ля-диез в альте на слове «лучшее». Ряд знаков может стоять в одной партии и не стоять в другой, так, случайные бемоли в теноре, в партии 3736-в часто не совпадают с партией 3736-л, что также указано в примере. Кроме того, в нотах встречаются ошибки и описки, нуждающиеся в исправлении редактора. В дисканте явно ошибочными выглядят три половинные ноты, выделенные скобкой, выписанные в рукописи ступенью ниже. Поскольку дискант сохранился в единственном экземпляре, мы не можем сверить его правильность с другим списком.

3 Названия фит и лиц в статье приводятся по Азбуке: Григорьев Е. Пособие по изучению церковного пения и чтения. Рига, 2001. 2-е изд. С. 272, фиты № 14, 18.

Л. г р Р Г г \, Г "=1 гЛ А -

§ Г Г [ 1 -ТГ = Ш: ш -

Ил. 2. Партитура «Ин роспева с отменами» стихиры «Еже от века таинство»

с оригинальными знаками

Ил. 3. Фрагмент из середины стихиры «Ин роспев» с многочисленными знаками альтерации

Все перечисленные сложности вместе с непонятными на первый взгляд знаками альтерации усложняют процесс восстановления партитуры.

Подобное обилие противоречивых случайных знаков в рукописях встречается редко, аналогии можно найти в других партесных службах этого же собрания, например в стихире на Богоявление «Днесь Христос на Иордан» 2-го гласа4, а также в троестрочии, изложенном нотами. Так, в благовещенской стихире из Троестрочника Одоевского (РГБ. Ф. 210. № 24) с тем же инципитом «Еже от века таинство», на словах «да Бога Адама сотворит» знаки фа-диез и соль-бемоль, стоящие у соседних звуков, появляются на определенном непродолжительном участке песнопения (ил. 4). Три голоса троестрочия — верх, путь и низ — записаны в рукописи в альтовом ключе5.

4 См.: Кондрашкова Л. В. К вопросу о составлении инципитного каталога певческих рукописей из собрания Оружейной палаты РГАДА // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 41. С. 19—31. Пример 5 на с. 28. Мутацию на тон вверх содержит первый вариант стихиры «Днесь Христос на Иордан», а в «ин роспеве» она, наоборот, отсутствует.

5 Рукопись доступна по ссылке https://lib-fond.rU/lib-rgb/210/f-210-24/#image-91

Ил. 4. Фрагмент троестрочной стихиры «Еже от века таинство»

с многочисленными противоречивыми знаками альтерации. РГБ. Ф. 210. № 24. Л. 85

При исследовании троестрочия нами был сделан вывод, что соседствующие диез и бемоль указывают на необычное, ненормативное положение полутона в обиходном звукоряде из-за его мутационного сдвига на тон вверх6. Обиходное согласие «ут-ре-ми» при появлении знаков альтерации перемещается в положение «ре-ми-фа-диез». При этом знак фа-диез читается как реальный диез, а соль-бемоль не читается, он выставлен как модальный знак, указывающий на прилегание полутона снизу к звуку соль.

В партесной стихире мы видим аналогичное двоякое употребление знаков альтерации: и как знаков изменения высоты звуков, и как знаков, указывающих на положение полутона в звукоряде: модальный бемоль обозначает прилегание полутона снизу, модальный диез — сверху7. Смешение нового и старого характерно для рукописей переходного к Новому времени периода, когда киевская нотация мыслится как упрощенный аналог крюковой нотации с ее степенными пометами и отражает структуру обиходного звукоряда русского Средневековья.

Наличие мутации на тон вверх во втором распеве «Еже от века» можно подтвердить сравнением высоты тенорового голоса, содержащего знаменный распев, по двум вариантам этой стихиры — первому и второму, озаглавленному в одной из партий «ин роспев с отменами» (ил. 5). В этом и следующих примерах в нотах оставлены подлинные знаки альтерации, а над нотным станом выставлены редакторские знаки, отражающие реальное звучание распева с учетом мутаций. Стрелками вверх и вниз обозначены начало каждой мутации и направление сдвига обиходного звукоряда.

