Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОСТАВЛЕНИИ ИНЦИПИТНОГО КАТАЛОГА ПЕВЧЕСКИХ РУКОПИСЕЙ ИЗ СОБРАНИЯ ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ РГАДА'

К ВОПРОСУ О СОСТАВЛЕНИИ ИНЦИПИТНОГО КАТАЛОГА ПЕВЧЕСКИХ РУКОПИСЕЙ ИЗ СОБРАНИЯ ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ РГАДА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
54
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ / МНОГОГОЛОСИЕ / ПАРТЕСНАЯ МУЗЫКА / ТРОЕСТРОЧИЕ / ПЕВЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АРХИВНОЕ СОБРАНИЕ / НОТАЦИЯ / РУКОПИСНЫЕ ИСТОЧНИКИ / ПЕСНОПЕНИЯ / ИСТОРИЯ РУССКОЙ МУЗЫКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кондрашкова Лада Вадимовна

В статье публикуются результаты первого года работы по созданию подробного каталога собрания певческих рукописей Оружейной палаты РГАДА. Автор сосредоточен на вопросах источниковедения, непосредственно влияющих на способы описания и каталогизации настоящих рукописей на материале изученных единиц хранения РГАДА. Ф. 396. 3731, 3732, 3749. Приведенные музыкальные примеры свидетельствуют о смешанной стилистике музыкального оформления богослужения в Петровское время, которое включало партесные обработки знаменного распева, троестрочие и одноголосие. Записанные в виде партий отдельных голосов многоголосные песнопения дают представление о количестве певчих в государевом хоре в 1-й трети XVIII в. Количественно преобладает теноровая партия, в которой находится распев - первоисточник обработок. Гораздо меньше басовых и альтовых партий. Дискант в данном случае не сохранился вовсе. Наряду с одной из партий многоголосия в рукописях встречаются также одноголосные песнопения, похожие по стилистике на греческий распев. Поскольку все песнопения следуют подряд, то на первом этапе исследования (описание рукописи) судить о музыкальных характеристиках службы подчас бывает невозможно, характер изложения становится ясен лишь в дальнейшем - при составлении партитуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF COMPILING AN INCIPIENT CATALOGUE OF SINGING MANUSCRIPTS FROM THE COLLECTION OF THE ARMORY OF THE RGADA

In the article by L. V. Kondrashkova «On the issue of compiling an incipient catalog of singing manuscripts from the collection of the RGADA Armory,» the results of the first year of work on the creation of a detailed catalog of this collection are published. The author focuses on issues of source studies that directly affect the methods of describing and cataloguing the present manuscripts on the material of the studied storage units of RGADA f. 396. 3731, 3732, 3749. The given musical examples testify to the mixed style of musical design of worship in Petrovsky Vremya, which included party treatments of the banner chant, triple and single-voice. Recorded in the form of parts of individual voices, polyphonic chants give an idea of the number of singers in the sovereign choir in the first third of the 18th century. The tenor party, in which the chant is located, is quantitatively predominant - the source of the treatments. Much less bass and viola parts. The discant in this case has not been preserved at all. Along with one of the parts of polyphony in manuscripts, there are also single-voice chants similar in style to the Greek chant. Since all chants follow in a row, at the fi rst stage of the study (description of the manuscript) it is sometimes impossible to judge the musical characteristics of the service, the nature of the presentation becomes clear only in the future, when compiling the score.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОСТАВЛЕНИИ ИНЦИПИТНОГО КАТАЛОГА ПЕВЧЕСКИХ РУКОПИСЕЙ ИЗ СОБРАНИЯ ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ РГАДА»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 41. С. 19-31 БОТ: 10.15382МшгУ202141.19-31

науч. сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства

Кондрашкова Лада Вадимовна,

канд. искусствоведения,

им. Андрея Рублева

Российская Федерация, 107120, г. Москва, Андроньевская площадь, 10

[email protected]

