Научная статья на тему 'Певческие центры России xviii века (по материалам партесных рукописей ГИМ)'

Певческие центры России xviii века (по материалам партесных рукописей ГИМ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
363
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Плотникова Наталья Юрьевна

В центре внимания автора статьи партесные рукописи Синодального певческого собрания, хранящиеся в Государственном историческом музее, на основе изучения которых создается представление о существовавших в России XVIII в. певческих центрах и сложившихся в них традициях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Centers of russian church singing in the 18th century

The author focuses on partes manuscripts of the Sinod Singer assembly providing valuable information on the centers of Russian church singing in the 18th century and their traditions.

Текст научной работы на тему «Певческие центры России xviii века (по материалам партесных рукописей ГИМ)»

Вестник ПСТГУ

II: «Музыкальное искусство христианского мира».

2008. Вып. 1 (2). С. 31-43

Певческие центры России XVIII века (по материалам партесных рукописей ГИМ)

Плотникова Н. Ю.

(МГК им. П. И. Чайковского, ГИИ)

В центре внимания автора статьи — партесные рукописи Синодального певческого собрания, хранящиеся в Государственном историческом музее, на основе изучения которых создается представление о существовавших в России XVIII в. певческих центрах и сложившихся в них традициях.

В отделе рукописей Государственного исторического музея хранится Синодальное певческое собрание, крупнейшее в нашей стране, бесценное для исследователей русского церковного пения. Идея его создания принадлежит С. В. Смоленскому, замечательному ученому-медиевисту, директору Синодального училища церковного пения. Рукописи присылали Смоленскому со всей России; кроме того, он сам ездил по различным городам, собирая старинные памятники.

Смоленский первым выполнил обзор своей коллекции в 1899 г., сделав предварительную систематизацию и крюковых, и нотолинейных рукописей по типам певческих книг: Октоихи, Праздники, Ирмологи, Обиходы, Трезвоны, Триоди постные и цветные, Минеи общие и сборники1. Ныне Синодальное певческое собрание содержит 2652 единицы хранения, но специальные музыковедческие работы, посвященные анализу всего собрания или его составной части, пока не созданы.

В центре нашего исследования находятся рукописи так называемого постоянного партесного многоголосия (термин В. В. Протопопова), т. е. партесные гармонизации, или обработки древних церковных роспевов. Сохраняя первоисточник в теноре, партесные гармонизации имели, таким образом, самую тесную связь с древнерусской монодией, хотя, безусловно, явились видом нового, партесного стиля. Они создавались преимущественно для четырех голосов (дискант, альт, тенор, бас), гораздо реже — для восьми (удвоенного четырехголосного состава), еще реже встречаются шести-, пяти- и трехголосные обработки. Время бытования партесных гармонизаций — около 100 лет, с 80-х гг. XVII в. до 80-х гг. XVIII в.

1 О собрании русских древнепевческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения // РМГ. 1899. № 13.

Подавляющее большинство партесных гармонизаций анонимно. Среди авторов известны имена государевых певчих дьяков Стефана Беляева и Ивана Михайловича Протопопова, и около десяти имен встречается в рукописях Синодального певческого собрания: Петр Норицын, Михаил Мозжухин и некоторые другие. Партесное многоголосие создавали регенты, певчие различных храмов; для выяснения их имен необходимо изучение документальных архивов, клиро-вых ведомостей.

Огромное значение имеют владельческие записи. К сожалению, не всегда они относятся ко времени создания певческой книги. В Синодальном певческом собрании немало рукописей с поздними записями, сделанными рукой С. В. Смоленского или тех людей, которые собирали рукописи в различных регионах России. Например, в Ярославле опись собранных книг составлял благочинный священник Димитрий Крылов. Обычно он писал следующее: «Представлена книга от Сретенской гор. Ярославля церкви 1898 года Мая 10 дня. По описи № 3. Благочинный священник Димитрий Крылов» (Син. 10402); или: «Представлена от Петропавловской, что на бер. р. Волги, церкви города Ярославля. 1898 года Апреля 29 дня. По описи № 30» (Син. 1062).

По нескольким владельческим записям можно проследить судьбу книги, иногда на значительном временном протяжении. Например, сборник Син. 549 (Октоих знаменного роспева, стихиры евангельские, октоих греческого роспева) имеет во всех партиях на л. 1 позднюю запись: «Череповскаго Собора» (т. е. Воскресенского Собора г. Череповца). Но кроме того в партии тенора (Син. 549-в) по л. 15—20, 21—26, 29—34, 37—43, 59—64 помещена другая, более ранняя запись: «Сия книга вологодского Софийского собору казенная». Таким образом, рукопись перемещалась внутри одного региона. Восьмиголосные «Праздники» греческого роспева «ярославской напевки» Син. 47 были куплены в Санкт-Петербурге и подписаны в 1770 году государственным крестьянином Олонецкаго уезда Оштинскаго погоста деревни Курганской (см. запись на об. верхней крышки в партии первого баса, 47-ж). Следующая там же запись свидетельствует о дарении книги священнику Димитрию Иванову, «а после его смерти наследникам его священника Алексею Димитриевичу и его племяннику пономарю Андрею Григорьевичу»3. В другой партии расписался уже новый владелец: «Сия книга Вытегорскаго уезда Оштинскаго погоста Богоявленскаго священника Димитрия Иванова дышкант втораго голоса партесного пения» (47-б, л. I)4. Наконец, самая поздняя запись имеется в партии второго альта: «Сии нотные книги найдены в архиве Вытегорскаго Воскресенскаго Собора в Генваре месяце 1866 г. Благочинный и Миссионер Протоиерей Петр Мегорский» (47-г, л. II). Подобные примеры многочисленны.