Стихира начинается с попевки Подъем полный, почти одинаково в обоих вариантах. Затем, начиная со слова «таинство» в «ин роспеве» высота становится на тон выше, чем в первом распеве. Фита Двоечельная есть только в первом варианте. «Ин роспев» выше первого распева и далее, в попевках Переволока, Храбрица, в лице 2-го гласа (Григорьев, с. 262, № 6) на словах «да хуждшее вос-прием» и в распеве фиты Светлозельной (Григорьев, с. 276, № 59) на слове «подаст». При сравнении мы видим вариантность текста («Сын человеч» / «Сын

6 Кондрашкова Л. В. Раннее русское строчное многоголосие // Труды ЦМиАР. Т. 8. Ч. 1. М., 2013. С. 48-51.

7 См.: Холопов Ю. Н. «Странные бемоли» в связи с модальными функциями в русской монодии // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. Л., 1987. С. 106-129.

Ил. 5. Сравнение тенора с мелодией знаменного распева по двум вариантам распева стихиры «Еже от века таинство»

Девич») и мелодическую вариантность гласовых формул: Храбрицы, фиты Свет-лозельной.

Обратим внимание на фиту Иразма, распетую на тексте «солгася древле Адам»: в обоих вариантах распева в ней выписано кратковременное ладовое отклонение (мутация) на тон вниз. В первом распеве появляется случайный ми-бемоль, а в «ин роспеве», в условиях глобальной мутации, на тон вверх, этот фрагмент фиты с мутацией вниз попадает в основной обиходный звукоряд (без случайных знаков).

Отмечу, что в Азбуках (Григорьев, с. 273, № 20) и многих нотных переводах и двознаменниках8 эта фита пишется без ладового отклонения, которое весьма

8 Например РГБ. Ф. 304. I. № 450. Л. 243 об.

украшает распев. Партесные обработки подчас сохраняют в теноровых партиях больше ладового разнообразия в знаменном распеве, чем одноголосные азбуки и рукописи, переведенные на ноту. В другой службе из Архива Оружейной палаты — в Службе Благодарственной на заключение Ништадтского мира — в стихире «Тебе Бога хвалим» фита Иразма на слова «и благодаряще вопием» также имеет ладовое отклонение9. Возможно, такой распев данной фиты свойственен всем обработкам, сделанным уставщиком хора государевых певчих дьяков Иваном Михайловичем Протопоповым, или шире — всем обработкам, происходящим из хора государевых певчих, этот вопрос нуждается в дальнейшем уточнении.

Трижды в «ин роспеве», на словах «ми лучшее» (перед фитой Иразма на ил. 5), «быти не бысть» и «Адама соделает», на одном и том же мелодическом обороте (на измененной попевке Храбрица) происходит еще одна мутация, еще на один тон вверх, из-за чего мелодия тенора начинает отстоять от первого варианта стихиры уже на терцию, а к прежним случайным знакам добавляется ля-бемоль (ил. 6). В примере выделен момент мутации на два тона вверх скачком на кварту (в первом распеве — скачком на терцию). Понижение уровня звучания в окончании фраз происходит на попевке Муга.

да Бо-га А - да - * ма со - де - ла - ет. Да ве - се - лит - ся тварь,

Ил. 6. Мутация на два тона вверх в «ин роспеве», сравнение двух вариантов распева

Обобщим сказанное о мутациях в теноре «ин роспева с отменами» благовещенской стихиры. Обиходный звукоряд (в обычном высотном положении) начинает стихиру и завершает ее на попевке Вознос конечный высокий; в середине песнопения фрагмент фиты Иразма возвращается к исходному уровню звучания из-за кратковременного ладового отклонения на тон вниз. Остальная часть распева изложена в звукоряде с мутацией на тон выше основного; кроме того, трижды на измененной попевке Храбрица происходит мутация в звукоряд двумя тонами выше основного.

9 См.: Плотникова Н. Ю. Служба благодарственная на заключение Ништадтского мира. Служба святому благоверному князю Александру Невскому / исслед. и публ. Н. Плотниковой // Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение. М., 2022. Вып. 1. С. 22, 87.