ОИСГО: 0000-0002-7488-7295

К ВОПРОСУ О СОСТАВЛЕНИИ ИНЦИПИТНОГО КАТАЛОГА ПЕВЧЕСКИХ РУКОПИСЕЙ ИЗ СОБРАНИЯ

Оружейной палаты РГАДА*

Аннотация: В статье публикуются результаты первого года работы по созданию подробного каталога собрания певческих рукописей Оружейной палаты РГАДА. Автор сосредоточен на вопросах источниковедения, непосредственно влияющих на способы описания и каталогизации настоящих рукописей на материале изученных единиц хранения РГАДА. Ф. 396. 3731, 3732, 3749. Приведенные музыкальные примеры свидетельствуют о смешанной стилистике музыкального оформления богослужения в Петровское время, которое включало партесные обработки знаменного распева, троестрочие и одноголосие. Записанные в виде партий отдельных голосов многоголосные песнопения дают представление о количестве певчих в государевом хоре в 1-й трети XVIII в. Количественно преобладает теноровая партия, в которой находится распев — первоисточник обработок. Гораздо меньше басовых и альтовых партий. Дискант в данном случае не сохранился вовсе. Наряду с одной из партий многоголосия в рукописях встречаются также одноголосные песнопения, похожие по стилистике на греческий распев. Поскольку все песнопения следуют подряд, то на первом этапе исследования (описание рукописи) судить о музыкальных характеристиках службы подчас бывает невозможно, характер изложения становится ясен лишь в дальнейшем — при составлении партитуры.

Ключевые слова: церковное пение, многоголосие, партесная музыка, троестрочие, певческая культура, архивное собрание, нотация, рукописные источники, песнопения, история русской музыки.

В собрании рукописей Оружейной палаты Российского государственного архива древних актов (Ф. 396. Оп. 2. Ч. 7) 35 единиц хранения (№ 3731—3766, за исключением выбывшего № 3743) представляют собой певческие рукописи

© Кондрашкова Л. В., 2021.

Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 41. С. 19-31.

* Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ 20-012-42014 «Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение».

Л. В. Кондрашкова

государевых певчих дьяков Петровской эпохи. В большинстве единиц хранения содержатся не одна, а несколько (максимально 21) певческих тетрадей или небольших книжек, обозначенных буквами русского алфавита. Всего нам предстоит описать около 300 партий партесного четырехголосия и троестрочия, обычно составляющих многоголосный комплект. Предварительное краткое описание и обзор указанных рукописей опубликован Н. Ю. Плотниковой1.

В настоящей статье мы сосредоточимся на вопросах источниковедения, непосредственно влияющих на способы описания и каталогизации настоящего собрания, а также сформулируем принципы публикации планируемого инципит-ного каталога певческих рукописей из собрания Оружейной палаты на основании уже изученной нами единицы хранения № 3731. Под этим номером хранятся 9 тетрадей: № 3731 без литеры, № 3731 (а), № 3731 (б), № 3731 (в), № 3731 (г), № 3731 (д), № 3731 (е), № 3731 (ж), № 3731 (з). Из них семь теноров, один альт (а), одна партия (е) начинается как бас, а продолжается как тенор. По содержанию № 3731 является январским томом, в котором записаны службы с 1 по 6 января, охватывающие период Святок, с Нового года2 до Богоявления (Крещения) Господня.

Общее содержание единицы хранения № 3731:

1. Служба на 1 января, Новолетию, Обрезанию Господню и святителю Василию Великому;

2. Ирмосы канона-трипеснца на повечерии 3 января, глас 6, «К Тебе утре-нюю»;

3. Ирмосы канона на повечерии 4 января, глас 6, «Сеченое сечется»;

4. Ирмосы канона на повечерии 5 января, глас 6, «Волною морскою»;

5. Часы царские Богоявлению Господню;

6. На освящение воды тропари (стихиры), глас 8;

7. Служба Богоявлению, включающая полный канон со всеми распетыми тропарями.

Праздничные дни 1 и 6 января содержат больше песнопений разных жанров: стихира, ирмос, тропарь, кондак, припевы, причастен, блаженна, антифоны, седален. Другие дни представлены только канонами на повечерии (полными или краткими, из трех песен — трипеснцами), а именно ирмосами канонов. Таким образом, после номера единицы хранения, названия голосовой партии и палеографического описания рукописи в каталоге необходимо указывать дату и название праздника, а также жанр и глас песнопения.

1 Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — середины XVIII века: источниковедение, история, теория. М.: ГИИ, 2015. С. 108—113, 258—263.

2 Напомним, что празднование Нового года 1 января было введено Петром I в 1700 г., до этого времени церковное и светское новолетие отмечалось 1 сентября. Певческие книги, построенные по календарному принципу (Праздники, Трезвоны), с XVIII в. и далее частично сохранили древнюю традицию начала церковного индикта с сентября (например, старообрядческие Праздники), а частично перешли на новый Петровский календарь. Неудивительно, что хор государевых певчих не остался в стороне от реформы календаря: начало года с января отразилось и в структуре певческих книг, а комплекс текстов и напевов службы Новолетию был перенесен из сентябрьского тома в январский.