2 Здесь и далее «Син.» обозначает указание на единицу хранения в Синодальном певческом собрании.

3 Здесь и далее записи даются в современном написании, в расшифрованном виде, титла раскрываются.

4 Принадлежность храма какому-либо уезду, губернии, епархии не раз менялась на протяжении XVIII — XIX вв.

Изучение Синодального певческого собрания позволяет сделать выводы о том, насколько широко распространялся партесный стиль по всей России, по городам, монастырям, отдельным храмам5. В процессе работы обнаруживаются рукописи, созданные в одном месте, нередко одинаково оформленные: одного формата, со сходными переплетами (цвет кожи, украшения), написанные почерком одного писца и т.п. Можно предположить, что в этом храме или монастыре существовала определенная потребность в таких нотных книгах, были достаточные певческие силы — хоры с грамотными, хорошо обученными певчими (для документального подтверждения таких предположений необходимы дополнительные архивные изыскания, изучение клировых ведомостей). Наличие трех, четырех и более рукописей6 позволяет, на наш взгляд, говорить о сформировавшемся певческом центре.

Для выявления оригинальности, самостоятельности гармонизаций требуется более детальный сравнительный анализ музыкального материала одинаковых певческих книг. Такое исследование было сделано нами на примере стихиры «Совет превечный» из певческой книги «Праздники», что позволило выявить 14 различных гармонизаций знаменного роспева и 7 гармонизаций греческого роспева, а остальные причислить к их спискам7. Эта работа продолжается на широком материале всех партесных рукописей Синодального певческого собрания; ныне можно делать предварительные выводы о существовании самобытных певческих центров в России XVIII в.

Для краткого описания различных певческих центров целесообразно выбрать условный географический «путь» с запада на восток. Самой западной точкой является Великий Новгород, северной — Соловецкий монастырь8, наконец, крайний восточный пункт бытования партесных рукописей Синодального певческого собрания — Пермский край (город Красноуфа, ныне Красно-уфимск).

Шесть замечательных рукописей принадлежали Новгородскому собору Знамения Пресвятой Богородицы. Собор был построен в 1682—1688 гг. на месте обветшавшей церкви, сооруженной в 1354 г. для иконы Знамения Пресвятой Богородицы, защитившей Новгород от суздальцев в 1170 г. В 1699—1703 гг. собор был окончательно отстроен и украшен, интерьер собора расписала в 1702 г. артель

5 В этом отличие данной коллекции от собрания партесных рукописей Оружейной Палаты РГАДА, которое позволяет создать целостное представление о школе государевых певчих дьяков петровской эпохи, об одной локальной традиции. Рукописи государевых певчих дьяков охватывают два центра, две столицы — Москву и Петербург (см.: Плотникова Н. Ю. Партесные рукописи в собрании Оружейной палаты в РГАДА // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института: Материалы. М., 2003. С. 485-493).

6 Здесь и далее под рукописью, книгой понимается одна единица хранения Синодального певческого собрания, без учета партий-поголосников, входящих в ее состав. Отметим, что поголосники — наиболее распространенная форма бытования партесного многоголосия, партитуры встречаются крайне редко.

7 См.: Плотникова Н. Ю. Партесные гармонизации знаменного и греческого роспевов (на материале стихиры «Совет превечный» из Службы Благовещения Пресвятой Богородице). Исследование и публикация. М., 2005.

8 Рукописи Соловецкого собрания хранятся в ОР РНБ (Санкт-Петербург).

костромских живописцев во главе с Иваном Яковлевичем Бахматовым. Возможно, именно в это время были созданы и певческие рукописи.

В «Историческом описании Новгородского Знаменского собора», составленном протоиереем Павлом Тихомировым, есть раздел «Библиотека и архив», где указана 41 писанная полууставом нотная книга. Не все они попали в Синодальное певческое собрание. В описании Тихомирова значатся: «а) четыре книги на четыре голоса содержат тропари, ирмосы и катавасии на господские праздники греческого распева; б) четыре книги тоже на четыре голоса заключают распевы трезвонов на разные случаи»9. Эти книги, в полном составе, сохранились в Синодальном певческом собрании: Син. 660 (а—г) и Син. 656 (а—г). В 660-а (партия дисканта) на обложке имеется запись: «Дышкант греческаго роспева тропарей ирмосов и катавасии господских праздников», а по л. 1—12: «Сия книга роспев тропарей и ирмосов господских праздников соборныя цер-кве знамения пресвятыя Богородицы казенная». В 656-а (партия дисканта) по л. 1—5 и 7—11 дана сходная запись: «Сия книга роспев трезвонов соборныя церкве Знамения Пресвятыя Богородицы Казенная». Трезвоны содержат песнопения Тихвинской иконе Богородицы, Службы победительной (на Полтавскую победу), апп. Петру и Павлу, пророку Илии, Смоленской иконе Богородицы, Усекновению главы Иоанна Предтечи, Новому лету, Иоанну Богослову, Покрову, Казанской иконе Богородицы, архангелу Михаилу, ап. Андрею Первозванному, Петру Митрополиту, свт. Николаю Чудотворцу, на перенесение мощей свт. Николая Чудотворца.