Случайные знаки тенора ре-бемоль и соль-бемоль, а также ля-бемоль — во время мутации два тона вверх — используются как модальные знаки и обозначают необычное положение первой ступени обиходного согласия, поднятого на тон или на два тона вверх. Их следует читать, заменяя бекарами, при этом вводя прилегающий снизу диез: до-диез, фа-диез и соль-диез соответственно. В свете изложенной теории начальный отрывок стихиры, приведенный в примере 2, будет выглядеть следующим образом (ил. 7):

ва-ет - ся дне ----------- сь,

Ил. 7. Начальный отрывок благовещенской стихиры «ин роспев», реконструкция

Заключительный отрывок стихиры на слова «вочеловечивыйся, Боже наш, слава Тебе» можно реконструировать следующим образом (ил. 8): фита в «ин ро-спеве» отсутствует, заключительная попевка Возраз конечный высокий мутирует на тон вниз, возвращаясь в основной обиходный звукоряд, что звучит достаточно резко и неожиданно. Переход осуществлен через мажорное трезвучие на басу «до» (на слове «наш»), после которого параллельным движением вниз берется мажорное трезвучие на басу «си-бемоль».

Ил. 8. Заключительный отрывок благовещенской стихиры «ин роспев», реконструкция

67

В связи с уникальностью настоящей стихиры была предпринята попытка выявить ее списки в составе певческой книги «Праздники». Н. Ю. Плотникова указала 14 разных вариантов гармонизации четырехголосных праздничных стихир, настоящую редакцию она приводит под № 5. Самым ранним списком этой редакции является рукопись ГИМ. Син. певч. № 924 — четырехголосная партитура с владельческой записью государева певчего дьяка Алексея Михайловича сына Протопопова и датой «1710 год»10. Скорее всего, он был родственником уставщика хора Ивана Михайловича Протопопова (1678 (?) — 1729)11. Исследовательница пишет, что эта гармонизация Праздников является самой распространенной в России 1-й пол. XVIII в. Однако стихира «Еже от века» «ин роспев» встречается редко. В рукописи Син. певч. 924 первый вариант стихиры выписан на положенном месте в службе Благовещению, а второй вариант дописан в конце рукописи, на л. 154—154 об., без заголовка, не полностью. Сначала зафиксированы два голоса: тенор и бас, а для верхних голосов оставлены пустые нотные строчки, затем, на обороте последнего листа, остается только тенор, но и он оборван. В просмотренных нами списках из ОР РГБ. Ф. 379. № 118, 119 стихиры «ин роспев» нет.

В рукописи Син. певч. 924 обнаружен аналогичный термин «произвол с отменою», но в другом песнопении, в успенской стихире по 50-м псалме «Егда преставление», глас 6. В начале стихиры распевается лицо Большая кулизма 6 гласа (л. 148), без мутации, обычным образом. Затем с ремаркой «преводне» приводится второй вариант начала стихиры, где указанная мелодическая формула выписана с мутацией на тон вниз, так что ее кадансовый полутоновый оборот приходится на звуки «си-бемоль — ля». Далее это же лицо Большая кулизма повторяется на словах «обстояще одр» (л. 149), аналогичным образом этот отрывок выписан дважды подряд, сначала без мутации, а потом с мутацией, над которой стоит ремарка «произвол с отменою» (ил. 9). В других песнопениях рукописи термин со словом «отмена» не встретился.

В целом отметим, что в партитуре Син. певч. 924 довольно много мутаций, не только на тон вниз, в кадансовых оборотах фит и лиц, но и вверх, например в окончании преображенской стихиры по 50-м псалме «Божества Твоего, Спасе», глас 5, на лице «Царь-конец» (л. 124). В этой мутации роль диезов выполняют модальные бемоли, как и в «ин роспеве» стихиры на Благовещение (ил. 10). Не всегда знаки выставлены безошибочно: так, в альте несколько раз стоят ненужные ля-бемоли. Но в целом автор придерживается той же системы обозначения ладовых изменений. В примере выставлены подлинные знаки альтерации, их современное прочтение в нашей редакции — над строчкой.