Помимо краткого общего содержания данной единицы хранения, представленной в предыдущем списке, для каждой партии необходимо составить подробное содержание, с перечислением всех песнопений и номером листов. Так, для партии тенора № 3731 без литеры и для партии альта (а) оно будет выглядеть по-разному.

Содержание партии тенора, № 3731 без литеры:

Л. 1. Служба на 1 января. Заголовок «Служба генваря въ а день. Тропарь Глас В», на поле помета «тенор». Тропарь и кондак Новолетию.

Л. 2. Стихиры Новолетию. «Стихиры глас А». На л. 4 об. — 5 переправлен текст «благоверному царю споборствуй» на «Благоверной императрице спобор-ствуй».

Л. 6. Антифоны Новолетию троестрочные, без заголовка.

Л. 8. Стихиры Обрезанию и Василию Великому. «Ианнуариа в А день обрезанию стхры. Глас И». На верхнем поле помета «тенор».

Л. 15. Причастен Новолетию «Благословиши венец лета».

Л.16. Припевы на 9-й песни канона Новолетию.

Л. 18. Тропарь и кондак в навечерие Богоявления. «В навечери богоявления Гсдня тропарь глас Д». На правом поле помета «тен».

Л. 19. Тропарь и кондак Богоявлению. «На богоявление Гсдне тропарь глас А».

Л. 20. По полиелеи седален глас Д. «Приидите видим вернии».

Л. 22. Часы царские Богоявлению. Заголовок киноварью «Часы црьския Бгоявлению гсдню. Час А. тропарь Глас И».

Л. 29. На освящение воды стихиры. «Стхры Водны глас И».

Л. 30. Богоявлению стихиры, без заголовка.

Л. 39. Канон Богоявлению. «Канон на бгоявление Гсдне. Глас В, песнь А, ирмос».

Л. 59. Припевы на 9 песни канона Богоявлению, л. 61 — 9-я песнь.

Л. 64. Светилен Богоявлению.

Л. 65. Задостойник Богоявлению, помета «тенор».

Л. 65 об. Причастен Богоявлению «Явися благодать Божия».

Отсутствуют блаженна на 1 января, тропари и кондаки Обрезанию и Святителю; каноны на повечерии 3, 4, 5 января.

Содержание партии альта, № 3731 (а):

Л. 1. Служба 1 января, без заголовка, помета «алтъ». Тропарь и кондак Ново-летию.

Л. 1 об. Стихиры Новолетию.

Л. 4 об. Антифоны Новолетию троестрочные.

На л. 7 заголовок службы Новолетию <<1аннуар1а в А день Новому лету», справа помета «Алтъ». Тропарь, глас Д, «Всея твари содетелю», причастен «Бла-гословиши венец лета», кондак «Яже воистину и поистинне Богородице».

Л. 8. Обрезанию и Василию Великому стихиры. Заголовок «Стихиры праздника глас И».

Л. 15 об. Антифоны троестрочные, еще раз, без заголовка.

Л. 17. Припевы на 9-й песни канона.

Л. 19. Блаженна «Утверди нас в Тебе Господи», ремарка «тенор», без заголовка.

Л. 21. Тропари и кондаки Обрезанию и Святителю. «Тропарь обрезанию, Глас А».

Л. 22. «Тропарь святаго, глас тойже».

Л. 22 об. Кондак Обрезанию.

Л. 23 Кондак святому.

Л. 23 об. Причастен Новолетию «Благословиши венец лета».

Л. 25. Канон-трипеснец на повечерии 3 января. Помета «Алт» справа от нот.

Л. 26. Канон на повечерии 4 января.

Л. 29 об. Канон на повечерии 5 января.

Л. 34. Часы царские Богоявлению. «В навечери Бгоявления Гсдня часы црския, тропари по 2-ж(ды), глас И». Помета «Алтъ» справа от нот.

Л. 43 об. На освящение воды стихиры. «Глас И. Стхры водныя».

Л. 45. Причастен Богоявлению «Явися благодать Божия».

Л. 46. Богоявлению стихиры. «Мсца ианнуария в 8 де[нь] Бгоявлению Г[ос]-п[о]дню на Г[о]с[по]ди возвах стхры глас В». Справа помета «Алтъ».

Л. 53 об. Канон Богоявлению. Другой почерк.

Л. 76. Припевы на 9-й песни.

Л. 78 — 9-я песнь.

Л. 81. Светилен Богоявлению «Явися Спас благодать и истина».

Л. 81 об. Задостойник Богоявлению.

Отсутствуют тропарь и кондак в навечерие Богоявления, тропарь и кондак Богоявлению, седальны.