Кроме того, в ГИМ находятся Октоих (Син. 568), Обиход (Син. 657 и 658) и Задостойники (Син. 670), не перечисленные П. Тихомировым. Прочие же книги из его описания («8 книг на четыре же голоса с заглавием: "распев стихир на Господи воззвах на стиховне и хвалитных на Господские и богородичные праздники", остальные, затем, книги содержат в себе прокимны, величания и литургию на два и три голоса знаменного распева»10) отсутствуют в Синодальном певческом собрании.

Сохранившиеся рукописи Знаменского собора свидетельствуют о том, что храм имел собственный полный комплект певческих книг, необходимых для богослужения. При этом в большинстве случаев в рукописях дана оригинальная, своеобразная гармонизация церковных роспевов, скорее всего, созданная именно здесь, в Новгороде, возможно, роспевщиком этого собора, а не заимствованная из какого-либо другого певческого центра.

Заслуживает внимания многороспевность, богато представленная в певческих книгах Знаменского собора. Например, рукопись Син. 568 включает в себя полный Октоих вначале знаменного, а затем греческого роспева. В Обиход Син. 658 входят несколько циклов различных гласовых песнопений: на «Господи, воззвах» (киевского и знаменного роспева11), на «Бог Господь» (знаменного,

9 Историческое описание Новгородского Знаменского собора. Сост. прот. Павлом Тихомировым. Новгород, 1889. С. 138.

10 Там же.

11 В настоящем сборнике в разделе «Публикации» помещены: «Господи, воззвах» 1-го гласа киевского и знаменного роспева (Син. 658), а также фрагмент канона прп. Нилу Столо-

киевского и киевского малого роспева). Один из уникальных образцов многоро-спевности в отношении различных песнопений Литургии — сборник Син. 657, содержащий 13 гармонизаций различных роспевов «Единородный Сыне», 48 гармонизаций «Херувимской», 16 — «Достойно есть» и т. п12. Музыканты собора как будто пытались охватить в своих книгах всю полноту и древней монодийной, и новой (партесной) певческой традиции.

Юго-восточнее Великого Новгорода расположена Нилостолобенская (Ни-лова) пустынь, монастырь с общежительным уставом, открытый согласно грамоте Патриарха Иова в 1594 г. В это время в крупнейших монастырях России уже сложился богослужебный певческий обиход, круг наиболее распространенных песнопений. Его основу составлял знаменный роспев. Возможно, певческие рукописи, зафиксировавшие знаменный роспев, имелись в этот период и в Ниловой пустыни. В первой описи монастырской библиотеки 1614 г. значатся 32 рукописных книги. В середине XVII в., при игумене Нектарии (Теляшине), книжное хранилище увеличивалось, настоятель заботился о духовном росте братии, собирая книги душеполезного содержания. Известно, что его рукой был написан и сборник богослужебных песнопений объемом в 529 листов в знаменной нотации.

Исследователь монастырских архивов Северной России А. Е. Викторов в описании библиотеки Ниловой Столобенской пустыни указал 16 крюковых книг и 35 рукописей на линейных нотах: «Ирмологии, Октоихи, Праздничные минеи, Триоди, Обиходы и др»13. К сожалению, Викторов не уточняет, были ли это певческие одноголосные книги или партии многоголосных сочинений.

В Синодальном певческом собрании находятся четыре партесных рукописи, принадлежавшие Ниловой пустыни: Октоих (Син. 755, партии дисканта, альта и баса), Праздники двунадесятые греческого роспева (Син. 756, все партии)14, Сборник (Син. 757, все партии), включающий Всенощное бдение, Песнопения Покрову, апостолам Петру и Павлу, Евангельские стихиры, а также Службу пре-

бенскому (Син. 757), «Златая кадилнице» и Величание из Службы Смоленской иконе Божией Матери (Син. 868), Величание из Службы в Неделю ваий (Син. 1304), Блаженны 1-го гласа греческого роспева Михаила Мозжухина, малые и большие (Син. 1286), фрагмент Предна-чинательного псалма греческого напева (Син. 1283), Блаженна 1-го гласа (Син. 268), Кондак прп. Сергию Радонежскому (Син. 793).

12 См. об этом: Городецкая (Гурьева) Н. В. О различных подходах к гармонизации Херувимской песни в партесных композициях середины XVII — начала XVIII вв. На материале рукописи ГИМ, Син. певч. собр., 657 // Гимнология: Материалы Международной научной конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» (к 130-летию Московской консерватории) 3—8 сентября 1996. Ученые записки Научного центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского / Отв. ред., сост. И. Лозовая. Вып. 1. Кн. 2. М., 2000.

13 Викторов А. Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России. СПб., 1890. С. 203.

14 В издании «Служба в Неделю Святыя Пятидесятницы с последованием коленопреклонения» (М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004) была осуществлена публикация двух партесных гармонизаций из этой рукописи, стихир «Во пророцех возвестил еси» и «Царю небесный» (с. 191—192, редакция и краткий комментарий Н. Ю. Плотниковой).