Интересный образец окончания песнопения на попевке Вознос конечный высокий с мутацией на тон вниз, сходный с благовещенской стихирой (сравни с ил. 8), можно видеть в успенской стихире малой вечерни «Двери небесныя»,

10 Плотникова Н. Ю. Партесные гармонизации знаменного и греческого роспевов: исследование и публикация. М., 2004. С. 16—18.

11 См. о нем: Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — середины XVIII века: источниковедение, история, теория. М., 2015. С. 113—133.

Ил. 9. Термин «произвол с отменою» в успенской стихире «Егда преставление» из рукописи ГИМ. Син. певч. № 924. Л. 149

Ил. 10. Окончание преображенской стихиры «Божества Твоего, Спасе» на лице «Царь-конец» с мутацией. ГИМ. Син. певч. 924. Л. 124

Слава на стиховне, глас 2 (ил. 11). В теноре на слоге «ю» в рукописи стоит ошибочный знак соль-диез.

Г ° Г

у л 4 1 ' П»Е- т Г Р Г т Г Р \ 1 Вознос конечный высокий - . - \к. к- . „ Ь|^=И

ГГГГ ГГГ и-ду - щу со О: ? .Г Г Г . Г 1»н 9 ела -ф- ¥ во - ю ■ГГГ . V 1= к С1 >1 - ну » ф р Г'П ' и Бо - - гу. Гг'г 1 № I-1

Г г ГГП ГГШ ■" Гг 4=

Ил. 11. Окончание успенской стихиры «Двери небесныя» на попевке Вознос конечный высокий с мутацией. ГИМ. Син. певч. 924. Л. 128 об. — 129

Видимо, автор этой редакции Праздников, которого мы отождествляем с государевым певчим дьяком Алексеем Михайловичем Протопоповым, подписавшим рукопись, был знатоком знаменного пения, с выучкой старой школы, хоть он и творил в 1-й пол. XVIII в. Его предположительный год рождения приходится на период 1675—1680 г., последнее упоминание датируется 1738 г., когда он был назначен иподьяконом Синодального дома. О его старой выучке свидетельствует использование более ранней редакции текста во многих стихирах, в частности в благовещенской «Совет превечный»12, причем во многих случаях в другой нотной строчке подписывался и новый вариант текста, особенно часто в службе Сретению. В результате просмотра всей рукописи нами сделан вывод, что она написана целиком одним почерком, хотя и в разных его модификациях — то более размашисто, то убористо. Меняется даже бумага, например на л. 42. Более того, на наш взгляд, совпадает почерк текста стихир и владельческой полистной надписи (л. 126—138).

В пользу того, что автор рукописи А. М. Протопопов был опытным певчим, знавшим знаменный распев с его редкими ладовыми особенностями, а также крюковую нотацию наряду с киевской, свидетельствует найденный в рукописи фрагмент крюковой строки с тайнозамкненным начертанием попевки 6 гласа Переволока закрытая, в благовещенской стихире «Являешися мне яко человек» (ГИМ. Син. певч. 924. Л. 22 об. на поле внизу, на словах «браку есмь»).

То, что А. М. Протопопов пел также по рукописям из Архива Оружейной палаты РГАДА, доказывается его инициалами на обложке одной из рукописей собрания: «А М П» (партия тенора на Новолетие. РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ч. 7.

12 См.: Плотникова Н. Ю. Партесные гармонизации ... С. 8—9, 130—134. Исследовательница пишет об использовании текста стихиры «Совет превечный» в том варианте, как он представлен в изданиях Минеи 1663—1685 гг.

№ 3731-д)13. Видимо, Алексей Михайлович был на особом счету в хоре государевых певчих, ценился как мастер, ведь другие певчие не имели «именных» партий, где инициалы выписаны прямо на обложке, крупнее заголовка: «месяцъ генварь / теноръ / А М П / НОВАГО ЛЕТА».

На наш взгляд, именно А. М. Протопопову принадлежит термин «с отменами», обнаруженный дважды, в Праздниках его гармонизации, в стихирах «Еже от века таинство» и «Егда преставление», в сходных по смыслу лексических формах: «ин роспев с отменами» и «произвол с отменою». Интересно, что в Архиве Оружейной палаты термин выписан только в той партии баса, которая предположительно предназначалась для царя, Петра I, а в Синодальном певческом собрании он вписан в партитуру над теноровым голосом, партию которого пел автор термина.