Сложности возникают при сопоставлении содержания разных партий из одной единицы хранения. Выясняется, что все партии немного разные, и ни одна не содержит полного набора всех песнопений (отсутствующие песнопения указаны в конце описания каждой партии). По этой причине оказывается невозможным положить в основу каталога какой-то один источник, но необходимо принять во внимание все певческие книги. Кроме того, в некоторых партиях отдельные песнопения дублированы, представлены как бы в двух экземплярах, объединенных под одним переплетом. Чаще всего дважды выписываются троестрочные антифоны Новолетию, причем всегда — без заголовка (а — л. 4 об. и л. 15 об., б — л. 6 и л. 14, в — л. 5 и л.13 об., з — л. 5 об. и л. 16). В книге (д) вложен двойной отдельный вынимающийся лист, пронумерованный как л. 15—16, который содержит тропари и кондаки Обрезанию и Святителю, повторяющиеся на л. 19—21. Иногда большие разделы оказываются переставленными: так, канон Богоявлению в партии тенора (ж) помещен перед Царскими часами и стихирами, хотя в других рукописях и в порядке следования службы должен идти после них.

Большинство партий написаны несколькими почерками, а потом скомпонованы. Возникает впечатление, что чаще всего экземпляры составлялись библиотекарем, но не самими певчими. Исключение — партия тенора 3731 (д), которая целиком, за исключением последнего дописанного на л. 89 об. песнопения, выполнена одним почерком. На верхней крышке обложки под обычной для этой

единицы хранения надписью, выполненной в технике серебряного тиснения: «м%сяцъ генварь /теноръ», читается надпись, сделанная черными чернилами: «А М П новаго л%та», которая может быть расшифрована как «Алексей Михайлович Протопопов»3. Возможно, эта партия является самой старой, образцовой партией, с которой делались многочисленные копии. В ней отсутствуют припевы на 9-й песни канона на 1 января, тропарь и кондак Богоявлению, седальны, а причастен Богоявлению в конце приписан иным почерком.

Второй комплекс проблем при работе с настоящим собранием связан со стилистической неоднородностью музыкального наполнения русского богослужения в 1-й трети XVIII в., в переходный период к Новому времени. В январских службах из собрания государевых певчих можно было услышать многоголосие разного склада: консонантного, в виде партесных обработок знаменного и большого знаменного распевов, диссонантного, в виде включения троестрочных антифонов Новолетию, а также одноголосие, напоминающее греческий распев. Все эти различные по стилистике фрагменты следуют в партиях друг за другом, вперемежку, без указания на тип фактуры. В рукописях мы не встретим ни названия распевов, за исключением «ин роспева» (вторые варианты распевов тех же текстов), ни отметок об одноголосном изложении, нет также терминов, связанных с троестрочием («путь», «низ», «верх», «захват», «строчной»). Встречаются только пометки «тенор» и «альт» (в партии альта), отсутствует «бас».

Косвенным указанием на смену стилистики в партии может служить смена ключа: так, бас партесных обработок записывается в теноровом ключе, в сочетании с другими музыкальными признаками басовой партии (квартовые ходы, скачки на октаву, фигуры эксцеллентования, заполнения скачков) он хорошо узнаваем, даже без указания «бас» (е, л. 1-8). Самым распространенным ключом является альтовый, в нем записываются партии и альта, и тенора.

Если в партии альта появляется помета «тенор» (а, л. 19, блаженна «Утверди нас в Тебе, Господи»), это, на первый взгляд, означает смену партии многоголосия. Однако в контексте настоящего собрания это оказывается обозначением перехода с многоголосного изложения на одноголосное, когда все голоса поют в унисон распев — тенор. В других местах альтовой тетради переход к одноголосию никак не обозначен, не отражается он и в смене ключа — ведь и альт, и тенор записываются в альтовом ключе. Смену многоголосия одноголосием в таких случаях можно определить только по характеру мелодии.

В партии тенора на первом этапе исследования, при описании отдельной рукописи, переход от многоголосия к одноголосию отследить невозможно. Это обнаруживается лишь позже, когда исследователь приступает к составлению партитуры.

В результате проведенного нами исследования выяснилось, что в единице хранения № 3731 зафиксированы 146 разных песнопений, которые были выпи-

3 См. также о другой рукописи А. М. Протопопова.: Плотникова Н. Ю. Партесные гармонизации знаменного и греческого роспевов (на материале стихиры «Совет превечный» из Службы Благовещения Пресвятой Богородице): Исследование и публикация. М., 2004. С. 16-17, 65.