подобному Нилу, Столобенскому чудотворцу, Сборник песнопений Всенощного бдения и Литургии (Син. 758, партии дисканта, альта и баса).

Служба прп. Нилу (Син. 757), безусловно, созданная роспевщиками самой пустыни, — одна из самых полных служб святым во всем корпусе партесных рукописей, здесь гармонизованы циклы стихир малой и великой вечерни, утрени, все седальны, канон, величание. По филиграням рукопись можно датировать 1720—1724 гг., т. е. она относится к достаточно раннему периоду развития партесного стиля.

Рукопись Син. 758 раскрывает имя одного из возможных авторов партесных гармонизаций Ниловой пустыни. В партии баса имеется запись: «Сия тетрать иеромонаха и головщика Зосима королева нотнаго колиберу [калибра] и писал оный Зосим своею рукою». В этом сборнике благодаря трудам монастырского головщика записаны «Литоргия столпового напеву», немало различных напевов песнопений Литургии, полный цикл задостойников и другие гармонизации.

Ниловой пустыни принадлежала также интересная вкладная рукопись (Син. 722, партии дисканта, тенора, баса), купленная в Москве в 1765 г. и пожертвованная в монастырь: «Сии книги отдоны вкладу в Нилову пустынь осташковским купцом Алексием Ивановым сыном Герасимовым которыя отдоны вечно и подписал своей рукой 1796 году месяца марта 29 дня» (запись в партии тенора, 722-б, л. 40—93). Как и предыдущая рукопись, сборник создавался в первой трети XVIII в. В партии тенора после причастного стиха «Радуйтеся, праведнии» на полях имеется дата: «1727 генварь 9». Рукопись содержит редкие, иногда даже уникальные названия песнопений: «Единородный Сыне» «органная», после чтения Апостола «Аллилуиа» «громогласная», «Иже херувимы» «книзу патриаршая прикладная степенная болшая», «кеноник» «громохоралной», «кеноники греческия ростовския». Не менее ценны указания на авторов гармонизаций, («Херувимския знаменны Господина творение Стефана Беляева верховые»), но не все из них мы пока можем расшифровать, например, «Греческий осмогласник творение I М в Санктпитербурхе». В данном случае особенно важно то, что подряд помещены два авторских осмогласных цикла песнопения «Иже херувимы» — знаменного и греческого роспевов15.

Далее на юго-восток расположен крупнейший певческий центр — Ярославль16. К настоящему моменту в Синодальном певческом собрании нами выявлены более 50 единиц хранения рукописей (или около 400 партий-поголосни-ков), принадлежавших различным храмам Ярославля. Такая огромная коллекция не имеет аналогов внутри Синодального певческого собрания и свидетельствует о высочайшем уровне развития партесного стиля в Ярославле, достигнутом к середине XVIII в.17.

15 Об осмогласных циклах С. Беляева писала Н. Гурьева: Система осмогласия в русской Литургии конца XVII — начала XVIII в.: Автореф. дис. ... канд. иск. / МГК. М., 2000.

16 Этому вопросу посвящена наша статья «Ярославль — крупнейший певческий центр России XVIII века (по материалам партесных рукописей ГИМ)» // Алмазовские чтения. Ярославль, 2007 (в печати).

17 Рукописи ярославского происхождения хранятся и в других архивах Москвы, например в Государственном Центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки.

Выдающиеся музыканты, великолепно владевшие техникой партесного письма, работали в середине и во второй половине XVIII в. в кафедральном Успенском соборе. Им принадлежали четырехголосные «Праздники» знаменного роспева (Син. 850, 856), Служба благодарственная на Полтавскую победу 27 июня (Син. 865) и несколько комплектов восьмиголосных певческих книг: «Праздники» греческого роспева (Син. 855)18, отдельные службы на 6 и 15 августа, Преображению и Успению (Син. 864), песнопения Страстной Седмицы (Син. 859). Почитаемым ярославским чудотворцам, святым благоверным князьям Василию и Константину посвящены восьмиголосная служба в стиле постоянного многоголосия (Син. 858) и 16-голосный концерт «Что днесь шум празднующих» (Син. 863). Уникальный образец многохорного письма представляет «Служба Божия» и два концерта на 48 голосов (Син. 852, 863), созданные в 1761—1762 гг.

Из коллекции Петропавловской церкви, что на берегу реки Волги, в Синодальном певческом собрании сохранились четырехголосные Октоих (Син. 1060) и песнопения Триоди постной и цветной (Син. 1068), восьмиголосные сборники: Праздники, Трезвоны, Октоих (Син. 1062) и песнопения Всенощного бдения и Литургии (Син. 1067), а также различные Трезвоны. Связь «Трезвона» св. апп. Петру и Павлу (Син. 1063, 8-гол.) с главным престольным праздником несомненна. Два придела Петропавловской церкви — во имя прп. Михаила Ма-леина и во имя св. архангела Михаила — объясняют наличие определенных певческих книг, посвященных этим святым: службы прп. Михаилу Малеину (Син. 1064, 4-гол.), собору архистратига Михаила (Син. 1066, 8-гол.). А вот служба Смоленской иконе Божией Матери (Син. 1065), скорее всего, является вось-миголосной редакцией 12-голосной службы, созданной в храме вмч. Димитрия Селунского19 (Син. 868). По сведениям Т. Рутман, эта каменная церковь была построена во имя Богоматери Одигитрии в 1671 году, освящена в 1673 году и имела приделы во имя Димитрия Солунского и Георгия Победоносца20. Именно с престольными праздниками связано возникновение 12-голосных трезвонов (Син. 868, Син. 871, Син. 867 соответственно). Отметим, что из восьми рукописей, принадлежавших храму вмч. Димитрия, половина предназначена для 12-го-лосного хора (к перечисленным выше следует добавить Праздники Син. 873). Видимо, этот храм обладал замечательными исполнительскими силами, что побуждало музыкантов активно работать над созданием многохорных партесных произведений.