Думается, что значение этого термина можно перевести на современный язык словом «с переменами» или «со сменами». Термин относится к тем местам в стихирах, где появляются мутации со сменой высотного положения обиходного лада. То, что распевщик использует для их фиксации бемоли и диезы в модальном значении, также свидетельствует о его старой школе. Подобного рода двойственность свойственна нотным переводам троестрочия, созданным на рубеже XVII и XVIII вв., а в 1-й четв. XVIII в. этот феномен все еще можно наблюдать в отдельных партесных рукописях.

Партесные гармонизации стихир государева певчего дьяка Алексея Михайловича Протопопова не перестают удивлять своими особенностями: новым музыкально-теоретическим термином и большим количеством редких мутаций в мелодии знаменного распева, которые к XVIII в. во многих других источниках уже были утеряны.

Список литературы

Григорьев Е. Пособие по изучению церковного пения и чтения. Рига, 2001. Изд. 2-е. Кондрашкова Л. В. Раннее русское строчное многоголосие. М.: Труды ЦМиАР. Т. 8, ч. 1, 2013.

Кондрашкова Л. В. К вопросу о составлении инципитного каталога певческих рукописей из собрания Оружейной палаты РГАДА // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 41. С. 19—31. Кондрашкова Л. В. Служба 1 января: Новолетию, Обрезанию Господню и святителю Василию Великому. Служба Новолетию 1 сентября. Величания и прокимны / исслед. и публ. Л. Кондрашковой // Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение. М., 2022. Вып. 2. Плотникова Н. Ю. Партесные гармонизации знаменного и греческого роспевов: исследование и публикация. М.: Издательский дом «Композитор», 2004. Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — середины XVIII века: источниковедение, история, теория. М.: ГИИ, 2015.

13 См.: Кондрашкова Л. В. Служба 1 января: Новолетию, Обрезанию Господню и святителю Василию Великому. Служба Новолетию 1 сентября. Величания и прокимны / исслед. и публ. Л. Кондрашковой // Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение. М., 2022. Вып. 2. С. 9—10, 160—161 (описание рукописи 3731-д), цв. вкл. 4.

Плотникова Н. Ю. Служба благодарственная на заключение Ништадтского мира. Служба святому благоверному князю Александру Невскому / исслед. и публ. Н. Плотниковой // Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение. Вып. 1. М., 2022.

Холопов Ю. Н. «Странные бемоли» в связи с модальными функциями в русской монодии // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. Л., 1987. С. 106—129.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia V: Voprosy istorii i teorii

khristianskogo iskusstva.

2022. Vol. 48. P. 59-73

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.15382/sturV202248.59-73

Lada Kondrashkova, Candidate of Sciences in Art Criticism, Researcher,

Central Museum of Ancient Russian Culture and Art Named After Andrei Rublev Moscow, Russia ladakondrashkova@mail. ru https://orcid.org/0000-0002-7488-7295

STICHERA "HH POCnEB c otmehamh"

in Part-Song Manuscripts of Tsar's Singing Deacons from the Period of Peter I*

L. Kondrashkova

Abstract: The article is devoted to a newly found musical and theoretical term of the Russian part-song music of the first quarter of the 18th century, applied to a modified, "different", "arbitrary" version ofthe chant offestive stichera and indicating the presence of "cancellations" in it. The term has been found in two manuscripts associated with the choir of Tsar's singing clerks of the time of Peter I, in two formulations: "another chant with cancellations" and "arbitrariness with cancellation". Both MSs are four-part adaptations of the Znamenny Chant Holidays, preserved in the form of a score and as a set of parts. The description of the singing MSs of the Archive of the Armoury Chamber of the Russian State Archive of Ancient Acts, which is currently being carried out by the author of this article together with N. Yu. Plotnikova, has provided material for the article. Source research suggests that the term "with cancellations" belongs to Tsar's singer Clerk Alexei Mikhailovich Protopopov, who worked in the court choir at the same time as his alleged relative, the Usher Ivan Mikhailovich Protopopov. The article analyses the unusual moments of part-song chants that are not specific to Znamenny chant, where many random sharps and flats appear. The article claims that sharps and flats at that time could be used in two ways: in the modern sense and as modal signs indicating an unusual position of the "obikhodnyi" scale as a result of its mutation. In addition to the frequently encountered mutations one tone down, in the stichera of the Annunciation "The Sacrament from the Ages" there are mutations one tone up and even two tones up. Fret shifts, so rare in Znamenny singing, are written in unusual sharps and flats, designated by the indicated term. The author of the article