саны нами в виде инципитов4. Из них одноголосных 78, троестрочных 4, партесных 64. В виде партесных обработок представлены все стихиры, причастны, ирмосы канонов на повечерии 3, 4, 5 января, тропари Царских часов, задостой-ник Богоявлению «О, паче ума». Троестрочием распеты антифоны и припевы к антифонам на праздник Новолетия. Одноголосно исполнялись тропари и кондаки праздникам, блаженна, припевы на 9-й песни канона, седальны, канон Богоявлению (ирмосы и тропари девяти песней обоих канонов).

Третий круг проблем очерчивается при рассмотрении настоящей единицы хранения в контексте всего певческого собрания. Оказывается, что отдельные песнопения января можно найти и в других рукописях собрания — в № 3732 и 3749.

Рукопись № 3732 является партией баса, она больше по формату, иначе оформлен переплет: он из дорогого белого пергамена, в хорошем состоянии. На обложке аналогичное книжкам из № 3731 серебряное тиснение: «месяцъ генварь. Бас». На л. 1 в начале рукописи надпись почерком XVIII века: «По сей книге петь изволил его императорское величество Петръ Великий». Содержание рукописи сходно с № 3731, но не такое полное. Она начинается со стихир Обрезанию и Василию Великому (без Новолетия), отсутствуют все каноны, Богоявление представлено Царскими часами, водосвятием и стихирами службы. Из песнопений Новолетию — только причастен «Благословиши венец лета».

Большинство песнопений этой книги фиксируют партию баса из партесных обработок стихир знаменного распева. Отсутствует троестрочие. Одноголосие представлено песнопениями на 1 января: тропарями и кондаками Обрезанию и Василию Великому, припевами на 9 песни канона, блаженной, записанными в альтовом ключе. В данном случае смена тенорового ключа альтовым (на л. 7—11 об.) совпадает со сменой фактуры и стиля изложения. Интересно, что в рукописи № 3732, по которой пел Петр I, нет стихир Новолетию.

Поскольку в предыдущей единице хранения № 3731 партия баса была представлена только одним небольшим фрагментом, содержащим стихиры на «Господи, воззвах» Обрезанию 8-го гласа «Сходяй Спас» и «Не устыдеся Всеблагий Бог», «ины стихиры» Василию Великому 4-го гласа «Иже тезоименитне», «Святительства одеждами украшен», «Небесным спребывая ликостоянием», Славу 8-го гласа «Премудрости рачитель быв», стихиру на стиховне святителю 1-го гласа «О божественная и священная» со Славой 6-го гласа «Благодать чюдес с небесе» (е, л. 1—8), то возникает возможность сравнить басовую партию по двум источникам в указанной группе стихир.

Сравнение басовой партии из № 3731 и 3732 показало их совпадение. Приведем инципиты стихиры на «Господи, воззвах» Обрезанию Господню «Сходяй Спас к роду человеческому», 8-го гласа (пример 1), и Василию Великому «Иже тезоименитне наречен быв», 4-го гласа (пример 2).

4 Группа припевов на 9-й песни канона одному празднику считается за одно песнопение, поскольку и с точки зрения текста, и музыкально они построены по одной модели. Распетые тропари одной песни канона считаются разными песнопениями, хотя они также построены по одной модели.

Пример 1. Стихира Обрезанию, глас 8. «Сходяй Спас к роду человеческому»

РГАДА. Ф. 396. № 3731 (а) л. 8 (альт), (д) л. 8 (тенор), (е) л. 1 (бас); № 3732 л. 2 (бас)

Пример 2. Стихира Василию Великому, глас 4. «Иже тезоименитне наречен быв» РГАДА. Ф. 396. № 3731 (а) л. 9 (альт), (д) л. 9 (тенор), (е) л. 2 (бас); № 3732 л. 3 (бас)

В первом примере мы видим в теноре мелодию знаменного распева с обычной попевкой «мережа». Начало этой стихиры «Сходяй Спас» с неполного трезвучия (квинта в октаве) свидетельствует о недостающем дисканте, который подразумевается в настоящей фактуре. Во втором примере представлены редкие мелодические формулы, характерные только для данного 4-го гласа: фита «сенная»5 и попевка «долинка высокая». Эта стихира «Иже тезоименитне» интересна перекрещиванием тенора с альтом на звуке в самом начале, при этом далее на этой высоте перекрещивания не возникает. В низком кадансе «долинки» тенор на одну половинную долю опускается ниже баса, а в альте звучит изящное барочное задержание к вводному тону соль мажора (диез, как это нередко бывает в партесном стиле, выписан только при втором появлении ноты «фа», что оставляет исполнителям простор для поиска адекватного приема). Окончание 2-го примера на октаве следует скорректировать, исходя из подразумеваемого дисканта с терцовым тоном.