Не будет преувеличением вывод о том, что некоторые ярославские храмы являлись самостоятельными певческими центрами. Это подтверждает и стилистический анализ произведений постоянного партесного многоголосия: гармонизации одного и того же напева, выполненные в различных храмах, имеют свое «лицо»,

18 Возможно, в кафедральном Успенском соборе и был создан тот единственный вариант восьмиголосной гармонизации Праздников греческого роспева, который был распространен по всей России и нередко имел обозначение «ярославския», или «ярославской напевки» (Син. 47 из Вытегорского Воскресенского собора, Син. 48 из Верховажского Успенского собора).

19 Написание «Селунского» встречается во всех рукописях, принадлежавших храму, в отличие от более позднего варианта «Солунского».

20 Рутман Т. Святыни и храмы Ярославля. Ярославль, 2005. С. 241.

свои индивидуальные особенности. Появляется возможность с большим основанием говорить о существовании авторского стиля многоголосной обработки.

Три обработки певческой книги «Праздники» из церквей Димитрия Со-лунского, Иоанна Златоуста в Коровниках и Иоанна Предтечи в Толчкове (Син. 872, 943, 519) отличает разнообразие принципов гармонизации знаменного роспева. Многоголосие насыщается мелодическим движением голосов, сопровождающих роспев. Возможно, в этом проявилось влияние партесных концертов. «Чем дальше композитор отходил от принципа "нота против ноты", чем больше уделял внимания мелодической и ритмической оригинальности партий, чем сильнее заботился об украшении каждого голоса, тем более своеобразным получалось многоголосное целое. В этом отношении особенно выделяются рукописи ярославского происхождения»21.

20 комплектов партесных поголосников имеют позднюю (конец XIX — начало XX вв.) владельческую надпись: «Кинешемской соборной библиотеки». Кинешма, расположенная юго-восточнее Ярославля, относилась к Костромской губернии и епархии, ныне — к Ивановской области. Самое раннее по времени постройки здание храмового комплекса Кинешмы — Успенский собор. «Соборная церковь летняя, каменная, с каменной колокольней и оградою, построена 1745 года»22. Возможно, в это время, в середине века, и был создан весь комплекс певческих книг для собора (но нельзя исключать вероятности создания этих рукописей в другом певческом центре).

Кинешемские рукописи отличает очень хорошая сохранность. Например, до нас дошли все партии четырехголосных служб на двунадесятые праздники23. По своему музыкальному содержанию песнопения служб в основном совпадают с певческими «Праздниками» из Оружейной палаты, созданными государевыми певчими дьяками (а также, например, с «Праздниками» Син. 924, принадлежавшими государеву певчему дьяку А. М. Протопопову). Это сходство подтверждает и характер нотного письма, оформления рукописей. Но все же кинешемские «Службы» гораздо полнее и богаче по составу, по количеству роспевов: достаточно указать, что почти все сборники «двухчастны», содержат вначале циклы стихир знаменного роспева, затем стихиры и канон греческого роспева. Рукописи государевых певчих со времени Петра I активно распространялись по России, в том числе по указам самого царя, но пути такой «миграции» еще плохо изучены.

Заслуживают внимания и прочие сборники из кинешемской соборной библиотеки на 4 голоса (Син. 1282, 1284, 1286, 1294, 1314) и два восьмиголосных (Син. 1288 и 1291). Кратко остановимся лишь на Син. 1286, содержащем песно-

21 Плотникова Н. Ю. Партесные гармонизации знаменного и греческого роспева. М., 2005. С. 44.

22 Иоанн Беляев, прот. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений. СПб., 1863. С. 110.

23 Син. 1295 Служба Вознесению; Син. 1296 Служба Воздвижению; Син. 1297 Служба Преображению, Син. 1298 Служба Пятидесятницы; Син. 1299 Служба Благовещению; Син. 1300 Служба Сретению; Син. 1302 Служба Введению; Син. 1303 Служба Рождеству Христову; Син. 1304 Служба в Неделю ваий; Син. 1305 Служба Успению; Син. 1306 Служба Богоявлению; Син. 1307 Служба Рождеству Богородицы.

пения Литургии разных роспевов. Например, 6 «Херувимских» перечислены в реестре партии тенора (л. 1—3) как «Греческая ярославская, Греческая, Греческая, Греческая новая, Знаменныя и Знаменная 6 гласа». Единственным случаем во всем Синодальном певческом собрании является наличие пяти осмогласных циклов «Блаженн»: жуковского роспева, «греческия», «знаменныя», «греческия Мозжухина болшия» и «греческия ево ж Мозжухина малыя».