* The study has been funded by the Russian Foundation for Fundamental Research, project 20012-42014 "Musical Legacy of the Period of Peter I: State Pageants and Church Singing".

proposes to translate it into modern language as "a variety of chant with changes", or "with shifts".

Keywords: Russian part-song music, time of Peter the Great, Tsar's chanters, old church singing, Znamenny chant, scale mutations, modal sharps and flats, history and theory of Russian music of 18th century, Russian baroque music.

References

Grigor'ev E. (2001) Posobie po izucheniiu tserkovnogo peniia i chteniia [Manual for the study of church singing and reading], 2nd ed. Riga (in Russian).

Kholopov Iu. (1987) "Strannye bemoli" v sviazi s modal'nymi funktsiiami v russkoi monodii ["Strange flats" in connection with modal functions in Russian monody], in Problemy deshifrovki drevnerusskikh notatsii [Problems of deciphering Old Russian notations]. Leningrad, pp. 106-129 (in Russian).

Kondrashkova L. (2013) Rannee russkoe strochnoe mnogogolosie [Early Russian three-line polyphony]. Moscow (in Russian).

Kondrashkova L. (2021) "K voprosu o sostavlenii intsipitnogo kataloga pevcheskikh rukopisei iz sobraniia Oruzheinoi palaty RGADA" [On the issue of compiling an incipient catalogue of singing manuscripts from the collection of the Armoury of the RGADA]. Vestnik PSTGU. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva, vol. 41, pp. 19-31 (in Russian).

Kondrashkova L. (2022) "Sluzhba 1 ianvaria: Novoletiiu, Obrezaniiu Gospodniu i sviatiteliu Vasiliiu Velikomu. Sluzhba Novoletiiu 1 sentiabria. Velichaniia i prokimny" [Church service on January 1: New Year, Circumcision of the Lord, and St. Basil the Great. Church service for the New Year on September 1. Magnifications and prokimens], in Muzykal'noe nasledie Petrovskoi epokhi: gosudarstvennye torzhestva i bogosluzhebnoe penie [Musical Legacy of the Period of Peter I: State Pageants and Church Singing], vol. 2, Moscow (in Russian).

Plotnikova N. (2004) Partesnye garmonizatsii znamennogo i grecheskogo rospevov (na materiale stikhiry "Sovet prevechnyi" iz Sluzhby Blagoveshcheniia Presviatoi Bogoroditse): Issledovanie i publikatsiia [Part-song harmonisations of Znamenny and Greek chants (on the material of the stichera "Sovet Prevechnyi" from the Service for the Annunciation of Theotokos). A study and publication]. Moscow (in Russian).

Plotnikova N. (2015) Russkoe partesnoe mnogogolosie kontza XVII — serediny XVIII veka: istochnikovedenie, istoriia, teoriia [Russian part-song polyphony of the late 17th — mid-18th cc. Source studies, history, theory]. Moscow (in Russian).

Plotnikova N. (2022) "Sluzhba blagodarstvennaia na zakliuchenie Nishtadtskogo mira. Sluzhba sviatomu blagovernomu kniaziu Aleksandru Nevskomu" [Thanksgiving service for the Nystadt Peace. Service to the St. Alexander Nevsky]. Muzykal'noe nasledie Petrovskoi epokhi: gosudarstvennye torzhestva i bogosluzhebnoe penie [Musical Legacy of the Period of Peter I: State Pageants and Church Singing], vol. 1, Moscow (in Russian).

Статья поступила в редакцию 15.07.22

The article was submitted 15.07.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.