5 См.: Григорьев Е. Пособие по изучению церковного пения и чтения. Изд. 2-е. Рига, 2001. С. 81, 276. М. В. Бражников приводит аналогичную фиту под названием «Зилотна» под № 410 («Лица и фиты знаменного распева». Л., 1984. С. 206).

Следующим шагом нашего исследования стало дополнение басовым голосом из «царской» партии № 3732 всех остальных партесных песнопений январского тома: стихир из Царских часов в сочельник перед Богоявлением (12 песнопений), на освящение воды (2), из службы Богоявлению (15), задостойника Богоявлению и двух причастнов: Новолетию «Благословиши венец лета» и Крещению «Явися благодать Божия». Таким образом, благодаря соединению в одной базе данных двух соседних единиц хранения, № 3731 и 3732, удалось восстановить трехголосную фактуру еще 32 песнопений.

Среди них две стихиры Крещенской службы — славники на «Господи, воз-звах» и на хвалитех — записаны в двух вариантах. Рассмотрим их инципиты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первый вариант распева славника 6-го гласа «Преклонил6 еси главу» содержит обычные непродолжительные попевки (см. пример 3). Второй вариант насыщен продолжительными фитами и лицами, уже первая фраза завершается фитой с мутацией вниз (пример 4). В одноголосных рукописях оба варианта встречаются, второй обозначен как «ин роспев»7 или «переводне»8.

Пример 3. «Преклонил еси главу», на «Господи, воззвах» Слава и ныне, глас тойже

РГАДА. Ф. 396. № 3731( а) л. 47 об., (д) л. 47 об.; № 3732 л. 26 об.

Пример 4. «Ин роспев»

РГАДА. Ф. 396. № 3731 (а) л. 48, (д) л. 48; № 3732 л. 27.

В партии тенора (д) пропущены две выделенные верхней скобкой половинные ноты, видимо, по ошибке.

6 В современных изданиях принят другой вариант написания: «Приклонил еси».

7 Например, в двознаменных Праздниках: РГБ. Ф. 304/1. № 450. Л. 166—168.

8 В нотолинейных Праздниках: Там же. № 451. Л. 46 об. — 47.

Стихира «И ныне» на хвалитех «Днесь Христос на Иордан» относится к группе стихир 2-го гласа со сходным началом «Днесь», в которых традиционно выписываются многочисленные мутации, в том числе редкие для знаменного распева мутации вверх (встречается также на Рождество и на Введение)9. Первый вариант распева насыщен мутациями, начиная с самой первой фразы. Второй распев обозначен как «ин перевод», в нем нет мутаций вверх (в конце стихиры проводится все же фита с мутацией вниз), а первоисточник помещен квартой выше. В данном случае оба варианта стихиры в основе имеют один и тот же распев, но в разных редакциях. Гармонизации также различны и относятся к разным редакциям.

Приведем пример первой редакции крещенской стихиры, где распев начинается низко и на втором же слове текста содержит мутацию вверх (пример 5). Отметим, что и в 20-е гг. XVIII в., которыми датируются рукописи, знаки альтерации продолжают использоваться как знаки обозначения модальной звукоряд-ной функции, что не всегда совпадает с их современным значением. Модальный бемоль возле ноты указывает на примыкание к данной ноте полутона снизу, а диез — сверху. Однако в целом система употребления модальных знаков не выдержана, можно лишь констатировать, что значение знаков альтерации отличается от современного. По этой причине в примере 6 мы приводим второй вариант того же инципита с нашей трактовкой модальных бемолей и диезов. В таких случаях, когда в оригинальной версии пропущены отдельные ноты или понимание партитуры вызывает сложности, в каталоге также планируется приводить редакторские вторые варианты нотной строки.

9 См. рождественскую стихиру «Днесь Христос в Вифлееме» знаменного распева в четырехголосной партесной обработке ярославских певчих в издании: Кондрашкова Л. В. Ярославская служба Рождеству Христову партесного четырехголосия // Рождественские беседы о духовной музыке. Вып. 2: сб. статей по материалам XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2020. С. 84—88, 264—267 (нотное приложение). Характерны мутации также для путевого троестрочного распевов данной стихиры, см. об этом: Она же. Троестрочная рождественская стихира «Днесь Христос в Вифлееме» // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. М., 2012. Вып. 3 (9). С. 173-190.