Имя Михаила Мозжухина встречается в перечне имен авторов партесного стиля, выполненного В. В. Протопоповым24, но никаких данных об этом композиторе пока не имеется. Что скрывается под обозначением «творение Михаила Мозжухина» (партия тенора, л. 38)? Относится ли оно только к партесной гармонизации или также к созданию варианта первоисточника? Даже «греческие малые» «Блаженны» Мозжухина имеют гораздо более развитую теноровую партию, чем «Блаженны» греческого роспева из той же рукописи, а «Блаженны» Мозжухина «болшие» представляют весьма пространный роспев с развитой ме-лизматикой.

Продолжая путешествие по центрам партесного пения и двигаясь на север, попадаем в Кострому. Большая часть рукописей Кафедрального Успенского собора и Ипатьевского монастыря относится к концертному стилю партесного многоголосия. Эти книги имеют записи «Костромскаго Архиерейскаго хора», «Костромскаго Архиерейского дому», нередко с многочисленными подписями архиерейских певчих.

Приходская церковь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, что при Ипатиевом монастыре, имела, напротив, преимущественно рукописи постоянного партесного многоголосия, относящиеся к петровской эпохе: Син. 486 Обиход 4-голосный (песнопения Всенощного бдения, несколько «Литургий» разных роспевов, последование венчания, Стихиры Пасхе и другие песнопения); Син. 489 Обиход 8-голосный (Литургия греческого роспева, Литургия знаменного роспева, Всенощное бдение греческого роспева, «Втораго роспеву», знаменного роспева, отдельные песнопения Литургии и всенощного бдения), Син. 490 Октоих и стихиры Евангельские. Наиболее разнообразен по составу сборник Син. 1283. Он открывается Трезвонами ап. Иоанну Богослову греческого роспева и Святителю Николаю греческого роспева, соответственно имевшимся в храме престолам в честь «св. Евангелиста Иоанна Богослова и свт. Николая»25. В состав книги также входят шесть вариантов Предначина-тельного псалма Всенощного бдения (два греческого напева, «греческой перевод», два киевского напева и один без указания роспева), «Славословие великое», «Литоргия на 4 голоса», «Служба Божественныя Литоргии жуковская», «Литургия преждеосвященных», «Блаженны знаменныя», «Стихиры Пасце зна-менныя» и «греческаго напеву», Последование освящения храма, Октоиха «греческого согласия», «Стихеры евангельския греческия», или «греческаго напеву»,

24 Протопопов В. В. Значение партесного стиля в истории русской музыки // Из истории духовной музыки: Межвуз. сб. науч. тр. / Ростовская гос. консерватория им. С. В. Рахманинова. Ростов н/Д: Изд-во РГПИ, 1992. С. 46.

25 Иоанн Беляев, прот. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений. СПб., 1863. С. 27.

Октоих знаменного роспева. В партии тенора Син. 1283 имеются различные даты: от 1699 г. до 1803 г., что свидетельствует о долгом бытовании книги.

На территории нынешней Вологодской области существовало несколько певческих центров: Устюжна Железнопольская, Воскресенский собор г. Череповца (7 рукописей) и Верховажский Успенский собор (5 рукописей). Упомянем также о том, что на севере Вологодского края находится Кирилло-Белозерский монастырь, партесные рукописи которого хранятся в ОР РНБ в Петербурге.

Устюжна при Петре I была видным промышленным центром, связанным с металлообработкой и производством оружия. В 1690 г. здесь был освящен Богоро-дице-Рождественский собор, построенный ярославскими каменщиками, интерьер и иконостас выполнены мастерами московской Оружейной палаты. Роспись и украшение храма могли сочетаться с заботой о певческой стороне Богослужения.

Собору принадлежали партесные книги на 4 голоса: Триодь (Син. 655), два комплекта Октоиха (Син. 661 и 671), три комплекта Праздников (Син. 662 греческого роспева, Син. 702 и 550 знаменного роспева). Праздники Син. 702 представляют собой список с гармонизации, выполненной в школе государевых певчих дьяков, возможно, Алексеем Протопоповым, — ему принадлежала рукопись Син. 924. Четырехголосная партитура Син. 550, датированная нами концом XVII в., дает свой самобытный вариант многоголосной обработки знаменного роспева. В этой рукописи имеется окончание владельческой записи: «устюженец изуграф Патап Копыльцев» (л. 3). В нашей монографии мы условно связывали происхождение книги с городом Великий Устюг Вологодской губернии и предполагали также, что рукопись могла быть подписана жителем г. Устюжна Железно-польская Вологодской губернии26. Теперь, благодаря изучению прочих рукописей Синодального певческого собрания, можно уверенно говорить о принадлежности Син. 550 Устюжне. Более того, стали известны новые данные об авторе записи. По словам А. Рыбакова, имена устюженских иконописцев XV—XVII вв. нам неизвестны. «Возможно, дальнейшие работы по реставрации и изучению местных памятников восполнят этот пробел. Первые документальные известия об устюженских мастерах относятся к началу XVIII в. В переписной книге 1713 года упомянуты иконописцы Матвей Слескинцов и Потап Копыльцов»27. Таким образом, появляются новые возможности для датировки и атрибуции рукописи.