Пример 5. «Днесь Христос на Иордан». На хвалитех, И ныне, глас 2

РГАДА. Ф. 396. № 3731 (а) л. 52 об., (д) л. 55 об. — 56; № 3732 л. 33-33 об.

Пример 6.

Тот же пример в нашей редакции с современным прочтением модальных бемолей и диезов:

В примере 7 представлен «ин перевод» стихиры квартой выше. По причине отсутствия мутации вверх, начиная со слова «Христос» распев отстоит от предыдущего примера на терцию. Если первая редакция начиналась с минорного трезвучия на басу «ля» (терцовый тон, возможно, был у дисканта), то здесь на первом звуке выписана большая терция, предполагающая мажорное трезвучие на басу «ре». Несмотря на сходство басовой партии на словах «прииде креститися», голосоведение альта сильно отличается, позволяя считать эти стихиры разными гармонизациями.

Пример 7. Ин перевод. «Днесь Христос на Иордан»

РГАДА. Ф. 396. № 3731 (а) л. 53, (д) л. 56 об., без заголовка; № 3732 л. 34

Еще одна единица хранения № 3749, имеет другой состав: это партия баса избранных праздников с 30 ноября по 5 января: ап. Андрею Первозванному, свт. Николаю Чудотворцу, в Неделю святых Праотец перед Рождеством Христовым (стихиры и канон), ирмосы канонов и канонов-трипеснцев на 22, 23 и 24 декабря, каноны предпразднству Богоявления 3, 4 и 5 января, и в конце — песнопения Новолетию: тропарь, кондак, стихиры, антифоны, блаженна, тропари и кондаки Василию Великому и Обрезанию.

№ 3749 пересекается по содержанию с январским томом № 3731 в последней своей части (л. 37-58 об.). Бас из этих разделов дополняет до трехголосия партитуры следующих песнопений: всех канонов предпразднства Богоявления; пяти стихир Новолетию — на «Господи, воззвах» 1-го гласа «Самославнаго и Боже-ственнаго учения», «Иже на Синайстей горе», «Якоже евреев телеса», «И ныне» 6-го гласа «Иже со Духом Святым соединен», «И ныне» на стиховне 5-го гласа «Ты Царю сый присно».

Кроме того, настоящая партия содержит недостающий голос низ из трое-строчных антифонов на Новолетие «Вскую, Боже, отринул еси» и припевов к ним. Как и в № 3731, антифоны Новолетию не имеют заголовка, а ключ меняется на альтовый, поскольку это характерно для низа троестрочия, в отличие от партесного баса (л. 52 об. — 54 об.). Благодаря басу из № 3749 мы смогли восстановить трехголосную фактуру в 28 песнопениях, в том числе троестрочие, до полного состава голосов10. В партии № 3749 также есть одноголосные тропари, кондаки и блаженна, которые совпадают с аналогичными в № 3731 и 3732.

На основании изученной части собрания мы пришли к выводу, что № 3731 и 3732 следует рассматривать как комплект, поскольку содержание № 3732 полностью входит в № 3731, а № 3749 — как отдельную рукопись, частично совпадающую с первой. Нам кажется целесообразным описывать в каталоге № 3731 и 3732 как одну составную единицу хранения и приводить общие для них инципиты с указанием листов также по № 3732. Что касается инципитов 27 песнопений, дополненных басом (низом) из № 3749, то их, видимо, следует приводить в двух местах: в виде трехголосных партитур в описании январского тома № 3731-3732 и как один басовый голос при описании № 3749.

Список литературы

Кондрашкова Л. В. Троестрочная рождественская стихира «Днесь Христос в Вифлееме» // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 3 (9). С. 173-190. Кондрашкова Л. В. Трехголосная служба Новолетию архиерейским чином (по рукописи Петровского времени ГИМ. Муз. 564) // Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации: Материалы международной научной конференции 12-17 мая 2014 г. М., 2017. С. 386-411. Кондрашкова Л. В. Певческие рукописи смешанной стилистики кон. XVII — нач. XVIII в.: к проблеме взаимодействия партесного и безлинейного многоголосия на грани эпох //

10 О троестрочных антифонах Новолетию из настоящего собрания мною был сделан доклад на научной конференции «Бражниковские чтения — 2020»: на его материале планируется отдельная статья.

Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 30. С. 96-122.

Кондрашкова Л. В. Ярославская служба Рождеству Христову партесного четырехголосия. Рождественские беседы о духовной музыке. Вып. 2: сб. статей по материалам XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2020. С. 52-91, 183-267 (нотное приложение). URL: https://psk-mp.ru/135752.html

Плотникова Н. Ю. Партесные гармонизации знаменного и греческого роспевов (на материале стихиры «Совет превечный» из Службы Благовещения Пресвятой Богородице): Исследование и публикация. М., 2004.

Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — середины XVIII века: источниковедение, история, теория. М.: ГИИ, 2015.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva. 2021. Vol. 41. P. 19-31

DOI: 10.15382/sturV202141.19-31

L. Kondrashkova

Lada Kondrashkova, Candidate of Sciences in Art Criticism, researcher Central Museum of Ancient Russian Culture and Art named after Andrei Rublev 10, Andronievskaya Sq., Moscow, 107120, Russian Federation ladakondrashkova@mail. ru ORCID: 0000-0002-7488-7295

On the Issue of Compiling an Incipient Catalogue of Singing Manuscripts from the Collection of the Armory of the RGADA

Abstract: In the article by L. V. Kondrashkova «On the issue of compiling an incipient catalog of singing manuscripts from the collection of the RGADA Armory,» the results of the first year of work on the creation of a detailed catalog of this collection are published. The author focuses on issues of source studies that directly affect the methods of describing and cataloguing the present manuscripts on the material of the studied storage units of RGADA f. 396. 3731, 3732, 3749. The given musical examples testify to the mixed style of musical design of worship in Petrovsky Vremya, which included party treatments of the banner chant, triple and single-voice. Recorded in the form of parts of individual voices, polyphonic chants give an idea of the number of singers in the sovereign choir in the first third of the 18th century. The tenor party, in which the chant is located, is quantitatively predominant — the source of the treatments. Much less bass and viola parts. The discant in this case has not been preserved at all. Along with one of the parts of polyphony in manuscripts, there are also single-voice chants similar in style to the Greek chant. Since all chants follow in a row, at the first stage of the study (description of the manuscript) it is sometimes impossible to judge the musical characteristics of the service, the nature of the presentation becomes clear only in the future, when compiling the score.

Keywords: church singing, polyphony, part music, trostroy, singing culture, archival collection, notation, handwritten sources, chants, history of Russian music.

References

Kondrashkova L. V. (2012). Troyestrochnaya rozhdestvenskaya stikhira «Dnes' Khristos v Vifleyeme»[Three-line Christmas verse «Day Christ in Bethlehem»]. VestnikPSTGU. Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva. Vol. V. Vyp. 3(9), pp. 173—190. Moscow (in Russian).

Kondrashkova L. V. (2017) Trekhgolosnaya sluzhba Novoletiyu arkhiereiskim chinom [Three-voice service to Novoletia by bishop's rank], in Muzykal'naya pis'mennost' khristianskogo mira": Knigi. Notatziya. Problemy interpretatzii [The musical writing of Christendom. Books, notation, interpretation problems]. Moscow, pp. 386-411 (in Russian).

Kondrashkova L. V. (2018). Pevcheskiye rukopisi smeshannoy stilistiki kon. XVII — nach. XVIII v.: k probleme vzaimodeystviya partesnogo i bezlineynogo mnogogolosiya na grani epoch [Singing manuscripts of mixed stylistics of the late 17th- early 18th centuries: to the problem of the interaction of partesy and linear polyphony on the verge of eras]. Vestnik PSTGU. Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva. Vol. V. Vyp. 30, pp. 96—122 (in Russian).

Kondrashkova L. V. (2020). Yaroslavskaya sluzhba Rozhdestvu Khristovu partesnogo chetyrekh-golosiya. Rozhdestvenskiye besedy o dukhovnoy muzyke [Yaroslavl Service to the Nativity of Christ Party Four-Voice . Christmas Talks on Sacred Music]. Collection of articles on the materials of the XXVIIIInternational Christmas Educational Readings. Moscow, pp. 52—91, 183—267 (note) (in Russian). Available at: https://psk-mp.ru/135752.html (27.12.2020).

Plotnikova N. Yu. (2004) Partesnyyegarmonizatsiiznamennogo igrecheskogo rospevov (na materiale stikhiry «Sovetprevechnyy» iz Sluzhby Blagoveshcheniya Presvyatoy Bogoroditse): Issledovaniye i publikatsiya [Party harmonizations of Znamenny and Greek chants (on the material of the verse «Sovet Prevechnyy» from the Service of the Annunciation of the Blessed Virgin Mary). Research and publication]. Moscow (in Russian).

Plotnikova N. Yu. (2015) Russkoe partesnoe mnogogolosie kontza XVII — serediny XVIII veka: istochnikovedenie, istoriya, teoriya [Russian party polyphony of the late 17th — mid 18th centuries. Source studies, history, theory. Moscow (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.