Богатство партесного многоголосия в устюженском храме может быть объяснено влиянием как московской (через Оружейную палату, государевых певчих дьяков), так и ярославской традиций. Кроме того, к Устюжне уже в конце XVII в. проявлял особый интерес барон Григорий Дмитриевич Строганов, известный любитель партесного пения, покровитель Н. Дилецкого. В 1694 г. Строганов построил в Устюжне каменную Казанскую церковь. Возможно, там было введено партесное пение и шел «обмен опытом» между храмами (хотя нельзя отрицать и ситуацию соперничества, самостоятельности в ведении певческого дела).

Самая северная епархия в нашем путешествии—Архангельская. В Синодальном певческом собрании ГИМ представлены рукописи из Каргополя, Холмогор,

26 ПлотниковаН. Ю. Партесные гармонизации знаменного и греческого роспевов. М., 2005. С. 12.

27 Рыбаков А. Устюжна. Череповец. Вытегра. Л., 1981.

Антониева Сийского монастыря. Одним из самых отдаленных и труднодоступных мест епархии была Кожеозерская Петропавловская церковь. По данным конца XIX в., Кожский приход состоял из 8 деревень: «...семь из них расположены по берегам р. Кожи (левый приток Онеги), давшей приходу название и одна за р. Онегою. Два приходских храма находятся в деревне Макарьинской. <...> От гор. Архангельска описываемый приход находится в 285 верстах, от г. Онеги в 55-ти. <...> Кожский приход образовался в 1659 г. В настоящее время в нем два приходских храма и два приписных. Все они деревянные и однопрестольные, с внешней стороны имеют крестовидную форму. Из приходских храмов один Крестовоздвиженский, устроенный в 1769 г., пятиглавый, обшит тесом и окрашен, и другой св. Климента, папы Римского, устроенный в 1695 г., также обитый и окрашенный. Из приписных один в честь препод. Никодима, в дер. Чирков-ской, в 2 И верст. от приходских храмов устроен в 1883 г. и другой в честь св. ап. Петра и Павла в дер. Петровской, в 12-ти верстах, построен в 1854 г. Утварию, ризницею и богослужебными книгами все храмы снабжены достаточно»28.

Последнему из указанных приписных храмов и принадлежали четыре рукописи партесного постоянного многоголосия: «Единородный Сыне и Блаженны» (Син. 268, 8-голосная партитура), Октоих знаменного роспева (Син. 439), сборник, включающий «Богородичны воскресны на 6 голосов» октоиха, «Стихиры Пасце на шесть голосов», «Пение Божественныя литоргии греческаго согласия» и «Задостойники греческаго пения 12 праздников господних» на 4 голоса (Син. 440); Праздники 8-голосные греческого роспева (Син. 441)29. Почти все книги имеют сходную запись: «Кожеозерской Петропавловской церкви, выслана в Олонецкую Дух. Консисторию 20 Апр. 1894 г.». Судя по тому, что храм был построен в 1854 г., а рукописи датируются 2-й пол. XVIII в., они могли быть созданы в другом месте Кожского прихода. В конце XIX в. их передали как архивный материал в консисторию по запросу С. В. Смоленского, а затем — в Москву, в Синодальное певческое собрание.

Пермский край — самая восточная точка распространения партесного стиля. Здесь следует отметить пять рукописей из собрания Свято-Троицкого Соликамского монастыря. В две из них (Син. 789 и 791) включены песнопения Петра Норицына: его перу принадлежало немало партесных гармонизаций30, но никаких сведений о его биографии до сих пор нет; соликамские рукописи могут дать некоторую новую информацию об этом мастере.

Представляет интерес также небольшой певческий центр пермской епархии — Николаевская церковь села Ныроб Чердынского уезда. М. Г. Казанцева,

28 Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып.Ш. Уезды: Онежский, Кемский и Кольский. Издание Архангельского епархиального Церковно-археологического комитета. Архангельск, 1896. С. 55.

29 Возможно, этой епархии принадлежала и рукопись Син. 431 Октоих знаменного роспева и Стихиры Евангельские, с неоконченной владельческой записью: «Сий октоих Светозер-скаго прихода священника Матфея» (л. 121 об.).

30 Протопопов В. В. Значение партесного стиля в истории русской музыки // Из истории духовной музыки: Межвуз. сб. науч. тр. / Ростовская гос. консерватория им. С. В. Рахманинова. Ростов н/Д: Изд-во РГПИ, 1992. С. 48—49; Гурьева Н. В. Система осмогласия в русской Литургии конца XVII — начала XVIII века: Автореф. дис. ... канд. иск. М., 2000.

исследуя певческие рукописи Чердынского уезда, сообщала о бытовании в этом районе одноголосных нотолинейных певческих книг: «Тот факт, что рукописи покупались и ходили по рукам, свидетельствует о широком распространении в городской и крестьянской среде музыкального знания. Пик распространения книг квадратной нотации приходится на 40-е — 60-е годы XVIII столетия. В это время приобретаются и создаются основные книги знаменного пения, по которым певцы не только поют, но и обучаются. Исполняются же песнопения, широко распространенные в России в конце ХУП—ХУШ вв.: "киевского", "греческого", "болгарского", "большого" роспевов»31.

По мнению Казанцевой, «певцы Чердынского уезда не приемлют принятый в столицах многоголосный стиль пения». Время появления многоголосия Казанцева относит лишь к 1-ой пол. XIX в. Рукописи Синодального певческого собрания позволяют сделать обратный вывод о том, что нотолинейные партесные рукописи, как одноголосные, так и многоголосные, создавались одновременно, причем наиболее активно — в середине XVIII века. Приведем некоторые владельческие записи. В партии тенора «Праздников» (Син. 780-в): «Сии праздники иеродиакона Иоасафа Трушкова, коими благословил сына своего Матфея 1766 года марта [...] дня» (л. 1). В партии тенора «Трезвонов» (Син. 793-б): «Сии книги на четыре гласа служб Сергею радонежскому чудотворцу и Алексею Божию человеку приложены в село Ныроб к церкви Николая чудотворцу чердынским жителем Александръ Акимовым. в лето 1786 году августа 29 дня» (оборот верхней крышки рукописи)32.

Чем можно объяснить наличие своеобразного певческого наследия в Николаевской церкви Ныроба? Достопримечательность этого села в том, что оно было местом ссылки Михаила Никитича Романова. Дядя будущего царя Михаила Фео-доровича, первого из рода Романовых, и родной брат святейшего патриарха Филарета Никитича, был сослан в деревню Ныробку Чердынского уезда по приговору боярскому, по обвинению в колдовстве. Его привезли в Ныроб в начале сентября 1600 года под стражей, заковали в железные оковы «весом три пуда» и посадили в земляную яму. Пища состояла только из хлеба и воды. Михаил Никитич преставился в августе 1601 г., есть версия, что он был умерщвлен. На месте его погребения поставили часовню, а затем, в 1613—1614 гг. — церковь Николая Чудотворца.

Также замечательно явление в этом селе иконы святителя и Чудотворца Николая, для которой и был выстроен деревянный храм. Он дважды горел, но после второго пожара 1680 г. все-таки был отстроен. Тем не менее в 1705 г. в Ныробе была воздвигнута каменная церковь во имя святителя Николая; «на какие деньги, по чьему повелению, остается неизвестным»33.

Возможно, у Ныроба были московские покровители (хотя, например, известно что Петр I в 1720 г. ограничил льготы храму). Красота архитектурного решения храма не имела себе равных в Пермской губернии: «Стены украшены разного цве-

31 Казанцева М. Г. Певческие рукописи Чердынского краеведческого музея им. А. С. Пушкина // Чердынь и Урал в историческом и культурном наследии России: Материалы науч. конф., посвященной 100-летию Чердынского краеведческого музея им. А. С. Пушкина. Пермь, 1999. С. 209.

32 Кроме того, согласно поздним владельческим записям, храму принадлежали четырехголосные рукописи: Задостойники и Херувимские песни (Син. 785) и Октоих (Син. 802).

33 Попов И. Достопримечательности села Ныроба Чердынского уезда. Пермь, 1896. С. 3.

та полуколоннами, изображениями святых и каменным бордюром красного и желтого цветов. На белом фоне здания этот бордюр производит впечатление тонкого кружева. Вообще, такую редкую архитектуру можно встретить только в Москве»34.

Бедность и малочисленность прихода окупилась впоследствии множеством паломников. По сведениям второй половины XIX в., «село Ныроб усердно посещается богомольцами. Общее количество их определяется цифрой около 4000, прежде же бывало и до 6000. Особенно велик наплыв бывает во время великого поста; в 1892 г., например, за это время перебывало около 2000 человек. Приходят не только "свои" (то есть из Пермской губернии), но и из дальних мест: Вятской, Вологодской, Архангельской и других губерний, бывали даже из Москвы»35.

Возможно, и в середине XVIII в. село Ныроб было местом паломничества, что требовало соответствующего уровня музыкальной стороны богослужения, поэтому здесь и создавались комплекты певческих многоголосных книг. Не исключено также, что книги были привезены из Москвы или из каких-либо крупных центров заказчиками строительства храма. В комплекте Ныробских рукописей не хватает главной певческой книги — Обихода, но это, на наш взгляд, говорит лишь о плохой сохранности рукописной коллекции храма.

В заключение статьи подчеркнем, что партесные рукописи иногда являются единственным уцелевшим свидетелем существования того или иного певческого центра, храма. Уничтожены Кафедральный Успенский собор Костромы, Петропавловская церковь Ярославля на берегу Волги36, Кожеозерская Петропавловская церковь37. Многие храмы восстанавливаются из руин.

Перед исследователями партесных рукописей постоянного многоголосия встает множество задач. Атрибуция и датировка рукописей, изучение владельческих записей, поиск оригинальных гармонизаций и их списков, невозможный без сведения поголосников в партитуру, — это лишь часть кропотливой многолетней работы. Далее необходимо обобщение огромного материала, на основании которого можно будет делать выводы об истории и теории развития этой важнейшей разновидности партесного стиля, ее значении в музыкальной культуре России конца XVII — XVIII вв.

Centers of Russian church singing in the 18th century

By N. Plotnikova

The author focuses on partes manuscripts of the Sinod Singer assembly providing valuable information on the centers of Russian church singing in the 18th century and their traditions.

34 Там же. С. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 Там же.

36 См.: Рутман Т. А. Святыни и храмы Ярославля. С. 222. Храм взорван в 1937 г.

37 Гунн Г. П. Каргопольский озерный край. М., 1984. Автор упоминает «деревню Петровское, красиво стоящую на возвышенном берегу Кожи тремя рядами изб», но никакого храма ныне там нет. С. 151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.